0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Настоящий боевой автобус

Настоящий боевой автобус. БТР-152

БТР-152. От идеи до реализации

До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров. Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.

Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике. Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.

За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12 421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.

Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140». Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.

Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины. После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена. Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.

Технические особенности БТР-152

Одной из главных заслуг конструкторов ЗИС специалисты называют обращение к несущему бронекорпусу (ЗИС-100). Рамы у нового тяжелого бронетранспортёра не было, лишь боковые усилители, которые использовались для крепления ряда узлов и агрегатов боевой машины. При этом конструкторы хорошо поработали над конфигурацией корпуса и рациональным расположением бронелистов, одновременно с этим корпус был удобен для размещения и спешивания десанта, был достаточно просторен. Решение отказаться от рамы позволило разработчикам сделать корпус бронетранспортёра на 200 мм ниже без потери пространственной жесткости конструкции. В отличие от американского бронетранспортёра M3 лебедка, устанавливаемая на БТР-152, располагалась под носовым бронекапотом и была защищена от пуль и осколков снарядов.

Также, в отличие от американцев, которые для своего бронетранспортёра M3 выбрали простые формы для лучшего использования внутреннего пространства, на заводе ЗИС поработали над рациональным расположением бронелистов, создав продуманный «ломанный» характер корпуса, некоторые бронелисты были расположены под углами 30-45 градусов к вертикали, что повышало пулестойкость всей конструкции. По форме корпуса новый советский БТР был ближе к немецким полугусеничным бронетранспортёрам «Ганомаг». Наибольшая толщина брони была в лобовой части корпуса – до 13-14 мм, борта и корма отличались толщиной брони 8-10 мм. Такого бронирования было достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов и мин массой до 12 граммов, в лобовой части БТР держал и попадания 12,7-мм пуль. От бронебойных крупнокалиберных пуль, малокалиберных пушек и крупных осколков БТР-152 должны были защищать пассивные факторы: высокая скорость, маневренность, низкий силуэт. Длина корпуса бронетранспортёра составляла 6830 мм, ширина – 2320 мм, высота – 2050 мм (по пулемету – 2410 мм).

На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Корпус капотной компоновки изготавливался методом сварки из бронелистов и состоял из трех отделений, он был характерным для бронетранспортёров того временного периода. Впереди располагалось силовое отделение с двигателем, за ним следовало отделение управления, где размещались места командира боевой машины и механика-водителя, всю кормовую часть занимало просторное десантное отделение, рассчитанное сразу на 17 бойцов. Для размещения десанта вдоль бортов корпуса находились достаточно длинные продольные скамьи, за их спинками были зажимы для крепления автоматов АК. Мехвод и командир покидали БТР через боковые двери, десант покидал машину через двустворчатую дверь, расположенную в задней части корпуса, но десантироваться можно было и прямо через борта. На двери часто размещалось и запасное колесо.

Сердцем бронетранспортёра стал форсированный двигатель, что было особенно важно для машины, которой предстояло действовать и в условиях бездорожья. Базовый 6-цилиндровый мотор ЗИС-120 (максимальная мощность 90 л.с.) удалось форсировать практически до предела возможностей. Повышения мощности удалось добиться за счет увеличения степени сжатия до 6,5, что автоматически повышало требования к топливу, БТР-152 питался самым лучшим на тот момент в армии бензином – Б-70. Помимо этого конструкторы «раскрутили» ЗИС-120, повысив частоту вращения в ущерб долговечности поршневой группы. Но с боевой машиной с уменьшенным ресурсом работы двигателя военные готовы были мириться. В результате всех изменений новый двигатель ЗИС-123В докрутили до 110 л.с. (гарантированных по ГОСТ), фактически мощность двигателя доходила до 118-120 л.с. Такой мощности было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 8,7 тонны до 80-87 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива в размере 300 литров хватало на 550 км хода при движении по шоссе. Хорошо продуманная ходовая часть, форсированный двигатель и новые вездеходные шины с протектором «ёлка», позволили довести скорость хода по грунту до 60 км/ч, для сравнения у грузовика ЗИС-151 – не более 33 км/ч.

Основным вооружением бронетранспортёра, предназначенным для поражения пехоты, небронированных целей и огневых средств противника на дистанциях до 1000 метров, был станковый 7,62-мм пулемет СГМБ (специальный вариант пулемета СГ-43) с ленточным питанием, который размещался на БТР без бронещитка. Штатный боезапас пулемета составлял 1250 патронов. Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.

Оценка бронетранспортёра БТР-152

Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.

К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте». К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.

ЗиС-101

Прошло всего 14 лет после окончания Гражданской войны, а из ворот завода имени Сталина выехал автомобиль высшего класса — ЗиС-101. Таким образом СССР вступил в закрытый клуб держав, выпускающих машины подобного уровня. В этот раз также не обошлось без американской помощи: кузовное ателье Budd спроектировало кузов и изготовило штампы, а техническую часть советские инженеры подсмотрели частично у Buick, частично у Packard. Разумеется, о тотальном копировании речь не шла, и машина получила ряд самобытных технических решений: например, усиленную раму и ходовую часть.

  • FB
  • VK
  • TW
  • OK
  • LINK

ЗиС-101 поступал даже в таксомоторные парки (такое могло быть только в СССР), демонстрируя заботу партии о трудящихся. Этот автомобиль позволил советским инженерам обзавестись необходимыми компетенциями для последующей работы над более сложными и современными автомобилями: впервые в СССР был освоен выпуск восьмицилиндрового мотора, впервые был изготовлен бронированный кузов и впервые был выпущен спорткар ЗиС-101А «Спорт».

История

Развитие

Во время Второй мировой войны , Красная Армия тактики выступают общевойсковые наступления, в которых подчеркиваются развертывание легкой пехоты во взаимодействии с танками. Однако советским пехотинцам не хватало броневой защиты и быстрой подвижности танков, и они оставались сравнительно уязвимыми для огня противника.

Читать еще:  Танк FV4201 Chieftain (Великобритания)

К концу войны первоначальная советская тактика десанта танков , в которой пехота ехала в бой на танках, которые они поддерживали, была заменена введением M3 Half-гусениц и бронеавтомобилей M3 White . Они широко использовались для перевозки войск, что положило начало новой доктрине, согласно которой бронетехника, способная не отставать от танков, приводила в бой пехоту. Затем пехотинцы высадились и вступили в бой спешенными.

Опыт военного времени показал, что Красная Армия остро нуждалась в послевоенной колесной бронетехнике, и генеральный штаб определил новую разведывательную машину и бронетранспортер (БТР). БТР должен был быть способен перевозить не менее восьми военнослужащих. Создано новое конструкторское бюро на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) для соответствующей проработки потенциальных концепций; их последний прототип, Изделие 141 ( БТР-40 ), был принят на вооружение, но считался слишком маленьким для использования в качестве БТР. Тем временем были выпущены спецификации еще одного БТР, способного разместить от 15 до 20 дополнительных пассажиров и вооруженного одним крупнокалиберным пулеметом. Существующие полугусеницы M3 и трофейный немецкий Sd.Kfz. 251s были изучены как потенциальные ссылки для предстоящего предсерийного проекта.

Разработка концепции нового БТР началась на заводе « Завод имени Сталина» (ЗиС) в Москве под руководством советского инженера Бориса Михайловича Фиттермана, примерно в то же время, когда « Изделие 141» разрабатывался ГАЗ. Опытные образцы были построены из автомобильных комплектующих с производственной линии ЗиС-151; однако шасси APC имело более мощный двигатель и более короткую колесную базу, чем его аналог грузового автомобиля. Проектные работы выполняла бригада из пяти сотрудников ЗиС: Фиттерман, К.М. Андросов, А.П. Петренко, В.Ф. Родионов и П.П. Черняев. Окончательный опытный образец прошел испытания в Советских Вооруженных Силах в декабре 1949 года и принят на вооружение как БТР-152 . Серийное производство БТР-152 под заводским кодом ЗиС-152 началось примерно в середине 1950-х годов, что сделало его первым серийным советским БТР. Несмотря на то, что БТР-40 был спроектирован примерно в то же время, серийное производство БТР-40 не поступило до конца года.

БТР-152 использовался советскими военными как машина командования и связи, машина огневой поддержки, артиллерийский тягач и транспорт для общего назначения. БТР-152 с открытым верхом был уязвим для огня с закрытых позиций. В последующие годы машина не была идеальной для перспективы крупной войны с применением обычных вооружений в Европе, так как ей не хватало десантных возможностей или средств противодействия РМП . Однако эти ранние БТР оставались эффективными в качестве недорогого варианта, который позволял Советам быстро моторизовать свои существующие пехотные дивизии. В программе конца 1950-х годов рассматривались способы замены БТР-152 на более совершенный БТР, использующий специально разработанное амфибийное шасси. Поскольку шестиколесная конфигурация БТР-152 была сочтена недостаточной для снижения давления на шины и обеспечения оптимальной проходимости, советские инженеры приступили к реализации программы восьмиколесной БТР, результатом которой стал БТР-60 .

Приблизительно 8600 БТР-152 всех вариантов были изготовлены в Советском Союзе, а некоторые нелицензионные копии производились в Китайской Народной Республике как Type 56 . Советские БТР-152 производились с 1950 по 1959 год, а с 1960 года они были дополнены БТР-60. Поскольку они становились все более устаревшими, многие из них были отправлены в государства-клиенты Советского Союза в Африке и на Ближнем Востоке ; Наибольшее количество подержанных БТР-152 было принято арабскими странами, такими как Ливия , Ирак , Сирия и Египет . Небольшие партии были также переоборудованы в бронированные машины скорой помощи и боевые инженерные машины для Советской Армии; они оставались в эксплуатации до 1980-х годов.

обслуживание

БТР-152 впервые участвовали в боях во время Венгерской революции 1956 года , когда они были задействованы 12-й моторизованной бригадой советских внутренних войск для подавления молодого восстания Венгрии. БТР были размещены в Будапеште и других населенных пунктах, а также на границе Венгрии с Австрией . Некоторые из них были повреждены или уничтожены боевиками, вооруженными коктейлями Молотова , которые без видимых затруднений были помещены в открытые отсеки войск. Так как они были колесными, некоторые БТР-152 также были обездвижены, когда их резиновые шины загорелись, и их экипажам пришлось бросить их.

Египет был одним из первых крупных экспортных заказчиков БТР-152 за пределами Восточной Европы; в 1954 году он заказал 200 из Советского Союза, а в период с 1961 по 1966 год он получил еще 600 бывших в употреблении, возможно, в качестве военной помощи. Сирия также получила не менее 200 БТР-152 в 1966 году и еще 300 через три года. Они были развернуты против Сил обороны Израиля во время Шестидневной войны . На сирийской службе они использовались как импровизированные боевые машины пехоты, а не как БТР; пехотинцы остались конными и использовали БТР-152 как огневую платформу, а не высадились и сражались пешком. Тем не менее, из-за неспособности координировать общевойсковые маневры сирийская мотопехота часто отделялась от своих танковых соединений и становилась уязвимой для израильской тяжелой бронетехники. Израиль захватил более 1000 БТР-152 у арабских армий во время Шестидневной войны и последующей войны Судного дня .

БТР-152 использовались Фронтом национального освобождения Чада (ФРОЛИНАТ) во время Первой гражданской войны в Чаде и сыграли важную роль в моторизованном штурме Салала в апреле 1978 года. БТР были подбиты французскими броневиками Panhard AML-90. Иностранный легион . Ливийские механизированные батальоны также развернули БТР-152 в Чаде во время чадско-ливийского конфликта , часто совместно с танковыми ротами или каскавелами EE-9 . Некоторые из них были уничтожены после попадания прямых попаданий артиллерийского огня AML-90 или противотанковых ракет SS.11 .

БТР-152 составляли основу механизированных частей с обеих сторон во время Огаденской войны . В конце 1960-х годов Национальные силы обороны Сомали (SNDF) заказали у Советского Союза достаточно БТР-152, чтобы учесть масштабное расширение своих бронетанковых и механизированных возможностей и укомплектовать девять новых механизированных батальонов. Около половины сомалийских БТР-152, похоже, были потеряны в огаденском конфликте. Поставки советского оружия в Эфиопию ускорились после начала войны, и начиная с марта 1977 года в них входило 40 БТР-152, выделенных из резервных запасов Советской Армии. Эти машины были в основном БТР-152В, но также включали зенитный вариант БТР-152А.

Советский Союз подарил Мозамбику не менее шести БТР-152 вскоре после обретения страной независимости в середине 1970-х годов. Мозамбикские БТР-152 использовались против сил безопасности Родезии, проводивших рейды через границу, а также в ходе операций по поиску и уничтожению, проводившихся возле опорных пунктов Мозамбикского национального сопротивления (РЕНАМО). Вполне вероятно, что все Мозамбикские БТР-152 были уничтожены фугасами или ударами родезийской авиации; они не стояли на вооружении задолго до того, как их заменили БТР-60. Вторая партия БТР-152 была доставлена Народным силам освобождения Мозамбика (FPLM) в 1983 году, но остается неясным, были ли они развернуты на передовой.

Во время гражданской войны в Ливане и ливанские ополченцы, и сирийская армия использовали БТР-152.

Применение в бою

С задачей сбивания самолётов эта ЗСУ справляется прекрасно — мощные пулемёты с хорошей скорострельностью, баллистикой, и патронами способны легко сбить любой самолёт, ограничивает тут разве что медленная перезарядка. Во время охоты на самолёты можно для безопасности держаться около респауна или поддерживать свои танки сзади, прикрывая их от самолётов или танков. Поворот башни быстрый, что облегчает стрельбу и наведение по любым целям. Эта ЗСУ может благодаря сильному пробитию своих пулемётов (особенно лентой БЗТ) и сама охотиться на лёгкие-средние танки и зсу, но слабый движок накладывает ограничения на подвижность.

Достоинства и недостатки

В целом это хорошая ЗСУ с мощным и эффективным вооружением, но не самая быстрая подвижность и перезарядка не делают её идеальной.

Достоинства:

  • Высокая скорострельность пулемётов и начальная скорость полета пуль
  • Отличная БЗТ-лента с патроном БС-41, пробивающая многие танки в борт на своем БР
  • Хорошая компоновка машины, разнесенность экипажа, как следствие — увеличенная выживаемость
  • Мощные разрывные МДЗ патроны со взрывчаткой, против самолётов
  • Низкая удельная мощность двигателя, что не позволяет без набранной скорости забираться на склоны, общая неповоротливость на низких скоростях
  • Открытое сверху боевое отделение
  • Слабая броня
  • Долгая перезарядка пулемётов

Настоящий боевой автобус. БТР-152

БТР-152. От идеи до реализации

До конца Второй мировой войны Красная Армия не имела собственного бронетранспортёра, а попыткам его создания не уделялось должного внимания. Акцент был смещен на производство танков и самоходных артиллерийских установок, которые также нужны были фронту. Несмотря на это советские командиры прекрасно понимали возможности бронетранспортёров. Единственной массовой машиной, которую в годы войны эксплуатировали в Красной Армии, был легкий колесный американский бронетранспортёр M3A1 Scout Car, этот БТР использовался также и в качестве легкого разведывательного бронеавтомобиля.

Свои первые бронетранспортёры СССР производил с оглядкой на машины конкурентов, так БТР-40 создавался как отечественный аналог «Скаута», а тяжелый бронетранспортёр БТР-152 создавался с учетом опыта использования и боевого применения двух полугусеничных бронетранспортёров: американского M3 и немецкого Sd Kfz 251. Правда, от концепции полугусеничного или полностью гусеничного бронетранспортёра советские конструкторы уже тогда отказались, отдав предпочтение колесной боевой технике. Такой выбор был рационален. Колесные бронетранспортёры были дешевле и проще в производстве и эксплуатации, а их серийное производство можно было развернуть на мощностях имеющихся автомобильных предприятий. Помимо этого обучить водителей колесной техники было проще, за их руль всегда можно было посадить вчерашнего шофера, также колесные бронетранспортёры отличались большей скоростью хода и имели больший ресурс.

За сборку БТР-152 в Советском Союзе отвечал Завод имени Сталина (ЗИС) в Москве (после развенчания культа личности был переименован в ЗИЛ). Но новые бронетранспортёры собирали не только в столице, в производстве участвовал также Брянский автомобильный завод. Всего на двух предприятиях было собрано в общей сложности 12 421 бронетранспортёр. Серийное производство именно БТР-152 продолжалось с 1950 по 1955 год, других модификаций боевых машин на том же шасси – до 1962 года.

Судьба бронетранспортёра БТР-152 неразрывно связана с судьбой пятитонного грузовика повышенной проходимости ЗИС-151 с колесной формулой 6х6. Испытания этой машины конструкторы завода ЗИС начали еще в мае 1946 года. Именно на базе узлов и агрегатов данного шасси было принято решение строить первый советский тяжелый бронетранспортёр. Уже к ноябрю 1946 года группа конструкторов под руководством Б. М. Фиттермана приступила к разработке новой боевой машины, получившей индекс «Объект 140». Согласно техзаданию конструкторам предстояло создать бронетранспортёр боевой массой около 8,5 тонны с противопульным и противоосколочным бронированием и вместимостью 15-20 человек. В качестве вооружения рассматривался один станковый пулемет.

Читать еще:  Тяжёлый танк Т-10 (объект 730) (СССР)

Уже к маю 1947 года были готовы два опытных образцы будущей машины. Заводские испытания бронетранспортёров недалеко от города Чехова продолжались до 1949 года. При этом уже в мае-декабре 1949 года 8 из 12 построенных бронетранспортёров использовались для проведения полноценных войсковых испытаний, которые шли параллельно с государственными испытаниями новой машины. После устранения всех выявленных недоработок 24 марта 1950 года тяжелый колесный бронетранспортёр, получивший обозначение БТР-152, был официально принят на вооружение Советской Армии. А уже 28 марта был арестован главный конструктор машины Фиттерман, незадолго до ареста смещенный с должности главного конструктора предприятия. Его арест состоялся в рамках расследования дела «О вредительской группе на заводе ЗИС». В декабре того же года он получил 25 лет лагерей и начал отбывать наказание в Речлаге, был полностью реабилитирован и восстановлен в партии в 1955 году. Такие были времена. Удивительно, что создатель тяжелого колесного бронетранспортёра БТР-152 подарил стране самую небольшую микролитражку – Борис Михайлович был и главным конструктором «Запорожца» ЗАЗ-965, но это уже совсем другая история.

Технические особенности БТР-152

Одной из главных заслуг конструкторов ЗИС специалисты называют обращение к несущему бронекорпусу (ЗИС-100). Рамы у нового тяжелого бронетранспортёра не было, лишь боковые усилители, которые использовались для крепления ряда узлов и агрегатов боевой машины. При этом конструкторы хорошо поработали над конфигурацией корпуса и рациональным расположением бронелистов, одновременно с этим корпус был удобен для размещения и спешивания десанта, был достаточно просторен. Решение отказаться от рамы позволило разработчикам сделать корпус бронетранспортёра на 200 мм ниже без потери пространственной жесткости конструкции. В отличие от американского бронетранспортёра M3 лебедка, устанавливаемая на БТР-152, располагалась под носовым бронекапотом и была защищена от пуль и осколков снарядов.

Также, в отличие от американцев, которые для своего бронетранспортёра M3 выбрали простые формы для лучшего использования внутреннего пространства, на заводе ЗИС поработали над рациональным расположением бронелистов, создав продуманный «ломанный» характер корпуса, некоторые бронелисты были расположены под углами 30-45 градусов к вертикали, что повышало пулестойкость всей конструкции. По форме корпуса новый советский БТР был ближе к немецким полугусеничным бронетранспортёрам «Ганомаг». Наибольшая толщина брони была в лобовой части корпуса – до 13-14 мм, борта и корма отличались толщиной брони 8-10 мм. Такого бронирования было достаточно для защиты от пуль винтовочного калибра и осколков снарядов и мин массой до 12 граммов, в лобовой части БТР держал и попадания 12,7-мм пуль. От бронебойных крупнокалиберных пуль, малокалиберных пушек и крупных осколков БТР-152 должны были защищать пассивные факторы: высокая скорость, маневренность, низкий силуэт. Длина корпуса бронетранспортёра составляла 6830 мм, ширина – 2320 мм, высота – 2050 мм (по пулемету – 2410 мм).

На БТР-152 конструкторы установили броневой корпус открытого типа, на обычных моделях закрыться от непогоды можно было только брезентом. Такое решение снижало защищенность десанта, но было типовым для бронемашин тех лет. Корпус капотной компоновки изготавливался методом сварки из бронелистов и состоял из трех отделений, он был характерным для бронетранспортёров того временного периода. Впереди располагалось силовое отделение с двигателем, за ним следовало отделение управления, где размещались места командира боевой машины и механика-водителя, всю кормовую часть занимало просторное десантное отделение, рассчитанное сразу на 17 бойцов. Для размещения десанта вдоль бортов корпуса находились достаточно длинные продольные скамьи, за их спинками были зажимы для крепления автоматов АК. Мехвод и командир покидали БТР через боковые двери, десант покидал машину через двустворчатую дверь, расположенную в задней части корпуса, но десантироваться можно было и прямо через борта. На двери часто размещалось и запасное колесо.

Сердцем бронетранспортёра стал форсированный двигатель, что было особенно важно для машины, которой предстояло действовать и в условиях бездорожья. Базовый 6-цилиндровый мотор ЗИС-120 (максимальная мощность 90 л.с.) удалось форсировать практически до предела возможностей. Повышения мощности удалось добиться за счет увеличения степени сжатия до 6,5, что автоматически повышало требования к топливу, БТР-152 питался самым лучшим на тот момент в армии бензином – Б-70. Помимо этого конструкторы «раскрутили» ЗИС-120, повысив частоту вращения в ущерб долговечности поршневой группы. Но с боевой машиной с уменьшенным ресурсом работы двигателя военные готовы были мириться. В результате всех изменений новый двигатель ЗИС-123В докрутили до 110 л.с. (гарантированных по ГОСТ), фактически мощность двигателя доходила до 118-120 л.с. Такой мощности было достаточно, чтобы разогнать бронетранспортёр с боевой массой 8,7 тонны до 80-87 км/ч при движении по шоссе. Запаса топлива в размере 300 литров хватало на 550 км хода при движении по шоссе. Хорошо продуманная ходовая часть, форсированный двигатель и новые вездеходные шины с протектором «ёлка», позволили довести скорость хода по грунту до 60 км/ч, для сравнения у грузовика ЗИС-151 – не более 33 км/ч.

Основным вооружением бронетранспортёра, предназначенным для поражения пехоты, небронированных целей и огневых средств противника на дистанциях до 1000 метров, был станковый 7,62-мм пулемет СГМБ (специальный вариант пулемета СГ-43) с ленточным питанием, который размещался на БТР без бронещитка. Штатный боезапас пулемета составлял 1250 патронов. Помимо вооружения на бронетранспортёрах устанавливалась радиостанция 10РТ-12, которая в дневное время обеспечивала устойчивую связь на дистанции до 35-38 км на стоянке и до 25-30 км во время движения.

Оценка бронетранспортёра БТР-152

Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.

К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте». К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.

Бронетранспортер БТР-152 (объект 140)

Основной средний бронетранспортер Советской Армии периода 50 – начала 60-х годов. Предназначался для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом. Разрабатывался в спецотделе КЭО ЗИС с ноября 1946 года на основе узлов и агрегатов грузового автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 24 марта 1950 года. Серийное производство осуществлялось с 1950 по 1962 год заводами ЗИС(ЗИЛ) и БАЗ. Изготовлено 12421 единица.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
БТР-152 (ЗИС-152) – первый серийный вариант. Открытый сверху несущий корпус рациональной формы сваривался из катаных бронелистов толщиной 6, 8, 10 и 13 мм. Пулемет СГ-43 или СГМ мог устанавливаться на одном из четырех кронштейнов по периметру корпуса. Для посадки экипажа имелись боковые двери, для десанта -дверь в корме корпуса. В бортах корпуса имелось шесть отверстий, закрываемых заслонками, для ведения огня из личного оружия. Боевая масса 8,6 т. Двигатель ЗИС-123 мощностью 110 л.с. Колесная формула 6х6. На части машин устанавливалась радиостанция 10РТ-12. Экипаж 2 человека плюс 17 десантников. Серийное производство с июля 1950 по 1955 год. Изготовлено 4923 единицы.

БТР-152А (объект 140А, ЗИС-152А) – зенитный бронетранспортер на базе БТР-152. Зенитная установка ЗТПУ-2 смонтирована на постаменте в десантном отделении и состоит из двух пулеметов КПВ калибра 14,5 мм. Максимальный угол возвышения пулеметов +90°, склонения -5°. Для стрельбы- по наземным целям имелся телескопический прицел ОП-1-14, по воздушным – коллиматорный прицел ВК-4. Боекомплект 1200 патронов. Боевая масса 8,6 т. Расчет установки-3 человека. Десант сокращен до 6 человек. Серийное производство с 1952 по 1955 год. Изготовлено 719 единиц.

БТР-152В (ЗИС-152В) – первый в мире серийный колесный бронетранспортер со сверхпрофильными шинами регулируемого давления. Двигатель ЗИС- 123В. Предпусковой подогреватель. Воздушный компрессор повышенной производительности и система внешнего подвода воздуха к шинам. Лебедка. Пулемет СГМБ калибра 7,62 мм. Боевая масса 8,95 т. Серийное производство с октября 1955 по 1959 год. Изготовлено 2904 единицы.

БТР-152Е – зенитный бронетранспортер на базе БТР-152В. С 1955 по 1957 год изготовлено 160 единиц.

БТР-152С – подвижной командный пункт и машина связи с увеличенным по высоте бронекорпусом на базе БТР-152В. Общая высота – 2820 мм. Радиостанция Р-118. С 1955 по 1959 год изготовлено 272 единицы.

БТР-152К (1957 г.) – БТР-152В с десантным отделением, увеличенным по высоте на 300 мм и закрытым крышей из 8-мм брони. В крыше имелись продольный люк с тремя откидными крышками, лючки для стрельбы из личного оружия и смотровые приборы со стеклоблоками триплекс. Ночной прибор наблюдения механика-водителя ТВН-2. Десант 13 человек.

БТР-152В1 (ЗИС-152В1) – БТР-152В с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Ночной прибор механика-водителя ТВН-2, отопитель десантного отделения, система обдува ветровых стекол горячим воздухом, светомаскировочные насадки на фары, радиостанция Р-113. Усовершенствованные агрегаты двигателя и ходовой части, унифицированные с грузовым автомобилем ЗИЛ-157. Серийное производство с октября 1958 по 1962 год.

БТР-152К1 – БТР-152К с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152С1 – БТР-152С с внутренней системой подвода воздуха к шинам. Серийное производство с 1959 по 1962 год.

БТР-152И (ЗИЛ-152И) – машина управления на базе БТР-152В и БТР-152В1. Высокий закрытый корпус с рабочими местами операторов средств связи. Системы вентиляции и обогрева на стоянке. Серийное производство с 19S7 по 1962 год.

БТР-152Э1 – БТР-152В1 в экспортном исполнении для Ближнего Востока.

Читать еще:  Бронетранспортеры БТР-4Е и БТР-4МВ (Украина)

БТР-152Ю1 – БТР-152В1 в южном экспортном исполнении.

БТР-152Т1 – БТР-152В1 в тропическом экспортном исполнении с усиленным охлаждением и тропическим исполнением электрооборудования.

В мотострелковые части Советской Армии БТР-152 начали поступать во второй половине 1950 года. Их освоение шло быстро, подтверждением чему стало участие большого количества этих машин в параде 7 ноября 1951 года в Москве. Поступали БТР-152 и в бронетанковые части, где использовались в качестве машин сопровождения и технического обслуживания. Боевое крещение БТР-152 и БТР-152В получили во время событий 1956 года в Венгрии, где эти открытые сверху машины оказались легкоуязвимыми, особенно в населенных пунктах. Результатом этого опыта стало появление полностью закрытого БТР-152К. Помимо Советской Армии БТР-152 использовались в пограничных и внутренних войсках. По мере поступления в армию более современных бронетранспортеров эти машины передавались из мотострелковых в инженерные и химические войска, а также в организации ДОСААФ. В «тыловых» военных округах БТР-152 последних модификаций несли службу до начала 70-х годов. С вооружения Российской Армии этот бронетранспортер снят в 1993 году. Поставки БТР-152 на экспорт начались в середине 50-х. В первую очередь они поступали в армии стран-участниц Варшавского договора. В 1955-1959 годах, например, дружественные армии получили 924 БТР-152В и 80 БТР-152Е. В специальном экспортном исполнении – БТР-152Э1 – эти машины поступили на Ближний Восток. В частности, в 1956 году египетская армия уже располагала 60 бронетранспортерами этого типа, которые принимали участие в боевых действиях. В начале 60-х годов крупная партия БТР-152В1 была продана Индонезии. По состоянию на 1995 год БТР-152 различных модификаций еще состояли на вооружении в Албании, Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте, Израиле, Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Китае, Конго (20 единиц), Кубе, КНДР, Лаосе (40), Мали (8), Мозамбике (60), Намибии (6), Никарагуа (100), Сирии, Судане, Сейшельских островах (4), Танзании, Уганде, Центрально-Африканской республике (4), Экваториальной Гвинее (8) и Эфиопии. В ряде стран бронетранспортеры прошли модернизацию. Так, египетская и афганская армии использовали зенитный вариант БТР-152 со счетверенной установкой крупнокалиберных пулеметов ДШК чехословацкого производства. В ряде случаев в кузове БТРа монтировали спаренную советскую 23-мм установку ЗУ-23-2, а в Йемене на базе БТР-152 создали ЗСУ с использованием американской 20-мм шестиствольной автоматической пушки М163 «Вулкан». Наиболее крупная модернизация БТР-152 была осуществлена в Израиле фирмой «Нимда» в начале 80-х годов. Машина получила дизельный двигатель «Дженерал Моторс» и гидромеханическую трансмиссию, вооружение и средства связи израильского образца. Под названием «Шоэт» эти БТРы состоят на вооружении израильской армии.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-152В1

БОЕВАЯ МАССА, Т: 8,95.
ЭКИПАЖ, чел.: 2.
ДЕСАНТ, чел.: 17.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6830,
ширина – 2320,
высота по корпусу – 2050,
высота по пулемету – 2410,
база – 3880,
колея передних/задних колес – 1755/ 1750,
дорожный просвет – 295.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет СГМБ обр.1949 г. калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1250 патронов.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 14,
борт – 9…11,
корма – 9,
крыша МТО – 5,
крыша отделения управления – 8,
днище – 4.
ДВИГАТЕЛЬ: ЗИС-123В, 6-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 110 л.с. при 3000 об/мин, рабочий объем 5550 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковое сцепление сухого трения, пятискоростная коробка передач с трехступенчатой коробкой отбора мощности на лебедку, двухступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ; колесная формула 6х6, размер шин 12,00-18″, давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 3 кг/см2, подвеска переднего моста на двух продольных полуэллиптических рессорах и двух гидроамортизаторах рычажного типа, балансирная подвеска среднего и заднего мостов на двух полуэллиптических рессорах, опирающихся в средней части на качающиеся ступицы.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.
ЗАПАС ХОДА, км: 780.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 36;
ширина рва, м – 0,9;
высота стенки, м – 0,5;
глубина брода, м – 1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113.

Холодильники

Начиная с весны 1950 года ЗиЛ начал выпуск холодильников, которые очень быстро стали популярны у советских граждан благодаря основательной конструкции, надежности, удобству и дизайну. Самое интересное, что постановление о начале выпуска холодильников было подписано в сентябре 1949 года, а уже через семь месяцев завод выпустил первую партию новой для себя техники.

На ЗиЛе всегда требовательно относились к комплектующим, что сказалось на долговечности холодильников, многие из которых работают и по сей день. Причем не стоит думать, что производство холодильников для ЗиЛа было какой-то несущественной «побочкой». У ЗиЛа было свое конструкторское бюро, где работали высококлассные специалисты, было и весьма современное оборудование, а производственные мощности позволяли выпускать десятки тысяч холодильников в год. Вот почему за все годы производства с ЗиЛа в разные концы Советского Союза, как и в другие страны, отправилось более 5,5 миллионов холодильников.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Развитие
    • 1.2 Сервис
  • 2 Описание
  • 3 варианта
    • 3.1 Бывший Советский Союз
    • 3,2 Китайская Народная Республика
    • 3,3 Египет
    • 3,4 бывшая Восточная Германия
    • 3,5 Израиль
    • 3.6 Ливан
    • 3,7 Польша
    • 3.8 Вьетнам
  • 4 оператора
    • 4.1 Текущие операторы
    • 4.2 Бывшие операторы
    • 4.3 Бывшие негосударственные операторы
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дальнейшее чтение
  • 8 Внешние ссылки

Историческая справка

Еще в начале Второй мировой войны, во время Польского похода вермахта (39-й год) и Французской кампании (40-й год) стало ясно, что немцы разработали и успешно применили новый класс боевых машин — бронетранспортеры. В соответствии с новыми веяниями военной доктрины — маневренной войной, теорией глубоких прорывов мотомеханизированных частей, БТРы решали вопрос подвижности пехоты и транспортировки ее на поле боя вплоть до рубежа развертывания. Особенно эффективными БТРы оказались при преследовании отходящего противника и закреплении на оставленной им местности. Помимо этого, семейство немецких полугусеничных бронетранспортеров послужило отличной базой для массы специализированной техники как ударного, так и вспомогательного назначения.

Все это не могло не заинтересовать военных специалистов стран антигитлеровской коалиции, в свою очередь начавших разработку подобной техники. Определенных успехов добились американцы, создав достаточно удачное семейство полугусеничных машин M3. Англичане пошли несколько иным путем и их транспортер «Универсал» был чисто гусеничным.

К сожалению, в Советском союзе до войны не было создано боевых машин такого класса, если не считать опытный БА-22, невооруженный, на грузовом шасси 6х4 и способный служить скорее защищенным санитарным транспортом. Во время войны создание подобных машин было тем более затруднительным, хотя определённые попытки имели место быть. Скажем, в конце 1942 года прорабатывался вариант создания аналога немецких Sd.Kfz.251 на только что освоенном полугусеничном шасси ЗиС-42. Но откровенно слабый двигатель, отсутствие привода на переднюю ось и общая ненадежность гусеничного движителя обрекали такую попытку на провал.

К теме создания полноценного бронетранспортера вернулись только после войны, причем некоторое время шел спор сторонников полугусеничной схемы по образцу немцев или американцев (одним из горячих сторонников был, например, маршал Конев, высоко оценивший ленд-лизовский M3, которым пользовался во время войны) и чисто колесной схемы с полным приводом. В конечном итоге остановились на колесной схеме. В разработку пошли сразу два бронетранспортера — легкий и тяжелый. С базой легкого БТРа особого выбора не было, ей стал прошедший испытания в 43-м году грузовик ГАЗ-63 (4х4), в то же время для тяжелого БТРа базу некоторое время выбирали между колесным шасси ЗиС-121 и полугусеничным ЗиС-153, но в конечном итоге остановились на колесной версии 6х6.

По итогам Второй мировой войны командование Советской армии полностью осознало потребность в новом виде бронетехники — бронетранспортерам. Любая военная техника создается по заказу. В данном случае требовалось массовое и недорогое бронированное транспортное средство высокой проходимости, с улучшенными подвижностью и маневренностью на поле боя, способное надежно и с минимальными потерями в условиях огневого ружейно пулеметного и осколочного противодействия доставлять отделение (или два) пехоты с вооружением к переднему краю противника или к месту боя под защитой брони и прикрытием своих пулеметов, часто вслед за атакующими танками.

Отсюда главное – шасси и ходовая часть бронетранспортера должны уверенно преодолевать тяжелое полевое бездорожье, включая глубокий снег, сыпучий песок, болотистую луговину, а также глубокие рвы, канавы, броды, крутые подъемы со слабыми покрытиями склонов – словом, все то, по чему успешно проходят танки. Работа над машиной «140» началась в ноябре 1946 г. в сравнительно небольшом спецотделе КЭО ЗИС под руководством главного конструктора завода, кандидата технических наук Б.М.Фиттермана (1910-1991 гг.). По своим более поздним признаниям, он любил такие необычные и сложные, но очень интересные задания, а за годы войны приобрел и опыт в их решении, создавая разнообразную боевую технику (пистолеты-пулеметы, минометы, бронетранспортеры, артиллерийские тягачи).

Проектируемый БТР получил заводское обозначение ЗИС-152, его шасси – ЗИС-123, бронекорпус, установка вооружения, система связи ЗИС-100. В шасси «123» была заложена ставшая классической трехосная схема. Ее отличали раздельный блокированный привод, от трехвальной раздаточной коробки (с двумя понижающими передачами) неразрезных ведущих мостов с неблокируемыми межколесными дифференциалами и рессорно-балансирная подвеска задней тележки.

Конструкция базировалась на основных агрегатах шасси ЗИС 151. Практически полностью была использована его трансмиссия: муфта сцепления, КПП, РК, все ведущие мосты. Поэтому и общий вид БТР сложился сразу, почти экспромтом, под влиянием того приподнятого творческого настроения, с которым тогда все работали. А первую компоновку машины и ее бронекорпуса сделал сам Б.М.Фиттерман.

Это удовлетворило потребность армии в надежном БТР, но появилась новая проблема. Советские мотострелковые соединения ощущали острую потребность в защите от низколетящих самолётов противника. И снова на заводе ЗИС нашли решение — место грузового отсека БТР-152 заняла башня с зенитной установкой ЗПУ-2. Башню оснастили двумя крупнокалиберными 14,5-мм пулемётами, управлять которыми должен был один стрелок. Машина могла вести огонь по самолётам, летящим на высоте менее километра и со скоростью ниже 600 км/ч. Зенитный БТР получил название БТР-152А. Разработку признали успешной, и с 1952 года началось серийное производство. За три года было построено 719 машин, после чего их выпуск прекратили. В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4. В период холодной войны БТР-152 применялся многими государствами по всему миру, в том числе в Азии и в Африке.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector