AMX-13 — AMX-13
Содержание
AMX-13 — AMX-13
AMX-13 является французский легкий танк производства с 1952 по 1987 год он служил с французской армией, как Char 13t-75 Modele 51 , и экспортируется в более чем 25 других стран. Названный в честь своего первоначального веса в 13 тонн, с прочным и надежным шасси, он был оснащен качающейся башней производства GIAT Industries (ныне Nexter ) с магазинами револьверного типа, которые также использовались на австрийском SK-105 Kürassier . Включая прототипы и экспортные версии, существует более сотни вариантов, включая самоходные орудия , зенитные системы, БТР и версии ПТУР .
Независимое военное обозрение
5:03 / 06.11.15
Оружие мира: самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)
В 1966 году в войска начал поступать новый основной боевой танк AMX-30B, слегка модифицированное шасси которого и было выбрано в качестве базы для создания новой самоходной установки. Производство велось на предприятиях государственного арсенала ARE (Atelier de construction de Roanne) в городе Роан (Roanne). Здесь же решили развернуть и сборку новой самоходки, над проектом которой, с 1969 года, активно работала фирма EFAB (Etablissement d’etudes et de fabrications d’armement de Bourges). В 1971 году оба предприятия объединились в группу «GIAT Industries».
К моменту объединения обе стороны накопили солидный багаж опыта и традиций в области производства вооружений. Ещё в 1867 году в административном центре департамента Шер (Cher) — городе Бурже (Bourges) начал работать арсенал, известный с 1910 года как ABS (Atelier de construction de Bourges). В годы Первой мировой войны и в межвоенный период он осуществлял поставки вооружений в армию, а, после поражения Франции, в 1940 году был включен, как и многие другие, в систему германской военной промышленности.
По окончании Второй мировой войны, на предприятии восстановили традиционное артиллерийское производство, а 1967 году произошло объединение с расположенным в Меце (Metz) заводом боеприпасов ЕСР (Ёсо1е centrale de pyrotechnie), после чего компания получила новое название EFAB. Роанский арсенал ведет свою историю с 1917 года. В 1952 году предприятие подверглось полномасштабной реконструкции.
Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 / Фото: www.dogswar.ru
Создание «GIAT Industries» совпало с резким сокращением ёмкости потенциального военного рынка, что привело к хроническому превышению производственных возможностей компании над реальными потребностями Министерства обороны Франции. Попытки конверсии предприятий с переходом на выпуск мирной продукции успехом не увенчались. Следует отметить, что фирма никогда не имела возможности проводить самостоятельную политику и полностью зависела от желаний своего единственного акционера — французского государства, которое, с одной стороны, требовало, например, сохранения, вопреки экономической целесообразности, рабочих мест, с другой, непрерывно компенсировало из бюджета убытки. Тем не менее, численность персонала предприятий неуклонно сокращалась, а финансовые проблемы фирмы и государства постоянно вносили негативные коррективы в судьбу самоходной гаубицы.
В 1992 году производство было завершено. Однако в 1996 году приняли решение переделать в САУ 20 списанных танков AMX-30B2. Машины получили новый восьмицилиндровый двигатель Renault Mack Е9 мощностью 750 л. е., разработанный в США и выпускаемый фирмой «Renault» по лицензии. Внешне они отличались от остальных установок отсутствием на корпусе люка для доступа к вспомогательному силовому агрегату. Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 предназначена для огневой поддержки танковых и механизированных подразделений. Артсистема способна вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиции, уничтожая огневые точки, боевую технику и полевые укрепления на дальностях до 15-20 км. Базой послужило слегка модифицированное шасси го боевого танка AMX-30B2. Максимальная толщина лобовой брони достигает 79 мм. Боковые стороны и корма защищены гораздо скромнее (20-57 мм). Боевая масса — 42 тонны.
В отличие от танка-прототипа, в носовой части корпуса справа от механика-водителя вместо боеукладки расположили вспомогательный силовой агрегат, для доступа к которому в верхнем броневом листе прорезали фигурный люк, закрытый двумя створками-жалюзи. На машинах базовой версии они были плоскими и, для предохранения от загрязнения или попадания воды при форсировании водных преград, закрывались поверх специальным экраном. Именно такие установки, в частности, были поставлены в Саудовскую Аравию и Ирак. Модернизированный вариант отличался наличием сильно выступающего поверх крышки люка дефлектора, а чтобы отводимые через него горизонтально вбок горячие газы не прожигали ящик ЗИП по правому борту конструкторы предусмотрели специальный экран.
Ходовая часть, применительно на один борт, состоит из пяти опорных двухскатных катков с дисками из алюминиевого сплава, стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная. Балансиры первого и третьего катков установлены против, а остальные — по ходу движения. Первый и пятый узлы подвески имеют гидравлические амортизаторы. Также имеются ведущее колесо заднего расположения, ленивец переднего расположения и пять поддерживающих роликов с внутренней амортизацией. Стальные гусеничные траки снабжены резиновыми асфальтоходными подушками. Расчет самоходной гаубицы состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Основное вооружение — 155-мм гаубица со стволом длиной 39 калибров с двухкамерным дульным тормозом, установленная во вращающейся башне. Объем каморы — 19,51л. Стандартный нехромированный ствол рассчитан на производство 4000 выстрелов.
Автомат заряжания состоит из магазина на 42 выстрела (36 фугасных и 6 дымовых), размещенных в задней части башни в специальной двухсекционной боеукладке (в левой части размещены 180 модулей метательных зарядов, уложенных по 6 модулей в ячейку в правой — 42 снаряда), кронштейна, транспортера, наклонной плиты, вспомогательного поддона и толкателя. Метательные заряды помещены в полностью сгорающие жесткие картузы. Собственно механизм состоит из двух параллельных систем: для заряжания снаряда и порохового заряда, приводящихся в действие с помощью гидравлического устройства.
В 1995 году в Индии провели испытания башни AuF1, установленной на шасси состоящего на вооружении индийской армии советского танка Т-72, а также «Арджун» собственного производства. Однако, в результате, заказов так и не последовало. Тем не менее, до настоящего времени, фирма «GIAT Industries» не теряет надежды на коммерческое воплощение проекта, так как в мире есть много стран, которые хотели бы модернизировать свой парк танков Т-72, ограничившись, по возможности, максимально скромными затратами. Такие проекты разработаны для орудий, как с 39-калиберным, так и 52-калиберным стволами. Также существовал проект установки башни со 155-мм орудием на шасси французского основного танка «Leclerc».
Технические характеристики
Общая длина корпуса, мм | 9 040 |
Длина с пушкой вперед, мм | 10 250 |
Ширина корпуса, мм | 3 150 |
Высота, мм | 3 250 |
Боевая масса, т | 42 |
Экипаж, чел. | 4 |
Тип двигателя | Hispano Suiza HS-110 |
Мощность двигателя, л. с. | 720 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Тип подвески | торсионная |
Калибр, мм, марка пушки | 155, F.1 |
Длина ствола | 39 калибров |
Пулемёты, кол-во, калибр, мм | 1×12,7 мм или 1х7,62 мм |
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:
1. Материал сайта Dogs of War.
2. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии.
3. Материал сайта «Военное дело».
Франция
Израиль
Индонезия
Марокко
Нидерланды
Викискладе есть медиафайлы, связанные с AMX-105A Mk 61 в Музее слепых . |
Викискладе есть медиафайлы, связанные с AMX-105B Mk 62 в Музее слепых . |
Плакат Mk 61 в Музее слепых , Франция.
A Mk 61 в Музее слепых, Франция.
Mk 62 на выставке на базе армии Тун в Швейцарии.
История обслуживания
Франция
Во время Суэцкого кризиса 1956 года французская армия использовала две части танков AMX-13 2-го иностранного кавалерийского полка в Порт-Фуаде. AMX-13 также участвовали в ограниченных действиях во время войны в Алжире, в основном из-за пересеченной местности на большей части территории Алжира и большей части боев с антиколониальными партизанами, проходившими в труднопроходимой сельской местности. Франция также выставила на вооружение несколько AMX-13, оснащенных американскими башнями для легких танков Chaffee, во время боев в Алжире.
Доминиканская Респблика
AMX-13s пила сервис как среди лоялистов и повстанцев во время Доминиканских гражданской войны в 1965 г. Два AMX-13s , используемого повстанческих силами были уничтожены M50 Ontos из корпуса морской пехоты США во время последующей американской интервенции в Доминиканской Республике.
Израиль
AMX 13 был первым современным танком Израиля и был приобретен в то время, когда Франция была единственной страной, готовой открыто продавать оружие Израилю. К 1956 году Израиль получил 180 легких танков AMX-13 в рамках соглашения об усилении израильских вооруженных сил и поддержании баланса в пользу Израиля после египетско-чехословацкого соглашения о вооружениях. Помимо закупки целых AMX-13, Израиль также закупил некоторое количество 75-мм основных орудий этих легких танков для установки (доработки) на другие танки, находящиеся в их арсенале, такие как американский M4 Sherman . Из-за нехватки танков ЦАХАЛ использовал их в качестве основных боевых танков и сформировал из них танковый батальон 7-й бронетанковой бригады. Разведывательные подразделения ЦАХАЛа AMX 13 не использовали.
К 1967 году Израиль приобрел около 400 AMX-13 и сформировал три батальона AMX-13, каждый из которых активно сражался на всех фронтах во время Шестидневной войны . Первый батальон двинулся на юг в район Западного берега через Талузи и Тубас и занял Наблус (против Иордании). Второй, напав на Египет, захватил опорные пункты, защищающие сектор Газа и прибрежную дорогу на севере Синайского полуострова. Третий, наконец, атаковал Голанские высоты на юго-западе Сирии.
В ЦАХАЛе поняли, что танк AMX-13 был слишком легкобронированным и имел слабое главное орудие. Во время Шестидневной войны в таких местах, как перекресток Рафах и перевал Джиради, были большие потери, многие из которых были уничтожены более тяжелой советской бронетехникой арабской армии, такой как ОБТ Т-55 и тяжелые танки ИС-3. Впоследствии Израиль постепенно отказался от всех своих AMX-13 после Шестидневной войны, большинство из которых было продано недавно созданной сингапурской армии в период с 1968 по 1969 год.
Индия
Во время индо-пакской войны 1965 года Индия развернула танки AMX-13 в районе Чумб и использовалась в битве при Асал-Уттар .
Ливан
Ливанские AMX-13 широко использовались во время гражданской войны в Ливане в руках ливанской армии и различных вооруженных группировок в Бейруте и за его пределами в период с 1975 по 1990 год после распада структуры Ливанских вооруженных сил (ЛВС) в январе 1976 года, а затем. снова в феврале 1984 года, после Горной войны . В течение этого периода большая часть AMX-13 регулярной армии попала в руки конкурирующих ополченцев христианско-правого Ливанского фронта и мусульманско-левого ливанского национального движения (ЛНД) или была захвачена диссидентскими мятежными группировками ливанской армии. Позже Франция поставила дополнительные AMX-13 регулярной ливанской армии в период с 1978 по 1981 год. Захваченные AMX-13 использовались Ливанской арабской армией (LAA), Армией свободного Ливана (AFL), регулирующими силами Катаэба (KRF), Tigers Militia , Ливанские силы (LF), Армия Южного Ливана (SLA), Движение Амаль и Народно-освободительная армия (PLA). Почти все AMX-13 были возвращены демобилизованными ополченцами ливанской армии в период с 1990 по 1993 год.
В июле 2018 года шесть из этих выведенных из строя AMX-13 и различные другие военные машины бывшей ливанской армии были брошены в море у побережья Сидона на юге Ливана и использовались как часть искусственного рифа .
Марокко
Марокко использовало несколько AMX-13 в Песчаной войне 1963 года. Позже они участвовали в конфликте в Западной Сахаре . Во время той войны к ним добавился аналогичный австрийский легкий танк SK-105 Kürassier .
Независимое военное обозрение
5:03 / 06.11.15
Оружие мира: самоходная гаубица AMX-30 AuF1 (Франция)
В 1966 году в войска начал поступать новый основной боевой танк AMX-30B, слегка модифицированное шасси которого и было выбрано в качестве базы для создания новой самоходной установки. Производство велось на предприятиях государственного арсенала ARE (Atelier de construction de Roanne) в городе Роан (Roanne). Здесь же решили развернуть и сборку новой самоходки, над проектом которой, с 1969 года, активно работала фирма EFAB (Etablissement d’etudes et de fabrications d’armement de Bourges). В 1971 году оба предприятия объединились в группу «GIAT Industries».
К моменту объединения обе стороны накопили солидный багаж опыта и традиций в области производства вооружений. Ещё в 1867 году в административном центре департамента Шер (Cher) — городе Бурже (Bourges) начал работать арсенал, известный с 1910 года как ABS (Atelier de construction de Bourges). В годы Первой мировой войны и в межвоенный период он осуществлял поставки вооружений в армию, а, после поражения Франции, в 1940 году был включен, как и многие другие, в систему германской военной промышленности.
По окончании Второй мировой войны, на предприятии восстановили традиционное артиллерийское производство, а 1967 году произошло объединение с расположенным в Меце (Metz) заводом боеприпасов ЕСР (Ёсо1е centrale de pyrotechnie), после чего компания получила новое название EFAB. Роанский арсенал ведет свою историю с 1917 года. В 1952 году предприятие подверглось полномасштабной реконструкции.
Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 / Фото: www.dogswar.ru
Создание «GIAT Industries» совпало с резким сокращением ёмкости потенциального военного рынка, что привело к хроническому превышению производственных возможностей компании над реальными потребностями Министерства обороны Франции. Попытки конверсии предприятий с переходом на выпуск мирной продукции успехом не увенчались. Следует отметить, что фирма никогда не имела возможности проводить самостоятельную политику и полностью зависела от желаний своего единственного акционера — французского государства, которое, с одной стороны, требовало, например, сохранения, вопреки экономической целесообразности, рабочих мест, с другой, непрерывно компенсировало из бюджета убытки. Тем не менее, численность персонала предприятий неуклонно сокращалась, а финансовые проблемы фирмы и государства постоянно вносили негативные коррективы в судьбу самоходной гаубицы.
В 1992 году производство было завершено. Однако в 1996 году приняли решение переделать в САУ 20 списанных танков AMX-30B2. Машины получили новый восьмицилиндровый двигатель Renault Mack Е9 мощностью 750 л. е., разработанный в США и выпускаемый фирмой «Renault» по лицензии. Внешне они отличались от остальных установок отсутствием на корпусе люка для доступа к вспомогательному силовому агрегату. Самоходная гаубица AMX-30 AuF1 предназначена для огневой поддержки танковых и механизированных подразделений. Артсистема способна вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых позиции, уничтожая огневые точки, боевую технику и полевые укрепления на дальностях до 15-20 км. Базой послужило слегка модифицированное шасси го боевого танка AMX-30B2. Максимальная толщина лобовой брони достигает 79 мм. Боковые стороны и корма защищены гораздо скромнее (20-57 мм). Боевая масса — 42 тонны.
В отличие от танка-прототипа, в носовой части корпуса справа от механика-водителя вместо боеукладки расположили вспомогательный силовой агрегат, для доступа к которому в верхнем броневом листе прорезали фигурный люк, закрытый двумя створками-жалюзи. На машинах базовой версии они были плоскими и, для предохранения от загрязнения или попадания воды при форсировании водных преград, закрывались поверх специальным экраном. Именно такие установки, в частности, были поставлены в Саудовскую Аравию и Ирак. Модернизированный вариант отличался наличием сильно выступающего поверх крышки люка дефлектора, а чтобы отводимые через него горизонтально вбок горячие газы не прожигали ящик ЗИП по правому борту конструкторы предусмотрели специальный экран.
Ходовая часть, применительно на один борт, состоит из пяти опорных двухскатных катков с дисками из алюминиевого сплава, стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная. Балансиры первого и третьего катков установлены против, а остальные — по ходу движения. Первый и пятый узлы подвески имеют гидравлические амортизаторы. Также имеются ведущее колесо заднего расположения, ленивец переднего расположения и пять поддерживающих роликов с внутренней амортизацией. Стальные гусеничные траки снабжены резиновыми асфальтоходными подушками. Расчет самоходной гаубицы состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Основное вооружение — 155-мм гаубица со стволом длиной 39 калибров с двухкамерным дульным тормозом, установленная во вращающейся башне. Объем каморы — 19,51л. Стандартный нехромированный ствол рассчитан на производство 4000 выстрелов.
Автомат заряжания состоит из магазина на 42 выстрела (36 фугасных и 6 дымовых), размещенных в задней части башни в специальной двухсекционной боеукладке (в левой части размещены 180 модулей метательных зарядов, уложенных по 6 модулей в ячейку в правой — 42 снаряда), кронштейна, транспортера, наклонной плиты, вспомогательного поддона и толкателя. Метательные заряды помещены в полностью сгорающие жесткие картузы. Собственно механизм состоит из двух параллельных систем: для заряжания снаряда и порохового заряда, приводящихся в действие с помощью гидравлического устройства.
В 1995 году в Индии провели испытания башни AuF1, установленной на шасси состоящего на вооружении индийской армии советского танка Т-72, а также «Арджун» собственного производства. Однако, в результате, заказов так и не последовало. Тем не менее, до настоящего времени, фирма «GIAT Industries» не теряет надежды на коммерческое воплощение проекта, так как в мире есть много стран, которые хотели бы модернизировать свой парк танков Т-72, ограничившись, по возможности, максимально скромными затратами. Такие проекты разработаны для орудий, как с 39-калиберным, так и 52-калиберным стволами. Также существовал проект установки башни со 155-мм орудием на шасси французского основного танка «Leclerc».
Технические характеристики
Общая длина корпуса, мм | 9 040 |
Длина с пушкой вперед, мм | 10 250 |
Ширина корпуса, мм | 3 150 |
Высота, мм | 3 250 |
Боевая масса, т | 42 |
Экипаж, чел. | 4 |
Тип двигателя | Hispano Suiza HS-110 |
Мощность двигателя, л. с. | 720 |
Скорость по шоссе, км/ч | 60 |
Запас хода по шоссе, км | 500 |
Тип подвески | торсионная |
Калибр, мм, марка пушки | 155, F.1 |
Длина ствола | 39 калибров |
Пулемёты, кол-во, калибр, мм | 1×12,7 мм или 1х7,62 мм |
При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:
1. Материал сайта Dogs of War.
2. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии.
3. Материал сайта «Военное дело».