Бронеавтомобиль Rooikat
Содержание
Боевые столкновения на юге Африки с участием тяжелой техники не были редкостью. Анголо-кубинские войска широко использовали танки Т-54/55, с которыми могли бороться бронеавтомобили “Эланд” и “Ратель”. Более современные Т-62 были им уже не по зубам. На вооружении сухопутных войск ЮАР состояло несколько сотен танков “Центурион”, 105-мм пушки которых могли пробивать броню Т-62, однако специфические условия полупустынь и рейдовый (со стороны ЮАР) характер боевых действий говорили за то, что лучшим истребителем танков будет колесная машина.
Разработка тяжелого бронеавтомобиля, получившего название “Руикат” (рысь), началась в 1976 году. Южноафриканские конструкторы имели относительно небольшой опыт проектирования колесной бронированной техники, видимо и военные не очень ясно представляли какая машина им нужна, поэтому было построено три опытных варианта, которые хотя и имели похожую компоновку, внешне очень сильно друг от друга отличались. В конце концов, заказчик определил “Руикат” как бронеавтомобиль для ведения разведки в ходе глубоких рейдов, однако на начальных этапах разработки и испытаний машины ставилась и задача борьбы с танками. После продолжительных испытаний было принято решение сконцентрировать усилия на дальнейшей разработке четырехосной машины, вооруженной 76-мм пушкой. За годы разработки и испытаний машины военно-политическая обстановка в мире резко изменилось. Прекратился и поток вооружений в Анголу. Масштабных танковых боев больше не предвиделось, поэтому командование вооруженных сил ЮАР справедливо посчитало, что 76-мм пушки будет вполне достаточно для вооружения тяжелого разведывательного бронеавтомобиля. Дополнительным фактором в пользу 76-мм пушки по сравнению со 105-мм была возможность размещения в бронеавтомобиле большего числа снарядов. Программе был дан “зеленый свет” и в дополнение к опытной машине, в 1986-1987 гг. было построено пять бронеавтомобилей, еще четыре предсерийных машины вышли на испытания в 1989 году. Серийное производство началось в 1990 году. Пушечный бронеавтомобиль скомпонован по образцу классического танка: отделение управления спереди, в средней части боевое отделение с вращающейся башней и в задней – моторно-трансмиссионное отделение. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. Лобовая броня устойчива к попаданию 23мм бронебойных снарядов советской зенитной установки ЗУ-23, широко использовавшейся в сражениях на юге Африки как для борьбы с воздушными, так – и с наземными целями. Испытания опытных образцов также показали, что корпус обеспечивает защиту членов экипажа от детонации противотанковых мин. Между второй и третьей осью в бортах имеются люки для аварийного покидания бронеавтомобиля экипажем. Место водителя находится в передней части корпуса по оси машины. Над его сиденьем расположен люк. Перед люком находятся три перископических наблюдательных прибора, вместо центрального предусмотрена возможность установки бесподсветочного прибора ночного видения. Для движения в темное время суток имеются прикрытые бронестеклами фары. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. Боевое отделение расположено в средней части машины. В трехместной сварной башне LIW-76 установлена 76-мм пушка GT4 длиной 62 калибра. Стальная броня башни обеспечивает защиту от попаданий снарядов калибра 23 мм в лобовой части и от 7,62-мм бронебойных пуль с бортов и с кормы. Орудие GT4 разработано на базе морской пушки ОТО/Мелара 76/62, Подкалиберный оперенный снаряд пушки GT4 имеет начальную скорость 1600 м/с и способен пробивать броню танков Т-54/55/62 на дистанции до 2000 м. Максимальная дальность стрельбы 12.000 м, дальность прямого выстрела – 3000 м. На пушку одет термоизоляционный кожух, установлена система продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 49 снарядов, из них 9 размещаются вертикально в башне. С левой стороны от орудия установлен 7,62-мм пулемет. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Цифровая система управления огнем учитывает поправки на дальность до цели, ее скорость, атмосферные условия, тип боеприпаса, температуру внутри машины и в совокупности с системой стабилизации силового типа на поплавковых датчиках угловой скорости позволяет вести стрельбу без остановки бронеавтомобиля. Время реакции на угрозу у подготовленного экипажа всего 2 сек. Угол возвышения пушки и пулемета от -10° до +20°. У командира, сиденье которого находится справа от пушки, по периметру командирской башенки установлено восемь неподвижных перископических смотровых приборов. Над командирской башенкой смонтирован 7,62-мм пулемет на кольцевой турели. Боезапас к обеим пулеметам составляет 3600 патронов. Наводчик размещается непосредственно за местом командира. Установленный на крыше башни перископический наблюдательный прибор наводчика GS-35 имеет дневной, с 8-кратным увеличением, и ночной, с 7-кратным увеличением на базе электронного усилителя изображения, каналы, а также встроенный лазерный дальномер. Дополнительно, у наводчика установлен телескопический прицел с 5,5-кратным увеличением. С левой стороны орудия расположено сиденье заряжающего. Моторно-силовое отделение находится в задней части корпуса. На бронеавтомобиле установлен десятицилиндровый двигатель водяного охлаждения V-10 мощностью 563 л. с. Коробка передач автоматическая, семискоростная (шесть скоростей для переднего хода, одна – для заднего). Дизельный двигатель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого блока для простоты замены в полевых условиях. Автоматическая система пожаротушения установлена и в моторно-трансмиссионном, и в боевом отделениях. Бронеавтомобиль “Руикат” оборудован фильтро-вентиляционной установкой, защищающей экипаж от химического и бактериологического оружия. Внутри корпуса поддерживается небольшое избыточное давление. Все восемь колес машины ведущие, передние четыре колеса управляемые, в контур управления включены гидроусилители. Подвеска независимая, пружинного типа с гидроамортизаторами. Колеса оснащены шинами размерами 14,00 х 20. Бронеавтомобиль “Руикат” не оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках. Большое внимание при разработке машины уделялось защите от детонации мин. “Руикат” способен сохранять способность двигаться даже при подрыве на мине двух колес с одной стороны. Серийное производство бронеавтомобилей началось в 1989 году. Первая строевая часть была полностью оснащена ими в 1990 году. К началу 1997 года на вооружениии сухопутных войск ЮАР состояло 170 бронеавтомобилей “Руикат”, их серийное производство продолжается, всего планируется построить более 200 машин.
“РУИКАТ” 105
Для возможных зарубежных заказчиков был разработан вариант бронеавтомобиля “Руикат”, вооруженный 105-мм пушкой. Постройка трех опытных образцов закончилась в 1995 году. испытания с боевой стрельбой начались в начале 1996 года. Пушка GT7 представляет собой модернизированную для установки на колесную машину английскую танковую пушку L7. На “Руикате”, вооруженном 105-мм пушкой, смонтирована система управления огнем, аналогичная системе основного боевого танка “Олифант” Mk.1. Машина оснащена приемником LNS-90 спутниковой навигационной системы GPS. Достоверной информации о принятии на вооружение бронеавтомобилей “Руикат” со 105-мм пушкой не имеется, однако в западной прессе сообщалось, что в ЮАР построено 28 машин для неназванного заказчика.
“РУИКАТ” ZA-35
На шасси бронеавтомобиля “Руикат” установлена двухместная башня с двумя 35-мм автоматическими пушками. Система управления огнем имеет радиолокационный и оптический каналы. Построен опытный образец.
“РУИКАТ” ZA-HVM
ЗРК на базе бронеавтомобиля «Руикат» с четырьмя УР класса “земля-воздух” SAHV-3, система наведения имеет радиолокационный и оптический каналы. Работы по программе ЗРК ZA-HVM находятся в стадии испытаний опытного образца.
Серийная БРМ “Руикат”
Колесная формула – 8х8
Боевая масса, кг – 28000
Длина корпуса, м – 7,1
Длина с пушкой вперед, м – 8,2
Ширина,м – 2,9
Высота по крыше корпуса, м – 1,76
Высота по крыше башни, м – 2,5
Высота габаритная, м – 2,8
Колесная база, м – 1,55/2,03/1,63
Ширина колеи, м – 2,5
Дорожный просвет, м – 0,41
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 120
Запас хода по шоссе, км – 900
Емкость топливного бака, л – 540
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,0
ширина траншеи, м – 2,0
подъем – 70%
Экипаж, чел. – 4
ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКОВ «ЦЕНТУРИОН»
ДАНИЯ
В 1983 году датские танки «Центурион» Мк.5 оборудовали дневным прицелом шведской фирмы «Эриксон» с встроенным лазерным дальномером.
ИЗРАИЛЬ
Первые танки «Центурион» для вооруженных сил Израиля закупили в Великобритании в 1959 году в качестве ответной меры на поставку Египту советских Т-54А. Переговоры о приобретении «центурионов» начались в 1956-м, контракт на 16 машин модификации Мк.5 из состава британской армии и 14 новых Мк.7 подписали в декабре 1958-го. А в мае 1960 года заключили новое соглашение еще на 60 танков Мк.5 (как и предыдущие, эти «пятерки» уже послужили в английских вооруженных силах).
В начале 1960-х годов «центурионы» были самыми современными танками Армии обороны Израиля. Тем не менее, сразу же после принятия их на вооружение стали предприниматься попытки увеличения боевой эффективности танков. Так, на башнях смонтировали пулеметы «Браунинг» М2 калибра 12,7 мм. В 1961 году с англичанами договорились о перевооружении всех 90 поставленных машин 105-мм пушками L7. Кроме того, в 1962 году закупили еще 45 танков Мк.5, на которые 105-мм пушки устанавливались в Великобритании уже перед отправкой в Израиль. Поставки продолжались вплоть до шестидневной войны 1967 года. К началу боевых действий на вооружении армии Израиля находилось 385 «центурионов» разных вариантов, все с 105-мм пушками. Незадолго до войны, в 1964 году, рассматривался вопрос о возможности перевооружения их 120-мм орудиями L11, аналогичными пушкам танков «Чифтен». Англичане были готовы поставлять такие орудия.
Всего же Израиль получил примерно 1100 «центурионов» различных вариантов.
Несмотря на то, что какое-то время «Центурион» являлся наиболее мощным израильским танком, популярностью среди танкистов он не пользовался из-за низкой надежности двигательной установки. В 1967 году было принято решение о модернизации танков путем замены двигателей. В мае того же года с американской фирмой «Теледайн Континенталь» заключили соглашение на поставку 400 танковых дизелей AVDS-1790-2АС.
Механическую трансмиссию «Меррит- Браун» предполагалось заменить гидромеханической «Аллисон» CD-850-6. Новый моторно-трансмиссионный блок превосходил по размерам старый, поэтому кормовой лист корпуса пришлось отклонить на 3,5° от вертикали, а крышу МТО поднять. Удалось также увеличить емкость топливных баков, что, наряду с установкой менее «прожорливого», чем бензиновый мотор, дизеля, привело к возрастанию запаса хода почти вдвое. Кроме модернизации силового блока, были усовершенствованы тормоза, установлены новые системы пожаротушения и электроснабжения, некоторые машины получили 12,7-мм пулемет, монтировавшийся над стволом орудия. Стрельба из пулемета велась дистанционно с помощью электроспуска. Внешне модернизированный «Центурион» отличали МТО увеличенной высоты, отклоненный назад кормовой бронелист корпуса и наличие воздухоочистителя, размещенного на надгусеничной полке.
Первый модернизированный «Центурион» передали войскам в мае 1970 года, где он получил название «Шот» («Кнут»); неофициально его называли «Бен-Гурион». К началу войны 1973 года в вариант «Шот» переоборудовали большую часть израильских «центурионов». В дальнейшем на них установили лазерный дальномер и приборы ночного видения, а также динамическую защиту типа «Блэйзер» массой 850 кг (по своей эффективности эквивалентной стальной броне массой 10 т).
Бронетранспортер «Пума»
По мере поступления в танковые войска ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) более современных боевых машин «центурионы» снимались с вооружения. Часть из них переоборудовалась в бронетранспортеры «Пума», считающиеся наиболее защищенными в мире. Вместо башни на танках монтировалась открытая сверху конструкция из плоских, установленных с наклоном бронелистов. По бортам импровизированной рубки располагалось пять кронштейнов для установки пулеметов. Была предусмотрена возможность монтажа блоков динамической защиты «Блэйзер» или дополнительных бронелистов.
Самоходная пусковая установка 290-мм неуправляемых ракет MAR-290
В 1984 году прошли испытания самоходной пусковой установки 290-мм неуправляемых ракет MAR-290, созданной на базе «Центуриона». Вместо башни монтировалась поворотная платформа с четырьмя пусковыми трубчатыми направляющими. Калибр самой ракеты составлял 290 мм, но ее стабилизатор не складывался и имел размах 540 мм, поэтому пусковые трубы пришлось сделать диаметром 700 мм. Длина ракеты — 5450 мм, длина направляющей — 6 м. Платформа с направляющими имела круговое вращение, угол наведения направляющих в вертикальной плоскости — от 0° до +60°. Наведение ракет осуществлялось гидравликой. Экипаж состоял из четырех человек: командира, механика-водителя и двух операторов. Максимальная дальность стрельбы — 25 км, масса ракеты 600 кг, в том числе масса взрывчатого вещества — 302 кг. Для самообороны на корпусе самоходной установки перед люком механика-водителя размещался крупнокалиберный пулемет «Браунинг».
Высота MAR-290 с направляющими в горизонтальном положении 3600 мм, масса машины — 50 т.
Самоходно-артиллерийская установка «Солтам»
Прототип 155-мм САУ на базе танка «Центурион» был изготовлен на рубеже 1970—1980-х годов. На корпусе танка монтировалась вращающаяся башня со 155-мм пушкой-гаубицей М71 с длиной ствола 39 калибров. Дальность стрельбы — 24 км.
ИОРДАНИЯ
На вооружение сухопутных войск Иордании танки «Центурион» поступили в начале 1960-х годов; все машины со 105-мм пушками. Модернизация танков проводилась в первой половине 1980-х годов.
Подобно израильским танкам «Шот», на иорданских машинах английскую мо- торно-трансмиссионную установку заменяли американской (дизели AVDS-1790 и трансмиссия CD-850). Танки оборудовались системами управления огнем бельгийской фирмы «Сабка», близкими по конструкции и характеристикам к СУО, установленной на танке «Леопард-1»; двухплоскостными стабилизаторами пушки и приводами башни конструкции американской фирмы «Кадиллак Гэйдж Тек- строн». Модернизированные танки получили название «Тарик».
ШВЕЦИЯ
Танки «Центурион», находившиеся в сухопутных войсках Швеции, имели обозначение Strv-101 и Strv-102. Все они вооружались 105-мм пушками. Решение о их модернизации было принято в 1981 году. Английская моторно-трансмиссион- ная установка подлежала замене на силовой блок, состоявший из дизеля AVDS- 1790 и трансмиссии CD-850. На танки устанавливались новая система управления огнем, разработанная фирмой «Бо- форс», дневной прицел наводчика с 1- и 10-кратным увеличением фирмы «Эрик- сон» и лазерный дальномер. На башне монтировалась сдвоенная установка для запуска 71-мм осветительных ракет. Предусматривалась возможность монтажа динамической защиты FFV. В 1985 году проводились испытания танка «Центурион» с гидропневматической подвеской. Существовал проект «глобальной» модернизации танков Strv-101/102 путем установки 120-мм пушки, новой ходовой части и навигационной аппаратуры, систем защиты от ОМП, противопожарной, усиления бронезащиты. Однако от этих планов отказались в пользу закупки более современных танков, нежели «Центурион». Ими стали германские «леопарды 2А5».
«Олифант»
В конце 1950-х годов ЮАР закупила в Великобритании более 200 танков «Центурион», вооруженных 83,4-мм пушками. Опыт боевых действий в Анголе и Мозамбике показал недостаточную огневую мощь этих машин в борьбе с танками Т-54 и Т-55. Неудивительно, что модернизация «центурионов» была направлена, прежде всего, на усиление огневой мощи; поставки более современных танков из третьих стран исключались из-за эмбарго на поставку в ЮАР военной техники, наложенного ООН. Все работы проводились силами государственной корпорации «Армскор». Доработанные машины получили название «Олифант-1А» («Слон»), всего в конце 1970-х годов модернизировали 221 танк. 83,4-мм пушку заменили 105-мм L7 — эти танковые орудия выпускались в ЮАР по израильской лицензии. По бокам передней части башни монтировалось по четыре 81-мм гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами. Разработка новой системы управления оружием требовала значительного времени, которого в условиях ведения ЮАР боевых действий на территориях сопредельных государств и подмандатных территориях не было, поэтому ее модернизация отвечала лишь самому необходимому минимуму. Все оптическое оборудование осталось без изменений, удалось лишь поставить лазерный дальномер «Элам» с дальностью действия 8 км и баллистический вычислитель. Для ведения боя в темное время суток у командира устанавливался под- светочный прибор ночного видения, у водителя и наводчика — перископические наблюдательные приборы ENP с электронно-оптическим усилением изображения. Лазерный дальномер и электронно- оптические смотровые приборы разработали в ЮАР. Лазерный дальномер не был встроен в прицел или СУО, а конструктивно выполнялся в виде монокуляра.
Силовая установка также подверглась модернизации. Английские моторы «Метеор» заменили американскими дизелями AVDS-1750, то же самое проделали с трансмиссией. Емкость топливных баков удалось довести до 1280 л.
Модернизированный «Олифант-1А» по своим характеристикам был весьма близок к израильскому танку «Шот», правда, последний отличался более современными оптическими приборами. Есть основания полагать, что в модернизации южноафриканских танков принимали участие израильские специалисты.
«Олифант-1В»
Работы по радикальной модернизации танков «Олифант-1А» начались в 1985 году, первый прототип — «Оли- фант-1 В» — был выведен на испытания двумя годами позже. Эта машина стала наиболее совершенным вариантом «Центуриона». Ее характеристики в максимально возможной степени приближены к тактико-техническим данным основных боевых танков.
Главное вооружение осталось прежним — юаровский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1В» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни —электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введен новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперед. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объема, включенным в общие обводы башни. Юаровские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В жарком климате Южной Африки иметь на танке собственную ванну — совсем не лишне! В значительной степени была усилена бронезащита путем монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учетом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для ее разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.
Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный — 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1-, 2- , 5- и 6-м узлах — гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля — 940 л.е.; нефорсированного — 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил улучшить удельную нагрузку на мощность (16,2 л.с./т, по сравнению с 13,4 л.с./т, у «Олифанта-1А»), Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (имеет четыре скорости вперед и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч. Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1А», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесенное бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.
Переоборудование танков «Олифант- 1А» в вариант «Олифант-1В» началось в 1990 году.
Поданным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооруженных сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант-1А/1В», еще 120 танков находилось на хранении.
Боевой дебют танков «Центурион» состоялся в Корее. Военные действия против северокорейских войск официально велись под эгидой миротворческих сил ООН, основную часть которых составляли американцы. Тем не менее, американские войска были слегка «разбавлены» воинскими контингентами их союзников.
Танки «Центурион» Мк.З 8-го Королевского Ирландского гусарского полка прибыли в Корею в ноябре 1950 года. В Пхеньяне гусары оказались накануне китайского контрнаступления. Британцы получили приказ отступать раньше, чем успели вступить в сражение. Обратная дорога к 38-й параллели оказалась для англичан очень трудной—далеко не все мосты выдерживали 50-тонные «центурионы». После форсирования вброд многочисленных речек и ручьев танки покрывались дополнительной «броней» изо льда. Однако полк, не взирая на ужасные погодные условия, отступил в полном порядке и занял оборону на рубеже реки Хань. С этих позиций «центурионы» поддерживали огнем своих орудий американские патрули, действовавшие на северном берегу. Один «Центурион» роты С 11 февраля 1951 года подбил «Кромвель», захваченный китайскими добровольцами в исправном состоянии. Бывший британский танк был поражен вторым выстрелом, сделанным почти с предельной дистанции в 2700 м.
Броня крепка, и танки наши быстры.
Испытания южноафриканской бронированной разведывательной машины «Руикат»; октябрь 1988-го года
- 1 comment
- Leave a comment
- Share
- Flag
Подборка фотографий, сделанных на учениях Южноафриканской армии «Seboka 2013», проходивших в ноябре 2013-го года
В учениях принимали участие подразделения 46-й пехотной бригады, 4-го артиллерийского полка, 10-го зенитно-артиллерийского полка, 1-го танкового полка а также ряд других подразделений боевого и тылового обеспечения
- 11 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Небольшая подборка фотографий, сделанных в 80-х годов в одной из южноафриканских танковых частей (вооружённой южноафриканской модификацией «Центуриона» — «Элефантом»)
- 2 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Это уже третья часть рассказывающая о современных малоизвестных танках. Предыдущие вы сможете посмотреть в блоге пользователя Alexа. Как и в предыдущих частях все ссылки внутри статьи ведут на страницы со статьями посвящёнными отдельным машинам.
Доброго времени суток всем!
Этой работой я хочу временно закончить танковую тему. Третья часть будет посвящена малоизвестным танкам таких стран как Индия, Швеция, Польша, ЮАР,Иран, КНДР, Япония, Южная Корея, Словакия, Словения, Хорватия, Бразилия, Иордания, Румыния и Турция.
Вашему вниманию следующие машины :
Индия
Основной боевой танк Arjun. Работа над техническим проектом танка началась в 1974 году и продолжалась в течение десяти лет. В этой работе был использован опыт танкостроения ведущих зарубежных стран, по все основные элементы тапка, включая броневой корпус и башню, 120-мм нарезную пушку, боеприпасы, приборы системы управления огнем и ночного видения, двигатель и трансмиссию, были спроектированы национальными конструкторами. В период с 1985 года по 1989 год опытные образцы, которым был присвоен индекс Mk1, прошли войсковые и полигонные испытания и с 1990 года началось серийное производство первой партии из двадцати четырех танков.Индийскими конструкторами разработан также бронебойный подкалиберный снаряд с повышенными характеристиками бронепробиваемости.
Боевой вес-58,5 тонн, мощность двигателя-1400л.с, скорость-72км/ч, запас хода-450км, экипаж-4 человека, вооружение-1 пушка 120-мм, 1 пулемёт 12,7-мм, 1 пулемёт 7,62-мм.
- 9 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Как по мне, достаточно малоизвестный ОБТ. Он является, по сути, глубочайшей модернизацией английского танка Центурин. Модернизация настолько всеобъемлюща что трудно сказать, что тут от прародителя и осталось, но факт остаётся фактом.
Его история началась в 2003 году, когда компания BAE Systems получила контракт на обновление, в общей сложности, 26-и танков Олифант Mk.1B. Поставки первых машин была запланирована с 2006 – 2007 годы. Для модернизации использовали компонены и наработки полученный при создании танка ТТ D .
- 6 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Название этого танка TTD это аббревиатура, которая расшифровывается как Tank Technology Demonstrator, что обозначает – танк для демонстрации технологий. В основу этой машины был положен немецкий танк — Леопард 2, по праву считающийся, одной из лучших боевых машин мира. По замыслу военных, эта машина должна была стать основной для южноафриканской армии. Но этим идеям так и не суждено было сбыться из-за нехватки средств, хотя большинство наработок всё же нашло применение, но у же в другой машине. Эта машина была изготовлена единственном экземпляре, и хранится сейчас в Южноафриканском танковом музее.
- 10 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Подобная машина разрабатывалась в СССР на рубеже 60-70-х годов. О ней я писал в статье «Бронетранспортёр “Жалом-Б” и “Жалом-С”». Но принята на вооружение в нашей стране не была. Но как известно, всё новое это хорошее забыто старое. И ЮАР это подтвердила, у них такая машина как раз на вооружение принята.
Rooikat Class III
Третий класс был назван именем собственным Bismarck и являлся самой большой машиной в серии, с самой лучшей защитой. Поистине его можно назвать полноценным танком на колесах. По одной версии машина имела массу 41 тонну, по другой эта цифра не учитывала массу башни, а в полной комплектации она составляла 55 т.
На данный танк устанавливалась башня от танка Olifant Mk.1B с орудием 105-мм GT-3 (версия L7). Вспомогательное вооружение было представлено двумя 7,62 мм пулеметами Браунинг M1919, 60 мм казнозарядным минометом и 8 дымовыми ракетами. Экипаж машины состоял из 4 человек. Двигатель MTU-V6-6396 мощностью 786 л.с. Такая огромная масса обуславливалась желанием создать колесную машину, способную держать удар Т-55. Удалось это или нет мы так и не узнаем, однако лобовое бронирование должно быть на уровень выше других собратьев по серии.
Предсказуемо, судьба «Бисмарка» сложилась таким образом, что в данный момент он музейный экспонат. Командованию нужна была быстрая машина для рейда по тылам, а для лобовых столкновений с танками противника у них параллельно велась разработка танков Olifant, однако о них поговорим чуть позже.
После всех необходимых испытаний, в 1987 году с конвейера сошла первая партия «кошек», а в 1990 начался полноценный выпуск боевых машин. Особое внимание следует уделить проектам по улучшению огневой мощи Rooikat и машинам на ее базе.
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться114-03-2018 01:51:21
- Автор: Одетые в броню
- Администратор
- Зарегистрирован : 11-01-2017
- Сообщений: 1896
- Уважение: +57
- Возраст: 5 [2015-05-01]
- Провел на форуме:
9 дней 12 часов - Последний визит:
Вчера 14:00:07
Основной боевой танк «Olifant», Южно-Африканская Республика.
В 1976 году в ЮАР была начата программа по модернизации британских танков «Центурион», находившихся на вооружении Южно-Африканских национальных сил обороны с конца 1950-х годов. Всего было закуплено около 200 машин.
На Olifant Mk.1A вместо 83-мм использована 105-мм пушка L7A1, установлен лазерный дальномер, баллистический вычислитель, 81-мм дымовые гранатомёты, подсветочный ночной прицел командира, перископические приборы наблюдения с электронно-оптическим усилением изображения у водителя и наводчика. Английские двигатели «Метеор» заменены на американский дизельный двигатель AVDS-1750, использована американская автоматическая гидромеханическая трансмиссия. Ёмкость топливных баков доведена до 1280 л. В конце 1970-х годов модернизацию прошла 221 машина.
Следующая модернизированная версия Mk.1B была принята на вооружение в 1991 году. Переоборудовано всего 50 единиц.
Главное вооружение осталось прежним — южноафриканский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1B» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни — электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введён новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперёд. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объёма, включённым в общие обводы башни. Южноафриканские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В значительной степени была усилена бронезащита путём монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учётом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для её разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.
Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный — 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1, 2, 5 и 6-м узлах — гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля — 940 л.с.; нефорсированного — 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил повысить удельную мощность (16,2 л.с./т, по сравнению с 13,4 л.с./т, у «Олифанта-1A»). Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (четыре скорости вперёд и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч. Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1A», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесённое бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.
Переоборудование танков «Олифант-1A» в вариант «Олифант-1B» началось в 1990 году.
По данным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооружённых сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант 1A/1B», ещё 120 танков находилось на хранении.
Olifant Mk.2 (2003) — применён новый турбонагнетатель и промежуточный охладитель для дизеля GE AVDS-1790 мощностью 1040 л.с. разработки фирмы Delkon, улучшена точность системы управления огнём и усовершенствованы приводы башни производства фирмы Reunert. Система управления огнём содержит баллистический вычислитель и стабилизированную платформу наблюдения командира с тепловизором. Работы по модернизации продолжались в 2006—2007 годах. Переоборудовано небольшое количество машин. По некоторым данным, модернизацию прошло от 13 до 26 танков.
Танк принимал участие в боевых операциях против соседних стран. В 2003—2005 годах 26 танков были модернизированы до уровня Mk.2 и поступили на вооружение Южно-Африканских национальных сил обороны в 2007 году. По состоянию на 2011 год, на вооружении Южно-Африканских национальных сил обороны числилось 167 танков «Олифант» разных модификаций, ещё 133 единицы находились на хранении.
История создания «Олифант» является интересным примером повышения боевых возможностей морально устаревших танков на протяжении 40 лет.
http://www.dogswar.ru/bronetehnika/tank … olifa.html
Боевые столкновения на юге Африки с участием тяжелой техники не были редкостью. Анголо-кубинские войска широко использовали танки Т-54/55, с которыми могли бороться бронеавтомобили “Эланд” и “Ратель”. Более современные Т-62 были им уже не по зубам. На вооружении сухопутных войск ЮАР состояло несколько сотен танков “Центурион”, 105-мм пушки которых могли пробивать броню Т-62, однако специфические условия полупустынь и рейдовый (со стороны ЮАР) характер боевых действий говорили за то, что лучшим истребителем танков будет колесная машина.
Разработка тяжелого бронеавтомобиля, получившего название “Руикат” (рысь), началась в 1976 году. Южноафриканские конструкторы имели относительно небольшой опыт проектирования колесной бронированной техники, видимо и военные не очень ясно представляли какая машина им нужна, поэтому было построено три опытных варианта, которые хотя и имели похожую компоновку, внешне очень сильно друг от друга отличались. В конце концов, заказчик определил “Руикат” как бронеавтомобиль для ведения разведки в ходе глубоких рейдов, однако на начальных этапах разработки и испытаний машины ставилась и задача борьбы с танками. После продолжительных испытаний было принято решение сконцентрировать усилия на дальнейшей разработке четырехосной машины, вооруженной 76-мм пушкой. За годы разработки и испытаний машины военно-политическая обстановка в мире резко изменилось. Прекратился и поток вооружений в Анголу. Масштабных танковых боев больше не предвиделось, поэтому командование вооруженных сил ЮАР справедливо посчитало, что 76-мм пушки будет вполне достаточно для вооружения тяжелого разведывательного бронеавтомобиля. Дополнительным фактором в пользу 76-мм пушки по сравнению со 105-мм была возможность размещения в бронеавтомобиле большего числа снарядов. Программе был дан “зеленый свет” и в дополнение к опытной машине, в 1986-1987 гг. было построено пять бронеавтомобилей, еще четыре предсерийных машины вышли на испытания в 1989 году. Серийное производство началось в 1990 году. Пушечный бронеавтомобиль скомпонован по образцу классического танка: отделение управления спереди, в средней части боевое отделение с вращающейся башней и в задней – моторно-трансмиссионное отделение. Корпус машины сварной, из стальных бронелистов. Лобовая броня устойчива к попаданию 23мм бронебойных снарядов советской зенитной установки ЗУ-23, широко использовавшейся в сражениях на юге Африки как для борьбы с воздушными, так – и с наземными целями. Испытания опытных образцов также показали, что корпус обеспечивает защиту членов экипажа от детонации противотанковых мин. Между второй и третьей осью в бортах имеются люки для аварийного покидания бронеавтомобиля экипажем. Место водителя находится в передней части корпуса по оси машины. Над его сиденьем расположен люк. Перед люком находятся три перископических наблюдательных прибора, вместо центрального предусмотрена возможность установки бесподсветочного прибора ночного видения. Для движения в темное время суток имеются прикрытые бронестеклами фары. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. Боевое отделение расположено в средней части машины. В трехместной сварной башне LIW-76 установлена 76-мм пушка GT4 длиной 62 калибра. Стальная броня башни обеспечивает защиту от попаданий снарядов калибра 23 мм в лобовой части и от 7,62-мм бронебойных пуль с бортов и с кормы. Орудие GT4 разработано на базе морской пушки ОТО/Мелара 76/62, Подкалиберный оперенный снаряд пушки GT4 имеет начальную скорость 1600 м/с и способен пробивать броню танков Т-54/55/62 на дистанции до 2000 м. Максимальная дальность стрельбы 12.000 м, дальность прямого выстрела – 3000 м. На пушку одет термоизоляционный кожух, установлена система продувки канала ствола после выстрела. Боекомплект 49 снарядов, из них 9 размещаются вертикально в башне. С левой стороны от орудия установлен 7,62-мм пулемет. Вооружение стабилизировано в двух плоскостях. Цифровая система управления огнем учитывает поправки на дальность до цели, ее скорость, атмосферные условия, тип боеприпаса, температуру внутри машины и в совокупности с системой стабилизации силового типа на поплавковых датчиках угловой скорости позволяет вести стрельбу без остановки бронеавтомобиля. Время реакции на угрозу у подготовленного экипажа всего 2 сек. Угол возвышения пушки и пулемета от -10° до +20°. У командира, сиденье которого находится справа от пушки, по периметру командирской башенки установлено восемь неподвижных перископических смотровых приборов. Над командирской башенкой смонтирован 7,62-мм пулемет на кольцевой турели. Боезапас к обеим пулеметам составляет 3600 патронов. Наводчик размещается непосредственно за местом командира. Установленный на крыше башни перископический наблюдательный прибор наводчика GS-35 имеет дневной, с 8-кратным увеличением, и ночной, с 7-кратным увеличением на базе электронного усилителя изображения, каналы, а также встроенный лазерный дальномер. Дополнительно, у наводчика установлен телескопический прицел с 5,5-кратным увеличением. С левой стороны орудия расположено сиденье заряжающего. Моторно-силовое отделение находится в задней части корпуса. На бронеавтомобиле установлен десятицилиндровый двигатель водяного охлаждения V-10 мощностью 563 л. с. Коробка передач автоматическая, семискоростная (шесть скоростей для переднего хода, одна – для заднего). Дизельный двигатель, трансмиссия и система охлаждения выполнены в виде единого блока для простоты замены в полевых условиях. Автоматическая система пожаротушения установлена и в моторно-трансмиссионном, и в боевом отделениях. Бронеавтомобиль “Руикат” оборудован фильтро-вентиляционной установкой, защищающей экипаж от химического и бактериологического оружия. Внутри корпуса поддерживается небольшое избыточное давление. Все восемь колес машины ведущие, передние четыре колеса управляемые, в контур управления включены гидроусилители. Подвеска независимая, пружинного типа с гидроамортизаторами. Колеса оснащены шинами размерами 14,00 х 20. Бронеавтомобиль “Руикат” не оснащен системой централизованного регулирования давления воздуха в пневматиках. Большое внимание при разработке машины уделялось защите от детонации мин. “Руикат” способен сохранять способность двигаться даже при подрыве на мине двух колес с одной стороны. Серийное производство бронеавтомобилей началось в 1989 году. Первая строевая часть была полностью оснащена ими в 1990 году. К началу 1997 года на вооружениии сухопутных войск ЮАР состояло 170 бронеавтомобилей “Руикат”, их серийное производство продолжается, всего планируется построить более 200 машин.
“РУИКАТ” 105
Для возможных зарубежных заказчиков был разработан вариант бронеавтомобиля “Руикат”, вооруженный 105-мм пушкой. Постройка трех опытных образцов закончилась в 1995 году. испытания с боевой стрельбой начались в начале 1996 года. Пушка GT7 представляет собой модернизированную для установки на колесную машину английскую танковую пушку L7. На “Руикате”, вооруженном 105-мм пушкой, смонтирована система управления огнем, аналогичная системе основного боевого танка “Олифант” Mk.1. Машина оснащена приемником LNS-90 спутниковой навигационной системы GPS. Достоверной информации о принятии на вооружение бронеавтомобилей “Руикат” со 105-мм пушкой не имеется, однако в западной прессе сообщалось, что в ЮАР построено 28 машин для неназванного заказчика.
“РУИКАТ” ZA-35
На шасси бронеавтомобиля “Руикат” установлена двухместная башня с двумя 35-мм автоматическими пушками. Система управления огнем имеет радиолокационный и оптический каналы. Построен опытный образец.
“РУИКАТ” ZA-HVM
ЗРК на базе бронеавтомобиля «Руикат» с четырьмя УР класса “земля-воздух” SAHV-3, система наведения имеет радиолокационный и оптический каналы. Работы по программе ЗРК ZA-HVM находятся в стадии испытаний опытного образца.
Серийная БРМ “Руикат”
Колесная формула – 8х8
Боевая масса, кг – 28000
Длина корпуса, м – 7,1
Длина с пушкой вперед, м – 8,2
Ширина,м – 2,9
Высота по крыше корпуса, м – 1,76
Высота по крыше башни, м – 2,5
Высота габаритная, м – 2,8
Колесная база, м – 1,55/2,03/1,63
Ширина колеи, м – 2,5
Дорожный просвет, м – 0,41
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 120
Запас хода по шоссе, км – 900
Емкость топливного бака, л – 540
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,0
ширина траншеи, м – 2,0
подъем – 70%
Экипаж, чел. – 4
Rooikat ZA-35 SPAAG
Из названия SPAAG (Self-Propelled Anti-Aircraft Gun) понятно, что данная машина представляла собой зенитную пушечную установку, с двумя автоматическими 35-мм пушками Lyttleton Engineering M-35. Скорострельность составляла 1100 выстрелов в минуту, а в боекомплект входили 2 типа снарядов — HE-FRAG (осколочно-фугасный) для борьбы с воздушными целями и AP-I (бронебойный зажигательный) для легкобронированных наземных целей.
СУО включала в себя стабилизированное в двух плоскостях орудие и радар отслеживания, с видеокамерой высокого разрешения и лазерным дальномером. Кроме того, система позволяла вести пассивное сопровождение, что позволяло обходить вражеские системы противодействия облучению.
Броня крепка, и танки наши быстры.
Испытания южноафриканской бронированной разведывательной машины «Руикат»; октябрь 1988-го года
- 1 comment
- Leave a comment
- Share
- Flag
Подборка фотографий, сделанных на учениях Южноафриканской армии «Seboka 2013», проходивших в ноябре 2013-го года
В учениях принимали участие подразделения 46-й пехотной бригады, 4-го артиллерийского полка, 10-го зенитно-артиллерийского полка, 1-го танкового полка а также ряд других подразделений боевого и тылового обеспечения
- 11 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Небольшая подборка фотографий, сделанных в 80-х годов в одной из южноафриканских танковых частей (вооружённой южноафриканской модификацией «Центуриона» — «Элефантом»)
- 2 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Это уже третья часть рассказывающая о современных малоизвестных танках. Предыдущие вы сможете посмотреть в блоге пользователя Alexа. Как и в предыдущих частях все ссылки внутри статьи ведут на страницы со статьями посвящёнными отдельным машинам.
Доброго времени суток всем!
Этой работой я хочу временно закончить танковую тему. Третья часть будет посвящена малоизвестным танкам таких стран как Индия, Швеция, Польша, ЮАР,Иран, КНДР, Япония, Южная Корея, Словакия, Словения, Хорватия, Бразилия, Иордания, Румыния и Турция.
Вашему вниманию следующие машины :
Индия
Основной боевой танк Arjun. Работа над техническим проектом танка началась в 1974 году и продолжалась в течение десяти лет. В этой работе был использован опыт танкостроения ведущих зарубежных стран, по все основные элементы тапка, включая броневой корпус и башню, 120-мм нарезную пушку, боеприпасы, приборы системы управления огнем и ночного видения, двигатель и трансмиссию, были спроектированы национальными конструкторами. В период с 1985 года по 1989 год опытные образцы, которым был присвоен индекс Mk1, прошли войсковые и полигонные испытания и с 1990 года началось серийное производство первой партии из двадцати четырех танков.Индийскими конструкторами разработан также бронебойный подкалиберный снаряд с повышенными характеристиками бронепробиваемости.
Боевой вес-58,5 тонн, мощность двигателя-1400л.с, скорость-72км/ч, запас хода-450км, экипаж-4 человека, вооружение-1 пушка 120-мм, 1 пулемёт 12,7-мм, 1 пулемёт 7,62-мм.
- 9 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Как по мне, достаточно малоизвестный ОБТ. Он является, по сути, глубочайшей модернизацией английского танка Центурин. Модернизация настолько всеобъемлюща что трудно сказать, что тут от прародителя и осталось, но факт остаётся фактом.
Его история началась в 2003 году, когда компания BAE Systems получила контракт на обновление, в общей сложности, 26-и танков Олифант Mk.1B. Поставки первых машин была запланирована с 2006 – 2007 годы. Для модернизации использовали компонены и наработки полученный при создании танка ТТ D .
- 6 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Название этого танка TTD это аббревиатура, которая расшифровывается как Tank Technology Demonstrator, что обозначает – танк для демонстрации технологий. В основу этой машины был положен немецкий танк — Леопард 2, по праву считающийся, одной из лучших боевых машин мира. По замыслу военных, эта машина должна была стать основной для южноафриканской армии. Но этим идеям так и не суждено было сбыться из-за нехватки средств, хотя большинство наработок всё же нашло применение, но у же в другой машине. Эта машина была изготовлена единственном экземпляре, и хранится сейчас в Южноафриканском танковом музее.
- 10 comments
- Leave a comment
- Share
- Flag
Подобная машина разрабатывалась в СССР на рубеже 60-70-х годов. О ней я писал в статье «Бронетранспортёр “Жалом-Б” и “Жалом-С”». Но принята на вооружение в нашей стране не была. Но как известно, всё новое это хорошее забыто старое. И ЮАР это подтвердила, у них такая машина как раз на вооружение принята.
ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТАНКОВ «ЦЕНТУРИОН»
ДАНИЯ
В 1983 году датские танки «Центурион» Мк.5 оборудовали дневным прицелом шведской фирмы «Эриксон» с встроенным лазерным дальномером.
ИЗРАИЛЬ
Первые танки «Центурион» для вооруженных сил Израиля закупили в Великобритании в 1959 году в качестве ответной меры на поставку Египту советских Т-54А. Переговоры о приобретении «центурионов» начались в 1956-м, контракт на 16 машин модификации Мк.5 из состава британской армии и 14 новых Мк.7 подписали в декабре 1958-го. А в мае 1960 года заключили новое соглашение еще на 60 танков Мк.5 (как и предыдущие, эти «пятерки» уже послужили в английских вооруженных силах).
В начале 1960-х годов «центурионы» были самыми современными танками Армии обороны Израиля. Тем не менее, сразу же после принятия их на вооружение стали предприниматься попытки увеличения боевой эффективности танков. Так, на башнях смонтировали пулеметы «Браунинг» М2 калибра 12,7 мм. В 1961 году с англичанами договорились о перевооружении всех 90 поставленных машин 105-мм пушками L7. Кроме того, в 1962 году закупили еще 45 танков Мк.5, на которые 105-мм пушки устанавливались в Великобритании уже перед отправкой в Израиль. Поставки продолжались вплоть до шестидневной войны 1967 года. К началу боевых действий на вооружении армии Израиля находилось 385 «центурионов» разных вариантов, все с 105-мм пушками. Незадолго до войны, в 1964 году, рассматривался вопрос о возможности перевооружения их 120-мм орудиями L11, аналогичными пушкам танков «Чифтен». Англичане были готовы поставлять такие орудия.
Всего же Израиль получил примерно 1100 «центурионов» различных вариантов.
Несмотря на то, что какое-то время «Центурион» являлся наиболее мощным израильским танком, популярностью среди танкистов он не пользовался из-за низкой надежности двигательной установки. В 1967 году было принято решение о модернизации танков путем замены двигателей. В мае того же года с американской фирмой «Теледайн Континенталь» заключили соглашение на поставку 400 танковых дизелей AVDS-1790-2АС.
Механическую трансмиссию «Меррит- Браун» предполагалось заменить гидромеханической «Аллисон» CD-850-6. Новый моторно-трансмиссионный блок превосходил по размерам старый, поэтому кормовой лист корпуса пришлось отклонить на 3,5° от вертикали, а крышу МТО поднять. Удалось также увеличить емкость топливных баков, что, наряду с установкой менее «прожорливого», чем бензиновый мотор, дизеля, привело к возрастанию запаса хода почти вдвое. Кроме модернизации силового блока, были усовершенствованы тормоза, установлены новые системы пожаротушения и электроснабжения, некоторые машины получили 12,7-мм пулемет, монтировавшийся над стволом орудия. Стрельба из пулемета велась дистанционно с помощью электроспуска. Внешне модернизированный «Центурион» отличали МТО увеличенной высоты, отклоненный назад кормовой бронелист корпуса и наличие воздухоочистителя, размещенного на надгусеничной полке.
Первый модернизированный «Центурион» передали войскам в мае 1970 года, где он получил название «Шот» («Кнут»); неофициально его называли «Бен-Гурион». К началу войны 1973 года в вариант «Шот» переоборудовали большую часть израильских «центурионов». В дальнейшем на них установили лазерный дальномер и приборы ночного видения, а также динамическую защиту типа «Блэйзер» массой 850 кг (по своей эффективности эквивалентной стальной броне массой 10 т).
Бронетранспортер «Пума»
По мере поступления в танковые войска ЦАХАЛа (Армия обороны Израиля) более современных боевых машин «центурионы» снимались с вооружения. Часть из них переоборудовалась в бронетранспортеры «Пума», считающиеся наиболее защищенными в мире. Вместо башни на танках монтировалась открытая сверху конструкция из плоских, установленных с наклоном бронелистов. По бортам импровизированной рубки располагалось пять кронштейнов для установки пулеметов. Была предусмотрена возможность монтажа блоков динамической защиты «Блэйзер» или дополнительных бронелистов.
Самоходная пусковая установка 290-мм неуправляемых ракет MAR-290
В 1984 году прошли испытания самоходной пусковой установки 290-мм неуправляемых ракет MAR-290, созданной на базе «Центуриона». Вместо башни монтировалась поворотная платформа с четырьмя пусковыми трубчатыми направляющими. Калибр самой ракеты составлял 290 мм, но ее стабилизатор не складывался и имел размах 540 мм, поэтому пусковые трубы пришлось сделать диаметром 700 мм. Длина ракеты — 5450 мм, длина направляющей — 6 м. Платформа с направляющими имела круговое вращение, угол наведения направляющих в вертикальной плоскости — от 0° до +60°. Наведение ракет осуществлялось гидравликой. Экипаж состоял из четырех человек: командира, механика-водителя и двух операторов. Максимальная дальность стрельбы — 25 км, масса ракеты 600 кг, в том числе масса взрывчатого вещества — 302 кг. Для самообороны на корпусе самоходной установки перед люком механика-водителя размещался крупнокалиберный пулемет «Браунинг».
Высота MAR-290 с направляющими в горизонтальном положении 3600 мм, масса машины — 50 т.
Самоходно-артиллерийская установка «Солтам»
Прототип 155-мм САУ на базе танка «Центурион» был изготовлен на рубеже 1970—1980-х годов. На корпусе танка монтировалась вращающаяся башня со 155-мм пушкой-гаубицей М71 с длиной ствола 39 калибров. Дальность стрельбы — 24 км.
ИОРДАНИЯ
На вооружение сухопутных войск Иордании танки «Центурион» поступили в начале 1960-х годов; все машины со 105-мм пушками. Модернизация танков проводилась в первой половине 1980-х годов.
Подобно израильским танкам «Шот», на иорданских машинах английскую мо- торно-трансмиссионную установку заменяли американской (дизели AVDS-1790 и трансмиссия CD-850). Танки оборудовались системами управления огнем бельгийской фирмы «Сабка», близкими по конструкции и характеристикам к СУО, установленной на танке «Леопард-1»; двухплоскостными стабилизаторами пушки и приводами башни конструкции американской фирмы «Кадиллак Гэйдж Тек- строн». Модернизированные танки получили название «Тарик».
ШВЕЦИЯ
Танки «Центурион», находившиеся в сухопутных войсках Швеции, имели обозначение Strv-101 и Strv-102. Все они вооружались 105-мм пушками. Решение о их модернизации было принято в 1981 году. Английская моторно-трансмиссион- ная установка подлежала замене на силовой блок, состоявший из дизеля AVDS- 1790 и трансмиссии CD-850. На танки устанавливались новая система управления огнем, разработанная фирмой «Бо- форс», дневной прицел наводчика с 1- и 10-кратным увеличением фирмы «Эрик- сон» и лазерный дальномер. На башне монтировалась сдвоенная установка для запуска 71-мм осветительных ракет. Предусматривалась возможность монтажа динамической защиты FFV. В 1985 году проводились испытания танка «Центурион» с гидропневматической подвеской. Существовал проект «глобальной» модернизации танков Strv-101/102 путем установки 120-мм пушки, новой ходовой части и навигационной аппаратуры, систем защиты от ОМП, противопожарной, усиления бронезащиты. Однако от этих планов отказались в пользу закупки более современных танков, нежели «Центурион». Ими стали германские «леопарды 2А5».
«Олифант»
В конце 1950-х годов ЮАР закупила в Великобритании более 200 танков «Центурион», вооруженных 83,4-мм пушками. Опыт боевых действий в Анголе и Мозамбике показал недостаточную огневую мощь этих машин в борьбе с танками Т-54 и Т-55. Неудивительно, что модернизация «центурионов» была направлена, прежде всего, на усиление огневой мощи; поставки более современных танков из третьих стран исключались из-за эмбарго на поставку в ЮАР военной техники, наложенного ООН. Все работы проводились силами государственной корпорации «Армскор». Доработанные машины получили название «Олифант-1А» («Слон»), всего в конце 1970-х годов модернизировали 221 танк. 83,4-мм пушку заменили 105-мм L7 — эти танковые орудия выпускались в ЮАР по израильской лицензии. По бокам передней части башни монтировалось по четыре 81-мм гранатомета, предназначенных для стрельбы дымовыми гранатами. Разработка новой системы управления оружием требовала значительного времени, которого в условиях ведения ЮАР боевых действий на территориях сопредельных государств и подмандатных территориях не было, поэтому ее модернизация отвечала лишь самому необходимому минимуму. Все оптическое оборудование осталось без изменений, удалось лишь поставить лазерный дальномер «Элам» с дальностью действия 8 км и баллистический вычислитель. Для ведения боя в темное время суток у командира устанавливался под- светочный прибор ночного видения, у водителя и наводчика — перископические наблюдательные приборы ENP с электронно-оптическим усилением изображения. Лазерный дальномер и электронно- оптические смотровые приборы разработали в ЮАР. Лазерный дальномер не был встроен в прицел или СУО, а конструктивно выполнялся в виде монокуляра.
Силовая установка также подверглась модернизации. Английские моторы «Метеор» заменили американскими дизелями AVDS-1750, то же самое проделали с трансмиссией. Емкость топливных баков удалось довести до 1280 л.
Модернизированный «Олифант-1А» по своим характеристикам был весьма близок к израильскому танку «Шот», правда, последний отличался более современными оптическими приборами. Есть основания полагать, что в модернизации южноафриканских танков принимали участие израильские специалисты.
«Олифант-1В»
Работы по радикальной модернизации танков «Олифант-1А» начались в 1985 году, первый прототип — «Оли- фант-1 В» — был выведен на испытания двумя годами позже. Эта машина стала наиболее совершенным вариантом «Центуриона». Ее характеристики в максимально возможной степени приближены к тактико-техническим данным основных боевых танков.
Главное вооружение осталось прежним — юаровский вариант английской 105-мм танковой пушки L7A1. В отличие от всех других модификаций «Центуриона», на пушке «Олифанта-1В» имелся теплоизоляционный кожух из стеклопластика; приводы наведения пушки и разворота башни —электрические. У наводчика устанавливался перископический прицел со стабилизированной линией визирования и встроенным лазерным дальномером. В СУО был введен новый баллистический вычислитель. Двустворчатый люк заряжающего заменили одностворчатым, открывающимся вперед. Кормовую корзину для хранения снаряжения и имущества экипажа заменили специальным отсеком значительного объема, включенным в общие обводы башни. Юаровские танкисты нашли новому отсеку неожиданное применение, используя его в качестве ванны. В жарком климате Южной Африки иметь на танке собственную ванну — совсем не лишне! В значительной степени была усилена бронезащита путем монтажа плоских навесных модулей на борта и крышу башни. Установка дополнительной брони проводилась с учетом балансировки башни, в результате чего последняя сбалансирована лучше, чем на «центурионах» всех других моделей, и для ее разворота требуются меньшие усилия. Ходовую часть танка прикрывали заново спроектированные стальные экраны, секции которых для удобства технического обслуживания подвески выполнялись меньшими по размерам, чем оригинальные экраны танка «Центурион». Секции экранов могут откидываться вверх на шарнирах.
Полностью была перепроектирована ходовая часть, в которой использовалась индивидуальная торсионная подвеска опорных катков, имевших динамический ход 290 мм и полный — 435 мм. Это позволило резко улучшить проходимость танка, особенно на больших скоростях. На всех узлах подвески устанавливались гидроупоры, а на 1-, 2- , 5- и 6-м узлах — гидравлические амортизаторы. Улучшили и эргономику отделения управления, двустворчатый люк механика-водителя заменили сдвижным монолитным люком. Вместо двух перископических приборов, размещавшихся в створках прежнего люка, на корпусе смонтировали три широкоугольных перископа. В моторно-трансмиссионном отделении разместили более мощный вариант дизеля V-12 (мощность форсированного дизеля — 940 л.е.; нефорсированного — 750 л.с.). Этот двигатель, несмотря на рост массы танка с 56 до 58 т, позволил улучшить удельную нагрузку на мощность (16,2 л.с./т, по сравнению с 13,4 л.с./т, у «Олифанта-1А»), Трансмиссию американской конструкции заменили на южноафриканскую автоматическую AMTRA III (имеет четыре скорости вперед и две назад). Максимальная скорость движения танка по шоссе возросла до 58 км/ч. Установка нового силового блока привела к увеличению длины танка, по сравнению с «Олифантом-1А», на 20 см. Для улучшения противоминной защиты было применено разнесенное бронирование днища корпуса; между листами брони расположены элементы торсионной подвески.
Переоборудование танков «Олифант- 1А» в вариант «Олифант-1В» началось в 1990 году.
Поданным на начало 2000 года, в подразделениях первой линии вооруженных сил ЮАР числилось 172 танка «Олифант-1А/1В», еще 120 танков находилось на хранении.
Боевой дебют танков «Центурион» состоялся в Корее. Военные действия против северокорейских войск официально велись под эгидой миротворческих сил ООН, основную часть которых составляли американцы. Тем не менее, американские войска были слегка «разбавлены» воинскими контингентами их союзников.
Танки «Центурион» Мк.З 8-го Королевского Ирландского гусарского полка прибыли в Корею в ноябре 1950 года. В Пхеньяне гусары оказались накануне китайского контрнаступления. Британцы получили приказ отступать раньше, чем успели вступить в сражение. Обратная дорога к 38-й параллели оказалась для англичан очень трудной—далеко не все мосты выдерживали 50-тонные «центурионы». После форсирования вброд многочисленных речек и ручьев танки покрывались дополнительной «броней» изо льда. Однако полк, не взирая на ужасные погодные условия, отступил в полном порядке и занял оборону на рубеже реки Хань. С этих позиций «центурионы» поддерживали огнем своих орудий американские патрули, действовавшие на северном берегу. Один «Центурион» роты С 11 февраля 1951 года подбил «Кромвель», захваченный китайскими добровольцами в исправном состоянии. Бывший британский танк был поражен вторым выстрелом, сделанным почти с предельной дистанции в 2700 м.