0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инженерная техника армии США

Боевая инженерная машина (CEV) М728 предназначена для выполнения задач непосредственного инженерного обеспечения боевых действий танковых и механизированных пехотных подразделений на поле боя. Ее место в боевых порядках подразделений первого эшелона, т.к. она обладает бронезащитой аналогичной бронезащите основного боевого танка М60А2 и вооружением, обеспечивающим достаточную защиту на поле боя (спаренный с пушкой пулемет калибра 7.62 мм., крупнокалиберный 12.7 мм. пулемет в командирской башенке). 165 мм. пушка машины для решения основных огневых задач, присущих танкам, не предназначена.

Для решения инженерных задач машина имеет:

-165 мм. короткоствольная пушка, предназначенная для стрельбы специальными мощными зарядами ВВ. Эти заряды предназначены для разрушения фортсооружений (ДОТы, ДЗОТы, блиндажи, убежища), различных заграждений и препятствий (эскарпы, стенки, уступы, противотанковые надолбы, баррикады, лесные завалы), различных сооружений (плотины, опоры мостов, здания), пробивания проходов в городских завалах и выполнения иных аналогичных задач. Пушка может посылать заряды на дальность до 925 метров.

-крановое оборудование, представляющее собой грузовую стрелу, установленную в приливах башни и грузовой лебедки (тяговое усилие 11 тонн), установленной в боевом отделении. Повороты осуществляются за счет поворота башни, подъем и опускание груза за счет работы лебедки, трос которой перебрасывается через блок в верхней части стрелы. Грузоподъемность кранового оборудования 8 тонн. С помощью этого оборудования машина способна удалять с маршрутов движения различные предметы, препятствующие движению.

-бульдозерное оборудование в передней части машины. С его помощью машина способна прокладывать колонные пути, засыпать рвы, воронки, устраивать съезды в крутых склонах, обрывистых берегах водных преград, расчищать городские и лесные завалы. Скорость прокладывания колонных путей на среднепересеченной местности 4-5 км/час. Зимой бульдозерное оборудование может использоваться для расчистки снега при снежном покрове толщиной до 50 см. со скоростью до 15 км/час.

— минный трал ножевого типа (MCB), который устанавливается поверх бульдозерного оборудования. В этом случае машина может проделывать проходы в минных полях из противотанковых и противопехотных мин нажимного действия. Трал выкапывает и удаляет за пределы прохода мины с глубины до 31 см. Ширина прохода 4.5 метра. скорость траления 4-5 км. в час.
Следует отметить, что этот трал имеется только на машинах CEV, дислоцированных в Корее. В частях и подразделениях, дислоцированных в других районах мира, этого трала на машинах нет.

-удлиненный заряд разминирования MICLIC, размещаемый на стреле кранового оборудования (стрела должна находиться в горизонтальном положении за башней и использоваться по прямому назначению в это время не может).

Машина M728 создана на базе танка М60А2 (первые серии были на базе танка М48) и ее технические характеристики совпадают с характеристиками этого танка. Масса машины 52.2 тонны. Максимальная скорость движения до 48 км/час. Запас хода по топливу 450 км. мощность двигателя 750 л.с.

На вооружении машина М728 состоит в следующих инженерных формированиях:
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии ( танковой или механизированной пехотной);
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного (механизированного) батальона инженерной бригады армейского корпуса;
-3 машины в инженерной роте отдельной танковой или пехотной бригады;
-3 машины в инженерной роте бронекавалерийского полка.

На вооружение машина была принята в 1965 году. Всего выпущено 291 экземпляров.

К настоящему времени машина считается устаревшей, т.к. во время операции «Буря в пустыне» М728 не поспевали за танками М1 Эйбрамс по скорости и несли потери из- за того, что броня их значительно слабее брони танков М1. А иракские танкисты принимали их за полноценные боевые танки и вели по ним огонь.

Однако перевод CEV на базу танка М1 или создание новой машины этого типа в настоящее время не представляется возможным из-за значительного снижения финансирования инженерных войск

Источники

1. Инженерные машины армий вероятного противника (несекретно). ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1980 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3.С.И. Анжерский и др. Вооруженные Силы основных капиталистических государств. Военное издательство. Москва. 1988 г.
4. А.В.Громов. Иностранные армии. Вооружение и техника. Справочник. Военное издательство. Москва. 1988 г.
5. Combat Engineer Vehicle (CEV) Basis of Issue Plan.Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 22 September 66.
6.TACOM Program Manager’s М728 CEV . Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 01 June 66.
7. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999
8. FM 5-102. Countermobility. Headquarters, Department of the Army Washington, DC, 14 March 1985

Заметки на полях. Эта машина известна у нас под названием «Саперный танк М728». В справочнике «Иностранные армии. Вооружение и техника». издания 1988 года ошибочно указывается, что машина состоит на вооружении армии США с 1964 года. На самом деле, решение о принятии на вооружение состоялось в 1965 году.

Саперным танком эту машину назвали по безграмотности (хоть это и сделали военные люди), очевидно, по ее внешней схожести с танком настоящим (танковое шасси, поворотная башня с короткоствольной пушкой). Однако, наименование любой машине дается не по ее схожести с чем либо, а по ее предназначению.
Ну не называем же мы пассажирский самолет ТУ-104 «пассажирским бомбардировщиком ТУ-104», хотя внешне он похож на бомбардировщик ТУ-16 гораздо больше, нежели машина М728 на танк М60.

Танк М60, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением. Несколько изменили форму носовой части корпуса и конфигурацию башни и увеличили толщину брони в наиболее уязвимых местах. Корпус и башня танка – литые. 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором. Она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48. В ее боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные. Механизмы наведения пушки и поворота башни – электрогидравлические с ручным дублированием. На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями – так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизель-мотором (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3.5 м. На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования. Танк оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса. С 1962 года выпускалась улучшенная модификация М60А1 (усилено бронирование башни, установлен стабилизатор вооружения и дополнительные инфракрасные приборы ночного видения). В 1968 году на его базе создана модификация М60А2 с 152-мм орудием – пусковой установкой для противотанковых управляемых ракет “Шиллела”. М60А2 имел лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. В 1975 г. появилась новая модификация танка М60А4. На нем установили лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и бесподсветочные прицелы и приборы ночного видения. Всего изготовили более 12 тыс. машин. Свыше 9 тыс. к началу 1990 года состояло в американской армии. Кроме того, они находятся в вооруженных силах Израиля, Ирана, Италии, Иордании, Австрии, Турции и Южной Кореи. Производство М60 в США прекращено в 1980 году с началом выпуска танка “Абрамс”. М60 был хорошо вооруженным и бронированным, надежным, удобным в эксплуатации танком второго поколения. На его базе созданы саперный танк М728, ремонтно-эвакуационная машина М88А1 и мостоукладчик.

Читать еще:  Командирский танк Т-54БК (СССР)

M60A1
Основной боевой танк. Годы производства: 1962—1968. Корпус и башня танка M60A1 литые, удлинена кормовая часть корпуса. Толщина лобовой брони корпуса составила 109 мм, а башни (без маски пушки) — 254 мм. На новой башне (увеличены углы наклона и толщина лобовых деталей) установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По её периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор. В передней части смонтированы перископический прицел (может заменяться ИК прицелом) и 12,7-мм пулемёт для стрельбы по наземным и воздушным целям. Механик-водитель размещается в отделении управления, находящемся в центре носовой части корпуса танка. Для вождения ночью устанавливается ИК прибор. Масса увеличилась до 52,6 т. Танк оснащён фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух членам экипажа, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем воздуха, радиостанцией и танковым переговорным устройством. Преодоление водных преград глубиной до 2,4 м осуществляется после предварительной подготовки, а до 4 м — с помощью специального оборудования для подводного вождения.

M60A1E1
M60A1E1 и M60A1E2 — модификация со 152-мм танковой пушкой, полностью новой башней, приборами ночного видения, новой системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения танка под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла». Был выпущен в нескольких опытных прототипах для испытаний. Боевая масса — 57 тонн, запас хода — 450 км. Проходил испытания на полигоне Форт-Нокс, Кентукки[.

M60A2
M60A2 или «Starship» (Звездолёт) выпускался в период с 1972 года по 1974 год, общее число выпущенных машин 526. Установлена новая башня со 152-мм орудием — пусковой установкой, позволяющим вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла» (на дальность до 3000 метров). Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём входит лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения, гусеницы со съёмными асфальтоходными подушками. Танки M60A2 находились в подразделениях американских войск в ФРГ. Судя по сообщениям зарубежной прессы, они показали недостаточную эффективность и особенно надёжность вооружения, поэтому было решено переоборудовать их в другие варианты.

M60A3TTS
В процессе дальнейшей модернизации танка, кроме стабилизатора пушки, была введена новая система управления огнём, включающая лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, установлены бесподсветочные приборы ночного видения (сейчас прицел наводчика заменяется тепловизионным прибором), использован более надёжный дизель, трубчато-стержневая подвеска и новая резинометаллическая гусеница, заменён спаренный 7,62-мм пулемёт, а на ствол пушки надет теплоизоляционный кожух, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатомёты. М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.

M60120S
Проект модернизации М60 до уровня M1A1 Abrams c использованием узлов от “Абрамса”, в том числе пушку,башню и двигатель AGT-1500.

На базе модели М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, сапёрный танк M728 CEV (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебёдку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2х1,2 м).
Производился в США c 1978 по 1980 год, по лицензии в Италии — до 1987 года.

Производство М60A1, A2, A3TTS прекращено с началом выпуска в феврале 1980 года основного боевого танка M1 «Абрамс», вариант 120S не выпускается.

M60A3E1 Cristobita
испанская модернизация путём усиления бронирования

“Супер М60”
Основной боевой танк “Супер М60” опытный. Создан фирмой Теледайн Континентал в кооперации с западногерманской фирмой Ренк. Отличается установкой более мощного дизеля и новой трансмиссии, индивидуальной гидропневматической подвески, усиленной броневой защитой за счёт навески на корпус и башню бронелистов.

Длина – 9.5 м
Высота – 2.7 м
Ширина – 3.6 м
Масса – 50.8 т
Двигатель диз:ельный двигатель “Континентал” AVDS-1790 V-12
Мощность – 750 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Дальность хода по шоссе – 500 км
Преодолеваемые препятствия:
– высота насыпи – 1.2 м
– глубина водного препятствия – 3.5 м
– ширина рва – 2.6 м
Вооружение: 105-мм пушка М-68, 12.7-мм пулемет, 7.62-мм пулемет
Запас боеприпасов – 63 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм и 5950 – 7.62 мм
Экипаж – 4 человека
Год принятия на вооружение – 1960

Боевая инженерная машина (CEV) М728 предназначена для выполнения задач непосредственного инженерного обеспечения боевых действий танковых и механизированных пехотных подразделений на поле боя. Ее место в боевых порядках подразделений первого эшелона, т.к. она обладает бронезащитой аналогичной бронезащите основного боевого танка М60А2 и вооружением, обеспечивающим достаточную защиту на поле боя (спаренный с пушкой пулемет калибра 7.62 мм., крупнокалиберный 12.7 мм. пулемет в командирской башенке). 165 мм. пушка машины для решения основных огневых задач, присущих танкам, не предназначена.

Для решения инженерных задач машина имеет:

-165 мм. короткоствольная пушка, предназначенная для стрельбы специальными мощными зарядами ВВ. Эти заряды предназначены для разрушения фортсооружений (ДОТы, ДЗОТы, блиндажи, убежища), различных заграждений и препятствий (эскарпы, стенки, уступы, противотанковые надолбы, баррикады, лесные завалы), различных сооружений (плотины, опоры мостов, здания), пробивания проходов в городских завалах и выполнения иных аналогичных задач. Пушка может посылать заряды на дальность до 925 метров.

-крановое оборудование, представляющее собой грузовую стрелу, установленную в приливах башни и грузовой лебедки (тяговое усилие 11 тонн), установленной в боевом отделении. Повороты осуществляются за счет поворота башни, подъем и опускание груза за счет работы лебедки, трос которой перебрасывается через блок в верхней части стрелы. Грузоподъемность кранового оборудования 8 тонн. С помощью этого оборудования машина способна удалять с маршрутов движения различные предметы, препятствующие движению.

-бульдозерное оборудование в передней части машины. С его помощью машина способна прокладывать колонные пути, засыпать рвы, воронки, устраивать съезды в крутых склонах, обрывистых берегах водных преград, расчищать городские и лесные завалы. Скорость прокладывания колонных путей на среднепересеченной местности 4-5 км/час. Зимой бульдозерное оборудование может использоваться для расчистки снега при снежном покрове толщиной до 50 см. со скоростью до 15 км/час.

— минный трал ножевого типа (MCB), который устанавливается поверх бульдозерного оборудования. В этом случае машина может проделывать проходы в минных полях из противотанковых и противопехотных мин нажимного действия. Трал выкапывает и удаляет за пределы прохода мины с глубины до 31 см. Ширина прохода 4.5 метра. скорость траления 4-5 км. в час.
Следует отметить, что этот трал имеется только на машинах CEV, дислоцированных в Корее. В частях и подразделениях, дислоцированных в других районах мира, этого трала на машинах нет.

Читать еще:  155-мм самоходная гаубица 2С19М1-155 «Мста-С» (Россия)

-удлиненный заряд разминирования MICLIC, размещаемый на стреле кранового оборудования (стрела должна находиться в горизонтальном положении за башней и использоваться по прямому назначению в это время не может).

Машина M728 создана на базе танка М60А2 (первые серии были на базе танка М48) и ее технические характеристики совпадают с характеристиками этого танка. Масса машины 52.2 тонны. Максимальная скорость движения до 48 км/час. Запас хода по топливу 450 км. мощность двигателя 750 л.с.

На вооружении машина М728 состоит в следующих инженерных формированиях:
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного батальона инженерной бригады тяжелой дивизии ( танковой или механизированной пехотной);
-2 машины в каждой инженерной роте инженерного (механизированного) батальона инженерной бригады армейского корпуса;
-3 машины в инженерной роте отдельной танковой или пехотной бригады;
-3 машины в инженерной роте бронекавалерийского полка.

На вооружение машина была принята в 1965 году. Всего выпущено 291 экземпляров.

К настоящему времени машина считается устаревшей, т.к. во время операции «Буря в пустыне» М728 не поспевали за танками М1 Эйбрамс по скорости и несли потери из- за того, что броня их значительно слабее брони танков М1. А иракские танкисты принимали их за полноценные боевые танки и вели по ним огонь.

Однако перевод CEV на базу танка М1 или создание новой машины этого типа в настоящее время не представляется возможным из-за значительного снижения финансирования инженерных войск

Источники

1. Инженерные машины армий вероятного противника (несекретно). ГРУ при ГШ ВС СССР. Москва. 1980 г.
2. Военно-инженерная подготовка. Учебное пособие. Военное издательство Министерства обороны СССР. Москва. 1982 г.
3.С.И. Анжерский и др. Вооруженные Силы основных капиталистических государств. Военное издательство. Москва. 1988 г.
4. А.В.Громов. Иностранные армии. Вооружение и техника. Справочник. Военное издательство. Москва. 1988 г.
5. Combat Engineer Vehicle (CEV) Basis of Issue Plan.Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 22 September 66.
6.TACOM Program Manager’s М728 CEV . Headquarters Department of the Army, Washington, DC, 01 June 66.
7. FM 20-32. Mine/Contermine Operations. Headquarters, Department of the Army, Washington, DC, 30 June 1999
8. FM 5-102. Countermobility. Headquarters, Department of the Army Washington, DC, 14 March 1985

Заметки на полях. Эта машина известна у нас под названием «Саперный танк М728». В справочнике «Иностранные армии. Вооружение и техника». издания 1988 года ошибочно указывается, что машина состоит на вооружении армии США с 1964 года. На самом деле, решение о принятии на вооружение состоялось в 1965 году.

Саперным танком эту машину назвали по безграмотности (хоть это и сделали военные люди), очевидно, по ее внешней схожести с танком настоящим (танковое шасси, поворотная башня с короткоствольной пушкой). Однако, наименование любой машине дается не по ее схожести с чем либо, а по ее предназначению.
Ну не называем же мы пассажирский самолет ТУ-104 «пассажирским бомбардировщиком ТУ-104», хотя внешне он похож на бомбардировщик ТУ-16 гораздо больше, нежели машина М728 на танк М60.

Конструкция танка M60

Американский основной боевой танк M60 имеет классическую компоновку с отделением управления в передней части машины, боевым отделением в средней части и моторно-трансмиссионным в кормовой части. Экипаж танка состоит из командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.

Танк имеет литой корпус со сферическими бортами и литую башню, заимствованную у танка М48А2, однако в конструкции башни есть и ряд изменений, в частности лобовая часть корпуса выполнена с большими углами наклона, чем у танка М48А2 и установлена новая командирская башенка увеличенного размера. В башне размещены места 3-х членов экипажа.

Рабочее место механика-водителя располагается по продольной оси корпуса танка. Над креслом механика-водителя, в верхнем бронелисте, имеется люк со сдвижной крышкой. Для наблюдения за местностью служат три перископических наблюдательных прибора. Подсветка прибора ночного видения осуществляется ИК-фарами, смонтированными на лобовом листе. По бокам от кресла механика-водителя находится боеукладка, непосредственно за креслом размещен блок из 6 аккумуляторных батарей.

Основным вооружение танка M60: 105-мм пушка М68 с концентрическими противооткатными устройствами и эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизмы наведения имеют электрогидравлические и ручные приводы.

Пушка не стабилизирована, заряжание — ручное, с механизмом досылания. Скорострельность составляет 8 выстр./мин. На маске пушки установлен ксеноновый прожектор, который может работать как в режиме обычного света, так и инфракрасного.

Кроме пушки на танке установлены спаренный 7,62-мм пулемет М73 (слева от орудия) и 12,7-мм зенитный пулемет М85 (углы вертикального наведения от -15″ до +60°), смонтированный в командирской башенке. Оба пулемета имеют укороченные ствольные коробки и свободные затворы, что улучшает отвод тепла от ствола.

Основной боевой танк M60 (США)

Оборудование танка включает:

  • Монокулярный прицел-дальномер М17С, (для командира танка) с базой 2000 мм и 10-кратным увеличением.
  • Перископический прицел М31 и телескопический прицел М105С (для наводчика). Оба прицела имеют переменное увеличение (от 8х до 1х) и сетки со шкалой дальностей, проградуированных в метрах. Для спаренного с пушкой пулемета используется прицел М44С, но его сетка проецируется в поле зрения основного прицела. Ночной прицел объединен в одном корпусе с перископическим прицелом.
  • Указатель азимута М28А1 и указатель квадранта М13А1, для стрельбы с закрытых позиций.
  • Пулеметный прицел М71-28С (для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям) и прибор наблюдения М34 в командирской башенке.
  • УКВ радиостанцию AN/GRC и танковое переговорное устройство AN/V1А-4 с гнездом подключения полевого телефона.
  • Фильтро-вентиляционную установку Е37Р1, а также комплект танковых противогазов и капюшонов для защиты экипажа от радиоактивной пыли, отравляющих веществ и бактериологических возбудителей болезней.
  • Дополнительно танк оборудован рентгенметром, автоматической системой пожаротушения, обогревателями для экипажа.

Система управления огнем танка включает:

  • Баллистический вычислитель M13A1D (копия аналогичного с М48А2) автоматически устанавливающий сетки прицела и прицел-дальномера в положение, соответствующее замеренной дальности. При этом поправки на деривацию, параллакс прицела, потерю начальной скорости вследствие износа ствола, наклон цапф, несоответствие внешней и внутренней температуры вносятся специальным датчиком.
  • Баллистический привод М10, связывающий баллистический вычислитель, прицел-дальномер и перископический прицел.

Двигатель и ходовая часть:

Двигатель танка M60 дизельный (в отличие от бензинового на M48), герметизированный, и как следствие, может работать в воде. Двигатель устанавливается в сборе с гидромеханической трансмиссией CD 850-6 вдоль продольной оси танка. По умолчанию двигатель снабжен теплорассеивающим устройством, снижающим тепловую радиацию отработавших газов. Выхлопные трубы двигателя выведены в специальный надмоторный отсек, закрытый сверху теплоизоляционной крышей, в котором отработавшие газы охлаждаются, смешиваясь с потоком воздуха системы охлаждения, а затем выбрасываются через смонтированные в корме жалюзи.

Для облегчения запуска двигателя в зимних условиях в танке установлен подогреватель с принудительной подачей воздуха. Запуск двигателя электростартером обеспечивается при температурах воздуха до — 30°С. Суммарная емкость топливных баков составляет 1420 л. Все баки располагаются в забронированном объеме.

Подвеска танка М60 аналогична подвеске танка М48А2 (по опорных катков на борт), но без натяжных роликов, с более жесткими торсионными валами. Средние опорные катки и поддерживающие катки изготовлены из алюминиевого сплава, на 1 и 6 опорных катках установлены ограничители хода с пружинами и телескопические амортизаторы. Гусеницы обрезиненные.

Читать еще:  Основной танк M60A1 (США)

Для преодоления бродов глубиной до 3,125 м на танке используется специальное оборудование, а при установке трубы-лаза обеспечивается преодоление водных преград глубиной до 5 м.

Модификация M60A2 сильно отличается от того, что делали на основе танка M60 до и после.

Танк М60, созданный в 1959 году, был развитием танка М48 и отличался от него вооружением. Несколько изменили форму носовой части корпуса и конфигурацию башни и увеличили толщину брони в наиболее уязвимых местах. Корпус и башня танка – литые. 105-мм пушка английской конструкции снабжена эжектором. Она значительно мощнее 90-мм пушки танка М48. В ее боекомплект входят подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, с пластическим взрывчатым веществом, кумулятивные и осколочно-фугасные. Механизмы наведения пушки и поворота башни – электрогидравлические с ручным дублированием. На танке установлен прицел-дальномер и баллистический вычислитель. Ходовая часть и подвеска остались такими же, как и на М48, но с некоторыми улучшениями – так, опорные и поддерживающие катки и ведущие колеса изготовлены из алюминиевого сплава. М60 оснащен дизель-мотором (впервые на послевоенном американском танке), гидромеханической силовой передачей, системой запуска двигателя при низких температурах, а также оборудованием для преодоления брода глубиной до 3.5 м. На танке применена автоматическая система противопожарного оборудования. Танк оборудован приборами ночного видения и ночным прицелом. У водителя имеется инфракрасный перископ, подсветка которого производится фарами, установленными на лобовом листе корпуса. С 1962 года выпускалась улучшенная модификация М60А1 (усилено бронирование башни, установлен стабилизатор вооружения и дополнительные инфракрасные приборы ночного видения). В 1968 году на его базе создана модификация М60А2 с 152-мм орудием – пусковой установкой для противотанковых управляемых ракет “Шиллела”. М60А2 имел лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель. В 1975 г. появилась новая модификация танка М60А4. На нем установили лазерный прицел-дальномер, баллистический вычислитель и бесподсветочные прицелы и приборы ночного видения. Всего изготовили более 12 тыс. машин. Свыше 9 тыс. к началу 1990 года состояло в американской армии. Кроме того, они находятся в вооруженных силах Израиля, Ирана, Италии, Иордании, Австрии, Турции и Южной Кореи. Производство М60 в США прекращено в 1980 году с началом выпуска танка “Абрамс”. М60 был хорошо вооруженным и бронированным, надежным, удобным в эксплуатации танком второго поколения. На его базе созданы саперный танк М728, ремонтно-эвакуационная машина М88А1 и мостоукладчик.

M60A1
Основной боевой танк. Годы производства: 1962—1968. Корпус и башня танка M60A1 литые, удлинена кормовая часть корпуса. Толщина лобовой брони корпуса составила 109 мм, а башни (без маски пушки) — 254 мм. На новой башне (увеличены углы наклона и толщина лобовых деталей) установлена командирская башенка, вращающаяся на 360°. По её периметру расположены восемь стеклоблоков, обеспечивающих круговой обзор. В передней части смонтированы перископический прицел (может заменяться ИК прицелом) и 12,7-мм пулемёт для стрельбы по наземным и воздушным целям. Механик-водитель размещается в отделении управления, находящемся в центре носовой части корпуса танка. Для вождения ночью устанавливается ИК прибор. Масса увеличилась до 52,6 т. Танк оснащён фильтровентиляционной установкой, подающей очищенный воздух членам экипажа, рентгенметром, автоматической системой противопожарного оборудования, обогревателем воздуха, радиостанцией и танковым переговорным устройством. Преодоление водных преград глубиной до 2,4 м осуществляется после предварительной подготовки, а до 4 м — с помощью специального оборудования для подводного вождения.

M60A1E1
M60A1E1 и M60A1E2 — модификация со 152-мм танковой пушкой, полностью новой башней, приборами ночного видения, новой системой управления огнём и комплексом управляемого вооружения танка под стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла». Был выпущен в нескольких опытных прототипах для испытаний. Боевая масса — 57 тонн, запас хода — 450 км. Проходил испытания на полигоне Форт-Нокс, Кентукки[.

M60A2
M60A2 или «Starship» (Звездолёт) выпускался в период с 1972 года по 1974 год, общее число выпущенных машин 526. Установлена новая башня со 152-мм орудием — пусковой установкой, позволяющим вести стрельбу как обычными артиллерийскими снарядами, так и противотанковыми управляемыми ракетами «Шиллейла» (на дальность до 3000 метров). Орудие стабилизировано в двух плоскостях наведения. В систему управления огнём входит лазерный прицел-дальномер и электронный баллистический вычислитель, пассивные приборы ночного видения, гусеницы со съёмными асфальтоходными подушками. Танки M60A2 находились в подразделениях американских войск в ФРГ. Судя по сообщениям зарубежной прессы, они показали недостаточную эффективность и особенно надёжность вооружения, поэтому было решено переоборудовать их в другие варианты.

M60A3TTS
В процессе дальнейшей модернизации танка, кроме стабилизатора пушки, была введена новая система управления огнём, включающая лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель, установлены бесподсветочные приборы ночного видения (сейчас прицел наводчика заменяется тепловизионным прибором), использован более надёжный дизель, трубчато-стержневая подвеска и новая резинометаллическая гусеница, заменён спаренный 7,62-мм пулемёт, а на ствол пушки надет теплоизоляционный кожух, применена более эффективная быстродействующая система пожаротушения, для постановки дымовых завес по бортам передней части башни смонтированы шестиствольные гранатомёты. М60АЗ ERA (1988 г., Explosive Reactive Armour) — танки М60АЗ оснащенные навесной динамической защитой. Каждый комплект состоит из 49 металлических коробок МI и 42 коробок М2, заполненных взрывчатым веществом. Боевая масса 54,4 т.
В модификацию ERA переоборудовано 170 танков.

M60120S
Проект модернизации М60 до уровня M1A1 Abrams c использованием узлов от “Абрамса”, в том числе пушку,башню и двигатель AGT-1500.

На базе модели М60 были созданы танковый мостоукладчик AVLB для преодоления преград шириной до 18 м, сапёрный танк M728 CEV (имеет 165-мм короткоствольное орудие, бульдозерное и крановое оборудование, тяговую лебёдку) и катковый минный трал для скоростного преодоления минных полей (ширина проделываемого колейного прохода 2х1,2 м).
Производился в США c 1978 по 1980 год, по лицензии в Италии — до 1987 года.

Производство М60A1, A2, A3TTS прекращено с началом выпуска в феврале 1980 года основного боевого танка M1 «Абрамс», вариант 120S не выпускается.

M60A3E1 Cristobita
испанская модернизация путём усиления бронирования

“Супер М60”
Основной боевой танк “Супер М60” опытный. Создан фирмой Теледайн Континентал в кооперации с западногерманской фирмой Ренк. Отличается установкой более мощного дизеля и новой трансмиссии, индивидуальной гидропневматической подвески, усиленной броневой защитой за счёт навески на корпус и башню бронелистов.

Длина – 9.5 м
Высота – 2.7 м
Ширина – 3.6 м
Масса – 50.8 т
Двигатель диз:ельный двигатель “Континентал” AVDS-1790 V-12
Мощность – 750 л.с.
Максимальная скорость – 48 км/ч
Дальность хода по шоссе – 500 км
Преодолеваемые препятствия:
– высота насыпи – 1.2 м
– глубина водного препятствия – 3.5 м
– ширина рва – 2.6 м
Вооружение: 105-мм пушка М-68, 12.7-мм пулемет, 7.62-мм пулемет
Запас боеприпасов – 63 снарядов, 900 патронов калибра 12.7 мм и 5950 – 7.62 мм
Экипаж – 4 человека
Год принятия на вооружение – 1960

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector