Военный портал
Содержание
Военный портал
- На главную
Блоги
Популярное
Вторая мировая война
Военные картинки
Литература
Легкий плавающий танк ПТ-76
Самый массовый и лучший в мире плавающий танк. Разработан в 1949- 1950 годах ВНИИ транспортного машиностроения совместно с ЧКЗ. Принят на вооружение Советской Армии Постановлением СМ СССР № 3686-1447 от 6 августа 1951 года. Серийно производился на СТЗ (с 1961 г. – ВгТЗ) с 1951 по 1967 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
ПТ-76 (объект 740) – водоизмещающий сварной корпус коробчатого сечения с заостренной носовой частью, обеспечивающей минимальное сопротивление на плаву. Башня – сварная, конической формы. Гидрореактивный водометный движитель. Боевая масса: 14 т. Габариты: 7625х3180х2195 мм. Вооружение: 76-мм пушка Д-56Т с щелевым дульным тормозом реактивного типа (с 1957 г. – Д-56ТМ с двухкамерным активным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола) и спаренный пулемет СГМТ; боекомплект 40 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-6. Радиостанция 10-РТ-26Э (с 1957 г. – Р-113) и ТПУ-47 (с 1957 г. – Р-120). Серийное производство с 1951 по 1962 год.
ПТ-76Б (объект 740Б) – высота корпуса увеличена на 130 мм, удлинена носовая часть, для лучшего схода воды задней части крыши корпуса придан небольшой обратный наклон. Пушка Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором, система ПАЗ, дополнительные топливные баки. Серийное производство с 1958 по 1967 год.
С 1967 года на всех ранее выпущенных танках устанавливались пулеметы ПКТ, радиостанции Р-123 и ТПУ Р-124. Пушки Д-56Т заменялись на Д-56ТМ.
На момент разработки тактико-технических требований танком ПТ-76 предполагалось вооружать амфибийные части сухопутных войск, предназначавшиеся для форсирования без подготовки водных преград на Центрально-европейском ТВД в случае войны с НАТО. Для этой же цели создавались бронетранспортер БТР-50, плавающие автомобили МАВ и БАВ, а также гусеничный транспортер К-61. Однако уже в начале 50-х годов планы использования танка подверглись корректировке – ПТ-76 стали поступать на вооружение разведывательных подразделений танковых и мотострелковых полков Советской Армии, а также в части морской пехоты ВМФ.
За время серийного производства было выпущено около 12000 танков. На базе ПТ-76 изготавливались бронетранспортеры БТР-50П, пусковые установки 2П2 ракетного комплекса “Марс” и 2П16 ракетного комплекса “Луна”, ТЗМ 2ПЗ комплекса “Марс”. Около 2000 танков поставили на экспорт. Они состояли или состоят на вооружении в Анголе (12 единиц), Афганистане (60), Бенине (20), Боснии и Герцеговине, Венгрии, Вьетнаме, Гвинее (18), Гвинее-Бисау (15), ГДР (143 единицы на 1992 г.), Египте, Замбии (20), Израиле (трофейные египетские), Индии (90), Индонезии (31), Камбодже, Китае, Конго (3), Кубе, Лаосе (25), Мадагаскаре (10), Мозамбике (16), Никарагуа, Польше (30 единиц на 1992 г.), Северной Корее (300), Сирии (100), Словении, Уганде (10), Финляндии (15 на 1992 г.), Хорватии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, Югославии.
В ряде стран танки подвергли модернизации. Например, в Польше на башне ПТ-76 смонтировали зенитный пулемет ДШКМ; в Китае на его основе разработали и запустили в серийное производство легкий плавающий танк Тип 63, вооруженный 85-мм пушкой.
Боевое крещение ПТ-76 получили в 1965 году во время индо-пакистанского конфликта в штате Кашмир. Вновь индийская армия применила эти машины в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. ПТ-76 совершили продолжительный марш в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), форсировав множество водных преград и длительное время двигаясь на плаву. В результате индийские войска смогли зайти во фланг пакистанцам и сломить их сопротивление. Пакистанцы, в свою очередь, применяли против индусов китайские плавающие танки Тип 63.
ПТ-76 участвовали во всех арабо-израильских войнах, начиная с 1967 года. В первый день “Войны судного дня” в 1973 году 130-я египетская механизированная бригада, оснащенная советскими плавающими танками, форсировала Суэцкий канал и вторглась на Синайский полуостров. Весьма успешно, впрочем, использовали трофейные ПТ-76 и израильтяне. В частности, 16 октября израильский отряд из 7 танков ПТ-76, сопровождаемый пехотой на 8 плавающих бронетранспортерах БТР-50 вплавь форсировал Большое Горькое озеро. На захваченный ими плацдарм в течение двух последующих суток на самоходных паромах было переброшено до 100 средних танков, и нанесен мощный удар во фланг и тыл египетским войскам.
Начиная с 1968 года в значительных количествах ПТ-76 использовались и во время войны во Вьетнаме. Причем вьетнамцы применяли их как основные, что почти всегда приводило к большим потерям.
В составе Советской Армии эти машины участия в боевых действиях не принимали. В настоящее время в Российской Армии ПТ-76 почти не осталось. Некоторое их число эксплуатируется в морской пехоте и внутренних войсках МВД.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ПТ-76Б
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,4
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7625,
ширина – 3140,
высота – 2551,
клиренс – 370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-56ТС калибра 76 мм, 1 пулемет СГМТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 1000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2П “Заря”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2-66.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 11…14,
борт – 14,
корма и днище – 7,
крыша – 5,
башня – 8…17.
ДВИГАТЕЛЬ: В-6, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 240 л.с. (176 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 19100 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пустотелых обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), пустотелое направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на 1-м и 6-м катках; в каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг трака 128 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 44, на плаву – 10,2.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 370, на плаву – 120.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 38;
ширина рва, м – 2,8; высота стенки, м – 1,1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
Армия Северного Вьетнама очень результативно применяла свои ПТ-76 против войск, не обладавших противотанковым оружием. Но вскоре северовьетнамские танкисты встретили мощное сопротивление со стороны американских танков М48 «Паттон», которые весили в три раза больше, имели 90-миллиметровые орудия и башенную броню толщиной 175 миллиметров.
Первая схватка двух машин оказалась весьма необычной. Спустя три месяца после падения Лангвея самолет-разведчик заметил экипаж ПТ-76, который мыл свой танк в реке Бенхай. Летчик сообщил координаты танка 3-му бронетанковому батальону корпуса морской пехоты, который дислоцировался на базе Контхиен. Танкисты задрали стволы своих орудий высоко в небо и начали вести огонь с закрытых огневых позиций.
Танки «Паттон» во Вьетнаме часто выполняли задачи артиллерии, но чтобы танк таким способом вел стрельбу по другому танку — это случалось крайне редко. Третий осколочно-фугасный снаряд попал точно в танк, и экипаж был вынужден оставить машину, которую позднее добил самолет F-4 «Фантом».
Прошел год, и 3 марта 1969 года танки ПТ-76 северовьетнамской армии пошли в авангарде ночного наступления 66-го полка на позиции американского спецназа в Бен-Хете, где находилась батарея мощных самоходных орудий М107 калибра 175 миллиметров.
Взвод в составе трех «Паттонов» из роты В 1-го батальона 69-го танкового полка охранял лагерь по периметру, укрывшись на позициях за мешками с песком. Кроме того, там было две зенитных самоходных установки М48 Duster. Услышав звук приближающихся танков противника, головной «Паттон» включил свой мощный прожектор.
Внезапно один из четырех наступавших ПТ-76 подорвался на противопехотной мине, и огонь взрыва высветил силуэты остальных машин. Тишину ночи разорвал грохот выстрелов, когда американцы и вьетнамцы открыли огонь бронебойными снарядами. Один «Паттон» подбил ПТ-76 вторым выстрелом.
Между тем, командир роты капитан Джон Стовалл (John Stovall) уселся на башне командирского танка, освещенный лучом ксенонового прожектора. В этот момент в машину угодил 76-миллиметровый снаряд, сбросивший с башни Стовалла и командира танка, и убивших двоих членов экипажа. Их быстро заменили танкисты из резерва, и танк снова открыл огонь.
Американская база запросила поддержку 81-миллиметровых минометов и ударных самолетов AC-47, а танки израсходовали противотанковые боеприпасы и переключились на осколочно-фугасные. Наконец, на базу прибыл второй взвод «Паттонов», вынудив северовьетнамских военных отступить. На следующее утро американцы нашли возле периметра лагеря два подбитых ПТ-76 и один БТР-50ПК. Это был единственный бой между американскими и северовьетнамскими танками в годы Вьетнамской войны.
Три года спустя, в июне 1972 года в Бен-Хете снова появились северовьетнамские плавающие танки. Но на сей раз их постигло страшное и историческое возмездие со стороны американцев.
За месяц до этого во Вьетнам прибыла на испытания группа вертолетов UH-1B с новыми противотанковыми ракетами BGM-71 TOW. Их отправили на помощь лагерю, и вертолетчики своими ракетами с управлением по проводам уничтожили три ПТ-76 из пусковых установок XM26. Остальные танки отошли.
Охотившиеся за танками вертолеты UH-1 «Ирокез» через неделю подбили еще пять ПТ-76 в окрестностях Контума. Первые версии ракет TOW пробивали броню толщиной 430 миллиметров, а поэтому 25 миллиметров стали на лобовой части башни ПТ-76 никак не защищали экипаж.
Таким образом, ПТ-76 заслужил сомнительную славу как один из первых танков, уничтоженных противотанковыми ракетами с борта вертолета. Правда, можно сказать, что это была стрельба из пушки по воробьям.
Когда американцы ушли из Вьетнама, северовьетнамские танкисты стали чаще использовать более тяжелые Т-54, Тип 59 и захваченные у американцев легкие танки M41 Bulldog. Они активно применяли их вместе с ПТ-76 в самых разных сражениях, в том числе, за города Лок Нинь и Ан Лок в 1972 году. Эти танковые части возглавили наступление 1975 года, которое привело к падению Сайгона.
Во вьетнамской армии по сей день состоят на вооружении сотни модернизированных танков ПТ-76, а также Тип 63 китайского производства.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Основные характеристики
ПТ-76Б, реализованный в обновлении 1.53, стал первым плавающим танком в игре (хотя плавать начал только в обновлении 1.55). Он занял своё место в ветке лёгких танков, на 4 ранге наземной техники СССР.
Бронезащита и живучесть
У ПТ-76Б чрезвычайно слабая бронезащита — он имеет лишь очень тонкую противопульную броню, которую могут пробить практически все орудия и крупнокалиберные пулемёты доступные в игре (но такая тонкая броня имеет и небольшой плюс — каморные снаряды об неё не всегда взводятся и пробивают танк навылет, не взорвавшись в корпусе). Поэтому лобовые атаки на ПТ-76Б крайне нежелательны, так как даже если в авангарде наступления удастся найти такую позицию, на которой танк не смогут заметить и уничтожить танки вражеской команды, проблем с бронированием меньше не становится — для ПТ-76Б будет опасен любой самолёт противника, даже без бомб и ракет, так как в крыше корпуса броня у него всего 6 мм, которые без труда пробьёт даже 7,62-мм патрон авиационного пулемёта. Не менее опасны и артиллерийские удары, поэтому при появлении сообщения об атаке артиллерии или разрыва рядом с танком снарядов лучше на время отъехать на безопасную позицию.
Экипаж ПТ-76Б состоит всего из 3-х человек:
- Командир (наводчик)
- Заряжающий
- Механик-водитель
Такой маленький экипаж также не придаёт ПТ-76Б живучести, ведь любое попадание в башню практически гарантированно выведет из строя командира и заряжающего, оставив всего 1 члена экипажа, что приведёт к уничтожению танка.
Непопулярный предок
«Спрут» не первый отечественный плавающий танк. Еще в начале 1950-х для Советской армии разработали боевую машину ПТ-76. Проект амфибии запустили в конце 1940-х, учитывая опыт Великой Отечественной войны. Предполагалось, что в случае крупномасштабного военного конфликта с западными странами основные боевые действия развернутся в Центральной Европе и войскам придется преодолевать многочисленные водные преграды.
Экипажи ПТ-76 учились быстро пересекать водоемы, вместе с мотострелками захватывать плацдармы и обеспечивать огневую поддержку до подхода главных сил. Однако армейская карьера ПТ-76 была относительно недолгой, серийно машину выпускали всего 15 лет. Позже потребность в такой технике отпала — в условиях интенсивного развития ракетно-ядерного оружия концепция использования бронетехники в корне изменилась. Плавающие танки остались невостребованными. Их пытались приспособить под разведывательные подразделения Сухопутных войск, а также Воздушно-десантные войска.
Несмотря на успех БМП, окончательно от идеи легкой плавающей машины с тяжелым вооружением конструкторы не отказались. К ней вернулись в начале 1990-х, когда разработали самоходную десантируемую противотанковую пушку 2С25 «Спрут-СД», оснащенную уже 125-миллиметровым орудием. За основу взяли платформу БМД-3. В середине нулевых самоходку приняли на вооружение российской армии, а позже она усилила несколько соединений ВДВ.
Плавающий танк ПТ-76
Советские военные руководители всегда уделяли должное внимание вопросам преодоления войсками водных преград в ходе наступательной операции. Территория СССР и европейски театр военных действий изобилует большими и малыми реками, поэтому необходимо было приложить все силы к тому, чтоб при необходимости максимально быстро эти преграды преодолеть.
Еще в 30-х годах 20-го века были созданы и приняты на вооружение легкие плавающие танки Т-37, Т-37А, Т-38 и Т-40, однако растерянные на начальном периоде войны, к 1943 году, когда перед армией уже действительно встала задача форсирования водных преград, они не применялись.
Вплоть до окончания войны форсирование крупных рек оставалось значительной проблемой, решение которой всегда приводило к значительным потерям в живой силе и технике. Учитывая этот печальный опыт, в 1946 г. руководством страны было принято решение о создании и принятия на вооружение легкого плавающего танка и плавающего бронетранспортера.
Плавающий танк ПТ-76
Создание плавающего танка ПТ-76
Новый плавающий танк вооружался 76-мм пушкой, должен был иметь значительный боекомплект и на плаву перевозить на броне до 20 человек десанта. Проектирование новых машин было возложено на КБ судостроительного завода № 112 «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород).
Уже к 1948 г. на заводе были изготовлены два опытных образца плавающего танка. Впрочем оба не выдержали испытаний, после чего проектирование танка было перепоручено ВНИИ транспортного машиностроения (ВНИИ-100, г. Санкт-Петербург), а предприятием-изготовителем назначен Сталинградский тракторный завод. Общее руководство проектом было возложено на Жозефа Яковлевича Котина (в годы войны под его началом создавали тяжелые САУ), ведущим конструктором был назначен Н.Ф. Шамшурин.
К июню 1950 г. были изготовлены опытные образцы «объекта 740«. В чрезвычайно сложных условиях сравнительных испытаний «объекта 740» и плавающего танка К-90 (ремзавод №2, г.Москва, руководитель проекта А.Ф. Кравцов), «объект» наголову превзошел конкурента, с блеском пройдя все преграды.
6 августа 1951 г. «объект 740» постановлением СМ СССР был принят на вооружение под названием легкий плавающий танк ПТ-76.
Конструкция плавающего танка ПТ-76
Плавающий танк ПТ-76
Легкий плавающий танк ПТ-76 имеет классическую компоновку. Бронированный корпус разделен на три отделения: отделение управления, расположенное в носовой части, боевое — в центральной части корпуса и в конической башне а также силовое отделение в кормовой части корпуса, в котором кроме дизельного двигателя В-6 расположены два водометных движителя, впервые примененных на плавающем танке.
Серийное производство танка было организовано в том же 1951 году и продолжалось до 1967 г. За это времени было произведено около 4000 единиц, однако оценки истинного количества выпущенных машин разнятся. В настоящее время танк ПТ-76 снят с вооружения.
Модификации и спецмашины на базе танка ПТ-76
- В 1957 г. на танке установили 76 мм пушку Д-56ТМ с двухкамерным дульным тормозом и эжектором, радиостанцию Р-113, внутренние переговорное устройство Р-120, прибор ночного видения механика-водителя ТВН-2Б, термодымовое устройство ТДА. Высота корпуса была увеличена на 13 мм.
- В 1959 г. на танк стали устанавливать 76 мм орудие Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором СТП-2П и фильтрветиляционную установку. Танки произведенные после 1959 г. стали называться ПТ-76Б. В 1962 г. на ПТ-76Б устанавливается гирополукомпас ГПК-59.
- С 1967 г. на танках ПТ-76 и ПТ-76Б в ходе капитальных ремонтов курсовые пулеметы СГМБ заменяются на ПКТ, радиостанции Р-113 заменяются на Р-123. В Советской Армии танк состоял на вооружении в разведывательных подразделениях полкового и дивизионного звена, а также в морской пехоте.
- На базе ПТ-76 были созданы и серийно производились бронетранспортер БТР-50П, пусковые установки тактических ракетных комплексов 2К1 «Марс» и 2К6 «Луна», дивизионная установка разминирования УР-67.
чертеж плавающего танка ПТ-76
Легкие плавающие танки ПТ-76 активно экспортировались в страны варшавского договора, а также большинство просоветских африканских республик и стран юго-восточной Азии. Трофейные египетские танки использовались армией Израиля, а в Китае аналог ПТ-76 производился под собственным индексом «тип 63».
источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет
Литература
Легкий плавающий танк ПТ-76
Самый массовый и лучший в мире плавающий танк. Разработан в 1949- 1950 годах ВНИИ транспортного машиностроения совместно с ЧКЗ. Принят на вооружение Советской Армии Постановлением СМ СССР № 3686-1447 от 6 августа 1951 года. Серийно производился на СТЗ (с 1961 г. – ВгТЗ) с 1951 по 1967 год.
СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
ПТ-76 (объект 740) – водоизмещающий сварной корпус коробчатого сечения с заостренной носовой частью, обеспечивающей минимальное сопротивление на плаву. Башня – сварная, конической формы. Гидрореактивный водометный движитель. Боевая масса: 14 т. Габариты: 7625х3180х2195 мм. Вооружение: 76-мм пушка Д-56Т с щелевым дульным тормозом реактивного типа (с 1957 г. – Д-56ТМ с двухкамерным активным дульным тормозом и эжекционным устройством для продувки канала ствола) и спаренный пулемет СГМТ; боекомплект 40 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-6. Радиостанция 10-РТ-26Э (с 1957 г. – Р-113) и ТПУ-47 (с 1957 г. – Р-120). Серийное производство с 1951 по 1962 год.
ПТ-76Б (объект 740Б) – высота корпуса увеличена на 130 мм, удлинена носовая часть, для лучшего схода воды задней части крыши корпуса придан небольшой обратный наклон. Пушка Д-56ТС с двухплоскостным стабилизатором, система ПАЗ, дополнительные топливные баки. Серийное производство с 1958 по 1967 год.
С 1967 года на всех ранее выпущенных танках устанавливались пулеметы ПКТ, радиостанции Р-123 и ТПУ Р-124. Пушки Д-56Т заменялись на Д-56ТМ.
На момент разработки тактико-технических требований танком ПТ-76 предполагалось вооружать амфибийные части сухопутных войск, предназначавшиеся для форсирования без подготовки водных преград на Центрально-европейском ТВД в случае войны с НАТО. Для этой же цели создавались бронетранспортер БТР-50, плавающие автомобили МАВ и БАВ, а также гусеничный транспортер К-61. Однако уже в начале 50-х годов планы использования танка подверглись корректировке – ПТ-76 стали поступать на вооружение разведывательных подразделений танковых и мотострелковых полков Советской Армии, а также в части морской пехоты ВМФ.
За время серийного производства было выпущено около 12000 танков. На базе ПТ-76 изготавливались бронетранспортеры БТР-50П, пусковые установки 2П2 ракетного комплекса “Марс” и 2П16 ракетного комплекса “Луна”, ТЗМ 2ПЗ комплекса “Марс”. Около 2000 танков поставили на экспорт. Они состояли или состоят на вооружении в Анголе (12 единиц), Афганистане (60), Бенине (20), Боснии и Герцеговине, Венгрии, Вьетнаме, Гвинее (18), Гвинее-Бисау (15), ГДР (143 единицы на 1992 г.), Египте, Замбии (20), Израиле (трофейные египетские), Индии (90), Индонезии (31), Камбодже, Китае, Конго (3), Кубе, Лаосе (25), Мадагаскаре (10), Мозамбике (16), Никарагуа, Польше (30 единиц на 1992 г.), Северной Корее (300), Сирии (100), Словении, Уганде (10), Финляндии (15 на 1992 г.), Хорватии, Экваториальной Гвинее, Эфиопии, Югославии.
В ряде стран танки подвергли модернизации. Например, в Польше на башне ПТ-76 смонтировали зенитный пулемет ДШКМ; в Китае на его основе разработали и запустили в серийное производство легкий плавающий танк Тип 63, вооруженный 85-мм пушкой.
Боевое крещение ПТ-76 получили в 1965 году во время индо-пакистанского конфликта в штате Кашмир. Вновь индийская армия применила эти машины в ходе войны с Пакистаном в 1971 году. ПТ-76 совершили продолжительный марш в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), форсировав множество водных преград и длительное время двигаясь на плаву. В результате индийские войска смогли зайти во фланг пакистанцам и сломить их сопротивление. Пакистанцы, в свою очередь, применяли против индусов китайские плавающие танки Тип 63.
ПТ-76 участвовали во всех арабо-израильских войнах, начиная с 1967 года. В первый день “Войны судного дня” в 1973 году 130-я египетская механизированная бригада, оснащенная советскими плавающими танками, форсировала Суэцкий канал и вторглась на Синайский полуостров. Весьма успешно, впрочем, использовали трофейные ПТ-76 и израильтяне. В частности, 16 октября израильский отряд из 7 танков ПТ-76, сопровождаемый пехотой на 8 плавающих бронетранспортерах БТР-50 вплавь форсировал Большое Горькое озеро. На захваченный ими плацдарм в течение двух последующих суток на самоходных паромах было переброшено до 100 средних танков, и нанесен мощный удар во фланг и тыл египетским войскам.
Начиная с 1968 года в значительных количествах ПТ-76 использовались и во время войны во Вьетнаме. Причем вьетнамцы применяли их как основные, что почти всегда приводило к большим потерям.
В составе Советской Армии эти машины участия в боевых действиях не принимали. В настоящее время в Российской Армии ПТ-76 почти не осталось. Некоторое их число эксплуатируется в морской пехоте и внутренних войсках МВД.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ПТ-76Б
БОЕВАЯ МАССА, т: 14,4
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7625,
ширина – 3140,
высота – 2551,
клиренс – 370.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-56ТС калибра 76 мм, 1 пулемет СГМТ калибра 7,62 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 1000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной СТП-2П “Заря”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический шарнирный прицел ТШ-2-66.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 11…14,
борт – 14,
корма и днище – 7,
крыша – 5,
башня – 8…17.
ДВИГАТЕЛЬ: В-6, 6-цилиндровый, дизельный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 240 л.с. (176 кВт) при 1800 об/мин, рабочий объем 19100 см3.
ТРАНСМИССИЯ: двухдисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть пустотелых обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения (зацепление цевочное), пустотелое направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы на 1-м и 6-м катках; в каждой гусенице 96 траков шириной 360 мм, шаг трака 128 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 44, на плаву – 10,2.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 370, на плаву – 120.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 38;
ширина рва, м – 2,8; высота стенки, м – 1,1.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.
ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК ПТ-76
(Голосов: 1)
В 1951 году на вооружение разведывательных подразделений Советской Армии поступил легкий плавающий танк ПТ-76. Танк был разработан конструкторским бюро Ж. Я. Котина, известного своими тяжелыми танками. ПТ-76 использовался в боевых действиях в Африке, на Ближнем Востоке, в Индо-Пакистанском конфликте 1965 года и особенно широко в 1965–1975 годах во Вьетнаме северовьетнамской армией.
Характерными особенностями танка являются высокие показатели подвижности на плаву — максимальная скорость 10,2 км/ч при хорошей маневренности. Машина имеет большой водоизмещающий объем, что, однако, обусловило ее сравнительно легкое бронирование. В начале 1960-х годов танк прошел глубокую модернизацию и получил индекс ПТ-76Б.
В разведывательных подразделениях сухопутных войск легкие танки ПТ-76 были заменены сначала средними, а затем основными танками. В настоящее время модернизированные танки ПТ-76 различных модификаций состоят на вооружении морской пехоты ВМФ России, а также в составе вооруженных сил 28 государств Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Броневая защита танка противопульная. Корпус представляет собой жесткую конструкцию, сваренную из броневых листов. Его носовая часть состоит из верхнего и нижнего наклонных броневых листов, сваренных между собой, с бортовыми листами, подбашенным листом и днищем.
Танк оснащен системой защиты от поражающих факторов ядерного оружия, работающей по принципу герметизации обитаемого пространства и создания в нем небольшого избыточного давления. Герметизация достигается за счет использования постоянных и автоматически включающихся уплотнений. К числу первых относятся уплотнения амбразур пушки и спаренного пулемета, прицела и погона башни. Автоматически срабатывающими являются механизмы закрывания воздухоподводящего патрубка нагнетателя и окна вентилятора башни.
На танке используется четырехтактный дизель жидкостного охлаждения В-6, представляющий собой, по существу, один ряд (половину) широко распространенного V-образного танкового двигателя В-2. При частоте вращения коленчатого вала 1800 оборотов в минуту он развивает мощность 240 л. с. В зависимости от времени года применяется летнее, зимнее или арктическое дизельное топливо. Общая вместимость топливных баков составляет 250 литров, что обеспечивает запас хода по шоссе 240–260 км. Система охлаждения двигателя эжекционная, двигатель оборудован механизмом защиты от попадания в него воды. Для облегчения пуска двигателя в холодное время используется форсуночный подогреватель. На машинах выпуска после 1960 года двигатели снабжены обогреваемым картером.
Для движения на плаву танк снабжен двумя реактивными водометными движителями. Забор воды насосами водометов производится из-под днища танка через два окна, закрытые решетками. Выброс воды при движении вперед осуществляется через два кормовых окна, при движении назад — через два окна, находящиеся на бортах танка в кормовой части, при этом кормовые окна закрываются специальными заслонками. Конструкция трансмиссии допускает одновременную работу гусеничного движителя и водометов, что обеспечивает хорошую проходимость танка по болотам.
ТТХ ПТ-76
Боевая масса, т 14
Экипаж, чел. 3
Длина с пушкой вперед 7625
Ширина 3140
Высота 2195
Клиренс 370
Броня, мм: 6-20
Лоб, Борт корпуса 10-13
Корма 6
Башня 10-20
Удельное давление на грунт, кг/см2 0, 49
Скорость (по шоссе), км/ч: 44
Скорость (на плаву), км/ч: 12
Запас хода по шоссе, км 260
Высота стенки, м 1,10
Ширина рва, м 2,8
Основные характеристики
ПТ-76Б, реализованный в обновлении 1.53, стал первым плавающим танком в игре (хотя плавать начал только в обновлении 1.55). Он занял своё место в ветке лёгких танков, на 4 ранге наземной техники СССР.
Бронезащита и живучесть
У ПТ-76Б чрезвычайно слабая бронезащита — он имеет лишь очень тонкую противопульную броню, которую могут пробить практически все орудия и крупнокалиберные пулемёты доступные в игре (но такая тонкая броня имеет и небольшой плюс — каморные снаряды об неё не всегда взводятся и пробивают танк навылет, не взорвавшись в корпусе). Поэтому лобовые атаки на ПТ-76Б крайне нежелательны, так как даже если в авангарде наступления удастся найти такую позицию, на которой танк не смогут заметить и уничтожить танки вражеской команды, проблем с бронированием меньше не становится — для ПТ-76Б будет опасен любой самолёт противника, даже без бомб и ракет, так как в крыше корпуса броня у него всего 6 мм, которые без труда пробьёт даже 7,62-мм патрон авиационного пулемёта. Не менее опасны и артиллерийские удары, поэтому при появлении сообщения об атаке артиллерии или разрыва рядом с танком снарядов лучше на время отъехать на безопасную позицию.
Экипаж ПТ-76Б состоит всего из 3-х человек:
- Командир (наводчик)
- Заряжающий
- Механик-водитель
Такой маленький экипаж также не придаёт ПТ-76Б живучести, ведь любое попадание в башню практически гарантированно выведет из строя командира и заряжающего, оставив всего 1 члена экипажа, что приведёт к уничтожению танка.