Танк Тип 96 — Type 96 tank
Содержание
- 1 История
- 1.1 Международный танковый биатлон
- 1.2 Развертывание
- 2 варианта
- 2.1 Тип 96
- 2.2 Тип 96A
- 2.3 Тип 96B
- 2,4 ВТ-2
- 3 оператора
- 3.1 Текущие операторы
- 4 См. Также
- 5 ссылки
- 6 Внешние ссылки
Танковые разработки Китая можно разделить на три поколения. Первым поколением стал Type 59 , копия советского Т-54 и его производных танков местного производства . Второе поколение ОБТ началось с Type 80 и закончилось Type 88 / Type 96. Третье поколение началось с танка Type 97 .
Китайская программа разработки танков первого поколения не соответствовала требованиям НОАК. Эти технические недостатки совпали с появлением танка Т-72 в России , что повлияло на китайских оборонных ведомств и повлияло на их решение начать разработку нового отечественного ОБТ в начале 1980-х годов. Эта новая программа должна была привести к развитию семейства Type 80/85 к 1988 году.
Опытные образцы Type 80 были приняты на вооружение НОАК как Type 88A / B. Наиболее характерно то, что семейство Type 88 имело шесть опорных катков вместо пяти, которыми обладали предыдущие китайские ОБТ. Однако вскоре НОАК поняла, что конструкции Type 88 было недостаточно для достижения паритета с современными конструкциями после войны в Персидском заливе 1991 года . Требовался лучший отечественный ОБТ. Однако продолжающиеся задержки в разработке ОБТ третьего поколения в Китае означали, что у НОАК не было другого выбора, кроме как продолжить разработку семейства Type 85. В 1995 году Norinco произвела прототип Type 85-III с модернизированным двигателем и фугасной реактивной броней.
В 1997 году модернизированные прототипы Type 85-IIM были приняты на вооружение НОАК как Type 88C / Type 96. Наиболее заметным отличием между Type 96 и более ранними танками Type 88 была дополнительная разнесенная броня в передней части башни. Эта разнесенная броня придавала Type 96 прямоугольный лобовой профиль, визуально отличая его от круглой башни Type 88. Другие видимые отличия включали их вооружение: Type 96 обладал 125-мм гладкоствольной пушкой местного производства, тогда как более ранние варианты Type 88 использовали 105-мм. нарезное ружье вместо.
К середине 2016 года в вооруженных силах Китая находилось более 7000 танков, из которых около 2077 танков Type 96 / Type 96A и около 814 Type 99 / Type 99A . По сравнению с Type 99 с его высокими возможностями и столь же высокой стоимостью более дешевый Type 96B рассматривается отечественными экспертами как основной танк при модернизации НОАК.
Международный танковый биатлон
В 2014 году Китай участвовал с Type 96A в российском танковом биатлоне, где он соревновался с российским Т-72Б3, заняв третье место. Китай снова участвовал в 2015 году, заняв второе место. В 2016 году он выиграл одну золотую медаль (из 23 присужденных золотых медалей).
Развертывание
Type 96 — это основная бронированная огневая мощь НОАК для подразделений маневренной войны. 31 танк размещен в бронетанковом батальоне, а 10 танков — в роте.
Советские корни
Свою родословную Тип 96, как и множество других образцов китайской военной техники, ведет от советских прототипов. Так появились на свет первые собранные в Китае танки Тип 59, которые были упрощенной версией советского Т-54. В 1982 году появился Тип 69, который был создан уже на основе Т-55.
Однако к моменту своего появления Тип 69 уже устарел, поэтому ему на смену в 1984 году пришел Тип 79 — глубокая модернизация предыдущей машины, а за ним последовал Тип 88. На него китайские конструкторы поставили компьютеризированную систему управления огнем, лазерный дальномер, систему опознавания «свой-чужой» и динамическую защиту. Танк производился с 1988 по 1995 год.
Революцией китайского танкостроения можно назвать Тип 85. На шасси Типа 88 установили новую сварную башню собственной разработки, с кормовой нишей как у западных бронемашин. Этот танк завершил этап модернизации старых советских образцов. Тип 85 производился с 1986 года, поставлялся в Судан и Пакистан, где до сих пор стоит на вооружении.
2. Leopard 2 — немецкий тяжеловес с «цифровой башней»
Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире. Его последняя модификация Leopard 2A7+. Основное орудие танка — 120-мм пушка Rheinmetall Rh-120 L55A1 — является, вероятно, лучшим в мире. При этом к недостаткам стоит отнести тот факт, что на этой машине не используются бронебойные подкалиберные снаряды с урановым сердечником, при этом вольфрамовый сердечник обладает меньшей бронепробиваемостью. Новая модификация машины обладает повышенной защищенностью от кумулятивных боеприпасов (ПТРК, ручные противотанковые гранатометы), но это достигается за счет повышения массы машины до 70 тонн. Дизельный двигатель производства компании MTU, мощностью 1500 л. с. способен справиться с таким весом, но мобильность машины все равно могла пострадать. Обновлена и система управления огнем, реализована новая концепция «цифровой башни» с круговым обзором из-под брони.
При всех этих новшествах на Leopard 2A7+, как и на всех западных танках, экипаж танка составляет 4 человека. В отличие от советских и российских танков здесь отсутствует автомат заряжания орудия — этим процессом занят «лишний» член экипажа. Хоть этот факт и является очевидным недостатком, но отсутствие автомата заряжания дает одно большое преимущество — отсутствие ограничений по длине бронебойных подкалиберных снарядов.
Что касается опыта боевого применения, то он достаточно скромен — ограниченное применение в Афганистане и участие в гражданской войне в Сирии в составе турецкой армии. Турция во время интервенции в Сирию использовала танки Leopard 2A4 далеко не самой новой модификации. Результаты оказались довольно плачевными — боевики ИГ («Исламское государство» — террористическая группировка, запрещенная в России) только в боях за небольшой городок Эль-Баб уничтожили 10 танков этого типа с помощью советских ПТРК «Фагот» и «Конкурс».
Несмотря на свою немалую цену — новый Leopard 2A6 стоит $6,79 млн, а Leopard 2 A7+ и вовсе больше $10 млн, машина раньше неплохо экспортировалась и поставлялась в 21 страну, не учитывая Германию. В этом смысле на данный момент вместе с американским танком M1 Abrams — это главный конкурент Т-90. Но надо отметить и другой факт — большая часть экспортированных танков были в употреблении. В общей сложности с 1979 года было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из которых 2125 были произведены для Вооруженных сил Германии. Позже большая часть этого танкового парка была продана с баз хранения после окончания холодной войны за ненадобностью (в строю Бундесвера сейчас лишь около 300 машин). Новых же машин было поставлено немногим более 1000. В сумме же было продано более 2800 танков. А вот с перспективными сделками дело плохо: больше всего надежд возлагалось на то, что Саудовская Аравия приобретет 600-800 танков Leopard 2A7+, однако руководство Германии запретило проводить эту сделку по политическим причинам. При сравнении с Т-90, как мы уже выше указывали, стоит учитывать, что танки, проданные с немецких складов, относились в основном к старым модификациям, сравнимым по возрасту и уровню с танком Т-72.
Type 96
Для НОАК на основе экспортного танка Type 85-IIM разработали основной боевой танк Type 96 (ZTZ96). Первоначально этот вариант получил обозначение Type 88C или ZTZ88C. В связи с финансовыми затруднениями серийное производство основных боевых танков Type 88C для китайской армии было начато только в 1997 году, а их обозначение сменилось на Type 96.
По конструкции и внешнему виду Type 96 практически полностью идентичен танку Type 85-IIM последней серии, поступившему на вооружение пакистанской армии, и имеет практически те же боевые и технические характеристики. Главные отличия заключаются в установке более мощного двигателя, усовершенствованной СУО и увеличенной на 1,5 тонны боевой массы.
Танк Type 96, как и его предшественник, имеет комбинированное многослойное бронирование в лобовой проекции и вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Вспомогательное вооружение включает 12,7-мм зенитный пулемет W-85 и спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет Type 86, а также по шесть спаренных блоков дымовых гранатометов по бортам башни. В СУО входят двухплоскостной стабилизатор вооружения, комбинированные прицелы командира и наводчика, баллистический вычислитель, панель управления, набор датчиков и лазерный дальномер. Небольшим отличием является отсутствие дополнительного прибора наблюдения у наводчика.
Танк оснащен всеми современными системами и оборудованием: приборами ночного видения, УКВ-радиостанцией «889B» (дальность связи 20–25 километров), системой коллективной защиты экипажа от оружия массового поражения, быстродействующим противопожарным оборудованием.
На танке установлен форсированный дизельный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 1000 лошадиных сил, что позволило увеличить максимальную скорость движения. Двигатель является дальнейшим усовершенствованием китайского танкового дизеля 12150L7-BW и, таким образом, продолжает линию советского дизеля В-54. Вместе с трансмиссией он образует единый силовой блок, что позволяет осуществлять его быструю замену в полевых условиях. Трансмиссия – механическая планетарная, аналогичная трансмиссии танка Type 88. Ходовая часть и компоновка МТО в свою очередь аналогичны таковым у танка Type 88-IIM.
На модификации Type 96G установлены блоки дополнительной брони. Блоки крепятся на лобовые детали башни, верхний лобовой лист корпуса и по поверхности башенной корзины.
Выпуск танков осуществляется на военном заводе № 617. По сообщению военного руководства, Type 96 наряду с новейшими Type 99 составят основу бронетанковых частей в первой четверти XXI века. Впервые публично эти машины были показаны на военном параде в Пекине 1 октября 1999 года. Первоначально Type 96 поступали на вооружение элитных танковых соединений, таких как 6-я бронетанковая дивизия 38-й армейской группы Пекинского военного округа и 8-я бронетанковая дивизия 26-й армейской группы Цзинаньского военного округа. Начиная с 2005 года, когда было выпущено уже свыше 1500 таких машин, они начали заменять списываемые старые производства 60–70-х годов в остальных танковых соединениях.
Конструкция танка Туре 88
Основной танк Туре 88 имеет классическую компоновку, с кормовым расположением моторно-трансмиссионного отделения. Корпус сварной, с многослойным бронированием в лобовой части. Полусферическая литая башня аналогична по конструкции башне танка Туре 79.
Механик-водитель располагается в передней части корпуса у левого борта, командир танка и наводчик — в башне, слева от пушки, заряжающий — справа.
Танк оснащен усовершенствованной системой управления огнем Type 37А (стабилизатор пушки, комбинированные прицелы командира и наводчика, лазерный дальномер, интегрированный в прицел на-водчика, и электронный баллистический вычислитель), разработанной при участии английской фирмы Marconi.
Все оптические приборы имеют специальное покрытие для защиты от излучения ядерного взрыва. Кроме того, установлена специальная встроенная система выверки прицелов, которой могут пользоваться как командир, так и наводчик.
А это уже вариант Type 85, модификация Type 88, оснащенная 125-мм пушкой, копией советской 2А46
Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на турели люка заряжающего. По бортам башни установлены по 4 дымовых гранатомета, сблокированных попарно. Огонь из них могут вести командир или наводчик. Позади гранатометов расположены ящики с запасными гранатами. В кормовой части башни имеется решетчатая корзина для имущества, к которой крепится контейнер с трубой для подводного вождения.
Ходовая часть танка включает в себя по шесть двухскатных опорных катков на борт. Опорные катки заимствованы у универсального гусеничного шасси Туре 321. Гусеница снабжена асфальтоходными резиновыми подушками.
Танк оснащен системой противоатомной защиты коллективного типа, действующей по принципу создания избыточного давления внутри обитаемого отделения, а также автоматической системой пожаротушения и постановки дымовых завес.
Китайские танки конца 20-го века выглядят как дикие гибриды различной иностранной техники, каким-то образом слепленной в единое целое
Варианты
Тип 96
Отечественный вариант Тип 85-ИИМ. Также иногда ошибочно называют Type 88C. При поступлении на вооружение НОАК переименован в Type 96. По сравнению с Type 85 и Type 88, Type 96 отличается более мощным двигателем, улучшенной электроникой и башней в западном стиле. Тип 96 был принят на вооружение НОАК в 1996 году.
Тип 96А
На лобовой части башни установлена дополнительная «стреловидная» модульная броня, аналогичная Type 99. Задняя часть корпуса теперь полностью плоская по сравнению с Type 96. Type 96A впервые был представлен в 2006 году, но находящиеся в эксплуатации танки впервые были замечены на военном параде в 2009 году.
Type 96A является обновлением третьего поколения Type 96. Его внутренняя электроника могла быть обновлена до стандартов Type 99. Внешний вид Type 96A подобен Type 99. Однако Type 96A можно отличить от Type 99 по расположению водителя на левой стороне корпуса. FY-4 ERA был добавлен на передний верхний глас. Автомобиль оборудован тепловизором. Оснащен модернизированным двигателем мощностью 800 л.с.
Также установлена система лазерной защиты, аналогичная « Шторе ». На танке установлены оптико-электронные помехи, способные заглушить управляемые ракеты, дальномеры и целеуказатели противника.
Тип 96Б
Вариант, впервые представленный в июле 2016 года, был загружен в поезд, направляющийся в Россию для участия в биатлоне Tank 2016 . Он оснащен улучшенным двигателем, улучшенной высокопроизводительной пушкой с модернизированной системой управления огнем, новой трансмиссией, шасси, вентиляцией, коммуникационными и компьютерными системами, выхлопом и подвеской. Кроме того, он оснащен независимым командирским прицелом и более легкими и надежными ходовыми колесами. По сравнению с предыдущими вариантами, два выхлопа, которые изначально находились с правой стороны корпуса, теперь расположены на корме корпуса с вентиляционными отверстиями. Технические характеристики модернизированного двигателя неизвестны, но предполагается, что он будет производить от 1000 до 1200 лошадиных сил.
Экспортный вариант Тип-96А. Дебютировал на выставке Defense Services Asia в 2012 году. Может быть оборудован дистанционным боевым модулем и имеет максимальную скорость 70 км / ч (по дороге). Способен вращаться вокруг собственной оси.
Type 88
Машина имеет классическую схему компоновки с кормовым расположением МТО. Корпус сварной, с многослойным бронированием в лобовой части. Полусферическая литая башня аналогична по конструкции башне танка Type 79. Размещение экипажа из четырех человек типовое, аналогичное всем предшествующим китайским (и советским вплоть до Т-62) танкам. Механик-водитель располагается в передней части корпуса у левого борта, командир танка и наводчик – в башне слева от пушки, заряжающий – справа.
“ Танк Type 96 имеет комбинированное многослойное бронирование в лобовой проекции и вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания ”
На танке установлена 105-мм нарезная пушка «83», стабилизированная в двух плоскостях наведения. Она имеет теплоизоляционный кожух, выполненный из алюминиевого сплава. Углы вертикального наведения составляют от -4 до +18 градусов. В боекомплект входят бронебойно-подкалиберный трассирующий снаряд с отделяющимся поддоном с начальной скоростью 1455 метров в секунду, кумулятивный трассирующий (1173 м/с) и осколочно-фугасный (850 м/с) снаряды. Боекомплект пушки состоит из 48 выстрелов, размещенных в укладках в боевом отделении и отделении управления. Скорострельность – семь выстрелов в минуту. Заряжание вручную.
Танк оснащен усовершенствованной СУO Type 37A, разработанной с помощью английской фирмы Marconi. В СУО входят стабилизатор пушки, комбинированные прицелы командира и наводчика, лазерный дальномер, интегрированный в прицел наводчика, и электронный баллистический вычислитель. Все оптические приборы имеют специальное покрытие для защиты от излучения ядерного взрыва. Кроме того, установлена специальная встроенная система выверки прицелов, которой могут пользоваться как командир, так и наводчик.
Вспомогательное вооружение включает в себя спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и 12,7-мм зенитный пулемет, установленный на турели люка заряжающего. По бортам башни установлены по четыре дымовых гранатомета, сблокированных попарно. Огонь из них может вести командир или наводчик. Позади гранатометов расположены ящики с запасными гранатами. В кормовой части башни имеется решетчатая корзина для имущества, к которой крепится контейнер с трубой ОПВТ.
На танке установлен дизельный двигатель VR36 (12150L-BW) с турбонаддувом мощностью 730 лошадиных сил. В отличие от предыдущих типов танков на Type 88 имеются два выхлопных патрубка, выведенных не на левый, а на правый борт. Наружные топливные баки в свою очередь перенесены с правой на левую надгусеничную полку. На правой размещены ящики ЗИПа.
Ходовая часть танка включает в себя по шесть двухскатных опорных катков уменьшенного (по сравнению с Type 59 и Type 69) диаметра на борт. Опорные катки заимствованы у универсального гусеничного шасси Type 321. Гусеница снабжена асфальтоходными резиновыми подушками.
Танк оснащен системой ПАЗ коллективного типа, то есть с созданием избыточного давления внутри обитаемого отделения, автоматической системой ППО и ТДА.
При массе 38,5 тонны танк развивает максимальную скорость 60 километров в час. Запас хода – 430 километров.
В процессе производства танк подвергался модернизации. Так, вскоре появилась модификация Type 88A (ZTZ88A) со 105-мм пушкой с удлиненным на один метр стволом. Пушка получила обозначение «83-I». Впрочем, был изготовлен всего один экземпляр такой машины. Иное дело – модификация Type 88В (ZTZ88В). Эта версия получила усовершенствованную СУО и модернизированную пушку. В состав усовершенствованной СУО ISFCS-212, помимо комбинированного прицела командира и стабилизатора вооружения, входят новый интегрированный дневной/ночной прицел наводчика со стабилизированным полем зрения и встроенным лазерным дальномером, усовершенствованный цифровой баллистический вычислитель с датчиками наклона цапф и оси пушки, датчиком ветра и панелью управления. Все данные автоматически поступают в вычислитель, который вырабатывает соответствующие поправки и отображает их в поле зрения прицела. 105-мм нарезная пушка «83» имеет несколько измененную казенную часть для стрельбы новыми боеприпасами, разработанными корпорацией NORINCO (осколочно-фугасные, кумулятивные, подкалиберные снаряды повышенного могущества). До уровня «88В» во время планового ремонта, по-видимому, были доведены все танки Type 88.
Производство танков Type 88 осуществлялось на заводе № 617 в Баотоу вплоть до 1995 года. За семь лет изготовлено около 500 единиц. Танки Type 88 состоят только на вооружении НОАК. Впервые они продемонстрированы общественности на военном параде в Пекине в 1989 году.
Ставка на скорость
По словам генерала, Тип 96, участвующий в соревнованиях, отличают хорошие динамические показатели. «Судя по тем годам, которые он участвует в конкурсе, скорость развивает достаточно высокую. При стандарте 65 км/ч Тип 96 может развивать и больше — до 75 км/ч, как и наш Т-72», — говорит Тутрин. Он также напомнил, что 30 июля российский экипаж разогнал Т-72Б3 до рекордных 71 км/ч.
На вопрос, какую скорость удалось показать китайскому танку, Тутрин не дал однозначного ответа: «Говорят, что он развивает 80 км/ч, но на самом деле я не верю в это — разве что под горку. На самом деле я этого не видел. Отмечают хорошую приемистость машины при старте. Это заметно при действиях экипажей участников в номинации «Эстафета».
Учитывая в целом высокие скоростные показатели китайской машины, можно сделать вывод, что именно быстрое прохождение участков может быть главным преимуществом китайской команды перед конкурентами. На этапе индивидуальной гонки танкисты из Китая действительно показывали впечатляющую динамику. Ускорение на скоростном участке трассы создавало впечатление, будто танк находится на взлетной полосе, а не на танковом полигоне.
В одном из заездов экипажем из КНР были допущены ошибки при преодолении препятствий и на огневом рубеже, за что ему были начислены штрафные секунды. Китайским танкистам удалось вырвать победу у команды Казахстана исключительно за счет быстрого прохождения скоростного участка, компенсировав штрафное время скоростью.
Внешний вид Типа 96 усиливает ощущение резвости танка. Стремительность профилю придают острые грани башни без нагромождения блоков динамической защиты.
3. M1 Abrams — американское технологическое совершенство
Наиболее совершенная модификация американского танка M1A2 SEP V3 Abrams является, наверное, самой технологичной западной машиной. Танк оснащен очень эффективной композитной броней, в которой используется обедненный уран, а новая система управления огнем (СУО), судя по всему, лучшая в мире. 65-тонная машина приводится в движение газотурбинным двигателем (такой тип двигателя, характерный для авиации, используется также советским танком Т-80) Honeywell AGT1500, мощностью 1500 л.с. В качестве основного орудия используется 120-мм гладкоствольная пушка М256 (лицензионный вариант немецкой пушки Rheinmetall Rh-120), имеющая отличные показатели точности. При этом новая модификация танка получит на вооружение новые бронебойные подкалиберные снаряды с урановым сердечником M829E4 АКЕ (Advanced Kinetic Energy), обладающие лучшей бронепробиваемостью на сегодняшний день (из серийных изделий).
Еще одним большим преимуществом машины является широкий опыт ее использования в реальных конфликтах — танк очень успешно прошел две иракские кампании, а сейчас воюет в гражданских войнах на Ближнем Востоке. Весь этот бесценный опыт использовался для разработки оптимальных пакетов модернизации танка. Тем не менее в тех случаях, когда M1A2 применяется не армией США (например, Вооруженными силами Ирака или Саудовской Аравии), результаты использования оказываются не лучшими. Только йеменские повстанцы-хуситы подбили не менее 20 саудовских M1A2S Abarms, боевики ИГ («Исламское государство» — террористическая организация, запрещенная в России) в Ираке тоже не отстают от них. При этом для этих задач использовались далеко не самые современные советские и американские противотанковые ракетные комплексы (ПТРК).
Несмотря на свою технологическое совершенство, стоимость одного M1A2 SEP Abarms, составляющая не менее $8,6 млн, не позволяет ему продаваться в больших количествах. Зато более простые и старые модификации танка раньше продавались хорошо — один только Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams (правда большая часть танка поставлялась со складов американской армии, новыми были только двигатели, пушка и СУО), в сумме же 6 стран, помимо США, приобрели 2217 танков M1, из них около 750 в продвинутой и дорогой модификации M1A2. Заметная часть этих машин были взяты с хранения, прошли капитальный ремонт и модернизацию и были реализованы за рубеж. Как и у Leopard 2, особых перспектив по реализации крупных партий новых танков нет, поэтому в коммерческом смысле проект пока находится на излете.