23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной боевой танк AMX-30

Содержание

AMX-30

В середине 1950-х годов основу танкового парка французской армии составили танки М47, которые массово поставлялись из США в рамках программы «Совместная оборона». В 1947 году Франция, ФРГ и Италия выступили с совместной инициативой по созданию новой машины, с меньшей массой, но более мощным вооружением, чем М47. Франция и ФРГ вскоре представили прототипы и Леопард-1 соответственно. Предполагалось, что лучший из них заменит М47 в сухопутных войсках трех стран, но на практике получилось иначе. Французский танк был создан фирмой «АМХ», которая стала главным разработчиком бронетанковой техники в стране после Второй мировой войны. Прототип основного боевого танка АМХ-30 был представлен в 1960 году, а серийное производство началось на заводе в Руане в 1966-м и продолжалось до 1993 года. Всего было построено более 2000 танков АМХ-30. Эти машины поставлялись в ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Чили, Хорватию, Кипр, Грецию, Ирак, Кувейт, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию и Венесуэлу. Лицензию на их производство приобрела Испания.

Основной боевой танк АМХ-30 — это французский танк, притом самый легкий среди всех ОБТ стран НАТО 1950-х годов.

Корпус основного боевого танка АМХ-30 сварной, а носовая часть танка — литая, башня танка — литая. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса составляет 80 мм, боковых листов — 57 мм.

Машина вооружена 105-мм нарезной пушкой CN-105-FI и спаренной с ней 20-мм пушкой M693, а также 7,62-мм зенитным пулеметом, установленным в командирской башенке. Особенностью 20-мм спаренной пушки является то, что ее можно было наводить по вертикали независимо от основного орудия, на угол до +40°, что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям. Бронебойные подкалиберные снаряды основной пушки имеют начальную скорость 1525 м/с и способны пробить броню толщиной до 150 мм под углом встречи 60° на дальности 5000 м. Особенностью основной 105-мм пушки является то, что ствол орудия не имеет эжектора, а пороховые газы выдуваются из канала ствола сжатым воздухом, а из боевого отделения — специальным вентилятором. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух.

Пушка заряжается вручную, а стреляные гильзы удаляются через лючок в левом борту башни. Стрельба из пушки возможна как наводчиком, так и командиром танка. Стрельбу командиру обеспечивает основной дневной-ночной перископический прицел М496 с увеличением 8х и вспомогательный дневной прицел с увеличением 10х. Для подсветки в ИК-диапазоне установлен инфракрасный прожектор РН9. Наводчик обеспечен основным прицелом М581 с увеличением 10х, лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Лазерный дальномер работает на дистанциях 300-10000 метров. Для стрельбы ночью имеется у наводчика перископический монокулярный подсветочный прицел с ксеноновым прожектором РН-88, обеспечивающим дальность обнаружения целей до 1100 м. На правой стороне башни находится телевизионная камера, передающая изображение на мониторы командира и наводчика.

Танк АМХ-30 имеет систему защиты от оружия массовго поражения с фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей избыточное давление внутри танка, предотвращающее попадание радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Помимо этого имеется оборудование для дегазации машины после пребывания на зараженной отравляющими веществами территории. Также имеется быстродействующая система пожаротушения. Танк снабжен оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).

В кормовой части танка в едином блоке с трансмиссией установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 720 л.с. (530 кВт).

Основной боевой танк АМХ-30 имеет гидромеханическую трансмиссию ENC 200, состоящую из комплексной гидропередачи с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, автоматической коробки передач (КПП) и дифференциального механизма поворота с гидрообъёмной передачей. КПП обеспечивает пять передач переднего хода и три — заднего.

Подвеска танка состоит из несоосных торсионных валов и телескопических гидроамортизаторов, установленных на первом и пятом узлах подвески. Ходовая часть состоит из 5 двухскатных обрезиненных опорных катков, пяти поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колес по каждому борту. Пробег до капремонта составляет 10000 км.

На базе основного боевого танка АМХ-30 было разработано несколько модификаций машин.

  • AMX-30S — для эксплуатации в условиях пустыни.
  • АМХ-30В2 — с усовершенствованной системой управления огнем, включающей в себя лазерный дальномер и телевизионные приборы. Танк предназначен для танковых частей Франции.
  • БРЭМ AMX-30D — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная стабилизированным бульдозерным ножом в передней части корпуса, двумя лебедками и гидравлическим краном.
  • АМХ-30 EBG — инженерная машина.
  • АМХ-30 В DT — машина разграждения.
  • АМХ-30 В2 DT — машина разграждения на шасси АМХ-30 В2.
  • AMX-30-S 401А — самоходная артиллерийская установка с двумя 30-мм зенитными пушками.
  • АМХ-30 GCT — самоходная 155-мм гаубица, имеющая скорострельность до 8 выстрелов в минуту, благодаря автомату заряжания.

Также на базе основного боевого танка АМХ-30 были созданы мостоукладчик на длину мостового пролета до 20 м, пусковая установка тактических ракет «Плутон» класса «земля-земля», пусковая установка ЗРК «Роланд» для ЗУР «Евромисайл и «Шахин» — для Саудовской Аравии, созданная фирмой «Томсон-CSF».

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина AMX-30D (Франция)

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Учебный танк

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ AMX-30D

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Мостоукладчик

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

САУ 155-мм GCT

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Читать еще:  Боевая разведывательная машина AMX-10RC (Франция)

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Батарея 155-мм самоходных гаубиц GCT готова к открытию огня

Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск Франции, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. В 1990-х годах башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси российского танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания.

AMX-30DCA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401A, в которой установлены две автоматические пушки «Испано-Сюиза» HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность каждой пушки составляет 600 выстр./мин. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни, в ее задней части.

Боеукладка 155-мм выстрелов занимает всю кормовую часть башни и загружается снаружи через два больших люка

Зенитная самоходная установка AMX-30DCA

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть пусковой установки тактических ракет «Плутон» идентична ходовой части танка АМХ-30. Верхняя часть корпуса спроектирована заново. В передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней. Ракета крепится к рельсовой направляющей, смонтированной в ангаре коробчатого типа. Ангар установлен на крыше корпуса, ближе к корме и занимает примерно две трети длины машины. Диапазон поражения целей 10 — 120 км.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Роланд»

«Роланд» разработан французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мессершмитт- Бёльков-Блом» (МВВ) в 1968 году. ЗРК предназначен для прикрытия от ударов с воздуха высокомобильных соединений сухопутных войск. В ФРГ ЗРК монтировался на шасси БМП «Мардер», во Франции — на шасси основного боевого танка АМХ-30.

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть боевой машины ЗРК идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, его высота значительно увеличена, лобовой бронелист установлен под углом 70° к горизонту. В передней части корпуса монтируется платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей и двумя ракетными пусковыми установками. Боекомплект — десять ракет (две — на пусковых установках и восемь — в двух вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса). Ракеты способны поражать воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,3, в диапазоне дальностей от 500 до 6300 м. Максимальная досягаемость по высоте — 3000 м. Масса собственно ЗРК с платформой составляет 6 т. Окончательная сборка и интеграция систем самоходного комплекса велись фирмой «Аэроспасьяль». Экипаж ЗРК включает трех человек: командира, оператора ЗРК и механика-водителя.

Самоходные ЗРК «Роланд» французского производства состоят на вооружении во Франции, Катаре и Испании.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин». На втором плане — машина целеуказания

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин»

Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой «Томсон-CSF» по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая партия поставлена Саудовской Аравии в 1979 — 1982 годах, вторая — в середине 1980-х годов. Ракетный комплекс создан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй — в самоходном. Шасси боевой машины базируется на шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70° к горизонту, в нем имеется люк-лаз с дверцей.

Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м.

На вооружении зенитно-ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины с РЛС обнаружения воздушных целей, которые позволяют обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно.

Самоходные ЗРК «Шахин» состоят только на вооружении ВВС и сухопутных войск Саудовской Аравии.

Боевые машины, снаряжение и боеприпасы 4-го драгунского полка после разгрузки в порту Янбу. Саудовская Аравия, 1991 год

АМХ-30В2 во время боевых действий. Операция «Буря в пустыне», 1991 год

Технические данные [ править ]

Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту, командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий — слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объём 5,3 м³. Топливные баки общей ёмкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объём танка составляет 12,8 м³, из которых 2 м³ приходится на башню.

Корпус танка сварной, носовой узел — литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая.
Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения применяется фильтровентиляционная установка, танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения отравляющих веществ. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования воздуха. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомёта калибра 80 мм.

На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырёхтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трёхвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три — заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъёмной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП — аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением — электро-механо-гидравлическая. Ходовая часть танка — пятиопорная, с задним расположением ведущих колёс. Гусеничный движитель включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колёса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съёмными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съёмными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Пробег танка до капитального ремонта установлен в 10000 км.

Самоходная пусковая установка тактических ракет АМХ-ЗОР (Pluton)

Фактически — передвижная платформа для ракет, на базе танка АМХ-30. Ходовая часть машины идентична танковой, верхняя часть корпуса спроектирована заново, с тем расчетом, что в передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней.

Читать еще:  Самоходная гаубица Type 89/PLZ-89 (Китай)

Ракета Pluton крепится к рельсовой направляющей, расположенной в т.н. «ангаре» коробчатого типа, установленном на крыше корпуса. Ангар смещен к корме машины и занимает 2/3 длинны корпуса.

Диапазон поражения целей ракетой Pluton составляет 10 — 120 км. Всего, с 1974 года было изготовлено 44 самоходных установки этого типа для нужд Франции + 12 машин для Саудовской Аравии.

Ядерными боеголовками были оснащены только французские тактические ракеты.

Зенитная ракетная установка AMX-30R (Roland)

AMX-30

В середине 1950-х годов основу танкового парка французской армии составили танки М47, которые массово поставлялись из США в рамках программы «Совместная оборона». В 1947 году Франция, ФРГ и Италия выступили с совместной инициативой по созданию новой машины, с меньшей массой, но более мощным вооружением, чем М47. Франция и ФРГ вскоре представили прототипы и Леопард-1 соответственно. Предполагалось, что лучший из них заменит М47 в сухопутных войсках трех стран, но на практике получилось иначе. Французский танк был создан фирмой «АМХ», которая стала главным разработчиком бронетанковой техники в стране после Второй мировой войны. Прототип основного боевого танка АМХ-30 был представлен в 1960 году, а серийное производство началось на заводе в Руане в 1966-м и продолжалось до 1993 года. Всего было построено более 2000 танков АМХ-30. Эти машины поставлялись в ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Чили, Хорватию, Кипр, Грецию, Ирак, Кувейт, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию и Венесуэлу. Лицензию на их производство приобрела Испания.

Основной боевой танк АМХ-30 — это французский танк, притом самый легкий среди всех ОБТ стран НАТО 1950-х годов.

Корпус основного боевого танка АМХ-30 сварной, а носовая часть танка — литая, башня танка — литая. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса составляет 80 мм, боковых листов — 57 мм.

Машина вооружена 105-мм нарезной пушкой CN-105-FI и спаренной с ней 20-мм пушкой M693, а также 7,62-мм зенитным пулеметом, установленным в командирской башенке. Особенностью 20-мм спаренной пушки является то, что ее можно было наводить по вертикали независимо от основного орудия, на угол до +40°, что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям. Бронебойные подкалиберные снаряды основной пушки имеют начальную скорость 1525 м/с и способны пробить броню толщиной до 150 мм под углом встречи 60° на дальности 5000 м. Особенностью основной 105-мм пушки является то, что ствол орудия не имеет эжектора, а пороховые газы выдуваются из канала ствола сжатым воздухом, а из боевого отделения — специальным вентилятором. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух.

Пушка заряжается вручную, а стреляные гильзы удаляются через лючок в левом борту башни. Стрельба из пушки возможна как наводчиком, так и командиром танка. Стрельбу командиру обеспечивает основной дневной-ночной перископический прицел М496 с увеличением 8х и вспомогательный дневной прицел с увеличением 10х. Для подсветки в ИК-диапазоне установлен инфракрасный прожектор РН9. Наводчик обеспечен основным прицелом М581 с увеличением 10х, лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Лазерный дальномер работает на дистанциях 300-10000 метров. Для стрельбы ночью имеется у наводчика перископический монокулярный подсветочный прицел с ксеноновым прожектором РН-88, обеспечивающим дальность обнаружения целей до 1100 м. На правой стороне башни находится телевизионная камера, передающая изображение на мониторы командира и наводчика.

Танк АМХ-30 имеет систему защиты от оружия массовго поражения с фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей избыточное давление внутри танка, предотвращающее попадание радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Помимо этого имеется оборудование для дегазации машины после пребывания на зараженной отравляющими веществами территории. Также имеется быстродействующая система пожаротушения. Танк снабжен оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).

В кормовой части танка в едином блоке с трансмиссией установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 720 л.с. (530 кВт).

Основной боевой танк АМХ-30 имеет гидромеханическую трансмиссию ENC 200, состоящую из комплексной гидропередачи с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, автоматической коробки передач (КПП) и дифференциального механизма поворота с гидрообъёмной передачей. КПП обеспечивает пять передач переднего хода и три — заднего.

Подвеска танка состоит из несоосных торсионных валов и телескопических гидроамортизаторов, установленных на первом и пятом узлах подвески. Ходовая часть состоит из 5 двухскатных обрезиненных опорных катков, пяти поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колес по каждому борту. Пробег до капремонта составляет 10000 км.

На базе основного боевого танка АМХ-30 было разработано несколько модификаций машин.

  • AMX-30S — для эксплуатации в условиях пустыни.
  • АМХ-30В2 — с усовершенствованной системой управления огнем, включающей в себя лазерный дальномер и телевизионные приборы. Танк предназначен для танковых частей Франции.
  • БРЭМ AMX-30D — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная стабилизированным бульдозерным ножом в передней части корпуса, двумя лебедками и гидравлическим краном.
  • АМХ-30 EBG — инженерная машина.
  • АМХ-30 В DT — машина разграждения.
  • АМХ-30 В2 DT — машина разграждения на шасси АМХ-30 В2.
  • AMX-30-S 401А — самоходная артиллерийская установка с двумя 30-мм зенитными пушками.
  • АМХ-30 GCT — самоходная 155-мм гаубица, имеющая скорострельность до 8 выстрелов в минуту, благодаря автомату заряжания.

Также на базе основного боевого танка АМХ-30 были созданы мостоукладчик на длину мостового пролета до 20 м, пусковая установка тактических ракет «Плутон» класса «земля-земля», пусковая установка ЗРК «Роланд» для ЗУР «Евромисайл и «Шахин» — для Саудовской Аравии, созданная фирмой «Томсон-CSF».

Разработка танка AMX-63, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась во Франции в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 1960-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности за счёт снижения броневой защиты.

Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году. В начале 1980-х годов принято решение модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства АМХ-30В2, для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы (прототипы) танков АМХ-32 и АМХ-40 (с усиленной бронёй и сниженной маневренностью). Однако, ввиду отсутствия интереса к машинам со стороны французской армии и возможных импортёров, производство этих моделей так и не было начато.

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина AMX-30D (Франция)

Боевые и специальные машины на шасси танка АМХ-30

Учебный танк

Вместо башни на учебном танке монтируется кабина для инструктора и курсанта.

БРЭМ AMX-30D

БРЭМ предназначена для эвакуации бронетехники с поля боя, замены двигателей и вооружения в полевых условиях, прокладки колонных путей, производства земляных работ. Экипаж из четырех человек (командир, механик-водитель и два механика) располагается в передней части машины, представляющей собой неподвижную бронерубку. В передней части машины смонтирован бульдозерный отвал. Стрела гидравлического крана грузоподъемностью 13 т (15 т при использовании бульдозерного отвала в качестве опоры) в положении по-походному укладывается вдоль левого борта корпуса. Сектор поворота стрелы крана 240°. БРЭМ оснащена гидравлической лебедкой с тяговым усилием 35 т, длина троса 80 м; вспомогательная лебедка имеет тяговое усилие 20 т, длина троса 120 м. В задней части крыши корпуса оборудована площадка для транспортировки танкового двигателя. Вооружение — пулемет калибра 7,62 мм, установленный на командирской башенке.

Бронированная ремонтно- эвакуационная машина AMX-30D

Бронированная инженерная машина EGB

Бронированная инженерная машина EBG предназначена для прокладки колонных путей, расчистки завалов на маршрутах движения войск, устройства заграждений, проделывания проходов в заграждениях. В передней части машины имеется бульдозерный отвал, предусмотрена возможность крепления минного трала или рыхлителя для использования на твердых или мерзлых грунтах. В правой передней части корпуса смонтирована стрела гидравлического крана. В состав оборудования входит гидравлическая лебедка с тяговым усилием 20 т, длина троса — 80 м. В средней части крыши корпуса находится башенка кругового вращения с 5-ствольной установкой дистанционного минирования. Каждый ствол/пусковая установка может быть снаряжен пятью противотанковыми минами, которые выстреливаются с помощью пиропатронов. Разработка машины EBG завершена в конце 1980-х годов.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

Мостоукладчик

Вместо башни на корпусе мостоукладчика смонтирован механизм, удерживающий мостовую сочлененную конструкцию. Ее длина в разложенном положении — 22 м, ширина — 3,94 м, масса — 8200 кг. Установка моста занимает около 10 минут. Экипаж мостоукладчика состоит из трех человек — командира, механика-водителя и оператора.

Мостоукладчик на базе танка АМХ-30

САУ 155-мм GCT

Разработка 155-мм самоходноартиллерийской установки на шасси танка АМХ-30 началась в 1969 году. Самоходка получила обозначение 155 mm GCT (Grande Cadence de Tir), она предназначалась для замены 105-мм САУ Мк 61 и 155-мм САУ Мк F3. Серийный выпуск установок начался в 1977 году на заводе в Роанне.

Шасси САУ идентично шасси танка АМЗ-ЗО. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист. В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения в вертикальной плоскости: от -4° до +66°. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр./мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до трех выстрелов в минуту. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела; в его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего может устанавливаться пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни монтируются два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Батарея 155-мм самоходных гаубиц GCT готова к открытию огня

Самоходно-артиллерийские установки 155 mm GCT состоят на вооружении сухопутных войск Франции, Кувейта, Саудовской Аравии, Алжира. В 1990-х годах башня САУ 155 mm GCT в исследовательских целях была установлена на шасси российского танка Т-72. «Гибридная» самоходка успешно прошла испытания.

AMX-30DCA

Зенитная самоходно-артиллерийская установка AMX-30DCA представляет собой комбинацию шасси основного боевого танка АМХ-30 и башни S.401A, в которой установлены две автоматические пушки «Испано-Сюиза» HSS-831A калибра 30 мм. Скорострельность каждой пушки составляет 600 выстр./мин. Прицеливание может осуществляться по оптическому или радиолокационному каналу наведения. В состав системы управления огнем входит импульсная доплеровская РЛС. Параболическая антенна РЛС смонтирована на крыше башни, в ее задней части.

Боеукладка 155-мм выстрелов занимает всю кормовую часть башни и загружается снаружи через два больших люка

Зенитная самоходная установка AMX-30DCA

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть пусковой установки тактических ракет «Плутон» идентична ходовой части танка АМХ-30. Верхняя часть корпуса спроектирована заново. В передней части корпус имеет большую высоту, чем в задней. Ракета крепится к рельсовой направляющей, смонтированной в ангаре коробчатого типа. Ангар установлен на крыше корпуса, ближе к корме и занимает примерно две трети длины машины. Диапазон поражения целей 10 — 120 км.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Роланд»

«Роланд» разработан французской фирмой «Аэроспасьяль» и западногерманской «Мессершмитт- Бёльков-Блом» (МВВ) в 1968 году. ЗРК предназначен для прикрытия от ударов с воздуха высокомобильных соединений сухопутных войск. В ФРГ ЗРК монтировался на шасси БМП «Мардер», во Франции — на шасси основного боевого танка АМХ-30.

Самоходная пусковая установка тактических ракет «Плутон»

Ходовая часть боевой машины ЗРК идентична ходовой части танка АМХ-30, верхняя часть корпуса спроектирована заново, его высота значительно увеличена, лобовой бронелист установлен под углом 70° к горизонту. В передней части корпуса монтируется платформа кругового вращения с антеннами РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей и двумя ракетными пусковыми установками. Боекомплект — десять ракет (две — на пусковых установках и восемь — в двух вращающихся барабанах, расположенных внутри корпуса). Ракеты способны поражать воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,3, в диапазоне дальностей от 500 до 6300 м. Максимальная досягаемость по высоте — 3000 м. Масса собственно ЗРК с платформой составляет 6 т. Окончательная сборка и интеграция систем самоходного комплекса велись фирмой «Аэроспасьяль». Экипаж ЗРК включает трех человек: командира, оператора ЗРК и механика-водителя.

Самоходные ЗРК «Роланд» французского производства состоят на вооружении во Франции, Катаре и Испании.

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин». На втором плане — машина целеуказания

Самоходный зенитно-ракетный комплекс «Шахин»

Самоходный ЗРК «Шахин» разработан фирмой «Томсон-CSF» по заказу вооруженных сил Саудовской Аравии. Первая партия поставлена Саудовской Аравии в 1979 — 1982 годах, вторая — в середине 1980-х годов. Ракетный комплекс создан на основе ЗРК «Кроталь». ЗРК первой партии поставлялись в буксируемом варианте, второй — в самоходном. Шасси боевой машины базируется на шасси танка АМХ-30. Ходовая часть осталась неизменной, лишь добавлены бортовые экраны (как у танка AMX-30D). Верхняя часть корпуса полностью перепроектирована, по типу шасси ЗРК «Роланд». Значительно увеличена высота корпуса, надстройка сварена из плоских бронелистов. Лобовой бронелист расположен под углом 70° к горизонту, в нем имеется люк-лаз с дверцей.

Ближе к передней части машины на крыше корпуса смонтирована платформа кругового вращения с шестью ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной-двух ракет. Ракеты способны поражать маневрирующие воздушные цели, летящие на скоростях до М = 1,2, в диапазоне высот от 15 до 6800 м и дальностей от 500 до 11 500 м.

На вооружении зенитно-ракетной батареи состоят четыре самоходные пусковые установки и две машины с РЛС обнаружения воздушных целей, которые позволяют обнаруживать до 40 объектов на дистанции до 18,5 км и 18 из них сопровождать одновременно.

Самоходные ЗРК «Шахин» состоят только на вооружении ВВС и сухопутных войск Саудовской Аравии.

Боевые машины, снаряжение и боеприпасы 4-го драгунского полка после разгрузки в порту Янбу. Саудовская Аравия, 1991 год

АМХ-30В2 во время боевых действий. Операция «Буря в пустыне», 1991 год

Разработка танка AMX-63, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась во Франции в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 1960-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности за счёт снижения броневой защиты.

Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году. В начале 1980-х годов принято решение модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства АМХ-30В2, для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы (прототипы) танков АМХ-32 и АМХ-40 (с усиленной бронёй и сниженной маневренностью). Однако, ввиду отсутствия интереса к машинам со стороны французской армии и возможных импортёров, производство этих моделей так и не было начато.

Зенитная ракетная установка АМХ-30C1 «Shanine-2»

ЗРК на базе АМХ-30, разработанный по заказу Саудовской Аравии. Ходовая часть повторяет ходовую базового танка и отличается лишь установкой бортовых экранов. Верхняя часть корпуса похожа на ЗРК AMX-30R, отличается от неё лишь незначительно, например, в переднем бронелисте добавлен небольшой люк.

В передней части корпуса смонтирована платформа кругового вращения с 6-ю ракетными пусковыми установками и аппаратурой наведения ракет. В состав боекомплекта входят только ракеты, которые находятся в пусковых установках. РЛС обеспечивает наведение на цель одной — двух ракет. Сами ракеты — малой и средней дальности, способны поражать цель в диапазоне высот 15-до 6800 м на дальности 500-11 500 м.

На вооружении Саудовской Аравии состояло около 50 АМХ-30С1 «Shanine-2», на вооружение других стран (в том числе Франции) машина не поступала.

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: