M110, Самоходная артиллерийская установка
203,2-мм самоходная гаубица М110
Сделав выводы из боевого опыта, накопленного в период второй мировой и корейской войн, американские специалисты в начале 60-х гг. принялись постепенно заменять в некоторых соединениях вооруженных сил традиционную буксируемую артиллерию самоходной. В механизированных и бронетанковых дивизиях все пушки и гаубицы стали только такими, тогда как в пехотных и воздушно-десантных имелись и самоходные, и буксируемые гаубицы калибром 105 и 155 мм. В дивизионной артиллерии подразделения также были смешанными. Одновременно в США приступили к проектированию самоходных артиллерийских установок нового поколения. Если первые образцы, появившиеся в послевоенный период, обычно выполнялись на базе ходовых частей серийных танков и гусеничных бронетранспортеров, то теперь для подобной техники подготавливали специальное шасси высокой проходимости.
Это относилось и к 203,2-мм гаубице М110, опытный образец которой впервые демонстрировался в мае 1959 года под индексом Т236. В 1961 году после проведения войсковых испытаний и доводки машина была стандартизована под обозначением М110, а спустя год первые серийные самоходные гаубицы М110 начали поставляться в войска. Как и самоходная пушка М107, самоходная гаубица М110 была изготовлена на универсальном шасси Т249 с пятью большими опорными катками на борт, без поддерживающих роликов и с расположенными впереди направляющими колесами. М110 можно было легко отличить от М107 по значительно более короткому и толстому орудийному стволу. Корпус самоходной гаубицы сварен из листов брони дифференцированной толщины и разделен перегородками на три отделения. Впереди и слева в особой башенке с люком и перископом для наблюдения за местностью размещается механик-водитель. Другой люк предусмотрен над моторно-трансмиссионным отделением, чтобы облегчить обслуживание силовой установки. Над самим корпусом нет бронированной рубки или надстройки, поэтому расчет из пяти человек ничем не прикрыт от пуль и осколков, что, в принципе, не столь принципиально, учитывая дальность, с которой обычно вела огонь М110. В центре самоходки на тумбовом лафете типа М558 открыто смонтирована качающаяся часть полевой буксируемой гаубицы М1, снабженная стволом-моноблоком с навинтным казенником с поршневым затвором. Для облегчения и ускорения раздельного заряжания на М110 конструкторы внедрили подъемник и досылатель снарядов и зарядов, оборудованные приводами, которые действовали от единой гидравлической системы. 203-мм гаубица оснащена гидравлическим тормозом отката и гидропневматическим накатником. Гидравлические и ручные приводы входят в состав механизмов наведения орудия, которое может разворачиваться на угол +30° относительно продольной оси машины. Максимальный угол возвышения ствола достигает 65°, как у полевой гаубицы, угол склонения составляет -2°. В возимый боекомплект входят выстрелы нескольких типов. Они обладают начальной скоростью 595 м/с и весят по 90,7 кг, что вынудило конструкторов механизировать процесс заряжания. Максимальная дальность стрельбы стандартным фугасным снарядом составляет 21300 м. В 1964 году для М110 был принят на вооружение снаряд М442 с ядерным боеприпасом W-33 мощностью 10 кт, длиной в 4,5 калибра и массой 110 кг.
Устойчивость М110 при ведении огня обеспечивается отключением подвески и двумя сошниками, откидывающимися на землю с помощью гидравлических приводов. Кроме того, в кормовой части машины имеется опускаемый бульдозерный нож, служащий для самоокапывания на огневой позиции. В качестве силовой установки самоходная гаубица М110 оснащается двухтактным восьмицилиндровым дизелем жидкостного охлаждения с турбонаддувом 8V71T фирмы “Детройт дизель”, который развивает мощность 299 кВт при 2300 об/мин и обеспечивает движение самоходки по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч. Для доставки боеприпасов к огневой позиции используется гусеничный грузовой транспортер М548 или транспортно-заряжающая машина М992. Ходовая часть для нее позаимствована у 105-мм самоходной гаубицы М108 и имеет семь сравнительно небольших опорных катков на борт и ведущие колеса переднего расположения. В передней части М992 устроено отделение управления и поставлен кран, который перегружает в самоходку через верхний люк снаряды и полузаряды. Те и другие перевозятся в закрытом сверху и с боков кузове. Перед загрузкой у М992 открывается вверх задняя стенка кузова и выдвигается транспортер, на ленту которого поочередно укладываются боеприпасы. Внутри машины их с помощью штабель-укладчика распределяют по стеллажам в определенном порядке: впереди – снаряды, под ними у бортов – взрыватели, а в центральной и задней части кузова, на боковых стеллажах – переменные заряды. Помимо боеприпасов на вспомогательном транспорте перевозятся остальные восемь членов экипажа самоходной гаубицы М110, Перед перевозкой МП 0 по воздуху машину демонтировали, и артиллерийскую часть загружали в грузовой отсек военно-транспортного самолета отдельно от ходовой.
САУ М110 способна преодолевать подъемы до 31°, рвы шириной 2,3 м, броды глубиной 1,2 м и вертикальные препятствия высотой до 1 м. С 1968 г. в США приступили к созданию следующего поколения боевых машин и, одновременно, к обновлению уже состоявших на вооружении. Одной из первых решили усовершенствовать М110, поскольку, по мнению военных и разработчиков, это можно было сделать достаточно быстро с относительно небольшими затратами. В декабре 1969 г. Управление перспективных военных исследований министерства обороны США утвердило задание на первый этап ее модернизации. Согласно заданию, предстояло увеличить дальность стрельбы и эффективность действия снарядов по целям, а также повысить надежность узлов и агрегатов.
Работы над усовершенствованием М110 привели к появлению модифицированной версии М110Е2, которая постепенно вытеснила из сухопутных войск армии США и корпуса морской пехоты как МП 0, так и М107. 203,2-мм гаубица, установленная на модели М110Е2, имела ствол, который был длиннее, чем у стандартной самоходной гаубицы М110, и доработанные механизмы заряжания. Модернизированная самоходка могла вести огонь любыми боеприпасами: фугасными, химическими, бинарными, ядерными и активно-реактивными. В январе 1977 г. на вооружение приняли следующую модернизацию самоходной гаубицы – М110А1. Ее оборудовали новым стволом М210, длину которого увеличили на 2,4 м и, таким образом, довели до 40 калибров, в его канале проделали больше нарезов, нарастили размеры и объем зарядной каморы. В результате этих работ улучшились баллистические характеристики гаубицы, в том числе наибольшая дальность стрельбы обычными снарядами достигла 24300 м, а активно-реактивными и того больше – 29100 м. Доработкам снова подверглись механизмы, облегчавшие заряжание, и противооткатные устройства. В боекомплекте М110А1 имелись фугасные, активно-реактивные, бинарные химические и ядерные боеприпасы, что заметно расширило ее боевые возможности. Однако военные не остановились на достигнутом, и в 1978 г. появилась модель М110А2. На стволе гаубицы смонтировали высокоэффективный двухкамерный дульный тормоз. Применение усиленных зарядов марки М188А1 позволило довести максимальную дальность стрельбы обычными снарядами до 24300 м. В 1981 году для М110А2 был разработан снаряд М753 с ядерным боеприпасом W-79 мощностью 2,2 кт, длиной 5,4 клб и массой 98 кг. Расчет модернизированной самоходной гаубицы мог применять выстрелы нескольких типов, В их числе были осколочно-фугасные со снарядами М650Е2, кассетные, содержавшие по 195 осколочно-фугасных элементов М42, новые осколочно-фугасные выстрелы М711. При определенных условиях предусматривалось использование химических боеприпасов М736 и ядерных М753. Заряжание гаубицы было картузным, которое американские специалисты находили более простым и дешевым (порох содержится в картузах – пакетах из специальной ткани, для воспламенения которых служат ударные, электрические или вытяжные трубки). Перед выстрелом в казенник досылали снаряд, за ним боевой заряд (число картузов определялось дальностью до цели), после чего казенник закрывался поршневым затвором. Затем в камору его грибовидного стержня вставляли одно из средств воспламенения. Естественно, при таком способе заряжания скорострельность оружия не столь высокая, как при применении унитарных выстрелов, у которых пороховой заряд находится в металлической гильзе. Серьезную проблему представлял износ ствола: высокая начальная скорость снаряда приводила к тому, что приблизительно после 400 выстрелов ствол гаубицы подлежал замене, но эта процедура занимала не больше двух часов, а запасные стволы всегда были под рукой. В ряде стран, например Великобритании и США, М110 всех модификаций сняты с вооружения и заменены самоходными системами залпового огня MLRS. Серийное производство всех модификаций 203-мм самоходной гаубицы M110 завершено. Машины данного типа состоят на вооружении Бахрейна. Бельгии, Германии, Греции, Ирана, Израиля, Италии, Иордании, Испании, Пакистана. Республики Корея, Тайваня, Турции, Японии (производилась по лицензии). В большинстве случаев самоходные гаубицы М110 доводились до уровня М110А2.
Тактико-технические характеристики 203,2-мм самоходной гаубицы М110/М110А2
Боевая масса, т – 26,5/28,3
Экипаж, чел. – 5
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении – 7340/9740
длина без орудия и сошников – 5720
ширина – 3149
высота в походном положении – 2930
Бронирование, мм:
корпус до – 20
Вооружение: 203,2-мм гаубица М1
Боекомплект – 2 выстрела
Дальность стрельбы, м:
обычным снарядом – 21300/24300
активно-реактивным снарядом – 29100
Двигатель: “Детройт дизель” 8V71P, 8-цилиндровый, дизельный, с турбо-наддувом, мощность 298 кВт при 2300 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т – 11,2/10,5
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,077/0,080
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 56
Запас хода по шоссе, км – 725
Запас топлива, л – 1137
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. – 30
высота стенки, м – 1,016
ширина рва, м – 2,36
глубина брода, м – 1,066
Содержание
- 1 Разработка
- 2 Задействованные структуры
- 3 Описание конструкции
- 4 Модификации
- 5 Машины на базе
- 6 На вооружении
- 6.1 Современные операторы
- 6.2 Бывшие операторы
- 7 Боевое применение
- 8 Место в ОШС
- 9 В массовой культуре
- 9.1 Стендовый моделизм
- 9.2 Игровая индустрия
- 10 Сравнительная характеристика
- 10.1 Образцы американской полевой артиллерии
- 10.2 Образцы иностранных самоходных установок
- 11 Галерея
- 12 Примечания
- 13 Литература
Самоходная артиллерийская установка M107 (САУ)
Калибр | 175 мм |
Максимальная дальность стрельбы | 32,7 км |
Запас хода по шоссе | 725 км |
Боевая масса | 28,2 т |
- История
- Конструкция
- Боевое использование
- Страны-эксплуатанты
- ТТХ
Англ. 175mm Self-Propelled Gun M107
Американская самоходная артиллерийская установка (САУ) калибра 175 мм 1960-х годов. Была создана фирмой Pacific Car & Foundry в 1956—1961 годах по заказу Армии США на создание семейства авиадесантной самоходной артиллерии и связанных машин технического обслуживания, в которое входит также САУ M110, отличающаяся от M107 лишь качающейся частью орудия. Для своего времени M107 являлась одной из мощнейших в целом и мощнейшей самоходной серийной артиллерийской системой в мире.
M107 поступала на вооружение корпусной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США и активно использовалась ими во Вьетнамской войне. Из-за нестандартного калибра и ограниченного ассортимента боеприпасов M107 с принятием на вооружение улучшенной модификации гаубицы M110A2, дальность стрельбы которой с применением активно-реактивных снарядов стала сравнима с M107, в 1978 году было принято решение о снятии последней с вооружения, и к 1981 году все M107 вооружённых сил США были переоборудованы в M110A2. M107 также активно поставлялась на экспорт, состояла на вооружении по меньшей мере десятка других стран и применялысь Израилем в Войне на истощение и Войне Судного дня. По состоянию на 2010 год, M107 всё ещё остаётся на вооружении ряда стран.
