Омский завод транспортного машиностроения: сибирская «тридцатьчетверка»
Содержание
Омский завод транспортного машиностроения: сибирская «тридцатьчетверка»
Один из крупнейших современных городов России – Омск – в годы Великой Отечественной войны принял на себя нелегкий груз индустриального центра в глубоком тылу страны. Сюда было эвакуировано более сотни предприятий из европейской части СССР. Часть из них после войны осталась в Омске, заложив основу его промышленного развития. В военные годы здесь выпускались танки, самолеты, авиамоторы и многое другое.
Омский завод транспортного машиностроения поставлял на фронт легендарные Т-34. История «Омсктрансмаша» началась в 1897 году, когда в связи с постройкой Транссибирской железнодорожной магистрали в Омске были организованы мастерские по ремонту подвижного состава, из которых позже вырос паровозоремонтный завод. В 1942 году для выполнения плана по массовому выпуску главного армейского танка Т-34 Наркомат танковой промышленности объединил в Омске три крупных завода: эвакуированные Ленинградский танковый №174, Ворошиловградский паровозостроительный и местный Омский паровозовагоноремонтный завод.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
Т-55А имеет довольно слабое бронирование для своего боевого рейтинга, которое пробивается в лоб почти всеми потенциальными противниками. Верхняя и нижняя лобовые детали имеют равную толщину в 100 мм. Прямо за ВЛД, слева, расположен топливный бак, а за ним — топливный бак-стеллаж, в котором расположена боеукладка первой очереди. При попадании в эту часть лобовой бронеплиты, с высокой вероятностью танк будет уничтожен. Борта защищены 80-мм броней, которая может сдержать автопушки калибром до 25-мм. Корма же защищена намного хуже — 45-мм плита пробивается большинством автопушек и спасает разве что от крупнокалиберных пулемётов. В передней полусфере башни, приведённая броня варьируется от
220 в самом лбу до 500-мм в «щеках», что дает возможность при некотором везении отразить снаряд противника.
Танк не может похвастаться и хорошей боевой живучестью. При попадании снаряда в левую часть лобовой детали или загорятся упомянутые топливные баки-стеллажи, или сдетонируют снаряды в них. Если же снаряд попадет в правую часть, то с большой вероятностью будет выведена из строя большая часть экипажа кроме заряжающего. Кроме баков, боеукладка расположена вокруг башни в корпусе, а также в самой башне. Чуть повысить живучесть можно загрузив в бой только 19 снарядов, таким образом снаряды останутся лишь в баке-стеллаже.
Подвижность
Подвижность у Т-55А посредственная для своего боевого рейтинга. Большинство противников будет как минимум не медленнее нас, а многие вовсе быстрее. На пересеченной местности танк разгоняется до
30 км/ч, на грунтовой дороги же может разогнаться до 40 км/ч. Удельная мощность двигателя в 15 л.c/т не делает танк очень динамичным. До уже упомянутых 30 км/ч танк разгоняется довольно быстро, но выше этой отметки танк разгоняется уже с трудом. Задний ход в 7 км/ч мал на данном боевом рейтинге и его может не хватить для того, чтобы ретироваться с поля боя.
Боевая масса, кг: | 36000 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: | 50 |
Запас хода по шоссе, км: | 500 |
Вооружение: | 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм |
Экипаж, чел.: | 4 |
Самый массовый советский танк послевоенного периода. Представляет собой глубокую модернизацию танка Т-54Б. Разработан в КБ завода № 183. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 493-230 от 8 мая и приказом МО № 0034 от 24 мая 1958 года. Изготавливался серийно на заводах № 183 (Нижний Тагил), № 75 (Харьков) и № 13 (Омск) с 1958 по 1979 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-55 (объект 155) – компоновка, конструкция и внешний вид идентичны танку 7-545. Боекомплект пушки увеличен до 43 выстрелов, пулеметов СГМТ-до 3500 патронов. Двигатель В-55 мощностью 580 л.с. Планетарные бортовые передачи. Макс. скорость 50 км/ч. Увеличены емкость топливной системы.(до 960 л) и запас хода (до 500 км). В системе питания применены баки-стеллажи. Система ПАЗ, унифицированная автоматическая система ППО и ТДА многократного действия (вместо дымовых шашек). Усовершенствованные приборы ночного видения и ОПВТ. Воздушный компрессор, позволивший обеспечить основной запуск двигателя воздухом, гирополукомпас ГПК-48. Снят зенитный пулемет ДШК. Гарантийный срок службы танка доведен до 2000 км. Серийное производство с 1958 по 1962 год. В дальнейшем танк неоднократно модернизировался. С 1960 г. установлен гирополукомпас ГПК-59, прицел ТШ-2Б-32П, с 1970 г. – зенитный пулемет ДШКМ, с 1974 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
ТО-55 (объект 482, 1960 г.) – огнеметный танк. Вместо спаренного пулемета установлен автоматический огнемет АТО-200. Запас огнесмеси 460 л, дальность огнеметания 200 м. Боекомплект пушки – 25 выстрелов. Пороховых патронов к огнемету – 12. Серийное производство с 1968 года.
Т-55А (объект 155А) – противорадиационная защита внутри корпуса и башни (подбой) и частично снаружи (надбой). Снят курсовой пулемет, боекомплект сокращен на 750 патронов. Введено новое сиденье механика-водителя. Серийное производство с 1963 по 1979 г. С 1970 г. на танке устанавливался зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальномер КДТ-1.
Т-55М (объект 155М, 1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-55. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резиновые экраны, дополнительно бронировано днище. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116 «Бастион» и СУО «Волна» (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ, стабилизатор «Циклон» Ml). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Увеличен динамический ход опорных катков, введена гусеница с РМШ. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», система защиты от напалма «Сода». Боевая масса 40,5 т.
Т-55М-1 – Т-55М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.
Т-55М2 (1983 г.) – экспортный вариант танка 7-55. Бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ – модернизированный вариант танка Т-55А по той же программе, что и Т-55М.
Т-55АМ-1 – Т-55АМ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМ1 – экспортный вариант танка Т-55А. СУО «Волна», бортовые экраны, система «Сода».
Т-55АМ2 – экспортный вариант танка Т-55АМ.
Т-55Д (1983 г.)-модернизированный вариант танка Т-55М. Комплекс активной защиты ЮЗОМ «Дрозд», включающий в себя два блока вооружения с двумя 107-мм выстрелами ЗУОФ14 в каждом, две радиолокационные станции миллиметрового диапазона и аппаратуру управления. Отсутствует дополнительное бронирование башни. На части танков не устанавливалась система запуска дымовых гранат «Туча». Боевая масса 41,5 т.
Т-55Д-1 – Т-55Д с двигателем В-46-5М.
Т-55АД – модернизированный вариант танка Т-55АМ по тай же программе, что и Т-55Д.
Т-55АД-1 – Т-55АД с двигателем В-46-5М.
Т-55МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-55М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые экраны, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 41,4 т.
Т-55МВ-1 – Т-55МВ с двигателем В-46-5М.
Т-55АМВ – модернизированный вариант танка Т-55АМ по той же программе, что и Т-55МВ.
Т-55АМВ-1 – Т-55АМВ с двигателем В-46-5М.
Танки Т-55 составляли основу танкового парка Советской Армии в 60-х и первой половине 70-х годов. По западным данным, за время серийного производства на советских заводах изготовлено 20000 танков всех модификаций. Кроме того, с 1964 года по советской лицензии Т-55, а затем и Т-55А производились в Польше и Чехословакии. В этих странах изготовлено 9000 единиц.
На базе Т-55 в СССР выпускались командирские танки Т-55К, Т-55АК, Т-55МК, Т-55АМК, мостоукладчик МТУ-55, инженерная машина разграждения ИМР, ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-3, машина разминирования БМР. Некоторое количество танков было приспособлено под установку универсальных плавсредств ПСТ-У и ПСТ-63.
Танки Т-55 как советского, так и иностранного производства активно экспортировались. В наибольших количествах они состояли на вооружении армий стран-участниц Варшавского договора. Так, например, на конец 1991 года в бывшей ГДР насчитывалось 1725 танков Т-55, в Болгарии-1145, в Чехословакии – 1927, в Венгрии – 1139, в Польше – 2093, в Румынии – 1786 (включая румынские варианты TR-85 и TR-580). Таким образом, только в шести странах Восточной Европы имелось 9815 танков Т-55, причем в основном это были машины польского и чехословацкого производства.
Кроме этих стран, в разные годы они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире, Афганистане, Бангладеш, Боснии и Герцеговине, Вьетнаме, Египте, Израиле (трофейные египетские), Индии, Ираке, Иране, Йемене, Камбодже, Кубе, Ливане, Ливии, Мозамбике, Пакистане (51 Т-55 на 1995 г.), Перу, Северной Корее, Сирии, Словакии, Словении, Сомали, Уганде, Финляндии (70 Т-55 на 1995 г.), Хорватии, Центрально-Африканской республике, Чехии, Эфиопии, Югославии (Т-55АМ1, Т-55АМ2). Танки Т-55 различных модификаций активно использовались в локальных войнах и военных конфликтах на всех континентах, за исключением Северной Америки и Австралии.
Т-55 применялись советскими танковыми частями при вводе войск в Чехословакию в 1968 году. В составе Советской Армии принимали участие в боевых действиях в Афганистане. После распада Советского Союза эти боевые машины активно использовались в ряде «горячих точек», главным образом в Закавказье.
Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 3140 танков Т-55 различных модификаций. В 1994 году они сняты с вооружения Российской Армии, однако еще эксплуатируются в частях внутренних
войск и морской пехоты.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-55
БОЕВАЯ МАССА, т: 36.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9000,
ширина – 3270,
высота – 2350,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-10Т2С калибра 100 мм, 2 пулемета СГМТ обр. 1943 г. калибра 7,62 мм, 1 пулемет ДШКМ обр.1938/46 Г. калибра 12,7 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 43 выстрела, 3500 патронов калибра 7,62 мм.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2 «Циклон».
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2Б-22 или ТШ-2Б-32П, ночной прицел ТПН-1-22-11, боковой уровень и азимутальный указатель.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 100,
борт – 80,
корма – 45,
крыша и днище – 15…30,
башня – 48…200.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 500.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
Применение в бою
Подвижность у Т-55А скромная, что не даёт возможности быстро достигать ключевые точки на картах. Броня у танка также далеко не самая хорошая, хоть и в сравнении со слабозащищеннымии танками вроде «Леопарда» он довольно крепкий. Танк имеет хорошее орудие, которое позволяет поддерживать свою команду. Стоковый снаряд ЗБМ-8 очень неоднозначный — хоть он и имеет хорошее бронепробитие и отличную баллистику, однако его ужасное заброневое воздействие вынуждает точно выцеливать боеукладку или наводчика вражеского танка.
После открытия БР-412Д геймплей на танке довольно сильно меняется: в бою с уже упомянутыми Леопардами и похожими на него танками (вроде AMX-30B2) этот снаряд покажет себя со своей лучшей стороны, так как в бою с этими танками большого бронепробития и не требуется, а вот заброневое воздействие будет часто выводить вражеские танки из строя после первого же пробития. Однако не стоит забывать про танки с хорошей бронёй, например M60A1 (AOS), которого каморным снарядом в лоб мы можем пробить разве что в командирскую башенку (что довольно часто будет приводить к выводу из строя вражеского танка) или Strv 104, который стабильно пробивается в НЛД и в курсовой пулемёт в башне. После открытия БОПСа, танк получает возможность пробивать почти любого противника в силуэт при этом лишаясь возможности выводить множество танков из строя первым же попаданием. Поэтому, стоит соблюдать баланс и брать как ЗБМ25 в количестве 9 штук для противостояний на дальних дистанциях, так и 10 БР-412Д для столкновений с легкобронированными танками. 19 снарядов хватит на весь бой, при этом, танк лишается боеукладки в башне и рядом с ней.
В заключение, можно сказать что Т-55А является прекрасным танком поддержки, который благодаря своему орудию и номенклатуре боеприпасов для него может очень хорошо вести поддержку своей команды на дальней дистанции, причем и в ближнем бою танк тоже неплох, хоть и уступает более быстрым и маневренным танкам.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Каморный снаряд БР-412Д, способный выводить из строя танки одним удачным попаданием
- Бронебойный оперённый подкалиберный снаряд ЗБМ25, имеющий хорошее бронепробитие и баллистику
- Зенитный пулемёт ДШК, хорошо подходящий для борьбы с низколетящими вертолётами
- Хорошая проходимость
- Слабое бронирование в целом
- Посредственная подвижность
- Долгая перезарядка
Объединение ради победы
Дальнейшую судьбу двух предприятий определило решение ГКО от 7 марта 1942 года за №1880 – о переводе завода №174 из Чкалова в Омск на площадку завода №173 с целью создания комбината по производству средних танков Т- 34 – поначалу при широкой кооперации с действующими производителями «тридцатьчетверки». За объединенным заводом сохранялся прежний ленинградский номер – «174».
Юридические преобразования завершились 19 июня 1942 года, когда Совет Народных Комиссаров утвердил новый устав Государственного союзного ордена Трудового Красного Знамени завода №174 им. т. Ворошилова. Перевозку в Омск планировали завершить к 15 апрелю, для чего Наркомату путей сообщения было предписано выделить 2000 вагонов. Фактически же дело затянулось до июня.
Небольшие группы специалистов по конструкции и технологиям сборки танков Т-34 на завод №174 направили Сталинградский тракторный завод и Уральский танковый завод №183. Для расселения эвакуированных работников и их семей в Омске предлагалось выселить 20 тысяч местных жителей из числа непричастных к оборонной промышленности. Кроме этого, предприятию выделялись 100 стандартных брусковых домов.
Как только пришли первые эшелоны с оборудованием, сразу закипела работа: были налажены линии и начался выпуск танков. За четыре военных года на заводе №174 было выпущено почти 7 тысяч Т-34. Каждый десятый танк был создан именно в Омске. Над сборкой танков в разные годы трудились от 12 до 20 тысяч человек, преимущественно женщины и дети.
Вспоминает Герман Антонов, пришедший в 1944 году на завод №174 им. Ворошилова учеником каменщика в литейный цех:
«В военное время людей на заводах не хватало. Мобилизовывали людей из деревень, жили они в бараках, очень тяжелые были бытовые условия. Меня-то и взяли такого молодого, потому что работать было некому. Мы работали с двойной силой, с большим усердием, ведь надо было помогать фронту. На фронт многие бы пошли с удовольствием, но оставались в тылу – ведь кому-то нужно было танки делать. Было очень тяжело, не дай бог у кого украдут карточки – будет месяц голодным человек. На заводе тогда много женщин работало – не меньше, чем мужчин: и контролерами работали, и на станках. Работали по 12 часов, а нередко и в 2-3 смены, чтобы как можно больше сделать танков для победы над фашистами».
В послевоенные годы завод продолжил осваивать и выпускать оборонную продукцию. На «Омсктрансмаше» создавались такие танки, как Т-54, Т-55, 55К, 55А, 55АК, Т-80, Т-80Б, Т-80БВ, Т-80БВК, Т-80У,80УК и другая военная техника: спецкраны, танковые огнеметы, плавсредства, артиллерийские установки на танковой базе, мостоукладчики. Известен завод и своей гражданской продукцией. Прежде всего это машины для сельскохозяйственной, строительной и нефтедобывающей отраслей, трактора и экскаваторы различного назначения.
ПТС-ПС ARK
Сегодня Омский завод транспортного машиностроения входит в концерн «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех. Самой актуальной на данный момент техникой, выходящей с конвейеров «Омсктрансмаша», являются поисково-спасательные плавающие транспортеры ARK, специальные пожарные машины СПМ на базе шасси танка Т-80 и тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек». Также на предприятии модернизируется уникальный российский танк с газотурбинным двигателем Т-80БВМ.
События, связанные с этим
Иркутский авиазавод: бомбардировщики для фронта