0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основной танк М60

Содержание

Основной танк М60

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 146-152)

Танк М60 второго послевоенного поколения был создан в 1959 году на базе танка М48А2 и в различных модификациях серийно производился в течение двадцати пяти лет. За этот период было изготовлено около 14000 машин серии М60.

Образец М60А1 появился в 1962 году, М60А3 — в 1978 году. В 1972 году начался выпуск небольшой серии ракетно-пушечных танков М60А2, однако это направление в танкостроении США не получило дальнейшего развития. К 1981 году М60А2 были сняты с вооружения и заменены на М60А3. Шасси М60А2 были частично использованы для производства БРЭМ, танковых мостоукладчиков и саперных танков.

Танки М60 после проведенной модернизации решено оставить на вооружении армии США до полной замены их серией М1 «Абрамс», а в национальной гвардии — еще дольше. Рассмотрим подробнее модификацию М60А3.

Компоновка

Танк имеет традиционную схему компоновки. Механик-водитель размещен в отделении управления по продольной оси корпуса. В боевом отделении справа от пушки находятся командир танка и наводчик, а слева от нее – заряжающий. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает объем 6,1 куб. м в кормовой части.

По сравнению с другими однотипными машинами второго послевоенного поколения танк имеет наибольшие размеры по высоте (2750 мм) и ширине (3630 мм). Это дало возможность разместить большой боекомплект (63 выстрела) к пушке и весь запас топлива (1420 л) в забронированном объеме, а также обеспечить свободное расположение всех членов экипажа. В то же время большие размеры снижают защищенность на поле боя, увеличивают массу машины и затрудняют перевозку по железной дороге. Общий забронированный объем танка составляет около 20 куб. м, из которых 5 куб. м занимает башня с развитой кормовой нишей.

Огневая мощь

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68, которая изготовляется в США по английской лицензии. Пушка снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Ствол имеет быстроразъемное соединение трубы с казенной частью. Противооткатные устройства обеспечивают малое сопротивление откату до вылета снаряда из канала ствола. Живучесть ствола составляет не менее 400 выстрелов.

Боекомплект пушки состоит из унитарных выстрелов с металлическими гильзами. 26 выстрелов размещаются в боеукладках справа и слева от механика-водителя, остальные 37 выстрелов — в боеукладках у заряжающего в боевом отделении.

Для стрельбы из пушки могут применяться бронебойные подкалиберные снаряды М735 (с сердечником из вольфрамового сплава) или М774 (с корпусом из уранового сплава), кумулятивный снаряд М456А1, бронебойно-фугасный снаряд М393 (масса ВВ 2,93 кг), снаряд М494 (содержит 5000 готовых поражающих элементов,— стрел) и дымовой снаряд М416.

Кроме того, для стрельбы могут использоваться выстрелы к 105-мм танковой пушке, производимые в Великобритании, Франции, Канаде и Израиле. Заряжание пушки осуществляется вручную.

Командир танка может брать на себя стрельбу из пушки, как днем, так и ночью. Дневной прицел командира совмещен с лазерным дальномером, ночной прицел представляет собой приставку к тепловизионному каналу прицела наводчика. Оба прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Кроме того, у командира танка имеется зенитный прицел для стрельбы из 12,7- мм пулемета.

Наводчик пользуется дневным прицелом с однократным и восьмикратным увеличением. Для измерения дальности до цели используется лазерный модуль в прицеле командира. Диапазон измерения дальности составляет 200- 5000 метров, а точность измерения — 10 метров.

Кроме основного прицела, у наводчика установлен вспомогательный телескопический прицел. Ночью наводчик использует тепловизионный канал, смонтированный в основном дневном прицеле. Дальность видения при этом достигает 2000 метров. Все три прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях.

В системе управления огнем используются стабилизатор вооружения электрогидравлического типа и электронный цифровой баллистический вычислитель. Для контроля функционирования СУО имеется специальная автоматическая встроенная аппаратура. В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения в танке установлены 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.

Защищенность

Броневая защита — монолитная. Корпус литой, его верхняя лобовая деталь имеет толщину 120 мм и угол наклона 64 градуса от вертикали. Крыша и днище корпуса в отделении управления изготовлены из брони толщиной 50 мм и 40 мм соответственно, а в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях — 20 мм. На танке отсутствуют бортовые противокумулятивные экраны. Максимальная толщина брони литой башни равна 180 мм.

С 1988 года на танках М60А3, находящихся на вооружении морской пехоты США, устанавливалась навесная динамическая защита. Оснащение танков М60А1 и М60А3 динамической защитой в сухопутных войсках пока не предусматривается.

Для повышения защищенности от обычных средств поражения на танке применяются система ТДА, английские шестиствольные дымовые гранатометы и быстродействующее противопожарное оборудование с огнетушащим составом «Галон 1301».

С целью снижения вероятности обнаружения танка с помощью тепловизора осуществлено смешение выхлопных газов двигателя с воздушным потоком от вентиляторов системы охлаждения.

Защита от поражающих факторов ОМП обеспечивается броней танка и ФВУ с индивидуальным подводом очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. На танке отсутствует подбой и надбой из специальных противорадиационных материалов.

Подвижность

В МТО устанавливается многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель АVDS-1790-2С воздушного охлаждения с турбонаддувом. Он смонтирован в блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Масса силового блока составляет 3622 килограмма. Пуск двигателя осуществляется электростартером.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия СD 850-6 «Кросс-Драйв» включает двухреакторную комплексную гидропередачу без блокировочного фрикциона, планетарную коробку передач, механизм поворота дифференциального типа и два планетарных бортовых редуктора.

Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет только две передачи переднего хода и одну — заднего. Для управления поворотом танка у механика-водителя установлен штурвал.

В системе подрессоривания применяется двухторсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом узлах. Направляющее колесо, унифицированное с опорным катком, имеет механизм натяжения гусеницы с компенсирующим устройством. Гусеница — с РМШ, обрезиненной беговой дорожкой и съемными резиновыми подушками. Ее ресурс составляет 8000 километров.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения. Труба-лаз монтируется над люком заряжающего. На танке не предусмотрено применение оборудования для самоокапывания или минного трала. Пробег машины до капитального ремонта — 9600 километров. В танке установлена УКВ телефонная, симплексная радиостанция АN/VRC-12 с рабочим диапазоном частот 30-76 МГц.

Модификации танка М60

М 60 (1959 г.) — базовый образец, на основе которого создало большое семейство машин. От своего предшественника (танк М48А2, 1958 г.) отличался, в основном, 105-мм нарезной пушкой, усиленной броневой защитой башни и дизельным двигателем.

М60А1 (1962 г.) — модернизация танка М60, в нем введены следующие усовершенствования: усилено бронирование башни и улучшена ее конфигурация; рулевое колесо механика-водителя заменено Т-образным штурвалом; введен инфракрасный прибор наблюдения для заряжающего; с 1972 года устанавливается стабилизатор вооружения; с 1974 года применяется гусеница Т142 со съемными резиновыми подушками; с 1975 года используется модернизированный двигатель АVDS-1790-2А; с 1977 года введены бесподсветочные приборы наблюдения для всех членов экипажа и пассивный прицел наводчика, усовершенствовано оборудование для подводного вождения танка.

М60А2 (1972 г.) — танк огневого усиления. Отличался от М60А1 в основном вооружением. На нем устанавливалось 152-мм орудие низкого давления, которое также использовалось в качестве пусковой установки для управляемых ракет «Шилелла».

М60А3 (1978 г.) — модернизация танка М60А1 со следующими основными изменениями: ствол пушки снабжен теплозащитным кожухом (1978 г.); у командира танка установлен лазерный прицел-дальномер (1978 год); в систему управления огнем введен электронный баллистический вычислитель (1978 год); у наводчика установлен тепловизионный прицел (1979 год); в качестве спаренного пулемета используется бельгийский 7,62-мм пулемет М240 (1978 год); танки для морской пехоты США оснащены навесной динамической защитой (1988 год); введена система ТДА (1979 год); установлены английские шестиствольные дымовые гранатометы (1978 год); смонтирована быстродействующая система ППО (1988 год); установлены двигатель АVDS-1790-2С, генератор повышенной мощности и двухторсионная трубчато-стержневая подвеска (1978 год).

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка М60 было организовано с 1960 года по 1963 год на танковом заводе Детройтского арсенала (г. Уоррен, штат Мичиган). Основным подрядчиком по разработке и производству была фирма «Крайслер Корпорэйшн». Общий выпуск составил 2205 единиц.

С 1962 года на заводе началось производство модели М60А1, которое продолжалось до 1980 года. Всего за этот период было изготовлено 7948 танков М60А1, из них 5661 впоследствии (начиная с 1979 года) были модернизированы до уровня танка М60АЗ.

В период с 1972 года по 1974 год была выпущена сравнительно небольшая партия (540 машин) танков М60А2 с ракетно-пушечным вооружением. Модернизированный образец М60А3 производился с 1978 года по 1985 год. Из 1811 изготовленных танков свыше 1200 машин были поставлены в Египет, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Тунис, Австрию и Судан. Остальные танки были использованы для замены танков М60А2.

Кроме указанных выше стран, танки М60 и М60А1 экспортировались в Иран, Эфиопию, Северный Йемен и Оман. 300 танков М60А1 поставлены в Италию, где затем был налажен выпуск этих машин по лицензии.

К производству танков М60А3 кроме государственных, было привлечено большое число предприятий частных фирм. Специализированными заводами изготовлялись: Уотерфлайтский арсенал (штат Нью-Йорк)— 105-мм пушка М68; фирма «Хьюз эйркрафт» (г. Эль-Сегундо, штат Калифорния) — приборы системы управления огнем; фирма «Лиэр Зиглер» (г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган) — стабилизатор пушки; фирма «Блоу-Нокс» (г. Уиллинг, штат Западная Вирджиния) — литые корпуса и башни; фирма «Теледайн» (г. Маскегон, штат Мичиган) — двигатель АVDS-1790; фирма «Аллисон» (г. Индианаполис, штат Индиана) — трансмиссия «Кросс-Драйв»; фирма «ФМК» (г. Аннистон, штат Алабама) — гусеница; фирма «Грумман» (г. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк) – система ППО.

Конструкция танка M60

Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.

Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.

Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.

Основной боевой танк M60 (США)

Оборудование танка включает:

  • Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
  • Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
  • Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
  • Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
  • УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
  • Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
  • Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.

Система управления огнем танка включает:

  • Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
  • Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.
Читать еще:  Самоходная гаубица M109A3G (США)

Двигатель и ходовая часть:

Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.

Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.

Танк М60, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением. Несколько изменили форму носовой части корпуса и конфигурацию башни и увеличили толщину брони в наиболее уязвимых местах. Корпус и башня танка – литые. 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором. Она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48. В ее боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные. Механизмы наведения пушки и поворота башни – электрогидравлические с ручным дублированием. На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями – так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизель-мотором (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3.5 м. На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования. Танк оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса. С 1962 года выпускалась улучшенная модификация М60А1 (усилено бронирование башни, установлен стабилизатор вооружения и дополнительные инфракрасные приборы ночного видения). В 1968 году на его базе создана модификация М60А2 с 152-мм орудием – пусковой установкой для противотанковых управляемых ракет “Шиллела”. М60А2 имел лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. В 1975 г. появилась новая модификация танка М60А4. На нем установили лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и бесподсветочные прицелы и приборы ночного видения. Всего изготовили более 12 тыс. машин. Свыше 9 тыс. к началу 1990 года состояло в американской армии. Кроме того, они находятся в вооруженных силах Израиля, Ирана, Италии, Иордании, Австрии, Турции и Южной Кореи. Производство М60 в США прекращено в 1980 году с началом выпуска танка “Абрамс”. М60 был хорошо вооруженным и бронированным, надежным, удобным в эксплуатации танком второго поколения. На его базе созданы саперный танк М728, ремонтно-эвакуационная машина М88А1 и мостоукладчик.

M60A1
Основной боевой танк. Годы производства: 1962—1968. Корпус и башня танка M60A1 литые, удлинена кормовая часть корпуса. Толщина лобовой брони корпуса составила 109 мм, а башни (без маски пушки) — 254 мм. На новой башне (увеличены углы наклона и толщина лобовых деталей) установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По её периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор. В передней части смонтированы перископический прицел (может заменяться ИК прицелом) и 12,7-мм пулемёт для стрельбы по наземным и воздушным целям. Механик-водитель размещается в отделении управления, находящемся в центре носовой части корпуса танка. Для вождения ночью устанавливается ИК прибор. Масса увеличилась до 52,6 т. Танк оснащён фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух членам экипажа, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем воздуха, радиостанцией и танковым переговорным устройством. Преодоление водных преград глубиной до 2,4 м осуществляется после предварительной подготовки, а до 4 м — с помощью специального оборудования для подводного вождения.

M60A1E1
M60A1E1 и M60A1E2 — модификация со 152-мм танковой пушкой, полностью новой башней, приборами ночного видения, новой системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения танка под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла». Был выпущен в нескольких опытных прототипах для испытаний. Боевая масса — 57 тонн, запас хода — 450 км. Проходил испытания на полигоне Форт-Нокс, Кентукки[.

M60A2
M60A2 или «Starship» (Звездолёт) выпускался в период с 1972 года по 1974 год, общее число выпущенных машин 526. Установлена новая башня со 152-мм орудием — пусковой установкой, позволяющим вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла» (на дальность до 3000 метров). Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём входит лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения, гусеницы со съёмными асфальтоходными подушками. Танки M60A2 находились в подразделениях американских войск в ФРГ. Судя по сообщениям зарубежной прессы, они показали недостаточную эффективность и особенно надёжность вооружения, поэтому было решено переоборудовать их в другие варианты.

M60A3TTS
В процессе дальнейшей модернизации танка, кроме стабилизатора пушки, была введена новая система управления огнём, включающая лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, установлены бесподсветочные приборы ночного видения (сейчас прицел наводчика заменяется тепловизионным прибором), использован более надёжный дизель, трубчато-стержневая подвеска и новая резинометаллическая гусеница, заменён спаренный 7,62-мм пулемёт, а на ствол пушки надет теплоизоляционный кожух, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатомёты. М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.

M60120S
Проект модернизации М60 до уровня M1A1 Abrams c использованием узлов от “Абрамса”, в том числе пушку,башню и двигатель AGT-1500.

На базе модели М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, сапёрный танк M728 CEV (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебёдку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2х1,2 м).
Производился в США c 1978 по 1980 год, по лицензии в Италии — до 1987 года.

Производство М60A1, A2, A3TTS прекращено с началом выпуска в феврале 1980 года основного боевого танка M1 «Абрамс», вариант 120S не выпускается.

M60A3E1 Cristobita
испанская модернизация путём усиления бронирования

“Супер М60”
Основной боевой танк “Супер М60” опытный. Создан фирмой Теледайн Континентал в кооперации с западногерманской фирмой Ренк. Отличается установкой более мощного дизеля и новой трансмиссии, индивидуальной гидропневматической подвески, усиленной броневой защитой за счёт навески на корпус и башню бронелистов.

Длина – 9.5 м
Высота – 2.7 м
Ширина – 3.6 м
Масса – 50.8 т
Двигатель диз:ельный двигатель “Континентал” AVDS-1790 V-12
Мощность – 750 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Дальность хода по шоссе – 500 км
Преодолеваемые препятствия:
– высота насыпи – 1.2 м
– глубина водного препятствия – 3.5 м
– ширина рва – 2.6 м
Вооружение: 105-мм пушка М-68, 12.7-мм пулемет, 7.62-мм пулемет
Запас боеприпасов – 63 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм и 5950 – 7.62 мм
Экипаж – 4 человека
Год принятия на вооружение – 1960

Похожие главы из других книг:

Американский легкий танк М3 «Стюарт»

Американский легкий танк М3 «Стюарт» Легкий танк М3 был развитием М2А4. Увеличение толщины брони и, следовательно, массы потребовало усиления ходовой части. Ленивец большого диаметра был опущен на землю для увеличения длины опорной поверхности гусеницы. В ходовой части

Американский легкий танк М5

Американский легкий танк М5 С июля 1943 года стал выпускаться улучшенный вариант легкого танка М3, получивший обозначение М5 (модификации М5 и М5А1). На первый взгляд они походили на М3, однако получили новые силовую передачу и двигатель, несколько измененные корпус и башню,

Американский средний танк М3

Американский средний танк М3 В июне 1940 года американское командование заказало промышленности новый средний танк, являвшийся развитием малосерийного М2 с усиленным вооружением и бронированием. Поскольку не было опыта установки в башне 75-мм пушки, ее разместили в корпусе

Американский средний танк М4 «Шерман»

Американский средний танк М4 «Шерман» Американцы сознавали недостатки М3, и как только его передали в производство, приступили к разработке нового (март 1941 г.). Конструкторы Рок-Айлендского арсенала, сохранив вначале ходовую и моторно-трансмиссионную части

Американский средний танк М48 «Патгон»III

Американский средний танк М48 «Патгон»III У этого танка, созданного в 1951 году, длинная предыстория. Еще в мае 1941 года американцы решили создать танк, который был бы сильнее «Шермана». В 1943 – 1944 годах построили опытные образцы 30-тонных танков. Один из них, Т26ЕЗ, в сентябре 1944

Американский основной боевой танк М60

Американский основной боевой танк М60 Новый танк, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением, силовой установкой и бронированием. С 1960 года он выпускался серийно фирмой «Крайслер».На нем сохранили компоновку М48, многие узлы и детали обоих

Американский основной боевой танк M1 «Абрамс»

Американский основной боевой танк M1 «Абрамс» Работа над ним началась в 1972 году, а в 1976-м из представленных прототипов выбрали образец фирмы «Крайслер», получивший марку ХМ 1. Первые машины установочной серии появились в феврале 1980 года, тогда же танк приняли на вооружение

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М3 «Генерал Ли»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М3 «Генерал Ли» Разработан в 1938 году. Выпускался серийно с 1939 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны, в региональных конфликтах.Тактико-техническая характеристикамасса, т . .

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 «СТЮАРТ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 «СТЮАРТ» Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1940 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 12,7Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М 4А4 «ШЕРМАН»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М 4А4 «ШЕРМАН» Разработан в 1941 году. Выпускался серийно с 1942 г. Состоял на вооружении армий США и Великобритании, поставлялся в СССР; после 1945 года состоял на вооружении армий многих государств Западной Европы и Азии. Использовался в боях второй

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М 5А1 «СТЮАРТ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М 5А1 «СТЮАРТ» Разработан в 1941 году. Выпускался серийно с 1942 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 14,5Численность экипажа, чел 4Габаритные

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М-24 «ЧАФФИ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М-24 «ЧАФФИ» Разработан в 1943 году. Выпускался серийно с 1944 г. Состоял на вооружении армий США, Канады, Великобритании; после 1945 года поставлялся во Францию, Италию, Турцию, Иран, Японию. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК «СУПЕР-ШЕРМАН»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК «СУПЕР-ШЕРМАН» Разработан в 1945 году. Выпускался серийно с 1945 г. Состоял на вооружении армий США, Великобритании, Израиля. Использовался в боях на Ближнем Востоке, в региональных конфликтах.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК M46 «ПАТТОН-1»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК M46 «ПАТТОН-1» Разработан в 1948 году. Выпускался серийно с 1948 по 1952 гг. Состоял на вооружении армии США. Использовался в боях в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 44Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М48А3

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М48А3 Разработан в 1958 году. Выпускался серийно с 1958 по 1964 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях в Южном Вьетнаме и на Ближнем Востоке.Тактике -техническая характеристикаМасса, т..

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М 485А5

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М 485А5 Разработан в 1975 году. Выпускался серийно с 1975 по 1980 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 47,6Численность экипажа,

Танковый мостоукладчик М60А1 AVLB предназначен для быстрой наводки через преграды типа противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов, каналов, ручьев, рек, оврагов металлического штурмового моста длиной 18 метров под грузы массой не более 60 тонн и 15 метров под грузы 70 тонн.
Мостоукладчик обладает классом бронезащиты основного боевого танка М60А1 и может действовать в боевых порядках танковых рот и батальонов. Вооружения машина не имеет. В качестве бортового оружия в дополнение к личному вооружению членов экипажа ( 9-мм. пистолет -1 шт., винтовка М16А1 — 1 шт.) имеется укороченный вариант винтовки карабин М4 — 1 шт..

Строго говоря, на верхнем фото представлено не вполне корректное изображение. Мостовая ферма сверху машины не является составной частью мостоукладчика. Мост является самостоятельной снабженческой единицей и поставляется в подразделения, имеющие мостоукладчики, отдельно. Так, по штату инженерной роты инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии (TOE NO 05337L000/B/Level 1) во взводе штурма и заграждений имеется четыре машины AVL и четыре мост овые конструкции (Bridge).

Кроме выполнения задач по транспортированию и укладке штурмовых мостов этот же экземпляр машины (без моста) в подразделении может использоваться в качестве носителя (базовой машины) удлиненного заряда разминирования М58 MICLIC.
В этом случае машина именуется М60 AVLM. На снимке слева показана машина в момент использования ее в качестве установки разминирования (так подобные машины называются по российской номенклатуре).

AVLB для танков М1 Эйбрамс в связи с их большим, нежели М60 весом, может перекрывать препятствия несколько меньшей ширины — не 18 метров, а только 15 метров.

На вооружение армии США AVLB поступил в феврале 1987 года. С 1963 года под этим же наименованием существовала подобная машина на шасси танка М48. В учебном инженерном центре старые машины до сих пор используются, т.к. система управления наводкой моста аналогична с современной.
Планируется, что М60 AVLB пробудет на вооружении до 2015 года, постепенно с 2002-03 годов заменяясь на «XM104 «Росомаха» Тяжелая Система Штурмового моста H82510″, который сейчас проходит войсковые испытания.

Читать еще:  Боевая разведывательная машина Lynx (США)

Мост устанавливается на препятствие за 4-5 мин. без выхода экипажа из машины. Сниматься мост может с любого из двух концов за 10 минут.
Схема выкладки моста типа «ножницы» традиционна для большинства мостоукладчиков армий западных стран (немецкий «Бибер», английский F.V.4205, французский мостоукладчик на базе АМХ-30, итальянский А26, японский Тип 26). Мостоукладчик подобной схемы имелся и в Советской Армии (МТ-55 чехословацкой разработки).
Преимущество такой схемы в том, что мостоукладчик выходит за дорожные габариты только по высоте, а по длине вполне вписывается в дорожные кривые. Устройство самого моста предельно просто и здесь не требуется дополнительная механизация для раскладки концов моста подобно советским МТУ-20 и МТУ-72 с их вечно капризничающим стыковым устройством гидропривода машины и моста. При схеме «ножницы» мост может быть в ряде случаев снят с препятствия, будучи весьма сильно поврежденным, что совершенно невозможно на МТУ-20.
Однако схема «ножницы» при наводке моста сильно демаскирует место работы за счет того, что ферма моста поднимается вверх на высоту более 12 метров (высота трехэтажного дома). Противнику даже с большого расстояния легко обнаружить место наводки моста и сосредоточить по этому месту огонь, т.к. ясно, что здесь скопление танков.

Мосты всех мостоукладчиков являются колейными и рассчитаны на пропуск гусеничной техники танковых габаритов и колесных ширококолейных машин (грузовых). Пропуск автомобилей легковых через мост AVLB невозможен без закладки межколейного пространства щитами из подручных материалов. В целях обеспечения возможности проезда легких автомобилей через подобные мосты, колейные проходы через минные поля ширина современного американского легкого многоцелевого автомобиля HMMWV заменившего знаменитые «Джипы» сделана равной колее грузового автомобиля. В СССР в годы войны, да и немало лет после нее этот юркий легкий автомобильчик называли не Джип, а Виллис, по выдавленному на передней части машины названию фирмы изготовителя).

Экипаж машины 2 человека: Командир мостоукладчика (AVLB Commander) в звании саджант (Е5) и оператора (AVLB Operator) в звании капрал (Е4).

Машина разработана и изготавливается фирмой General Dynamics Land Systems Division. Заказчиком и приемщиком является отдел Департамента Армии — Anniston Army Depot (ANAD). Стоимость одной машины (без моста) 749 тыс. долларов.
Сведений о количестве машин поставленных в Армию не имеется. В Корпусе Морской Пехоты имеется 55 мостоукладчиков и 37 мостов.

Тактико-технические характеристики базовой машины:
Экипаж -2 солдата
Общая масса — 56.6 тонн
Двигатель — 12-цилиндровый дизель AVOS-1790-20
Запас хода по шоссе — 464 км.
Заправка топливом 1419 литров
Мощность двигателя 750 л.с.
Коробка передач двухскоростная ( 2 скорости вперед и одна назад)
Длина машины ( без моста) — 9.44 м.
Ширина машины — 3.66 м.
Клиренс -0.46м.
Максимальная скорость — 48.3 км/час
Средняя скорость по шоссе — 12.88 -19.3 км/час
Преодолеваемый ров — 2.59 м.
Глубина брода — 1.22 м.
Тактико-технические характеристики моста:
Вес конструкции 14.65 тонн
Длина моста в разложенном виде — 19.19 м..
Длина моста в сложенном виде — 9.75 м.
Перекрываемое препятствие — до 18.28 м.
Грузоподъемность — 70 тонн
Ширина полная — 3.99м.
Ширина проезжей части — 3.81м.
Ширина каждой колеи 1.75м.
Межколейный промежуток 0.94м.
Живучесть — 5000 проходов по мосту грузов классов менее 60 тонн.
Время установки — 4- 5 мин.
Время снятия — 10 мин (5 мин. собственно снятие и 5 мин. укладка).

Июль 2001 г.

Источники и литература

1. Официальный сайт Департамента Армии США » Federation of American Scientists» (www.fas.org/men/dod-101/sys/land).
2. US Army TOE Devel Guide. TOE NO 05337L000. Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 04 April 1994.
3. Robert Dieter. The AVLB: Still a Viable Mobility Asset. Engineer March 1996
4. Armored Vehicle Launched Bridge. TACOM

Заметки на полях. Так себе машина. Ничем не превосходит советские МТ-55, МТУ-20.
К сегодняшнему дню явно устаревший образец.

Основной танк М60

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 146-152)

Танк М60 второго послевоенного поколения был создан в 1959 году на базе танка М48А2 и в различных модификациях серийно производился в течение двадцати пяти лет. За этот период было изготовлено около 14000 машин серии М60.

Образец М60А1 появился в 1962 году, М60А3 — в 1978 году. В 1972 году начался выпуск небольшой серии ракетно-пушечных танков М60А2, однако это направление в танкостроении США не получило дальнейшего развития. К 1981 году М60А2 были сняты с вооружения и заменены на М60А3. Шасси М60А2 были частично использованы для производства БРЭМ, танковых мостоукладчиков и саперных танков.

Танки М60 после проведенной модернизации решено оставить на вооружении армии США до полной замены их серией М1 «Абрамс», а в национальной гвардии — еще дольше. Рассмотрим подробнее модификацию М60А3.

Компоновка

Танк имеет традиционную схему компоновки. Механик-водитель размещен в отделении управления по продольной оси корпуса. В боевом отделении справа от пушки находятся командир танка и наводчик, а слева от нее – заряжающий. Моторно-трансмиссионное отделение с продольным расположением двигателя занимает объем 6,1 куб. м в кормовой части.

По сравнению с другими однотипными машинами второго послевоенного поколения танк имеет наибольшие размеры по высоте (2750 мм) и ширине (3630 мм). Это дало возможность разместить большой боекомплект (63 выстрела) к пушке и весь запас топлива (1420 л) в забронированном объеме, а также обеспечить свободное расположение всех членов экипажа. В то же время большие размеры снижают защищенность на поле боя, увеличивают массу машины и затрудняют перевозку по железной дороге. Общий забронированный объем танка составляет около 20 куб. м, из которых 5 куб. м занимает башня с развитой кормовой нишей.

Огневая мощь

Танк вооружен 105-мм нарезной пушкой М68, которая изготовляется в США по английской лицензии. Пушка снабжена теплозащитным кожухом и эжектором. Ствол имеет быстроразъемное соединение трубы с казенной частью. Противооткатные устройства обеспечивают малое сопротивление откату до вылета снаряда из канала ствола. Живучесть ствола составляет не менее 400 выстрелов.

Боекомплект пушки состоит из унитарных выстрелов с металлическими гильзами. 26 выстрелов размещаются в боеукладках справа и слева от механика-водителя, остальные 37 выстрелов — в боеукладках у заряжающего в боевом отделении.

Для стрельбы из пушки могут применяться бронебойные подкалиберные снаряды М735 (с сердечником из вольфрамового сплава) или М774 (с корпусом из уранового сплава), кумулятивный снаряд М456А1, бронебойно-фугасный снаряд М393 (масса ВВ 2,93 кг), снаряд М494 (содержит 5000 готовых поражающих элементов,— стрел) и дымовой снаряд М416.

Кроме того, для стрельбы могут использоваться выстрелы к 105-мм танковой пушке, производимые в Великобритании, Франции, Канаде и Израиле. Заряжание пушки осуществляется вручную.

Командир танка может брать на себя стрельбу из пушки, как днем, так и ночью. Дневной прицел командира совмещен с лазерным дальномером, ночной прицел представляет собой приставку к тепловизионному каналу прицела наводчика. Оба прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях. Кроме того, у командира танка имеется зенитный прицел для стрельбы из 12,7- мм пулемета.

Наводчик пользуется дневным прицелом с однократным и восьмикратным увеличением. Для измерения дальности до цели используется лазерный модуль в прицеле командира. Диапазон измерения дальности составляет 200- 5000 метров, а точность измерения — 10 метров.

Кроме основного прицела, у наводчика установлен вспомогательный телескопический прицел. Ночью наводчик использует тепловизионный канал, смонтированный в основном дневном прицеле. Дальность видения при этом достигает 2000 метров. Все три прицела имеют зависимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях.

В системе управления огнем используются стабилизатор вооружения электрогидравлического типа и электронный цифровой баллистический вычислитель. Для контроля функционирования СУО имеется специальная автоматическая встроенная аппаратура. В качестве вспомогательного и дополнительного вооружения в танке установлены 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулеметы.

Защищенность

Броневая защита — монолитная. Корпус литой, его верхняя лобовая деталь имеет толщину 120 мм и угол наклона 64 градуса от вертикали. Крыша и днище корпуса в отделении управления изготовлены из брони толщиной 50 мм и 40 мм соответственно, а в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях — 20 мм. На танке отсутствуют бортовые противокумулятивные экраны. Максимальная толщина брони литой башни равна 180 мм.

С 1988 года на танках М60А3, находящихся на вооружении морской пехоты США, устанавливалась навесная динамическая защита. Оснащение танков М60А1 и М60А3 динамической защитой в сухопутных войсках пока не предусматривается.

Для повышения защищенности от обычных средств поражения на танке применяются система ТДА, английские шестиствольные дымовые гранатометы и быстродействующее противопожарное оборудование с огнетушащим составом «Галон 1301».

С целью снижения вероятности обнаружения танка с помощью тепловизора осуществлено смешение выхлопных газов двигателя с воздушным потоком от вентиляторов системы охлаждения.

Защита от поражающих факторов ОМП обеспечивается броней танка и ФВУ с индивидуальным подводом очищенного воздуха к дыхательным маскам членов экипажа. На танке отсутствует подбой и надбой из специальных противорадиационных материалов.

Подвижность

В МТО устанавливается многотопливный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель АVDS-1790-2С воздушного охлаждения с турбонаддувом. Он смонтирован в блоке с трансмиссией, системой охлаждения и масляной системой. Масса силового блока составляет 3622 килограмма. Пуск двигателя осуществляется электростартером.

Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия СD 850-6 «Кросс-Драйв» включает двухреакторную комплексную гидропередачу без блокировочного фрикциона, планетарную коробку передач, механизм поворота дифференциального типа и два планетарных бортовых редуктора.

Планетарная коробка передач с двумя степенями свободы имеет только две передачи переднего хода и одну — заднего. Для управления поворотом танка у механика-водителя установлен штурвал.

В системе подрессоривания применяется двухторсионная подвеска с телескопическими гидроамортизаторами на первом, втором и шестом узлах. Направляющее колесо, унифицированное с опорным катком, имеет механизм натяжения гусеницы с компенсирующим устройством. Гусеница — с РМШ, обрезиненной беговой дорожкой и съемными резиновыми подушками. Ее ресурс составляет 8000 километров.

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения. Труба-лаз монтируется над люком заряжающего. На танке не предусмотрено применение оборудования для самоокапывания или минного трала. Пробег машины до капитального ремонта — 9600 километров. В танке установлена УКВ телефонная, симплексная радиостанция АN/VRC-12 с рабочим диапазоном частот 30-76 МГц.

Модификации танка М60

М 60 (1959 г.) — базовый образец, на основе которого создало большое семейство машин. От своего предшественника (танк М48А2, 1958 г.) отличался, в основном, 105-мм нарезной пушкой, усиленной броневой защитой башни и дизельным двигателем.

М60А1 (1962 г.) — модернизация танка М60, в нем введены следующие усовершенствования: усилено бронирование башни и улучшена ее конфигурация; рулевое колесо механика-водителя заменено Т-образным штурвалом; введен инфракрасный прибор наблюдения для заряжающего; с 1972 года устанавливается стабилизатор вооружения; с 1974 года применяется гусеница Т142 со съемными резиновыми подушками; с 1975 года используется модернизированный двигатель АVDS-1790-2А; с 1977 года введены бесподсветочные приборы наблюдения для всех членов экипажа и пассивный прицел наводчика, усовершенствовано оборудование для подводного вождения танка.

М60А2 (1972 г.) — танк огневого усиления. Отличался от М60А1 в основном вооружением. На нем устанавливалось 152-мм орудие низкого давления, которое также использовалось в качестве пусковой установки для управляемых ракет «Шилелла».

М60А3 (1978 г.) — модернизация танка М60А1 со следующими основными изменениями: ствол пушки снабжен теплозащитным кожухом (1978 г.); у командира танка установлен лазерный прицел-дальномер (1978 год); в систему управления огнем введен электронный баллистический вычислитель (1978 год); у наводчика установлен тепловизионный прицел (1979 год); в качестве спаренного пулемета используется бельгийский 7,62-мм пулемет М240 (1978 год); танки для морской пехоты США оснащены навесной динамической защитой (1988 год); введена система ТДА (1979 год); установлены английские шестиствольные дымовые гранатометы (1978 год); смонтирована быстродействующая система ППО (1988 год); установлены двигатель АVDS-1790-2С, генератор повышенной мощности и двухторсионная трубчато-стержневая подвеска (1978 год).

Производство и поставки на экспорт

Серийное производство танка М60 было организовано с 1960 года по 1963 год на танковом заводе Детройтского арсенала (г. Уоррен, штат Мичиган). Основным подрядчиком по разработке и производству была фирма «Крайслер Корпорэйшн». Общий выпуск составил 2205 единиц.

С 1962 года на заводе началось производство модели М60А1, которое продолжалось до 1980 года. Всего за этот период было изготовлено 7948 танков М60А1, из них 5661 впоследствии (начиная с 1979 года) были модернизированы до уровня танка М60АЗ.

В период с 1972 года по 1974 год была выпущена сравнительно небольшая партия (540 машин) танков М60А2 с ракетно-пушечным вооружением. Модернизированный образец М60А3 производился с 1978 года по 1985 год. Из 1811 изготовленных танков свыше 1200 машин были поставлены в Египет, Израиль, Иорданию, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Тунис, Австрию и Судан. Остальные танки были использованы для замены танков М60А2.

Кроме указанных выше стран, танки М60 и М60А1 экспортировались в Иран, Эфиопию, Северный Йемен и Оман. 300 танков М60А1 поставлены в Италию, где затем был налажен выпуск этих машин по лицензии.

К производству танков М60А3 кроме государственных, было привлечено большое число предприятий частных фирм. Специализированными заводами изготовлялись: Уотерфлайтский арсенал (штат Нью-Йорк)— 105-мм пушка М68; фирма «Хьюз эйркрафт» (г. Эль-Сегундо, штат Калифорния) — приборы системы управления огнем; фирма «Лиэр Зиглер» (г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган) — стабилизатор пушки; фирма «Блоу-Нокс» (г. Уиллинг, штат Западная Вирджиния) — литые корпуса и башни; фирма «Теледайн» (г. Маскегон, штат Мичиган) — двигатель АVDS-1790; фирма «Аллисон» (г. Индианаполис, штат Индиана) — трансмиссия «Кросс-Драйв»; фирма «ФМК» (г. Аннистон, штат Алабама) — гусеница; фирма «Грумман» (г. Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк) – система ППО.

Конструкция танка M60

Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.

Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.

Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

Читать еще:  Лёгкий танк M41 Walker Bulldog (США)

Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.

Основной боевой танк M60 (США)

Оборудование танка включает:

  • Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
  • Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
  • Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
  • Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
  • УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
  • Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
  • Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.

Система управления огнем танка включает:

  • Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
  • Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.

Двигатель и ходовая часть:

Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.

Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.

Танк М60, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением. Несколько изменили форму носовой части корпуса и конфигурацию башни и увеличили толщину брони в наиболее уязвимых местах. Корпус и башня танка – литые. 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором. Она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48. В ее боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные. Механизмы наведения пушки и поворота башни – электрогидравлические с ручным дублированием. На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями – так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизель-мотором (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3.5 м. На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования. Танк оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса. С 1962 года выпускалась улучшенная модификация М60А1 (усилено бронирование башни, установлен стабилизатор вооружения и дополнительные инфракрасные приборы ночного видения). В 1968 году на его базе создана модификация М60А2 с 152-мм орудием – пусковой установкой для противотанковых управляемых ракет “Шиллела”. М60А2 имел лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. В 1975 г. появилась новая модификация танка М60А4. На нем установили лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и бесподсветочные прицелы и приборы ночного видения. Всего изготовили более 12 тыс. машин. Свыше 9 тыс. к началу 1990 года состояло в американской армии. Кроме того, они находятся в вооруженных силах Израиля, Ирана, Италии, Иордании, Австрии, Турции и Южной Кореи. Производство М60 в США прекращено в 1980 году с началом выпуска танка “Абрамс”. М60 был хорошо вооруженным и бронированным, надежным, удобным в эксплуатации танком второго поколения. На его базе созданы саперный танк М728, ремонтно-эвакуационная машина М88А1 и мостоукладчик.

M60A1
Основной боевой танк. Годы производства: 1962—1968. Корпус и башня танка M60A1 литые, удлинена кормовая часть корпуса. Толщина лобовой брони корпуса составила 109 мм, а башни (без маски пушки) — 254 мм. На новой башне (увеличены углы наклона и толщина лобовых деталей) установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По её периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор. В передней части смонтированы перископический прицел (может заменяться ИК прицелом) и 12,7-мм пулемёт для стрельбы по наземным и воздушным целям. Механик-водитель размещается в отделении управления, находящемся в центре носовой части корпуса танка. Для вождения ночью устанавливается ИК прибор. Масса увеличилась до 52,6 т. Танк оснащён фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух членам экипажа, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем воздуха, радиостанцией и танковым переговорным устройством. Преодоление водных преград глубиной до 2,4 м осуществляется после предварительной подготовки, а до 4 м — с помощью специального оборудования для подводного вождения.

M60A1E1
M60A1E1 и M60A1E2 — модификация со 152-мм танковой пушкой, полностью новой башней, приборами ночного видения, новой системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения танка под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла». Был выпущен в нескольких опытных прототипах для испытаний. Боевая масса — 57 тонн, запас хода — 450 км. Проходил испытания на полигоне Форт-Нокс, Кентукки[.

M60A2
M60A2 или «Starship» (Звездолёт) выпускался в период с 1972 года по 1974 год, общее число выпущенных машин 526. Установлена новая башня со 152-мм орудием — пусковой установкой, позволяющим вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла» (на дальность до 3000 метров). Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём входит лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения, гусеницы со съёмными асфальтоходными подушками. Танки M60A2 находились в подразделениях американских войск в ФРГ. Судя по сообщениям зарубежной прессы, они показали недостаточную эффективность и особенно надёжность вооружения, поэтому было решено переоборудовать их в другие варианты.

M60A3TTS
В процессе дальнейшей модернизации танка, кроме стабилизатора пушки, была введена новая система управления огнём, включающая лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, установлены бесподсветочные приборы ночного видения (сейчас прицел наводчика заменяется тепловизионным прибором), использован более надёжный дизель, трубчато-стержневая подвеска и новая резинометаллическая гусеница, заменён спаренный 7,62-мм пулемёт, а на ствол пушки надет теплоизоляционный кожух, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатомёты. М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.

M60120S
Проект модернизации М60 до уровня M1A1 Abrams c использованием узлов от “Абрамса”, в том числе пушку,башню и двигатель AGT-1500.

На базе модели М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, сапёрный танк M728 CEV (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебёдку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2х1,2 м).
Производился в США c 1978 по 1980 год, по лицензии в Италии — до 1987 года.

Производство М60A1, A2, A3TTS прекращено с началом выпуска в феврале 1980 года основного боевого танка M1 «Абрамс», вариант 120S не выпускается.

M60A3E1 Cristobita
испанская модернизация путём усиления бронирования

“Супер М60”
Основной боевой танк “Супер М60” опытный. Создан фирмой Теледайн Континентал в кооперации с западногерманской фирмой Ренк. Отличается установкой более мощного дизеля и новой трансмиссии, индивидуальной гидропневматической подвески, усиленной броневой защитой за счёт навески на корпус и башню бронелистов.

Длина – 9.5 м
Высота – 2.7 м
Ширина – 3.6 м
Масса – 50.8 т
Двигатель диз:ельный двигатель “Континентал” AVDS-1790 V-12
Мощность – 750 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Дальность хода по шоссе – 500 км
Преодолеваемые препятствия:
– высота насыпи – 1.2 м
– глубина водного препятствия – 3.5 м
– ширина рва – 2.6 м
Вооружение: 105-мм пушка М-68, 12.7-мм пулемет, 7.62-мм пулемет
Запас боеприпасов – 63 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм и 5950 – 7.62 мм
Экипаж – 4 человека
Год принятия на вооружение – 1960

Похожие главы из других книг:

Американский легкий танк М3 «Стюарт»

Американский легкий танк М3 «Стюарт» Легкий танк М3 был развитием М2А4. Увеличение толщины брони и, следовательно, массы потребовало усиления ходовой части. Ленивец большого диаметра был опущен на землю для увеличения длины опорной поверхности гусеницы. В ходовой части

Американский легкий танк М5

Американский легкий танк М5 С июля 1943 года стал выпускаться улучшенный вариант легкого танка М3, получивший обозначение М5 (модификации М5 и М5А1). На первый взгляд они походили на М3, однако получили новые силовую передачу и двигатель, несколько измененные корпус и башню,

Американский средний танк М3

Американский средний танк М3 В июне 1940 года американское командование заказало промышленности новый средний танк, являвшийся развитием малосерийного М2 с усиленным вооружением и бронированием. Поскольку не было опыта установки в башне 75-мм пушки, ее разместили в корпусе

Американский средний танк М4 «Шерман»

Американский средний танк М4 «Шерман» Американцы сознавали недостатки М3, и как только его передали в производство, приступили к разработке нового (март 1941 г.). Конструкторы Рок-Айлендского арсенала, сохранив вначале ходовую и моторно-трансмиссионную части

Американский средний танк М48 «Патгон»III

Американский средний танк М48 «Патгон»III У этого танка, созданного в 1951 году, длинная предыстория. Еще в мае 1941 года американцы решили создать танк, который был бы сильнее «Шермана». В 1943 – 1944 годах построили опытные образцы 30-тонных танков. Один из них, Т26ЕЗ, в сентябре 1944

Американский основной боевой танк М60

Американский основной боевой танк М60 Новый танк, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением, силовой установкой и бронированием. С 1960 года он выпускался серийно фирмой «Крайслер».На нем сохранили компоновку М48, многие узлы и детали обоих

Американский основной боевой танк M1 «Абрамс»

Американский основной боевой танк M1 «Абрамс» Работа над ним началась в 1972 году, а в 1976-м из представленных прототипов выбрали образец фирмы «Крайслер», получивший марку ХМ 1. Первые машины установочной серии появились в феврале 1980 года, тогда же танк приняли на вооружение

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М3 «Генерал Ли»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М3 «Генерал Ли» Разработан в 1938 году. Выпускался серийно с 1939 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны, в региональных конфликтах.Тактико-техническая характеристикамасса, т . .

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 «СТЮАРТ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М3 «СТЮАРТ» Разработан в 1939 году. Выпускался серийно с 1940 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 12,7Численность экипажа, чел 4Габаритные размеры

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М 4А4 «ШЕРМАН»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК М 4А4 «ШЕРМАН» Разработан в 1941 году. Выпускался серийно с 1942 г. Состоял на вооружении армий США и Великобритании, поставлялся в СССР; после 1945 года состоял на вооружении армий многих государств Западной Европы и Азии. Использовался в боях второй

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М 5А1 «СТЮАРТ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М 5А1 «СТЮАРТ» Разработан в 1941 году. Выпускался серийно с 1942 г. Состоял на вооружении армии США, поставлялся в СССР. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 14,5Численность экипажа, чел 4Габаритные

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М-24 «ЧАФФИ»

АМЕРИКАНСКИЙ ЛЕГКИЙ ТАНК М-24 «ЧАФФИ» Разработан в 1943 году. Выпускался серийно с 1944 г. Состоял на вооружении армий США, Канады, Великобритании; после 1945 года поставлялся во Францию, Италию, Турцию, Иран, Японию. Использовался в боях второй мировой войны.Тактико-техническая

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК «СУПЕР-ШЕРМАН»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК «СУПЕР-ШЕРМАН» Разработан в 1945 году. Выпускался серийно с 1945 г. Состоял на вооружении армий США, Великобритании, Израиля. Использовался в боях на Ближнем Востоке, в региональных конфликтах.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК M46 «ПАТТОН-1»

АМЕРИКАНСКИЙ СРЕДНИЙ ТАНК M46 «ПАТТОН-1» Разработан в 1948 году. Выпускался серийно с 1948 по 1952 гг. Состоял на вооружении армии США. Использовался в боях в Корее.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 44Численность экипажа, чел 5Габаритные размеры (длина х ширина х высота),

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М48А3

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М48А3 Разработан в 1958 году. Выпускался серийно с 1958 по 1964 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях в Южном Вьетнаме и на Ближнем Востоке.Тактике -техническая характеристикаМасса, т..

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М 485А5

АМЕРИКАНСКИЙ ОСНОВНОЙ ТАНК М 485А5 Разработан в 1975 году. Выпускался серийно с 1975 по 1980 гг. Состоял на вооружении армии США и армий других стран НАТО, а также Израиля. Использовался в боях на Ближнем Востоке.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 47,6Численность экипажа,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector