15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

LeKPz M41

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

LeKPz M41 — германская версия M41 Walker Bulldog, которая поставлялась в Западную Германию в 1955 году и использовалась в разведывательных частях Бундесвера. Главное отличие от американской версии танка заключается в наличии дымовых гранатомётов на бортах башне, а также в возможности использовать кумулятивные снаряды.

В игре LeKPz M41 расположен на IV ранге ветки исследования бронетехники Германии.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Бронезащита LeKPz M41 весьма посредственная и уверенно способна выдерживать лишь крупнокалиберные пулемёты и, иногда, автоматические пушки с дистанции.

Лоб башни защищен сложной маской, которая даёт от 30 мм до 60 мм приведенной брони, а борта башни защищены лишь 25 мм листами катанной гомогенной брони. Корпус же в лобовой проекции защищён заметно лучше. Лист брони толщиной 25 мм расположенный под хорошим углом даёт около 45 мм приведенной брони. На дистанции бронезащита LeKPz M41 уверенно держит крупнокалиберные пулемёты и некоторые автопушки.

Компоновка у LeKPz M41 классическая — один человек в корпусе и трое в башни. Члены экипажа сидят плотно, а, учитывая бронезащиту, живучесть у M41 крайне низкая. Любой каморный или даже сплошной снаряд, попавший в башню или центр корпуса, приводит к ваншоту данного танка.

Боекомплект расположен рядом с механиком-водителем, а также рядом с заряжающим находится боеукладка первой очереди из 11 снарядов. В целом, для повышения живучести, следует брать не более 25 снарядов. Это позволит максимально возможно уменьшить количество боеукладки в танке и в то же время позволит лишний раз не экономить снаряды.

Также стоит отметить наличие восьми дымовых гранатомётов, расположенных по бортам башни. В случае опасности, или серьезных повреждений, они позволят отступить с поле боя незамеченным.

Подвижность

Малая масса и неплохой показатель удельной мощности двигателя обеспечивают танку довольно высокую мобильность, что позволяет ему вполне успешно выполнять фланговые маневры, а так же довольно быстро взбираться на разного рода возвышенности как по дорогам, так и вне их. Максимальная скорость по шоссе достигает 72 км/ч, а по пересеченной местности достигает 41 км/ч. Скорость заднего хода составляет 18 км/ч и позволяет быстро отъехать в укрытие.

Проходимость у LeKPz M41 удовлетворительная. Высокая удельная мощность позволяет эффективно преодолевать подъемы, однако из-за тонких гусениц танк может увязнуть в рыхлом грунте или же мелких водных преградах. Это стоит учитывать при фланговых манёврах.

Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.

Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.

Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.

Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.

На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.

Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.

Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Navistar MaxxPro (США)

Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.

Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.

Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м

Применение в бою

LeKPz M41 — легкий танк и в первую очередь будет эффективен в безмаркерных реалистичном и симуляторном режимах.

Наилучшей тактикой для данного танка будут фланговые обходы и уничтожение противника в его тылах. Этому способствует высокая скорость М41, отличное скорострельное орудие и возможность быстро реагировать на появившуюся угрозу. Однако стоит учитывать, что орудие танка не имеет каморных снарядов и стрелять придётся точно. Рекомендуется или стрелять сразу в боекомплект вражеского танка или лишать противника возможности вести огонь выстрелом наводчика или казенную часть орудия. Стоит помнить, что если долго воевать с одним противником, то, скорее всего, скоро прибудут его союзники, а прямая встреча лоб-в-лоб для LeKPz M41 противопоказана. Несмотря на наличие хорошего кумулятивного снаряда и быстрой перезарядки танк имеет не самое лучшее бронирование и низкую живучесть.

Роль снайпера также может подойти для LeKPz M41. Хорошая баллистика, кумулятивные снаряды и высокая скорострельность позволят быстро уничтожать врага с дальних дистанций. Противнику же может быть сложно сначала вычислить направление откуда пришёлся выстрел, а затем точно попасть.

Стоит отметить наличие приборов ночного виденья у M41. Благодаря ПНВ на этом боевом рейтинге в ночных боях у LeKPz M41 будет огромное преимущество. Именно танки с ПНВ будут первыми находить врага и первыми совершать выстрел. При этом для танков без приборов ночного виденья направление выстрела может быть трудно различимо.

Достоинства и недостатки

LeKPz M41 — отличный лёгкий танк, сочетающий в себе хорошую подвижность и скорострельное пробивное орудие.

Достоинства:

  • Отличная подвижность
  • Хорошие УВН
  • Отличная скорость поворота башни
  • Хорошая перезарядка
  • Наличие кумулятивного снаряда
  • Посредственное бронирование
  • Низкая живучесть

Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.

Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.

Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.

Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.

На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.

Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.

Читать еще:  Основной боевой танк Merkava Mk.4 (Израиль)

Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.

Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.

Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.

Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м

Разработка легкого танка М41 началась вскоре после второй мировой войны. Было изготовлено несколько опытных образцов, обозначавшихся индексами Т37, затем Т41. В середине 1950 г. танк был стандартизован как М41, а несколько позже получил название «Уокер Бульдог» (Walker Bulldog в честь американского генерала Уокера (W.W. Walker), убитого во время боевых действий в Корее в 1951 г.). Производством танков М41 занималась корпорация «Дженерал Моторс». Всего было выпущено около 5500 ед. Танк прошел три этапа модернизации, последовательно получая индексы М41А1, М41А2, М41А3. На его базе были созданы спаренная зенитная 40-мм самоходная установка М42, 155-мм и 105-мм самоходные гаубицы М44 и М52 соответственно. В настоящее время легкие танки М41 различных модификаций состоят на вооружении армий Бразилии, Дании, Тайваня, Чили и некоторых других стран.

Танк имеет традиционную компоновку, характерную для основных танков. Отделение управления размещено в левой передней части корпуса, боевое – в центре, моторно-трансмиссионное – в корме корпуса. Экипаж танка 4 человека: водитель находится в отделении управления, командир танка, наводчик и заряжающий – в башне, первые два справа от пушки, последний слева, что позволяет ему заряжать пушку правой рукой. В командирской башенке установлено 5 стеклоблоков для кругового обзора. Кроме того, у командира и у наводчика имеется перископический прибор М20А1, поворачивающийся на 360 градусов. Моторно-трансмиссионное и боевое отделения разделены огнестойкой перегородкой. Двигатель и трансмиссия соединены в один блок. Основным вооружением танка являлась 76,2-мм нарезная пушка М32 (Т91Е3), замененная в ходе модернизации на М32А1. В ее боекомплект входят штатные выстрелы: бронебойный трассирующий (АР-Т М339), кумулятивный (НЕАТ-Т М496), осколочно-фугасный (НЕ М352), с готовыми убойными элементами (Canister M363), дымовой, холостой и др. В 1982 г. для пушки М32 корпорацией AAI был разработан бронебойный оперенный подкалиберный снаряд (APFSDS). Первоначально в танке укладывалось 57 унитарных выстрелов, после модернизации, начиная с модификации М41А1, боекомплект был увеличен до 65 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, его боекомплект 5000 патронов. Зенитный 12,7-мм пулемет М2 установлен на крыше башни у люка командира. К этому пулемету имеется 2175 патронов. Управление вооружением могут осуществлять наводчик и командир танка. Для этого они используют электрогидравлические приводы наведения. Вертикальные углы наведения составляют от -9 градусов 45 минут до +19 градусов 45 минут. Стабилизатора вооружения и дальномера на танке нет. Наводчик пользуется телескопическим прицелом М97 с 8-кратным увеличением и полем зрения 7,5 градусов. И наводчик, и командир танка используют также свои перископические приборы М20А1, имеющие два оптических канала. Однократный канал служит для ориентирования, 6-кратный – для стрельбы. На базовой модели танка приборы ночного видения не устанавливались, в ходе модернизации такие приборы были введены, также как и ИК-прожектор.

Танк имеет сравнительно высокий уровень защиты. Корпус танка сварной из катаной стальной брони, башня сварная из литых и катаных броневых деталей. Толщина броневых деталей башни составляет от 38 (маска пушки) до 12,7 (крыша) миллиметров, носовые детали корпуса имеют защищающую толщину 50 мм, борта корпуса 12-15 мм, передняя часть днища 32, задняя 9,25 мм. Специальные средства защиты от ОМП не применялись. В МТО установлена система противопожарного оборудования, управление которой осуществляет водитель.

Первоначально на танке М41 использовался 6-цилиндровый бензиновый двигатель «Континенталь» AOS-895-3 воздушного охлаждения с оппозитным расположением цилиндров. С 1956 г. при модернизации вместо него устанавливался бензиновый двигатель с системой непосредственного впрыска топлива. Оба двигателя имели мощность 370 кВт (500 л.с.). В обоих случаях использовалась гидромеханическая трансмиссия типа «Кросс-драйв» CD-500-3 фирмы «Аллисон». Трансмиссия имела цилиндрический входной редуктор, комплексный, с автоматически блокируемым фрикционом, гидротрансформатор, планетарную коробку передач, обеспечивающую 2 передачи переднего и 1 заднего хода, дифференциальный двухпоточный механизм поворота, дисковые тормоза с металлокерамическими дисками, работающими в масле.

Подвеска танка индивидуальная торсионная. На первых, вторых и пятых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы. Торсионы первых и пятых узлов подвески большего диаметра, нежели всех остальных. Опорные катки обрезиненные двускатные, разборные. На каждом борту используется по 3 поддерживающих катка. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами последовательного типа и съемными резиновыми подушками. В ходовой части используется рычажное компенсирующее устройство, обеспечивающее постоянство натяжения гусениц.

На танке установлен вспомогательный двигатель GMC модели А41-1 с зарядным агрегатом. Он может использоваться для подогрева МТУ при низкой температуре. Штатным оборудованием считается обогреватель факельного типа для экипажа, приспособления для глубокого брода, электрический водооткачивающий насос. Средства связи танка включают две радиостанции, ТПУ и телефон для связи пехоты (десанта) с экипажем. Модификация TMS компании «Кадиллак Гейдж». Компания «Кадиллак Гейдж», широко известная работами по созданию танковых систем управления огнем, предложила вариант модернизации башни для танка М41. По заявлению компании, новая конструкция (TMS) обеспечивает резкое повышение точности стрельбы и вероятности попадания в цель первым выстрелом, уменьшение размеров и веса оборудования, упрощение его использования, технического обслуживания и ремонта. Предусмотрена возможность стабилизации вооружения. Модернизированная башенная система может быть установлена на любом образце серии М41.

Германская программа модернизации М41. В начале 1986 г. в Германии в инициативном порядке была разработана программа модернизации легких танков М41, получившая название GTI (German Tank Improvement), предназначавшаяся только для экспорта. Основным подрядчиком в разработке программы выступала компания GLS (Мюнхен). Согласно программе, бензиновый двигатель должен быть заменен на дизель MB 833 Aа-501 компании MTU мощностью 330 кВт (450 л.с.). Через новую раздаточную коробку он должен быть связан с существующей трансмиссией. Скомплектованный таким образом силовой блок может быть легко заменен в полевых условиях. В него входят также системы охлаждения, воздухоочистки и генератор переменного тока (9 кВт). Использование более экономичного дизеля позволяет увеличить запас хода со 160 до 600 км, хотя вместимость топливных баков при этом увеличивается только с 530 до 800 литров. 4 новых топливных бака размещены в корпусе, 2 бронированных топливных резервуара устанавливаются на корме на надгусеничных полках.

Читать еще:  Самоходная гаубица M55 (США)

Заменяется щиток приборов водителя, система подавления пожара и взрыва. В подвеске применяются новые торсионные валы и гидравлические амортизаторы двустороннего действия, кроме того, устанавливаются гидравлические ограничители хода опорных катков. Существующая гусеница заменяется на новую фирмы «Диль» (Diehl). На борта корпуса устанавливаются противопыльные экраны, которые могут, если этого потребует заказчик, улучшить защиту корпуса. На опытном образце была сохранена 76-мм пушка, хотя вместо нее, в зависимости от требований, может быть установлена 90 или 105-мм пушка. Вводится стабилизация вооружения, электрогидравлические приводы наведения заменяются на электрические. Система управления огнем танка М41 GTI – MOLF 41 включает цифровой баллистический вычислитель, лазерный дальномер, датчики наклона цапф и возвышения пушки, метеоусловий и др. Перископический дневно-ночной прицел наводчика скомплексирован с лазерным дальномером, командир и наводчик могут вести эффективную стрельбу с места и с ходу по движущимся и неподвижным целям.

На оба борта башни установлено по блоку (6 стволов) дымовых гранатометов, из которых при необходимости можно вести огонь осколочнофугасными гранатами. В танке используется система коллективной защиты от ОМП и новые средства связи. Датский легкий танк М41 DK-1. В середине 1980-х годов в армии Дании было принято решение о модернизации американских танков М41, полученных еще в 1950-е годы, с целью поддержания их боевых и технических характеристик на уровне, необходимом для использования в современных условиях. Работы по модернизации всех имеющихся танков М41 были завершены в 1988 г. Машины получили индекс М41 DK-1.

В конструкцию танка М41 было внесено свыше 70 различных изменений. Прежде всего, вместо бензинового двигателя установлен более экономичный дизель VTA-903T фирмы «Камминс» мощностью 342 кВт (465 л.с.). В боекомплект пушки введен бронебойный оперенный подкалиберный снаряд компании AAI, обладающий повышенной бронепробиваемостью. Изменена боеукладка, для наведения оружия используются электрические приводы компании AEG, установлен тепловизионный прицел наводчика, скомплексированный с лазерным дальномером, на маску пушки смонтирован галогенный прожектор, приборы ночного видения имеются у командира и водителя. 12,7-мм зенитный пулемет заменен на 7,62-мм. Улучшена защита танка. В нише башни размещена система защиты от ОМП, установлены бортовые защитные экраны, введена система обнаружения и подавления пожара и взрыва, на башню по обе стороны от пушки установлено по четыре дымовых гранатомета.

Кроме того, проведено большое количество работ, направленных на повышение надежности танка и облегчение его эксплуатации (используются новые аккумуляторные батареи, увеличен запас топлива до 930 л и т.д.). Масса танка после модернизации возросла до 25 т. Тайваньский легкий танк М41. В начале 1970-х годов начались работы по созданию легкого танка для тайваньской армии. За основу был принят американский танк М41. Первые образцы представляли собой копии этого танка. В 1975 г. после того, как в конструкции накопились отличия, танк был стандартизован как Тип 64. Тем не менее, согласно имеющейся информации этот танк конструктивно очень близок модификациям М41А2 и М41А3, хотя многие сборочные единицы (пушка, спаренный и зенитный пулеметы, элементы конструкции, обеспечивающие подвижность, средства связи) выпускаются тайваньской промышленностью. В 1990 г. появились сообщения о намерении тайваньской армии модернизировать танки М41 (Тип 64) и спаренные 40-мм самоходные зенитные установки, имеющие одинаковое базовое шасси. Основными направлениями модернизации должны быть замена силового блока (прежде всего бензинового двигателя на дизель), усовершенствование системы управления огнем и приводов наведения вооружения.

Легкий танк М41 с 90-мм пушкой «Коккериль». Бельгийская компания «Коккериль» (Cockerill) заменила существующую 76,2-мм пушку на свою 90-мм пушку Mk IV, в боекомплект которой входят кумулятивные (HEAT-T), бронебойные со сплющивающейся головной частью (HESH-T), фугасные (HE), дымовые, с готовыми убойными элементами (Canister) выстрелы. Модель с таким комплексом вооружения принята на вооружение Уругваем.

Боевая масса – 23,5 т
Экипаж – 4 чел.
Высота по крыше командирского люка – 2730 мм
Пушка – 76,2-мм, нарезная
Боекомплект – 57 выстрелов у М41, 65 у последующих модификаций
Типы боеприпасов – БПС, БКС, ОФС, СГПЭ
Дальномер – нет
Стабилизатор вооружения – нет
Баллистический вычислитель – нет
Заряжание пушки – вручную
Пулеметы – один 12,7 мм; один 7,62 мм
Броневая защита – от крупнокалиберных пуль и снарядов 20-мм пушек
Максимальная скорость – 72 км/ч
Запас хода по топливу (шоссе) – 160 км
Двигатель – бензиновый AOS-895-3 или AOSI-895-5
Мощность двигателя – 370 кВт
Трансмиссия – гидромеханическая с дифференциальным механизмом поворота
Подвеска – индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами
Гусеница – с РМШ, последовательного типа
Глубина преодолеваемого брода – 1,02 м

Историческая справка

M41 Walker Bulldog был первым послевоенным танком, который был принят Бундесвером после его формирования в 1955 году. На службе ФРГ он использовался в частях разведки. Каждое подразделение Бундесвера состояло из бронированного разведывательного батальона, который в свою очередь состоял из одной роты M41 и двух рот разведывательных машин Schützenpanzer SPz 11-2 Kurz, однако концепция легких танков оказалась непопулярной у Бундесвера, и, к 1966 году, все M41 были выведены из эксплуатации и заменены на более тяжелые танки M48 Patton и Leopard 1.

Легкий танк M41 Walker Bulldog, разработанный для замены М24 Chaffee и являющийся его увеличенной копией, начал проектироваться в 1946 году, несмотря на то, что концепция данной машины зародилась еще в 1942 году, в ходе разработки среднего танка Т20. Поэтому по своей боевой массе Т37 (прототип М41) приблизился к весу первых модификаций советского среднего танка Т-34, а по мощности вооружения – превзошел его.

Уже в 1949 году был готов первый вариант нового легкого танка – T37-I, оснащенный 76,2-мм пушкой М32. На следующем варианте T37-II установили башню новой формы с усиленной маской. Машину оснастили системой стабилизации орудия и дальномером, а также улучшили стеллажи для боеукладки. На модификации T37-III, ставшей впоследствии легким танком М41, автоматизация достигла нового уровня: был установлен автомат заряжания, а систему стабилизации орудия заменили на новую, изготовленную фирмой IBM.

В 1950 году машина была принята на вооружение под индексом М41 Little Bulldog, но впоследствии, после гибели в Корее в результате автокатастрофы генерала У. Уокера, была переименована в Walker Bulldog. В этом же году на Cadillac Motor Car М41 Walker Bulldog был запущен в серийное производство и поступил в войска в 1951 году.

Боевая масса нового танка составляла 23,5 т. На нем установили 6-цилиндровый бензиновый двигатель Continental AOS-895-3 с воздушным охлаждением мощностью 500 л.с. Запас хода по шоссе у М41 составлял 161 км. Машина развивала скорость 72 км/ч. Бронирование легкого танка варьировалось от 13 до 32 мм, в зависимости от места бронирования.

М41 Walker Bulldog был оснащен 76,2-мм орудием М32 с 57 унитарными выстрелами. На машине установили спаренный с основным орудием пулемет Browning M1919A4E1 калибра 7,62 мм с 5000 патронами, а также 12,7-мм зенитный пулемет Browning М2НВ с 2175 патронами. Легкий танк оснащался также 8 установками дымовых гранат. Экипаж машины составлял 4 человека.

М41, выпускавшийся до конца 50-х годов, был произведен в количестве 3729 штук (по другим данным – 5500). Основными модификациями М41 Walker Bulldog были: предсерийный прототип T41; M41A1 (1953 г.); M41A2 (1956 г.); M41A3 (1958 г.); M41DK1 – машина 80-х годов для сухопутных войск Дании; M41D – для вооружённых сил Тайваня. На базе М41 Walker Bulldog выпускались ЗСУ M42 Duster, САУ M44, САУ M52 и бронетранспортер M75.

Попав до завершения боевых действий на Корейский полуостров, M41 Walker Bulldog заменил в подразделениях легкий танк М24. Однако и М41 не задержался надолго в боевых подразделениях: значительные габариты и большой вес не позволяли использовать машину в качестве разведывательного танка. По этим же самым причинам переброска М41 с одного участка боевых действий на другой была сопоставима с транспортировкой среднего танка.

Исходя из принципа «на тебе Боже, что мне негоже», снятые с вооружения армии США «легкие» М41 стали передаваться и продаваться в вооруженные силы других стран: Австрии, Аргентины Бельгии, Бразилии, Великобритании, Северного (как трофеи) и Южного Вьетнама, Гватемалы, Греции и т.д.

Тем не менее, несмотря на свою профнепригодность (по мнению американских военных), M41 Walker Bulldog довелось поучаствовать в многочисленных войнах в различных горячих точках мира.

Оснастив в 1961 году машинами М41 бригаду наемников «5206», высадившихся на Плайя-Хирон для свержения коммунистического правительства Кубы, США оказали услугу СССР. Потери десанта составили пять танков в бою и еще столько же при отступлении. Впоследствии кубинцы переправили одну из машин в Советский Союз. В ходе следующего конфликта, между Сомали и Эфиопией в 1964 году, эфиопские М41 Walker Bulldog, встретив в боях сомалийские танки Т-54/55, не могли дать последним достойного отпора. В боях за населенный пункт Джиджигу сомалийцы уничтожили около 9 M41.

В 1965 году американские легкие танки поставлялись и режиму Южного Вьетнама, задействовавшего их в боях с вьетконговцами. Позднее М41 широко использовались в ходе Вьетнамской войны, участвуя, например, в наступательной операции 1971 года «Lam son 719», где им удалось уничтожить некоторое количество северовьетнамской бронетехники. Наступление провалилось, и в ходе последующего отступления некоторое количество М41 было брошено. Эти машины поступили на вооружение войск Северного Вьетнама. Но в целом эти легкие танки не играли значительной роли в ходе конфликта. Например, в одном из сражений 1972 года за населенный пункт Тан Чанх северовьетнамский Т-54 вступил в бой с пятью М41 и уничтожил их все.

Walker Bulldog принимал участие и в ходе гражданского конфликта в Ливане в 80-х гг. прошлого века. Тем не менее, несмотря на все неудачи в локальных конфликтах, некоторое количество M41 Walker Bulldog находилось на вооружении отдельных стран еще в начале 2000-х годов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: