Самый «тяжёлый» лёгкий танк
Содержание
- 1 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.1 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.2 Модификации [ править ]
- 1.3 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.4 Боевое применение [ править ]
- 1.5 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.6 Конструкция [ править ]
- 1.7 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.8 Конструкция [ править ]
- 1.9 Самый «тяжёлый» лёгкий танк
- 1.10 Боевое применение [ править ]
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Модификации [ править ]
- XM551 — опытные предсерийные образцы, с орудием XM81E12;
- «Two Box» M551 — полевая модификация M551, разработанная в войсках и применявшаяся в ходе войны во Вьетнаме. На танки устанавливали дополнительное бронирование, обеспечивавшее защиту для стрелка из 12,7-мм пулемёта — «Armored Cavalry Assault Vehicle (ACAV) set«; за счет отказа от размещения в танке ПТУРС «Шиллела» был увеличен боекомплект 152-мм снарядов и пулемётных патронов.
- M551A1 — модификация 1972 года, установлены прицел M127A1, ночной прицел M44, лазерный дальномер AN/VVG-1 [4] , впоследствии вместо спаренного пулемёта M73 был установлен пулемёт M240C [5] .
- в 1986 году была разработана еще одна программа модернизации находившихся на хранении танков M551, которая предусматривала установку на них ПТУР «TOW» — или башни от бронемашины M2 «Bradley». Однако стоимость этой программы (535 тыс. долларов за каждый танк) была признана чрезмерно высокой [3] .
Кроме того, в 1969 году на несколько M551, использовавшихся во Вьетнаме, была установлена дополнительная пластина для защиты от подрыва мин под днищем («belly armor«) [6] .
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Боевое применение [ править ]
M551 «Шеридан» использовался в ряде вооружённых конфликтов.
- с января 1969 года M551 интенсивно применялся в войне во Вьетнаме, где были выявлены как преимущества, так и существенные недостатки боевой машины. Танк был очень легким (всего 16 тонн веса), что позволяло в условиях джунглей и бездорожья быстро переносить его с места на место с помощью вертолетов. Танк являлся плавающим, что было как нельзя кстати в условиях Вьетнама с его большим количеством речушек, заливов, превращавшихся во время тропических ливней и муссонов в болота. Танк обладал мощным 152-мм орудием, однако при стрельбе из пушки отдача отрицательно влияла на точность стрельбы (при этом экипаж был обязан во время стрельбы надевать шлемы, поскольку имелись случаи травм, когда члены экипажа без шлемов разбивали голову о стенки при отдаче от выстрела). Бронирование танка было не вполне достаточным: оно обеспечивало защиту от пуль крупнокалиберных пулемётов и осколков артиллерийских снарядов, но никак не защищало от противотанковых орудий и гранатомётов. Кроме того, M551 оказался очень уязвим для противотанковых мин [7] . Всего за время войны было подбито 300 танков M-551, из которых 90 было полностью уничтожены. [8]
- 17 танков M551 применялись в ходе вторжения США в Панаму 1989 года[9]
- 51 танк M551A1 применялись в ходе войны в Персидском заливе 1991 года.
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Конструкция [ править ]
Броневой корпус и башня [ править ]
M551 имеет классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части. Корпус танка сварной, изготовлен из брони на основе алюминий-цинк-магниевого сплава типа 7039. Лобовые листы корпуса расположены под большими углами наклона, бортовые листы — вертикально, корма скошена. В центре верхнего лобового листа корпуса расположен вращающийся люк механика-водителя с перископами.
Башня танка сварная, выполнена из стального бронелиста, деформированного штамповкой. Форма башни овальная со скошенными боковыми стенками. На крыше башни размещена командирская башенка.
Бронирование обеспечивает круговую защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Фронтальная проекция защищена от 20-23 мм бронебойных снарядов автоматических пушек.
Вооружение [ править ]
Основным вооружением танка является 152-мм танковая пушка M81 (или M81E1), которая также является направляющей для запуска ПТУРС «Шиллейла» (MGM-51 Shillelagh). Кумулятивная боевая часть ПТУР массой 6,8 кг обеспечивает бронепробитие 200 мм/60°. Ствол орудия имеет нарезы для стрельбы снарядами и шпоночный паз для запуска ПТУРС.
Заряжание орудия производится вручную. Выстрелы унитарные, со сгорающими гильзами.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт M73, а также крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт M2HB, открыто установленный на крыше командирской башенки.
Боекомплект составляет 20 шт. 152-мм выстрелов; 10 шт. ПТУР «Шиллейла»; 3000 шт. 7,62-мм патронов и 1000 шт. 12,7-мм патронов.
Средства наблюдения [ править ]
Для вождения танка в ночных условиях имеются инфракрасные приборы наблюдения.
Средства связи [ править ]
Двигатель и трансмиссия [ править ]
V-образный 6-цилиндровый дизель компании «Детройт Дизель» 6V-53T жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин мощность 220 кВт (300 л.с.). Трансмиссия XGT-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода состоит из комплексной гидродинамической передачи с блокировочным фрикционом, планетарных коробки передач, механизмов поворота (ПМП) и бортовых редукторов.
Ходовая часть [ править ]
Ходовая часть танка состоит из независимой торсионной подвески, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, металлических гусениц и ведущих колёс заднего расположения. Движение на воде осуществляется с помощью гусениц. На лобовом листе корпуса укреплен волноотражательный щит, поднимаемый при движении на плаву.
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Конструкция [ править ]
Броневой корпус и башня [ править ]
M551 имеет классическую компоновку, с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части. Корпус танка сварной, изготовлен из брони на основе алюминий-цинк-магниевого сплава типа 7039. Лобовые листы корпуса расположены под большими углами наклона, бортовые листы — вертикально, корма скошена. В центре верхнего лобового листа корпуса расположен вращающийся люк механика-водителя с перископами.
Башня танка сварная, выполнена из стального бронелиста, деформированного штамповкой. Форма башни овальная со скошенными боковыми стенками. На крыше башни размещена командирская башенка.
Бронирование обеспечивает круговую защиту от бронебойных пуль калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Фронтальная проекция защищена от 20-23 мм бронебойных снарядов автоматических пушек.
Вооружение [ править ]
Основным вооружением танка является 152-мм танковая пушка M81 (или M81E1), которая также является направляющей для запуска ПТУРС «Шиллейла» (MGM-51 Shillelagh). Кумулятивная боевая часть ПТУР массой 6,8 кг обеспечивает бронепробитие 200 мм/60°. Ствол орудия имеет нарезы для стрельбы снарядами и шпоночный паз для запуска ПТУРС.
Заряжание орудия производится вручную. Выстрелы унитарные, со сгорающими гильзами.
В качестве вспомогательного вооружения на танке установлены спаренный с пушкой 7,62-мм пулемёт M73, а также крупнокалиберный 12,7-мм зенитный пулемёт M2HB, открыто установленный на крыше командирской башенки.
Боекомплект составляет 20 шт. 152-мм выстрелов; 10 шт. ПТУР «Шиллейла»; 3000 шт. 7,62-мм патронов и 1000 шт. 12,7-мм патронов.
Средства наблюдения [ править ]
Для вождения танка в ночных условиях имеются инфракрасные приборы наблюдения.
Средства связи [ править ]
Двигатель и трансмиссия [ править ]
V-образный 6-цилиндровый дизель компании «Детройт Дизель» 6V-53T жидкостного охлаждения с турбонаддувом, развивающий при частоте вращения коленчатого вала 2800 об/мин мощность 220 кВт (300 л.с.). Трансмиссия XGT-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода состоит из комплексной гидродинамической передачи с блокировочным фрикционом, планетарных коробки передач, механизмов поворота (ПМП) и бортовых редукторов.
Ходовая часть [ править ]
Ходовая часть танка состоит из независимой торсионной подвески, пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, металлических гусениц и ведущих колёс заднего расположения. Движение на воде осуществляется с помощью гусениц. На лобовом листе корпуса укреплен волноотражательный щит, поднимаемый при движении на плаву.
Самый «тяжёлый» лёгкий танк
В январе 1959 года Минобороны США инициировало программу создания нового лёгкого танка. Боевая машина, обозначавшаяся AR/AAV (Armored Reconnaissance/Airborne Assault Vehicle), должна была заменить в разведывательных подразделениях лёгкие танки М41 «Уокер Бульдог», а в воздушно-десантных частях — истребители танков М56 «Скорпион». Обе машины были практически новыми (М41 выпускался в 1951–1954, а М56 в 1957–1958 годах), но уже не устраивали военных. Так началась история «Шеридана» — лёгкого танка революционной конструкции с непростой судьбой.
К перспективному американскому лёгкому танку предъявили весьма жёсткие требования. С одной стороны, масса машины не должна была превышать 10 т (позже этот показатель пришлось увеличить), с другой — вооружение AR/AAV должно было гарантировать поражение средних танков вероятного противника (Т-34-85, Т-44 и Т-54). Помимо аэромобильности (возможности перевозки военно-транспортными самолётами), следовало обеспечить возможность десантирования AR/AAV с парашютами, а также преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки. Танк следовало оснастить прицельным оборудованием, обеспечивающим круглосуточное применение вооружения, а также системой защиты от оружия массового поражения. Задача, поставленная перед проектировщиками, была нелёгкой, но в случае успеха компании-производители могли бы сорвать изрядный куш.
Разработка
К осени 1959 года свои предложения по проекту представили двенадцать фирм. В декабре заказчик (Командование вооружений и автобронетанковой техники армии США) определил двух финалистов — фирмы «Аллис Чалмерс» и «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первая из них предложила трёхместную боевую машину (командир выполнял также функции наводчика), вторая — четырёхместную. Проект «Кадиллака» представлялся более функциональным, но явно не укладывался в ограничения по массе. В качестве основного вооружения в обоих проектах предусматривалось 152-мм орудие-пусковая установка, способное вести огонь противотанковыми управляемыми ракетами.
Оба конкурента представили эскизные проекты в мае 1960 года. К этому времени заказчик поднял планку ограничения массы танка до 15 т. После анализа достоинств и недостатков обоих проектов в июне был объявлен победитель — фирма «Кадиллак». Машине AR/AAV присвоили индекс ХМ551, а 14 августа 1961 года — название «Шеридан» в честь генерала-кавалериста армии США Филиппа Шеридана, отличившегося в кампаниях 1864–1865 годов.
Разработка системы вооружения для будущего «Шеридана» стартовала раньше, чем создание самого танка — в апреле 1958 года. В рамках программы CVWS (Combat Vehicle Weapon System) создали орудие-пусковую установку ХМ81 и ПТУР ХМ13 «Шилейла» (впоследствии стандартизированную как MGM-51A). Их испытания начались в 1961 году и проходили не без проблем. Скептики настаивали на вооружении ХМ551 обычной пушкой калибра 76 или 90 мм, а также дополнительными пусковыми установками ПТУР (по примеру французского танка АМХ-13, довооружённого ракетами SS-11). В итоге в 1962 году орудие-пусковая установка ХМ81Е3 было признано успешно прошедшим испытания и утверждено в качестве основного вооружения «Шеридана». Но, как показала практика, скептики всё-таки были правы…
Летом 1962 года начались испытания башни танка ХМ551 со штатным вооружением, установленной на доработанном шасси М41. С 24 августа на Абердинском полигоне шли стрельбовые испытания, в ходе которых огонь вёлся как ПТУР, так и обычными снарядами. Всего произвели более 600 выстрелов, причём результаты были далёкими от идеальных: во время одной из серий пусков ПТУР «Шилейла» в цель попала лишь одна ракета из одиннадцати. Весной 1964 года испытания продолжили на полигоне Уайт-Сэндз, а летом того же года ракету MGM-51A запустили в серийное производство, хотя испытания продолжались до осени 1967 года.
Но вернёмся к самому танку. В июне 1962 года был готов первый прототип ХМ551, а вскоре за ним последовали ещё два. Три первые машины отличались от будущих серийных танков передним листом корпуса, наклонённым под углом 30°, прямоугольными очертаниями кормовой части корпуса, а также наличием водоходного движителя — гребных винтов. На второй серии прототипов (№№ 4, 5 и 6) от винтов отказались — теперь движение на плаву обеспечивалось перемоткой гусениц. Кроме того, переделали кормовую часть корпуса, сделав её листы наклонными.
Седьмая машина, давшая начало третьей серии прототипов, отличалась кардинально переработанной носовой частью корпуса с новым поворотным люком механика-водителя. Для улучшения плавучести на опорных катках появились характерные накладки (впоследствии от них отказались). Слева от орудия установили пристрелочное 15-мм ружьё ХМ122. Прототип №8 получил вновь переделанный корпус. Все перечисленные машины вышли на испытания к концу 1963 года, а в следующем году появились ещё три прототипа.
Наконец, в феврале 1965 года был готов последний, 12-й опытный образец «Шеридана». Два месяца спустя подписали контракт на серийный выпуск танка. Занималось им одно из отделений «Дженерал Моторс» — фирма «Аллисон», использовавшая в качестве производственной базы государственный танковый завод в Кливленде. В мае 1966 года танк М551 «Шеридан» официально приняли на вооружение, хотя и с многочисленными замечаниями, устранить которые армия требовала уже в ходе серийного выпуска.
В строевые части первые М551 попали в 1967 году. До завершения выпуска в ноябре 1970 года изготовили 1662 «Шеридана». Вся программа разработки и производства М551 обошлась американским налогоплательщикам в 1,3 млрд долларов. Первоначально планировалось уложиться в 1,05 млрд, причём количество выпущенных танков должно было быть на 50% бо́льшим (2426 экземпляров).
На экспорт «Шеридан» не поставлялся, хотя такие попытки предпринимались. В частности, фирма-разработчик предлагала упрощённый вариант танка, лишённый комплекса управляемого ракетного вооружения. Две страны — Австралия и Великобритания — провели испытания М551 на предмет возможной закупки, но остались недовольны их результатами. Австралийские военные сочли, что «Шеридан» не годится для эксплуатации в местных климатических условиях, британцев же не устроило главное вооружение М551.
Конструкция
Корпус М551 имеет традиционную для танков компоновку с отделением управления в передней части, боевым в средней и моторно-трансмиссионным в корме. Корпус изготовлен из алюминиево-магниевого (с содержанием цинка) сплава марки 7039, более прочного, чем сплав 5083, применявшийся, например, для изготовления БТР М113 и САУ М109. Башня — сварная, из листов гомогенной стальной брони. В лобовой проекции броня «Шеридана» обеспечивала защиту от 20-мм снарядов, в остальных — от 14,5-мм пуль.
В отделении управления находится рабочее место механика-водителя с регулируемым сиденьем. Для наблюдения за местностью служат три перископа М47, установленные перед входным люком механика-водителя, причём средний можно заменить прибором ночного видения М48. Управление танком осуществляется посредством руля мотоциклетного типа. В средней части расположена трёхместная башня, в которой справа от орудия находятся рабочие места наводчика (с регулируемым по высоте сиденьем) и командира, а слева — заряжающего. Доступ на рабочее место наводчика и командира обеспечивается через общий двустворчатый люк, заряжающий имеет отдельный люк, откидывающийся влево. В полу боевого отделения имеется эвакуационный люк.
Танк оборудован шестицилиндровым двухтактным дизелем жидкостного охлаждения 6V-53T, развивающим мощность 300 л.с. при 2800 об./мин. Удельная мощность танка составляла 19 л.с./т — для своего времени показатель очень приличный. Запас топлива составлял 598 л. Трансмиссия ТG-250, имеющая 4 передачи переднего и 2 передачи заднего хода, включает гидродинамическую коробку передач с блокировочным фрикционом, планетарные механизмы поворота (ПМП) и бортовые редукторы. Моторно-трансмиссионное отделение оборудовано системой пожаротушения, использующей газ хэлон.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состоит из пяти сдвоенных опорных катков большого диаметра (на сторону) с наружными резиновыми бандажами, направляющего колеса переднего расположения и ведущего заднего. Подвеска опорных катков — независимая торсионная, на первом и пятом катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы. Гусеница Т138 состоит из 102 траков шириной 444 мм с резинометаллическими шарнирами. Её живучесть составляла около 8000 км.
Танк М551 снабжался обогревателем, а также имел систему защиты от оружия массового поражения, хотя герметичным не являлся: в случае газовой атаки экипаж должен был находиться в машине в противогазах. В левой части крыши башни находился вентилятор.
«Шеридан» оборудовался радиостанцией AN/VRC-12, −46, −47 или −53, устанавливавшейся в правой задней части башни. Также имелось танковое переговорное устройство С2296/VRC, сообщённое с внешним телефоном (в левой задней части башни). Посредством последнего пехотинец мог не только связаться с экипажем, но и пользоваться танковой радиостанцией.
Как уже упоминалось, новый лёгкий танк должен был стать плавающим. Из-за увеличения массы боевой машины пришлось отказаться от идеи преодоления водных препятствий без дополнительной подготовки: перед входом в воду следовало установить специальные экраны из синтетической ткани, что занимало около 5 минут. Движение на плаву обеспечивалось за счёт перемотки гусениц, при этом скорость достигала 5 км/ч.
В соответствии с требованиями, М551 мог десантироваться с парашютами. Обычное для советских воздушно-десантных войск сбрасывание техники со средних высот на многокупольных системах американцами почти не применялось, они предпочитали низковысотное десантирование LAPES (Low-Altitude Parchute-Extraction System). При таком способе танк устанавливался на специальной амортизирующей платформе. Самолёт С-130 «Геркулес», проходя над зоной высадки на предельно малой высоте, открывал грузовую рампу, а затем выпускались парашюты, буквально выдёргивавшие платформу с танком из самолёта.
Вооружение
Главным вооружением танка М551 являлось 152-мм нарезное орудие-пусковая установка М81 с поршневым затвором, откидывающимся влево. Затвор имел электрический привод, но в случае необходимости его можно было открывать и закрывать вручную. Длина ствола составляет 17,5 калибра, что обуславливает низкие баллистические характеристики орудия. Но большего и не требовалось: основным средством борьбы с танками считались ПТУР, следовательно, большая начальная скорость для снарядов не была необходимой. Люлька орудия — цилиндрического типа. Противооткатные приспособления состоят из гидравлического тормоза отката и пружинного накатника. Длина отката составляет 380 мм. Диапазон углов вертикальной наводки орудия — от −8 до +19,5°.
Орудие могло вести огонь как традиционными снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами MGM-51A «Шилейла». На последних стоит остановиться подробнее. «Шилейла» относилась к ПТРК второго поколения с полуавтоматической системой наведения (по инфракрасному лучу). После пуска ракеты оператору следовало удерживать цель в перекрестии прицела, а сигналы управления вырабатывались автоматически и транслировались на ракету через передатчик, размещённый над стволом орудия. ПТУР весила 26,76 кг, её длина составляла 1155 мм, а максимальная скорость полёта — 688 м/с. Крестообразное хвостовое оперение, раскрывающееся после выхода из ствола, имело размах 290 мм. Ракета снаряжалась кумулятивной боевой частью массой 6,8 кг и бронепробиваемостью 200 мм (при угле встречи 60°).
«Шилейла» могла применяться как днём, так и ночью, но только с места. Тренированный наводчик мог за минуту выпустить две ПТУР. Максимальная дальность стрельбы по неподвижной цели составляла 3000 м, но по движущейся была на 500 м меньше (из-за ненадёжного приёма сигналов управления на большой дальности и недостаточной точности гониометра системы наведения). Скорость движущейся цели не должна была превышать 60 км/ч. Ещё одной особенностью «Шилейлы» являлась необходимость учитывать положение стреляющего танка относительно солнца — в ясный день солнечные лучи создавали помехи системе наведения. Да и сама система была весьма хрупкой: практика показала, что установленная на танке аппаратура наведения часто выходила из строя из-за сотрясений, вызванных стрельбой из орудия.
Боевое применение [ править ]
M551 «Шеридан» использовался в ряде вооружённых конфликтов.
- с января 1969 года M551 интенсивно применялся в войне во Вьетнаме, где были выявлены как преимущества, так и существенные недостатки боевой машины. Танк был очень легким (всего 16 тонн веса), что позволяло в условиях джунглей и бездорожья быстро переносить его с места на место с помощью вертолетов. Танк являлся плавающим, что было как нельзя кстати в условиях Вьетнама с его большим количеством речушек, заливов, превращавшихся во время тропических ливней и муссонов в болота. Танк обладал мощным 152-мм орудием, однако при стрельбе из пушки отдача отрицательно влияла на точность стрельбы (при этом экипаж был обязан во время стрельбы надевать шлемы, поскольку имелись случаи травм, когда члены экипажа без шлемов разбивали голову о стенки при отдаче от выстрела). Бронирование танка было не вполне достаточным: оно обеспечивало защиту от пуль крупнокалиберных пулемётов и осколков артиллерийских снарядов, но никак не защищало от противотанковых орудий и гранатомётов. Кроме того, M551 оказался очень уязвим для противотанковых мин [7] . Всего за время войны было подбито 300 танков M-551, из которых 90 было полностью уничтожены. [8]
- 17 танков M551 применялись в ходе вторжения США в Панаму 1989 года[9]
- 51 танк M551A1 применялись в ходе войны в Персидском заливе 1991 года.