12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лёгкий танк Ikv-91 (Швеция)

Независимое военное обозрение

5:02 / 28.07.15
Оружие мира: лёгкий танк CV90120-T (Швеция)

В 1998 году шведская фирма BAE Systems Hagglunds показала на проводившейся в Париже выставке «Eurosatory» свою последнюю разработку — легкий танк (истребитель танков) CV90120-T, созданный в качестве частной инициативы на базе модифицированного шасси боевой машины пехоты CV90. На шасси установлена модифицированная трехместная башня от истребителя танков Ikv-91, вооруженная 120-мм гладкоствольной пушкой шведского производства. Первый прототип CV90120 был завершен в середине 1998 года, а в конце 1998 года были проведены стрельбы.

Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru

Первая демонстрационная модель CV90120 имела трехместную башню TML105 производства фирмы Nexter Systems, вооруженную 105-мм нарезной пушкой. Для стрельбы использовались стандартные боеприпасы НАТО. Затем был разработан танк CV90120-T на шасси машины CV90, оснащенный новой трехместной башней производства фирмы BAE Systems Hagglunds. Вооружение танка состоит из 120-мм гладкоствольной пушки L50 производства фирмы RUAG Land Systems и спаренного с нею 7,62-мм пулемета. 120-мм гладкоствольная пушка оснащена дульным тормозом, термокожухом, экстрактором пороховых газов и системой пристрелки канала ствола.

Орудие CTG разработано швейцарской компанией RUAG специально для установки на лёгкие и малоразмерные бронеобъекты. Для снижения отдачи орудие оснащено дульным тормозом. Для продувки ствола после выстрела имеется эжектор. Ствол орудия заключен в термоизоляционный кожух для повышения точности стрельбы. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

В кормовой части башни смонтирован полуавтомат заряжания на 12 выстрелов. При его использовании скорострельность может достигать 12-14 выстр./мин. Остальной боекомплект (33 выстрела) размешается в кормовой части корпуса и может быть быстро загружен через кормовую дверь.

Имея такое вооружение, легкий танк CV90120-T обладает такой же огневой мощью, как и основной боевой танк Leopard 2, однако, при боевом весе 35 тонн имеет лучшую стратегическую и тактическую мобильность. Полный боекомплект рассчитан на 45 выстрелов, из которых 12 готовы для стрельбы, а 33 хранятся в стеллажах. Для сравнения боекомплект танка Leopard 2 составляет 42 выстрела. Утверждается, что благодаря применению цифровой системы управления огнем (СУО) достигается высокая вероятность поражения подвижных и неподвижных целей с первого выстрела.

Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru

Точные данные модулей системы пока не раскрываются, однако известно, что модуль состоит из датчиков и системы перехвата и может быть установлен для защиты как верхней, так и боковой проекции от кумулятивных ракет, бронебойных противотанковых снарядов и снарядов с сердечником формирующимся взрывом.

Новая активная броня, обеспечивает лучшую защиту от противотанковых управляемых снарядов; установлен улучшенный бортовой экран для снижения сигнатуры машины в инфракрасном поле; а также машина имеет маскировочную окраску для проведения операций в городских условиях. Активная броня, как заявляют разработчики, является «улучшенной системой активной защиты», которая «обнаруживает, идентифицирует и устраняет атаку на короткой дистанции».

Система успешно прошла испытания на шасси CV90. Тогда стало известно, эта защита покрывает 360 град. вокруг и увеличивает массу машины на 400 кг. Использование активной системы защиты AMAP-ADS и замена более 2 т. пассивной брони, при сохранении внутреннего объёма, позволяет уменьшить массу машины на 1,6т.

Основной причиной установки 120-мм пушки, было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше. На башне CV90120-T установлена 120 мм пушка «Compact Tank Gun CTG120/L50», производства компании Swiss Ruag. В середине 1990-х на шасси CV90 была установлена башня Giat TML со 105 мм пушкой, но, в отличие от новой пушки, она не была полностью стабилизирована.

Система управления огнем CV90120-T – Универсальная танковая система управления огнем, предусматривающая возможность стрельбы по воздушным целям (UTAAS), производства компании SAAB. Эта же система использовалась и в CV90. Представитель компании Hagglunds заявил, что с UTAAS машины серии CV90 «обладают более высокой точностью стрельбы, чем танки Leopard 2».

В боекомплект орудия входят оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APFSDS), кроме того, в него планируется ввести фугасные выстрелы, разрабатываемые фирмами «Bofors» и «Израэл милитари индастриз» для основного боевого танка Leopard-2, в качестве альтернативы стандартным кумулятивным боеприпасам.

В распоряжении наводчика имеется универсальный танковый/зенитный прицел «Цельсиустек» с дневным и ночным каналами и лазерным дальномером, который выпускается для оснащения других боевых машин.

Экипаж CV90120-T состоит из 4 человек — командира, наводчика, заражающего (второй командир) и водителя. Рабочее место водителя размешено в передней части корпуса у левого борта. Рабочие места остальных членов экипажа размешаются в боевом отделении. Наводчик и командир размешаются справа от орудия (впереди наводчик, а за ним и выше — командир). Заряжающий находится слева от орудия.

Система управления огнем CV90120-T состоит из трех независимых элементов. Наводчик имеет UTAAS — систему, которая включает стабилизированный прицел день/ночь и лазерный дальномер. Система управления огнем командира DNGS имеет примерно те же возможности что и у наводчика, но его прицел имеет возможность изменения кратности в пределах 1,5, 6 и 24 крат. Кроме того, имеется еше одна система прицеливания PLSS — ей могут пользоваться как наводчик так и командир. Причем командир может осушествлять поиск целей и передачу их наводчику для уничтожения. Все члены экипажа имеют мониторы связанные обшей шиной данных, что повышает оперативность управления CV90120-T в бою.

Система маскировки / Фото: topwar.ru

На танке CV 90-120 впервые применяется система маскировки в инфракрасном диапазоне. Эта разработка прошла освидетельствование в королевском исследовательском институте, правообладателем этой «технологии маскировки» является компания Hägglunds.

Моторно-трансмиссионное отделение танка размешено в передней части корпуса у правого борта. В нем установлен четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения V-8 Scania DI16 мощностью 670 л.с. Он приводит танк в движение через автоматическую трансмиссию Perkins Engines Соmpany / Allison Х-300 имеющую четыре передачи переднего хода и две — заднего.

Хотя истребитель танков CV90120-T разрабатывается фирмой BAE Systems Hagglunds в инициативном порядке, руководство фирмы довело до сведения командования шведской армии, что CV90120-T является потенциальной заменой устаревшему Ikv-91, кумулятивный снаряд которого уже не эффективен против брони танков последнего поколения.

Основными покупателями CV90120-T, очевидно, станут страны, в которых сейчас используются машины серии CV90: Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Данная модернизация также заинтересовала Данию и Голландию. Разработка CV90120-T полностью завершена, и машина подготовлена к серийному производству. До настояшего времени заказы на её производство отсутствуют.

Характеристики CV90120-T

Масса, кг 28000
Экипаж, человек4
Длина, мм
8900
Ширина, мм
3200
Высота, мм
2800
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
70
Градиент, %
60
Уклон, %
40
Траншея, мм
2400
Вертикальная стенка, мм
1000
Глубина водной преграды, мм
1500
Запас хода по шоссе, км
600
Калибр основного орудия, мм
120
Боекомплект основного орудия, шт.
45
Угол возвышения, максимум, градусы
22
Угол склонения, минимум, градусы
-8
Калибр вспомогательного орудия, мм
7.62
Плоскостей стабилизации орудия
2
Плоскостей стабилизации поля зрения наводчика
2
Панорама, шт1
Тепловизор, шт
2
Мощность двигателя, л.с.
615
Количество передач вперед4
Количество передач назад
2

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Сайт Dogs War

2. Сайт Военное обозрение, статья Лебедева Сергея

Броня крепка, и танки наши быстры.

Испытания 105-мм танковой пушки L7 на шасси шведского лёгкого танка/противотанковой САУ Ikv 91 (Infanterikanonvagn); 1971-й год

Испытания впрочем закончились «ничем», и в серию пошли машины с 90-мм пушками KV90S73

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Strv m/40 был разработан в 1941-м году на базе лёгкого танка Strv m/38, являвшегося на тот момент основным танком шведской армии. Производство танка велось на заводе Landsverk, и всего было выпущено 100 машин данного типа. В 1943-м году заказ был расширен, однако Landsverk не мог его выполнить, по этому производство дополнительного заказа велось на заводе Kalrstad, и соответственно выпущенные им машины получили наименование Strv m/40К, а выпущенные Landsverk — Strv m/40L

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Советский бронеавтомобиль БА-10 в шведской армии

3 бронеавтомобиля БА-10 были поставлены в Швецию финнами в 1944-м году (?). По некоторым данным, броневики были проданы без двигателей, трансмиссии и резины (плюс, похоже, и без вооружения), по этому шведам пришлось устанавливать это заново (благо продукции Ford в мире хватало). В шведской армии бронеавтомобилям было присвоено название m/31. В эксплуатации бронеавтомобили находились до 1952-го года, после чего были списаны (вероятней всего — по износу)

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Шведские танки Stridsvagn 103 на учениях; 1985-й год

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Американская БРЭМ М51 уволакивает шведский танк Stridsvagn m/40; Доминиканская Республика; 1965-й год

Данные танки были закуплены доминиканцами в 1956-м году в количестве 20 штук.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Бронетранспортёр Pbv 302, «Хёгглундс Викл»

  • 10 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Это уже третья часть рассказывающая о современных малоизвестных танках. Предыдущие вы сможете посмотреть в блоге пользователя Alexа. Как и в предыдущих частях все ссылки внутри статьи ведут на страницы со статьями посвящёнными отдельным машинам.

Доброго времени суток всем!
Этой работой я хочу временно закончить танковую тему. Третья часть будет посвящена малоизвестным танкам таких стран как Индия, Швеция, Польша, ЮАР,Иран, КНДР, Япония, Южная Корея, Словакия, Словения, Хорватия, Бразилия, Иордания, Румыния и Турция.
Вашему вниманию следующие машины :

Индия

Основной боевой танк Arjun. Работа над техническим проектом танка началась в 1974 году и продолжалась в течение десяти лет. В этой работе был использован опыт танкостроения ведущих зарубежных стран, по все основные элементы тапка, включая броневой корпус и башню, 120-мм нарезную пушку, боеприпасы, приборы системы управления огнем и ночного видения, двигатель и трансмиссию, были спроектированы национальными конструкторами. В период с 1985 года по 1989 год опытные образцы, которым был присвоен индекс Mk1, прошли войсковые и полигонные испытания и с 1990 года началось серийное производство первой партии из двадцати четырех танков.Индийскими конструкторами разработан также бронебойный подкалиберный снаряд с повышенными характеристиками бронепробиваемости.
Боевой вес-58,5 тонн, мощность двигателя-1400л.с, скорость-72км/ч, запас хода-450км, экипаж-4 человека, вооружение-1 пушка 120-мм, 1 пулемёт 12,7-мм, 1 пулемёт 7,62-мм.

  • 9 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Не смотря на то что Швеция довольно мирная страна и уже более 100 лет не участвовала ни в каких войнах, бронетехника у неё очень высокого уровня и пользуется заслуженной популярностью на мировом рынке вооружений.

Лёгкий танк Ikv-91 (Швеция)

В середине 1960-х годов шведская армия составила требования на истребитель танков, предназначенный для замены танка Strv 74 и самоходных пушек. Было представлено 14 проектов, и в апреле 1968 года с компанией Hagglund und Soner был заключен контракт на проектирование IKV-91 (Infanterikanonvagn — самоходное орудие поддержки пехоты). Первый опытный образец был готов в декабре 1969 года, два других — в 1970 году. Контракт на производство заключили в марте 1972 года. В 1974 году выпущены два предсерийных экземпляра. Серийное производство продолжалось с 1975 по 1978 год. Для шведской армии выпущено 210 единиц.

Серийные модификации:

IKV-91 — имеет цельносварной корпус и башню из стальной брони. Компоновка — классическая. Водитель находится слева спереди в корпусе, остальной экипаж — в башне. Интересной особенностью танка являются размещение двигателя в корме корпуса по диагонали и соединение его с трансмиссией с помощью углового редуктора. Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса над гусеницами сделаны двойными. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц. Выпущено 210 танков.

IKV-91-105— модернизация с заменой 90-мм пушки Bofors на 105-мм пушку, оснащенную эжектором и теплоизоляционным чехлом. Система управления огнем модернизирована применительно к 105-мм орудию. Оно снабжено двухплоскостным стабилизатором и новыми прицелами командира и наводчика. Для компенсации возросшей массы и сохранения запаса плавучести увеличены размеры носовой части и добавлены поплавки, выполняющие роль бортовых экранов. Боевая масса 18 т. Размеры 9720x3250x2495 мм. Выпущен опытный образец.

Легкий танк IKV-91

Истребитель танков IKV-91 уже более двадцати лет состоит на вооружении шведской армии и показал себя достаточно надежной машиной. В отличие от советского ПТ-76 или китайского Тур 63, он не является полноценным танком-амфибией, так как требует подготовки перед переправой, имеет небольшую скорость на плаву и малый запас плавучести. Ведение огня на плаву также исключено. По мощности вооружения IKV-91 превосходит ПТ-76 и Тур 63.

Читать еще:  Бронетранспортёр GTK Boxer (Европа)

Продаж за рубеж IKV-91 не имел, хотя и была разработана его специальная экспортная модификация с 105-мм пушкой. Этот танк предлагался Индии для замены ПТ-76, испытывался, но не был принят, так как успех ПТ-76 в индо-пакистанском конфликте был обусловлен именно тем, что он танк-амфибия.

Рассматривался IKV-91-105 и в США с точки зрения возможного принятия на вооружение по программе AGS, но предпочтение было отдано М8, а позже программу свернули.

В настоящее время танки IKV-91 в достаточной степени устарели и требуют или модернизации для улучшения боевых качеств, или замены новыми танками.

Вид сверху на легкий танк IKV-91

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА IKV-91

БОЕВАЯ МАССА, т: 16,3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8840, ширина — 3000, высота — 2320, клиренс — 370.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 90 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет калибра 7,62 мм, 6 установок для пуска дымовых гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ: 59 выстрелов, 4250 патронов.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел наводчика TP-1050L с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер Bofors и электронный баллистический вычислитель, командир имеет возможность наводить башню на цель по горизонтали.

ДВИГАТЕЛЬ: Volvo-Penta TD120A, 6-цилиндровый рядный дизель с вертикальным расположением цилиндров жидкостного охлаждения; мощность 330 л.с. при 2200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: Allison HT-740-D, автоматическая, 4 скорости вперед, 1 назад.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 6-го опорных катков; гусеницы М70 с РМШ, ширина трака 450 мм. Движение на плаву за счет перемотки гусениц.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65 (6,5 —на воде).

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,8; высота стенки, м — 0,8; глубина брода, м — плавает.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Опытный легкий танк IKV-9I-105

Легкий танк CV90105-TML

Этот танк представляет собой совместную разработку шведской фирмы Hagglunds (шасси) и французской Giat Industries (башня и вооружение). В июне 1994 года он был впервые представлен на широкое обозрение и предлагался для продажи на экспорт.

Серийные модификации:

CV90105-TML — шасси шведской БМП CV9040 переделано для установки башни TML105 с 105-мм пушкой G2, идентичной по баллистике английской пушке L7. Шасси имеет классическую для БМП компоновку с двигателем и трансмиссией, размещенной в носовой части, слева от мотора размещен водитель, за ними башня, а сзади остается отделение, которое можно использовать для дополнительного боекомплекта или размещения десанта. Изготовлен опытный образец.

CV90120 — легкий танк на базе БМП CV9040, вооруженный 120-мм пушкой от танка IKV-91. Возможна установка как немецкой пушки фирмы Reinmetal, так и швейцарской 120-мм пушки, разработанной для танка Pz 68. Боекомплект около 50 выстрелов. Только проект.

Легкий танк CV90105-TML

Для сокращения расходов при создании легкого танка на базе БМП CV9040 применяется установка на нее башен, уже прошедших испытания на других бронеобъектах. Например, башня TML105 устанавливалась и прошла испытания на французском бронеавтомобиле AMX-10RC (6×6) и швейцарском MOWAG Piranha (10×10). Ее вариант со стабилизированным орудием, которое также может быть установлено на танки БМП CV9040, проходил испытания на французском броневике VEXRA (8×8). Причем и сама башня выполнена по модульному принципу и может оснащаться не только пушкой G2, но и пушками GIAT 105-мм F2 или 105-мм Rn 105-20 немецкой разработки.

Предлагаемый фирмой Hagglunds в инициативном порядке легкий танк CV90120, предназначенный для замены IKV-91, также представляет собой комбинацию уже имеющихся шасси, башни и вооружения.

В случае принятия решения о серийном изготовлении шведский легкий танк CV90120 станет самым мощно вооруженным легким танком.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА CV90105-TML

БОЕВАЯ МАССА, т: 22,50.

ЭКИПАЖ, чел.: 4 (возможна перевозка 3 — 4 пехотинцев).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8800, ширина — 3100, высота — 2910, клиренс — 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Giat G2 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 14 установок для пуска дымовых гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 5000 патронов.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет (возможна установка по требованию заказчика).

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: комбинированный перископический прицел наводчика со стабилизированным полем зрения (дневной и ночной тепловизионные каналы), лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, командир имеет перископический прицел М336 и монитор с отводом от тепловизионного прицела наводчика.

БРОНИРОВАНИЕ: противопульное, как у БМП CV90, может быть усилено по требованию заказчика.

ДВИГАТЕЛЬ: Scania DSI14, дизель жидкостного охлаждения, мощность 606 л.с. при 2200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: Perkins Engines Х-300-5 автоматическая, 4 скорости вперед, 2 назад.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее колесо, механически связанное с последним опорным катком, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2- и 7-го опорных катков, гусеницы с РМШ, обрезиненными беговыми дорожками; траки шириной 533 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,9; высота стенки, м —1,2.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Амфибии Красной Армии»

Американский легкий танк М41 «Уокер Бульдог» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке

Английский легкий танк «Скорпион» на выставке IDEX-2001. Абу-Даби, март 2001 г.

Шведский опытный танк CV90120, вооруженный швейцарской 120-мм пушкой CTG

Шведский легкий танк IKV-91

Легкий танк «Стингрей» (США) во время испытаний

Легкий танк М551 «Шеридан» 82-й американской воздушно- десантной дивизии. Операция «Щит пустыни», Саудовская Аравия, осень 1990 г.

Модернизированный легкий танк M41DK. Дания, конец 80-х годов

Легкий танк китайского производства Тур 63. 202-й танковый полк Вьетнамской Народной Армии, апрель 1972 г.

Легкий танк АМХ-13. Армия обороны Израиля, 1967 г.

Призрачная угроза с Востока

Начало нового этапа в развитии шведского танкостроения приходится на июнь 1943 года. В это время шведская делегация приехала в Финляндию, где подробно изучила трофейный Т-34. Итоги исследований оказались неутешительными: советский танк по всем статьям превосходил даже Strv m/42, вершину шведского танкопрома. А поскольку Швеция всё ещё считала СССР одним из наиболее вероятных противников, нет ничего удивительного в том, что после возвращения делегации шведское военное руководство запустило программу разработки танков и самоходных установок, способных бороться с Т-34.

Первым делом шведы форсировали разработку самоходной артиллерийской установки на базе Strv m/42. До конца войны эта машина, получившая обозначение Pvkv m/43, в серию пойти не успела, её массовое производство началось в 1946 году. Кроме того, с лета 1943-го началась разработка модернизированных танков Strv m/41 и Strv m/42. Обновлённый лёгкий танк должен был стать во многом похожим на Т-34 и получить 57-мм пушку. Одновременно шведы занимались созданием 30-тонного танка Pricken. К 1946 году все три программы свернули, а их место заняли танк LS 46 и САУ LP 46, также 30-тонного класса.

Если на ниве разработки САУ у шведов всё получалось неплохо, то с танками ситуация была неоднозначной. В марте 1950 года Швеция вошла в число государств, сильно озабоченных вопросом, как бороться с советским танком ИС-3, выступавшим для стран Запада в роли бронированного пугала.

Первоначальный проект шведского «убийцы ИСов» подвергся серьёзной корректировке после того, как шведы ближе познакомились с французским средним танком АМХ 50. В сентябре 1951 года конструкторы представили проект 28-тонного танка EMIL. Он сочетал в себе сравнительно небольшие габариты, мощное бронирование лобовой части, «качающуюся» башню и 120-мм пушку с магазинным питанием и большими углами склонения (характерная черта шведских танков в целом). Вместо 120-мм пушки стали рассматривать орудия калибра 105 и 150 мм.

В итоге шведы построили один экземпляр танка по данному проекту. Он обозначался Kranvagn, или KRV, и стал ещё тяжелее. При этом ни башню, ни вооружение конструкторы до ума так и не довели.

Зато самоходная артиллерийская установка AKV 151, работы над которой начались ещё до запуска программы EMIL и продолжались параллельно с KRV, оказалась удачной. Благодаря магазинному питанию эта машина выстреливала 14 снарядов калибра 155 мм всего за 45 секунд. После некоторых доработок Швеция начала серийный выпуск этого самоходного орудия под названием Bandkanon 1A.

Понимая, что работы над EMIL затянулись, шведские военные были вынуждены закупать танки за рубежом. Первоначально речь шла о 300 французских танках AMX-13, но сделка сорвалась, и вместо них были закуплены английские Centurion. Кроме того, в середине 50-х годов была разработана модернизированная версия Strv m/42. Танк, получивший новую башню и вооружение, назвали Strv 74. До этого уровня довели 225 Strv m/42, оставшиеся переделали в танки поддержки пехоты Ikv 73.

Плавающая «Росомаха»

В середине 60-х годов армия Швеции располагала довольно пёстрым набором самоходок, предназначавшихся для непосредственной поддержки пехоты: 75-мм Ikv 73, 105-мм Ikv 102 и Ikv 103. Для этих же целей предназначались и танки Strv 74. Все эти машины, основывавшиеся на конструкциях времён Второй мировой войны, были морально устаревшими. Для замены всех устаревших САУ и танков, служивших в броневых ротах пехотных бригад, министерство обороны Швеции инициировало программу под кодовым обозначением MUR.

Если предыдущие самоходки серии Ikv предназначались в основном для уничтожения опорных пунктов и полевых укреплений, то новая машина должна была стать, прежде всего, истребителем танков. Большое внимание уделялось обеспечению высокой подвижности, особенно на лесистой и болотистой местности. Кроме того, машина должна была иметь способность преодолевать водные преграды без длительной подготовки. Позиции спецификации были взаимоисключающими: способность двигаться по слабым грунтам требовала ограничения массы машины, а хорошие противотанковые качества — установки мощного вооружения, что вело к увеличению её массы.

Прежде чем принять решение, военные рассмотрели четырнадцать различных проектов, предложенных ведущими шведскими оружейными фирмами: «Хэгглундс ок Сёнер», «Бофорс» и «Ландсверк». Поначалу фаворитом считался «Ландсверк», но в итоге выбор пал на проект «Хэгглундс ок Сёнер».

Боевая машина, получившая после принятия на вооружение обозначение Ikv 91, по шведским стандартам была не танком, а «пехотным самоходным орудием» (Infanterikanonvagn). Если же прибегнуть к сравнению с зарубежными аналогами, мы увидим, что эта пехотная самоходка — не что иное, как плавающий лёгкий танк, примерный аналог советского ПТ-76. Цифры «91» в обозначении указывают на то, что это первая машина своего класса, вооружённая 90-мм пушкой.

Конструкция

При создании Ikv 91 использовались некоторые конструктивные решения, заложенные в бронетранспортёре Pbv 302. Компоновка машины — классическая танковая: впереди находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, за ним боевое с башней, а далее в корму, за противопожарной перегородкой — моторно-трансмиссионное. Корпус и башня выполнены из стальной брони толщиной всего 4–8 мм — это диктовалось требованием ограничения массы плавающего танка. Малая толщина брони в некоторой степени компенсировалась продуманной конструкцией, например, борта имеют разнесённое бронирование. В промежутках между листами расположены топливные баки и ящики для имущества, частично заполненные полиуретановой пеной (в целях обеспечения плавучести). Лобовые детали корпуса, расположенные под большим углом наклона, защищали экипаж от 20-мм снарядов.

Танк получил башню сложной формы, продиктованной требованием обеспечить максимально возможную защиту при малой толщине брони. Её передняя часть имела многоугольную клиновидную конструкцию, продолжением которой служила маска орудия (также клиновидной формы). Позади наклонных скуловых листов крепилась подковообразная деталь, образующая задние части бортов и корму башни. На скуловых листах имелись крепления для запасных траков, служивших дополнительной защитой. В башне располагались три члена экипажа: командир, наводчик и заряжающий.

Силовая установка машины состояла из шестицилиндрового рядного дизеля жидкостного охлаждения «Вольво Пента» TD120A мощностью 330 л.с. и четырёхступенчатой автоматической коробки передач «Аллисон» НТ740 (на прототипах стояла механическая коробка передач). Интересной была компоновка силовой установки: для наиболее рационального использования внутреннего пространства корпуса двигатель установили под углом 32° к диаметральной плоскости.

Ходовая часть применительно к одному борту состояла из шести обрезиненных опорных катков большого диаметра (поддерживающих роликов не было), ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса переднего расположения. Подвеска опорных катков — независимая торсионная. Широкие гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съёмными грунтозацепами обеспечивали малое давление на грунт.

Как уже отмечалось, одно из главных требований, выдвигавшихся к Ikv 91, — возможность преодоления водных преград на плаву при минимальной предварительной подготовке. Конструкторам удалось удовлетворить это требование. Перед входом в воду экипажу следовало откинуть волноотражательный щиток (в сложенном положении он служил дополнительной защитой передней проекции корпуса), закрыть жалюзи системы охлаждения и установить трубы-удлинители на воздухозаборник и выхлопную трубу. Специальный водоходный движитель отсутствовал — на плаву танк передвигался за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 6,5 км/ч. По паспорту максимальная скорость танка по шоссе составляла 65 км/ч, но шведские ветераны-танкисты утверждают, что Ikv 91 легко преодолевал и показатель в 70 км/ч.

Читать еще:  Самоходная пушка 2С5 Гиацинт (СССР)

Вооружение

Танк вооружался 90-мм низкоимпульсной пушкой «Бофорс» KV90 S73, разработанной специально для него. Орудие имело ствол длиной 54 калибра, угол вертикальной наводки составлял от −10 до +15°. Приводы наведения — электрогидравлические, имелся стабилизатор вооружения.

Боекомплект орудия первоначально состоял из снарядов двух типов: кумулятивного m/72 Slpsgr (массой 4,5 кг) и осколочно-фугасного m/72 Slpsgr (массой 6,7 кг). Появление на танках динамической защиты стало серьёзным вызовом для Ikv 91: кумулятивные снаряды оказались неэффективными против такой защиты, а создание бронебойного подкалиберного снаряда не имело смысла из-за низкой начальной скорости.

Снять остроту проблемы удалось введением в боекомплект нового кумулятивного снаряда m/84 Slpsgr. Его бронепробиваемость составляла 800 мм против 570 мм у прежней модели. Заряжание пушки — унитарное (выстрел с осколочно-фугасным снарядом весит 12,3 кг). Боекомплект состоит из 59 выстрелов (как правило, 39 кумулятивных и 20 осколочно-фугасных). 41 из них расположен в башне, остальные 18 — рядом с рабочим местом механика-водителя. Вспомогательное вооружение танка включает два 7,62-мм пулемёта Ksp m/39 (шведская копия «Браунинга» М1919А4): спаренный с пушкой и турельный с общим боекомплектом 4250 патронов. По бокам башни установлены два шестиствольных дымовых гранатомёта (боекомплект — 24 гранаты).

Характерной особенностью Ikv 91 была весьма прогрессивная для своего времени система управления огнём. Она включала перископический монокулярный дневной прицел наводчика с 10-кратным увеличением и встроенным лазерным дальномером, дневной бинокулярный перископический прицел командира, тепловизионный прицел, а также электронный баллистический вычислитель с системой датчиков внешних условий стрельбы. Система позволяла наводчику брать на себя сопровождение цели, захваченной прицелом командира, и вести по ней огонь, в то время как командир уже искал следующую цель.

Производство и служба

Три прототипа будущего Ikv 91 были заказаны в апреле 1968 года, а испытания первого из них начались летом следующего года. По результатам испытаний пришлось увеличить высоту башни, сделав её более удобной для экипажа, переделать крышу моторно-трансмиссионного отделения, заменить механическую коробку передач автоматической и внести ряд других изменений. В результате масса серийных танков по сравнению с прототипами увеличилась с 15,5 до 16,3 т.

В 1972 году новую «пехотную самоходку» приняли на вооружение, а в 1974 году началось серийное производство. Первоначально армия заказала ровно две сотни Ikv 91, но в 1975 году решила докупить ещё дюжину. Поставки всех 212 танков завершились в 1978 году.

Помимо обозначения Ikv 91, в армии новой боевой машине присвоили название «Йервен» («Росомаха»), но оно не прижилось. Гораздо более популярным стало неофициальное прозвище «Лэклунд ок Сёндер», обыгрывавшее название фирмы-производителя и переводившееся как «Утечки и порывы» — оно явно намекало на постоянные неполадки гидравлической системы, с которыми танкистам довелось столкнуться в ходе эксплуатации машины.

Согласно штатам шведской армии, танки Ikv 91 поступали на вооружение танковых рот пехотных бригад, являясь единственными бронированными машинами в их составе. Каждая рота включала 12 танков, но на все бригады Ikv 91 не хватило: согласно планам мобилизационного развёртывания, действовавших в 70–80-е годы, предусматривалось формирование 24 пехотных бригад, для чего требовалось 288 танков (а в армию поставили лишь 212).

Танковые роты имелись в штатном расписании всех пяти норландских пехотных бригад, усиленных по сравнению с другими бригадами и предназначенных для действий на севере страны. В то же время часть обычных пехотных бригад Ikv 91 не получила. В 1982 году в составе сухопутных войск сформировали 10-ю Сёдерманландскую механизированную бригаду, в состав которой, наряду с тремя механизированными батальонами, вошёл смешанный танковый батальон. Он располагал лёгкими танками Ikv 91, а также основными боевыми танками Strv 101/102 («Центурион»).

Концепция боевого применения Ikv 91 предусматривала использование танковой роты в качестве своеобразной «пожарной команды», поддерживающей пехоту на наиболее опасном участке. Уступая основным боевым танкам в мощи вооружения, «Росомаха» превосходила их в возможностях системы управления огнём, благодаря чему её экипаж мог раньше обнаружить противника и начать обстреливать его.

Организация сухопутных войск Швеции предусматривала развёртывание пехотных бригад только в угрожаемый период. В мирное время подготовкой военнослужащих срочной службы занимались учебно-мобилизационные полки. Экипажи Ikv 91 готовились в полках «Скараборг» (Р4), «Сёдерманланд» (Р10), «Норрботтен» (I19/Р5). Непродолжительное время (в 1994–1995 годах) одна рота Ikv 91 имелась и в полку «Вестерботтен» (I20).

Лёгкий танк Ikv-91 (Швеция)

В середине 1960-х годов шведская армия составила требования на истребитель танков, предназначенный для замены танка Strv 74 и самоходных пушек. Было представлено 14 проектов, и в апреле 1968 года с компанией Hagglund und Soner был заключен контракт на проектирование IKV-91 (Infanterikanonvagn — самоходное орудие поддержки пехоты). Первый опытный образец был готов в декабре 1969 года, два других — в 1970 году. Контракт на производство заключили в марте 1972 года. В 1974 году выпущены два предсерийных экземпляра. Серийное производство продолжалось с 1975 по 1978 год. Для шведской армии выпущено 210 единиц.

Серийные модификации:

IKV-91 — имеет цельносварной корпус и башню из стальной брони. Компоновка — классическая. Водитель находится слева спереди в корпусе, остальной экипаж — в башне. Интересной особенностью танка являются размещение двигателя в корме корпуса по диагонали и соединение его с трансмиссией с помощью углового редуктора. Для защиты от кумулятивных боеприпасов борта корпуса над гусеницами сделаны двойными. Движение на плаву осуществляется с помощью перемотки гусениц. Выпущено 210 танков.

IKV-91-105— модернизация с заменой 90-мм пушки Bofors на 105-мм пушку, оснащенную эжектором и теплоизоляционным чехлом. Система управления огнем модернизирована применительно к 105-мм орудию. Оно снабжено двухплоскостным стабилизатором и новыми прицелами командира и наводчика. Для компенсации возросшей массы и сохранения запаса плавучести увеличены размеры носовой части и добавлены поплавки, выполняющие роль бортовых экранов. Боевая масса 18 т. Размеры 9720x3250x2495 мм. Выпущен опытный образец.

Легкий танк IKV-91

Истребитель танков IKV-91 уже более двадцати лет состоит на вооружении шведской армии и показал себя достаточно надежной машиной. В отличие от советского ПТ-76 или китайского Тур 63, он не является полноценным танком-амфибией, так как требует подготовки перед переправой, имеет небольшую скорость на плаву и малый запас плавучести. Ведение огня на плаву также исключено. По мощности вооружения IKV-91 превосходит ПТ-76 и Тур 63.

Продаж за рубеж IKV-91 не имел, хотя и была разработана его специальная экспортная модификация с 105-мм пушкой. Этот танк предлагался Индии для замены ПТ-76, испытывался, но не был принят, так как успех ПТ-76 в индо-пакистанском конфликте был обусловлен именно тем, что он танк-амфибия.

Рассматривался IKV-91-105 и в США с точки зрения возможного принятия на вооружение по программе AGS, но предпочтение было отдано М8, а позже программу свернули.

В настоящее время танки IKV-91 в достаточной степени устарели и требуют или модернизации для улучшения боевых качеств, или замены новыми танками.

Вид сверху на легкий танк IKV-91

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА IKV-91

БОЕВАЯ МАССА, т: 16,3.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8840, ширина — 3000, высота — 2320, клиренс — 370.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка калибра 90 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 1 зенитный пулемет калибра 7,62 мм, 6 установок для пуска дымовых гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ: 59 выстрелов, 4250 патронов.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел наводчика TP-1050L с 10-кратным увеличением, лазерный дальномер Bofors и электронный баллистический вычислитель, командир имеет возможность наводить башню на цель по горизонтали.

ДВИГАТЕЛЬ: Volvo-Penta TD120A, 6-цилиндровый рядный дизель с вертикальным расположением цилиндров жидкостного охлаждения; мощность 330 л.с. при 2200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: Allison HT-740-D, автоматическая, 4 скорости вперед, 1 назад.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-го и 6-го опорных катков; гусеницы М70 с РМШ, ширина трака 450 мм. Движение на плаву за счет перемотки гусениц.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65 (6,5 —на воде).

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,8; высота стенки, м — 0,8; глубина брода, м — плавает.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Опытный легкий танк IKV-9I-105

Легкий танк CV90105-TML

Этот танк представляет собой совместную разработку шведской фирмы Hagglunds (шасси) и французской Giat Industries (башня и вооружение). В июне 1994 года он был впервые представлен на широкое обозрение и предлагался для продажи на экспорт.

Серийные модификации:

CV90105-TML — шасси шведской БМП CV9040 переделано для установки башни TML105 с 105-мм пушкой G2, идентичной по баллистике английской пушке L7. Шасси имеет классическую для БМП компоновку с двигателем и трансмиссией, размещенной в носовой части, слева от мотора размещен водитель, за ними башня, а сзади остается отделение, которое можно использовать для дополнительного боекомплекта или размещения десанта. Изготовлен опытный образец.

CV90120 — легкий танк на базе БМП CV9040, вооруженный 120-мм пушкой от танка IKV-91. Возможна установка как немецкой пушки фирмы Reinmetal, так и швейцарской 120-мм пушки, разработанной для танка Pz 68. Боекомплект около 50 выстрелов. Только проект.

Легкий танк CV90105-TML

Для сокращения расходов при создании легкого танка на базе БМП CV9040 применяется установка на нее башен, уже прошедших испытания на других бронеобъектах. Например, башня TML105 устанавливалась и прошла испытания на французском бронеавтомобиле AMX-10RC (6×6) и швейцарском MOWAG Piranha (10×10). Ее вариант со стабилизированным орудием, которое также может быть установлено на танки БМП CV9040, проходил испытания на французском броневике VEXRA (8×8). Причем и сама башня выполнена по модульному принципу и может оснащаться не только пушкой G2, но и пушками GIAT 105-мм F2 или 105-мм Rn 105-20 немецкой разработки.

Предлагаемый фирмой Hagglunds в инициативном порядке легкий танк CV90120, предназначенный для замены IKV-91, также представляет собой комбинацию уже имеющихся шасси, башни и вооружения.

В случае принятия решения о серийном изготовлении шведский легкий танк CV90120 станет самым мощно вооруженным легким танком.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА CV90105-TML

БОЕВАЯ МАССА, т: 22,50.

ЭКИПАЖ, чел.: 4 (возможна перевозка 3 — 4 пехотинцев).

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина — 8800, ширина — 3100, высота — 2910, клиренс — 450.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Giat G2 калибра 105 мм, 1 спаренный пулемет калибра 7,62 мм, 14 установок для пуска дымовых гранат.

БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 5000 патронов.

СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: нет (возможна установка по требованию заказчика).

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: комбинированный перископический прицел наводчика со стабилизированным полем зрения (дневной и ночной тепловизионные каналы), лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, командир имеет перископический прицел М336 и монитор с отводом от тепловизионного прицела наводчика.

БРОНИРОВАНИЕ: противопульное, как у БМП CV90, может быть усилено по требованию заказчика.

ДВИГАТЕЛЬ: Scania DSI14, дизель жидкостного охлаждения, мощность 606 л.с. при 2200 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: Perkins Engines Х-300-5 автоматическая, 4 скорости вперед, 2 назад.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), обрезиненное направляющее колесо, механически связанное с последним опорным катком, подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы двухстороннего действия на подвесках 1-, 2- и 7-го опорных катков, гусеницы с РМШ, обрезиненными беговыми дорожками; траки шириной 533 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 70.

ЗАПАС ХОДА, км: 500.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. — 30; ширина рва, м — 2,9; высота стенки, м —1,2.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция и переговорное устройство.

Следующий номер «Бронеколлекции»: монография «Амфибии Красной Армии»

Американский легкий танк М41 «Уокер Бульдог» в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке

Английский легкий танк «Скорпион» на выставке IDEX-2001. Абу-Даби, март 2001 г.

Шведский опытный танк CV90120, вооруженный швейцарской 120-мм пушкой CTG

Шведский легкий танк IKV-91

Легкий танк «Стингрей» (США) во время испытаний

Легкий танк М551 «Шеридан» 82-й американской воздушно- десантной дивизии. Операция «Щит пустыни», Саудовская Аравия, осень 1990 г.

Модернизированный легкий танк M41DK. Дания, конец 80-х годов

Легкий танк китайского производства Тур 63. 202-й танковый полк Вьетнамской Народной Армии, апрель 1972 г.

Легкий танк АМХ-13. Армия обороны Израиля, 1967 г.

Независимое военное обозрение

5:02 / 28.07.15
Оружие мира: лёгкий танк CV90120-T (Швеция)

В 1998 году шведская фирма BAE Systems Hagglunds показала на проводившейся в Париже выставке «Eurosatory» свою последнюю разработку — легкий танк (истребитель танков) CV90120-T, созданный в качестве частной инициативы на базе модифицированного шасси боевой машины пехоты CV90. На шасси установлена модифицированная трехместная башня от истребителя танков Ikv-91, вооруженная 120-мм гладкоствольной пушкой шведского производства. Первый прототип CV90120 был завершен в середине 1998 года, а в конце 1998 года были проведены стрельбы.

Читать еще:  Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка-М» (Россия)

Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru

Первая демонстрационная модель CV90120 имела трехместную башню TML105 производства фирмы Nexter Systems, вооруженную 105-мм нарезной пушкой. Для стрельбы использовались стандартные боеприпасы НАТО. Затем был разработан танк CV90120-T на шасси машины CV90, оснащенный новой трехместной башней производства фирмы BAE Systems Hagglunds. Вооружение танка состоит из 120-мм гладкоствольной пушки L50 производства фирмы RUAG Land Systems и спаренного с нею 7,62-мм пулемета. 120-мм гладкоствольная пушка оснащена дульным тормозом, термокожухом, экстрактором пороховых газов и системой пристрелки канала ствола.

Орудие CTG разработано швейцарской компанией RUAG специально для установки на лёгкие и малоразмерные бронеобъекты. Для снижения отдачи орудие оснащено дульным тормозом. Для продувки ствола после выстрела имеется эжектор. Ствол орудия заключен в термоизоляционный кожух для повышения точности стрельбы. Орудие стабилизировано в двух плоскостях.

В кормовой части башни смонтирован полуавтомат заряжания на 12 выстрелов. При его использовании скорострельность может достигать 12-14 выстр./мин. Остальной боекомплект (33 выстрела) размешается в кормовой части корпуса и может быть быстро загружен через кормовую дверь.

Имея такое вооружение, легкий танк CV90120-T обладает такой же огневой мощью, как и основной боевой танк Leopard 2, однако, при боевом весе 35 тонн имеет лучшую стратегическую и тактическую мобильность. Полный боекомплект рассчитан на 45 выстрелов, из которых 12 готовы для стрельбы, а 33 хранятся в стеллажах. Для сравнения боекомплект танка Leopard 2 составляет 42 выстрела. Утверждается, что благодаря применению цифровой системы управления огнем (СУО) достигается высокая вероятность поражения подвижных и неподвижных целей с первого выстрела.

Проект CV 90-120 / Фото: www.dogswar.ru

Точные данные модулей системы пока не раскрываются, однако известно, что модуль состоит из датчиков и системы перехвата и может быть установлен для защиты как верхней, так и боковой проекции от кумулятивных ракет, бронебойных противотанковых снарядов и снарядов с сердечником формирующимся взрывом.

Новая активная броня, обеспечивает лучшую защиту от противотанковых управляемых снарядов; установлен улучшенный бортовой экран для снижения сигнатуры машины в инфракрасном поле; а также машина имеет маскировочную окраску для проведения операций в городских условиях. Активная броня, как заявляют разработчики, является «улучшенной системой активной защиты», которая «обнаруживает, идентифицирует и устраняет атаку на короткой дистанции».

Система успешно прошла испытания на шасси CV90. Тогда стало известно, эта защита покрывает 360 град. вокруг и увеличивает массу машины на 400 кг. Использование активной системы защиты AMAP-ADS и замена более 2 т. пассивной брони, при сохранении внутреннего объёма, позволяет уменьшить массу машины на 1,6т.

Основной причиной установки 120-мм пушки, было стремление объединить огневую мощь танка и подвижные характеристики более легкой машины. Боевой вес CV90120-T составляет около 35 тонн, в то время как танк весит почти в два раза больше. На башне CV90120-T установлена 120 мм пушка «Compact Tank Gun CTG120/L50», производства компании Swiss Ruag. В середине 1990-х на шасси CV90 была установлена башня Giat TML со 105 мм пушкой, но, в отличие от новой пушки, она не была полностью стабилизирована.

Система управления огнем CV90120-T – Универсальная танковая система управления огнем, предусматривающая возможность стрельбы по воздушным целям (UTAAS), производства компании SAAB. Эта же система использовалась и в CV90. Представитель компании Hagglunds заявил, что с UTAAS машины серии CV90 «обладают более высокой точностью стрельбы, чем танки Leopard 2».

В боекомплект орудия входят оперенные бронебойные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном (APFSDS), кроме того, в него планируется ввести фугасные выстрелы, разрабатываемые фирмами «Bofors» и «Израэл милитари индастриз» для основного боевого танка Leopard-2, в качестве альтернативы стандартным кумулятивным боеприпасам.

В распоряжении наводчика имеется универсальный танковый/зенитный прицел «Цельсиустек» с дневным и ночным каналами и лазерным дальномером, который выпускается для оснащения других боевых машин.

Экипаж CV90120-T состоит из 4 человек — командира, наводчика, заражающего (второй командир) и водителя. Рабочее место водителя размешено в передней части корпуса у левого борта. Рабочие места остальных членов экипажа размешаются в боевом отделении. Наводчик и командир размешаются справа от орудия (впереди наводчик, а за ним и выше — командир). Заряжающий находится слева от орудия.

Система управления огнем CV90120-T состоит из трех независимых элементов. Наводчик имеет UTAAS — систему, которая включает стабилизированный прицел день/ночь и лазерный дальномер. Система управления огнем командира DNGS имеет примерно те же возможности что и у наводчика, но его прицел имеет возможность изменения кратности в пределах 1,5, 6 и 24 крат. Кроме того, имеется еше одна система прицеливания PLSS — ей могут пользоваться как наводчик так и командир. Причем командир может осушествлять поиск целей и передачу их наводчику для уничтожения. Все члены экипажа имеют мониторы связанные обшей шиной данных, что повышает оперативность управления CV90120-T в бою.

Система маскировки / Фото: topwar.ru

На танке CV 90-120 впервые применяется система маскировки в инфракрасном диапазоне. Эта разработка прошла освидетельствование в королевском исследовательском институте, правообладателем этой «технологии маскировки» является компания Hägglunds.

Моторно-трансмиссионное отделение танка размешено в передней части корпуса у правого борта. В нем установлен четырехтактный дизельный двигатель жидкостного охлаждения V-8 Scania DI16 мощностью 670 л.с. Он приводит танк в движение через автоматическую трансмиссию Perkins Engines Соmpany / Allison Х-300 имеющую четыре передачи переднего хода и две — заднего.

Хотя истребитель танков CV90120-T разрабатывается фирмой BAE Systems Hagglunds в инициативном порядке, руководство фирмы довело до сведения командования шведской армии, что CV90120-T является потенциальной заменой устаревшему Ikv-91, кумулятивный снаряд которого уже не эффективен против брони танков последнего поколения.

Основными покупателями CV90120-T, очевидно, станут страны, в которых сейчас используются машины серии CV90: Финляндия, Норвегия, Швеция и Швейцария. Данная модернизация также заинтересовала Данию и Голландию. Разработка CV90120-T полностью завершена, и машина подготовлена к серийному производству. До настояшего времени заказы на её производство отсутствуют.

Характеристики CV90120-T

Масса, кг 28000
Экипаж, человек4
Длина, мм
8900
Ширина, мм
3200
Высота, мм
2800
Максимальная скорость по шоссе, км/ч
70
Градиент, %
60
Уклон, %
40
Траншея, мм
2400
Вертикальная стенка, мм
1000
Глубина водной преграды, мм
1500
Запас хода по шоссе, км
600
Калибр основного орудия, мм
120
Боекомплект основного орудия, шт.
45
Угол возвышения, максимум, градусы
22
Угол склонения, минимум, градусы
-8
Калибр вспомогательного орудия, мм
7.62
Плоскостей стабилизации орудия
2
Плоскостей стабилизации поля зрения наводчика
2
Панорама, шт1
Тепловизор, шт
2
Мощность двигателя, л.с.
615
Количество передач вперед4
Количество передач назад
2

При написании материала использовались данные открытых интернет источников:

1. Сайт Dogs War

2. Сайт Военное обозрение, статья Лебедева Сергея

Броня крепка, и танки наши быстры.

Испытания 105-мм танковой пушки L7 на шасси шведского лёгкого танка/противотанковой САУ Ikv 91 (Infanterikanonvagn); 1971-й год

Испытания впрочем закончились «ничем», и в серию пошли машины с 90-мм пушками KV90S73

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Strv m/40 был разработан в 1941-м году на базе лёгкого танка Strv m/38, являвшегося на тот момент основным танком шведской армии. Производство танка велось на заводе Landsverk, и всего было выпущено 100 машин данного типа. В 1943-м году заказ был расширен, однако Landsverk не мог его выполнить, по этому производство дополнительного заказа велось на заводе Kalrstad, и соответственно выпущенные им машины получили наименование Strv m/40К, а выпущенные Landsverk — Strv m/40L

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Советский бронеавтомобиль БА-10 в шведской армии

3 бронеавтомобиля БА-10 были поставлены в Швецию финнами в 1944-м году (?). По некоторым данным, броневики были проданы без двигателей, трансмиссии и резины (плюс, похоже, и без вооружения), по этому шведам пришлось устанавливать это заново (благо продукции Ford в мире хватало). В шведской армии бронеавтомобилям было присвоено название m/31. В эксплуатации бронеавтомобили находились до 1952-го года, после чего были списаны (вероятней всего — по износу)

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Шведские танки Stridsvagn 103 на учениях; 1985-й год

  • 1 comment
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Американская БРЭМ М51 уволакивает шведский танк Stridsvagn m/40; Доминиканская Республика; 1965-й год

Данные танки были закуплены доминиканцами в 1956-м году в количестве 20 штук.

  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Бронетранспортёр Pbv 302, «Хёгглундс Викл»

  • 10 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Это уже третья часть рассказывающая о современных малоизвестных танках. Предыдущие вы сможете посмотреть в блоге пользователя Alexа. Как и в предыдущих частях все ссылки внутри статьи ведут на страницы со статьями посвящёнными отдельным машинам.

Доброго времени суток всем!
Этой работой я хочу временно закончить танковую тему. Третья часть будет посвящена малоизвестным танкам таких стран как Индия, Швеция, Польша, ЮАР,Иран, КНДР, Япония, Южная Корея, Словакия, Словения, Хорватия, Бразилия, Иордания, Румыния и Турция.
Вашему вниманию следующие машины :

Индия

Основной боевой танк Arjun. Работа над техническим проектом танка началась в 1974 году и продолжалась в течение десяти лет. В этой работе был использован опыт танкостроения ведущих зарубежных стран, по все основные элементы тапка, включая броневой корпус и башню, 120-мм нарезную пушку, боеприпасы, приборы системы управления огнем и ночного видения, двигатель и трансмиссию, были спроектированы национальными конструкторами. В период с 1985 года по 1989 год опытные образцы, которым был присвоен индекс Mk1, прошли войсковые и полигонные испытания и с 1990 года началось серийное производство первой партии из двадцати четырех танков.Индийскими конструкторами разработан также бронебойный подкалиберный снаряд с повышенными характеристиками бронепробиваемости.
Боевой вес-58,5 тонн, мощность двигателя-1400л.с, скорость-72км/ч, запас хода-450км, экипаж-4 человека, вооружение-1 пушка 120-мм, 1 пулемёт 12,7-мм, 1 пулемёт 7,62-мм.

  • 9 comments
  • Leave a comment
  • Share
  • Flag

Не смотря на то что Швеция довольно мирная страна и уже более 100 лет не участвовала ни в каких войнах, бронетехника у неё очень высокого уровня и пользуется заслуженной популярностью на мировом рынке вооружений.

Безбашенные танки и башенные САУ

Работы над проектом EMIL ещё продолжались, когда инженер Свен Берге, работавший в фирме KATF, предложил альтернативную концепцию танка. Согласно ей, танк лишался башни, а наведение по вертикали осуществлялось за счёт наклона корпуса. В 1957 году работам по проекту Strv S дали зелёный свет. В качестве базы шведы рассматривали KRV, опытный образец которого переделали в испытательный стенд.

В конце 1962 года на испытания вышел Strv S1. Этот танк радикально отличался от всего, что тогда существовало. Благодаря отсутствию башни конструкторы смогли заметно снизить боевую массу и высоту. Небольшая толщина брони с лихвой компенсировалась очень большими углами её наклона. На танк установили комбинированную силовую установку, состоявшую из дизельного двигателя и газовой турбины. Необычным был и состав экипажа: три человека, каждый из которых был мехводом и двое — наводчиками.

Пушка Strv S1 оснащалась автоматом заряжания. Танк прошёл испытания и был принят на вооружение под обозначением Strv 103. Когда машину запускали в серию, её также оснастили системой для преодоления водных преград.

Не менее интересными путями шла разработка шведских САУ. В 1964 году начались работы по созданию машины поддержки пехоты. В проекте приняли участие три фирмы: Landsverk, Bofors и Hägglunds. В основном конструкторы предлагали проекты машин традиционных схем, но большая часть детищ Hägglunds очень напоминала танки. По итогам шведские военные поддержали именно такую концепцию.

Первый опытный образец машины, получившей обозначение Ikv 91, был готов к 1969 году, а в 1975 году её приняли на вооружение. В результате к середине 70-х годов шведская армия имела очень странную бронетехнику: танк, больше похожий на САУ, и истребитель танков, напоминавший лёгкий танк-амфибию. Эта пара до начала 2000-х годов составляла основу шведских бронетанковых сил.

В наши дни разработка собственного танка — одна из самых дорогих задач, которая может встать перед военно-промышленным комплексом. Дороговизна не похоронила шведскую бронетанковую отрасль, но поставила крест на многих интересных проектах, в том числе на перспективном танке Strv 2000, который должен был заменить своего безбашенного собрата Strv 103. Вместо него Швеция приобрела лицензию на немецкий Leopard 2 и выпускает его под обозначением Strv 122.

Даже в условиях ограниченного бюджета Швеция продолжает двигать вперёд свою боевую технику. Весьма удачной оказалась БМП Strf 90, она же CV 90. Помимо Швеции, эта машина состоит на вооружении армий ещё шести государств. Не забыли шведы и про танки: на базе Strf 90 ими разработан лёгкий CV90120-T, предназначенный для поставок на экспорт и ожидающий своего покупателя.

Есть основания считать, что страна, которой даже двухвековой нейтралитет не помешал создать одну из самых интересных танкостроительных школ, и в будущем найдёт чем впечатлить людей, которым небезразлична бронетехника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector