Основной боевой танк AMX-30
Содержание
AMX-30
В середине 1950-х годов основу танкового парка французской армии составили танки М47, которые массово поставлялись из США в рамках программы «Совместная оборона». В 1947 году Франция, ФРГ и Италия выступили с совместной инициативой по созданию новой машины, с меньшей массой, но более мощным вооружением, чем М47. Франция и ФРГ вскоре представили прототипы и Леопард-1 соответственно. Предполагалось, что лучший из них заменит М47 в сухопутных войсках трех стран, но на практике получилось иначе. Французский танк был создан фирмой «АМХ», которая стала главным разработчиком бронетанковой техники в стране после Второй мировой войны. Прототип основного боевого танка АМХ-30 был представлен в 1960 году, а серийное производство началось на заводе в Руане в 1966-м и продолжалось до 1993 года. Всего было построено более 2000 танков АМХ-30. Эти машины поставлялись в ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Чили, Хорватию, Кипр, Грецию, Ирак, Кувейт, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию и Венесуэлу. Лицензию на их производство приобрела Испания.
Основной боевой танк АМХ-30 — это французский танк, притом самый легкий среди всех ОБТ стран НАТО 1950-х годов.
Корпус основного боевого танка АМХ-30 сварной, а носовая часть танка — литая, башня танка — литая. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса составляет 80 мм, боковых листов — 57 мм.
Машина вооружена 105-мм нарезной пушкой CN-105-FI и спаренной с ней 20-мм пушкой M693, а также 7,62-мм зенитным пулеметом, установленным в командирской башенке. Особенностью 20-мм спаренной пушки является то, что ее можно было наводить по вертикали независимо от основного орудия, на угол до +40°, что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям. Бронебойные подкалиберные снаряды основной пушки имеют начальную скорость 1525 м/с и способны пробить броню толщиной до 150 мм под углом встречи 60° на дальности 5000 м. Особенностью основной 105-мм пушки является то, что ствол орудия не имеет эжектора, а пороховые газы выдуваются из канала ствола сжатым воздухом, а из боевого отделения — специальным вентилятором. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух.
Пушка заряжается вручную, а стреляные гильзы удаляются через лючок в левом борту башни. Стрельба из пушки возможна как наводчиком, так и командиром танка. Стрельбу командиру обеспечивает основной дневной-ночной перископический прицел М496 с увеличением 8х и вспомогательный дневной прицел с увеличением 10х. Для подсветки в ИК-диапазоне установлен инфракрасный прожектор РН9. Наводчик обеспечен основным прицелом М581 с увеличением 10х, лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Лазерный дальномер работает на дистанциях 300-10000 метров. Для стрельбы ночью имеется у наводчика перископический монокулярный подсветочный прицел с ксеноновым прожектором РН-88, обеспечивающим дальность обнаружения целей до 1100 м. На правой стороне башни находится телевизионная камера, передающая изображение на мониторы командира и наводчика.
Танк АМХ-30 имеет систему защиты от оружия массовго поражения с фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей избыточное давление внутри танка, предотвращающее попадание радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Помимо этого имеется оборудование для дегазации машины после пребывания на зараженной отравляющими веществами территории. Также имеется быстродействующая система пожаротушения. Танк снабжен оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).
В кормовой части танка в едином блоке с трансмиссией установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 720 л.с. (530 кВт).
Основной боевой танк АМХ-30 имеет гидромеханическую трансмиссию ENC 200, состоящую из комплексной гидропередачи с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, автоматической коробки передач (КПП) и дифференциального механизма поворота с гидрообъёмной передачей. КПП обеспечивает пять передач переднего хода и три — заднего.
Подвеска танка состоит из несоосных торсионных валов и телескопических гидроамортизаторов, установленных на первом и пятом узлах подвески. Ходовая часть состоит из 5 двухскатных обрезиненных опорных катков, пяти поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колес по каждому борту. Пробег до капремонта составляет 10000 км.
На базе основного боевого танка АМХ-30 было разработано несколько модификаций машин.
- AMX-30S — для эксплуатации в условиях пустыни.
- АМХ-30В2 — с усовершенствованной системой управления огнем, включающей в себя лазерный дальномер и телевизионные приборы. Танк предназначен для танковых частей Франции.
- БРЭМ AMX-30D — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная стабилизированным бульдозерным ножом в передней части корпуса, двумя лебедками и гидравлическим краном.
- АМХ-30 EBG — инженерная машина.
- АМХ-30 В DT — машина разграждения.
- АМХ-30 В2 DT — машина разграждения на шасси АМХ-30 В2.
- AMX-30-S 401А — самоходная артиллерийская установка с двумя 30-мм зенитными пушками.
- АМХ-30 GCT — самоходная 155-мм гаубица, имеющая скорострельность до 8 выстрелов в минуту, благодаря автомату заряжания.
Также на базе основного боевого танка АМХ-30 были созданы мостоукладчик на длину мостового пролета до 20 м, пусковая установка тактических ракет «Плутон» класса «земля-земля», пусковая установка ЗРК «Роланд» для ЗУР «Евромисайл и «Шахин» — для Саудовской Аравии, созданная фирмой «Томсон-CSF».
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
ОБТ имеет среднюю бронезащиту. ВЛД и НЛД защищены 79-мм бронеплитой. Но из-за рациональных углов приведенная броня корпуса доходит 200-230 мм, и иногда она спасает вам жизнь. Башня намного больше уязвима к пробитию, особенно от снарядов, срикошетивших от ВЛД. В ней находятся 3 члена экипажа и боеукладка в задней части, что только усугубляет ситуацию.
Как и в большинстве машин, компоновка довольно тесная, а боекомплект и топливные баки расположены практически везде, где остается свободное пространство.
Подвижность
Это один из плюсов АМХ-30. Конструкторы сделали большую ставку на подвижность танка. Мощный двигатель в 720 лошадиных сил позволяет разогнать машину до 65 км/ч по шоссе и 40 км/ч по пересеченной местности. Отдельного внимания заслуживает задний ход в 23 км/ч. В плане подвижности АМХ-30 один из лучших в своем классе. Позволяет занять самую выгодную позицию на карте, а при вражеском обстреле быстро уйти от огня. По удельной мощности в 20 л.с/т. машина лучше Паттонов, Т-54, Центурионов и проигрывает только немецкому Leopard I.
Технические данные [ править ]
Танк имеет классическую схему общей компоновки. Механик-водитель размещается в носовой части корпуса, его рабочее место смещено к левому борту, командир танка и наводчик находятся в боевом отделении справа от пушки, заряжающий — слева. Боевое отделение занимает среднюю часть корпуса и башню. Моторно-трансмиссионное отделение находится в кормовой части корпуса и занимает объём 5,3 м³. Топливные баки общей ёмкостью 960 литров размещены в отделении управления и в моторно-трансмиссионном отделении. Боекомплект к пушке уложен в передней части корпуса справа от механика-водителя (28 выстрелов) и в башне (19 выстрелов). Общий забронированный объём танка составляет 12,8 м³, из которых 2 м³ приходится на башню.
Корпус танка сварной, носовой узел — литой. Верхний лобовой лист корпуса имеет толщину 80 мм и наклон 68 градусов. Броневые детали корпуса монолитные, борта толщиной 57 мм. Башня танка литая.
Для защиты экипажа от воздействия поражающих факторов оружия массового поражения применяется фильтровентиляционная установка, танк комплектуется оборудованием для дегазации после действий в условиях применения отравляющих веществ. Для более комфортных условий работы экипажа предусмотрена система кондиционирования воздуха. Защита от пожара обеспечивается установкой быстродействующей системы противопожарного оборудования. Для постановки дымовых завес используются 4 гранатомёта калибра 80 мм.
На танке в едином блоке с трансмиссией и обслуживающими системами установлен четырёхтактный двенадцатицилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 530 кВт (720 л.с.). Пуск двигателя производится электростартером. Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия ENC 200 включает комплексную гидропередачу с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, простую трёхвальную автоматическую коробку передач, обеспечивающую пять передач переднего хода и три — заднего, и дифференциальный механизм поворота с гидрообъёмной передачей в дополнительном приводе. Особенностью конструкции является использование суммирующего планетарного ряда внешнего зацепления. ГОП — аксиально-поршневая, швейцарского производства. Для торможения используются дисковые тормоза сухого трения. Система управления движением — электро-механо-гидравлическая. Ходовая часть танка — пятиопорная, с задним расположением ведущих колёс. Гусеничный движитель включает десять двухскатных опорных катков с резиновыми шинами, десять поддерживающих катков с внутренней амортизацией, направляющие колёса с резиновыми шинами, ведущие колеса со съёмными венцами, гусеницы, состоящие из литых траков с ОМШ и съёмными резиновыми асфальтоходными подушками. В системе подрессоривания применены несоосные торсионные валы и телескопические гидроамортизаторы на первом и пятом узлах подвески. Пробег танка до капитального ремонта установлен в 10000 км.
Разработка танка AMX-63, в дальнейшем получившего название АМХ-30, началась во Франции в 1957 году на основе единых с ФРГ и Италией тактико-технических требований к основному боевому танку 1960-х годов. Создание танка для сухопутных войск Франции было продолжено государственным научно-исследовательским центром АМХ в Исси-ле-Мулино (пригород Парижа). Предпочтение было отдано огневой мощи и подвижности за счёт снижения броневой защиты.
Серийный выпуск АМХ-30 начат в 1966 году. В начале 1980-х годов принято решение модернизировать танк АМХ-30 и с 1982 года улучшенный образец, получивший наименование АМХ-30В2, начал поступать в войска. После прекращения в 1986 году производства АМХ-30В2, для возможной поставки на экспорт были разработаны опытные образцы (прототипы) танков АМХ-32 и АМХ-40 (с усиленной бронёй и сниженной маневренностью). Однако, ввиду отсутствия интереса к машинам со стороны французской армии и возможных импортёров, производство этих моделей так и не было начато.
Конструкция танка АМХ-30
Танк AMX-30 имеет классическую компоновку с передним расположением отделения управления, задним — моторно-трансмиссионного отделения и боевого — среднего. Корпус танка сварной, лобовая деталь корпуса — литая.
Рабочее место механика-водителя смещено к левому борту. В наклонном лобовом бронелисте корпуса над сиденьем механика- водителя имеется люк овальной формы со сдвигающейся влево крышкой. Перед люком смонтировано три перископических наблюдательных прибора М223. Средний перископ заменяется панорамным активным прибором ночного видения ОВ-16-А с бинокулярным каналом ночного видения и монокулярным дневным каналом. Подсветка ночного канала производится прожектором РН-8-В, установленным на маске орудия слева от ствола. Прожектор может работать как в ИК-диапазоне, так и в диапазоне дневного света. Переключение режима работы прожектора осуществляется дистанционно. В нерабочем положении прожектор закрывается бронестворками.
АМХ-30 похож на «Леопард I» только внешне
В средней части корпуса установлена литая башня Т-105 с электрогидравлическим приводом и развитой кормовой нишей и корзиной-ограждением по периметру. В башне располагается 105-мм пушка CN-105- F1 с длиной ствола 56 калибров. Удаление газов после выстрела осуществляется продувкой канала ствола сжатым воздухом. Боекомплект — 47 унитарных выстрелов, 28 из которых уложено в боеукладке, расположенной в передней части корпуса справа от сиденья механика-водителя, еще 19 — находятся в башне. Выброс стреляных гильз производится через лючок в левом борту башни. С орудием спарен 12,7-мм пулемет (слева от орудия), однако он может наводится и вести огонь независимо, и даже вести огонь по низколетящим целям. По бортам башни смонтировано по два дымовых гранатомета калибра 80 мм.
