14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гайд по французской САУ Bat-Chatillon 155 mle

Гайд по французской САУ Bat.-Chatillon 155 mle. 58 WoT

У этого термина существуют и другие значения, см. Caesar.

CAESAR
КлассификацияСАУ
Боевая масса, т17, 7
Экипаж, чел.5
История
Год(ы) производстваc 2002
Год(ы) эксплуатациис 2008]
Количество выпущенных, шт>200]
Основные операторы
Размеры
Длина с пушкой вперёд, мм10 000
Ширина корпуса, мм2550
Высота, мм3700
Бронирование
Вооружение
Калибр и марка пушки155-мм TR F1
Тип пушкигаубица
Длина ствола, калибров52
Боекомплект пушки36]
Углы ВН, град.-3…+66°
Углы ГН, град.-48…+48°
Подвижность
Тип двигателядизельный
Колёсная формула6х6
Скорость по шоссе, км/ч80
Скорость по пересеченной местности, км/ч50
Запас хода по шоссе, км600

(.
Camion Equipe d’un Systeme d’ARtillerie
) — 155-мм самоходная артиллерийская установка, разработанная и производимая
.

Галльский бог войны

В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.

Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.

Особенности конструкции

Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.

Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.

Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.

Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.

В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.

Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.

Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).

Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.

Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

Описание конструкции

Самоходная артиллерийская установка на колёсном шасси (6х6) с кабиной для расчёта в передней части и артиллерийским орудием установленном открыто в задней части

Кабина — бронированная, обеспечивает защиту от пуль калибра до 7, 62 мм и осколков снарядов. Вместимость — 5 чел. Имеется система кондиционирования воздуха

Вооружение: модернизированный вариант 155-мм орудия TR F1. Длина ствола составляет 52 калибров

Установка оборудована системой управления огнём «Сигма-30», в состав которой входит приёмник навигационной систем NAVSTAR. Имеется автоматическая система подачи снарядов. Максимальная скорострельность орудия — 6 выстр./мин. Приводы системы наведения — гидравлические (основной) и ручной (вспомогательный

Угол горизонтальной наводки при углах вертикальной наводки от 17 до 66 град. составляет 34 град, а при стрельбе прямой наводкой (углы вертикальной наводки от −3 до +10 град.) — 48 град. Наведение орудия выполняется с помощью системы управления огнём в автоматическом режиме, также может осуществляться вручную с помощью оптических приборов

Для стрельбы применяются осколочно-фугасные, кассетные, дымовые, осветительные снаряды, активно-реактивные снаряды, а также противотанковые управляемые снаряды BONUS. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом — 42 км

Система может транспортироваться самолётами C-130, С-160

Галльский бог войны

В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.

Читать еще:  Бронеавтомобили семейства «Атлет» АМН-1, АМН-2 и АСН (Россия)

Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.

Особенности конструкции

Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.

Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.

Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.

Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.

В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.

Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.

Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).

Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.

Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

История создания и производства

Первый образец гаубицы был показан в 1994 году. В 2000 году был заключён контракт на поставку вооружённым силам Франции пяти установок на шасси автомобиля UNIMOG U 2450 . Первые установки поставлены в конце 2002 года

В конце 2003 года было принято решение продолжить закупки данной системы и отказаться от модернизации самоходной гаубицы AUF1

В 2004 года был подписан контракт на поставку сухопутным войскам Франции 72 самоходных гаубиц CAESAR к 2011 году.] В качестве базы выбрано шасси «Шерпан» (6х6)

В 2006 году заключён контракт на поставку сухопутным войскам Таиланда 18 орудий

В 2006 году подписан контракт на поставку национальной гвардии Саудовской Аравии 72 орудий на шасси SOFRAME-UNIMOG (6х6



Галльский бог войны

В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.

Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.

Особенности конструкции

Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.

Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.

Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.

Читать еще:  Танк «Leopard 1A1» (Германия)

Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.

В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.

Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.

Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).

Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.

Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

История создания и производства

Первый образец гаубицы был показан в 1994 году. В 2000 году был заключён контракт на поставку вооружённым силам Франции пяти установок на шасси автомобиля UNIMOG U 2450 . Первые установки поставлены в конце 2002 года

В конце 2003 года было принято решение продолжить закупки данной системы и отказаться от модернизации самоходной гаубицы AUF1

В 2004 года был подписан контракт на поставку сухопутным войскам Франции 72 самоходных гаубиц CAESAR к 2011 году.] В качестве базы выбрано шасси «Шерпан» (6х6)

В 2006 году заключён контракт на поставку сухопутным войскам Таиланда 18 орудий

В 2006 году подписан контракт на поставку национальной гвардии Саудовской Аравии 72 орудий на шасси SOFRAME-UNIMOG (6х6



Галльский бог войны

В начале 70-х годов на вооружении французской самоходной артиллерии имелись две модели отечественного производства: 105-мм САУ AMX Mk61 и 155-мм AMX F3. Обе артсистемы были созданы в 50-е годы на базе лёгкого танка АМХ-13 и существенно уступали по боевым возможностям основной самоходке НАТО — 155-мм САУ М109 американского производства. Закупка американской артсистемы являлась нецелесообразной по политическим мотивам, поэтому французское руководство инициировало создание собственной САУ нового поколения. Ею стала GCT.

Создание новой самоходки началось в 1969 году. Выбор шасси для неё был очевиден — за основу взяли основной боевой танк АМХ-30. Не возникло сомнений и с определением калибра — стандартные «натовские» 155 мм. Требование установки орудия в закрытой полностью поворотной башне и оснащение самоходки системой защиты от оружия массового поражения также не являлось чем-то из ряда вон выходящим: всё это уже было реализовано на САУ М109. А вот требование оборудовать самоходку механизированной боеукладкой должно было обеспечить преимущество в огневой производительности французской САУ над американской «родственницей». Самоходка должна была сохранять боеспособность в широком диапазоне температур окружающего воздуха — от −30 до +60°С.

Особенности конструкции

Машина, известная под обозначением GCT (Grande Cadence de Tir, то есть «скорострельная»), или же AUF1, является самоходкой закрытого типа на шасси танка АМХ-30. Масса корпуса САУ по сравнению с массой базового танка снижена на 2 т за счёт меньшей толщины брони. Компоновка соответствует базовому танку: в передней части находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней — боевое отделение с закрытой башней, вращающейся на 360°, в задней — моторно-трансмиссионное отделение.

Поскольку перед французскими конструкторами не ставилась задача обеспечения перевозки GCT самолётами военно-транспортной авиации, они не были скованы жёсткими габаритными ограничениями. САУ получила башню довольно большой высоты, позволяющую разместить солидный боекомплект (42 выстрела), механизированную боеукладку и обеспечить комфортные условия работы для трёх членов экипажа: командира (справа-сзади от орудия), наводчика (перед командиром) и заряжающего (слева от орудия). В крыше башни имеются два одностворчатых люка (в командирской башенке и над местом заряжающего), откидываемые назад, а в бортах — две большие двери. Лобовая стенка башни установлена под углом, боковые – вертикальные, а кормовая имеет небольшой отрицательный угол установки. Толщина брони башни составляет 20 мм.

Установленное в башне 155-мм орудие имеет длину ствола 40 калибров и объём зарядной каморы 19,51 л. Затвор — клиновой горизонтальный. Штатный привод открытия и закрытия затвора — гидравлический, аварийный привод — ручной. Спусковой механизм — электромеханический. Орудие снабжено двухкамерным дульным тормозом. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от −4 до +66°.

Орудие смонтировано в люльке цилиндрического типа. Противооткатные устройства — гидропневматические. Длина отката — постоянная на любых углах возвышения и составляет 950 мм. Давление пороховых газов в стволе при стрельбе на полном заряде достигает 300 МПа. Живучесть ствола составляет 4000 выстрелов.

В кормовой части башни расположена механизированная боеукладка: справа размещены 42 снаряда (7 рядов по 6 снарядов), а слева — такое же количество зарядов в сгораемых гильзах. В основном, используются две стандартные комплектации снарядов для САУ: 36 осколочно-фугасных и 6 дымовых или же 30 осколочно-фугасных, 6 дымовых и 6 осветительных. Механизм заряжания обслуживает заряжающий с пульта. В аварийной ситуации возможно ручное заряжание, в этом случае на помощь приходит механик-водитель, который обучен для выполнения функций второго заряжающего. Пополнение боекомплекта осуществляется снаружи САУ через два больших откидных люка в кормовой стенке башни, открывающих доступ к укладкам снарядов и зарядов.

Дополнительное вооружение представлено 7,62-мм или 12,7-мм пулемётом, установленным на турели у люка заряжающего. Боекомплект в первом случае состоит из 2050 патронов, во втором — из 800. В нижней части лобового бронелиста башни установлены два двуствольных 80-мм дымовых гранатомёта.

Силовая установка и ходовая часть САУ соответствуют базовому танку. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырёхтактный 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель HS110-2 мощностью 720 л.с. Механическая трансмиссия SSD-200D обеспечивает пять передач переднего хода и пять заднего. В ходе производства на САУ стали монтировать силовую установку, аналогичную танку АМХ-30В2 (дизель «Рено-Мак» Е9 мощностью 750 л.с.) и гидромеханическую коробку передач. Топливные баки общей ёмкостью 960 л установлены в моторно-трансмиссионном отделении и отделении управления.

Ходовая часть включает в себя пять опорных катков и пять поддерживающих роликов на борт. Опорные катки — двухскатные, из алюминиевого сплава со стальными ступицами и резиновыми бандажами. Подвеска — торсионная; на первом и пятом опорных катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы.

Для работы САУ на позиции с выключенным основным двигателем служит вспомогательная силовая установка — бензиновый мотор «Ситроен» GAP мощностью 8 л.с. Средства связи представлены радиостанцией TRVP 11 либо TRVP 13, установленной на рабочем месте заряжающего, а также танковым переговорным устройством (ТПУ). В задней части башни имеется гнездо для подключения к ТПУ полевого телефона.

Боекомплект

Основным типом снарядов, применяемых САУ AUF1, является mod. 56/69 (OE 155 56/69) массой более 40 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляет 21 км, а усовершенствованным mod. F1 (OE 155F1) — 23 км. Кроме того, в боекомплект входят следующие снаряды:

  • дальнобойный осколочно-фугасный LU211 (дальность стрельбы — 24 км);
  • дымовой mod. F2A (OFUM 155) массой 40 кг и дальностью стрельбы 20 км;
  • осветительный OECL 155F1 (дальность стрельбы — 21 км);
  • кассетный OMI H1, снаряжённый шестью противотанковыми минами (масса — 46 кг, дальность стрельбы — 18 км);
  • кассетный OGRE, снаряжённый кумулятивно-осколочными поражающими элементами (масса — 45 кг, дальность стрельбы — 18 км).
Читать еще:  Основной боевой танк Olifant Mk.1B (ЮАР)

Самоходка может применять снаряды иностранного производства, например, широко распространённые американские М107. Также допускается стрельба снарядами с донным газогенератором (максимальная дальность стрельбы — 28 км) и активно-реактивными снарядами (32 км). Минимальная дальность при огне непрямой наводкой составляет 4,2 км (при угле возвышения 11,25° и заряде №1). Для стрельбы из AUF1 применяются переменные заряды в сгораемых гильзах. Всего таких зарядов семь, они обеспечивают снаряду начальную скорость в пределах 350–800 м/с.

Механизм заряжания обеспечивает выполнение трёх выстрелов в течение 15 секунд или шести в течение 45 секунд. Продолжительный темп огня составляет 72 выстрела в час.

Испытания, производство и совершенствование

Разработку САУ GCT и постройку прототипов осуществлял центр EFAB в Ле-Бурже. 11 января 1972 года состоялась презентация прототипа Р1 (отличавшегося от последующих прототипов и серийных самоходок конструкцией передней части башни и типом уравновешивающего устройства). В том же году к испытаниям подключился образец Р2, всего же изготовили семь прототипов AUF1 и десять (по другим данным — шесть) предсерийных САУ. В 1977 году Минобороны Франции заказало первую серийную партию: 80 самоходок. Производство осуществлял завод ARE в Руане, принадлежащий концерну GIAT. Поставки серийных машин французской армии начались в 1979 году. Характерно, что производство самоходок на экспорт (для Саудовской Аравии) началось годом ранее.

Армия Франции получила 276 САУ, в том числе 179 в базовом варианте AUF1 и 97 в модернизированном AUF1T. Поставки последних осуществлялись в 1988–1996 годах. Вариант AUF1T отличается наличием механической гироплатформы CITA 20, обеспечивающей автономную навигацию и определение азимута, доработанным (с целью повышения надёжности) механизмом заряжания и газотурбинным вспомогательным двигателем «Жёводен» фирмы «Микротурбо» мощностью 16 л.с. (вместо бензинового).

В 2004 году начались поставки модернизированных САУ AUF1TА (они не производились «с нуля», а дорабатывались из уже выпущенных самоходок). Главным отличием этого варианта является установка баллистического вычислителя CALP CS2002, благодаря которому САУ превратилась в автономную боевую единицу, способную выполнять огневые задачи самостоятельно, а не в составе батареи. Также были установлены новая радиостанция PR4G, приёмник спутниковой навигационной системы GPS и программирующее устройство взрывателей PRISM. Первоначально армия Франции предполагала модернизировать до уровня AUF1TА более 100 машин, но в связи с сокращением вооружённых сил это число снизилось примерно вдвое.

Следующим этапом совершенствования самоходки GCT должно было стать её оснащение новым орудием со стволом длиной 52 калибра и зарядной каморой объёмом 23 л. САУ, обозначавшаяся как AUF2, соответствовала новому стандарту НАТО для 155-мм артиллерии и могла вести огонь с применением модульных зарядов MCS. Однако в 2003 году французская армия отказалась от закупок AUF2 в пользу колёсных САУ «Цезарь». Не увенчались успехом и попытки продать эту самоходку за рубеж, несмотря на то, что разработчик декларировал возможность установки башни (как от AUF1, так и от AUF2) на шасси по требованию заказчика. В целом особенностью конструкции САУ AUF является размещение в башне всех ключевых элементов самоходки, а также боекомплекта (пространство внутри корпуса практически не используется). Благодаря этому возможна установка башни на практически любое шасси, подходящее по грузоподъёмности. Ещё в 80-е годы вариант AUF1 на шасси «Леопарда» 1 предлагался Бельгии, Нидерландам и Норвегии. Индии предлагались самоходки на базе танков Т-72 и «Арджун», а для продажи в другие страны — на шасси «Леопарда» 2. На базе Т-72 даже построили прототип САУ, но до серийного производства дело не дошло из-за отсутствия заказов.

Служба и боевое применение

В 1979 году 40-й артиллерийский полк армии Франции, дислоцированный в Сюиппе, получил первые шесть САУ AUF1. Поступление на вооружение новых самоходок совпало с реорганизацией армии: вместо механизированных дивизий формировались бронетанковые. К 1985 году сформировали шесть таких дивизий, каждая из которых по штату располагала двумя артиллерийскими полками. Полк, в свою очередь, включал в себя батарею управления и обслуживания, четыре огневые батареи (шестиорудийные), а также взвод ПЗРК «Мистраль». На вооружении имелось 24 САУ, 12 ПЗРК «Мистраль», 18 бронетранспортёров и около 260 автомобилей, численность личного состава достигала 850 человек. Кроме того, самоходками AUF1 предполагалось вооружить шесть корпусных артполков (по два на армейский корпус). Таким образом, армия планировала обзавестись 18 полками AUF1, для которых требовалось 432 самоходки. Однако реальный объём поставок таких САУ был гораздо меньше, поэтому в корпусную артиллерию они не попали вовсе, а часть артполков бронетанковых дивизий имела сокращённый состав.

После окончания «Холодной войны» французская армия претерпела несколько этапов сокращения. К 1994 году в ней осталось четыре бронетанковые дивизии (по два артполка в каждой). В начале XXI века сухопутные войска Франции отказались от дивизий в пользу более компактных бригад. К настоящему времени в их составе остался единственный полк САУ AUF1TА — 40-й, первым получивший такие самоходки в 1979 году. Он входит в состав 2-й бронетанковой бригады и включает в себя четыре батареи по восемь орудий, всего 32 САУ. Ещё пять самоходок находятся в учебных частях, некоторое количество законсервировано, а большинство отправлено на переплавку.

Французские самоходки AUF1 не принимали участия в операции «Буря в пустыне», к ней привлекались лишь буксируемые орудия TRF1. Боевым дебютом для них стала операция НАТО в Боснии и Герцеговине в 1995 году, в которой задействовали сводную батарею из восьми AUF1 (из состава 40-го артполка и 1-го артполка «марин»). Во время осады Сараево она участвовала в контрбатарейной борьбе у горы Игман, эффективно поражая позиции сербской артиллерии. В дальнейшем французские самоходки участвовали в операциях в Косово и Ливане. В 2002 году батарея AUF1 в составе восьми орудий участвовала в учениях французских сухопутных войск на полигоне «Широкий Лан» (Украина).

САУ АМХ-30 AUF1 — французская установка

GCT 155 mm — (Grande Cadence de Tir — «обладающая высокой скорострельностью») 155-мм самоходная артиллерийская установка, состоящая на вооружении французской армии.

После фактического провала программы по созданию «единой европейской САУ» SP70 французское оборонное ведомство инициировало ускоренную разработку собственной самоходной артиллерийской установки.

СОЗДАНИЕ

К этому времени у французов уже имелись достаточно перспективные наработки в этой области. Еще в 1969 году начались работы по созданию 155-мм самоходной пушки GIAT GCT. Это орудие должно было заменить все самоходные артиллерийские системы калибров 105 и 155 мм, состоявшие на вооружении французской армии. Первый опытный образец появился в 1972 году, и после многочисленных испытаний в 1977 году началось его серийное производство на заводе фирмы GIAT Industries в Руане. Самоходка получила обозначение GCT 155 mm (Grande Cadence de Tir — «обладающая высокой скорострельностью»), что полностью оправдывается ее конструкцией. Механизм заряжания орудия обеспечивает высокий для такого калибра темп стрельбы — 8 выстр./мин. Кроме того, автоматизация заряжания позволила сократить расчет до четырех человек, а время подготовки к стрельбе до 2 мин. Сообщалось, что во время испытаний было сделано более 100 выстрелов в течение часа, при стрельбе беглым огнем в среднем шесть выстрелов производились за 45 с.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

Первые самоходно-артиллерийские установки GCT 155 mm поступили в армию Саудовской Аравии, а уже потом под обозначением GCT 155 mm AUF1 в армию Франции. В 1980 году несколько машин этого типа приобрел Ирак и они принимали участие в Ирано-Иракской войне. Наиболее ярко преимущества французской артсистемы, обладающей большой дальностью стрельбы, высокой эффективностью огня и высокой скорострельностью, были продемонстрированы в августе 1995 года в горных районах Боснии и Герцеговины. В 1988 году фирма GIAT Industries приступила к производству новой модификации GCT AUF1 Т, модернизации подвергся вспомогательный двигатель (вместо бензинового установлен газотурбинный мощностью 10,5 л. с), была усовершенствована система автоматической загрузки боеприпасов с целью повышения ее надежности и установлена механическая гироплатформа CITA 20 французской фирмы SAGEM для автономной навигации и определения азимута.

В 1996 году последняя партия из 20 самоходных гаубиц этого варианта была поставлена в вооруженные силы Франции. Всего выпущено 179 AUF1 и 74 AUF1T. В конце 1990-х годов была разработана программа модернизации САУ согласно «Совместному меморандуму по баллистике» — JBMOU (Joint Ballistics Memorandum of Understanding) для стран НАТО. В соответствии с требованиями этого меморандума должен был состояться переход к использованию 155-мм орудий с новой баллистикой. Последняя модификация GCT AUF2 отличалась модернизированным орудием с длиной ствола 52 калибра и зарядной каморы объемом 23 л, что соответствовало положениям меморандума. Максимальная дальность стрельбы активно-реактивным снарядом NR265 составила 42 км.

Читать: Легкий танк М24 «Чаффи»

Максимальная скорострельность самоходной гаубицы AUF1 три выстрела за 15 с, практическая составляет шесть выстрелов за 50 с, скорострельность при продолжительной стрельбе 72 выстр/ч. На испытательных стрельбах экипаж одного орудия осуществил 108 выстрелов в течение часа. Для AUF2 ожидались подобные параметры скорострельности с возможностью увеличения практической скорострельности до 10 выстр./мин. Это позволяет реализовать практически одновременную доставку нескольких снарядов, выстреливаемых из одного орудия, в район цели. Предполагалось, что за 14 с на дальности от 10 до 25 км будет доставляться 8-10 снарядов. Кроме того, поменялось и шасси. На модификации AUF2 используется шасси основного боевого танка АМХ30В2, включая дизельный двигатель «Рено Мак» Е9 мощностью 750 л. с. и гидромеханическую трансмиссию.

Новые машины оснащаются модернизированной бортовой автоматизированной системой управления огнем (АСУО) и автоматической системой наведения орудия, связанными с АСУО артиллерийскими подразделениями сухопутных войск Франции ATLAS.

В 2003 году, в связи с принятием на вооружение 155-мм самоходной гаубицы «Цезарь», было принято решение об отказе от модернизации самоходной гаубицы AUF1 до уровня AUF2.

УСТРОЙСТВО И СЛУЖБА

Самоходная артиллерийская установка GCT 155 mm имеет вращающуюся башню. САУ собрана на гусеничном шасси танка АМХ-30.

Шасси САУ идентично шасси танка АМХ-30. Вместо танковой башни смонтирована новая башня большего объема, имеющая вертикальные борта, кормовой бронелист, установленный под небольшим отрицательным углом и наклонный лобовой бронелист.

ОБОРУДОВАНИЕ БАШНИ

В левом и правом бортах башни предусмотрено по дверце. На крыше башни находится командирская башенка, над сиденьем заряжающего выполнен люк. Вооружение — 155-мм орудие, ствол пушки снабжен двухкамерным дульным тормозом.

Читать: Легкий бронеавтомобиль М8 «Грейхаунд»

Длина ствола — 40 калибров, включая длину нарезной части, объем каморы сгорания с клиновым затвором 19,51 л. Ствол рассчитан на производство 4 тыс. выстрелов. Углы наведения в вертикальной плоскости от -4° до +66°.

Загрузка боеприпасов осуществляется автоматически из магазина на 42 выстрела. Метательные заряды (М3) размещены в твердых сгораемых корпусах. Первые четыре выстрела выполняются за 25 с, а шесть — за 40-45 с — в зависимости от дальности стрельбы. Автомат заряжания обеспечивает скорострельность 8 выстр/мин. При ручном обслуживании орудия скорострельность снижается до 3 выстр/мин. Максимальная дальность стрельбы — 18 000 м. Боекомплект — 42 выстрела. В его состав могут входить любые стандартные боеприпасы калибра 155 мм, используемые в армиях стран НАТО. Перед люком заряжающего устанавливается пулемет калибра 7,62 мм (боекомплект 2050 патронов) или 12,7 мм (боекомплект 800 патронов). В нижней передней части башни установлены два блока сдвоенных 80-мм дымовых гранатометов. Экипаж САУ состоит из четырех человек. Места командира и наводчика расположены справа от орудия, заряжающего — слева.

Воздействию поражающих факторов ядерного, химического и бактериологического оружия препятствуют герметизация двери, фильтровентиляционные устройства и поддержание избыточного давления внутри башни и корпуса.

БОЕПРИПАСЫ

Стандартный фугасный снаряд Mod. 56/59 имеет максимальную дальность выстрела 23 км, хотя до сих пор широко используется фугасный снаряд М107 стандарта НАТО с дальностью выстрела 18 км. Разработан также фугасный снаряд с реактивным двигателем, его максимальная дальность стрельбы — 29 км.

Дополнительными средствами защиты являются пусковые установки для автоматического отстрела гранат с дымовыми завесами, которые размещены на передней стороне башни.

Для защиты в ближнем бою и от нападения с воздуха могут быть установлены 7,62-мм или 12,7-мм пулеметы. Угол вертикального наведения первого составляет от -20 до +45о, возимый боезапас — 2050 патронов, включая 550 готовых, второго — от -20 до +50о и 800 патронов соответственно.

ДВИГАТЕЛЬ, ТРАНСМИССИЯ, ХОДОВАЯ

В моторно-трансмиссионном отделении установлен единый блок из двигателя и трансмиссии. Двигатель — четырехтактный двенадцатицилиндровый (с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров) многотопливный дизель жидкостного охлаждения HS110-2 мощностью 720 л. с. Дизель может работать на солярке, керосине и бензине. Запуск осуществляется электростартером. Глушители расположены по бортам моторно-трансмиссионного отделения на крыльях ближе к корме. Трансмиссия — механическая 5SD-200D, имеет пять передач переднего и пять заднего хода. Топливные баки суммарной емкостью 960 л расположены в отделении управления и в МТО.

Читать: Тяжелая огнеметная система «Буратино»

Ходовая часть САУ включает по пять опорных катков на борт. Подвеска — торсионная. Опорные катки — двухскатные с резиновыми бандажами. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава, ступицы — стальные. Балансиры первого и третьего опорных катков установлены против хода, остальных катков — по ходу танка. Первый и пятый узлы подвески снабжены гидравлическими амортизаторами. Двухскатные направляющие колеса также имеют резиновые бандажи. Имеется десять поддерживающих роликов (по пять на борт) с внутренней амортизацией. Гусеницы — с ОМШ последовательного типа, траки — с резиновыми асфальтоходными подушками. Ресурс элементов ходовой части составляет 2-5 тыс. км пробега.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ GCT AUF1

  • Боевая масса, т: 42
  • Экипаж, чел.: 4
  • Габаритные размеры, мм: — длина:10250 — ширина: 3150 — высота: 3250 — клиренс: 420
  • Бронирование, мм: броня башни обеспечивает защиту от осколков снарядов, боеприпасов стрелкового оружия по всем направлениям, а также от 12,7-мм боеприпасов в передней полусфере
  • Скорость макс, км/ч: 60
  • Запас хода, км: 450
  • Преодолеваемые препятствия: — угол подъема; град.: 30 — ширина рва, м: 1,9 — высота стенки, м: 0,9 — глубина брода, м: 2,1
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: