0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лучший лёгкий танк Второй мировой

Лучший лёгкий танк Второй мировой

Первые бои в Северной Африке с участием американских лёгких танков М3А1 и М5 дали неоднозначный результат. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли эффективно поражать вражеские танки, а броня была явно слабой. С другой — лёгкие танки показали себя надёжными и неприхотливыми машинами, а М5 с его автоматической коробкой передач оказался ещё и чрезвычайно удобным в управлении. Поэтому в марте 1943 года Комитет вооружений подготовил тактико-технические требования к новому лёгкому танку, получившему индекс Т24. Позже, поступив на вооружение, эта машина получила новое имя — М24 «Чаффи».

Боевая машина должна была перенять лучшие качества М5, но получить усиленное вооружение: считалось, что установка на лёгкий танк пушки калибром менее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищённости были «мягкими»: допускалось усиление бронирования Т24 по сравнению с существовавшими лёгкими танками «по мере возможности».

Проектирование

Ранее американцы уже пробовали создать лёгкий танк с 75-мм пушкой, но попытка провалилась: опытная машина Т7 «подросла» до среднего танка М7, так и не пошедшего в серию. Оказалось, что при установке тяжёлого и крупногабаритного 75-мм орудия М3 (основного вооружения среднего танка М4) невозможно уложиться в ограничение по массе в 20 т. Танкистов выручили авиаторы: на бомбардировщиках В-25Н «Митчелл» они использовали 75-мм орудие Т13Е1 (оно же М5), гораздо более лёгкое, чем М3, но унифицированное с ним по боеприпасам. Правда, авиапушка отличалась коротким стволом и меньшей, чем у танкового орудия, начальной скоростью снаряда, но это не считалось серьёзным недостатком. Дело в том, что американская доктрина применения танковых войск строилась на незыблемом принципе «танки с танками не воюют». Танковые соединения должны были действовать в оперативной глубине обороны противника, где вероятность столкнуться с вражескими танками была минимальной. Поэтому главным качеством для танкового орудия считались не бронебойные характеристики, а поражающая мощь осколочно-фугасного снаряда, а с этим у орудия М5 всё было в порядке.

Для монтажа пушки М5 в танке создали лафет Т90 с концентрическим противооткатным механизмом Т33. Основным элементом последнего была спиральная пружина, «обёрнутая» вокруг ствола и помещённая в стальной кожух. Получилась очень компактная конструкция по сравнению с противооткатными механизмами традиционного типа. После принятия на вооружение танковая пушка получила индекс М6, а лафет — М64. Орудие М3 весило 405 кг, а М6 — лишь 182 кг. Как следствие, М6 быстрее перегревалось при ведении интенсивного огня, но это считалось приемлемым: лёгкие танки, занимавшиеся разведкой и патрулированием, не должны были так интенсивно использовать своё оружие, как средние.

Разработкой Т24 занялась фирма «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первый прототип был готов в октябре 1943 года, второй — в декабре, но ещё в сентябре Т24 был классифицирован как образец, пригодный для ограниченных закупок. Началась подготовка к серийному выпуску, а контракт на 1000 последних танков М5А1 переоформили на такое же количество Т24.

Полигонные испытания прототипы Т24 прошли без особых замечаний, отмечались лишь незначительные недостатки противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы охлаждения, а также трансмиссии, которые удалось быстро устранить. Кроме того, по результатам испытаний рекомендовалось установить командирскую башенку, что и было сделано на серийных машинах.

По результатам испытаний Т24 приняли на вооружение, сменив индекс на М24. Кроме того, танку присвоили наименование «Генерал Чаффи» — в честь Эдны Чаффи, организатора и первого командующего бронетанковым корпусом армии США. Первые серийные машины сошли с конвейера в апреле 1944 года. В июле заказ увеличили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению ещё и фирму «Массей-Харрис». До июня 1945 года успели выпустить 4795 танков, а заказ на оставшиеся 205 единиц аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Великобритании, а два — СССР, но ни один из них не принимал участия в боях.

В конце Второй мировой войны на основе М24 разработали целое семейство боевых машин, получившее обозначение Light Combat Team — «Лёгкая боевая команда». Серийно строились три самоходки из этого семейства: 40-мм спаренная ЗСУ М19 (285 единиц), 105-мм САУ М37 (по разным данным, 150 или 316 единиц) и 155-мм М41 (60–85 единиц).

Конструкция

Компоновка М24 является традиционной с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением с башней в средней и моторным в кормовой. Поскольку бо́льшая часть бронелистов корпуса имела толщину не более 25 мм, для повышения защищённости их установили под большими углами наклона. Башне же придали обтекаемую форму. В итоге защищённость составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса — 38–64 мм, кормы и бортов — 19–32 мм, лобовой части башни и маски пушки — до 57 мм, бортов башни — 32 мм.

В отделении управления находились рабочие места механика-водителя и его помощника/стрелка, снабжённые почти идентичными органами управления и контрольными приборами. Для наблюдения служили поворотные перископы в крышках люков. Сами люки открывались в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на оси (башня танка не блокировала их открывания). Над открытым люком механика-водителя можно было установить брезентовый колпак с лобовым плексигласовым стеклом, защищающий от непогоды при движении вне поля боя.

Ещё три члена экипажа (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. У командира имелись поворотный перископ в люке и шесть приборов наблюдения по периметру командирской башенки. Заряжающий вынужден был довольствоваться неподвижным перископом. В башне имелись два люка: круглый в командирской башенке и большой ромбовидный над местом заряжающего. Сама башня не имела подбашенной корзины и вращающегося полика, а сиденья членов экипажа крепились к специальной раме и вращались вместе с башней.

На М24 устанавливался уже опробованный на танках М5 блок из двух 8-цилиндровых V-образных бензиновых моторов жидкостного охлаждения «Кадиллак» 44Т24 суммарной мощностью 220 л.с. Каждый двигатель был сблокирован с автоматической четырёхскоростной коробкой передач «Хайдроматик», передававшей мощность на синхронизатор. От него по полу боевого отделения шёл карданный вал к главной передаче, размещённой в передней части.

На танках М5 каждая коробка передач имела индивидуальное переключение на задний ход, а синхронизатор был одноступенчатым. На М24 трансмиссию усовершенствовали, снабдив синхронизатор двухдиапазонным ручным механизмом предвыбора передачи, а также устройством включения заднего хода. Суммарно трансмиссия обеспечивала восемь передач вперёд и четыре назад. Благодаря этому скорость движения танка задним ходом могла достигать 30 км/ч. Кроме того, удалось добиться увеличения крутящего момента на 22% по сравнению с силовой установкой танка М5А1. В итоге М24 весил значительно больше своего предшественника, но его возможности по преодолению препятствий были гораздо выше.

Ходовая часть М24 была нетрадиционной для американского танкостроения: вместо обычных тележек с вертикальными винтовыми пружинами на нём применили торсионную подвеску. С каждого борта имелось пять спаренных обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущее колесо переднего расположения и направляющее заднего, а также три обрезиненных поддерживающих ролика. Опорные катки подвешивались на балансирах, причём балансир заднего катка был связан с направляющим колесом специальным компенсационным рычагом. Это позволяло сохранять необходимое натяжение гусеницы при движении по пересечённой местности и препятствовало её сбросу. Гусеница Т72 — металлическая, шириной 406 мм, состоящая из 75 траков.

Из-за непривычной схемы ходовой части М24 часто путали с немецкими танками, что порой вело к неприятным последствиям.

Главным вооружением танка М24 была 75-мм полуавтоматическая пушка М6, снабжённая одноплоскостным (в вертикальной плоскости) гироскопическим стабилизатором. 48 унитарных выстрелов, составлявших боекомплект орудия, находились под полом боевого отделения в специальных контейнерах, снабжённых водяной «рубашкой», предохранявшей от воспламенения в случае попадания в боеукладку. Основным снарядом был осколочно-фугасный М48 массой 6,7 кг. Им комплектовались два типа выстрелов: с обычным и усиленным зарядом (масса выстрела — 8,5 и 8,9 кг соответственно), обеспечивавших снаряду начальную скорость 460 и 600 м/с. Для борьбы с бронецелями служили снаряды М61 и М72 (масса снаряда — 6,8 и 6,3 кг соответственно, выстрела — 9 и 8,5 кг, начальная скорость обоих снарядов — 620 м/с). Бронепробиваемость по гомогенной броне при угле встречи 30° на дальности 500 ярдов (457 м) составляла 66 мм для М61 и 76 мм для М72. Имелись и дымовые снаряды М89 и М64.

Помимо пушки, танк вооружался двумя 7,62-мм пулемётами «Браунинг» М1919А4 (спаренный с орудием и курсовым; общий боекомплект — 3750 патронов), а также зенитным 12,7-мм пулемётом «Браунинг» М2НВ (боекомплект — 440 патронов). Последний устанавливался на лёгком треногом лафете за люком заряжающего. В походном положении его можно было снять с лафета и, отсоединив ствол, закрепить на специальных держателях на правой стенке башни. В крыше башни справа находился 51-мм гранатомёт М3, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами (боекомплект — 14 гранат). Это оружие оказалось малоэффективным и на танках поздних выпусков не устанавливалось, а с ранее выпущенных машин его снимали.

Радиооборудование М24 состояло из коротковолновой радиостанции SCR508 (или SCR528, либо SCR538), установленной в нише башни. Интегральной частью радиостанции было танковое переговорное устройство на пять абонентов. К нему можно было также подключить полевой телефон для связи с взаимодействующей пехотой (он находился в ящике в правой задней части корпуса танка). Командирские танки дополнительно оборудовались радиостанцией SCR506, устанавливавшейся на рабочем месте помощника механика-водителя.

Бо́льшая часть танков М24 получила в передней части корпуса крепления для монтажа бульдозерного отвала. Первоначально использовали отвал Т4 (копия М1 от «Шермана»), позже — более совершенный М4.

Исходя из опыта морских десантных операций, примерно 2/3 танков М24 получили в передней и задней частях корпуса узлы для крепления понтонов. На плаву танк двигался за счёт перематывания гусениц со скоростью до 8 км/ч. На воздухозаборные и выхлопные жалюзи устанавливались специальные кожухи, предохранявшие от попадания воды. После выхода на берег понтоны сбрасывались, для чего не требовался выход членов экипажа танка наружу. Испытания устройства провели на рубеже 1944–1945 годов, после чего оно было принято на вооружение под обозначением М20.

Служба и боевое применение

Боевой дебют М24 стал, по сути, случайностью. Брошенный на ликвидацию прорыва в Арденнах 740-й танковый батальон обнаружил на складе в бельгийском городке Спирмонт два новеньких «Чаффи» и немедленно «приватизировал» их. Впоследствии, также в ходе Арденнского сражения, армейские части получили ещё два десятка М24. Дальнейшие поставки происходили в первые месяцы 1945 года, и к моменту победы над Германией М24 составляли примерно треть всего парка лёгких танков действующей армии. Поначалу М24 комплектовались «унаследованными» от М5 экипажами численностью четыре человека. «Стюартовским» помощникам механика-водителя приходилось переквалифицироваться в заряжающих (эта должность в экипаже М5 отсутствовала). Весной 1945 года экипажи «Чаффи» постепенно доукомплектовывались до штатной численности.

Читать еще:  Бронетранспортёр БТР-60ПА (ГАЗ-49А) (СССР)

На момент вступления США во Вторую мировую войну наиболее современным типом лёгкого танка, стоявшим на вооружении армии США, являлся лишь недавно запущенный в производство M3/M5. Однако уже первые итоги боевого применения M3 в Северной Африке в конце 1941 — начале 1942 года показали, что его 37-мм пушка явно устарела и уже не являлась адекватным оружием. Опыт Тунисской кампании показал, что для сколько-нибудь успешной борьбы со средними танками противника или противотанковыми пушками, лёгкий танк должен быть вооружён сравнимым орудием. В качестве возможных вариантов рассматривались 57-мм пушка M1 стоявшая на Cromwell или 75-мм пушка M3, стоявшая на средних танках M3 и M4. В конце 1942 года были проведены эксперименты по установке 75-мм пушки M3 на САУ M8, использовавшую шасси M5, с целью определить принципиальную возможность использования столь мощного орудия лёгким танком. Испытания прошли успешно, но в башне M5 места для установки более мощного орудия не было, как и не было возможности установить на танк существенно бо́льшую башню. Вдобавок, сам M5, являвшийся результатом постепенной модернизации конструкции середины 1930-х годов, к 1942 году явно устарел. Требовалось создание полностью нового танкового шасси.

Первая попытка создать замену M3/M5 закончилась провалом. Опытный танк T7, создававшийся как лёгкий, ещё на стадии проектирования вышел за 20-тонный лимит массы, установленный армией США для лёгких танков. Это повлекло его переклассификацию в средний, после чего его броня и масса были ещё более увеличены. В итоге, появившаяся к осени 1942 года машина, классифицированная как средний танк M7, не имела решающих преимуществ перед уже находившимся в производстве M4 и серийно так и не выпускалась.

В марте 1943 года были сформулированы требования к новому лёгкому танку, получившему проектное обозначение T24. Он должен был использовать ту же двигательную установку, что и M5, быть вооружённым 75-мм пушкой и при этом иметь вес не более 20 тонн. 29 апреля 1943 года программа его разработки получила официальное одобрение. Заказ на создание танка был выдан подразделению «Cadillac» фирмы «General Motors». Ограничение по массе сильно осложнило установку на T24 сравнительно тяжёлой пушки M3. Было решено установить на танк только что разработанную облегчённую 75-мм пушку T13E1, впоследствии получившую обозначение M6, изначально предназначенную для установки на штурмовой вариант самолёта B-25.

2 сентября 1943 года T24 был принят на вооружение, и был выдан заказ на производство первой серии из 1000 машин, вместо такого же количества уже запланированных к выпуску M5. Первый прототип новой машины был закончен 15 октября того же года и поступил на испытания на Абердинский полигон.

Несмотря на то что M5A1 выглядел устаревшим ещё в 1943 году, темпы его выпуска были очень высокими. Это объяснялось тем, что данные машины рассматривались прежде всего как танки-разведчики. Поскольку машины показали себя лучше, чем M3A1, задача заменить ими танки с радиальными моторами воздушного охлаждения стояла в высоком приоритете. Потому и планы по выпуску T24 на второй квартал 1944 года выглядели довольно скромно. В апреле 1944 года поначалу их не собирались выпускать вовсе, в мае «Cadillac» сдавал 25 танков, а в июне — 50. При этом с июня выпуск M5A1 на «Cadillac» прекращался. На заводах компании «Massey-Harris» M5A1 выпускались весь второй квартал 1944 года.

Пока продолжалась утряска планов по выпуску T24, на заводе «Cadillac» шла доработка машины. Помимо выявленных недостатков по элементам трансмиссии, возникли и другие нарекания. Одно из них касалось места командира танка. Двух перископов, один из которых находился в створке люка, а другой в крыше башни, оказалось недостаточно. Кроме того, имелись претензии к вертлюгу зенитного пулемёта. В результате крыша башни подверглась существенной доработке. У командира появилась командирская башенка по типу той, что была разработана для M23 — она существенно улучшила обзорность с места командира. Люк заряжающего сделали одностворчатым, а его размеры сильно уменьшили. Изменился и вертлюг для зенитного пулемёта. Кроме того, вентилятор сместили вправо, а антенный порт переместили с правой стороны башни на левую. Наконец, у заряжающего появился пистолетный порт, а слева от командирской башенки появилась фара-искатель.

Целый ряд небольших изменений внесли и в конструкцию шасси. Немного изменилась конструкция люков отделения управления, у механика-водителя появился съёмный ветровой щиток, небольшие переделки внесли в состав ЗИП. Более существенные изменения произошли внутри. Аналогично M4, на T24 внедрили «мокрую» укладку, снижавшую вероятность детонации боекомплекта.

Все указанные изменения внедрили на доработанном втором опытном образце, фактически являвшемся первым серийным танком. Он получил серийный номер 2 и регистрационный номер U.S.A. 30112595. После устранения выявленных во время испытаний многочисленных проблем, серийное производство было начато в апреле 1944 года на заводах подразделения «Cadillac» фирмы «General Motors». В июне 1944 года второй образец T24 прибыл на Абердинский полигон. Не дожидаясь результатов испытаний, приказом от 22 июня того же года T24 был стандартизирован как лёгкий танк M24 (англ. light tank M24), одновременно устаревшие танки M5 Stuart были переведены в категорию «ограниченно стандартных». 25 июля начальник Департамента вооружений генерал-майор Левин Кэмпбелл утвердил данную стандартизацию, при этом заказ вырос до 5000 танков. В июле к производству танка подключилась также заводы компании «Massey-Harris». Для поставок по программе ленд-лиза танк, в соответствии со сложившейся практикой, получил имя собственное — «Чаффи» (англ. Chaffee), в честь Э. Р. Чаффи-младшего, первого командира танковых войск США.

К моменту утверждения индекса Light Tank M24 его серийное производство уже вовсю налаживалось. По состоянию на 11 июля танковое депо Лима получило 66 машин данного типа, а к 4 августа их число выросло до 92 штук. Уже в июле 1944 года «Cadillac» сдал 100 танков, также к производству Light Tank M24 подключился завод «Massey-Harris», сдав 10 машин. С заводом был подписан контракт T-12367 на изготовление 250 единиц с серийными номерами 1001-1250 и регистрационными номерами U.S.A. 30119020-30119269. Самое интересное, что за производством танков не успевало артиллерийское производство. Для танка была разработана специальная версия орудия, получившая обозначение M6. Между тем и на первом, и на втором образце стояла авиационная версия пушки — M5. Её можно легко вычислить по «кольцам» на стволе. Более того, серийные танки продолжали получать всё те же пушки M5, в ход шли даже условно стандартизированные T13E1.

Производство Light Tank M24 постепенно наращивалось. В августе 1944 года «Cadillac» сдал 200 танков, в сентябре — 212, в октябре — 277, в ноябре — 377, в декабре — 499 штук, а в январе 1945 года — 200. К слову, согласно планам на 4-й квартал 1944 года, «Cadillac» сдавал 408 танков данного типа в ноябре, 350 — в декабре, а в январе 1945 года выпуск снижался до 250 штук. В свою очередь, «Massey-Harris» за тот же период выпускал 40, 134 и 131 танк соответственно. Уже в ноябре 1944 года «Cadillac» выработал пул серийных номеров, что потребовало заключения дополнительных контрактов. Сначала с «Cadillac» заключили контракт T-12368 на изготовление 550 танков с серийными номерами 1251-1800 и регистрационными номерами U.S.A. 30119270-30119819. Этого хватило всего на два месяца выпуска, поэтому в декабре 1944 года заключили дополнительный контракт T-13780-1 на выпуск ещё большего количества танков. Всего по нему изготовили 1548 танков с серийными номерами 1801-3348 и регистрационными номерами U.S.A. 30120329- 30121876.

Что касается «Massey-Harris», то там выпуск Light Tank M24 шёл куда меньшими темпами. За август 1944 года завод сдал всего 16 танков, в сентябре — 34, в октябре и ноябре — по 40, в декабре — 50, и в январе 1945 года — 125. Пул номеров по контракту T-12367 был израсходован в январе 1945 года, после чего с заводом заключили новый контракт — T-13781-1. Он предполагал выпуск 360 танков с серийными номерами 3349-3708 и регистрационными номерами U.S.A. 30121877-30122236. Первые танки по контракту T-13781-1 завод сдал в январе 1945 года, а последние в марте. С марта начал действовать контракт T-13781-2 на выпуск ещё 415 машин с серийными номерами 5452-5866 и регистрационными номерами U.S.A. 30139011-30139425.

В начале 1945 года, когда «Massey-Harris» вышел на более или менее стабильный объём выпуска, производство Light Tank M24 стабилизировалось. В феврале 1945 года «Cadillac» сдал 300 танков, в марте — 350, в апреле — 205, в мае — 350. В мае начал действовать контракт T-13780-2. За то же время «Massey-Harris» сдал 155, 192, 138 и 190 танков соответственно. Завершение войны в Европе означало, что время выпуска Light Tank M24 подходит к концу. В июне 1945 года «Cadillac» сдал 280 танков, в июле — 86, в августе — 81. В результате по контракту T-13780-2 удалось сдать 494 танка с серийными номерами 3709-4202 и регистрационными номерами U.S.A. 30137268-30137761. Последний танк по данному контракту стал и последним серийным Light Tank M24. Что же касается «Massey-Harris», то в июне 1945 года там сдали 79 танков, из них 44 по контракту T-13781-3, ещё 40 — в июле и последние 30 — в августе. В итоге контракт T-13781-3 ограничился 114 танками с серийными номерами 5867-5980 и регистрационными номерами U.S.A. 30142464-30142577.

Производство M24 продолжалось на обоих предприятиях «Massey-Harris» и «Cadillac», вплоть до июня и июля 1945 года, соответственно, и было свёрнуто в связи с близившимся окончанием Второй мировой войны. Таким образом, общий объём выпуска составил 4731 единицу, из них 3592 пришлось на «Cadillac и 1139 — на «Massey-Harris». Стоимость производства одного M24 на 30 сентября 1945 года составляла $39 653, но в эту сумму не входили вооружение, оптические приборы и некоторые другие части, которые поставлялись заводу-изготовителю бесплатно (англ. free of charge).

Американский легкий танк M24 «Чаффи» в Пети-Тьер

Американский легкий танк M24 «Чаффи» (M24 Chaffee) 14-й кавалерийской механизированной группы США в Пети-Тьер (Petit-Thier), Бельгия.

Читать еще:  Основной боевой танк Type 88 (ZTZ88) (Китай)

Информация о фото

  • Место съемки: Пети-Тьер, Бельгия
  • Время съемки: 06.02.1945

Оригинал

  • 1600×1218

Похожие фотографии

Довольно удачная машина, хотя бы похож на танк, по сравнению с другими американскими машинами. Фото качественное и контрастное.

Karandr: по сравнению с другими американскими машинами

Чем вам Шерманы-то не угодили? М4 с британской 17-фунтовой пушкой вполне себе удачная машина для среднего танка, да и вообще, сколько модернизаций пережила и во время и после войны.

popgapon: Чем вам Шерманы-то не угодили? М4 с британской 17-фунтовой пушкой вполне себе удачная машина для среднего танка

Компановка у «Чаффи» гораздо удачнее, более приземистый силует с рационально наклонной броней. А Шерман и М4 высоченные шкафы на гусеницах. Я говорю, о эстетике боевой машины. Вот «Чаффи» эстетичен как и наш Т-34, а тот же М4 с пушкой в спонсоне и трех этажным вооружением, нет.

Karandr: с пушкой в спонсоне и трех этажным вооружением

… — это Ли, который М3. Эстетически и правда не фонтан. Шерман был и правда высоковат — на два сантиметра выше Т-34-85. Зато на 22 сантиметра уже. Так что по фронтальной проекции выигрывал.

popgapon: Зато на 22 сантиметра уже.

По воспоминаниям ветеранов танкистов, «Шерманы» частенько заваливались на бок, как раз из за высокого и узкого корпуса, достаточно было заехать одной гусеницей на высокий бордюрный камень дороги или выехать на косогор. Видимо центр тяжести в них высоко расположен.
Согласитесь, что ранние модели(40-42гг.) американских танков выглядят своеобразно и несовременно что ли…А вот в «Чаффи» выкристализовался силует танка послевоенного, на несколько десятилетий вперед.

Karandr: заехать одной гусеницей на высокий бордюрный камень С бордюром, по-моему, немного перебор, но в целом, да, был такой недостаток. Но он не решающий, павильно? У тридцатьчетвёрки тож были свои недостатки и свои достоинства. Karandr: ранние модели(40-42гг.) американских танков выглядят своеобразно Танки 40 годов часто выглядят странновато. Это не только у американцев такая особенность. Но даже если и так — тем более похвально то, как быстро они смогли сделать нормальный танк. Я думаю, мы тут спорим о вкусах. «Чаффи» больше похож на Т-34, который мы считаем идеалом (хорошо, пусть ВСЕ считают идеалом). Но это не значит, что остальные хороши ровно … Читать далее »

Литература

Light Tank M24 General Chaffee.

Разрабатывался с учетом опыта мирового танкостроения, накопленного за годы второй мировой войны. Во внешнем облике танка, резко отличавшемся от всех ранее созданных американских легких боевых машин, угадывается влияние советского среднего танка Т-34. Предназначался для использования в качестве разведывательного и авиадесантного. Первый американский танк с торсионной подвеской. Производился фирмами Cadillac Car Division, American Car and Foundry и Massey Harris. С апреля 1944 по июнь 1945 года изготовлено 4070 единиц.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус и башня сварные, броневые листы, примерно такой же толщины, как у танков серии М5, располагались под значительно большими углами наклона к вертикали. Силовая установка размещалась в кормовой части танка, а механизм поворота и бортовые передачи – в носовой. 75-мм пушка (модернизированный вариант авиационного орудия, использовавшегося на самолете B-25G «Mitchell») снабжалась стабилизатором в вертикальной плоскости типа «Вестингауз». Силовая установка и трансмиссия были заимствованы у легкого танка М5, а подвеска у самоходного орудия М18. Особенностью M24 является наличие дублированных приводов управления танком у пулеметчика (он же – помощник механика-водителя). В боевом отделении находилось дополнительное (пятое) сиденье для командира подразделения.

С лета 1944 года танки M24 начали поступать в войска и интенсивно вытеснять из боевых частей устаревшие “стюарты». Боевой дебют M24 состоялся в декабре 1944 года в составе 740-го танкового батальона 82-й воздушно-десантной дивизии, во время отражения германского наступления в Арденнах. Эти бои подтвердили, что ни по вооружению, ни по бронированию «Чаффи» не может тягаться с немецкими средними танками. И хотя на боевой счет новых американских машин и записали несколько подбитых «пантер» и даже «тигров», эти удачи можно отнести к случайностям. Тем не менее M24 довольно интенсивно использовались американцами и англичанами (последние получили из США около 300 машин этого типа) вплоть до конца войны.

В качестве авиадесантного «Чаффи» предполагалось использовать так же, как М22, то есть перевозя башню от него внутри самолета С-54, а все остальное на наружной подвеске. Только появление транспортного самолета С-82 грузоподъемностью 10 т позволило перевозить танк без башни внутри фюзеляжа. Из-за сложности транспортировки M24 не нашел широкого применения в воздушно-десантных войсках армии США. Танк послужил базой для создания нескольких образцов самоходно-артиллерийских установок.

После второй мировой войны M24 использовался американскими войсками в Корее, а французской армией в Индокитае. В 50-х годах танк интенсивно сортировался и долгое время состоял (а кое-где и до сих пор состоит) на вооружении в Греции, Норвегии, Пакистане, Португалии, Тайване Таиланде, Турции, Уругвае и Вьетнаме.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

БОЕВАЯ МАССА, т: 17,592.
ЭКИПАЖ, чел.: 4-5.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 5490.
ширина – 2847,
высота – 2542,
клиренс – 432.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М6 калибра 75 мм, 1 пулемет Browning M2HB калибра 12,7 мм, 2 пулемета Browning М1919А4 калибра 7,62 мм, 1 дымовой гранетомет калибра 50,8 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 48 артвыстрелов, 440 патронов калибра 12,7 мм, 3750 патронов калибра 7,62 мм, 14 дымовых гранат.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел М71.
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб корпуса – 25,4,
борт – 25,4,
корма – 19,
крыша и днище – 12,7,
башня – 12,7…38,1.
ДВИГАТЕЛЬ: два Cadillac 44T24, 8-цилиндровых, V-образных, карбюраторных, жидкостного охлаждения, суммарной мощностью 220 л.с. (162 кВт) при 4000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: две гидромуфты, две планетарные коробки передач, демультипликатор, карданный вал, двойной дифференциал, бортовые передачи. Коробки передач и демультипликатор обеспечивали 6 скоростей вперед и 1 назад.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, направляющее колесо с компенсационным механизмом, обеспечивающим постоянное натяжение гусеницы, ведущее колесо переднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; ширина гусениц 406 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 55.
ЗАПАС ХОДА, км: 160.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30,
высота стенки, м – 0,91,
ширина рва, м – 2,4,
глубина брода, м – 1,02.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция SCR-538.

Лучший лёгкий танк Второй мировой

Первые бои в Северной Африке с участием американских лёгких танков М3А1 и М5 дали неоднозначный результат. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли эффективно поражать вражеские танки, а броня была явно слабой. С другой — лёгкие танки показали себя надёжными и неприхотливыми машинами, а М5 с его автоматической коробкой передач оказался ещё и чрезвычайно удобным в управлении. Поэтому в марте 1943 года Комитет вооружений подготовил тактико-технические требования к новому лёгкому танку, получившему индекс Т24. Позже, поступив на вооружение, эта машина получила новое имя — М24 «Чаффи».

Боевая машина должна была перенять лучшие качества М5, но получить усиленное вооружение: считалось, что установка на лёгкий танк пушки калибром менее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищённости были «мягкими»: допускалось усиление бронирования Т24 по сравнению с существовавшими лёгкими танками «по мере возможности».

Проектирование

Ранее американцы уже пробовали создать лёгкий танк с 75-мм пушкой, но попытка провалилась: опытная машина Т7 «подросла» до среднего танка М7, так и не пошедшего в серию. Оказалось, что при установке тяжёлого и крупногабаритного 75-мм орудия М3 (основного вооружения среднего танка М4) невозможно уложиться в ограничение по массе в 20 т. Танкистов выручили авиаторы: на бомбардировщиках В-25Н «Митчелл» они использовали 75-мм орудие Т13Е1 (оно же М5), гораздо более лёгкое, чем М3, но унифицированное с ним по боеприпасам. Правда, авиапушка отличалась коротким стволом и меньшей, чем у танкового орудия, начальной скоростью снаряда, но это не считалось серьёзным недостатком. Дело в том, что американская доктрина применения танковых войск строилась на незыблемом принципе «танки с танками не воюют». Танковые соединения должны были действовать в оперативной глубине обороны противника, где вероятность столкнуться с вражескими танками была минимальной. Поэтому главным качеством для танкового орудия считались не бронебойные характеристики, а поражающая мощь осколочно-фугасного снаряда, а с этим у орудия М5 всё было в порядке.

Для монтажа пушки М5 в танке создали лафет Т90 с концентрическим противооткатным механизмом Т33. Основным элементом последнего была спиральная пружина, «обёрнутая» вокруг ствола и помещённая в стальной кожух. Получилась очень компактная конструкция по сравнению с противооткатными механизмами традиционного типа. После принятия на вооружение танковая пушка получила индекс М6, а лафет — М64. Орудие М3 весило 405 кг, а М6 — лишь 182 кг. Как следствие, М6 быстрее перегревалось при ведении интенсивного огня, но это считалось приемлемым: лёгкие танки, занимавшиеся разведкой и патрулированием, не должны были так интенсивно использовать своё оружие, как средние.

Разработкой Т24 занялась фирма «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первый прототип был готов в октябре 1943 года, второй — в декабре, но ещё в сентябре Т24 был классифицирован как образец, пригодный для ограниченных закупок. Началась подготовка к серийному выпуску, а контракт на 1000 последних танков М5А1 переоформили на такое же количество Т24.

Полигонные испытания прототипы Т24 прошли без особых замечаний, отмечались лишь незначительные недостатки противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы охлаждения, а также трансмиссии, которые удалось быстро устранить. Кроме того, по результатам испытаний рекомендовалось установить командирскую башенку, что и было сделано на серийных машинах.

По результатам испытаний Т24 приняли на вооружение, сменив индекс на М24. Кроме того, танку присвоили наименование «Генерал Чаффи» — в честь Эдны Чаффи, организатора и первого командующего бронетанковым корпусом армии США. Первые серийные машины сошли с конвейера в апреле 1944 года. В июле заказ увеличили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению ещё и фирму «Массей-Харрис». До июня 1945 года успели выпустить 4795 танков, а заказ на оставшиеся 205 единиц аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Великобритании, а два — СССР, но ни один из них не принимал участия в боях.

В конце Второй мировой войны на основе М24 разработали целое семейство боевых машин, получившее обозначение Light Combat Team — «Лёгкая боевая команда». Серийно строились три самоходки из этого семейства: 40-мм спаренная ЗСУ М19 (285 единиц), 105-мм САУ М37 (по разным данным, 150 или 316 единиц) и 155-мм М41 (60–85 единиц).

Конструкция

Компоновка М24 является традиционной с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением с башней в средней и моторным в кормовой. Поскольку бо́льшая часть бронелистов корпуса имела толщину не более 25 мм, для повышения защищённости их установили под большими углами наклона. Башне же придали обтекаемую форму. В итоге защищённость составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса — 38–64 мм, кормы и бортов — 19–32 мм, лобовой части башни и маски пушки — до 57 мм, бортов башни — 32 мм.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Steyr Pandur (Австрия)

В отделении управления находились рабочие места механика-водителя и его помощника/стрелка, снабжённые почти идентичными органами управления и контрольными приборами. Для наблюдения служили поворотные перископы в крышках люков. Сами люки открывались в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на оси (башня танка не блокировала их открывания). Над открытым люком механика-водителя можно было установить брезентовый колпак с лобовым плексигласовым стеклом, защищающий от непогоды при движении вне поля боя.

Ещё три члена экипажа (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. У командира имелись поворотный перископ в люке и шесть приборов наблюдения по периметру командирской башенки. Заряжающий вынужден был довольствоваться неподвижным перископом. В башне имелись два люка: круглый в командирской башенке и большой ромбовидный над местом заряжающего. Сама башня не имела подбашенной корзины и вращающегося полика, а сиденья членов экипажа крепились к специальной раме и вращались вместе с башней.

На М24 устанавливался уже опробованный на танках М5 блок из двух 8-цилиндровых V-образных бензиновых моторов жидкостного охлаждения «Кадиллак» 44Т24 суммарной мощностью 220 л.с. Каждый двигатель был сблокирован с автоматической четырёхскоростной коробкой передач «Хайдроматик», передававшей мощность на синхронизатор. От него по полу боевого отделения шёл карданный вал к главной передаче, размещённой в передней части.

На танках М5 каждая коробка передач имела индивидуальное переключение на задний ход, а синхронизатор был одноступенчатым. На М24 трансмиссию усовершенствовали, снабдив синхронизатор двухдиапазонным ручным механизмом предвыбора передачи, а также устройством включения заднего хода. Суммарно трансмиссия обеспечивала восемь передач вперёд и четыре назад. Благодаря этому скорость движения танка задним ходом могла достигать 30 км/ч. Кроме того, удалось добиться увеличения крутящего момента на 22% по сравнению с силовой установкой танка М5А1. В итоге М24 весил значительно больше своего предшественника, но его возможности по преодолению препятствий были гораздо выше.

Ходовая часть М24 была нетрадиционной для американского танкостроения: вместо обычных тележек с вертикальными винтовыми пружинами на нём применили торсионную подвеску. С каждого борта имелось пять спаренных обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущее колесо переднего расположения и направляющее заднего, а также три обрезиненных поддерживающих ролика. Опорные катки подвешивались на балансирах, причём балансир заднего катка был связан с направляющим колесом специальным компенсационным рычагом. Это позволяло сохранять необходимое натяжение гусеницы при движении по пересечённой местности и препятствовало её сбросу. Гусеница Т72 — металлическая, шириной 406 мм, состоящая из 75 траков.

Из-за непривычной схемы ходовой части М24 часто путали с немецкими танками, что порой вело к неприятным последствиям.

Главным вооружением танка М24 была 75-мм полуавтоматическая пушка М6, снабжённая одноплоскостным (в вертикальной плоскости) гироскопическим стабилизатором. 48 унитарных выстрелов, составлявших боекомплект орудия, находились под полом боевого отделения в специальных контейнерах, снабжённых водяной «рубашкой», предохранявшей от воспламенения в случае попадания в боеукладку. Основным снарядом был осколочно-фугасный М48 массой 6,7 кг. Им комплектовались два типа выстрелов: с обычным и усиленным зарядом (масса выстрела — 8,5 и 8,9 кг соответственно), обеспечивавших снаряду начальную скорость 460 и 600 м/с. Для борьбы с бронецелями служили снаряды М61 и М72 (масса снаряда — 6,8 и 6,3 кг соответственно, выстрела — 9 и 8,5 кг, начальная скорость обоих снарядов — 620 м/с). Бронепробиваемость по гомогенной броне при угле встречи 30° на дальности 500 ярдов (457 м) составляла 66 мм для М61 и 76 мм для М72. Имелись и дымовые снаряды М89 и М64.

Помимо пушки, танк вооружался двумя 7,62-мм пулемётами «Браунинг» М1919А4 (спаренный с орудием и курсовым; общий боекомплект — 3750 патронов), а также зенитным 12,7-мм пулемётом «Браунинг» М2НВ (боекомплект — 440 патронов). Последний устанавливался на лёгком треногом лафете за люком заряжающего. В походном положении его можно было снять с лафета и, отсоединив ствол, закрепить на специальных держателях на правой стенке башни. В крыше башни справа находился 51-мм гранатомёт М3, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами (боекомплект — 14 гранат). Это оружие оказалось малоэффективным и на танках поздних выпусков не устанавливалось, а с ранее выпущенных машин его снимали.

Радиооборудование М24 состояло из коротковолновой радиостанции SCR508 (или SCR528, либо SCR538), установленной в нише башни. Интегральной частью радиостанции было танковое переговорное устройство на пять абонентов. К нему можно было также подключить полевой телефон для связи с взаимодействующей пехотой (он находился в ящике в правой задней части корпуса танка). Командирские танки дополнительно оборудовались радиостанцией SCR506, устанавливавшейся на рабочем месте помощника механика-водителя.

Бо́льшая часть танков М24 получила в передней части корпуса крепления для монтажа бульдозерного отвала. Первоначально использовали отвал Т4 (копия М1 от «Шермана»), позже — более совершенный М4.

Исходя из опыта морских десантных операций, примерно 2/3 танков М24 получили в передней и задней частях корпуса узлы для крепления понтонов. На плаву танк двигался за счёт перематывания гусениц со скоростью до 8 км/ч. На воздухозаборные и выхлопные жалюзи устанавливались специальные кожухи, предохранявшие от попадания воды. После выхода на берег понтоны сбрасывались, для чего не требовался выход членов экипажа танка наружу. Испытания устройства провели на рубеже 1944–1945 годов, после чего оно было принято на вооружение под обозначением М20.

Служба и боевое применение

Боевой дебют М24 стал, по сути, случайностью. Брошенный на ликвидацию прорыва в Арденнах 740-й танковый батальон обнаружил на складе в бельгийском городке Спирмонт два новеньких «Чаффи» и немедленно «приватизировал» их. Впоследствии, также в ходе Арденнского сражения, армейские части получили ещё два десятка М24. Дальнейшие поставки происходили в первые месяцы 1945 года, и к моменту победы над Германией М24 составляли примерно треть всего парка лёгких танков действующей армии. Поначалу М24 комплектовались «унаследованными» от М5 экипажами численностью четыре человека. «Стюартовским» помощникам механика-водителя приходилось переквалифицироваться в заряжающих (эта должность в экипаже М5 отсутствовала). Весной 1945 года экипажи «Чаффи» постепенно доукомплектовывались до штатной численности.

Американский легкий танк M24 «Чаффи» в Пети-Тьер

Американский легкий танк M24 «Чаффи» (M24 Chaffee) 14-й кавалерийской механизированной группы США в Пети-Тьер (Petit-Thier), Бельгия.

Информация о фото

  • Место съемки: Пети-Тьер, Бельгия
  • Время съемки: 06.02.1945

Оригинал

  • 1600×1218

Похожие фотографии

Довольно удачная машина, хотя бы похож на танк, по сравнению с другими американскими машинами. Фото качественное и контрастное.

Karandr: по сравнению с другими американскими машинами

Чем вам Шерманы-то не угодили? М4 с британской 17-фунтовой пушкой вполне себе удачная машина для среднего танка, да и вообще, сколько модернизаций пережила и во время и после войны.

popgapon: Чем вам Шерманы-то не угодили? М4 с британской 17-фунтовой пушкой вполне себе удачная машина для среднего танка

Компановка у «Чаффи» гораздо удачнее, более приземистый силует с рационально наклонной броней. А Шерман и М4 высоченные шкафы на гусеницах. Я говорю, о эстетике боевой машины. Вот «Чаффи» эстетичен как и наш Т-34, а тот же М4 с пушкой в спонсоне и трех этажным вооружением, нет.

Karandr: с пушкой в спонсоне и трех этажным вооружением

… — это Ли, который М3. Эстетически и правда не фонтан. Шерман был и правда высоковат — на два сантиметра выше Т-34-85. Зато на 22 сантиметра уже. Так что по фронтальной проекции выигрывал.

popgapon: Зато на 22 сантиметра уже.

По воспоминаниям ветеранов танкистов, «Шерманы» частенько заваливались на бок, как раз из за высокого и узкого корпуса, достаточно было заехать одной гусеницей на высокий бордюрный камень дороги или выехать на косогор. Видимо центр тяжести в них высоко расположен.
Согласитесь, что ранние модели(40-42гг.) американских танков выглядят своеобразно и несовременно что ли…А вот в «Чаффи» выкристализовался силует танка послевоенного, на несколько десятилетий вперед.

Karandr: заехать одной гусеницей на высокий бордюрный камень С бордюром, по-моему, немного перебор, но в целом, да, был такой недостаток. Но он не решающий, павильно? У тридцатьчетвёрки тож были свои недостатки и свои достоинства. Karandr: ранние модели(40-42гг.) американских танков выглядят своеобразно Танки 40 годов часто выглядят странновато. Это не только у американцев такая особенность. Но даже если и так — тем более похвально то, как быстро они смогли сделать нормальный танк. Я думаю, мы тут спорим о вкусах. «Чаффи» больше похож на Т-34, который мы считаем идеалом (хорошо, пусть ВСЕ считают идеалом). Но это не значит, что остальные хороши ровно … Читать далее »

Варианты и модификации [ править ]

Значительным изменениям в ходе серийного производства M24 не подвергался. Единственным заметным изменением, пошедшим в серию, было введение на машинах поздних выпусков креплений для установки на M24 комплекта понтонов, превращавших его в плавающий танк. Эти понтоны были разработаны в 1944 году, по типу японских плавающих танков, таких как Ка-Ми. Схема их использования была такова: оборудованная понтонами машина должна была сгружаться с борта десантного корабля, добираться до занятого противником берега вплавь, после чего сбрасывать понтоны и вступать в бой. В серийное производство понтоны, однако, так и не поступили, поскольку будучи необходимого для удержания на плаву 18-тонной машины объёма, они увеличивали её длину более чем вдвое, делая недопустимо неповоротливой.

Другие попытки усовершенствования M24, предпринятые во время Второй мировой войны, так и не вышли за стадию опытных образцов, прежде всего из-за прекращения всех работ по танку с её окончанием.

Одновременно с разработкой M24 была начата программа, получившая название «Лёгкое боевое соединение» (англ. Light Combat Team), целью которой являлась разработка семейства САУ на его базе. Широкая унификация машин этого семейства с базовым танком и между собой облегчала бы производство и значительно упрощала вопросы ремонта и снабжения частей, вооружённых ими. Всего в рамках этой программы были разработаны шесть машин: M19, M37, M41, T77, T38 и опытная автоматическая 75-мм зенитная самоходная установка, не получившая официального обозначения. Однако в серийное производство до окончания Второй мировой войны поступили только первые три из них, и их выпуск ограничился малыми сериями, поскольку был прекращён с её окончанием. Три других же САУ не вышли за стадию опытных образцов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector