12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная гаубица M109 (USA)

Самоходная гаубица M109 (USA)

Самовывоз из офиса продавца

Вы можете забрать свой заказ в нашем офисе ( бесплатно ) по адресу: Москва, улица Рябиновая, дом 44, офис 18 в будние дни с 9.00 до 18.00 или в пунктах выдачи заказов наших партнеров — Boxberry и CDEK. Когда заказ поступит в пункт выдачи, вам придёт уведомление.

  • Характеристики
  • Доставка
  • Отзывы

Наш интернет-магазин предлагает несколько вариантов доставки:

самовывоз из офиса продавца;

пункты выдачи Заказов от наших партнеров — Boxberry и CDEK;

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней.

Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Вооружение: 155-мм гаубица M126 (длина ствола 23 клб), 12,7-мм пулемёт M2HB. Орудие установлено на станке M127, оснащено эжектором и дульным тормозом. Противооткатные устройства — гидропневматические. Приводы наведения — гидравлический (основной) и ручной (вспомогательный). Обычная скорострельность — 4 выстр/мин, максимальная — 6 выстр/мин.

Система управления огнём: оптический прицел (увеличение 4 × , поле зрения 10°), панорамный прицел (4 × и 10°), квадрант и квадрант наводчика.

Применяемые боеприпасы: управляемый снаряд M712 «Копперхед», осколочно-фугасные снаряды M107 и M795, кассетные снаряды M449A1, M483A1, M692 и M718/M741, активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд M549, осветительные снаряды M485 и M818, дымовой снаряд M825, практический снаряд M804.

Двигатель — дизельный 8V-T71 компании «Детройт Дизель».

Экипаж состоит из шести человек: командира орудия, наводчика, помощника наводчика, механика-водителя и двух номеров расчёта.

Разработка [ править | править код ]

В проекте по созданию опытного прототипа M109 участвовало несколько независимых друг от друга корпораций-подрядчиков с собственными проектами: Consolidated Diesel Electric, FMC, General Motors, Chrysler и Caterpillar, — аналогичный набор подрядчиков участвовал в проекте разработки лёгкого танка XM551 Sheridan [3] . Лицом, ответственным за осуществление контроля над ходом проекта на стадии серийного производства от Управления вооружений Армии США был назначен полковник Пол Симпсон [4] . Созданием модифицированных вариантов САУ и их мелкосерийным производством опытными партиями занималась компания Bowen-McLaughlin-York на заводе в Йорке, Пенсильвания, которая сформировала для этих целей производственный консорциум с корпорацией FMC (с главенствующей ролью последней), в образованном консорциуме, FMC брала на себя организацию серийного производства, сборка осуществлялась её же персоналом в специально построенном для этих целей сборочном цехе на территории Леттеркеннийского армейского арсенала (это требовалось по условиям государственного контракта). [5] Кливлендский автобронетанковый завод (казённое учреждение) администрировался по контракту сначала Cadillac, а затем Chrysler, которая занималась выпуском САУ до начала 1970-х гг. [6]

155-мм самоходная гаубица М109

В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, разработанные на базе легкого танка М41. Обе самоходные артиллерийские установки имели ряд недостатков: ограниченный угол обстрела, незначительный запас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху, По этой причине в 1953 году американцы приступили к разработке новой, более мощной самоходной установки Т195, лишенной недостатков, свойственных М44 и М52, Однако лишь в 1961 году модифицированная версия Т195Е1 была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением М109. Такая задержка объясняется изменениями, которые были внесены в первоначальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, а также использование узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера М113. Первые серийные машины появились в 1962 году, всего же с тех пор было выпущено более 4000 самоходных гаубиц М109. Данная цифра говорит о том, что самоходная гаубица этого типа и по сей день остается самой распространенной в мире.

Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад. В CAУ М109 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни кругового вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей размещалось в кормовой части корпуса. В нем находились пять членов экипажа из шести: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от двигателя. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый люк для загрузки боеприпасов. Войти в машину или покинуть ее экипаж мог через люки в боковых стенках и корме башни, а также через два люка в крыше башни. Над командирским люком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет “Браунинг” М2. Основным вооружением самоходной гаубицы М109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина оснащалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме того, на корме машины находился мощный откидной сошник с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовая часть М109 были такими же, что и у самоходной гаубицы М108. В целях увеличения пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ М109 по сравнению с носовой частью М108 была изменена за счет придания броне больших углов наклона.

Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некоторые количество машин было оснащено системой защиты от оружия массового поражения. САУ М109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения “шумового эффекта” вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы. После первой модернизации самоходная установка получила обозначение М109А1. От базовой модели она отличалась только более длинным стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если максимальная дальность стрельбы М109 составляла 14600 м, то М109А1 могла послать стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м. В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная – 2 км.

В 1972 году американская армия выдала фирмам “Тексас Инстументс” и “Мартин Мариетта” контракт на разработку и производство управляемого реактивного снаряда, получившего название “Копперхэд” и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программы испытаний, проводившихся в 1974 году, контракт на окончательную реализацию этого проекта получила фирма “Мартин Мариетта”. “Копперхэд” представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, оснащенный лазерной головкой наведения, электронным оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала следующим образом: наблюдатель засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил приблизительные координаты цели в систему управления огнем, после чего гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдатель сразу же “под свечивал” цель своим лазером-идентификатором, и “Копперхэд” наводился на цель для ее точного поражения. В середине 70-х годов самоходная гаубица М109 была модернизирована еще раз и получила индекс М109А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (М109 и M109A1) удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Кроме того, в боекомплект М109А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

Читать еще:  Палубный истребитель F2H Banshee (США)

В последующие годы самоходная гаубица М109 еще не раз подвергалась модернизации, в результате чего появились такие модификации, как М109АЗ (M109A1 с рядом усовершенствований, включая новый способ крепления орудия в маске башни), М109А4 (М109А2 или М109АЗ с усовершенствованной системой защиты от оружия массового поражения и др.), М109А5 (усовершенствованная М109А4) и, наконец, М109А6 “Паладин”, первые серийные образцы которой поступили на вооружение армии США в 1992 году. Эта машина имеет новую башню с длинноствольной гаубицей, оснащена автоматической системой управления огнем, усовершенствованной подвеской и боле мощным бронированием.

САУ М109 состояли на вооружении армий различных стран мира и подвер(а-лись модификациям, которые соответствовали их специфическим потребностям:
– M109A3G – немецкая версия самоходки M109G, отличается рядом усовершенствований, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по бокам башни установлены дымовые гранатометы;
– Pz.HG.66 – швейцарская версия;
– M109L – итальянская модификация, гаубица приспособлена для стрельбы боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70;
– M109AL – израильская версия М109;
– М 109 Taiwan – на шасси М 108/М 109 открыто установлено 155-мм орудие;
– М992 – подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет полностью закрытый корпус, приспособленный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109, находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии, Испании, Таиланда и США;
– FDC – самоходный пункт управления артиллерийским огнем, используется то же шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий Греции и Тайваня.

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы М109A2

Боевая масса, т – 24,948
Экипаж, чел. – 6
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед – 9120
длина по корпусу – 6190
ширина – 3150
высота по крышу башни – 2800
клиренс – 460
Бронирование – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица, 12,7-мм пулемет “Браунинг” М2
Боекомплект: 36 выстрелов, 500 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м:
фугасным снарядом – 22000
Двигатель: “Детройт Дизель” 8V71T, 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, мощность 299 кВт при 2300 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т – 12,0
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,083
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 56,3
Запас хода по шоссе, км – 349
Запас топлива, л – 511
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. – 30
высота стенки, м – 0,53
ширина рва, м – 1,83
глубина брода, м – 1,07

155-мм самоходная гаубица M109A6 “Паладин”

Самоходная гаубица М109А6 “Паладин” представляет собой мобильную артиллерийскую систему, разработанную отделением “Граунд систем дивижн” фирмы “Юнайтед дефенс Л.П.” и воплощенную в металле специалистами производственно-технологического центра “Паладин” в Чамберсбурге, штат Пенсильвания. Первые “Паладины” стали поступать в войска в 1994 г. В настоящее время они состоят на вооружении армий США и Израиля, министерство обороны Кувейта также остановило свой выбор на этой самоходной гаубице. В июне 1999 г. армия США получила последние самоходные гаубицы “Паладин” из 950 заказанных. Экипаж М109А6 состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. “Паладин” способен действовать самостоятельно без посторонней технической помощи. Получив боевое задание по телефону ЗАС или цифровой системе связи, экипаж рассчитывает данные, необходимые для стрельбы, автоматически размыкает замок кронштейна, фиксирующего ствол гаубицы в походном положении, наводит орудие на цель и открывает огонь, после чего сразу же переезжает на новое место. Посторонняя техническая помощь при этом не требуется. После остановки “Паладину” требуется менее 60 секунд, чтобы подготовиться к стрельбе. Реализация принципа “выстрелил – уноси ноги” обеспечивает защиту машины и экипажа от ответного артиллерийского огня противника. Экипаж может не покидать машину на всем протяжении выполнения боевого задания. Самоходная гаубица оборудована системой защиты от оружия массового поражения, индивидуальными средствами защиты экипажа и системой кондиционирования воздуха. Дополнительную защиту от осколков брони, образующихся при попадании в башню снарядов, обеспечивает кевларовый подбой. Основным вооружением самоходной установки является 155-мм гаубица М284 с длиной ствола 39 калибров, установленная в башне на орудийном лафете М182. Дальность стрельбы при использовании обычного выстрела составляет 24000 м, при ведении огня активно-реактивными снарядами дальность стрельбы увеличивается до 30000 м. Заряжание производится автоматической гидравлической системой, однако по желанию заказчика возможна установка и полуавтоматической системы заряжания. Максимальная скорострельность “Паладина” составляет 8 выстрелов в минуту или 3 выстрела за 15 секунд. Темп равномерной продолжительной стрельбы не превышает 1 выстрела в 3 минуты. М109А6 оборудована автоматической системой управления огнем с баллистическим цифровым вычислителем. В случае ее выхода из строя наводчик сможет воспользоваться резервной оптической системой наведения. СУО “Паладина” включает в себя также система определения местоположения и навигации.

В качестве дополнительного вооружения справа на башне самоходной гаубицы смонтирован 12,7-мм пулемет М2. На М109А6 “Паладин” установлен двухтактный дизельный двигатель DDEC 8V71T фирмы “Детройт дизель корпорейшн”, развивающий мощность 324 кВт. Он взаимодействует с трансмиссией “Аллисон” ATD-XTG-411-4, которая обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух. Основой подвески самоходки являются высокопрочные торсионные валы с амортизаторами, выдерживающими большие нагрузки. Запас хода машины составляет 342 км при скорости 64 км/ч. Для обеспечения взаимодействия и связи самоходная гаубица М109А6 оборудована засекречивающей и цифровой аппаратурой связи, включающей интерком VIC-1, радиостанцию VRC-89 или SINCGARS (одноканальная наземная и воздушная радиосистема).

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы М109А6 “Паладин”

Боевая масса, т – 28,9
Экипаж, чел. – 4
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении – 9754
ширина – 3149
высота в походном положении – 3236
клиренс – 457
Бронирование – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица М284, 12,7-мм пулемет М2
Боекомплект – 39 выстрелов, 500 патронов
Дальность стрельбы, м:
стандартным фугасным снарядом – 24000
активно-реактивным снарядом – 30000
Двигатель: “Детройт дизель” 8V71T, 2-тактный, 8-цилиндровый V-образный дизель, мощность 324 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,077
Максимальная скорость, км/ч – 64
Запас хода по шоссе, км – 342
Запас топлива, л – 503
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 0,56
ширина рва, м – 2,30
глубина брода, м – 1,5

Год начала поступления в войска1993
Объем производства, шт.957
Экипаж, человек4
Боевая масса, кг34250
Длина, м9,68
Ширина, м3,92
Высота, м3,24
Возимый боекомплект, кол. снар.39
Углы горизонтального наведения, град.360
Скорость горизонтального наведения, град./с11
Углы вертикального наведения, град.От -3 до +75
Скорость вертикального наведения, град./с7
Макс. скорость по шоссе, км/ч64
Макс. скорость вне дорог, км/ч28
Длина ствола, клб39
Индекс стволаМ284А1
Индекс люлькиМ182А1
Максимальная дальность стрельбы, км22
Максимальная скорострельность, выстр./мин6
Запас хода по топливу, км300
Мощность двигателя, л. с.440

Курьерская доставка*

Вы можете заказать доставку товара с помощью курьера, который приедет по указанному адресу в будние дни и субботу с 9.00 до 22.00. Доставку товара в воскресенье необходимо уточнить у менеджера магазина. Курьерская служба, после поступления товара на склад, свяжется с вами и предложит выбрать удобный временной для доставки. Уточнит адрес.

доставка производится только в офисы компаний или квартиры;

передача товара клиенту производится только после оплаты товара экспедитору;

проверка товара производится после оплаты;

если речь идёт об одежде, допустима примерка. Время осмотра и примерки ограничено 15 минутами. После вы можете отказаться частично или полностью от покупки.

Минимальная сумма заказа — 1500 рублей.

При заказе от 3000 рублей — бесплатная доставка по Москве.

Ориентировочная стоимость курьерской доставки заказов до 3000 рублей по Москве и ближайшему Подмосковью — от 250 до 500 рублей в зависимости от выбранной вами курьерской службы.

Ориентировочный срок курьерской доставки по Москве и Московской области — 2-3 дня.

Читать еще:  Ожоговые повреждения и ожоговая болезнь. Первая помощь при ожогах

Товары, отмеченные значком мы готовы доставить по Москве непосредственно в день заказа, при условии, если заказ был сделан до 12.00

*Действует ли в вашем городе курьерская служба, уточняйте у менеджера магазина.

Самовывоз из офиса продавца

Вы можете забрать свой заказ в нашем офисе, который расположен по адресу: г. Москва, улица Рябиновая, дом 44, офис 18 в будние дни с 9.00 до 18.00. Когда заказ поступит к нам в офис, вам придёт уведомление.

Пункты выдачи заказов Boxberry и CDEK

Пункт выдачи – это терминал с автоматизированной системой для хранения заказанных товаров. Удобство в том, что человек может забрать заказ в любое удобное время.

Как работать с пунктом выдачи заказов:

на ваш телефон или e-mail придет уникальный код, это значит, что товар доставлен в пункт выдачи;

вы приходите к пункту выдачи, вводите полученный код и следуете инструкциям автомата;

оплачиваете заказ в терминале пункта выдачи;

Срок хранения в пункте выдачи 3 дня, но можно продлить на аналогичный срок. Чтобы уточнить информацию и продлить время хранения зайдите на сайт той службы доставки, которую вы выбрали в процессе заказа: https://boxberry.ru/ или https://new.cdek.ru/ введите номер заказа и телефон и следуйте подсказкам на сайте.

Если в вашем городе не действует курьерская служба и пункты выдачи заказов, то вы можете заказать доставку Почтой России. Сразу по прибытии заказа, на ваш адрес придет извещение о посылке.

Перед оплатой вы можете оценить состояние коробки (не вскрывая): вес, целостность. Если вам кажется, что заказ не соответствует параметрам или коробка повреждена, попросите сотрудника почты составить акт о вскрытии. Вскрывать коробку самостоятельно вы можете только после того, как оплатили заказ.

Один заказ может содержать не больше 10 позиций и его стоимость не должна превышать 100 тысяч рублей.

Срок доставки

В зависимости от вашего региона проживания, доставка занимает разное время.

Самовывоз из пункта выдачи заказов

Московская область, Ленинградская область

Урал и Поволжье

5-7 рабочих дней

6-9 рабочих дней

8-10 рабочих дней

12 рабочих дней

О доставке в другие регионы России и страны СНГ уточняйте менеджеров магазина.

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней.

Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Вооружение: 155-мм гаубица M126 (длина ствола 23 клб), 12,7-мм пулемёт M2HB. Орудие установлено на станке M127, оснащено эжектором и дульным тормозом. Противооткатные устройства — гидропневматические. Приводы наведения — гидравлический (основной) и ручной (вспомогательный). Обычная скорострельность — 4 выстр/мин, максимальная — 6 выстр/мин.

Система управления огнём: оптический прицел (увеличение 4 × , поле зрения 10°), панорамный прицел (4 × и 10°), квадрант и квадрант наводчика.

Применяемые боеприпасы: управляемый снаряд M712 «Копперхед», осколочно-фугасные снаряды M107 и M795, кассетные снаряды M449A1, M483A1, M692 и M718/M741, активно-реактивный осколочно-фугасный снаряд M549, осветительные снаряды M485 и M818, дымовой снаряд M825, практический снаряд M804.

Двигатель — дизельный 8V-T71 компании «Детройт Дизель».

Экипаж состоит из шести человек: командира орудия, наводчика, помощника наводчика, механика-водителя и двух номеров расчёта.

Описание конструкции САУ М109 «Палладин»

САУ М109А6 «Паладин» имеет вращающуюся башню и гусеничное шасси. Кевларовый подбой боевого отделения обеспечивает дополнительную защиту экипажа от осколков брони и снарядов.

Экипаж — четыре человека: механик-водитель, наводчик, командир и заряжающий.

Основное оружие самоходки — 155-мм гаубица М284, она установлена на станке М182. Орудие может стрелять обычными снарядами на дистанцию 24 км, а активно-реактивными – на 30 км.

Заряжание орудия производится гидравлической автоматической системой, темп стрельбы составляет восемь выстрелов в минуту. Дополнительно на башне установлен пулемет 12,7-мм пулемет М2.

Самоходная установка оборудована цифровой системой управления огнем и баллистическим цифровым вычислителем. Все это позволяет уверенно и точно поражать цели. Наводчик также может использовать оптическую систему наведения. Есть система навигации и определения собственного месторасположения.

После получения задания САУ выходит на позицию, переводит ствол в боевое положение и открывает огонь. Затем она немедленно покидает позицию, что значительно уменьшает вероятность поражения самоходки ответным огнем. Для подготовки к стрельбе «Паладину» нужно всего лишь 60 секунд.

На М109А6 установлен дизельный двигатель DDEC 8V71T с мощностью 440 л. с. и коробка передач ATD-XTG-411-4.

Запас хода – 342 км.

155-мм самоходная гаубица М109

В 50-е годы на вооружении американской армии находились 155-мм САУ М44 и 105-мм САУ М52, разработанные на базе легкого танка М41. Обе самоходные артиллерийские установки имели ряд недостатков: ограниченный угол обстрела, незначительный запас хода и большой вес, который затруднял их транспортировку по воздуху, По этой причине в 1953 году американцы приступили к разработке новой, более мощной самоходной установки Т195, лишенной недостатков, свойственных М44 и М52, Однако лишь в 1961 году модифицированная версия Т195Е1 была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением М109. Такая задержка объясняется изменениями, которые были внесены в первоначальный проект, предусматривавший установку не 155-мм, а 156-мм гаубицы, а также использование узлов и агрегатов плавающего бронетранспортера М113. Первые серийные машины появились в 1962 году, всего же с тех пор было выпущено более 4000 самоходных гаубиц М109. Данная цифра говорит о том, что самоходная гаубица этого типа и по сей день остается самой распространенной в мире.

Корпус машины выполнялся методом сварки из листов алюминиевой брони, которая защищала экипаж от светового излучения ядерного взрыва, осколков снарядов и огня малокалиберного оружия. Борта и корма корпуса устанавливались вертикально, верхний лобовой лист имел значительный угол наклона, оставаясь горизонтальной, крыша корпуса тянулась до самой кормы. На корме машины устанавливалась большая закрытая башня кругового вращения с почти полукруглым лобовым листом. В бортах башни имелись прямоугольные люки, которые открывались назад. В CAУ М109 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионной группы. Боевое отделение в виде башни кругового вращения с установленной в ней 155-мм гаубицей размещалось в кормовой части корпуса. В нем находились пять членов экипажа из шести: командир, наводчик и три заряжающих. Механик-водитель располагался в передней части корпуса слева от двигателя. В корме самоходки имелся большой двухстворчатый люк для загрузки боеприпасов. Войти в машину или покинуть ее экипаж мог через люки в боковых стенках и корме башни, а также через два люка в крыше башни. Над командирским люком, который находился справа, был установлен 12,7-мм зенитный пулемет “Браунинг” М2. Основным вооружением самоходной гаубицы М109 являлась 155-мм гаубица, удлиненный ствол которой был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, Наведение гаубицы в вертикальной плоскости осуществлялось в диапазоне углов от -3° до +75°. Стрельба велась выстрелами раздельного заряжания. В состав боекомплекта входили 36 выстрелов. Машина оснащалась подъемником и досылателем с гидравлическими приводами, которые облегчали процесс заряжания гаубицы и увеличивали ее скорострельность. Кроме того, на корме машины находился мощный откидной сошник с гидравлическим приводом, обеспечивавший устойчивость машины при стрельбе. Двигатель, агрегаты трансмиссии и ходовая часть М109 были такими же, что и у самоходной гаубицы М108. В целях увеличения пулестойкости конфигурация носовой части корпуса САУ М109 по сравнению с носовой частью М108 была изменена за счет придания броне больших углов наклона.

Для вождения машины ночью в распоряжении механика-водителя имелся инфракрасный перископ. Некоторые количество машин было оснащено системой защиты от оружия массового поражения. САУ М109 может преодолевать вплавь водные преграды: машина удерживается на воде с помощью специального комплекта плавсредств, состоящего из шести надувных прорезиненных контейнеров и трех волноотражающих щитков. Движение на плаву осуществляется перемоткой гусениц. Гаубица может вести огонь с воды, но только с целью произведения “шумового эффекта” вследствие того, что горизонтальное наведение в этом случае не удается, а наведение поворотом корпуса на ходу приводит к потере меткости стрельбы. После первой модернизации самоходная установка получила обозначение М109А1. От базовой модели она отличалась только более длинным стволом, снабженным эжекционным устройством и дульным тормозом. Если максимальная дальность стрельбы М109 составляла 14600 м, то М109А1 могла послать стандартный фугасный снаряд на расстояние 18100 м. В 1963 году для 155-мм гаубиц М109 в США приняли на вооружение снаряд М454 с ядерным боеприпасом W-48 мощностью 0,1 кт, длиной в 5,5 клб и массой 58 кг. Максимальная дальность стрельбы таким снарядом составляла 14 км, а минимальная – 2 км.

Читать еще:  Основной боевой танк AMX-30 (Франция)

В 1972 году американская армия выдала фирмам “Тексас Инстументс” и “Мартин Мариетта” контракт на разработку и производство управляемого реактивного снаряда, получившего название “Копперхэд” и предназначавшегося специально для САУ M109A1. По результатам программы испытаний, проводившихся в 1974 году, контракт на окончательную реализацию этого проекта получила фирма “Мартин Мариетта”. “Копперхэд” представлял собой противотанковый кумулятивный снаряд, оснащенный лазерной головкой наведения, электронным оборудованием и крылышками-стабилизаторами, которые раскрывались после вылета снаряда из ствола гаубицы. Система работала следующим образом: наблюдатель засекал танк противника, который мог находиться на расстоянии до 20 км от самоходной установки, и вводил приблизительные координаты цели в систему управления огнем, после чего гаубица производила выстрел в направлении танка. Наблюдатель сразу же “под свечивал” цель своим лазером-идентификатором, и “Копперхэд” наводился на цель для ее точного поражения. В середине 70-х годов самоходная гаубица М109 была модернизирована еще раз и получила индекс М109А2. Основной целью модернизации являлось улучшение баллистических данных гаубицы. В обеих системах (М109 и M109A1) удлинили ствол и увеличили заряд. Дальность стрельбы обычными 155-мм осколочно-фугасными снарядами возросла до 22000 м. Кроме того, в боекомплект М109А2 вошли активно-реактивные снаряды. Масса модернизированных гаубиц несколько возросла, но, по мнению американских специалистов, это не слишком отразилось на проходимости и маневренности САУ.

В последующие годы самоходная гаубица М109 еще не раз подвергалась модернизации, в результате чего появились такие модификации, как М109АЗ (M109A1 с рядом усовершенствований, включая новый способ крепления орудия в маске башни), М109А4 (М109А2 или М109АЗ с усовершенствованной системой защиты от оружия массового поражения и др.), М109А5 (усовершенствованная М109А4) и, наконец, М109А6 “Паладин”, первые серийные образцы которой поступили на вооружение армии США в 1992 году. Эта машина имеет новую башню с длинноствольной гаубицей, оснащена автоматической системой управления огнем, усовершенствованной подвеской и боле мощным бронированием.

САУ М109 состояли на вооружении армий различных стран мира и подвер(а-лись модификациям, которые соответствовали их специфическим потребностям:
– M109A3G – немецкая версия самоходки M109G, отличается рядом усовершенствований, внесенных в конструкцию самой гаубицы, по бокам башни установлены дымовые гранатометы;
– Pz.HG.66 – швейцарская версия;
– M109L – итальянская модификация, гаубица приспособлена для стрельбы боеприпасами нового типа, разработанными для буксируемой 155-мм гаубицы FH70;
– M109AL – израильская версия М109;
– М 109 Taiwan – на шасси М 108/М 109 открыто установлено 155-мм орудие;
– М992 – подвозчик боеприпасов на шасси М109, имеет полностью закрытый корпус, приспособленный для снабжения 155-мм боеприпасами самоходной гаубицы М109, находящейся на огневой позиции; состоит на вооружении армий Саудовской Аравии, Испании, Таиланда и США;
– FDC – самоходный пункт управления артиллерийским огнем, используется то же шасси и корпус, что и у подвозчика боеприпасов М992; состоит на вооружении армий Греции и Тайваня.

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы М109A2

Боевая масса, т – 24,948
Экипаж, чел. – 6
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед – 9120
длина по корпусу – 6190
ширина – 3150
высота по крышу башни – 2800
клиренс – 460
Бронирование – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица, 12,7-мм пулемет “Браунинг” М2
Боекомплект: 36 выстрелов, 500 патронов
Максимальная дальность стрельбы, м:
фугасным снарядом – 22000
Двигатель: “Детройт Дизель” 8V71T, 8-цилиндровый дизель жидкостного охлаждения с турбонаддувом, мощность 299 кВт при 2300 об/мин
Удельная мощность двигателя, кВт/т – 12,0
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,083
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 56,3
Запас хода по шоссе, км – 349
Запас топлива, л – 511
Преодолеваемые препятствия:
подъем, град. – 30
высота стенки, м – 0,53
ширина рва, м – 1,83
глубина брода, м – 1,07

155-мм самоходная гаубица M109A6 “Паладин”

Самоходная гаубица М109А6 “Паладин” представляет собой мобильную артиллерийскую систему, разработанную отделением “Граунд систем дивижн” фирмы “Юнайтед дефенс Л.П.” и воплощенную в металле специалистами производственно-технологического центра “Паладин” в Чамберсбурге, штат Пенсильвания. Первые “Паладины” стали поступать в войска в 1994 г. В настоящее время они состоят на вооружении армий США и Израиля, министерство обороны Кувейта также остановило свой выбор на этой самоходной гаубице. В июне 1999 г. армия США получила последние самоходные гаубицы “Паладин” из 950 заказанных. Экипаж М109А6 состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. “Паладин” способен действовать самостоятельно без посторонней технической помощи. Получив боевое задание по телефону ЗАС или цифровой системе связи, экипаж рассчитывает данные, необходимые для стрельбы, автоматически размыкает замок кронштейна, фиксирующего ствол гаубицы в походном положении, наводит орудие на цель и открывает огонь, после чего сразу же переезжает на новое место. Посторонняя техническая помощь при этом не требуется. После остановки “Паладину” требуется менее 60 секунд, чтобы подготовиться к стрельбе. Реализация принципа “выстрелил – уноси ноги” обеспечивает защиту машины и экипажа от ответного артиллерийского огня противника. Экипаж может не покидать машину на всем протяжении выполнения боевого задания. Самоходная гаубица оборудована системой защиты от оружия массового поражения, индивидуальными средствами защиты экипажа и системой кондиционирования воздуха. Дополнительную защиту от осколков брони, образующихся при попадании в башню снарядов, обеспечивает кевларовый подбой. Основным вооружением самоходной установки является 155-мм гаубица М284 с длиной ствола 39 калибров, установленная в башне на орудийном лафете М182. Дальность стрельбы при использовании обычного выстрела составляет 24000 м, при ведении огня активно-реактивными снарядами дальность стрельбы увеличивается до 30000 м. Заряжание производится автоматической гидравлической системой, однако по желанию заказчика возможна установка и полуавтоматической системы заряжания. Максимальная скорострельность “Паладина” составляет 8 выстрелов в минуту или 3 выстрела за 15 секунд. Темп равномерной продолжительной стрельбы не превышает 1 выстрела в 3 минуты. М109А6 оборудована автоматической системой управления огнем с баллистическим цифровым вычислителем. В случае ее выхода из строя наводчик сможет воспользоваться резервной оптической системой наведения. СУО “Паладина” включает в себя также система определения местоположения и навигации.

В качестве дополнительного вооружения справа на башне самоходной гаубицы смонтирован 12,7-мм пулемет М2. На М109А6 “Паладин” установлен двухтактный дизельный двигатель DDEC 8V71T фирмы “Детройт дизель корпорейшн”, развивающий мощность 324 кВт. Он взаимодействует с трансмиссией “Аллисон” ATD-XTG-411-4, которая обеспечивает движение вперед на четырех скоростях и задним ходом на двух. Основой подвески самоходки являются высокопрочные торсионные валы с амортизаторами, выдерживающими большие нагрузки. Запас хода машины составляет 342 км при скорости 64 км/ч. Для обеспечения взаимодействия и связи самоходная гаубица М109А6 оборудована засекречивающей и цифровой аппаратурой связи, включающей интерком VIC-1, радиостанцию VRC-89 или SINCGARS (одноканальная наземная и воздушная радиосистема).

Тактико-технические характеристики 155-мм самоходной гаубицы М109А6 “Паладин”

Боевая масса, т – 28,9
Экипаж, чел. – 4
Габаритные размеры, мм:
длина в походном положении – 9754
ширина – 3149
высота в походном положении – 3236
клиренс – 457
Бронирование – противопульное
Вооружение: 155-мм гаубица М284, 12,7-мм пулемет М2
Боекомплект – 39 выстрелов, 500 патронов
Дальность стрельбы, м:
стандартным фугасным снарядом – 24000
активно-реактивным снарядом – 30000
Двигатель: “Детройт дизель” 8V71T, 2-тактный, 8-цилиндровый V-образный дизель, мощность 324 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,077
Максимальная скорость, км/ч – 64
Запас хода по шоссе, км – 342
Запас топлива, л – 503
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 0,56
ширина рва, м – 2,30
глубина брода, м – 1,5

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: