Лучший лёгкий танк Второй мировой
Содержание
Лучший лёгкий танк Второй мировой
Первые бои в Северной Африке с участием американских лёгких танков М3А1 и М5 дали неоднозначный результат. С одной стороны, их 37-мм пушки не могли эффективно поражать вражеские танки, а броня была явно слабой. С другой — лёгкие танки показали себя надёжными и неприхотливыми машинами, а М5 с его автоматической коробкой передач оказался ещё и чрезвычайно удобным в управлении. Поэтому в марте 1943 года Комитет вооружений подготовил тактико-технические требования к новому лёгкому танку, получившему индекс Т24. Позже, поступив на вооружение, эта машина получила новое имя — М24 «Чаффи».
Боевая машина должна была перенять лучшие качества М5, но получить усиленное вооружение: считалось, что установка на лёгкий танк пушки калибром менее 75 мм не имеет смысла. Требования к защищённости были «мягкими»: допускалось усиление бронирования Т24 по сравнению с существовавшими лёгкими танками «по мере возможности».
Проектирование
Ранее американцы уже пробовали создать лёгкий танк с 75-мм пушкой, но попытка провалилась: опытная машина Т7 «подросла» до среднего танка М7, так и не пошедшего в серию. Оказалось, что при установке тяжёлого и крупногабаритного 75-мм орудия М3 (основного вооружения среднего танка М4) невозможно уложиться в ограничение по массе в 20 т. Танкистов выручили авиаторы: на бомбардировщиках В-25Н «Митчелл» они использовали 75-мм орудие Т13Е1 (оно же М5), гораздо более лёгкое, чем М3, но унифицированное с ним по боеприпасам. Правда, авиапушка отличалась коротким стволом и меньшей, чем у танкового орудия, начальной скоростью снаряда, но это не считалось серьёзным недостатком. Дело в том, что американская доктрина применения танковых войск строилась на незыблемом принципе «танки с танками не воюют». Танковые соединения должны были действовать в оперативной глубине обороны противника, где вероятность столкнуться с вражескими танками была минимальной. Поэтому главным качеством для танкового орудия считались не бронебойные характеристики, а поражающая мощь осколочно-фугасного снаряда, а с этим у орудия М5 всё было в порядке.
Для монтажа пушки М5 в танке создали лафет Т90 с концентрическим противооткатным механизмом Т33. Основным элементом последнего была спиральная пружина, «обёрнутая» вокруг ствола и помещённая в стальной кожух. Получилась очень компактная конструкция по сравнению с противооткатными механизмами традиционного типа. После принятия на вооружение танковая пушка получила индекс М6, а лафет — М64. Орудие М3 весило 405 кг, а М6 — лишь 182 кг. Как следствие, М6 быстрее перегревалось при ведении интенсивного огня, но это считалось приемлемым: лёгкие танки, занимавшиеся разведкой и патрулированием, не должны были так интенсивно использовать своё оружие, как средние.
Разработкой Т24 занялась фирма «Кадиллак» (отделение концерна «Дженерал Моторс»). Первый прототип был готов в октябре 1943 года, второй — в декабре, но ещё в сентябре Т24 был классифицирован как образец, пригодный для ограниченных закупок. Началась подготовка к серийному выпуску, а контракт на 1000 последних танков М5А1 переоформили на такое же количество Т24.
Полигонные испытания прототипы Т24 прошли без особых замечаний, отмечались лишь незначительные недостатки противооткатного механизма орудия, амортизаторов, вентиляторов системы охлаждения, а также трансмиссии, которые удалось быстро устранить. Кроме того, по результатам испытаний рекомендовалось установить командирскую башенку, что и было сделано на серийных машинах.
По результатам испытаний Т24 приняли на вооружение, сменив индекс на М24. Кроме того, танку присвоили наименование «Генерал Чаффи» — в честь Эдны Чаффи, организатора и первого командующего бронетанковым корпусом армии США. Первые серийные машины сошли с конвейера в апреле 1944 года. В июле заказ увеличили до 5000 экземпляров, что вынудило привлечь к его выполнению ещё и фирму «Массей-Харрис». До июня 1945 года успели выпустить 4795 танков, а заказ на оставшиеся 205 единиц аннулировали. В самом конце войны 289 танков М24 поставили Великобритании, а два — СССР, но ни один из них не принимал участия в боях.
В конце Второй мировой войны на основе М24 разработали целое семейство боевых машин, получившее обозначение Light Combat Team — «Лёгкая боевая команда». Серийно строились три самоходки из этого семейства: 40-мм спаренная ЗСУ М19 (285 единиц), 105-мм САУ М37 (по разным данным, 150 или 316 единиц) и 155-мм М41 (60–85 единиц).
Конструкция
Компоновка М24 является традиционной с отделением управления в передней части корпуса, боевым отделением с башней в средней и моторным в кормовой. Поскольку бо́льшая часть бронелистов корпуса имела толщину не более 25 мм, для повышения защищённости их установили под большими углами наклона. Башне же придали обтекаемую форму. В итоге защищённость составляла (в эквиваленте вертикального листа): лобовой проекции корпуса — 38–64 мм, кормы и бортов — 19–32 мм, лобовой части башни и маски пушки — до 57 мм, бортов башни — 32 мм.
В отделении управления находились рабочие места механика-водителя и его помощника/стрелка, снабжённые почти идентичными органами управления и контрольными приборами. Для наблюдения служили поворотные перископы в крышках люков. Сами люки открывались в горизонтальной плоскости, поворачиваясь на оси (башня танка не блокировала их открывания). Над открытым люком механика-водителя можно было установить брезентовый колпак с лобовым плексигласовым стеклом, защищающий от непогоды при движении вне поля боя.
Ещё три члена экипажа (командир, наводчик и заряжающий) находились в башне. У командира имелись поворотный перископ в люке и шесть приборов наблюдения по периметру командирской башенки. Заряжающий вынужден был довольствоваться неподвижным перископом. В башне имелись два люка: круглый в командирской башенке и большой ромбовидный над местом заряжающего. Сама башня не имела подбашенной корзины и вращающегося полика, а сиденья членов экипажа крепились к специальной раме и вращались вместе с башней.
На М24 устанавливался уже опробованный на танках М5 блок из двух 8-цилиндровых V-образных бензиновых моторов жидкостного охлаждения «Кадиллак» 44Т24 суммарной мощностью 220 л.с. Каждый двигатель был сблокирован с автоматической четырёхскоростной коробкой передач «Хайдроматик», передававшей мощность на синхронизатор. От него по полу боевого отделения шёл карданный вал к главной передаче, размещённой в передней части.
На танках М5 каждая коробка передач имела индивидуальное переключение на задний ход, а синхронизатор был одноступенчатым. На М24 трансмиссию усовершенствовали, снабдив синхронизатор двухдиапазонным ручным механизмом предвыбора передачи, а также устройством включения заднего хода. Суммарно трансмиссия обеспечивала восемь передач вперёд и четыре назад. Благодаря этому скорость движения танка задним ходом могла достигать 30 км/ч. Кроме того, удалось добиться увеличения крутящего момента на 22% по сравнению с силовой установкой танка М5А1. В итоге М24 весил значительно больше своего предшественника, но его возможности по преодолению препятствий были гораздо выше.
Ходовая часть М24 была нетрадиционной для американского танкостроения: вместо обычных тележек с вертикальными винтовыми пружинами на нём применили торсионную подвеску. С каждого борта имелось пять спаренных обрезиненных опорных катков большого диаметра, ведущее колесо переднего расположения и направляющее заднего, а также три обрезиненных поддерживающих ролика. Опорные катки подвешивались на балансирах, причём балансир заднего катка был связан с направляющим колесом специальным компенсационным рычагом. Это позволяло сохранять необходимое натяжение гусеницы при движении по пересечённой местности и препятствовало её сбросу. Гусеница Т72 — металлическая, шириной 406 мм, состоящая из 75 траков.
Из-за непривычной схемы ходовой части М24 часто путали с немецкими танками, что порой вело к неприятным последствиям.
Главным вооружением танка М24 была 75-мм полуавтоматическая пушка М6, снабжённая одноплоскостным (в вертикальной плоскости) гироскопическим стабилизатором. 48 унитарных выстрелов, составлявших боекомплект орудия, находились под полом боевого отделения в специальных контейнерах, снабжённых водяной «рубашкой», предохранявшей от воспламенения в случае попадания в боеукладку. Основным снарядом был осколочно-фугасный М48 массой 6,7 кг. Им комплектовались два типа выстрелов: с обычным и усиленным зарядом (масса выстрела — 8,5 и 8,9 кг соответственно), обеспечивавших снаряду начальную скорость 460 и 600 м/с. Для борьбы с бронецелями служили снаряды М61 и М72 (масса снаряда — 6,8 и 6,3 кг соответственно, выстрела — 9 и 8,5 кг, начальная скорость обоих снарядов — 620 м/с). Бронепробиваемость по гомогенной броне при угле встречи 30° на дальности 500 ярдов (457 м) составляла 66 мм для М61 и 76 мм для М72. Имелись и дымовые снаряды М89 и М64.
Помимо пушки, танк вооружался двумя 7,62-мм пулемётами «Браунинг» М1919А4 (спаренный с орудием и курсовым; общий боекомплект — 3750 патронов), а также зенитным 12,7-мм пулемётом «Браунинг» М2НВ (боекомплект — 440 патронов). Последний устанавливался на лёгком треногом лафете за люком заряжающего. В походном положении его можно было снять с лафета и, отсоединив ствол, закрепить на специальных держателях на правой стенке башни. В крыше башни справа находился 51-мм гранатомёт М3, предназначавшийся для стрельбы дымовыми гранатами (боекомплект — 14 гранат). Это оружие оказалось малоэффективным и на танках поздних выпусков не устанавливалось, а с ранее выпущенных машин его снимали.
Радиооборудование М24 состояло из коротковолновой радиостанции SCR508 (или SCR528, либо SCR538), установленной в нише башни. Интегральной частью радиостанции было танковое переговорное устройство на пять абонентов. К нему можно было также подключить полевой телефон для связи с взаимодействующей пехотой (он находился в ящике в правой задней части корпуса танка). Командирские танки дополнительно оборудовались радиостанцией SCR506, устанавливавшейся на рабочем месте помощника механика-водителя.
Бо́льшая часть танков М24 получила в передней части корпуса крепления для монтажа бульдозерного отвала. Первоначально использовали отвал Т4 (копия М1 от «Шермана»), позже — более совершенный М4.
Исходя из опыта морских десантных операций, примерно 2/3 танков М24 получили в передней и задней частях корпуса узлы для крепления понтонов. На плаву танк двигался за счёт перематывания гусениц со скоростью до 8 км/ч. На воздухозаборные и выхлопные жалюзи устанавливались специальные кожухи, предохранявшие от попадания воды. После выхода на берег понтоны сбрасывались, для чего не требовался выход членов экипажа танка наружу. Испытания устройства провели на рубеже 1944–1945 годов, после чего оно было принято на вооружение под обозначением М20.
Служба и боевое применение
Боевой дебют М24 стал, по сути, случайностью. Брошенный на ликвидацию прорыва в Арденнах 740-й танковый батальон обнаружил на складе в бельгийском городке Спирмонт два новеньких «Чаффи» и немедленно «приватизировал» их. Впоследствии, также в ходе Арденнского сражения, армейские части получили ещё два десятка М24. Дальнейшие поставки происходили в первые месяцы 1945 года, и к моменту победы над Германией М24 составляли примерно треть всего парка лёгких танков действующей армии. Поначалу М24 комплектовались «унаследованными» от М5 экипажами численностью четыре человека. «Стюартовским» помощникам механика-водителя приходилось переквалифицироваться в заряжающих (эта должность в экипаже М5 отсутствовала). Весной 1945 года экипажи «Чаффи» постепенно доукомплектовывались до штатной численности.