История
К середине 1950-х годов главным вооружением тяжёлой самоходной артиллерии Армии и Корпуса морской пехоты США являлись САУ M53 и M55, вооружённые, соответственно, 155-мм пушкой и 203-мм гаубицей и использовавшие унифицированное шасси, созданное на основе агрегатов среднего танка. M53 и M55 имели перспективную башенную компоновку, хотя и с ограниченными углами горизонтального наведения, и полное бронирование, однако их надёжность оказалась недостаточной, а масса, составлявшая 44,5 тонны, серьёзно ограничивала их стратегическую и оперативно-тактическую мобильность. В это же время на основе опыта Корейской войны вооружёнными силами было выдвинуто требование по обеспечению более быстрой переброски войск за океан, для чего наиболее перспективной представлялась транспортная авиация.
На конференции Questionmark IV, проведённой в августе 1955 года, высокий приоритет был отведён разработке и созданию различных видов авиатранспортабельной техники, в том числе и САУ. По итогам этой конференции, в январе 1956 года Артиллерийско-технической службой Армии США была начата разработка тактико-технических требований для программы авиатранспортабельной тяжёлой артиллерии и в сентябре того же года было одобрен проект фирмы Pacific Car & Foundry, которой был выдан контракт на создание семейства САУ на общей базе и постройку шести их прототипов, в том числе двух со 175-мм пушкой, получивших обозначение T235 (англ. 175mm Self-Propelled Gun T235). Три других прототипа были вооружены 203-мм гаубицей, принятой в дальнейшем на вооружение как M110, а четвёртый, на вооружение не принятый — 155-мм пушкой.
Конструкция
M107 имеет классическую переднемоторную компоновку, с расположением трансмиссионного отделения в лобовой оконечности корпуса, моторного отделения и отделения управления в лобовой части корпуса за ним, справа и слева, соответственно; открытое боевое отделение занимает кормовую часть корпуса. Экипаж САУ состоит из тринадцати человек: командира, механика-водителя, трёх наводчиков и восьми заряжающих. Помимо механика-водителя, в САУ предусмотрены места только для четырёх членов экипажа: двух наводчиков и заряжающих, размещающиеся по бортам боевого отделения; остальные члены экипажа перевозятся на марше машиной сопровождения, хотя размер САУ позволяет при крайней необходимости расположить в ней всех членов экипажа.
Броневой корпус и башня
Корпус сварен из броневых листов различной толщины и разделён перегородками на боевое отделение (в кормовой части), отделение управления и силовое отделение (в носовой части корпуса). На крыше передней части корпуса размещены башенка механика-водителя с люком и перископами и съёмные крышки для доступа к силовому отделению, аккумуляторным батареям и воздухофильтрам. Топливный бак находится в кормовой части корпуса.
Также в кормовой части корпуса расположены два сошника с гидравлическим приводом, устанавливаемые на грунт при стрельбе.
Вооружение
Основное вооружение
Главное вооружение M107 составляет 175-мм нарезная пушка M113 (англ. 175mm Gun M113). Длина ствола орудия составляет 60 калибров / 10 500 мм, в том числе нарезной части, имеющей 48 нарезов постоянной крутизны, с одним оборотом на 20 калибров — 8870 мм. Полная длина качающейся части орудия составляет 10 871 мм, масса — 6260 кг. Длина каморы составляет 1328 мм, объём — 47 490 см3. Затвор орудия — ручной, секторный поршневой, системы Велина. Для скорострельности M113 в различных источниках приводятся данные от 1,5 до 2 выстрелов в минуту, могущие также относиться к различной продолжительности стрельбы. Противооткатные устройства орудия — гидропневматические, нормальная длина отката составляет от 711 до 1778 мм.
Средства наведения орудия включают телескопический оптический прицел M116C, артиллерийскую панораму M115 (англ. Panoramic Telescope M115) и артиллерийские квадранты M15 (англ. Elevation Quadrant M15) и M1A1 (англ. Gunners Quadrant M1A1).
Пушка располагается в универсальной установке M158, в которой она свободно взаимозаменяема с 203-мм гаубицей M2A2. Установка обеспечивает углы наведения от -2 до +65 град. в вертикальной и +. -30 град. в горизонтальной плоскости. Наведение орудия происходит при помощи гидравлического или дублирующего ручного привода, максимальная скорость наведения при применении гидравлического привода составляет 6 градусов в секунду в вертикальной и 8 — в горизонтальной плоскости. Заряжание орудия частично механизировано: гидравлический механизм поднимает компоненты выстрела с земли, выводит их на линию заряжания и производит досылание. Возимый боекомплект САУ состоит лишь из двух выстрелов, остальные боеприпасы перевозятся машинами сопровождения.
Боеприпасы и баллистика
M113 имеет раздельное картузное заряжание. Единственным видом 175-мм боеприпаса является осколочно-фугасный снаряд M437 (англ. Projectile, 175mm, HE, M437) в вариантах M437A1 и M437A2, имеющий в последнем варианте массу 66,81 кг. Снаряд комплектуется взрывателями типов P.D. M572, M739, MTSQ M582 или Proximity M728 и M732, а его варианты различаются лишь зарядом: M437A1 снаряжается 13,61 кг тротила, а M437A2 — 14,07 кг состава «Composition B» (взрывчатое вещество, представляющее собой текучую смесь гексогена (RDX) и тринитротолуола (TNT)), состоящего из 59,5 % гексогена, 39,5 % тротила и 1 % флегматизатора в виде парафина; вспомогательный заряд обоих вариантов состоял из 136 г тротила.
Для стрельбы этим снарядом применяется метательный заряд M86 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M86) в вариантах M86, M86A1 и M86A2, состоящий из трёх зарядов, содержащих 24,95 кг пороха M6. Модификации M86 различаются лишь конструкцией запальных трубок, некоторые партии зарядов содержат также пламегаситель M5 (англ. Flash Reducer M5) для уменьшения вспышки выстрела при стрельбе зарядом № 3, содержащий 454 г сульфата калия. В 1970 году на вооружение был принят упрощённый метательный заряд M124 (англ. Charge, Propelling, 175mm, M124), соответствующий заряду M86 № 1 и состоящий из одного заряда в 7,71 кг.
Задействованные структуры
В производстве M109 были задействованы следующие подрядчики:
Частный сектор
- Корпус, шасси, двигатель, моторно-трансмиссионная группа, сборочные узлы, запчасти, инженерно-техническое обслуживание — General Motors Corp., Индианаполис, Индиана; [7]
- Разработка и испытания — Defense Systems Division, Уоррен, Мичиган;
- Корпус и шасси — Cadillac Motor Car Division, Кливленд, Огайо; [8]
- Двигатель 8V71T — Detroit Diesel Division[en] , Детройт, Мичиган; [9]
- Моторно-трансмиссионная группа XTG-411-2A — Allison Engine Division, Индианаполис, Индиана; [10]
- Корпус, шасси и башня — Chrysler Corp., Cleveland Army Tank-Automotive Plant, Кливленд, Огайо; [11]
- Корпус, шасси и башня (усовершенствованные) — FMC Corp. → United Defense, LP[en] , Санта-Клара, Калифорния; [12]
- Корпус и башня — Ground Systems Division, Сан-Хосе, Калифорния; [5]
- Шасси — BMY Combat Systems Division, Йорк, Пенсильвания; [5]
- Сборка — Paladin Production Division, Леттеркенни, Пенсильвания; [5]
- Приборы — Honeywell Inc., Сент-Питерсберг, Флорида; [12]
- Электроника — Sechan Electronics, Inc., Литиц, Пенсильвания; [12]
- Средства связи — Alliant TechSystems Inc.[en] , Идайна, Миннесота; [12]
- Гидравлический досылатель и запасные части механизма заряжания — Bauer Ordnance Co., Уоррен, Мичиган; [7]
- Обрезиненные танковые траки — Goodyear Tire & Rubber Co., Акрон, Огайо; Standard Products Co.[en] , Кливленд, Огайо [13]
Государственный сектор
- Орудие M185 — Уотервлитский арсенал, Уотервлит, Нью-Йорк; [14]
- Станок M178 — Рок-Айлендский арсенал, Рок-Айленд, Иллинойс; [14]
- Станок M127 — Уотертаунский арсенал[en] , Уотертаун, Массачусетс; [9]
- Сборка (совместно с частным подрядчиком) — Леттеркеннийский армейский арсенал[en] , Леттеркенни, Пенсильвания. [12]
203-мм самоходная гаубица М110
М110А2 армии США. Отличается от прежней версии M110 длинным стволом с дульным тормозом.
203-мм самоходная гаубица M110 использует то же самое шасси и установку для орудия, что и самоходная артиллерийская установка М107. М110 принята на вооружение армии США в 1963 г., в частях она имеется в количестве одной батареи из 4 орудий на пехотную дивизию и одного дивизиона из 12 орудий — на танковую или механизированную дивизию. Выпуск самоходной артиллерийской установки был завершен в конце 1960-х гг., но возобновлен в 1970-х гг. компанией BMY, последние модели производятся до сих пор. Кроме армии и корпуса морской пехоты США M1 10 применяют: Бельгия, Греция, Иран. Израиль, Италия, Япония, Иордания, Голландия, Пакистан, Саудовская Аравия, Южная Корея, Испания, Тайвань, Англия и Западная Германия. Этот список включает и страны, заказавшие M1 10; часто M1 10.
Корпус М110 сварен из стальной брони: место механика-водителя — впереди слева, справа от него расположено моторно-трансмисионное отделение; гаубица установлена наверху, в корме шасси. Подвеска — торсионного типа, включает 5 опорных катков, задний служит направляющим колесом, ведущее колесо — переднее. Подвеска может блокироваться перед стрельбой для повышения устойчивости.
203-мм гаубица М2А2, созданная до Второй мировой войны, закреплена на лафете М158 с углами вертикальной наводки от минус 2 до +65° и горизонтальной наводки — 30° влево и вправо. Механизмы наводки имеют гидравлический и аварийный ручной приводы. М2А2 не имеет дульного тормоза и системы удаления пороховых газов; затвор — поршневого типа. В задней части шасси размещен механизм заряжания. Типы боеприпасов: фугасный (масса снаряда 92,53 кг, максимальная дальность 16,8 км), кассетно-фугасный (рассыпает 104 или 195 гранат) и тактический ядерный. Только два выстрела перевозятся на М110, остальные доставляются подвозчиком М548, который везет и часть расчета. Весь расчет М110 состоит из 13 человек, 5 из которых размещены в самой машине (командир, механик-водитель и три артиллериста).
Один из главных недостатков М110 — полное отсутствие защиты личного состава от осколков, огня стрелкового оружия. Соответствующий комплект уже разработан, и скоро ожидается переоборудование самоходной артиллерийской установки.
Все M110 американской армии в настоящее время модифицированы по стандартам M110AI и М110А2. Первая их них — самоходная артиллерийская установка с более длинным стволом, стреляющая фугасным снарядом на максимальную дальность 21.3 км, а фугасным активно-реактивный снарядом — на 29,1 км; имеющая также боеприпасы: усовершенствованный стандартный, бинарный химический и тактический ядерный. М110А2 — почти идентична Ml 10A1, но имеет дульный тормоз, который позволяет применять «заряд 9» из набора М118А1, тогда как максимальный заряд М110А1 — «заряд 8».
Тактико-технические характеристики гаубицы M110
- Экипаж, чел.: 5 + 8;
- Масса, т: 26,536;
- Размеры, м: длина (с пушкой вперед) 7,467; длина корпуса 5,72; ширина 3,149; высота 2,93;
- Силовая установка: один дизельный двигатель «Детройт Дизель Модель 8V-71Т» мощностью, л.с. (кВт): 405 (302);
- Максимальная скорость, км/ч: 56;
- Запас хода, км: 725;
- Преодолеваемые препятствия:
- крутизна склона, %: 60;
- высота вертикальной стенки, м: 1,016;
- ширина рва, м: 2,362.
Предыдущая статья:175-мм самоходная пушка М 107
Следующая статья:Израильская самоходная артиллерия
На вооружении
США — сняты с вооружения
Бахрейн — 13 M110, по состоянию на 2007 год[1]
Бельгия — сняты с вооружения [2]
Великобритания — сняты с вооружения [2]
Германия — сняты с вооружения [2]
Греция — 134 M110A2, по состоянию на 2007 год[3]
Египет — 144 M110A2 были получены в 1996 году [4]
Израиль — 36 M110, по состоянию на 2007 год[5]
Иордания — 82 M110A2, по состоянию на 2007 год[6]
Иран — 30 M110, по состоянию на 2007 год[7]
Испания — 40 M110A2, по состоянию на 2007 год[8]
Италия — сняты с вооружения [2]
Республика Корея — 13 M110, по состоянию на 2007 год[9]
Марокко — 60 M110, по состоянию на 2007 год[10]
Пакистан — 60 M110/M110A2, по состоянию на 2007 год[11]
Китайская Республика — 60 M110, по состоянию на 2007 год[12]
Турция — 219 M110A2, по состоянию на 2007 год[13]
Япония — 90 M110A2, по состоянию на 2007 год[14]
Согласно руководству оператора, типичная скорострельность M110 составляла три выстрела за две минуты при работе на максимальной скорости и один выстрел за две минуты при продолжительной стрельбе. M110 был оснащен досылателем с гидравлическим приводом, который автоматически заряжал снаряд весом более 200 фунтов. Эти трамбовки были склонны к поломке и, как правило, замедляли работу орудия, потому что трамбовки требовали, чтобы экипажи полностью опускали массивный ствол перед его использованием. Высококвалифицированные и мотивированные бригады могли достигать от двух до четырех выстрелов в минуту, используя ручной ручной трамбовщик, который по сути представлял собой тяжелый стальной столб с жесткой резиновой подушкой на одном конце. Использование ручного трамбовки требовало физических усилий, но бригаде не требовалось опускать стволы почти так же сильно, как с гидравлической трамбовкой.
Дальность стрельбы M110 варьировалась от 16 800 метров до примерно 25 000 метров при стрельбе стандартными снарядами и до 30 000 метров при стрельбе реактивными снарядами.
На вооружении
США — сняты с вооружения
Бахрейн — 13 M110, по состоянию на 2007 год[1]
Бельгия — сняты с вооружения [2]
Великобритания — сняты с вооружения [2]
Германия — сняты с вооружения [2]
Греция — 134 M110A2, по состоянию на 2007 год[3]
Египет — 144 M110A2 были получены в 1996 году [4]
Израиль — 36 M110, по состоянию на 2007 год[5]
Иордания — 82 M110A2, по состоянию на 2007 год[6]
Иран — 30 M110, по состоянию на 2007 год[7]
Испания — 40 M110A2, по состоянию на 2007 год[8]
Италия — сняты с вооружения [2]
Республика Корея — 13 M110, по состоянию на 2007 год[9]
Марокко — 60 M110, по состоянию на 2007 год[10]
Пакистан — 60 M110/M110A2, по состоянию на 2007 год[11]
Китайская Республика — 60 M110, по состоянию на 2007 год[12]
Турция — 219 M110A2, по состоянию на 2007 год[13]
Япония — 90 M110A2, по состоянию на 2007 год[14]
Галактика М110, описанная в каталоге
«Mélanges де l’Astronomie», часть 2, Париж 1798 и «Connaissance des Tems» от 1801, Париж 1798 содержат такие данные:
«Мои исследования туманности в поясе Андромеды приходятся на 10 августа 1773 г. Они проходили с помощью ахроматического рефрактора, имеющего увеличение в 68 раз, чтобы выполнить чертеж с включением М42 в созвездие Ориона. Я заметил туманность, которую видел 29 октября 1749 года Легентил. Более того, к северу от Великой туманности мною был обнаружен новый объект. Мне показалось странным, что такая туманность избежала внимания остальных астрономов, включая меня, так как после открытия в 1612 г. Туманности Марии Симоны она находилась в том же поле телескопа. Ознакомьтесь с рисунком данной туманности в Поясе Андромеды, сопровождающейся двумя более мелкими туманностями».