ГАЗ-14-05 «Чайка»: Привет из прошлого
Содержание
- 1 ГАЗ-14-05 «Чайка»: Привет из прошлого
- 1.1 ГАЗ-14-05 «Чайка»: Привет из прошлого
- 1.2 Сохранившиеся экземпляры
- 1.3 ВОСЬМИКОЛЕСНАЯ «ЧАЙКА»
- 1.4 Сохранившиеся экземпляры
- 1.5 Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
- 1.6 Сохранившиеся экземпляры
- 1.7 Описание конструкции
- 1.8 Сохранившиеся экземпляры
- 1.9 Настройка регулятора верхней нити
ГАЗ-14-05 «Чайка»: Привет из прошлого
Р-145БМ | |
Р-145БМ «Чайка» 4-й отдельной гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой бригады | |
Р-145БМ «Чайка» | |
Классификация | Командно-штабная машина |
Боевая масса, т | 10,475 |
Экипаж, чел. | 5 |
История | |
Производитель | |
Основные операторы | |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 7220..7560 |
Ширина, мм | 2825 |
Высота, мм | 3360 |
База, мм | 4240 |
Колея, мм | 2370 |
Клиренс, мм | 475 |
Бронирование | |
Тип брони | противопульная |
Подвижность | |
Тип двигателя | 2 х ГАЗ-40П |
Мощность двигателя, л. с. | 2 х 90 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Колёсная формула | 8 × 8 / 4 |
Тип подвески | индивидуальная торсионная |
Преодолеваемый подъём, град. | 30 |
Преодолеваемый ров, м | 2,0 |
Преодолеваемый брод, м | плавает |
Медиафайлы на Викискладе |
Р-145БМ «Чайка»
— советская командно-штабная машина. Создана на базе бронетранспортёра БТР-60ПА.
Сохранившиеся экземпляры
Болгария — Национальный военно-исторический музей в Софии.
Чехия — Национальны военный музей в Замарди.
ВОСЬМИКОЛЕСНАЯ «ЧАЙКА»
Командно-штабная машина (КШМ) Р-145БМ «Чайка-БМ» создана на базе бронетранспортера БТР-60ПА и предназначена для обеспечения управления и организации радиосвязи на подвижных пунктах управления по одному коротковолновому (КВ) и двум УКВ каналам как в движении, так и на стоянке. При этом по одной из радиостанций может вестись скрытая связь с применением засекречивающей аппаратуры связи (ЗАС). КШМ может работать как в системе спутниковой связи УС ПУ, так и автономно.
Корпус бронемашины имеет: командирское отделение в передней части и аппаратное – в задней. В командирском отделении находятся пульты командира, офицера связи и водителя, громкоговоритель, радиостанция со штырьевой антенной и телескопическая мачта. В аппаратном отсеке расположены радиостанции с блоками питания, согласующее устройство к радиостанции со штырьевой антенной, пульт радиста, симметрирующий и согласующий блоки, выносное согласующее устройство к радиостанции Р-130М «Самшит» и устройство Р-012М.
КШМ Р-145БМ армии ГДР Командно-штабная машина на базе БТР-60ПА Вооруженных сил республики Беларусь Командно-штабная машина на базе БТР-60П на территории Рязанского высшего военного командного училища связи
КШМ Р-145БМ позволяет поддерживать надежную двухстороннюю связь на среднепересеченной местности при движении и на стоянке с помощью коротковолновой радиостанции Р-130М с однополосной модуляцией на расстоянии 75 – 350 км. Помимо этого, имеются две УКВ-радиостанции с частотной модуляцией: Р-111 «Бином-М» и широкодиапазонная с автоматической перестройкой на одну из четырех заранее подготовленных частот Р-123МТ «Магнолия». Первая позволяет поддерживать уверенную связь на расстоянии 35 – 75 км, а вторая – на расстояние 20 – 40 км. Для скрытой связи предусмотрена ЗАС Т-219.
В Советском Союзе машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.
Колонна бронетехники во главе с КШМ Р-145БМ
КШМ Р-145РБ широко применялись во время войны в Афганистане и в Чечне. Но к тому времени БТР-60П, на шасси которого была сделана командно-штабная машина, морально устарел. В ходе боев Р-145БМ часто выходили из строя.
Более того, эти машины были очень заметны, особенно в населенных пунктах, поэтому боевики стремились вывести их из строя в первую очередь. Это приводило к нарушению управления войсками.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ КШМ Р-145БМ
После распада Советского Союза много Р-145БМ осталось в его бывших республиках, включая Украину, но об их применении в боях против Донецкой и Луганской народных республик не сообщалось.
Ныне она используется, в частности, в Вооруженных Силах республики Беларусь.
Н. ВАСИЛЬЕВ
Рекомендуем почитать
- НАМОТОЧНЫЙ СТАНОК-ПОЛУАВТОМАТ Кто хоть раз своими руками наматывал трансформаторные катушки, тот знает, насколько тяжел, непроизводителен и кропотлив этот труд. Ведь нужно не только скрупулезно, виток к витку,…
- БТР? НЕТ, АВТОМОБИЛЬ Человек я не столь состоятельный, чтобы позволить себе иметь несколько машин разного назначения (даже и самодельных). Поэтому автомобиль, который собирался строить, задумывал как…
Сохранившиеся экземпляры
Болгария — Национальный военно-исторический музей в Софии.
Чехия — Национальны военный музей в Замарди.
Легкобронированная техника. Музей техники Вадима Задорожного
«При анализе итогов войны и составлении планов послевоенного перевооружения Советской Армии было уделено достаточное внимание и созданию отечественных бронетранспортеров — в первую очередь, легкого (разведывательного и штабного) и среднего (десантного — для перевозки двух отделений мотопехоты со станковым пулеметом). Последняя машина предполагалась многоцелевой для массового вооружения мотострелковых батальонов, механизированных и танковых соединений Советской Армии, а также как мобильный носитель спаренных и счетверенных тяжелопулеметных зенитных установок. Основные требования к такой машине были навеяны полюбившимся в войсках надежным американским полугусеничным бронетранспортером М-2 с передним ведущим мостом, с полной массой до 8,9 т, вмещавшим экипаж из двух человек и десяти пехотинцев, и вооруженным, как минимум, одним тяжелым пулеметом на открытой турели. Если при выборе шасси для легкого БТР других вариантов, кроме ГАЗ-63 4×4 (успешно проходил испытания с ноября 1943 года), не было, то для среднего — основного БТР, такие варианты, пока, правда, теоретические, просматривались. Большинство из них основывалось на разрабатывавшемся с зимы 1945 года на ЗИСе трехосном (6×6) шасси ЗИС-121. В основу этой машины легли конструктивные принципы американских стандартных армейских 2,5-тонных трехосных грузовиков: «Студебекер» US6-62, «Интернационал» М-5-6-318, GMC CCKW-352. Несколько позже попробовали использовать многоцелевое полугусеничное шасси ЗИС-153, созданное по типу немецких тягачей с шахматным расположением опорных катков, металлическими гусеницами с резиновыми башмаками и с шарнирами на игольчатых подшипниках, с передним ведущим мостом (вначале —неведущим). По своей грузоподъемности, полной массе, энерговооруженности, максимальной скорости движения и подвижности на бездорожье все три варианта могли стать основой для будущих БТР. При выборе одного из них в армейских верхах возникли споры. Выступавших за полугусеничный ход убежденно поддерживал маршал И.С.Конев, полюбивший за годы войны американские полугусеничные БТР, входившие в его охранение при поездках на фронте. Другие, нашедшие, как ни странно, сторонников среди «танкистов» — начальника ГБТУ генерала В.Г. Вершинина и маршала бронетанковых войск С.И.Богданова, склонялись к колесному ходу — более мобильному, бесшумному и менее дорогому, также неплохо проявившему себя на войне. С принятием определенных конструктивных мер полноприводное колесное шасси по проходимости вплотную приближалось к гусеничному и в большинстве случаев не уступало полугусеничному. Победили «колесники», еще и потому, что возможная основа будущей боевой машины — трехосный полноприводный грузовой автомобиль ЗИС-151-2 (шасси ЗИС-121) появился значительно раньше ЗИС-153 и уже с мая 1946 года проходил испытания. Одновременно велось изготовление ero более перспективного односкатного варианта — ЗИС-151-1, с лучшей проходимостью и более высокой средней скоростью по бездорожью (построен осенью 1946 года).» Прочно Е. И., «Бронетранспортер БТР-152» («Бронеколлекция» №5/2001)
Сохранившиеся экземпляры
Болгария — Национальный военно-исторический музей в Софии.
Чехия — Национальны военный музей в Замарди.
Описание конструкции
БТР-Э152В был создан на базе серийного бронетранспортёра БТР-152В1. Машина использовала новые шины увеличенного до размера 14,00—18″. Кроме того, колёса были оборудованы системой подкачки шин. Для улучшения управляемости руль был оборудован пневноусилителем ЯАЗ-214. На всех подвесках мостов устанавливались гидроамортизаторы. В результате модификации база машины по сравнению с БТР-152В увеличилась на 646 мм, а колея — на 146 мм. При этом количество десанта было уменьшено до 14 человек. Благодаря внедрённым улучшениям снизилось удельное давление машины на грунт и резко повысилась общая проходимость по пересечённой местности. Однако невозможность преодолевать препятствия вплавь, низкая максимальная скорость движения по шоссе и неудовлетворительная управляемость машины на высоких скоростях не позволили принять БТР-Э152В на вооружение[1].
Сохранившиеся экземпляры
Болгария — Национальный военно-исторический музей в Софии.
Чехия — Национальны военный музей в Замарди.
Настройка регулятора верхней нити
Настройка регулятора у пользователя не займет много времени, поскольку стоит лишь снять крышку, отсоединить элемент и разобрать коробку. Далее высвобождается пружина, стоит поставить регулятор и одеть крышку. После этого головка поворачивается по часовой стрелке до щелчка.
Выше рассмотрена машинка «Чайка 134А», которая имеет массу достоинств. Для полноценного использования нужно знать подготовительные операции и настроечные работы. Владельцы модели сталкиваются с поломками, необходимо быть готовым к устранению обрыва нити.
Вам это будет интересно Особенности использования клея для страз для тканей