Справа от орудия находятся места наводчика и командира танка, слева — заряжающего/радиста. В крыше башни имеются два люка — командира и заряжающего.
Ходовая часть танка включает по пять опорных катков на борт. Подвеска — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы — стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков — по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи, на каждый борт приходится по 5 поддерживающих роликов с внутренней амортизацией.
Танк AMX-30 оснащен системой защиты от оружия массового поражения и автоматической системой пожаротушения.
Танки AMX-30 с комплектами динамической защиты
Вооружение
Основное орудие
Основным вооружением выступают сразу 2 пушки.
- CN-105-F1 — мощная и точная 105-мм пушка. Благодаря УВН -8/20° позволяет вести огонь с различных позиций с неровным ландшафтом. Из доступных снарядов фугасный и вращающийся кумулятивный снаряд. Фугасный снаряд на практике бесполезен. Вертикальное и горизонтальное наведение довольно быстрое, что позволит вам поражать цель одну за другой.
- М693 — скорострельная 20-мм спаренная пушка. Неочевидный козырь данного ОБТ. Бронепробиваемости в 54 мм вполне хватает для поражения легкобронированных целей, таких как БМП, ЗСУ, легкие танки, а также ОБТ в борт. Тяжелобронированным машинам можно повредить ствол или гусеницы, что может спасти вам жизнь. Но это еще не все. Дело в том, что данная пушка может подниматься на 20° выше основного 105-мм орудия. Таким образом получаются УВН +40°, и с ним без проблем можно сбить любой самолет или вертолет на больших расстояниях. Высокая скорострельность и фугасные снаряды этому способствуют.
Пулемётное вооружение
Зенитный пулемет калибра 7,62-мм также позволяет защитить танк от вражеской авиации, вращается в горизонте независимо от башни, но у него большой минус, это УВН в 20° и низкая скорость наведения, из-за чего по высоколетящим целям стрелять весьма затруднительно.
AMX-30
В середине 1950-х годов основу танкового парка французской армии составили танки М47, которые массово поставлялись из США в рамках программы «Совместная оборона». В 1947 году Франция, ФРГ и Италия выступили с совместной инициативой по созданию новой машины, с меньшей массой, но более мощным вооружением, чем М47. Франция и ФРГ вскоре представили прототипы и Леопард-1 соответственно. Предполагалось, что лучший из них заменит М47 в сухопутных войсках трех стран, но на практике получилось иначе. Французский танк был создан фирмой «АМХ», которая стала главным разработчиком бронетанковой техники в стране после Второй мировой войны. Прототип основного боевого танка АМХ-30 был представлен в 1960 году, а серийное производство началось на заводе в Руане в 1966-м и продолжалось до 1993 года. Всего было построено более 2000 танков АМХ-30. Эти машины поставлялись в ОАЭ, Боснию и Герцеговину, Чили, Хорватию, Кипр, Грецию, Ирак, Кувейт, Нигерию, Катар, Саудовскую Аравию и Венесуэлу. Лицензию на их производство приобрела Испания.
Основной боевой танк АМХ-30 — это французский танк, притом самый легкий среди всех ОБТ стран НАТО 1950-х годов.
Корпус основного боевого танка АМХ-30 сварной, а носовая часть танка — литая, башня танка — литая. Толщина брони верхнего лобового листа корпуса составляет 80 мм, боковых листов — 57 мм.
Машина вооружена 105-мм нарезной пушкой CN-105-FI и спаренной с ней 20-мм пушкой M693, а также 7,62-мм зенитным пулеметом, установленным в командирской башенке. Особенностью 20-мм спаренной пушки является то, что ее можно было наводить по вертикали независимо от основного орудия, на угол до +40°, что позволяет вести огонь по низколетящим воздушным целям. Бронебойные подкалиберные снаряды основной пушки имеют начальную скорость 1525 м/с и способны пробить броню толщиной до 150 мм под углом встречи 60° на дальности 5000 м. Особенностью основной 105-мм пушки является то, что ствол орудия не имеет эжектора, а пороховые газы выдуваются из канала ствола сжатым воздухом, а из боевого отделения — специальным вентилятором. Ствол пушки имеет теплоизоляционный кожух.
Пушка заряжается вручную, а стреляные гильзы удаляются через лючок в левом борту башни. Стрельба из пушки возможна как наводчиком, так и командиром танка. Стрельбу командиру обеспечивает основной дневной-ночной перископический прицел М496 с увеличением 8х и вспомогательный дневной прицел с увеличением 10х. Для подсветки в ИК-диапазоне установлен инфракрасный прожектор РН9. Наводчик обеспечен основным прицелом М581 с увеличением 10х, лазерным дальномером АРХ М550 и электронным баллистическим вычислителем СО-ТАС. Лазерный дальномер работает на дистанциях 300-10000 метров. Для стрельбы ночью имеется у наводчика перископический монокулярный подсветочный прицел с ксеноновым прожектором РН-88, обеспечивающим дальность обнаружения целей до 1100 м. На правой стороне башни находится телевизионная камера, передающая изображение на мониторы командира и наводчика.
Танк АМХ-30 имеет систему защиты от оружия массовго поражения с фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей избыточное давление внутри танка, предотвращающее попадание радиоактивной пыли и отравляющих веществ. Помимо этого имеется оборудование для дегазации машины после пребывания на зараженной отравляющими веществами территории. Также имеется быстродействующая система пожаротушения. Танк снабжен оборудованием для подводного вождения (ОПВТ).
В кормовой части танка в едином блоке с трансмиссией установлен 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров HS-110-2 мощностью 720 л.с. (530 кВт).
Основной боевой танк АМХ-30 имеет гидромеханическую трансмиссию ENC 200, состоящую из комплексной гидропередачи с автоматически включаемым блокировочным фрикционом, автоматической коробки передач (КПП) и дифференциального механизма поворота с гидрообъёмной передачей. КПП обеспечивает пять передач переднего хода и три — заднего.
Подвеска танка состоит из несоосных торсионных валов и телескопических гидроамортизаторов, установленных на первом и пятом узлах подвески. Ходовая часть состоит из 5 двухскатных обрезиненных опорных катков, пяти поддерживающих роликов, заднего ведущего и переднего направляющего колес по каждому борту. Пробег до капремонта составляет 10000 км.
На базе основного боевого танка АМХ-30 было разработано несколько модификаций машин.
- AMX-30S — для эксплуатации в условиях пустыни.
- АМХ-30В2 — с усовершенствованной системой управления огнем, включающей в себя лазерный дальномер и телевизионные приборы. Танк предназначен для танковых частей Франции.
- БРЭМ AMX-30D — бронированная ремонтно-эвакуационная машина, оснащенная стабилизированным бульдозерным ножом в передней части корпуса, двумя лебедками и гидравлическим краном.
- АМХ-30 EBG — инженерная машина.
- АМХ-30 В DT — машина разграждения.
- АМХ-30 В2 DT — машина разграждения на шасси АМХ-30 В2.
- AMX-30-S 401А — самоходная артиллерийская установка с двумя 30-мм зенитными пушками.
- АМХ-30 GCT — самоходная 155-мм гаубица, имеющая скорострельность до 8 выстрелов в минуту, благодаря автомату заряжания.
Также на базе основного боевого танка АМХ-30 были созданы мостоукладчик на длину мостового пролета до 20 м, пусковая установка тактических ракет «Плутон» класса «земля-земля», пусковая установка ЗРК «Роланд» для ЗУР «Евромисайл и «Шахин» — для Саудовской Аравии, созданная фирмой «Томсон-CSF».