3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кинг-Конг» на гусеничном ходу

«Кинг-Конг» на гусеничном ходу

Одним из самых удачных образцов артиллерии французского происхождения, принятых на вооружение американской армии во время Первой мировой войны, была 155-мм пушка GPF, спроектированная в 1917 году капитаном Филуа. Орудие отличалось простотой конструкции, лёгкостью в обслуживании, надежным и эффективным противооткатным механизмом, значительным углом горизонтальной наводки и большой дальностью стрельбы. Вместе с тем, GPF была довольно тяжёлой – неслучайно именно она стала одним из первых кандидатов на создание самоходного варианта.

Уже в 1918 году было изготовлено десять самоходок Gun Motor Carriage Mk.II, представлявших собой артиллерийскую часть пушки М1917 (так обозначались в армии США орудия GPF французского производства), наложенную на небронированное шасси гусеничного трактора «Хольт». В боях эти САУ не участвовали, но в первые послевоенные годы их усовершенствование продолжалось – в 1925 году был испытан модернизированный вариант Gun Motor Carriage Mk.IХ. Однако в последующие полтора десятилетия работы в области самоходной артиллерии в США были практически свёрнуты. Причина тому – консерватизм высших чинов Командования артиллерии, противившихся любым мероприятиям в этой области. Аргументы приводились самые разные – как экономические (высокая цена САУ), так и тактические. В частности, отмечалось, что буксируемые орудия имеют меньшие габариты по сравнению с самоходными, а, значит, их проще маскировать на местности. Кроме того, самоходка в случае поломки шасси полностью теряла боеспособность, тогда как у буксируемой артсистемы достаточно было сменить тягач.

Лишь начало войны в Европе и опыт «блицкрига» в Польше и Франции убедили консерваторов в возросшем значении подвижности войск. Когда во второй половине 1940 года был создан довольно удачный средний танк (будущий М3), его шасси решили использовать для повышения мобильности 155-мм пушек. Проект самоходки получил обозначение Gun Motor Carriage Т6. В июне 1941 года Департамент вооружений Министерства обороны заказал прототип Т6 в Рок-Айлендском арсенале. Постройка прототипа была завершена в феврале следующего года, после чего машину отправили для испытаний на Абердинский полигон.

Особенности конструкции

Самоходка Т6 сохранила нижнюю часть корпуса танка М3 и его ходовую часть. Остался прежним и двигатель – 9-цилиндровый звездообразный мотор воздушного охлаждения «Райт-Континентал» R975C1, но в компоновку машины внесли изменения. Для размещения крупногабаритного орудия в кормовой части самоходки двигатель пришлось перенести в среднюю часть корпуса. Изменили и расположение топливных баков – у М3 они находились в кормовых спонсонах, а у Т6 их перенесли в среднюю часть корпуса.

Вооружением САУ являлась 155-мм пушка М1918М1 – выпускавшийся в США вариант GPF, отличавшийся от оригинала некоторыми деталями (в том числе, конструкцией затвора). Примерно полтора десятка САУ (среди них и прототип Т6) получили более старые М1917А1 (GPF французского производства, доработанные до стандарта М1918М1). Углы горизонтального наведения составляли по 14º вправо и влево, вертикального – от −5º до +30º. Приводы наведения – ручные; прицельные приспособления размещались слева от орудия (в их состав входили телескопический прицел М53 для стрельбы прямой наводкой, панорамный прицел М6 и артиллерийский квадрант М1918А1).

Орудие располагалось в кормовой части машины в открытом боевом отделении. Из-за большой длины пушки не удалось организовать боевое отделение таких размеров, чтобы расчёт мог свободно работать, поэтому орудие обслуживалось с грунта. Кормовая стенка боевого отделения представляла собой опускаемый сошник с гидроприводом. Кроме того, в комплект САУ входили опорные башмаки, подкладываемые на огневой позиции под передние участки гусениц. Башмаки и сошник стабилизировали артустановку и воспринимали часть отдачи при стрельбе.

Именно сошник (точнее, его гидропривод) оказался слабым местом Т6. После нескольких выстрелов гидроцилиндры, не выдержав ударных нагрузок, деформировались и вышли из строя. Самоходка оказалась обездвиженной – сошник, который нельзя было поднять, превратился в якорь. Пришлось срочно менять конструкцию гидропривода и самого сошника. После внесённых изменений Т6 успешно завершила цикл испытаний в Абердине, а затем в Форт-Брэгге. САУ продемонстрировала полное преимущество над буксируемыми артсистемами в отношении быстроты марша, маневренности, тактической подвижности и времени первого выстрела после занятия огневой позиции.

Читать еще:  Бронеавтомобиль МЗКТ-233036-010 «Лис-ПМ» (Беларусь)

Боекомплект состоял из выстрелов раздельного заряжания с тремя типами снарядов: осколочно-фугасным НЕ М101 массой 42,96 кг, бронебойным с баллистическим колпачком и дополнительным фугасным зарядом АР М112В1 массой 45,36 кг и дымовым WP М104 весом 44,53 кг. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигала 18 400 м. Бронепробиваемость бронебойным снарядом гомогенной брони при угле встречи 60º составляла 127 мм на дистанции 500 ярдов (457 м) и 119 мм на дистанции 1000 ярдов (914 м).

На марше в боевом отделении находились четыре члена расчёта. Места двух из них располагались у левого борта отделения, довольно высоко. Во время модернизации эти места получили дополнительную бронезащиту из 19-мм листов. Ещё два номера расчёта располагались на кронштейнах сошника по бокам казённой части орудия. Все места снабжались ремнями безопасности.

М12 не оборудовались радиостанцией – имелся лишь телефон, служивший для связи на огневой позиции, и комплект сигнальных флажков. Не было и танкового переговорного устройства, так что на марше общение между механиком-водителем и его помощником, находившимися в отделении управления, и остальной частью расчёта, находившейся в боевом отделении, было весьма затруднённым.

Производство и модернизация

В июле 1942 года САУ была рекомендована к принятию на вооружение, а в конце августа стандартизована как 155 mm Gun Motor Carriage M12. Одновременно Комиссия полевой артиллерии рекомендовала разработать машину сопровождения для М12, которая должна была перевозить боекомплект и расчёт. Первый заказ, предусматривавший производство пятидесяти САУ, компания «Прессед Стил Кар» получила ещё до официальной стандартизации М12. В августе 1942 года заказали ещё полсотни САУ. Самоходки первой партии были готовы уже к ноябрю, изготовление второй партии завершили в марте 1943 года.

Первый серийный экземпляр М12 использовали для дополнительных испытаний, ещё несколько САУ применялись для подготовки личного состава, остальные же со сборочной линии отправились прямиком на… склад. Командование мотивировало своё решение необходимостью надлежащим образом подготовить личный состав, прежде чем внедрять самоходки в войска. Позиция генералитета может показаться странной, ведь в самом орудии не было ничего нового – оно применялось американцами ещё в Первую мировую, да и шасси танка М3 было хорошо известно в армии. Тем не менее, лишь во второй половине 1943 года, под влиянием сообщений об успешном применении крупнокалиберных САУ вермахтом и Красной армией, американские военные «вспомнили» о находящихся на складах М12. Самоходки было решено применить в готовящейся высадке в Нормандии.

Оказалось, что за время нахождения на складе М12 успели устареть. Как уже отмечалось, шасси САУ базировалось на конструкции танка М3, в армии же стандартным становился знаменитый «Шерман» М4. Применение М3 в боях в Европе не планировалось, могли возникнуть трудности в снабжении М12 запчастям, поэтому было решено перед поставкой в части доработать самоходки, достигнув максимальной совместимости по узлам ходовой части с танком М4, попутно устранив и некоторые недостатки, вскрытые при эксплуатации САУ в учебных частях.

В декабре 1943 года американцы решили доработать 75 САУ для комплектования шести артдивизионов (в каждом по три четырёхорудийные батареи; оставшиеся три САУ должны были составлять резерв). Работы с февраля по май 1944 года проводил завод «Болдуин Локомотив Уоркс». По невыясненным причинам модернизации подверглись не 75 САУ, а только 74. Комплекс доработок включал:

  • замену тележек опорных катков на аналогичные агрегаты от танка М4 с усиленными пружинными амортизаторами;
  • установку нового сошника на жёстких кронштейнах с приводом от ручной лебедки. Такая конструкция была гораздо примитивнее применявшегося ранее гидропривода и требовала значительных усилий при обслуживании, но была более надёжной и позволяла поднять сошник выше, облегчая преодоление препятствий. Пространство между кронштейнами сошника было зашито металлическими листами, образовывавшими при опущенном сошнике ступенчатую площадку – это делало работу расчёта более удобной;
  • перемещение аккумуляторного отсека в переднюю часть правого надгусеничного спонсона, который был удлинён, а входная дверка помощника механика-водителя – ликвидирована;
  • установку небольшого щита толщиной 19 мм для защиты прицельных приспособлений орудия;
  • создание боеукладки на десять выстрелов в боевом отделении (ранее на М12 не предусматривалось размещение возимого боекомплекта);
  • установку тента, закрывавшего боевое отделение на марше и обеспечивавшего защиту орудия и расчёта от пыли и осадков. На практике штатный тент применялся очень редко, поскольку, будучи установленным по всем правилам, при неисправности выхлопного устройства двигателя он рисковал превратиться в «газовую камеру» для расчёта. Артиллеристы чаще применяли различные импровизированные тенты, более безопасные в эксплуатации.
Читать еще:  Основной боевой танк M60A3 (США)

Транспортёр боеприпасов

Слабым местом М12 был весьма ограниченный возимый боекомплект (в исходном проекте размещение боекомплекта на САУ не предусматривалось вовсе). Уже в марте 1942 года было решено создать транспортёр боеприпасов с теми же характеристиками подвижности и проходимости, что и у самоходки. Основой для транспортёра боеприпасов, получившего обозначение Т14, стала конструкция САУ, а прототип был переоборудован из прототипа самоходки Т6. В сентябре 1942 года прототип успешно прошел испытания на полигоне Эри, а уже в октябре компания фирма «Прессед Стил Кар» начала производство первой партии из 50 транспортёров. Касательно общего количества выпущенных транспортёров точных данных нет. Предполагается, что их могло быть 100 (из расчёта по одному транспортёру на каждую самоходку) и никак не меньше 81, поскольку именно такое количество транспортёров было модернизировано в 1944 году при подготовке к высадке в Нормандии. В официальных документах транспортёр именовался Cargo Carrier М30.

Система систем

Для американских военных системный подход характерен. Увеличение дальности стрельбы, новые боеприпасы, глубокая модернизация основных пушек — САУ М109 и буксируемой гаубицы M777 — всё это составляющие части глобальной системы, которую в общих чертах представили на конференции.

Суть вкратце такова: армия США планирует увеличить свои возможности как по дальности стрельбы, так и по поражающему действию, причем сразу на трех уровнях — стратегическом, оперативном и тактическом.

— Стратегический уровень представлен проектом Strategic Fires Missile и некой «стратегической пушкой» — Strategic Strike Cannon Artillery, SSCA.

— На оперативном уровне военные получат ракету, разрабатываемую в рамках программы Precision Strike Missile (PrSM), которая заменит устаревающие тактические ракеты ATACMS.

— Тактический уровень представлен целым «кустом» одновременно идущих программ, включая улучшение буксируемой гаубицы М777А2 и самоходной артиллерийской установки М109. Также реализуются проекты по созданию семейства новых боеприпасов и метательных зарядов.

Но и это не всё. Представители Межвидовой группы исследований высокоточных дальнобойных систем (Long Range Precision Fires Cross Functional Team, LRPF CFT) подчеркивают, что каждый боеприпас, создаваемый в рамках отдельных программ, — это только основа, в которую будет заложен серьезный потенциал для дальнейшей модернизации.

Работы по улучшению каждой «основы» рассчитывают начать сразу после выпуска первых партий, примерно в 2023 году.

Какие улучшения возможны? На всё той же конференции AUSA 2018, проходившей 8–10 октября, полковник Крис Миллс, отвечающий за разработку высокоточного ракетного вооружения в LRPF CFT, упомянул, что в случае выхода США из договора ДРСМД межвидовая группа «рассмотрит возможности увеличения мощности двигателя и дальности полета ракет PrSM».

История боя

вьетнамская война

Боевой опыт M107 с вооруженными силами США почти полностью ограничивался войной во Вьетнаме . Вьетнамские слова Sấm Sét («Молния») и Vua Chiến Trường («Король поля битвы») часто наносились на оружие, чтобы отметить его чистую огневую мощь. Там она доказала свою эффективность, имея одну из самых длинных дистанций среди всех мобильных артиллерийских орудий, использовавшихся на этом театре боев в холодной войне, превосходя советские 130-мм тяжелые полевые орудия M46, использовавшиеся в Народной армии Вьетнама (PAVN). M107 был в состоянии запустить снаряд весом 147 фунтов (67 кг) на расстояние 21 мили (34 км) при отклонении 0 ° и высоте 800 мил (45 °). Это преимущество на большом расстоянии, наряду с его способностью быстро перемещаться с предыдущей позиции, сделало его эффективным оружием для уничтожения командно-контрольных пунктов, объектов связи и контрбатарейной армии Северного Вьетнама и Вьетконга. огонь из советских аналогов на вооружении Северного Вьетнама. Это было доказано в 1968 году в битве при Кхесани , когда американские войска подверглись длительной и интенсивной осаде войск Северного Вьетнама и постоянно подвергались артиллерийскому обстрелу.

Читать еще:  Ракетный комплекс «Pluton» (Франция)

У M107 тоже были свои недостатки. Он отличался относительной неточностью на больших дистанциях. Пистолет был назначен корпус -уровней артиллерийских частей и ряд M107 / M110 композитных сформированными единиц были созданы, позволяя возможность реагировать с более варьировалось M107 или более точным-M110. Кроме того, как отмечалось выше, на ранних версиях оружия ствол орудия M107 требовал частой замены. Отдельные батареи не имели необходимого оборудования и деталей для замены ствола, поэтому требовалась техническая поддержка более высокого уровня, занимавшая два часа в дополнение к времени транспортировки. У M107 была чрезвычайно низкая скорострельность — два выстрела в минуту. Из-за огромных размеров снарядов в хранилище боеприпасов внутри машины находилось всего два снаряда. Дополнительные боеприпасы поставлялись с транспортных средств M548 .

M107 понесла потери во время войны во Вьетнаме, значительное количество которых было уничтожено войсками Северного Вьетнама. Армия Северного Вьетнама (NVA) также захватила несколько M107, в основном от сил ARVN . Четыре M107 были захвачены во время битвы при Куонг Чжоу в апреле 1972 года, а еще 12 были захвачены во время наступления на Центральное нагорье в 1975 году к концу войны во Вьетнаме. Эти захваченные M107 использовались PAVN во время их последних наступательных операций против Республики Вьетнам (Южный Вьетнам) в период с марта по апрель 1975 года. С этими M107 PAVN сформировала стратегический артиллерийский дивизион после войны.

Во время войны против правительства Пол Пота « красных кхмеров» в соседней Камбодже вьетнамские M107 участвовали во многих сражениях на границе двух стран. Сегодня вьетнамские M107 используются в качестве артиллерийских орудий второй линии во время войны и в настоящее время находятся на резервном складе артиллерийского корпуса PAVN вместе с другими американскими артиллерийскими орудиями, захваченными у американских или южновьетнамских войск во время войны во Вьетнаме, такими как гаубицы M101. (105-мм) и гаубицы M114 (155-мм).

Израиль

M107 также использовался Армией обороны Израиля в различных арабо-израильских конфликтах, начиная с войны Судного дня . Во время войны Судного дня это было одно из немногих средств поражения, способных уничтожить египетские и сирийские позиции зенитных ракет. Из 15 батарей SA-2, потерянных Египтом на восточном берегу Суэцкого канала, 13 были уничтожены M107. Когда ЦАХАЛ пересек Суэцкий канал в ходе операции «Газель» , САУ M107 были одними из первых, кто пересекся вместе с танками и БТР. M107 также имели достаточную дальность, чтобы поразить сирийскую столицу Дамаск . Еще 108 были получены в период с 1973 по 1982 год, и они также были задействованы во время операции «Мир Галилее» .

Когда эти орудия были outranged ракетным огнем Тир , они были модернизированы с добавлением расширенного диапазона, полнопроходные боеприпасов и нового порошка , поставляемого Gerald Bull «s Space Research Corporation . Это позволяло выполнять полеты на расстояние более 50 км с повышенной точностью. Армия обороны Израиля приобрела более 200 автомобилей. На вооружении ЦАХАЛа M107 известен как Romach (копье).

Другой

M107 широко использовались иранской армией во время ирано-иракской войны .

M107 был выведен из армии США в конце 1970-х годов, когда орудие было заменено на удлиненный 203-миллиметровый ствол, что сделало новый агрегат M110A2.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector