1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Средние танки Т-54 и Т-55

Средние танки Т-54 и Т-55

Характеристики даны для Т-55

Ещё буквально десяток лет назад любой мальчишка попроси его нарисовать танк, рисовал знакомую «черепашку» с круглой башенкой, в которой можно было угадать силуэт пожалуй самого известного советского танка со времен Т-34 (и кстати, его прямого потомка) — среднего танка Т-55.

Т-55 и его прототип Т-54 — танки рекордсмены. Ни одна боевая машина со времен Второй Мировой войны не выпускалась такими огромными сериями, не состояла на вооружении у такого числа стран, и не принимала участие в таком громадном количестве конфликтов, как Т-55. А началась его история ещё во время Великой Отечественной.

Средний танк Т-54 образца 1946 г. Сходство с Т-44 до степени смешения.

В 1943 году был создан «переходный» танк Т-44, который, хотя и был значительно лучше и удобнее Т-34-85, не мог в полной мере считаться танком нового поколения, прежде всего из-за 85-мм орудия доставшегося ему по наследству. Почти одновременно с этим была разработана и 100-мм танковая пушка, которой в 1944 году оснастили опытный танк Т-34, получивший обозначение Т-34-100, успешно испытанный, но не запущенный в серию.

Для прорыва оставалось всего ничего — поставить новое орудие на шасси от Т-44. Уже в марте 1945 г. «объект 137» вышел на испытания и произвел настоящую танковую революцию — шутка ли, Советский Союз получил танк по характеристикам близкий к немецкому тяжелому «Тигру II», но в два раза меньше по весу! Такой машины не было в то время ни у одной страны мира, причем можно смело говорить — даже на стадии опытных образцов. В 1946 году «объект 137» был принят на вооружение и пошел в серийное производство под индексом Т-54. Он все ещё был очень похож на Т-44, а знакомый и привычный нам силуэт приобрел только в 1951 году с установкой новой башни.

Танк Т-54 образца 1946 года

В некотором роде Т-54 также был переходной машиной — до гордого звания «ОБТ» (основной боевой танк) машина не дотягивала совсем чуть-чуть.

В 1955 году начали производство улучшенной версии танка — Т-54А, затем Т-54Б.

В 1958 году после очередной порции улучшений, модернизированный Т-54 сменил название на Т-55. Эта модель в различных вариантах оставалась в производстве до 1977 года, а всего было изготовлено порядка 30000 машин (только Т-55, включая лицензионные) — совершенно фантастическая цифра.

Конструкция и особенности танка Т-55

Компоновка танка классическая, с поперечным размещением силовой установки. Как, в свое время, и Т-34 и Т-44, Т-55 изготавливался сваркой из гомогенных катаных плит, но отличался отсутствием ослабленных зон в лобовом листе, наклоном бортов, отсутствием смотровых щелей и надгусеничных ниш. Ослабленную зону вокруг люка механика-водителя устранили за счет смещения башни к центру танка и переноса люка на подбашенный лист.

Башня Т-54 была изначально удачной, отличаясь большей равномерностью защиты в курсовых углах. А её дальнейшее развитие — полусферическая башня образца 1951 г. вообще, на 30% превосходила по степени защиты башни танков «современников» из-за рубежа.

Первые серийные танки оснащались 100-мм пушкой Д-10Т с повышенной дульной энергией, созданной на основе морского зенитного орудия Д-10 в 1944 году. Именно такими пушками вооружались серийные ПТ САУ СУ-100. Боевая скорострельность орудия достигала 7 выстрелов в минуту, начиная с Т-54Б оно имело двухплоскостную стабилизацию пушки (Д-10Т2С). Позднее прицеливания была дополнена прицелом с независимой вертикальной стабилизацией, лазерным дальномером, баллистическим вычислителем, подсветочными инфракрасными прожекторами, ночным прицелом и приборами наблюдения для всех членов экипажа.

На первых сериях Т-54 стояло сразу 4 пулемета — спаренный с пушкой СГМТ, ещё двумя СГМТ в бронекоробах, управляемых дистанционно механиком-водителем и зенитным ДШК на крыше башни. С 1949 года на Т-54 убрали дистанционные пулеметы (зато добавили курсовой), с запуском в серию Т-55 отказались от зенитного, а вскоре, и от недавно добавленного курсового. Зенитный пулемет в конечном итоге к Т-55 «вернулся», в модификации Т-55М. Теперь это был НСВТ.

Двигатели Т-54/Т-55: В-54/В-55 — далекие потомки того самого В-2, дизеля которым комплектовались ещё танки конца 30-х годов. Обеспечивая машине скорость до 50 км/ч и запас хода до 500 км, он также значительно превосходил зарубежные аналоги.

Чертеж среднего танка Т-55

Ходовая часть танка состояла из пяти сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами (на первых Т-54 — аналогичных Т-34-85, на более поздних машинах — цельнолитых из алюминиевого сплава, с пятью ребрами жесткости) на торсионной подвеске.

Т-54Б был первым танком получившим оборудование подводного хода, позволявшее преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 700 м, а Т-55 — защиту от поражающих факторов ядерного оружия.

Спецмашины созданные на базе танков Т-54 и Т-55

СУ-122-54 («Объект 600») — полностью бронированная противотанковая самоходная установка, спроектированная в 1949 г. с учетом опыта работ над СУ-85 и СУ-100 и концептуально схожая с ними. Принята на вооружение в 1954 г., выпущено 77 машин до 1957 г. Комплектовалась 122-мм нарезной пушкой Д-49 с электромеханическим досылателем, обеспечивавшим скорострельность в 3-4 в/мин. Вспомогательное вооружение — два 14,5-мм пулемета КПВТ. В 1974 г. САУ была снята с производства. Неудачной была даже не сама машина, а сама концепция САУ такого рода в условиях современной войны.

ЗСУ-57-2 («Объект 500») — бронированная зенитная самоходная установка. Производилась с 1955 г. на базе Т-54 с уменьшенным до 4 узлов подвески по бортам и значительно более тонкой броней. На машине устанавливалась полноповоротная, открытая сверху сварная башня с двумя 57-мм автоматическими орудиями С-60 (спаренная установка обозначалась как С-68) , снабженными дульным тормозом. РЛС в комплекте не было. В качестве средства ПВО ЗСУ-57 не отличалась эффективностью, но вполне могла использоваться как боевая машина огневой поддержки.

Читать еще:  Основной боевой танк Pokpung-ho (Корея)

ТО-54 («Объект 481») — огнеметный танк, на котором спаренный пулемет был заменен на огнеметную установку АТО-1. Запаса огнесмеси в 460 л хватало на 20 огнеметных выстрелов. По сравнению с базовым танком боеукладка орудия уменьшена до 19 выстрелов.

ТО-55 («Объект 482») — усовершенствованный вариант ТО-54 на основе Т-55. Установлен огнемет АТО-200.

БТС-2 — бронированный тягач с демонтированной башней и дополнительным оборудованием. Долгое время являлся основной БРЭМ в Советской Армии. Также на базе Т54/55 выпускались танки-мостоукладчики МТУ-1 и МТУ-20, самоходный кран СПК-12Г, артиллерийский тягач АТ-Т и ряд других машин.

Средний танк Т-55

Оценка танка Т-55

Любопытно, что о боевой эффективности танка Т-55, который прошел через громадное количество больших войн и маленьких конфликтов, говорить сложнее всего. В арабо-израильских войнах, вьетнамской и т.п. конфликтах, пока танк ещё был вполне современен, им как правило управляли далеко не лучшие танкисты, ведомые далеко не лучшими стратегами. Все это выливалось в громадные потери советских машин.

С другой стороны, применение уже заведомо устаревшей к началу 80-х годов машины в Афганистане, или Ирано-Иракском конфликте, а также в Сомали, Анголе и т.п. против зарубежных образцов примерно сходных по классу и дате выпуска, явно показывали, что если Т-55 и не превосходит «Центурионы», «Паттоны» и «Чифтены», то уж и не уступает им ни на грамм.

По этим причинам, а также потому, что за полвека боевой службы танк претерпел столько изменений, что машина 1946 г. и 1977 г. выпуска оставались похожи лишь основными конструктивными решениями, подвести какой-то общий знаменатель по-типу «хороший танк/плохой танк» с Т-55 не удастся никак. Для своего времени это без сомнения был прорыв, однако производить Т-55 практически до конца 70-х, когда у СССР уже были и вовсю несли службы более современные машины, было спорным решением.

То, что Т-55 и сейчас продолжают нести службу в разных частях света и даже проходят «локальные» модернизации в иностранных армиях, по большей части объясняется не незаменимостью этой машины или сверх-выдающимися (по современным меркам) качествами, а тем, что их в свое время наклепали столько, что хватило бы ещё на десяток войн по типу той же ирано-иракской.

Средний танк Т-54 образца 1951 года

Список военных конфликтов в которых принял участие Т-55

1967 год, Шестидневная война — использовалась Египтом, однако использовались танки совершенно не эффективно. Это не помешало израильтянам по достоинству оценить Т-55 — в качестве трофеев Израилю достались 82 (!) исправных танка, которые после незначительных переделок (по унификации) встали на вооружение под названием «Тиран».

1968 год, Венгрия — использовались в составе Советской Армии совместно с танками Т-54 для подавления восстания в ходе операции «Дунай».

1969 год, «Война на истощение»— Т-55 применялись применялись с обеих сторон и Египтом и Израилем.

1970 год, «Чёрный сентябрь» — сирийские Т-55 показали полное превосходство над иорданскими танками британского производства «Центурион».

1971 год, 3-я индо-пакистанская война — Т-55 применялись индийскими войсками.

1973 год, арабо-израильская война — Т-54 и Т-55 применялись как Египтом и Сирией, так и Израилем.

1977 год, «Война за Огаден» — сомалийские Т-55 прекрасно воевали против американских «Уокер Бульдог» и «Паттон 2», однако понесли большие потери при встрече с дружественными эфиопам кубинцами воевавшими на… Т-62.

1978 год, Чадско-ливийский конфликт — применялись армией Ливии.

1979-1989 г., Афганская война — применялись советской армией.

1980-1988 г, Ирано-Иракская война — Т-55 состоял на вооружении Ирака и очень хорошо показали себя против британских «Чифтенов» армии Ирана.

1982 год, Ливанская война — применялся армией Сирии.

Иранская модификация среднего танка Т-55 «Энигма»

1987 год, гражданская война в Анголе — Т-55 очень удачно применялись армией Анголы, впрочем, противостоящие им войска ЮАР были вооружены в основном БМП собственного производства «Ратель».

1991 год, Война в Персидском заливе — силы вторжения уничтожили значительное количество Т-55 , однако о эффективности танка и даже количестве уничтоженных единиц судить чрезвычайно трудно — во-первых «собственно» Т-55 насчитывалось всего около 300-500 штук из примерно 1500-2000 машин (прочие были китайскими копиями Т-54/55, танками Тип 59 и Тип 69). Во-вторых, западные источники насчитывают до 4000 уничтоженных иракских танков, что, по законам арифметики военного времени почти в 2 раза превышает весь иракский танковый парк.

1991 год, конфликт в Нагорном Карабахе, — использовались войсками Азербайджана.

1991 год, Война в Хорватии — применялись как югославами, так и хорватами. Явно превосходили состоящие на вооружении Хорватии американские «Паттоны» (что впрочем и не мудрено).

1992 год, конфликт в Приднестровье — Т-55 молдавской армии ограниченно использовались в ходе противостояния.

1992 год, война в Абхазии — использовались как войсками Грузии, так и Абхазии.

1992 год, Боснийская война — использовались с обеих сторон.

1999 год, Косовская война — использовались армией Югославии.

2003 год, война в Ираке — неудачно и очень ограничено использовались армией Ирака.

2008 год, Война с Грузией — использовались войсками Южной Осетии.

2011 год, гражданская война в Ливии — использовались вооруженными силами Ливии.

2012 год, гражданская война в Сирии — использовались вооруженными силами Сирии.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Т-54-2: тернистый путь к совершенству

Первая машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка и его максимальную скорость. Танку присвоили индекс «Т-54-2» и в ноябре того же года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте

Читать еще:  Зенитная самоходная установка Gepard (Германия)

К началу Великой Отечественной войны в результате жесточайшей конкуренции между различными конструкторскими бюро (далее – КБ) в Советском Союзе выделилось несколько танкостроительных школ, за которыми закрепили обязанности по разработке танков и других бронированных машин определённого класса. Если в Третьем рейхе даже во время войны проводили конкурсы на производство новых машин между различными производителями, то у советских конструкторов на длительную бюрократическую волокиту времени не оставалось.

От Т-34 к Т-44-100

При ряде недостатков такой подход имел огромное преимущество – каждый последующий танк определённой весовой категории лишь незначительно отличался от своего предшественника, наследуя лучшие технические решения. Это позволяло максимально унифицировать производство, снижать себестоимость машин и упрощать снабжение боевых подразделений запчастями.

Например, танк Т-34 постоянно модернизировался, и в его конструкции учитывались отзывы танкистов, а также результаты исследований, проводимых выездными комиссиями на местах недавно отгремевших боёв. Логическим продолжением «тридцатьчетвёрки» стал танк Т-43, спроектированный тем же КБ харьковского завода №183, который в сентябре 1941 года был эвакуирован в Нижний Тагил. Здесь под руководством его главного конструктора А. А. Морозова был разработан более просторный и лучше забронированный танк, в котором торсионная подвеска заменила «подвеску Кристи».

Однако в 1943 году было решено не запускать в производство новую машину, так как она сильно отличалась от Т-34, и её освоение советской промышленностью неизбежно привело бы к снижению общего количества выпускаемых танков. Конструкторы выбрали третий путь – поставили на Т-34 башню от Т-43 (в которой могла бы разместиться 85-мм пушка ЗиС-С-53), а шасси оставили без особых изменений. Производство же кардинально нового танка Т-44 началось лишь в июле 1944 года. Он не участвовал в боевых действиях, так как руководство СССР справедливо полагало, что в случае попадания этого танка в руки немцев или японцев новейшие разработки, реализованные в нём, могут позднее оказаться в руках англичан или американцев. Отношения с союзниками портились с каждым месяцем, поэтому было решено не рисковать.

На Т-44 устанавливалась старая башня с 85-мм пушкой ЗиС-С-53, унаследованная от Т-34-85 и Т-43, а серьёзные изменения коснулись компоновки моторно-трансмиссионного отделения – модернизированный дизель В-44 разместили не продольно, а поперёк танка. Кроме того, на двигателе изменили расположение водяного и масляного насосов. Нововведением стало и появление нового узла – «гитары» (редуктора с передаточным числом 0,7, передающего вращательный момент от силовой установки на коробку передач). Все вышеперечисленные изменения привели к уменьшению высоты танка на 290 мм, а длины его корпуса – на 30 мм по сравнению с Т-34-85. Уменьшение моторно-трансмиссионного отделения использовали для увеличения боевого, что позволило сдвинуть башню назад. Благодаря этому люк механика-водителя удалось перенести с верхней лобовой бронеплиты на высвободившееся место на крыше отделения управления, что повысило непробиваемость верхней лобовой бронедетали. В связи с таким перемещением башни уменьшился и риск утыкания машины стволом орудия в грунт при быстром движении по пересечённой местности.

Однако к середине 40-х годов 85-мм пушка уже устарела и не соответствовала требованиям времени. В КБ Морозова это понимали и ещё на стадии разработки танка Т-44 пытались установить на него более мощное 100-мм орудие Д-10С, хорошо зарекомендовавшее себя на САУ СУ-100. Однако эти эксперименты не увенчались успехом – танк Т-44-100 оказался перетяжелённым, а его проходимость и манёвренность резко ухудшились, что для военных было неприемлемым.

В инициативном порядке руководство КБ решило разработать новую машину, первоначально получившую проектное обозначение «Т-44Б». Работы над ней начались в августе 1944 года, и уже в январе 1945 года был готов первый прототип, который отправился из Нижнего Тагила в подмосковную Кубинку для прохождения испытаний.

Основным ограничением, сдерживавшим конструкторов в увеличении массы танка, был дизельный двигатель, который и на Т-34-85, и на Т-44, и на Т-54 представлял собой видоизменённый и модернизированный В-2, созданный ещё в конце 30-х годов. За шесть лет эксплуатации его мощность удалось увеличить с 500 до 520 л. с., чего явно не хватало. В результате на танке Т-44 весь резерв по весу, высвободившийся в результате изменения расположения двигателя и подвески, был исчерпан увеличением толщины брони. Тем не менее, в соответствии с требованиями к защите перспективного среднего танка от 75-мм и 88-мм снарядов, сформулированными Институтом металлургии и брони (ЦНИИ-48) ещё в конце 1943 года, толщину брони основных советских танков всё-таки требовалось наращивать.

Вторая попытка конструктора Морозова

Конструкторы смирились с необходимостью увеличения массы танка, минимизировав её за счёт наращивания только лобовых бронедеталей. Таким образом, толщина верхней и нижней лобовых бронеплит разрабатываемого танка, получившего индекс «Объект 137», по сравнению с Т-44 выросла с 90 до 120 мм, а лобовое бронирование башни – со 120 до 180 мм. Форма башни радикальных изменений не претерпела – углы расположения её стенок по-прежнему составляли около 20°, но их толщина выросла с 90 до 125–160 мм. Бортовое бронирование корпуса увеличилось незначительно (на 5 мм), так как кормовая часть танка была скопирована с Т-44. В связи с увеличением веса машины была удлинена её подвеска (с целью увеличения площади опорной поверхности гусениц) и расширены опорные катки.

Общая масса прототипа танка, который вскоре получил индекс «Т-54», составила 35,5 тонны, что было всего на 3,7 тонны больше, чем у Т-44, при значительно более эффективном бронировании. В сравнении с машинами аналогичного класса, стоявшими на вооружении американской и британской армий весной 1945 года, средний танк с такой подвижностью и лобовым бронированием являлся настоящим прорывом в танкостроении. Несмотря на ряд выявленных недостатков, комиссия, принимавшая «изделия» на испытаниях, рекомендовала Т-54 к запуску в серийное производство:

«…В связи с тем, что отработка ряда новых узлов может задержать ввод в серийное производство танков Т-54, комиссия считает возможным начать производство танков Т-54, не ожидая введения следующих узлов и механизмов, срочную отработку которых поручить заводу № 183 в очерёдности, устанавливаемой НКТП и ГБТУ КА:

а) башни по типу ИС-3;

Читать еще:  Самоходный миномет 2С4 Тюльпан (СССР)

б) КПП с синхронизаторами и 2-ступенчатого планетарного механизма поворота танка;

в) экрана от гранат типа «Фауст»;

г) изменения углов наклона кормовых листов корпуса;

д) вращающегося пола боевого отделения;

е) смотровых приборов по типу M4A2 в командирской башенке;

ж) гусениц с цевочным зацеплением;

з) амортизаторов ходовой части (на всех катках)»

В июле 1945 года на заводе №183 был построен третий опытный экземпляр танка Т-54, лобовое бронирование башни которого было доведено до 200 мм, а углы наклона её вертикальных поверхностей – до 45°. На крыше возле люка заряжающего на специальной турели установили 12,7-мм зенитный пулемёт ДШК-М, а на надгусеничных полках в броневых коробках разместили два курсовых 7,62-мм пулемёта СГ-43 с боекомплектами по 1000 патронов.

При полигонном обстреле этого варианта Т-54 у его башни выявили серьёзный дефект – повышенную вероятность замана (рикошета снаряда от нижней части башни в верхнюю слабозащищённую поверхность корпуса). Тем не менее, даже с таким дефектом 29 апреля 1946 года танк был принят на вооружение, и началась подготовка к его запуску в серийное производство.

В течение 1947 года заводом №183 в Нижнем Тагиле было произведено всего 22 танка Т-54 образца 1946 года (позже получивших индекс «Т-54-1») вместо запланированных четырёхсот. В процессе сборки у машины выявили множество недостатков, которые приходилось исправлять на ходу, однако в 1948 году заводы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске выпустили уже 593 единицы Т-54-1. Машины начали поступать в танковые подразделения Вооружённых сил СССР, откуда хлынул поток жалоб на конструкционные недостатки танка и брак, допущенный при его производстве.

Оказалось, что серийные машины намного тяжелее прототипов, проходивших испытания (это произошло по вине заводов-изготовителей, которые производили технику с нарушением технологий). Из-за этого у танков нередко выходили из строя двигатель и ходовая часть, не рассчитанные на такие перегрузки. Чаще всего ломалась коробка переключения передач (далее – КПП), разрушались торсионы и пальцы гусениц, обнаруживались утечки жидкости из гидроамортизаторов, и смазки – из планетарных механизмов поворота. Отмечались и неоднократные случаи самопроизвольного срабатывания установленной на Т-54-1 полуавтоматической углекислотной системы пожаротушения, причём в результате одного из таких инцидентов погиб механик-водитель. Когда же происходили настоящие возгорания, нередко случались отказы системы.

Вызывали серьёзные нарекания и курсовые пулемёты танка, точность стрельбы которых была значительно ниже желаемой. Кроме того, они оказались слабо защищёнными от огня противника, а боекомплект к ним – недостаточным. Значительно ухудшилась и проходимость Т-54-1, так как ширина его гусениц не была рассчитана на получившийся вес. Обилие рекламаций от военных привело к тому, что в январе 1949 года решением правительства производство танка остановили, а Морозову и его КБ предписали изменить конструкцию башни, уменьшив её вес и ликвидировав заман, а также избавить машину от прочих дефектов, выявленных при её эксплуатации.

Работа над ошибками

Конструкторы изменили форму башни, убрав спереди в нижней её части обратный скос брони, что позволило ликвидировать эффект замана. В задней части обратный скос оставили прежним, более привычная нашему глазу полусферическая башня появилась у Т-54 лишь в 1951 году (на модификации Т-54-3). Башню танка совместно разрабатывали отдел №520 КБ завода №183 и Центральная броневая лаборатория №1 (в наше время – ОАО «НИИ Стали»), а технология литья отрабатывалась на заводе №200 (позже – Судостроительный завод имени 61 коммунара, город Николаев, Украина). Толщину боковых стенок башни уменьшили с 125–160 до 90 мм. Изменился и способ установки орудия – широкую орудийную прорезь башни, прикрытую бронированной маской, заменили узкой прорезью, которую прикрывать маской не требовалось.

Лобовое бронирование корпуса танка уменьшили со 120 до 100 мм, в результате чего его масса уменьшилась на 1,7 тонны. Ширину траков гусениц увеличили с 500 до 580 мм, что позволило уменьшить удельное давление танка на грунт с 0,91–0,93 до 0,81 кг/см2 и повысило уровень его проходимости. Два курсовых пулемёта СГ-43 в надгусеничных полках заменили одним, монтировавшимся с левой стороны в отделении управления, с боекомплектом в 2000 патронов и стрелявшим через амбразуру в лобовой бронедетали. Кроме того, была изменена конструкция турели зенитного ДШК. Длина и ширина танка незначительно увеличились – с 8950 до 9000 мм и с 3200 до 3270 мм соответственно.

Первая модернизированная машина была собрана летом 1949 года и поступила на испытательный полигон 29 августа, а ещё два танка изготовили в сентябре. В результате проведённых испытаний выяснилось, что внесённые в конструкцию изменения повысили надёжность танка, а его максимальная скорость увеличилась с 48 до 50 км/ч. Танку присвоили индекс «Т-54-2» (в литературе иногда обозначается как «Т-54 образца 1949 года») и в ноябре 1949 года разрешили, наконец, возобновить его серийное производство в модернизированном варианте.

В 1949 году изготовили 152 танка, в 1950 – 1007, в 1951 – 1566. В 1952 году на смену модели Т-54-2 пришла модель Т-54-3 с полностью сферической башней и другими менее заметными конструкционными изменениями.

Танки Т-54 экспортировались во множество стран соцлагеря и третьего мира. Определить, какую часть из них составляли машины модификации Т-54-2, сегодня практически невозможно. Более того, автору неизвестно, экспортировались ли они вообще – по крайней мере, в открытых источниках ни разу не встречались фото Т-54-2 с символикой Вьетнамской Народной армии, Народно-освободительной армии Китая, Вооружённых сил Сирии, Египетских вооружённых сил или армий других стран, получавших боевую технику из Советского Союза. Активные поставки странам-союзникам СССР начали осуществляться со второй половины 50-х годов, а к этому времени заводы выпускали уже более современные и массовые модификации Т-54А и Т-54Б, а также их производные. Известно лишь то, что Т-54-2 активно использовались в учебных танковых центрах, разбросанных по всему СССР.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector