2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Самоходная артиллерийская установка 2С9 Нона-С

Самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С» (объект 925)

Первая в мире серийная универсальная артсистема, способная вести огонь как осколочно-фугасными минами, так и специальными осколочно-фугасными снарядами того же калибра. Разработана в ЦНИИТОЧМАШ и на ПМЗ. Серийное производство с 1981 года.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
база – десантный бронетранспортер БТР-Д. 120-мм нарезное орудие установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону) и ограничен бонками, приваренными снаружи башни. Вертикальное наведение возможно в пределах от-4° до +80°. Максимальная скорострельность -10 выстр./мии. Стрельба из САО может вестись только с места: как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54-8800 м. В «Ноне-С» впервые применена конструктивно-баллистическая схема «орудие – выстрел», главная отличительная особенность которой заключалась в использовании в ней боеприпасов с готовыми нарезами на ведущем пояске снаряда. Конструктивно выстрел для разнозарядных орудий и минометов состоит из заряда в виде картуза, размещенного на трубке, которая на заднем торце имеет диафрагму, опирающуюся перед выстрелом на конусную часть ствола, а на переднем – элементы замкового устройства и снаряд с взрывателем. Перед стрельбой заряд и снаряд с помощью замкового устройства объединяются в унитарный выстрел, удобный для заряжания. САО десантируется с помощью парашютно-реактивной системы ПРСМ-925 из самолетов Ан-12, Ил-76 и Ан-22. Машина оснащена системами ПАЗ и ППО. Движение на плаву – с помощью водометных движителей. Подвеска – гидропневматическая, с переменным клиреисом.

САО 2С9 поступали на вооружение воздушно-десантных войск и морской пехоты. Запас плавучести позволял высаживаться с десантных кораблей. В ВДВ ими заменили устаревшие самоходные пушки СУ-85, значительно повысив огневые возможности парашютно-десантных подразделений. В настоящее время к орудию «Нона» создается управляемый снаряд «Китолов-2» с осколочно-фугасной боевой частью и дальностью стрельбы до 9 км. Советская Армия весьма эффективно применяла 2С9 в Афганистане. Российские войска с не меньшим эффектом используют «ноны» в боевых действиях в Чечне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CAO 2C9

БОЕВАЯ МАССА, т: 8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6020,
ширина – 2630,
высота – 2300,
клиренс – 100-450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 орудие 2А51 калибра 120 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 25 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел 1П8, панорама, оптический прицел прямой наводки 1ПЗО, коллиматор К-1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: 5Д20-240, 6-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 240 л. с. (176,6 кВт) при 2400 об/мин; рабочий объем 15900 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять обрезиненных одинарных поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 60, на плаву – 9.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 500, на плаву – 75…90.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 32; ширина рва, м – 2,5; высота стенки, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство 1В116.

История создания

Согласно советской военной доктрине 50-60 годов именно воздушно-десантные войска должны были использоваться для наступления после нанесения ядерных ракетно-бомбовых ударов по противнику. Но ВДВ СССР того времени мало чем отличалось от воздушно-десантных дивизий и корпусов времен войны и нуждались в реорганизации.

Недостаточной была и огневая мощь десантников, они были вооружены САУ АСУ-57 и АСУ-85, основной задачей которых была борьба с танками противника. Кроме того, эти установки можно было десантировать только посадочным способом, что полностью исключало фактор внезапности.

Еще одной причиной начала разработки новой артиллерийской системы для десантников стало появление новых военно-транспортных самолетов с большей грузоподъемностью: Ан-8 и Ан-12. Поэтому в 1964 году начались исследования относительно характеристик новых видов боевой техники для воздушно-десантных войск. Среди них были и артиллерийские установки. Выяснилось, что максимальная масса боевой машины не должна превышать десяти тонн вместе со средствами десантирования. Кроме того, военные требовали, чтобы новая машина была маневренной и имела защиту от оружия массового поражения. Ничего похожего на вооружении советских сухопутных сил не было — САУ нужно было создавать с нуля.

В середине 60-х начались работы над 122-мм самоходной артиллерийской установкой «Фиалка» на базе БМД-1 и самоходным минометом «Ландыш». Также для ВДВ проектировали несколько легких танков, вооруженных 100-мм пушкой. Однако все вышеперечисленные проекты имели серьезные недостатки, поэтому они так и не были приняты на вооружение. Например, ходовая часть БМД-1 просто не выдерживала отдачу мощного 122-мм орудия.

Примерно в это же время на вооружение был принят десантный бронетранспортер БТР-Д. Его ходовая часть была на один каток длиннее, чем у БМД-1, что позволяло ему выдерживать более серьезные нагрузки. Именно БТР-Д стал основой для новой артиллерийской системы. Новую САУ решили вооружить уникальным 120-мм нарезным орудием, которое появилось в результате совместной работы конструкторов из ЦНИИ Точного машиностроения и специалистов Завода №172 («Мотовилихинские заводы»).

Новая САО получила название 2С9 «Нона-С». Первый опытный образец был создан в 1976 году, а в 1980 году начались войсковые испытания машины. Они были признаны успешными и в том же году САО 2С9 «Нона» была взята на вооружение.

Серийный выпуск самоходной установки был развернут на Мотовилихинских заводах и продолжался до 1989 года. Еще в 1979 году из опытных машин был сформирован первый дивизион. В 1985 году была проведена первая модернизация «Ноны», новая модификация получила название 2С9-1 «Свиристелка».

В 2003 году была проведена еще одна модернизация, новая самоходная установка получила индекс 2С9-1М. Она получила новую автоматическую СУО, систему спутниковой навигации, а также систему, позволяющую каждой «Ноне» вести полуавтоматический огонь в составе дивизиона.

2С9 Нона-С — видео

В середине 70-х гг. на конкурсной основе на волгоградском и курганском машиностроительных заводах конструкторы построили два легких танка — «Объект 934» и «Объект 685». В качестве основного оружия у этих машин использовалась длинноствольная 100-мм пушка. Но машины не были приняты на вооружение ввиду их недостаточной мощности. В это же время конструкторы ЦНИИ Точного машиностроения в содружестве с пермскими инженерами известной «Мотовилихи» создали новое уникальное 120-мм нарезное орудие 2А51, способное эффективно осуществлять поддержку сухопутных войск. Эта артиллерийская система удачно совмещала в себе пушку, гаубицу и миномет. Машине был присвоен индекс 2С9 «Нона-С», причем, согласно легенде, это название можно расшифровать как «Новое орудие Наземной Артиллерии». Эта самоходная установка в боевых условиях способна выполнять несколько функций: разрушать оборонительные укрепления противника, поражать живую силу противоположной стороны, а также уничтожать танки неприятеля. С 1981 г. машина стала выпускаться серийно. Всего было создано более 1000 экземпляров. До сегодняшнего дня эта машина стоит на вооружении в российских войсках и во многих армиях стран СНГ.

С самого начала конструкторы планировали создать мобильную артиллерийскую систему, поэтому машина имеет сравнительно небольшой вес и изначально предназначена для перевозок самолетами и вертолетами. Более того, она может десантироваться с помощью многокупольных парашютных систем и парашютно-реактивной системы ПРСМ-925.

«Нона-С» была создана на базе гусеничного бронетранспортера БТР-Д, который отличался удлиненным на один каток шасси и отсутствием поворотной башни. Корпус новой самоходки в связи с этим был цельносварной из алюминиевого броневого сплава толщиной 15 мм. Носовая часть корпуса содержала отделение управления, где располагались командир и механик-водитель. Боевое отделение находилось в средней части машины. Силовое отделение с двигателем 5Д20-240, трансмиссией, водометами, топливными баками располагалось в корме самоходки. Мощный двигатель позволял машине достигать скорости 60 км/ч по шоссе и 9 км/ч на плаву.

Башня была оборудована орудием 2А51, прицелом 1П8, приборами наблюдения (два ТНПО-170А, МК-4), а также электро- и пневмооборудованием. Плавность хода достигалась с помощью управляемой подвески, которая к тому же позволяла изменять величину дорожного просвета, к примеру уменьшив его на 35 см.

Из орудия, установленного на самоходке, можно стрелять всеми типами мин 120-мм калибра, которые находятся в производстве в российской промышленности, а также уже хранятся на складах. Кроме того, с учетом специфики десантного нападения для стрельбы должны были подходить и боеприпасы потенциального противника. Именно поэтому первоначально орудие было рассчитано и на применение французских 120-мм мин, однако впоследствии испытания показали, что из него можно успешно стрелять боеприпасами израильского, китайского, немецкого и испанского производства.

Если мины нужного калибра уже существовали на момент создания 2С9 «Нона-С», то снаряды пришлось разрабатывать заново. В процессе напряженной работы в этом направлении появились выстрелы ЗВОФ54 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ49, ЗВОФ49 с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ51, ЗВОФ55 с активно-реактивным осколочно-фугасным снарядом ЗОФ50 и кумулятивный выстрел ЗВБК14 с активно-реактивным снарядом ЗБК19. При стрельбе используется уникальная конструктивно-баллистическая схема «орудие—выстрел», не применявшаяся до этого на других орудиях. 2А51 является нарезным, казнозарядным, имеющим необычную конструкцию, использующую боеприпасы безгильзового заряжания.

Разрыв взрывчатого вещества A-IX-2 при осуществлении выстрела порождает 3500 осколков массой от 0,5 до 15 г. Толщина пробиваемой брони на расстоянии 15—20 м равна 8 мм, на удалении 7—10 м — 12—14 мм. Стрельба из самоходки возможна только с места, причем как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой. Горизонтальное наведение производится под углом 70 градусов (по 35 градусов на сторону), вертикальное варьируется от -4 до +80°. Скорострельность может достигать 10 выстрелов в минуту. Боекомплект САО составляет 25 выстрелов: пять кумулятивных снарядов, 20 мин или снарядов в других любых комбинациях. Кроме того, в него входят 13 футляров с двумя полными зарядами на зарядных устройствах в каждом и 20 пакетов пучков пороха для комплектации переменных зарядов, расположенных в двух ящиках. При длительном применении орудия в бою подача боеприпасов осуществляется с грунта с помощью специального лотка.

Читать еще:  Основной танк MBT Revolution (Германия)

Орудие имеет комбинированный полуавтоматический затвор с пластическим обтюратором пороховых газов, который одновременно является и досылателем выстрела в ствол. Досылка осуществляется с помощью сжатого воздуха. САУ оснащена тремя приборами наблюдения ТНПО-170А, расположенными перед люком механика, причем центральный в случае необходимости легко заменяется бесподсветочным прибором ночного видения ТВНЕ-4Б или ТНП-350Б. У люка командира также находятся два прибора ТНПО-170А и танковый перископ ТПК-2.

Во время своего боевого использования, в частности в Афганистане, «Нона-С» проявила такие хорошие результаты, что само собой родилось решение снабжать подобными самоходками не только ВДВ, но и подразделения морской пехоты, и сухопутные войска. В этих целях было создано орудие 2С9-1 «Свиристелка». К 1986 г. российские конструкторы разработали буксируемое орудие 2Б16 «Нона-К»

Оценка машины

С принятием в 1981 году на вооружение САО 2С9 «Нона-С» подразделения ВДВ Советской Армии получили в распоряжение универсальное орудие, сочетавшее в себе свойства пушки, гаубицы и миномёта. Подобное сочетание характеристик позволило 2С9 полностью заменить собой устаревшие 120-мм миномёты и самоходные установки АСУ-85 в парашютно-десантных полках, а также самодвижущиеся противотанковые пушки СД-44 и (частично) 122-мм гаубицы Д-30 в артиллерийских полках парашютно-десантных дивизий. По оценкам западных специалистов, САО 2С9, находясь в составе ОКСВА, успешно справлялись с поставленными задачами. За годы службы, несмотря на выявленные недостатки в виде быстрого износа ходовой части и ограниченных углов горизонтального наведения, САО 2С9 хорошо себя зарекомендовали, а также подтвердили перспективность использования 120-мм нарезных универсальных систем.

К моменту первого публичного появления САО 2С9 на параде к дню победы в 1985 году, по заключению западных специалистов, на вооружении стран НАТО отсутствовали системы, аналогичные самоходному артиллерийскому орудию 2С9. Лишь в 1997 году в ФРГ на базе БМД Wiesel был разработан самоходный 120-мм миномёт. Миномёт выполнен по открытой схеме установки орудия и способен вести огонь стандартными 120-мм минами на расстояния до 6,3 км, а перспективными с увеличенным зарядом до 8 км, кроме того самоходный миномёт способен вести огонь управляемыми противотанковыми снарядами «Strix» (англ.)русск., пробивающими гомогенную броню толщиной до 700 мм. Максимальная скорострельность самоходного миномёта «Wiesel 2» составляет 3 выстрела за первые 20 секунд, боевая — 6 выстрелов в минуту за первые три минуты ведения огня.

С появлением новых более грузоподъёмных самолётов военно-транспортной авиации возросли и возможности по перевозу и десантированию техники ВДВ. Кроме того разрабатывались и новые базовые шасси ВДВ увеличенной грузоподъёмности. Практически после сдачи САО 2С9 на вооружение в 1981 году, были начаты работы над новым самоходным артиллерийским орудием под наименованием «Нона-2». В период с 1987 по 1991 год была выполнена научно-исследовательская работа с шифром «Обжимка» по созданию самоходного артиллерийского орудия на базе шасси типа БМД-3 и боевым отделением разрабатываемого в тот же период САО для сухопутных войск 2С31 «Вена». В ходе работы был создан макетный образец САО на шасси лёгкого танка «Объект 934», однако из-за распада СССР, тяжёлого финансового положения России и прекращения закупок вооружения дальнейшего развития работа не получила. Несмотря на то, что САО 2С9 было разработано в 1970-е годы, его современная модификация — 2С9-1М позволяет выполнять требования, предъявляемые современными условиями ведения боевых действий. В перспективе устаревшие САО 2С9 и его модификации могут быть заменены 120-мм самоходным артиллерийским орудием 2С36 «Зауралец-Д», разработку которого ведёт ЦНИИ точного машиностроения.

Самоходное артиллерийское орудие «Лотос». Перед испытаниями и доводкой

В начале июня в подольском ЦНИИ Точмаш состоялась выкатка первого опытного образца самоходного артиллерийского орудия 2С42 «Лотос». Машина сразу продемонстрировала некоторые свои умения, но ей еще предстоит пройти длительный процесс испытаний и доводки. По результатам этих мероприятий «Лотос» поступит на вооружение воздушно-десантных войск и заменит старые САО 2С9 «Нона-С». Важно, что новый образец имеет ряд характерных преимуществ перед существующим.

Проверенная концепция

Перспективное САО 2С42 основывается на той же концепции, что и предшественники, но собирается из современных комплектующих. Эта самоходка представляет собой самоходную гусеничную машину с возможностью перевозки военно-транспортными самолетами. На корпусе установлена башня с универсальным 120-мм орудием, решающим задачи пушек, гаубиц и минометов.

Основой «Лотоса» является доработанное шасси серийной машины десанта БМД-4М, сохранившее основные свои особенности и агрегаты. Все новые образцы бронетехники для ВДВ создаются с учетом унификации, и САО 2С42 не является исключением. Такой подход упростит совместную эксплуатацию машин разного назначения.

В башне «Лотоса» устанавливается 120-мм гладкоствольное орудие, созданное на базе изделия 2А51 из состава САО 2С9. Орудие доработано с учетом накопленного опыта и комплектуется современными средствами управления огнем. Боевое отделение тоже изменено с получением некоторых преимуществ перед «Ноной-С».

Унифицированное шасси

Главным преимуществом использованного шасси является его унификация с другими современными образцами для ВДВ. При этом шасси для «Лотоса» имеет и иные положительные особенности, выгодно отличающие его от соответствующей части САО предыдущих моделей.

Прежде всего, на пользу идет общая новизна шасси. Оно основано на современных компонентах, что дает преимущества эксплуатационного характера. Новое шасси позволило получить прирост ходовых характеристик. Так, максимальная скорость САО 2С9 достигала 60 км/ч, тогда как 2С42 на шоссе разгоняется до 70 км/ч. Примечательно, что «Лотос» показывает такие характеристики, проигрывая «Ноне-С» в удельной мощности – 25 л.с./т против 30.

2С42 строится на базе более крупного корпуса: его длина примерно на метр больше, чем у 2С9. Это позволило получить дополнительные объемы, в том числе для размещения дополнительного топлива и боеприпасов. Удлинение шасси привело к необходимости применения седьмой пары опорных катков, но это не ударило по подвижности.

Уровень защиты

Корпус БМД-4М имеет облегченное противопульное бронирование; точные его параметры пока не публиковались. САО 2С42 сохраняет такую защиту, а также получает башню с сопоставимой стойкостью. Таким образом, по уровню защиты от ствольных систем противника «Лотос», как минимум, не уступает существующей технике.

Собственное бронирование новой самоходки имеет ограниченную стойкость, и потому живучесть на поле боя предлагается повышать за счет дополнительных средств. «Лотос» комплектуется системой оптико-электронного противодействия кругового действия. По периметру машины установлены датчики излучения систем наведения высокоточного оружия противника. При облучении автоматика разворачивает пусковые установки и отстреливает дымовые гранаты. Последние создают завесу, блокирующую инфракрасное и лазерное излучение. Важной особенностью такой защиты являются ее способность обнаружения излучения со всех направлений и всеракурсный отстрел гранат.

Огневая мощь

2С42 «Лотос» получает вооружение баллистической схемы «орудие-выстрел», аналогичное примененному на предыдущих образцах. Новая 120-мм система способна применять различные боеприпасы и решать задачи, свойственные пушкам, гаубицам и минометам. При этом речь идет об увеличении длины ствола и других существенных доработках, положительно влияющим на характеристики.

Более длинный ствол с развитым дульным тормозом позволяет довести максимальную дальность стрельбы до 13 км. Процесс подготовки к стрельбе максимально автоматизирован, что позволяет получить скорострельность до 6-8 выстр./мин. Появление дополнительных объемов в боевом отделении позволило увеличить боекомплект. САО «Нона-С» перевозит 20 выстрелов, новый «Лотос» – почти вдвое больше.

В прошлом упоминалось, что в боекомплект «Лотоса» войдут новые выстрелы повышенного могущества. Улучшенный 120-мм снаряд по своей эффективности приблизится к боеприпасу калибра 152 мм. Одновременно сохраняется совместимость со всеми существующими выстрелами для орудия 2А51.

В составе САО 2С42 присутствует современная развитая система управления огнем, интегрированная со средствами связи тактического звена. Вместе с «Лотосом» разрабатывается унифицированная машина управления артиллерийским огнем «Завет-Д». Совместное применение двух перспективных образцов техники должно обеспечивать эффективное решение боевых задач.

Промежуточный результат

В 2016 году представители организации-разработчика утверждали, что САО 2С42 «Лотос» выйдет на испытания в 2017-м, а серийное производство будет налажено в 2020 г. Фактически первый прототип выкатили лишь через два года после названных сроков, но в остальном ЦНИИ Точмаш сохраняет оптимизм. В этом году планируется провести предварительные испытания и перейти к государственным. В апреле уточнялось, что серийное производство удастся запустить уже в следующем году.

В ходе первой демонстрации 5 июня опытный «Лотос» имел ограниченные возможности. В частности, вооружение могло применяться только в ручном режиме – из-за необходимости дальнейшей отработки программного обеспечения. Однако и в этом состоянии машина показательно прошла по трассе, продемонстрировала работу управляемой подвески и произвела холостой выстрел.

В ближайшие месяцы промышленности и армии предстоит провести всесторонние проверки, внести необходимые коррективы и подготовить опытную технику к государственным испытаниям. По результатам последних будет решаться вопрос о принятии на вооружение и запуске серии.

Перспективы перевооружения

Новое самоходное орудие создается в качестве современной замены для устаревшей машины 2С9 «Нона-С» и ее модификаций. «Лотосы» в нынешнем виде предназначаются для службы в ВДВ и создаются в соответствии с их требованиями.

Согласно разным источникам, у ВДВ России имеется около 750 САО 2С9. Примерно треть этого количества остается в строю, тогда как прочие отправлены на хранение. Таким образом, для полноценной замены устаревших образцов требуется несколько сотен новых «Лотосов». На производство такого количества техники необходимо несколько лет. Это означает, что при отсутствии серьезных проблем на этапе испытаний перевооружение ВДВ продлится, как минимум, до середины двадцатых годов.

В целом к середине следующего десятилетия ВДВ заметным образом обновят парк своей бронетехники за счет современных образцов. Все новые машины, в т.ч. «Лотос» имеют те или иные преимущества перед предшественниками, а также выполнены унифицированными. Таким образом, техника ВДВ будет новее, лучше, эффективнее в бою и проще в эксплуатации.

Читать еще:  Бронетранспортёр Bv-206S (Швеция)

На проведение всех необходимых мероприятий и работ требуется определенное время, и новости о поступлении «Лотоса» в войска появятся нескоро. Однако уже в самое ближайшее время состоится первый публичный показ этой машины. Опытный образец войдет в состав экспозиции выставки «Армия-2019».

КСД и 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2 в парашютно-грузовой системе

4 кресла на переднем плане — опытный экземпляр КСД (комплекса совместного десантирования). Позволял не тратить время после приземления на поиск своей техники, но распространения так и не получил. Разрабатывался также комплекс группового десантирования КГД на 16 мест, но он также не пошел в серию.

Подготовленная к десантированию зенитная установка ЗУ-23-2

КСД (комплекс совместного десантирования)

Удлиненный парашютно-десантный мягкий мешок УПДММ-65

День ВДВ 2020: история и традиции праздника

Воздушно-десантные войска отмечают свой праздник ежегодно 2 августа. ВДВ — это высокомобильный род войск ВС России, которые могут применяться как для ведения боя с воздуха, так и для боевых действий в тылу. Об истории и традициях Дня ВДВ — читайте в справке Sputnik

Дата празднования установлена в 2006-м указом президента как памятный день, призванный способствовать возрождению и развитию российских воинских традиций, повышению престижа военной службы и установленный в знак признания заслуг военных в решении задач обеспечения обороны и безопасности государства.

Рождение ВДВ

Официально днем рождения ВДВ принято считать 2 августа 1930 года: в этот день на учениях Военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем впервые с бомбардировщика ТБ-3 на парашютах было выброшено десантное подразделение из 12 человек. Этот эксперимент позволил военным теоретикам увидеть перспективу и преимущества парашютно-десантных частей и их возможности по быстрому охвату противника по воздуху.

Начало созданию массовых ВДВ положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов.

История ВДВ неразрывно связана с именем генерала армии Василия Маргелова — командующего Воздушно-десантными войсками (1954-1959, 1961-1979), десантника №1. Под его руководством в ВДВ достигнуты значительные результаты в развитии средств десантирования, организации войск, их вооружения, боевой подготовки, расширились возможности боевого применения. Василий Маргелов олицетворял целую эпоху в развитии и становлении ВДВ, с его именем связаны их авторитет и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. В память о своем командующем десантники именуют себя «Войска Дяди Васи».

Задачи, состав и вооружение ВДВ

ВДВ — род войск Вооруженных Сил, являющийся средством Верховного Главнокомандования и предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу по нарушению управления войсками, захвату и уничтожению наземных элементов высокоточного оружия, срыву выдвижения и развертывания резервов, нарушению работы тыла и коммуникаций, а также по прикрытию (обороне) отдельных направлений, районов, открытых флангов, блокированию и уничтожению высаженных воздушных десантов, прорвавшихся группировок противника и выполнения других задач. В мирное время ВДВ выполняют основные задачи по поддержанию боевой и мобилизационной готовности на уровне, обеспечивающем их успешное применение по предназначению.

В состав ВДВ входят воздушно-десантные и десантно-штурмовые соединения, воинская часть специального назначения, воинские части обеспечения. ВДВ полностью механизированы и обладают пригодными для десантирования боевыми машинами и самоходной артиллерией. Основной техникой являются боевые машины десанта (БМД) и бронетранспортеры (БТР). На вооружении ВДВ боевые машины десанта БМД-2, БМД-3, БМД-4, БМД-4М, противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Э» (на базе бронетранспортера БТР-Д), самоходная противотанковая пушка СПТП 2С25 «Спрут-СД», самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С», десантируемый бронетранспортер БТР-МДМ и др.

Славный боевой путь ВДВ

Боевой путь ВДВ отмечен многими памятными датами. В вооруженном конфликте на Халхин-Голе приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада. Во время советско-финляндской войны (1939-1940) вместе со стрелковыми частями сражались 201-я, 202-я и 214-я воздушно-десантные бригады. С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининградского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го воздушно-десантного корпуса. Это наиболее крупная операция ВДВ в годы войны. В конце войны в ходе проведения Маньчжурской стратегической операции более четырех тысяч десантников после высадки на аэродромах Харбина, Гирина, в Порт-Артуре и на Южном Сахалине полностью парализовали действия японской армии.

ВДВ участвовали в боевых действиях в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, выполняли специальные задачи по разрешению межнациональных конфликтов на территории СССР и республик бывшего Союза. Все соединения и воинские части ВДВ участвовали в военных действиях на территории Северокавказского региона, в августе 2008 года воинские части ВДВ приняли участие в операции по принуждению Грузии к миру, действуя на осетинском и абхазском направлениях.

Как празднуют День ВДВ

Ежегодно 2 августа действующие и бывшие десантники надевают форменные береты, тельняшки и выходят в таком облачении на улицы своих городов. Официальный выходной день в этот день не предусмотрен.

Традиции торжества не меняются: на день ВДВ военнослужащих запаса, действующих войск и ветеранов чествуют теплыми поздравлениями. Берет голубого цвета, по которому можно было распознать десантников, стал в своем роде именем нарицательным, символизирующим «крылатую пехоту». Появиться в подобном атрибуте на улице — предмет огромной гордости для самого человека и его близких. У ВДВ есть особый девиз. Звучит он следующим образом: «Никто кроме нас!». В этой емкой фразе заложен патриотизм, мужество, надежность и многие другие качества, присущие настоящему воину. Парад на день ВДВ — способ напомнить людям о военной мощи государства. Так каждый гражданин почувствует, что находится под неусыпной защитой своих соотечественников десантников.

Почему десантники купаются в фонтане

Ни один День ВДВ не обходится без массовых купаний в фонтане, которые стали символом этого праздника. Кстати, история этой странной традиции до конца не известна. По распространенной версии, десантников тянет к воде тоска по небу: ныряя в фонтаны, они видят отражение неба в воде, и хотят быть к нему поближе.

Другая легенда гласит, что любовь десантников к воде объясняется… тоской по воде. Дело в том, что ВДВ принимали активное участие в Афганской войне, а Афганистан, как известно, место крайне жаркое и засушливое. Забираясь в фонтаны, десантники, тем самым восполняют недостаток в службе.

Но это все предположения: объяснить любовь ВДВ к фонтанам можно очень просто, если принять во внимание, что праздник десантников отмечается в самый жаркий месяц в году. Тем более, что люди окунаются в фонтаны и в остальные дни лета, но именно в День ВДВ это становится объектом обсуждений, провоцируемых прессой и обычными гражданами.

Материал составлен на основе открытых источников.

Многоликая «НОНА»

(Оружие. — 1999. — № 7)

Материал предоставлен: Сергей Зыков

В период своего расцвета советские воздушно-десантные войска (последние два десятилетия существования СССР) представляли внушительную силу. Принятая тогда военная доктрина предусматривала использование ВДВ как средство упреждения действий противника в ходе стратегических наступательных операций. Шесть воздушно-десантных дивизий, более десяти отдельных воздушно-десантных бригад и полков, отдельные бригады и батальоны специального назначения могли навести «шорох» в любом уголке земного шара. Примером тому могут служить молниеносный захват Праги в 1968 г. силами 7-й и 98-й Гвардейских дивизий ВДВ и еще более быстрое овладение Кабулом 103-й Гвардейской воздушно-десантной дивизией в 1979 г.

Широкомасштабные боевые действия «крылатой пехоты» на территории противника — а именно так планировалось использовать ВДВ — требовали значительной огневой мощи. Обеспечить ее могла только артиллерия, действовавшая вместе с десантниками. Авиадесантные самоходные артиллерийские установки АСУ-57 и АСУ-85, находившиеся на вооружении десанта в 60-х гг., имели главной задачей борьбу с танками. Но десантирование относительно тяжелой АСУ-85 производилось только путем посадки транспортного самолета на взлетно-посадочную полосу, что ограничивало главное тактическое преимущество десанта — внезапность. Поэтому в середине 60-х гг. в СССР началось проектирование принципиально новой боевой машины десантных войск БМД-1. На ее основе решили разработать и самоходку, получившую название 2С2 «Фиалка». Но использование довольно мощного 122-мм артиллерийского орудия, заимствованного от САУ «Гвоздика», привело к тому, что шасси БМД-1 не выдерживало перегрузок при стрельбе. Кроме «Фиалки», также на базе БМД-1, для ВДВ был разработан и самоходный 120-мм казнозарядный миномет 2С8 «Ландыш». Но и он не был принят на вооружение.

К середине 70-х на волгоградском тракторном и курганском машиностроительных заводах, также для ВДВ, на конкурсной основе были созданы два легких танка («объект 934» и «объект 685»), основным оружием которых была длинноствольная 100-мм пушка. Однако по ряду причин они тоже не были приняты на вооружение. Задача создания мощного самоходного огневого средства для поддержки действий десантников продолжала оставаться весьма острой.

Примерно в то же время на вооружение ВДВ был принят и гусеничный десантный бронетранспортер БТР-Д. Его главным отличием от БМД-1, на основе которой он создавался, было отсутствие поворотной башни и удлиненное на один каток шасси, что позволило повысить грузоподъемность. В это же время под руководством доктора технических наук Авенира Новожилова конструкторами из ЦНИИ Точного машиностроения, что в подмосковном Климовске, совместно со специалистами знаменитой «Мотовилихи» в Перми, было создано принципиально новое 120-мм нарезное орудие 2А51 для непосредственной поддержки сухопутных войск. Это позволило разработать и в 1981 г. принять на вооружение ВДВ универсальную артиллерийскую систему, совмещающую в себе функции пушки, гаубицы и миномета. Самоходное артиллерийское орудие (САО) получило название 2С9 «НОНА-С». По одной из легенд, всегда возникающих при создании нового оружия, «НОНА» — не имя женщины, а аббревиатурное сокращение названия — «Новое Орудие Наземной Артиллерии».

Даже для сегодняшнего времени «НОНА-С» — уникальная артиллерийская система, сочетающая в себе свойства орудий различных видов и предназначенная для непосредственной огневой поддержки подразделений воздушно-десантных войск на поле боя. Возможности САО позволяют применять его не только для поражения живой силы и разрушения оборонительных сооружений противника, но и вести борьбу с танками, для чего в состав боекомплекта входят различные боеприпасы.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ГАЗ-2330 «Тигр» (Россия)

В первую очередь, это специальные осколочно-фугасные артиллерийские снаряды с готовыми нарезами на ведущем пояске; такими снарядами можно стрелять на дальность до 8,7 км, а их невысокая начальная скорость (367 м/с) позволяет вести стрельбу с большой крутизной траектории. Эффективность осколочного действия таких снарядов приближается к эффективности обычных 152-мм осколочно-фугасных снарядов отечественных и зарубежных гаубиц.

Важной характеристикой орудия непосредственной поддержки войск на поле боя является его наименьшая дальность стрельбы: для снаряда она составляет 1,7 км, а для мины — 400 м. Поэтому в боекомплект самоходки могут входить обыкновенные 120-мм минометные мины — осколочно-фугасные, осветительные, дымовые и зажигательные. Прицельная дальность стрельбы осколочно-фугасной миной — 7,1 км. Так как при действиях в тылу противника не всегда можно рассчитывать на своевременный подвоз боеприпасов, то в самоходном орудии предусмотрена возможность использования 120-мм осколочно-фугасных мин от минометов армий других стран. Это позволяет оказать поддержку своих войск с огневых позиций, находящихся в боевых порядках пехоты.

Кроме снарядов и мин, в боекомплект САО входят активно-реактивные снаряды. Они имеют специальный реактивный двигатель, который позволяет повысить дальность стрельбы до 13 км.

Последние разработки отечественных конструкторов позволили создать управляемые (самонаводящиеся и корректируемые на траектории) снаряды для артиллерии, которые наводятся на цель с помощью лазерного целеуказателя, атакуют ее в самое незащищенное место, сверху, и поражают танк с вероятностью 0,8-0,9. Такие снаряды под названием «Китолов-2» могут использоваться и в САО «НОНА». Дальность стрельбы «Китолова» — до 9 км.

Для борьбы с бронетехникой могут использоваться не только высокоточные боеприпасы, но и обычные кумулятивные снаряды. Относительно большая начальная скорость такого снаряда (560 м/с) обеспечивает ему высокую точность стрельбы по бронированным целям на дальности до 1000 м, а способность пробить более 600 мм стальной брони позволяет, при необходимости, бороться и с основными танками противника.

Поскольку заряжание такого оружия при больших углах возвышения, особенно характерных для стрельбы «по-минометному», довольно трудоемкое занятие, то его снабдили специальным пневматическим механизмом досылания. Сжатый воздух используется также и для продувки канала ствола после каждого выстрела, что значительно снижает загазованность боевого отделения.

Необходимость десантирования САО парашютным способом потребовала сделать самоходку легкой. Поэтому бронекорпус САО выполнен из алюминиевых сплавов, но тем не менее он защищает экипаж и оборудование от ружейно-пулеметного огня.

Мощный дизельный двигатель в 240 л. с. и гидропневматическая подвеска обеспечивают самоходному орудию большую подвижность — максимальную скорость по шоссе до 60 км/ч, а на плаву до 9 км/ч. Управляемая подвеска обеспечивает не только плавность хода, но и дает возможность изменять величину дорожного просвета: при необходимости высоту самоходки можно уменьшить на 35 см.

Опыт боевого применения этой установки, в том числе и в Афганистане, показал ее высокую надежность:

«НОНА-С» своим огнем не раз выручала наших десантников. Поднятый почти в зенит ствол позволял решать в горах такие задачи, с которыми не могли справиться гаубицы и пушки. Высокая эффективность боевого применения нового орудия доказала необходимость иметь его не только в воздушно-десантных, но и в сухопутных войсках. Поэтому специально для оснащения мотострелковых батальонов сухопутных войск было разработано и в 1986 г. принято на вооружение буксируемое орудие 2Б16 «НОНА-К».

Мощный дульный тормоз орудия поглощает до 30% энергии отката, что позволило сделать все орудие относительно легким, весом всего 1200 кг. В боевом положении колеса орудия вывешиваются, а само оно опирается на специальный поддон. На марше станины складываются и закрепляются под стволом, что делает орудие довольно компактным. Буксирует «НОНУ-К» автомобиль ГАЗ-66, но в случае необходимости можно использовать и УАЗ-469. На поле боя расчет орудия может перекатывать его вручную, для чего на концах станин имеются катки.

Кроме буксируемого варианта «НОНЫ», конструкторами в Перми под руководством Юрия Калачникова был создан и с 1990 г. начал поступать на вооружение еще один вариант этого орудия — 2С23 «НОНА-СВК».

САО 2С23 было создано на шасси колесного бронетранспортера БТР-80. Для этого штатная башня базовой машины была заменена новой с усовершенствованным орудием 2А60. Больший по объему корпус БТРа позволил увеличить и возимый боекомплект до 30 выстрелов. Кроме того, при стрельбе со стационарных огневых позиций, для подачи снарядов с грунта на правом борту машины крепится специальное приспособление.

В качестве дополнительного оружия на крыше башни установлен 7,62-мм пулемет ПКТ с дистанционным управлением от прицела командира машины. В САО также перевозится два переносных зенитно-ракетных комплекса «Игла», четыре автомата, пятнадцать ручных гранат и сигнальные ракеты. Снаружи на башне закреплены гранатометы для постановки дымовых завес.

Использование шасси бронетранспортера позволило повысить подвижность новой «НОНЫ». Так, максимальная скорость передвижения по шоссе возросла до 80 км/ч, а запас хода — до 600 км. Кроме того, колесное шасси обладает большей надежностью, особенно при переброске войск своим ходом на большие расстояния, что характерно для российских просторов. Размещение САО на шасси штатной боевой машины сухопутных войск облегчило обслуживание и ремонт, обучение личного состава, а также снизило эксплуатационные расходы. В конечном счете стоимость 2С23 оказалась в 1,5 раза меньше, чем 2С9.

К сегодняшнему дню создан и четвертый вариант «НОНЫ» — легкий полуавтоматический казнозарядный миномет «НОНА-М». Расчет может разобрать его на несколько частей и переносить на себе или на вьючных животных, что позволяет использовать «НОНУ-М» для огневой поддержки в горной и горно-лесистой местности, недоступной для движения колесных и гусеничных машин.

На сегодняшний день все «НОНЫ» по своей универсальности и гибкости тактического применения не имеют равных в мире. Используя разнообразные и единые для всех систем боеприпасы, они способны оказать действенную огневую поддержку наземным войскам. По оценкам специалистов, огневые возможности батареи САО «НОНА» более чем в 1,5 раза превышают возможности штатных минометных подразделений мотострелковых батальонов России.

Основные идеи, заложенные в САО «НОНА» Авениром Новожиловым, ныне успешно реализуются в новейших артиллерийских системах.

Самоходное артиллерийское орудие 2С9 «Нона-С» (объект 925)

Первая в мире серийная универсальная артсистема, способная вести огонь как осколочно-фугасными минами, так и специальными осколочно-фугасными снарядами того же калибра. Разработана в ЦНИИТОЧМАШ и на ПМЗ. Серийное производство с 1981 года.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
база – десантный бронетранспортер БТР-Д. 120-мм нарезное орудие установлено в конической сварной башне, выполненной из алюминиевого сплава. Угол горизонтального наведения составляет 70° (по 35° на сторону) и ограничен бонками, приваренными снаружи башни. Вертикальное наведение возможно в пределах от-4° до +80°. Максимальная скорострельность -10 выстр./мии. Стрельба из САО может вестись только с места: как с закрытых огневых позиций, так и прямой наводкой 120-мм выстрелами с осколочно-фугасными снарядами и 120-мм с осколочно-фугасными, осветительными, дымовыми и зажигательными минами. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ЗВОФ54-8800 м. В «Ноне-С» впервые применена конструктивно-баллистическая схема «орудие – выстрел», главная отличительная особенность которой заключалась в использовании в ней боеприпасов с готовыми нарезами на ведущем пояске снаряда. Конструктивно выстрел для разнозарядных орудий и минометов состоит из заряда в виде картуза, размещенного на трубке, которая на заднем торце имеет диафрагму, опирающуюся перед выстрелом на конусную часть ствола, а на переднем – элементы замкового устройства и снаряд с взрывателем. Перед стрельбой заряд и снаряд с помощью замкового устройства объединяются в унитарный выстрел, удобный для заряжания. САО десантируется с помощью парашютно-реактивной системы ПРСМ-925 из самолетов Ан-12, Ил-76 и Ан-22. Машина оснащена системами ПАЗ и ППО. Движение на плаву – с помощью водометных движителей. Подвеска – гидропневматическая, с переменным клиреисом.

САО 2С9 поступали на вооружение воздушно-десантных войск и морской пехоты. Запас плавучести позволял высаживаться с десантных кораблей. В ВДВ ими заменили устаревшие самоходные пушки СУ-85, значительно повысив огневые возможности парашютно-десантных подразделений. В настоящее время к орудию «Нона» создается управляемый снаряд «Китолов-2» с осколочно-фугасной боевой частью и дальностью стрельбы до 9 км. Советская Армия весьма эффективно применяла 2С9 в Афганистане. Российские войска с не меньшим эффектом используют «ноны» в боевых действиях в Чечне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ CAO 2C9

БОЕВАЯ МАССА, т: 8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6020,
ширина – 2630,
высота – 2300,
клиренс – 100-450.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 орудие 2А51 калибра 120 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 25 выстрелов.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел 1П8, панорама, оптический прицел прямой наводки 1ПЗО, коллиматор К-1.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: 5Д20-240, 6-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения со струйным распылением топлива; мощность 240 л. с. (176,6 кВт) при 2400 об/мин; рабочий объем 15900 см3.
ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, планетарные бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, пять обрезиненных одинарных поддерживающих катков, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная гидропневматическая.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: на суше – 60, на плаву – 9.
ЗАПАС ХОДА, км: на суше – 500, на плаву – 75…90.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 32; ширина рва, м – 2,5; высота стенки, м – 0,7.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123М, переговорное устройство 1В116.

Технические характеристики

Ниже представлены ТТХ САО 2С9.

Масса, т8,76
Длина, м6,02
Ширина, м2,63
Тип брониалюминиевая
Калибр / марка пушки120-мм / 2А51
Боекомплект25 на 2С9; 40 на 2С9-1 и 2С9-1М
Дальность стрельбы, км0,04 — 12,8
Скорострельность, мин6-8
Двигатель5Д20
Мощность двигателя, л. с.240
Скорость по шоссе / на плаву, км/ч60 / 9
Экипаж, чел.4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector