Основной боевой танк MERKAVA Мк
Содержание
- 1 Основной боевой танк MERKAVA Мк
Основной боевой танк MERKAVA Мк.3
Военной промышленности Израиля, согласно программе дальнейшего развития вооруженных сил, предстояла модернизация танков «Меркава» Мк.2. Однако, к 1989 году разработчики уже смогли создать, по сути дела, новый танк — «Меркава» Мк.3. Танки «Меркава» впервые приняли участие в боевых действиях в Ливанской кампании 1982 года, которая показала, что они все же могут быть поражены 125-мм снарядами Т-72 — основных противников на поле боя. И разумеется, исходя из мнения военного руководства Израиля — «Защита экипажа — превыше всего» — вновь предстояло решить задачу повышения защищенности танка.
На новом танке разработчики применили модернизированную модульную броню — стальные пакеты-коробки со многими слоями специальной брони внутри, которые крепились на болтовых соединениях к поверхности танка «Меркава» Мк.3, образуя дополнительную встроенную динамическую защиту, так называемого пассивного типа. В случае разрушения модуля, его можно было заменить без особых проблем. Такую броню установили на корпусе, прикрыв МТО, лобовую и надгусеничные части, и на башне — на крыше и по бокам, усилив таким образом «верхнюю» поверхность танка на случай попадания снаряда сверху. При этом длина башни увеличилась на 230 мм. Для защиты ходовой части бортовые экраны с внутренней стороны еще дополнили 25-мм стальными листами.
Основной боевой танк Меркава 3
Меркава 3
Израильские танкостроители провели в конце 1980-х годов основательную модернизацию танка Merkava Mk.2. В результате модернизации, основной боевой танк (main battle tank) Меркава 3 (Merkava Mk.3) получил улучшенную броневую модульную защиту корпуса и башни, крепящуюся к основной брони болтами. Специальная модульная броня представляет собой стальные коробки, внутри которых находится массивная многослойная броня.
Усиление защищенности основного боевого танка Меркава 3 со стороны кормы достигнуто путем установки на кормовом бронелисте вместо фильтровентиляционной установки (ФВУ) и отсека аккумуляторных батарей бронированных топливных баков. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи помещены в надгусеничных спонсонах.
Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок поворота башни и наведения пушки, которые находились в кормовой нише башни, заменены на электрические приводы.
Основной боевой танк Меркава 3 снабжен системой обнаружения лазерного излучения LWS-2, датчики которой установлены по бортам кормы башни и над стволом орудия. Датчики дают суммарный круговой обзор и данные азимута лазерного облучения поступают на обработку и выводятся на небольшом дисплее у места командира. Это дает время на принятие мер противодействия.
основной боевой танк Меркава 3 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой MG251 производства «Israel Military Industries» (IMI). Ствол пушки снабжен эжектором пороховых газов и теплоизоляционным кожухом. Установка 120-мм пушки значительно повысила огневую мощь танка. Боекомплект к танку насчитывает 46 выстрелов, которые хранятся в специальных контейнерах, а 5 выстрелов – в специальной барабанной обойме, установленной на вращающемся полике башни. Пушка стабилизирована в двух плоскостях.
Танк Меркава 3 снабжен новой системой управления огнем (СУО) «Матадор-3», состоящей из стабилизированного дневного и ночного комбинированного прицела наводчика с интегрированным лазерным дальномером, баллистического вычислителя, датчиков ввода параметров окружающей среды и двухплоскостного стабилизатора пушки. Дневной и ночной каналы прицела наводчика соединены с прицелом командира. Поэтому командир может давать наводчику целеуказания и при необходимости вести огонь из пушки.
В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) установлен форсированный дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом AVDS-1790-9AR мощностью 1200 л.с. (883 кВт) в едином блоке с трансмиссией фирмы «Ашот», аналогичной танку Меркава Мк.2.
Гусеничный ход танка Меркава 3 также модернизирован. Качающиеся части пружинных балансиров развернуты к корме. На танках Меркава Мк.1 и Мк.2 нечетные по счету балансиры направлены в лобовую сторону, а четные – в сторону кормы. Четные опорные катки снабжены гидравлическими роторными амортизаторами. Передние и задние катки имеют гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков становит 300 мм.
Серийное производство основного боевого танка Меркава 3 было начато весной 1990 года, которое прерывалось летом 1990 года в связи с вторжением Ирака в Кувейт. В этот период Израиль бросил все средства и силы на ремонт имеющейся бронетехники. В начале 1991 года серийное производство танка Меркава 3 было возобновлено.
В 1994 году появилась модификация танка Меркава под наименованием Меркава 3Б (Merkava Mk.3B), имеющая усовершенствованную броневую защиту башни, измененную форму люка заряжающего, измененную установку внутреннего миномета и интегрированный в ФВУ кондиционер.
В 1996 году началось серийное производство модификаций основного боевого танка Меркава 3Б Баз (Merkava Mk.3B Baz), с установленной новой СУО «Баз», способной в автоматическом режиме сопровождать маркированную движущуюся цель. Также в систему управления огнем был включен панорамный прицел командира.
В 1999 году в серийное производство пошла модификация основного боевого танка под названием Меркава 3Д (Merkava Mk.3D — Baz dor Dalet). Танк имеет улучшенную круговую защиту башни с помощью модульной брони новой конфигурации. На танке применены цельнометаллические опорные катки новой конструкции вместо обрезиненных.
За период с 1990 по 2000 годы выпущено до 680 основных боевых танков Меркава 3 всех модификаций.
Модификации танка Merkava
«Меркава» Mk 1 (Merkava Siman 1) — первый серийный вариант. Выпускался с 1979 по 1983 год. Изготовлено около 330 единиц.
«Меркава» Mk 1В — частичная модернизация уже построенных Mk 1 до уровня Mk 2. На корзину на корме башни укреплен противокумулятивный экран в виде цепей с шарами; заменены бортовые экраны; в передней части башни установлены дымовые гранатометы; На башне нет дополнительного бронирования, 60-мм миномёт остался на ее правом борту снаружи, на корме корпуса нет корзин для имущества, выполняющих роль противокумулятивных экранов.
«Меркава» Mk 2 (Merkava Siman 2) — вторая серийная модель. Имеет дополнительное бронирование лобовой и бортовой проекции башни, лобовой проекции корпуса, 60-мм миномет установлен внутри башни слева (можно вести огонь без выхода из танка), стальные фальшборта, защищающие подвеску и борта от кумулятивных снарядов и поджатые мощными пружинами, для того чтобы они не подскакивали во время движения по пересеченной местности, открывая при этом борта танка. Кроме того, танк оснащен СУО Matador Mk 2, состоящей из комплекса приборов наблюдения, двухплоскостного стабилизатора с электрогидравлическим приводом, электронного баллистического вычислителя и лазерного прицел-дальномера на иттриево-алюминиевом гранате. Дизельный двигатель мощностью 900 л. с. остался прежний, но установлена более эффективная трансмиссия производства израильской фирмы Ashot Ashkelon, что дает увеличение дальности хода на четверть. Боевая масса танка — 61 т. В 1983 — 1989 годах изготовлено около 600 единиц.
«Меркава» Mk 2В — усовершенствованная модель с более современной СУО (с тепловизором) и усиленным бронированием крыши башни.
«Меркава» Mk 2B «Дор Далет» («Меркава» Mk 2D) — модернизация для ранее изготовленных «Меркава» Mk 2В. Дополнительное бронирование корпуса и башни так называемой «броней 4-го поколения». Внешнее отличие — характерные модули брони на бортах башни, сильно отличающиеся от аналогичных модулей на Merkava Mk 3 Dor Dalet, также имеющего броню 4-го поколения (скошены вниз, в то время как у Мк 3 — расставлены в сторону параллельно корпусу). Кроме того, танк имеет хорошо заметные дополнительные бронелисты на бортах корпуса, над бортовыми экранами, и также на левой стороне лобовой части корпуса над местом механика-водителя.
Танк «Меркава» Mk 3
«Меркава» Mk 3 — защищённость танка повышена за счёт применения модульной броневой защиты корпуса и башни, передние и боковые поверхности танка защищены модулями «специальной брони», крепящихся к корпусу и башне болтами. В кормовом бронелисте установлены бронированные топливные баки вместо отсеков фильтровентиляционной установки (перенесена на корму башни) и аккумуляторных батарей (перенесены в надгусеничные ниши-спонсоны). Также на танк установлена система обнаружения лазерного излучения LWS-2, новая 120-мм гладкоствольной пушка MG251, новая СУО «Матадор-3». Масса танка 65 тонн. Экипаж 4 и десант 6 человек.
«Меркава» Mk 4 — новый двигатель GD883 (американский) мощностью 1500 л. с. с автоматической трансмиссией, модернизированная ходовая часть. Изменилась конфигурация броневых модулей башни, бронирование крыши, орудие оснащено маской. Люк заряжающего убрали, убрали также решётки забора воздуха на нишах, клиренс сократили до 430 мм. Водитель получил видеокамеру заднего обзора, прицел наводчика перенесён на крышу. Танк оснащён новым панорамным прицелом командира с независимым тепловизором и бортовой боевой информационно-управляющей системой «Цаяд». Вес снаряженной «Меркавы» 4-го поколения перевалил за 70 тонн, делая, таким образом, эту машину самым тяжелым основным боевым танком в мире на сегодняшний день. При этом, учитывая габариты машины, её защищенность, хотя и остается чрезвычайно высокой, уступает почти на четверть более легким российским танкам типа Т-90.
Основной боевой танк Меркава 3
Меркава 3
Израильские танкостроители провели в конце 1980-х годов основательную модернизацию танка Merkava Mk.2. В результате модернизации, основной боевой танк (main battle tank) Меркава 3 (Merkava Mk.3) получил улучшенную броневую модульную защиту корпуса и башни, крепящуюся к основной брони болтами. Специальная модульная броня представляет собой стальные коробки, внутри которых находится массивная многослойная броня.
Усиление защищенности основного боевого танка Меркава 3 со стороны кормы достигнуто путем установки на кормовом бронелисте вместо фильтровентиляционной установки (ФВУ) и отсека аккумуляторных батарей бронированных топливных баков. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи помещены в надгусеничных спонсонах.
Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок поворота башни и наведения пушки, которые находились в кормовой нише башни, заменены на электрические приводы.
Основной боевой танк Меркава 3 снабжен системой обнаружения лазерного излучения LWS-2, датчики которой установлены по бортам кормы башни и над стволом орудия. Датчики дают суммарный круговой обзор и данные азимута лазерного облучения поступают на обработку и выводятся на небольшом дисплее у места командира. Это дает время на принятие мер противодействия.
основной боевой танк Меркава 3 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой MG251 производства «Israel Military Industries» (IMI). Ствол пушки снабжен эжектором пороховых газов и теплоизоляционным кожухом. Установка 120-мм пушки значительно повысила огневую мощь танка. Боекомплект к танку насчитывает 46 выстрелов, которые хранятся в специальных контейнерах, а 5 выстрелов – в специальной барабанной обойме, установленной на вращающемся полике башни. Пушка стабилизирована в двух плоскостях.
Танк Меркава 3 снабжен новой системой управления огнем (СУО) «Матадор-3», состоящей из стабилизированного дневного и ночного комбинированного прицела наводчика с интегрированным лазерным дальномером, баллистического вычислителя, датчиков ввода параметров окружающей среды и двухплоскостного стабилизатора пушки. Дневной и ночной каналы прицела наводчика соединены с прицелом командира. Поэтому командир может давать наводчику целеуказания и при необходимости вести огонь из пушки.
В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) установлен форсированный дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом AVDS-1790-9AR мощностью 1200 л.с. (883 кВт) в едином блоке с трансмиссией фирмы «Ашот», аналогичной танку Меркава Мк.2.
Гусеничный ход танка Меркава 3 также модернизирован. Качающиеся части пружинных балансиров развернуты к корме. На танках Меркава Мк.1 и Мк.2 нечетные по счету балансиры направлены в лобовую сторону, а четные – в сторону кормы. Четные опорные катки снабжены гидравлическими роторными амортизаторами. Передние и задние катки имеют гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков становит 300 мм.
Серийное производство основного боевого танка Меркава 3 было начато весной 1990 года, которое прерывалось летом 1990 года в связи с вторжением Ирака в Кувейт. В этот период Израиль бросил все средства и силы на ремонт имеющейся бронетехники. В начале 1991 года серийное производство танка Меркава 3 было возобновлено.
В 1994 году появилась модификация танка Меркава под наименованием Меркава 3Б (Merkava Mk.3B), имеющая усовершенствованную броневую защиту башни, измененную форму люка заряжающего, измененную установку внутреннего миномета и интегрированный в ФВУ кондиционер.
В 1996 году началось серийное производство модификаций основного боевого танка Меркава 3Б Баз (Merkava Mk.3B Baz), с установленной новой СУО «Баз», способной в автоматическом режиме сопровождать маркированную движущуюся цель. Также в систему управления огнем был включен панорамный прицел командира.
В 1999 году в серийное производство пошла модификация основного боевого танка под названием Меркава 3Д (Merkava Mk.3D — Baz dor Dalet). Танк имеет улучшенную круговую защиту башни с помощью модульной брони новой конфигурации. На танке применены цельнометаллические опорные катки новой конструкции вместо обрезиненных.
За период с 1990 по 2000 годы выпущено до 680 основных боевых танков Меркава 3 всех модификаций.
Оценка боевой машины и ее будущее
ОБС «Меркава» — это, без сомнения, один из лучших танков современности. Он имеет определенные недостатки, вызванные, в первую очередь, его нестандартной компоновкой. Из-за расположения двигателя в передней части машины нос танка сильно перетяжелен, что создает при стрельбе сильные продольные колебания корпуса и снижает точность. Тепло от двигателя сбивают работу прицельных приспособлений.
Нынешняя масса танка достигла 70 тонн, что говорит о невозможности дальнейшего наращивания брони. Массовое внедрение на танках СУО изменило статистику попаданий, теперь их больше приходится на корпус. У «Меркавы» он защищен меньше, чем башня.
Однако общая защищенность «Меркавы», удобство работы экипажа, высокая огневая мощь перевешивает вышеуказанные недостатки. При поражении израильского танка его экипаж просто превращается в пехоту, а любое серьезное поражение советских танков (российских, украинских) практически гарантировано приводит к гибели танкистов.
Mark 1
Для защиты днища от взрывных устройств, мин и самодельных фугасов и приняли особые меры безопасности. Днище «меркав» выполнено V-образной формы, гладким. Оно смонтировано из двух стальных листов — верхнего и нижнего, между которыми залито топливо . Считалось, что такой своеобразный бак сможет еще более усилить защиту экипажа от подрывов. В «Меркаве» Мк.3 топливо сюда заливать не стали: решили, что ударный импульс воздух все же проводит слабее, чем любая жидкость.
Боевые действия в Ливане выявили слабую защищенность танка с кормы — при попадании гранат РПГ происходила детонация размещенного здесь боезапаса. Выход нашли достаточно простой, установив позади корпуса дополнительные бронированные топливные баки. При этом фильтровентиляционную установку перенесли в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи — в надгусеничные ниши. Кроме того, в корме еще навесили на шарнирах «предохранительные» корзины с наружными алюминиевыми листами. В них укладывались ЗИП и личные вещи экипажа. В результате длина танка увеличилась почти на 500 мм.
С целью улучшения маневренности и подвижности танка форсированный до 900 л.с. двигатель AVDS-1790-5A был заменен на 1200-сильный AVDS-1790-9AR V-12, работавший совместно с отечественной гидромеханической трансмиссией Ashot. Новый двигатель — дизельный, 12-цилиндровый, воздушного охлаждения, V-образный с турбонагнетателем обеспечивал удельную мощность 18,5 л.с./т; разработан той же, что и прежний, американской фирмой General Dinamics Land Systems.
В ходовой части поставлено по шесть опорных катков и по пять поддерживающих на борт. Ведущие колеса — передние. Траки — цельнометаллические с открытым шарниром. Подвеска осталась независимой. Однако на опорных катках стали использовать сдвоенные цилиндрические винтовые пружины, на четырех средних катках поставили гидравлические амортизаторы роторного типа, на передних и задних — гидравлические упоры. Ход опорных катков увеличили до 604 мм. Плавность хода танка значительно улучшилась. Применили также встроенный механизм натяжения гусениц, что дало экипажу возможность их регулировки без выхода из танка. Гусеницы имеют цельностальные траки с открытым шарниром. При движении по асфальтированным дорогам они могут меняться на траки с резино-накладками.
Системы управления огнем танков:
Конструкция танка Merkava
Корпус танка сварной, изготовлен из литых и катаных броневых деталей. Верхняя лобовая деталь расположена под большим углом наклона. Ее правая сторона несколько выше, чем левая, что связано с размещением здесь двигателя. Лобовая броня многослойная, за ее первым слоем находится пространство, заполненное дизельным топливом, затем идет еще один слой брони. Верхняя кромка лобовой детали корпуса размещена выше уровня погона башни и защищает стык между корпусом и башней, который обычно является уязвимым местом. Для повышения защиты от противотанковых мин днищу корпуса придана своеобразная арочная форма. На бортах корпуса установлены противокумулятивные экраны.
В кормовой части корпуса расположена двухстворчатая дверь, верхняя створка открывается вверх, нижняя — вниз. Через эту дверь загружаются боеприпасы или раненный член экипажа другого танка, кроме того, она может использоваться для аварийного выхода.
Башня — литая со сварными лобовыми деталями, имеет небольшое поперечное сечение, заостренную от бортов к носовой части клиновидную форму и развитую кормовую нишу. В башне размещены три члена экипажа.Командир и наводчик располагаются справа от пушки, а заряжающий — справа.
В боекомплект танка входят выстрелы с четырьмя типами снарядов: бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный и дымовой. Шесть выстрелов уложены в боевом отделении ниже башенного погона, а остальные — в кормовой части корпуса. 12 выстрелов хранятся в контейнерах из огнестойкого материала, рассчитанных на два выстрела каждый, а 44 — в контейнерах на четыре выстрела. При необходимости, боекомплект может быть увеличен до 85 или 90 выстрелов (pf счет размещения в «десантном» отделении.
Merkava имеет по шесть опорных катков диаметром 790 мм на борт (катки взаимозаменяемы с танком Centurion) с ведущими колесами переднего расположения, направляющими заднего, а также с четырьмя поддерживающими роликами. Каждый каток снабжен пружинной подвеской, два передних катка имеют гидравлические амортизаторы.
Танк оснащен системой коллективной защиты, имеющей фильтровентиляционную установку и систему автоматического пожаротушения.
Танк «Меркава» Mk 2
Описание конструкции
Основным отличием «Меркавы» от других современных танков является ее компоновка: мотор и трансмиссия располагается в передней части корпуса, а боевое отделение занимает среднюю и заднюю часть. В кормовой части танка находится десантный отсек, в котором можно перевозить пехотинцев, раненых, дополнительные боеприпасы или сменный экипаж. Это уникальная конструкторская идея, по сути, превращает «Меркаву» в универсальную машину, способную выполнять роль БМП и БТР.
Еще одним нестандартным решением является конструкция корпуса и башни танка – они литые. Броня «Меркавы» имеет большие углы наклона, моторное отделение смещено к правому борту танка, слева находится отделение управления с местом механика-водителя. У него есть три прибора (перископа) наблюдения, но из-за смещения его рабочего места влево, обзор сильно ограничен.
Между моторным и боевым отделением установлена броневая перегородка. Основной запас топлива находится в задней части бронированных надгусеничных ниш, в их передней части находятся воздухозаборники.
Башня танка имеет клинообразную форму, что способствует увеличение количества рикошетов при попаданиях в ее переднюю часть. Башня «Меркавы» имеет разнесенное бронирование, между двумя основными стенками располагаются дополнительные элементы защиты. В задней части башни находится корзина.
В башне находятся места для трех членов экипажа: заряжающего, командира танка и наводчика. Место заряжающего расположено слева от орудия, при необходимости он может выполнять функции наводчика или водителя. Место наводчика – справа от орудия, для выполнения своих функций он располагает оптическим прицелом с лазерным дальномером и баллистическим вычислителем. Для общего обзора есть перископический наблюдательный прибор.
Место командира находится позади и немного выше наводчика. У него установлен панорамный оптический прицел, кроме того, командир имеет доступ к данным, которые получает наводчик. Основываясь на них, он может давать целеуказания или наводить орудие.
В задней части танка находится отсек, в котором могут разместиться десантники (6 человек), четыре носилки с ранеными или дополнительный боекомплект. Тактика использования «Меркавы» не предусматривает перевозку десанта, обычно задний отсек используется для дополнительных снарядов.
«Меркава Mk.1» вооружена 105-мм пушкой М68, созданной в США и выпускаемой в Израиле по лицензии. Пушка стабилизирована в двух плоскостях, имеет термокожух. Боекомплект составляет 62 выстрела. С пушкой спарен бельгийский 7,62-мм пулемет MAG, выпускаемый по лицензии. Еще два пулемета (7,62 мм) установлены на крыше башни. Над стволом орудия находится пулемет калибра 12,7 мм, который управляется дистанционно. Также на башне установлен 60-мм миномет, его боекомплект 30 мин.
Двигатель – американский дизель AVDS-1790-5A с турбонаддувом, трансмиссия — CD-850-6B, также производства США, она доработана местными специалистами.
Подвеска пружинная, типа Кристи. На каждой стороне находится шесть обрезиненных опорных катков и пять – поддерживающих. Гусеницы цельнометаллические, их ширина составляет 640 мм.
Основной боевой танк Меркава 3
Меркава 3
Израильские танкостроители провели в конце 1980-х годов основательную модернизацию танка Merkava Mk.2. В результате модернизации, основной боевой танк (main battle tank) Меркава 3 (Merkava Mk.3) получил улучшенную броневую модульную защиту корпуса и башни, крепящуюся к основной брони болтами. Специальная модульная броня представляет собой стальные коробки, внутри которых находится массивная многослойная броня.
Усиление защищенности основного боевого танка Меркава 3 со стороны кормы достигнуто путем установки на кормовом бронелисте вместо фильтровентиляционной установки (ФВУ) и отсека аккумуляторных батарей бронированных топливных баков. ФВУ перенесена в кормовую нишу башни, а аккумуляторные батареи помещены в надгусеничных спонсонах.
Гидроаккумулятор и гидравлический силовой блок поворота башни и наведения пушки, которые находились в кормовой нише башни, заменены на электрические приводы.
Основной боевой танк Меркава 3 снабжен системой обнаружения лазерного излучения LWS-2, датчики которой установлены по бортам кормы башни и над стволом орудия. Датчики дают суммарный круговой обзор и данные азимута лазерного облучения поступают на обработку и выводятся на небольшом дисплее у места командира. Это дает время на принятие мер противодействия.
основной боевой танк Меркава 3 вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой MG251 производства «Israel Military Industries» (IMI). Ствол пушки снабжен эжектором пороховых газов и теплоизоляционным кожухом. Установка 120-мм пушки значительно повысила огневую мощь танка. Боекомплект к танку насчитывает 46 выстрелов, которые хранятся в специальных контейнерах, а 5 выстрелов – в специальной барабанной обойме, установленной на вращающемся полике башни. Пушка стабилизирована в двух плоскостях.
Танк Меркава 3 снабжен новой системой управления огнем (СУО) «Матадор-3», состоящей из стабилизированного дневного и ночного комбинированного прицела наводчика с интегрированным лазерным дальномером, баллистического вычислителя, датчиков ввода параметров окружающей среды и двухплоскостного стабилизатора пушки. Дневной и ночной каналы прицела наводчика соединены с прицелом командира. Поэтому командир может давать наводчику целеуказания и при необходимости вести огонь из пушки.
В моторно-трансмиссионном отделении (МТО) установлен форсированный дизельный двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом AVDS-1790-9AR мощностью 1200 л.с. (883 кВт) в едином блоке с трансмиссией фирмы «Ашот», аналогичной танку Меркава Мк.2.
Гусеничный ход танка Меркава 3 также модернизирован. Качающиеся части пружинных балансиров развернуты к корме. На танках Меркава Мк.1 и Мк.2 нечетные по счету балансиры направлены в лобовую сторону, а четные – в сторону кормы. Четные опорные катки снабжены гидравлическими роторными амортизаторами. Передние и задние катки имеют гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков становит 300 мм.
Серийное производство основного боевого танка Меркава 3 было начато весной 1990 года, которое прерывалось летом 1990 года в связи с вторжением Ирака в Кувейт. В этот период Израиль бросил все средства и силы на ремонт имеющейся бронетехники. В начале 1991 года серийное производство танка Меркава 3 было возобновлено.
В 1994 году появилась модификация танка Меркава под наименованием Меркава 3Б (Merkava Mk.3B), имеющая усовершенствованную броневую защиту башни, измененную форму люка заряжающего, измененную установку внутреннего миномета и интегрированный в ФВУ кондиционер.
В 1996 году началось серийное производство модификаций основного боевого танка Меркава 3Б Баз (Merkava Mk.3B Baz), с установленной новой СУО «Баз», способной в автоматическом режиме сопровождать маркированную движущуюся цель. Также в систему управления огнем был включен панорамный прицел командира.
В 1999 году в серийное производство пошла модификация основного боевого танка под названием Меркава 3Д (Merkava Mk.3D — Baz dor Dalet). Танк имеет улучшенную круговую защиту башни с помощью модульной брони новой конфигурации. На танке применены цельнометаллические опорные катки новой конструкции вместо обрезиненных.
За период с 1990 по 2000 годы выпущено до 680 основных боевых танков Меркава 3 всех модификаций.