Средний танк Т-55
Содержание
Боевая масса, кг: | 36000 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: | 50 |
Запас хода по шоссе, км: | 500 |
Вооружение: | 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм |
Экипаж, чел.: | 4 |
Самый массовый советский танк послевоенного периода. Представляет собой глубокую модернизацию танка Т-54Б. Разработан в КБ завода № 183. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 от 8 мая и приказом МО № 0034 от 24 мая 1958 года. Изготавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-55 (объект 155) – компоновка, конструкция и внешний вид идентичны танку 7-545. Боекомплект пушки увеличен до 43 выстрелов, пулеметов СГМТ-до 3500 патронов. Двигатель В-55 мощностью 580 л.с. Планетарные бортовые передачи. Макс. скорость 50 км/ч. Увеличены емкость топливной системы.(до 960 л) и запас хода (до 500 км). В системе питания применены баки-стеллажи. Система ПАЗ, унифицированная автоматическая система ППО и ТДА многократного действия (вместо дымовых шашек). Усовершенствованные приборы ночного видения и ОПВТ. Воздушный компрессор, позволивший обеспечить основной запуск двигателя воздухом, гирополукомпас ГПК-48. Снят зенитный пулемет ДШК. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 по 1962 год. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался. С 1960 г. установлен гирополукомпас ГПК-59, прицел ТШ-2Б-32П, с 1970 г. – зенитный пулемет ДШКМ, с 1974 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
ТО-55 (объект 482, 1960 г.) – огнеметный танк. Вместо спаренного пулемета установлен автоматический огнемет АТО-200. Запас огнесмеси 460 л, дальность огнеметания 200 м. Боекомплект пушки – 25 выстрелов. Пороховых патронов к огнемету – 12. Серийное производство с 1968 года.
Т-55А (объект 155А) – противорадиационная защита внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). Снят курсовой пулемет, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введено новое сиденье механика-водителя. Серийное производство с 1963 по 1979 г. С 1970 г. на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
Т-55М (объект 155М, 1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-55. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор «Циклон» Ml). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Увеличен динамический ход опорных катков, введена гусеница с РМШ. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода». Боевая масса 40,5 т.
Т-55М-1 – Т-55М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55М2 (1983 г.) – экспортный вариант танка 7-55. Бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ – модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М.
Т-55АМ-1 – Т-55АМ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМ1 – экспортный вариант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ2 – экспортный вариант танка Т-55АМ.
Т-55Д (1983 г.)-модернизированный вариант танка Т-55М. Комплекс активной защиты ЮЗОМ «Дрозд», включающий в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУОФ14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Отсутствует дополнительное бронирование башни. На части танков не устанавливалась система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 41,5 т.
Т-55Д-1 – Т-55Д с двигателем В-46-5М.
Т-55АД – модернизированный вариант танка Т-55АМ по тай же программе, что и Т-55Д.
Т-55АД-1 – Т-55АД с двигателем В-46-5М.
Т-55МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-55М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые экраны, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 41,4 т.
Т-55МВ-1 – Т-55МВ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМВ – модернизированный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55МВ.
Т-55АМВ-1 – Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.
Танки Т-55 составляли основу танкового парка Советской Армии в 60-х и первой половине 70-х годов. По западным данным, за время серийного производства на советских заводах изготовлено 20000 танков всех модификаций. Кроме того, с 1964 года по советской лицензии Т-55, а затем и Т-55А производились в Польше и Чехословакии. В этих странах изготовлено 9000 единиц.
На базе Т-55 в СССР выпускались командирские танки Т-55К, Т-55АК, Т-55МК, Т-55АМК, мостоукладчик МТУ-55, инженерная машина разграждения ИМР, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-3, машина разминирования БМР. Некоторое количество танков было приспособлено под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.
Танки Т-55 как советского, так и иностранного производства активно экспортировались. В наибольших количествах они состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора. Так, например, на конец 1991 года в бывшей ГДР насчитывалось 1725 танков Т-55, в Болгарии-1145, в Чехословакии – 1927, в Венгрии – 1139, в Польше – 2093, в Румынии – 1786 (включая румынские варианты TR-85 и TR-580). Таким образом, только в шести странах Восточной Европы имелось 9815 танков Т-55, причем в основном это были машины польского и чехословацкого производства.
Кроме этих стран, в разные годы они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Египте, Израиле (трофейные египетские), Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Кубе, Ливане, Ливии, Мозамбике, Пакистане (51 Т-55 на 1995 г.), Перу, Северной Корее, Сирии, Словакии, Словении, Сомали, Уганде, Финляндии (70 Т-55 на 1995 г.), Хорватии, Центрально-Африканской республике, Чехии, Эфиопии, Югославии (Т-55АМ1, Т-55АМ2). Танки Т-55 различных модификаций активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах на всех континентах, за исключением Северной Америки и Австралии.
Т-55 применялись советскими танковыми частями при вводе войск в Чехословакию в 1968 году. В составе Советской Армии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза эти боевые машины активно использовались в ряде «горячих точек», главным образом в Закавказье.
Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 3140 танков Т-55 различных модификаций. В 1994 году они сняты с вооружения Российской Армии, однако еще эксплуатируются в частях внутренних
войск и морской пехоты.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-55
БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9000,
ширина – 3270,
высота – 2350,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 Г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 100,
борт – 80,
корма – 45,
крыша и днище – 15…30,
башня – 48…200.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
Экскурс в историю создания танка
Перевооружение танковых соединений СССР началось практически сразу после войны. В 1946-47 годах развернуто производство Т-54. В начале 60-х их начали менять на Т-64 и его модификации. Однако новые исследования в области бронирования, вооружений и сборки двигателей быстро сделали новые машины устаревшими.
Именно в данный период наметилось изменение классификации. Новые разработки позволили объединить быстроходность, защиту и мощное орудие. Соответственно средний танк стал основным боевым, став основой танковых соединений.
В данном контексте в 1967 началась разработка Т-72, его основной задачей ставилась замена Т-64А. Последние использовались в качестве испытаний новых двигателей В-45 с эжекционным и вентиляторным охлаждением. Также велись исследования по созданию автомата заряжания пушки на 22 выстрела.
В 1969 начались испытания доработанного двигателя В-46, а также новой ходовой части. Первые образцы такой техники получили обозначение «Объект 172М». Итогом разработок стало постановление от 7 августа 1973 года о принятии новых танков Т-72 на вооружение.
Разработки над машиной на этом не закончились. Танк получил признание не только в СССР и России, но и во множестве других государств. На его основе разработано множество модификаций, включая модернизированные версии. Последние до сих пор остаются на вооружении разных армий.
Проблемы кооперации
В декабре 1941 года были собраны 10 танков Т-50 (вместо запланированных наркоматом 115 единиц) и еще 15 – в начале 1942 года. На этом выпуск «пятидесятых» прекратился. Главная тому причина – полный провал установленной наркоматом для новой площадки кооперации. Всего были назначены три главных поставщика, все – из системы НКТП. Бронекорпуса и башни должен был поставлять Саратовский завод №180, двигатели – Челябинский Кировский завод, различные полуфабрикаты (штамповки и отливки) – тот же ЧКЗ и Сталинградский тракторный завод. Ничего из перечисленного в Чкалов так и не поступило. Заводу №174 пришлось довольствоваться вывезенными из Ленинграда узлами и деталями и тем, что можно было делать своими силами.
Для производства в военное время конструкция Т-50 была значительно упрощена, что снизило трудоемкость на 19,5%. Но при этом целый ряд достоинств машины и преимуществ перед Т-34 были утрачены. Переход на корпуса из гомогенной брони вместо цементованной заставил использовать более толстые листы, что привело к увеличению боевого веса до 18,2 т. Отсутствие смотровых приборов сделало бессмысленным установку командирской башенки. Возможно, именно поэтому машины, изготовленные в Чкалове, отправились не на фронт, а в распоряжение местного танкового училища.
Продукция завода №174
Но главное – у Т-50 не было перспективы на будущее. В стране более не выпускался дизель В-4. Вывезенный из Ленинграда запас в 200 двигателей самовольно захватил директор ЧКЗ И.М. Зальцман и использовал для танков КВ (сверхдефицитная топливная аппаратура В-4 могла использоваться на дизеле В-2). Попытка установить на Т-50 спарку карбюраторных двигателей ГАЗ-202 к успеху не привела.
Последней надеждой был Ярославский автозавод, куда весной 1942 года передали всю документацию на В-4, также как на американский ленд-лизовский дизель GNC 6046. Предполагалось, что здесь будет налажен выпуск танковых двигателей средней мощности. Но вскоре завод был атакован немецкой авиацией и практически уничтожен – старые деревянные корпуса сгорели полностью.
Так или иначе, завод №174 лишился главного объекта своего производства. На нем продолжали производить запчасти для Т-26, делали некоторые узлы и детали для ЧКЗ и Уральского танкового завода №183, но для военного времени этого было недостаточно.
Конструкция
Т-72, как и подавляющее большинство танков, реализован по классической компоновочной схеме. Говоря простым языком, он выглядит, как настоящий танк: пушка установлена на вращающейся башне, башня установлена на гусеничной платформе, моторное отделение находится сзади.
Стоит сказать, что на танках уже довольно давно не используются обычные бензиновые двигатели, вместо которых они оснащаются дизельными, а третье поколение танков — газотурбинными. Впрочем, многие страны до сих пор по целому ряду причин предпочитают дизели. Подвижность Т-72 обеспечивает дизельный V-образный 12-цилиндровый двигатель В-84−1 мощностью более 800 л.с. Он установлен поперек силуэта танка и позволяет развивать на шоссе скорость до 60 км/ч. Двигатель, разумеется, многотопливный — то есть, способен работать на любом виде бензина, на реактивном топливе, на дизельном топливе и керосине.
Как и все танки, ходовая часть Т-72 имеет гусеничный движитель. Это позволяет ему двигаться даже по глубокому бездорожью. При боевой массе более 40 т он легко преодолевает уклон до 30 градусов. Индивидуальная подвеска смягчает толчки и удары при движении, быстро гасит колебания корпуса.
Т-72 оснащен оборудованием для подводного вождения и может преодолевать водные преграды глубиной до 5 м (с подготовкой). На танке используется комплекс средств связи «Абзац», в который входят УKB-радиостанция и радиоприемник. Дальность связи этого комплекса — не меньше 20 км при движении по средне-пересеченной местности.
Специальные машины на базе Т-64
- ПТС-2 — плавающий транспортёр
- БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т
- МДК-3 — роторный траншейный экскаватор
- МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач
- БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
- УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64
- ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
- Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.
Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
Боевая масса, кг: | 36000 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: | 50 |
Запас хода по шоссе, км: | 500 |
Вооружение: | 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм |
Экипаж, чел.: | 4 |
Самый массовый советский танк послевоенного периода. Представляет собой глубокую модернизацию танка Т-54Б. Разработан в КБ завода № 183. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 от 8 мая и приказом МО № 0034 от 24 мая 1958 года. Изготавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-55 (объект 155) – компоновка, конструкция и внешний вид идентичны танку 7-545. Боекомплект пушки увеличен до 43 выстрелов, пулеметов СГМТ-до 3500 патронов. Двигатель В-55 мощностью 580 л.с. Планетарные бортовые передачи. Макс. скорость 50 км/ч. Увеличены емкость топливной системы.(до 960 л) и запас хода (до 500 км). В системе питания применены баки-стеллажи. Система ПАЗ, унифицированная автоматическая система ППО и ТДА многократного действия (вместо дымовых шашек). Усовершенствованные приборы ночного видения и ОПВТ. Воздушный компрессор, позволивший обеспечить основной запуск двигателя воздухом, гирополукомпас ГПК-48. Снят зенитный пулемет ДШК. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 по 1962 год. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался. С 1960 г. установлен гирополукомпас ГПК-59, прицел ТШ-2Б-32П, с 1970 г. – зенитный пулемет ДШКМ, с 1974 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
ТО-55 (объект 482, 1960 г.) – огнеметный танк. Вместо спаренного пулемета установлен автоматический огнемет АТО-200. Запас огнесмеси 460 л, дальность огнеметания 200 м. Боекомплект пушки – 25 выстрелов. Пороховых патронов к огнемету – 12. Серийное производство с 1968 года.
Т-55А (объект 155А) – противорадиационная защита внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). Снят курсовой пулемет, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введено новое сиденье механика-водителя. Серийное производство с 1963 по 1979 г. С 1970 г. на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
Т-55М (объект 155М, 1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-55. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор «Циклон» Ml). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Увеличен динамический ход опорных катков, введена гусеница с РМШ. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода». Боевая масса 40,5 т.
Т-55М-1 – Т-55М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55М2 (1983 г.) – экспортный вариант танка 7-55. Бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ – модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М.
Т-55АМ-1 – Т-55АМ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМ1 – экспортный вариант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ2 – экспортный вариант танка Т-55АМ.
Т-55Д (1983 г.)-модернизированный вариант танка Т-55М. Комплекс активной защиты ЮЗОМ «Дрозд», включающий в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУОФ14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Отсутствует дополнительное бронирование башни. На части танков не устанавливалась система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 41,5 т.
Т-55Д-1 – Т-55Д с двигателем В-46-5М.
Т-55АД – модернизированный вариант танка Т-55АМ по тай же программе, что и Т-55Д.
Т-55АД-1 – Т-55АД с двигателем В-46-5М.
Т-55МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-55М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые экраны, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 41,4 т.
Т-55МВ-1 – Т-55МВ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМВ – модернизированный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55МВ.
Т-55АМВ-1 – Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.
Танки Т-55 составляли основу танкового парка Советской Армии в 60-х и первой половине 70-х годов. По западным данным, за время серийного производства на советских заводах изготовлено 20000 танков всех модификаций. Кроме того, с 1964 года по советской лицензии Т-55, а затем и Т-55А производились в Польше и Чехословакии. В этих странах изготовлено 9000 единиц.
На базе Т-55 в СССР выпускались командирские танки Т-55К, Т-55АК, Т-55МК, Т-55АМК, мостоукладчик МТУ-55, инженерная машина разграждения ИМР, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-3, машина разминирования БМР. Некоторое количество танков было приспособлено под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.
Танки Т-55 как советского, так и иностранного производства активно экспортировались. В наибольших количествах они состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора. Так, например, на конец 1991 года в бывшей ГДР насчитывалось 1725 танков Т-55, в Болгарии-1145, в Чехословакии – 1927, в Венгрии – 1139, в Польше – 2093, в Румынии – 1786 (включая румынские варианты TR-85 и TR-580). Таким образом, только в шести странах Восточной Европы имелось 9815 танков Т-55, причем в основном это были машины польского и чехословацкого производства.
Кроме этих стран, в разные годы они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Египте, Израиле (трофейные египетские), Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Кубе, Ливане, Ливии, Мозамбике, Пакистане (51 Т-55 на 1995 г.), Перу, Северной Корее, Сирии, Словакии, Словении, Сомали, Уганде, Финляндии (70 Т-55 на 1995 г.), Хорватии, Центрально-Африканской республике, Чехии, Эфиопии, Югославии (Т-55АМ1, Т-55АМ2). Танки Т-55 различных модификаций активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах на всех континентах, за исключением Северной Америки и Австралии.
Т-55 применялись советскими танковыми частями при вводе войск в Чехословакию в 1968 году. В составе Советской Армии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза эти боевые машины активно использовались в ряде «горячих точек», главным образом в Закавказье.
Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 3140 танков Т-55 различных модификаций. В 1994 году они сняты с вооружения Российской Армии, однако еще эксплуатируются в частях внутренних
войск и морской пехоты.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-55
БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9000,
ширина – 3270,
высота – 2350,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 Г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 100,
борт – 80,
корма – 45,
крыша и днище – 15…30,
башня – 48…200.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
Модификации танка
За более сорока лет эксплуатации для Т-72 было изготовлено множество модификаций. Еще на этапе разработки в конце 60-х годов имелось несколько проектов, наработки которых задействованы в дальнейшем улучшении танка.
Среди советских и российских модификаций танка Т-72 выделяют:
- Т-72 «Урал» — базовый вариант танка;
- Т-72К — командирский танк с дополнительной навигацией, улучшенной радиостанцией Р-130М и автономным источником питания;
- Т-72А — модернизация 1979 года, получила улучшенное бронирование, дополнительные приборы наблюдения и наведения, дымовые гранаты, двигатель В-46-6 с увеличенной динамикой ходовой части;
- Т-72АК — командирский вариант модернизированного танка;
- Т-72М и Т-72М1 — экспортная модель Т-72А и ее модернизация;
- Т-72АВ — модернизированный танк с навесной динамической защитой «Контакт»;
- Т-72Б — модернизация танка 1985 года, получила комплекс управляемого вооружения «Свирь», динамическую защиту «Контакт», двигатель В-84, новую пушку 2А46М, броня усилилась до 570 мм;
- Т-72Б1 — командирский вариант Т-72Б;
- Т-72С — экспортная облегченная модификация, после срыва некоторых поставок поступила на вооружение армии РФ;
- Т-72Б2 «Рогатка» получила улучшенное орудие 2А46М5 с повышенной точностью стрельбы, появилась электромагнитная защита против мин;
- Т-72Б3 имеет несколько образцов (2011, 2014 и 2016 гг) с современным оснащением, вооружением и бронированием.
С учетом экспортных поставок модернизации и модификации Т-72 появлялись и в других странах. По лицензии танк изготавливался в Югославии (М-84), Польше (РТ-91), Чехословакии и Индии, на его основе в данных странах разрабатывались и собственные модели. После распада СССР свои версии появились у Украины, Белоруссии, Казахстана, Азербайджана. Собственные модификации Т-72 имелись также у Израиля, Румынии, Ирака.
Командирский танк Т-55АК (Россия)
Боевые и специальные машины на базе танка Т-55
Командирский танк Т-55К/АК
В 1959 году был принят на вооружение командирский танкТ-55К, разработанный в КБ нижне-тагильского завода № 183 на базе Т-55; производился серийно на том же заводе.
С 1962 года стали выпускать командирский танк Т-55АК на базе Т-55А. Он отличался от Т-55К усиленной противорадиационной защитой, остальные характеристики — такие же.
В отличие от линейных на командирские машины устанавливались, кроме Р-113 или используемой позже Р-123, дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, навигационное оборудование, бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30. Чтобы их разместить, пришлось уменьшить на шесть снарядов боекомплект к пушке и отказаться от курсового 7,62-мм пулемета ПКТ.
Позднее радиооборудование командирских танков было дополнено. Т-55К командира батальона получили две радиостанции Р-123 (или Р-123М), а машина командира полка — Р-123 и Р-130; для этого пришлось установить раздвижную десятиметровую антенну.
Огнеметный танк ТО-55
Автоматический танковый огнемет АТО-200 установлен на месте спаренного с пушкой пулемета
Огнеметный танк ТО-55
В 1954 году на вооружение Советской Армии были приняты огнеметные танки Т-54-АТО. Они выпускались небольшими сериями с 1955 по 1959 год на заводе № 174 в Омске. Всего было построено 110 таких машин.
Разработкой танковых огнеметов занималось Специальное конструкторское бюро в Харькове — СКБ-1. Именно здесь в 1949 году была испытана первая послевоенная модель автоматического танкового огнемета АТО-49, который после доработок получил обозначение АТО-54 и устанавливался на огнеметный танк ОТ-54.
В 1955 году в СКБ-1 был выполнен технический проект огнемета с повышенной до 200 м дальностью метания огнесмеси (АТО-54 имел дальность 160 м). Опытный образец огнемета, получивший название АТО-200, изготовили в 1956 году. Танк, созданный на базе Т-55 в 1958 году и вооруженный новым огнеметом, получил название ТО-55 («объект 482»).
ТО-55 проектировался по тому же принципу, что и ОТ-54: огнемет на нем устанавливался не взамен основного вооружения, а в дополнение к нему; при этом боевые качества танка не снижались.
Огнемет располагался в башне рядом с пушкой на месте спаренного пулемета и стабилизировался вместе с ней в двух плоскостях наведения. Таким образом, в отличие от танка ОТ-54 прицельное огнеметание могло вестись не только с места, но и с ходу со скорострельностью до 8 выстр./мин на дальность до 200 м. Емкость выстрела увеличили до 35 л (на ОТ-54 — 20 л), а процесс огнеметания полностью автоматизировали. При этом для создания сплошной зоны огня наводчику не требовалось каждый раз нажимать на спусковую кнопку: ее нужно было просто не отпускать, и тогда стрельба становилась непрерывной.
Бак для огнесмеси емкостью 460 л размещался в носовой части танка на месте топливных баков-стеллажей. Для подвода ее в башню в средней части корпуса на днище имелось подающее устройство.
АТО-200 представлял собой пороховой поршневой огнемет многократного действия с пиротехническим зажиганием струи. Он состоял из цилиндра — резервуара для огнесмеси, поступавшей туда перед выстрелом, задвижки с подвижной иглой, автоматики, системы пиротехнического зажигания и предохранительной системы.
Воспламенение струи в момент ее вылета из насадки огнемета производилось системой зажигания с помощью двух барабанов с двенадцатью пороховыми и зажигательными патронами.
ТО-55 в строю атакующих танков
Стрельба из огнемета осуществлялась следующим образом. При нажатии наводчиком на спусковую кнопку электрическое напряжение подавалось одновременно на реле времени и на очередной зажигательный пиропатрон, который, в свою очередь, воспламенялся и выбрасывал факел пламени перед насадкой. Спустя 0,1 — 0,2 с реле времени подавало напряжение на электрокапсюльную втулку порохового патрона, моментально срабатывавшего. Давление пороховых газов в цилиндре быстро нарастало, под их действием поршень резко подавался вперед и выталкивал огнесмесь из цилиндра через насадку. Разогнанная до скорости 100 м/с, струя, пролетая через факел зажигательного патрона, воспламенялась.
В конце хода поршня срабатывала система клапанов: насадка продувалась, поршень под давлением огнесмеси в баке возвращался в исходное положение, оба барабана проворачивались и «подготавливали» очередные патроны.
Боекомплект АТО-200 включал 12 огневых выстрелов. При этом обычный боекомплект пришлось уменьшить до 25 снарядов для пушки и до 750 патронов для пулемета. Прочие боевые и тактико-технические характеристики оставались такими же, как у танка Т-55.
На вооружение танк ТО-55 был принят приказом министра обороны СССР от 17 января 1960 года. Первую серию из 10 машин построили в 1961 году. Позднее некоторая часть ТО-55 строилась на базе танка Т-55А.
ТО-55 выпускались в относительно небольших количествах, что в определенной степени связано с проблемами в тактике их боевого применения, возникшими к концу 1950-х годов. К этому времени были существенно усовершенствованы различные противотанковые средства, находящиеся на вооружении пехотных подразделений, — ручные гранатометы, базуки, безоткатные орудия и даже ПТУРС, способные поражать ТО-55 на дистанциях, значительно превосходящих дальность его огнеметания. С другой стороны, отсутствие спаренного пулемета делало ТО-55 практически беззащитным от противотанковых средств противника на ближних дистанциях — курсовой пулемет не обеспечивал прицельной стрельбы, а на Т-55А от него вообще отказались.
В 1993 году танк ТО-55 был снят с вооружения.
Тактико-технические характеристики БТР-Т
Масса, кг 38 500
Тип и марка двигателя дизель В-55В или В-55У
Мощность, л.с 580 или 620
Удельная мощность, л.с./т 15 или 16,1
Максимальная скорость, км/ч 50
Запас хода, км 500
Бронирование эквивалентно 600 мм
Тяжелый бронетранспортер БТР-Т
Опыт боевого использования колесных бронетранспортеров с противопульной броневой защитой показал, что в целом ряде случаев они неспособны выполнять задачи не только боевой машины, но даже надежного транспортного средства. Так, во время боевых действий в Афганистане, в других «горячих» точках пехотинцы предпочитали при передвижении на БТР находиться не внутри этих машин, а снаружи, на броне. Оказалось, что, например, при подрыве бронетранспортера на мине или при обстреле из противотанковых гранатометов здесь имеется больше шансов остаться невредимым.
Новый бронетранспортер с повышенным уровнем защиты на базе танка Т-55 впервые был продемонстрирован на выставке военной техники и вооружения в Омске в 1997 году.
Конструктивно БТР-Т выполнен по схеме, аналогичной израильским тяжелым машинам типа «Ахзарит», «Пума», «Нагмашот». Он имеет переднее отделение управления, совмещенное с десантным, и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Место механика-водителя находится впереди у левого борта.
Полностью закрытый корпус бронетранспортера отличается от корпуса танка прежде всего встроенной динамической защитой и усиленной противоминной защитой. Борта корпуса и элементы подвески ходовой части прикрыты стальными броневыми экранами. Верхняя часть бортов имеет внутренний основной и наружный дополнительный листы. Между ними на надгусеничных полках размещаются различное вспомогательное оборудование, инструменты и принадлежности. Таким образом обеспечивается более надежная противокумулятивная защита бортов. БТР-Т оснащен системами ПАЗ и ОПВТ, дымовыми гранатометами постановки дымовых завес 902В «Туча».
На бронетранспортере использована модульная конструкция вооружения. На выставке в Омске вооружение машины включало автоматическую пушку 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 200 выстрелов и пусковую установку ПТУРС «Калибр». Но предусмотрены и взаимозаменяемые варианты, включающие автоматический гранатомет АГС-17 калибра 30 мм, двуствольный автомат 2А38 калибра 30 мм, 12,7-мм зенитный пулемет НОВ, две пусковые установки ПТУРС «Конкурс».
Размещение экипажа и десанта в корпусе БТР-Т:
1— водитель-механик; 2— командир БТР; 3— десант
БТР-Т с зенитным пулеметом НСВ
6 декабря— День независимости Финляндии. Это наиболее церемониальный национальный праздник. В этот день на всех учреждениях подняты флаги, проходит военный парад. На фото — зенитная самоходная установка на шасси танка Т-55 с боевым модулем «Марксмен», двумя 35-мм швейцарскими зенитными пушками «Эрликон». Разработка Великобритании.
Пожарный танк на шасси Т-55; сверху огромная квадратная цистерна. Внутри— места для водителя и оператора- пожаротушителя. Преимущество перед пожарной машиной— танк может ударом разметать горящий объект, гусеницами раздавить обломки, залить сверху горящие очаги пожара
Гусеничный универсальный тягач ГТУ-1
Тягач разработан на базе танка Т-55 Ленинградским ВНИИ транспортного машиностроения совместно с Киевским конструкторско-технологическим центром. Предназначен для проведения спасательных и аварийно-восстановительных работ в районах стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.
ГТУ-1 обеспечивает выполнение ремонтных работ, в том числе электросварочных, грузоподъемных — с перемещением груза, вытаскивание застрявшей и затонувшей техники всех видов, буксировку техники в любых дорожных условиях, выполнение землеройных работ, расчистку завалов, транспортировку грузов.
Максимальная скорость, км/ч 50
Отбор мощности, кВт (л.с.) 80 (110)
Тяговое усилие лебедки, кН (тс) 250 (25)
Максимальная грузоподъемность крана, т 7
Угол поворота стрелы, град 270
Грузоподъемность платформы, т 4
Самоходный лафетный ствол СЛС-180 «Сойка» предназначен для тушения крупных пожаров в особо сложных условиях. Управление шасси и элементами лафетного ствола может осуществляться дистанционно по радиосвязи на расстоянии до 100 м. Шасси—танк Т-55; боевой расчет—2 человека; производительность—100 л/с; дальность подачи—80—100 м; масса—36 500 кг; максимальная скорость—30 км/ч.
Танковый мостоукладчик МТУ-55
Предназначен для наведения однопролетного металлического моста, перекрывающего водные преграды, рвы, овраги, эскарпы и прочие препятствия шириной до 16 м.
Базовой машиной для него служит танк Т-55 без башни и вооружения, снабженный ПАЗ, ОПВТ и ТДА. Максимальная скорость мостоукладчика—до 50 км, транспортная скорость по пересеченной местности — 20 — 25 км/ч.
МТУ-55 в отличие от предшественников МТУ и МТУ-20 имеет схему наводки моста типа «ножницы». Сначала мост в сложенном положении поднимается вертикально, а затем раскладывается и опускается на преграду. Время наводки — 3 — 8 мин. Допустимое превышение (принижение) одного берега над другим — до 2,2 м. Ширина моста — 3,3 м, ширина колеи — 1,15 м. По нему могут следовать все типы колесных и гусеничных машин, однако нагрузка при этом не должна превышать 50 т.
Существенным преимуществом МТУ-55 является наличие в его комплекте устройства для соединения между собой двух и более мостов. Он может наводить переправу, даже находясь под водой, что особенно важно, когда в случае недостаточной длины моста необходимо производить его наращивание. Дифферент машины при работе может составлять 15°.
Экипаж мостоукладчика—два человека. Вооружение: автомат АКМС с 150 патронами, 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ.
МТУ-55 принят на вооружение в 1962 году. Входит в состав инженерносаперной роты мотострелкового (танкового) полка — 1 (3) машины.
Боевая машина разминирования БМР создана на базе Т-55: тот же корпус танка со снятой башней, усиленный бронированием днища и навешенными минными тралами. Обеспечивает действия войск и движение войсковых колонн на заминированной местности— производит траление мин, проделывает проходы в минных полях
Инженерная машина разграждения — ИМР
Инженерная машина разграждения предназначена для прокладки колонных путей, проделывания проходов в зонах сплошных или городских завалов, образовавшихся после нанесения ядерных ударов или массовых бомбардировок. Для этого она оснащена телескопическим манипулятором и мощным бульдозерным оборудованием.
ИМР создана также на базе танка Т-55 без башни и танкового вооружения и снабжена ПАЗ, ОПВТ, ТДА, прибором химической разведки и радиометром- рентгенометром ДП-ЗБ. При этом сам танк подвергся некоторой модернизации: днище усилено добавочными бронелистами, изменена конструкция подбашенного листа, установлена башенка механика-водителя.
Управление бульдозерным оборудованием производится гидравликой без выхода экипажа из машины. С его помощью возможно сдвигать с дороги обломки, засыпать рвы и воронки. Ширина захвата в бульдозерном положении составляет 4,15 м, в грейдерном — 3,4 м, в двухотвальном — 3,56 м.
Колонный путь по среднепересеченной местности ИМР проделывает со скоростью 5 — 8 км/ч, проход в сплошном лесном завале — 200 — 300 м/ч, в городских завалах — 160 — 200 м/ч.
Телескопическая стрела с захватом- манипулятором способна удалять с дороги стволы деревьев, обломки стен, выдергивать из земли столбы, обрушивать остатки строительных сооружений. Грузоподъемность стрелы — 2 т; максимальный вылет — 8,8 м.
В комплекте ИМР имеется также скребок-ковш объемом 0,4 м 3 — с ним машина может использоваться еще и как экскаватор, перенося 40 м 3 грунта за час работы.
Экипаж состоит из двух человек — механика-водителя и командира оператора. Вооружение: автомат АКМС с запасом 150 патронов, 10 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ.
Создана в КБ омского завода № 174. Входит в состав инженерно-саперного батальона мотострелковой (танковой) дивизии — три машины, а также инженерных батальонов штурма и разграждения и батальонов ликвидации аварий на атомных объектах.
Объединение ради победы
Дальнейшую судьбу двух предприятий определило решение ГКО от 7 марта 1942 года за №1880 – о переводе завода №174 из Чкалова в Омск на площадку завода №173 с целью создания комбината по производству средних танков Т- 34 – поначалу при широкой кооперации с действующими производителями «тридцатьчетверки». За объединенным заводом сохранялся прежний ленинградский номер – «174».
Юридические преобразования завершились 19 июня 1942 года, когда Совет Народных Комиссаров утвердил новый устав Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени завода №174 им. т. Ворошилова. Перевозку в Омск планировали завершить к 15 апрелю, для чего Наркомату путей сообщения было предписано выделить 2000 вагонов. Фактически же дело затянулось до июня.
Небольшие группы специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 на завод №174 направили Сталинградский тракторный завод и Уральский танковый завод №183. Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске предлагалось выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.
Как только пришли первые эшелоны с оборудованием, сразу закипела работа: были налажены линии и начался выпуск танков. За четыре военных года на заводе №174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.
Вспоминает Герман Антонов, пришедший в 1944 году на завод №174 им. Ворошилова учеником каменщика в литейный цех:
«В военное время людей на заводах не хватало. Мобилизовывали людей из деревень, жили они в бараках, очень тяжелые были бытовые условия. Меня-то и взяли такого молодого, потому что работать было некому. Мы работали с двойной силой, с большим усердием, ведь надо было помогать фронту. На фронт многие бы пошли с удовольствием, но оставались в тылу – ведь кому-то нужно было танки делать. Было очень тяжело, не дай бог у кого украдут карточки – будет месяц голодным человек. На заводе тогда много женщин работало – не меньше, чем мужчин: и контролерами работали, и на станках. Работали по 12 часов, а нередко и в 2-3 смены, чтобы как можно больше сделать танков для победы над фашистами».
В послевоенные годы завод продолжил осваивать и выпускать оборонную продукцию. На «Омсктрансмаше» создавались такие танки, как Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК и другая военная техника: спецкраны, танковые огнеметы, плавсредства, артиллерийские установки на танковой базе, мостоукладчики. Известен завод и своей гражданской продукцией. Прежде всего это машины для сельскохозяйственной, строительной и нефтедобывающей отраслей, трактора и экскаваторы различного назначения.
ПТС-ПС ARK
Сегодня Омский завод транспортного машиностроения входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Самой актуальной на данный момент техникой, выходящей с конвейеров «Омсктрансмаша», являются поисково-спасательные плавающие транспортеры ARK, специальные пожарные машины СПМ на базе шасси танка Т-80 и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Также на предприятии модернизируется уникальный российский танк с газотурбинным двигателем Т-80БВМ.
События, связанные с этим
Иркутский авиазавод: бомбардировщики для фронта