0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная пушка VK-155 Bandkanon (Швеция)

Как развивались шведские танки

Танковую отрасль Швеции окутывает настоящее теневое облако. Даже познания любителей военной техники редко простираются дальше одного танка — Strv 103. Спору нет, танк этот интересный, безбашенный (во всех смыслах), но ведь история шведской брони гораздо богаче! Только изучать её трудно: большая часть материалов доступна исключительно на шведском языке.

Какими же путями шёл шведский танкопром от зарождения до наших дней?

Самая скорострельная гаубица в мире

Программа по созданию шведской послевоенной тяжёлой САУ превысила первоначально намеченные сроки более чем на 10 лет, но созданную в результате машину Bandkanon 1, в отличие от многих «долгостроев», никак нельзя было назвать устаревшей. Экипаж тяжёлой артиллерийской системы, оснащённой автоматической системой заряжания, мог вести огонь с темпом, которому позавидовали бы расчёты некоторых реактивных систем залпового огня.

В начале было техзадание

Предыстория шведской тяжёлой самоходной артиллерии началась в 1949 году, когда по заданию армии компания «Бофорс» запустила работы по созданию рабочего прототипа 155-мм орудия для самоходной артиллерийской установки. В документах перспективная машина получила несколько названий — 15 cm kv fm/49, Akv 1949 и VK 152 S 49 (последнее название использовалось как внутреннее обозначение в компании).

Планировалось, что новая САУ будет иметь массу до 30 тонн, а её серийное производство со скоростью 2 экземпляра в месяц начнётся уже весной 1956 года. В итоге получилось иначе: серийная версия САУ вступила в строй только в 1967 году, а её боевая масса составила 52 тонны. Увеличение веса боевой машины объяснялось во многом тем, что первоначальные требования 1949 года изменялись в сторону усиления бронирования и защищённости от ОМП боевого отделения и отсека с боеприпасами.

Что касается значительного, более чем на 10 лет, превышения установленных сроков, то здесь причиной в первую очередь была проблема выбора подходящего самохода. Кроме того, как указывалось в докладной записке от 1 апреля 1960 года, срыв сроков также был следствием постоянных изменений в спецификациях, нехватки квалифицированных инженеров и постоянных сомнений в жизнеспособности проекта в целом.

Изначально рассматривалось три варианта гусеничного шасси для новой боевой машины: уже существующая ходовая от танка Strv m /42 с форсированным до 450 л.с. бензиновым двигателем «Вольво» А8В и коробкой передач VL 420, а также два на тот момент ещё не существующих варианта. Первым из них был экспериментальный проект, основанный на ходовой части американского танка M4 «Шерман», а вторым – некий будущий тяжёлый танк. Вероятно, имелся в виду проект Королевской администрации военных заводов (Kungliga Arméförvaltningens Tygavdelning , KAFT), получивший в будущем название EMIL, который на тот момент был ещё в совсем «бумажном» состоянии – его разработка стартовала в том же 1949 году.

В протоколе совещания в компании «Бофорс» от 30 мая 1951 года среди планов по созданию орудий различных калибров находим и погодовой план по 15-см САУ, согласно которому в 1952 году должны были завершиться проектные работы, в 1954-м планировалось построить макет, а в 1956-м — начать ходовые и артиллерийские испытания. Вообще, этот протокол интересен тем, что в нём отражена работа компании «Бофорс» сразу над несколькими артиллерийскими системами среднего и большого калибров. Шведская компания в этот период оказалась так загружена новыми крупными проектами, что в начале 1950-х годов вооружённые силы страны были вынуждены закрыть потребность в буксируемом орудии большого калибра, приобретя 96 французских 155-мм гаубиц М50. В шведской армии, до этого регулярно и исправно снабжавшейся хорошей отечественной артиллерией, иностранная гостья получила характерное прозвище Fransyskan – «француженка».

Читать еще:  Легкий танк Commando Stingray (США)

Ещё один интересный фрагмент этого протокола может служить косвенным примером «исофобии», распространившейся в то время в Европе. В качестве технического задания для перспективной 105-мм противотанковой пушки (одного из вариантов вооружения для танка EMIL) в нём приводятся не только гипотетические миллиметры брони и градусы углов встречи снарядов с ней, но и Josef Stalin-vagn собственной персоной.

Безбашенный «Эмиль» как шасси для САУ

Началом 1952 года датированы документы «Бофорс», согласно которым из трёх вариантов шасси был выбран первый – танк Strv m/42. А в конструкторской программе от 24 ноября 1952 года подробно описываются требования, предъявляемые к новой САУ. В целом они повторяли требования, изложенные военными в 1949 году. Основным вооружением установки должно было стать 152-мм полуавтоматическое орудие с гидравлическими тормозами отката, способное развивать скорострельность в 15 выстрелов в минуту. При этом должна была сохраняться резервная возможность заряжания орудия вручную. Длина орудия должна была составлять 50 калибров, или 7,62 метра. Предусматривалось оснащение ствола орудия дульным тормозом, уменьшающим отдачу на 25%. Максимальная дальность стрельбы 51-килограмовым снарядом определялась в 25 километров, а угол возвышения — в пределах от 0 до 45 градусов.

Гусеничное шасси должно было быть способным развивать скорость до 30 км/ч по пересечённой местности, и до 40 км/ч – как максимальную. В качестве его двигателя по-прежнему рассматривался всё тот же «Вольво» А8В, правда, уже не форсированный, а обычный, мощностью в 420 л/с. Общий вес установки не должен был превышать 33 тонны, что обеспечивало бы ей удельную мощность в 12,7 л.с/т, и, при ширине гусениц в 55 сантиметров — удельное давление на грунт не более 0,65 кг/ см².

Попытки установить тяжёлое и скорострельное длинноствольное орудие в бронированной башне на шасси среднего танка предсказуемо так и остались на бумаге. А вот с ещё одним из вариантов шасси, предложенных в 1949 году, всё обернулось несколько удачнее. Работы по созданию уже упоминавшегося выше тяжёлого танка EMIL шли своим чередом. Задача по разработке этой машины считалась приоритетной – даже документы по нему изначально были отмечены грифом «Секретно. Большое значение для безопасности государства», в отличии от просто «секретных» документов по той же 15-см САУ. Из-за тех же соображений секретности шведский тяжелый танк получил не традиционное название Strv (Stridsvagn, «танк»), а именовался как Krv (Kranvagn, самоходный кран).

Почти детективная история с проектированием и постройкой совершенно секретного танка EMIL достойна, как минимум, отдельной статьи. Исходно шведы не собирались строить свой тяжелый танк, склонившись к концу войны к покупке партии британских «Центурионов». Запрос о покупке был отправлен в Великобританию. Англичане ответили, что вполне могут удовлетворить шведскую заявку, но с одним маленьким «но» – только после того, как полностью закроют потребности в «Центурионах» для своей армии. При этом срок, в который англичане планировали вложиться, оценивался в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Тем временем из-за Балтийского моря продолжали мерещиться всё увеличивающиеся массы ИС-ов, и после британского отказа KAFT приступила к разработке шведского тяжёлого танка, способного дать им отпор. В качестве вооружения для EMIL рассматривались три варианта орудий: 105-мм нарезное с длиной ствола в 67 калибров, а также 120-мм нарезное и 150-мм гладкоствольное с длиной стволов в 40 калибров. Подача боеприпасов, вне зависимости от выбора пушки, должна была осуществляться из автомата заряжания, включавшего два барабана со снарядами разных типов – один с бронебойными, а второй с осколочно-фугасными.

Разработка тяжёлого танка – дело не быстрое, особенно когда опыта нет, а машина нужна хорошая. Поэтому параллельно шведы начали переговоры с Францией о покупке партии лёгких, но неплохо вооружённых танков АМХ-13. Вот здесь-то британцев и проняло. Ощущение уводимых из подноса французами шведских денег внезапно изменило приоритеты английских танкостроителей, и в декабре 1952 года Великобритания согласилась продать «Центурионы». Перед французами, которые откликнулись на просьбу шведов безо всяких проволочек, пришлось долго и тяжело извиняться, а для проекта самоходного крана EMIL наступил критический момент. Первые поставки «Центурионов» Mk III начались в 1953 году, и уже в 1954 работы над шведским тяжёлым танком были свёрнуты.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Golan (Израиль-США)

Консорциум из фирм «Бофорс», «Ландсверк» и «Вольво», совместно разрабатывавший EMIL, предложил его как вариант для планировавшихся закупок на 1958 год, но и здесь шведский тяжёлый танк оказался не у дел – его обошел гораздо более дешёвый S-танк.

Тем не менее, проект особой государственной важности не оказался бесплодным. До того, как чертежи и другая документация по нему угодили в архив, в металле успели воплотиться два варианта ходовой части для танка EMIL. Одно из шасси (с четырьмя опорными катками на борт) благодаря характерной форме броневых листов в идее щучьего носа сильно напоминало корпуса советских танков ИС-3 и ИС-7.

Второе шасси, имевшее по шесть опорных катков на борт, имело более традиционную, прямую форму лобовых бронелистов. У обоих шасси ведущие колёса располагались сзади. Испытания безбашенных «Эмилей» показали неплохие ходовые качества, и второе, более крупное, шасси было выбрано как самоход под 15-см САУ. Его изрядно доработали. У САУ нос и корма поменялись местами, и ведущие колёса оказались спереди, а боевое отделение – сзади. Двигатель и агрегаты трансмиссии переместились в середину корпуса, а в носовой части, бывшей корме, было размещено отделение управления с местами для двоих человек – механика и его помощника. Ленивцы, оказавшиеся в корме, оснастили механизмом, благодаря которому их можно было опустить и зафиксировать в боевом положении, чтобы они принимали на себя часть отдачи при стрельбе.

САУ с параметрами РСЗО

Впрочем, все особенности ходовой части не делали шведскую САУ чем-то выдающимся. Особенной её делало вооружение.

К моменту постройки действующего прототипа САУ Artillerikanonvagn 151 (произошло это в районе 1960 года) поменялся калибр орудия, которым её планировалось оснастить. Теперь это должен был быть «натовский» 155-мм калибр. Главной изюминкой вооружения шведской тяжёлой САУ была автоматизированная система заряжания. Её конструкторы разместили в корме качающейся части башни, «подвешенной» на цапфах между двумя обитаемыми бронированными рубками орудийного расчёта, размещёнными на общей поворотной платформе.

Здесь же, в корме башни, располагался сменный магазин на 14 снарядов. Замена магазина занимала пару минут, а опустошить его Artillerikanonvagn 151 могла за 45 секунд. Как указывалось выше, в требованиях к перспективной САУ обозначалась скорострельность в 15 выстрелов в минуту. И с этой задачей конструкторы с блеском справились: если один снаряд заранее заряжался в ствол, то полный боекомплект как раз составлял 15 боеприпасов, и «оприходовать» их за минуту для Akv-151 было вполне по силам.

Масса прототипа составила 51 тонну. Двигатель САУ мощностью в 700 л.с. позволял ей разгоняться до скорости в 55 км/ч. Экипаж машины состоял из семи человек. Единственный построенный прототип Akv-151 находится сейчас в частном шведском музее военной техники Arsenalen, расположенном около небольшого городка Стренгнес.

Artillerikanonvagn 151 не суждено было пойти в серию. К моменту создания прототипа в Швеции полным ходом шли работы над знаменитым безбашенным S-танком, уникальное шасси которого вполне подошло для артиллерийской системы, созданной компанией «Бофорс». Идея унифицировать ходовые части танка и САУ показалась весьма заманчивой, и в серию пошла тяжёлая гусеничная самоходная артиллерийская установка Bandkanon 1 на базе Strv 103.

Получившаяся машина превзошла по массе прототип на базе тяжёлого танка – масса Bandkanon 1А составила 52 тонны, а Bandkanon 1С – ещё на тонну больше. Мощность двигательной установки осталась такой же, как у 39-тонного танка, что явно было недостаточным. С удельной мощностью в 10–11 л.с. на тонну Bandkanon 1 развивала скорость всего в 28 км/ч. Тем не менее, выдающаяся по скорострельности крупнокалиберная артиллерийская система, способная менее чем за минуту отправить на 25 километров 15 47-килограммовых снарядов (показатели не хуже, чем у многих РСЗО!), с 1967 по 2003 годы находилась на вооружении, вполне удовлетворяя потребности шведских военных. Планировалось построить 70 таких тяжёлых САУ, но ограничения военного бюджета позволили изготовить лишь 26 штук.

Читать еще:  Основной боевой танк Vickers Mk.3 (Великобритания)

Рассказывая о шведских тяжёлых САУ, следует упомянуть и о слухах, их окружающих. Существует мнение, что они разрабатывались в первую очередь с целью использования в качестве средства доставки ядерного оружия. С одной стороны, шведы действительно имели вполне серьёзную программу по созданию собственного ядерного оружия. Кроме того, и СССР, и США создавали ядерные боеприпасы похожего калибра (152 и 155 мм соответственно). Однако эта гипотеза не подтверждается документально, в отличие от шведских разработок в области ракетных и авиационных носителей для ядерного оружия.

Безбашенные танки и башенные САУ

Работы над проектом EMIL ещё продолжались, когда инженер Свен Берге, работавший в фирме KATF, предложил альтернативную концепцию танка. Согласно ей, танк лишался башни, а наведение по вертикали осуществлялось за счёт наклона корпуса. В 1957 году работам по проекту Strv S дали зелёный свет. В качестве базы шведы рассматривали KRV, опытный образец которого переделали в испытательный стенд.

В конце 1962 года на испытания вышел Strv S1. Этот танк радикально отличался от всего, что тогда существовало. Благодаря отсутствию башни конструкторы смогли заметно снизить боевую массу и высоту. Небольшая толщина брони с лихвой компенсировалась очень большими углами её наклона. На танк установили комбинированную силовую установку, состоявшую из дизельного двигателя и газовой турбины. Необычным был и состав экипажа: три человека, каждый из которых был мехводом и двое — наводчиками.

Пушка Strv S1 оснащалась автоматом заряжания. Танк прошёл испытания и был принят на вооружение под обозначением Strv 103. Когда машину запускали в серию, её также оснастили системой для преодоления водных преград.

Не менее интересными путями шла разработка шведских САУ. В 1964 году начались работы по созданию машины поддержки пехоты. В проекте приняли участие три фирмы: Landsverk, Bofors и Hägglunds. В основном конструкторы предлагали проекты машин традиционных схем, но большая часть детищ Hägglunds очень напоминала танки. По итогам шведские военные поддержали именно такую концепцию.

Первый опытный образец машины, получившей обозначение Ikv 91, был готов к 1969 году, а в 1975 году её приняли на вооружение. В результате к середине 70-х годов шведская армия имела очень странную бронетехнику: танк, больше похожий на САУ, и истребитель танков, напоминавший лёгкий танк-амфибию. Эта пара до начала 2000-х годов составляла основу шведских бронетанковых сил.

В наши дни разработка собственного танка — одна из самых дорогих задач, которая может встать перед военно-промышленным комплексом. Дороговизна не похоронила шведскую бронетанковую отрасль, но поставила крест на многих интересных проектах, в том числе на перспективном танке Strv 2000, который должен был заменить своего безбашенного собрата Strv 103. Вместо него Швеция приобрела лицензию на немецкий Leopard 2 и выпускает его под обозначением Strv 122.

Даже в условиях ограниченного бюджета Швеция продолжает двигать вперёд свою боевую технику. Весьма удачной оказалась БМП Strf 90, она же CV 90. Помимо Швеции, эта машина состоит на вооружении армий ещё шести государств. Не забыли шведы и про танки: на базе Strf 90 ими разработан лёгкий CV90120-T, предназначенный для поставок на экспорт и ожидающий своего покупателя.

Есть основания считать, что страна, которой даже двухвековой нейтралитет не помешал создать одну из самых интересных танкостроительных школ, и в будущем найдёт чем впечатлить людей, которым небезразлична бронетехника.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector