0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Несостоявшаяся альтернатива Т-55

Несостоявшаяся альтернатива Т-55. Средний танк Т-22. СССР

Ещё вовсю гремели пушки и ревели моторы на полях Великой Отечественной войны , а советские конструкторы уже готовили замену нашему легендарному танку Т-34. Это был танк Т-44 , работы над которым начались в 1943 году и были закончены в следующем, 1944.

Не смотря на то, что новый советский средний танк очень существенно отличался от Т-34-85 , это была, по сути, глубокая модернизация ещё предвоенной машины и радикального улучшения характеристик в этой разработке добиться не удалось. Поэтому сразу же после войны началась работа над новым советским средним танком .

Т-34: легендарная «тридцатьчетверка»

Эта знаменитая машина стала самым массовым средним танком Второй мировой войны. Всего в мире с 1940 года было выпущено более 65 тысяч Т-34 и его модификаций. До конца войны Уральский танковый завод №183, который позже станет Уралвагонзаводом, выпустил более 25 тысяч «тридцатьчетверок». То есть каждый второй воевавший танк был сделан на этом заводе.

С танка Т-34 фактически началась отечественная конструкторская школа танкостроения, которая сложилась на УВЗ. Конструкторское бюро завода было ответственно за модернизацию танка. Т-34 по многим характеристикам, особенно по маневренности и проходимости, превосходил танки противника. Однако к 1943 году с появлением у врага новой техники с более мощными орудиями возникла необходимость в его модификации.


Колонна танков Т-34-85 2-го Дальневосточного фронта

Уральские конструкторы разработали модель Т-34-85 с пушкой калибра 85 мм, под которую также была переработана башня. Сохранив все преимущества базовой модели, новый танк по своей мощности теперь мог соперничать с немецкими танками, оснащенными пушками калибра 75 мм. Именно Т-34-85 можно назвать оружием Победы в Великой Отечественной войне. В СССР он выпускался до конца войны, а в 1950-е годы продолжал изготавливаться по лицензии в Польше и Чехословакии. Интересно, что до последнего времени Т-34-85 еще стоял на вооружении в некоторых странах.

Средний танк Т-62

Является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958 – 1960 годах в КБ завода № 183. Принят на вооружение в 1961 году. Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1961 по 1972 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-62 (объект 166) – по сравнению с танком Т-55 имеет следующие основные конструктивные особенности: 115-мм гладкоствольная пушка; цельнолитая башня с диаметром погона в свету 2245 мм вместо 1816 мм; механизм выброса стреляных гильз через люк в кормовой части башни; длина корпуса увеличена на 386 мм, высота – на 27 мм; наклон кормового листа уменьшен с 17° до 2°; для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса or башни в сторону кормы имеет наклон 3°15′, а в сторону носа – 0 °30′; снят курсовой пулемет, изменен механизм поворота башни; установлены комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-2 (“Кармин”), 19-дисковый главный фрикцион с гидропневматическим приводом управления, тормозные колодки из пластмассы на лентах тормоза поворота; увеличен динамический ход опорных катков со 142 до 162 мм и т.д. В 1967 г. были ликвидированы люки в крыше МТО, с 1972 г. стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальнометр КДТ-1 или КДТ-2.

Т-62М (объект 166М6 1983 г.) – модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна” и СУО “Волна” (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор “Метеор” М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б “Туча”, система защиты от напалма “Сода”. Боевая масса 41,5 т.

Т-62М-1 – Т-62М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-62М1 – Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна”.

Т-62М1-1 – Т-62М1 с двигателем В-46-5М.

Т-62М1-2 – Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.

Т-62М1-2-1 – Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.

Т-62Д (1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной защиты “Дрозд”. Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат “Туча”. Боевая масса 40 т.

Т-62Д-1 – Т-62Д с двигателем В-46-5М.

Т-62МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толщиной 10 мм, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38,4 т.

Т-62МВ-1 – Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства, по западным данным, было выпущено около 20 000 танков. Помимо Советского Союза состояли на вооружении только в одной стране Варшавского договора – Болгарии. Кроме того, они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире (300 единиц на 1995 г.), Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте (580 на 1995 г.), Израиле (трофейные египетские и сирийские), Ираке (1500 на начало ирано-иракской войны), Иране (трофейные иракские), Йемене, Кубе (400 на 1995 г.), Ливии, Монголии, Северной Корее, Сирии (1000 на 1995 г.), Сомали, Судане, Танзании, Эфиопии.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому, после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62. Танки Т-62 интенсивно использовались в арабо-израильских войнах 1973-го и 1982 годов и ирано-иракской войне. Вооруженная ими сирийская танковая дивизия принимала участие в операции “Буря в пустыне” в 1991 году. Несколько танковых полков, оснащенных Т-62, а затем Т-62М, действовали в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. На базе танка Т-62 выпускались командирские танки Т-62К и Т-62МК. Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 2144 танка Т-62, Т-62К, Т-62М и Т-62МК. В составе частей внутренних войск танки Т-62М принимали участие в антитеррористической операции в Чечне.

Читать еще:  Бронеавтомобиль Dingo 2 (Германия)

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-62

БОЕВАЯ МАССА, т: 37.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8335,
ширина – 3300,
высота – 2395,
клиренс – 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А20(У5ТС) калибра 115 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 2500 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной “Метеор”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ-2Б-41, ночной прицел ТПН-1-41-11.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 100, борт – 80, башня – 242.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55В, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках передних и задних катков; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ- 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Ракетный танк ИТ-1 (объект 150)

Единственный советский серийный танк с ракетным вооружением. Разрабатывался в КБ завода № 183 с 1957 по 1965 год на базе узлов и агрегатов танка Т-62. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 703-261 от 3 сентября и приказом МО № 0269 от 6 ноября 1968 года под обозначением ИТ-1 (ИТ-истребитель танков). Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1968 по 1970 год.

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус сварной, башня литая полусферической формы с выдвижной установкой комплекса ракетного управляемого вооружения и механизмом заряжания, в котором помещалось 12 управляемых ракет. Система наведения ракет -радиокомандная полуавтоматическая.

Ракетный танк ИТ-1 недолго состоял на вооружении Советской Армии. По замыслу военных, отдельными батальонами истребителей танков должны были комплектоваться мотострелковые дивизии, разворачиваемые на танкоопасных направлениях. Было сформировано всего два таких батальона: один – в Белорусском, а другой – в Прикарпатском военных округах. В процессе испытаний и эксплуатации ракетный комплекс показал высокую надежность – до
96,7%. Однако его конструктивные недостатки: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие пушки на танке и т.д. послужили причиной снятия ИТ-1 с вооружения. В боевых действиях эти боевые машины не участвовали и на экспорт не поставлялись.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИТ-1

БОЕВАЯ МАССА, т: 34,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6630,
ширина – 3300,
высота – 2200,
клиренс – 435.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 комплекс ракетного вооружения 2К4 “Дракон”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 15 танковых управляемых ракет ЗМ7, 2000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной 2ЭЗ.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел 1-ОП2, ночной прицел 1ПН12.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-100, борт-80, башня-206.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55А, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт), рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара с приводом на генератор, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 470.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Технические характеристики

Ну и в заключение предлагаю вашему вниманию предполагаемые технические характеристики танка Т-22:

  • Масса танка, тонн – 39
  • Бронирование;
  • Тип брони стальная катаная и литая
  • Лоб корпуса, мм – 100;
  • Борт корпуса, мм – 80
  • Корма корпуса, мм – 80
  • Лоб башни, мм – 230
  • Борт башни, мм – 170
  • Корма башни, мм – 140
  • Вооружение;
  • Калибр и марка пушки – 100-мм, Д-54ТС
  • Тип пушки – нарезная пушка
  • Боекомплект, снарядов – 50 шт
  • Подвижность;
  • Тип двигателя — дизельный
  • Мощность двигателя, л. с. 750
  • Максимальная скорость по шоссе, км/ч 55
  • Удельная мощность, л. с./т 20,83
  • Экипаж, чел – 4

Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было!

Т-62: первый с гладкоствольным орудием

Следующим танком, созданным конструкторами УВЗ, стал Т-62 – первый в мире серийный танк с гладкоствольной пушкой. Он был призван заменить модель Т-54/55, так как несмотря на постоянные обновления танка, его 100-мм орудие уже не выдерживало конкуренции. Снаряды новой гладкоствольной пушки Т-62 обладали большей пробивной способностью.


Танк Т-62

Танк был оборудован защитой от радиации и системой автоматического пожаротушения. Т-62 выпускались в СССР вплоть до 1975 года, а также в Чехословакии и в Китае. Всего было произведено около 20 000 машин различных модификаций. Т-62 хорошо показал себя в боевых действиях в Афганистане, в результате чего мировой спрос на него возрос. Этот надежный и неприхотливый танк используется и сегодня в танковых армиях некоторых государств.

Средний танк Т-62

Является дальнейшим развитием танка Т-55 и отличается от него, главным образом, более мощным вооружением. Разработан в 1958 – 1960 годах в КБ завода № 183. Принят на вооружение в 1961 году. Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1961 по 1972 год.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Драгун» (Россия)

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-62 (объект 166) – по сравнению с танком Т-55 имеет следующие основные конструктивные особенности: 115-мм гладкоствольная пушка; цельнолитая башня с диаметром погона в свету 2245 мм вместо 1816 мм; механизм выброса стреляных гильз через люк в кормовой части башни; длина корпуса увеличена на 386 мм, высота – на 27 мм; наклон кормового листа уменьшен с 17° до 2°; для обеспечения требуемого снижения пушки крыша корпуса or башни в сторону кормы имеет наклон 3°15′, а в сторону носа – 0 °30′; снят курсовой пулемет, изменен механизм поворота башни; установлены комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-2 (“Кармин”), 19-дисковый главный фрикцион с гидропневматическим приводом управления, тормозные колодки из пластмассы на лентах тормоза поворота; увеличен динамический ход опорных катков со 142 до 162 мм и т.д. В 1967 г. были ликвидированы люки в крыше МТО, с 1972 г. стал устанавливаться зенитный пулемет ДШКМ, с 1975 г. -лазерный дальнометр КДТ-1 или КДТ-2.

Т-62М (объект 166М6 1983 г.) – модернизированный вариант. Многослойные экраны из комбинированной брони на корпусе и башне, бортовые резинотканевые противокумулятивные экраны, дополнительно бронировано днище. Антинейтронный подбой на башне. Установлены комплекс управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна” и СУО “Волна” (лазерный дальномер КДТ-2, баллистический вычислитель БВ-62, прицел ТШСМ-41У, стабилизатор “Метеор” М1). Часть машин оснащена зенитным пулеметом НСВТ вместо ДШКМ. Двигатель В-55У мощностью 620 л.с. Введены гусеница с РМШ и гидроамортизаторы на узлах подвесок вторых опорных катков. Ствол пушки оснащен теплозащитным чехлом. Радиостанция Р-173, система запуска дымовых гранат 902Б “Туча”, система защиты от напалма “Сода”. Боевая масса 41,5 т.

Т-62М-1 – Т-62М с двигателем В-46-5М мощностью 690 л.с.

Т-62М1 – Т-62М без комплекса управляемого вооружения 9К116-1 “Шексна”.

Т-62М1-1 – Т-62М1 с двигателем В-46-5М.

Т-62М1-2 – Т-62М1 без дополнительного бронирования корпуса.

Т-62М1-2-1 – Т-62М1-2 с двигателем В-46-5М.

Т-62Д (1983 г.) – модернизированный вариант танка Т-62. Комплекс активной защиты “Дрозд”. Отсутствуют дополнительное бронирование башни и система запуска дымовых гранат “Туча”. Боевая масса 40 т.

Т-62Д-1 – Т-62Д с двигателем В-46-5М.

Т-62МВ (1985 г.) – модернизированный вариант танка Т-62М. Навесная динамическая защита башни и корпуса, бортовые резинотканевые экраны толщиной 10 мм, дополнительное бронирование днища. На части танков элементы КДЗ устанавливались на бортовых экранах. Боевая масса 38,4 т.

Т-62МВ-1 – Т-62МВ с двигателем В-46-5М.

В 1961 году завод № 183 изготовил установочную партию танков из 25 штук, которые поступили в Прикарпатский военный округ. 1 января 1962 года завод был остановлен на шесть месяцев для переоборудования сварочного контейнера в корпусном цехе, замены карусельных станков для обработки погона башни и проведения других мероприятий по подготовке производства. С 1 июля 1962 года начался массовый выпуск танка Т-62. За время серийного производства, по западным данным, было выпущено около 20 000 танков. Помимо Советского Союза состояли на вооружении только в одной стране Варшавского договора – Болгарии. Кроме того, они поставлялись, состояли или состоят на вооружении в Алжире (300 единиц на 1995 г.), Анголе, Афганистане, Вьетнаме, Египте (580 на 1995 г.), Израиле (трофейные египетские и сирийские), Ираке (1500 на начало ирано-иракской войны), Иране (трофейные иракские), Йемене, Кубе (400 на 1995 г.), Ливии, Монголии, Северной Корее, Сирии (1000 на 1995 г.), Сомали, Судане, Танзании, Эфиопии.

Боевое крещение Т-62 получили во время советско-китайского конфликта в районе о. Даманский 2-17 марта 1969 года. Во время нашей контратаки 15 марта один танк был поврежден и остался на ночь в ничейной зоне на льду р. Уссури. Утром огнем советской артиллерии лед метровой толщины вокруг танка был разбит, и он затонул. Однако в мае китайцы подняли танк, и в их руки попали секретные агрегаты: прицел, стабилизатор, а также оперенные подкалиберные снаряды. По-видимому, после этого и начались масштабные поставки рассекреченного танка в страны Ближнего Востока. В частности, с 1971 по 1973 год только в Египет было поставлено 200 Т-62. Танки Т-62 интенсивно использовались в арабо-израильских войнах 1973-го и 1982 годов и ирано-иракской войне. Вооруженная ими сирийская танковая дивизия принимала участие в операции “Буря в пустыне” в 1991 году. Несколько танковых полков, оснащенных Т-62, а затем Т-62М, действовали в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане. На базе танка Т-62 выпускались командирские танки Т-62К и Т-62МК. Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на европейской территории СССР, а также в частях, дислоцированных в Восточной Европе, находилось 2144 танка Т-62, Т-62К, Т-62М и Т-62МК. В составе частей внутренних войск танки Т-62М принимали участие в антитеррористической операции в Чечне.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-62

БОЕВАЯ МАССА, т: 37.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8335,
ширина – 3300,
высота – 2395,
клиренс – 430.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка 2А20(У5ТС) калибра 115 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62.
БОЕКОМПЛЕКТ: 40 выстрелов, 2500 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной “Метеор”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ТШ-2Б-41, ночной прицел ТПН-1-41-11.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 100, борт – 80, башня – 242.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55В, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 580 л.с. (426,88 кВт) при 2000 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная, гидравлические амортизаторы в подвесках передних и задних катков; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 450.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ- 5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

Ракетный танк ИТ-1 (объект 150)

Единственный советский серийный танк с ракетным вооружением. Разрабатывался в КБ завода № 183 с 1957 по 1965 год на базе узлов и агрегатов танка Т-62. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 703-261 от 3 сентября и приказом МО № 0269 от 6 ноября 1968 года под обозначением ИТ-1 (ИТ-истребитель танков). Изготавливался серийно на заводе № 183 с 1968 по 1970 год.

Читать еще:  Самоходная установка Type 60 (Япония)

СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
корпус сварной, башня литая полусферической формы с выдвижной установкой комплекса ракетного управляемого вооружения и механизмом заряжания, в котором помещалось 12 управляемых ракет. Система наведения ракет -радиокомандная полуавтоматическая.

Ракетный танк ИТ-1 недолго состоял на вооружении Советской Армии. По замыслу военных, отдельными батальонами истребителей танков должны были комплектоваться мотострелковые дивизии, разворачиваемые на танкоопасных направлениях. Было сформировано всего два таких батальона: один – в Белорусском, а другой – в Прикарпатском военных округах. В процессе испытаний и эксплуатации ракетный комплекс показал высокую надежность – до
96,7%. Однако его конструктивные недостатки: большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие пушки на танке и т.д. послужили причиной снятия ИТ-1 с вооружения. В боевых действиях эти боевые машины не участвовали и на экспорт не поставлялись.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИТ-1

БОЕВАЯ МАССА, т: 34,5.
ЭКИПАЖ, чел.: 3.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 6630,
ширина – 3300,
высота – 2200,
клиренс – 435.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 комплекс ракетного вооружения 2К4 “Дракон”, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 15 танковых управляемых ракет ЗМ7, 2000 патронов.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной 2ЭЗ.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел 1-ОП2, ночной прицел 1ПН12.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса-100, борт-80, башня-206.
ДВИГАТЕЛЬ: В-55А, 12-цилиндровый, дизельный, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения; мощность 580 л.с. (426,88 кВт), рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара с приводом на генератор, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: пять обрезиненных опорных катков на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 96 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 470.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 2,85;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4 (с ОПВТ-5 м).
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123, переговорное устройство Р-124.

История создания

Работы над новой машиной велись обстоятельно и вдумчиво, в нескольких конструкторских бюро, и итогом этих работ стало появления легендарного и самого массового послевоенного танка Т-54/55 .

В рамках этих работ ЦНИИ-48 начал вести исследования по теме оптимального бронирования для будущего серийного среднего танка. В рамках этих работ были рассмотрены самые разные, в том числе и экзотические варианты конфигурации корпуса танка и его башни. Так же были рассмотрены разнообразные марки броневых сталей и технологии их изготовления. Был получен обширный теоретический материал, согласно которому танк с корпусом от ЦНИИ-48 будет в 2,5 раза более устойчив к попаданию снарядов. А башня, так и вообще, в 7 раз. Но все эти теоретические выкладки нуждались в проверке на практике.

Поэтому в 1947 – 1948 годах, по чертежам ЦНИИ-48, на Ижорском заводе, был изготовлен броневой корпус и башня будущего основного советского среднего танка, получивший названии А-22. Танк делался из 100- и 150-мм броневых листов, выполненных из стали 52С, а башня отлита из специально разработанной марки броневой стали.

Обстрел корпуса опытного танка полностью подтвердил теоретические выкладки. Более того, прочность, что корпуса, что башни танка оказались на много больше расчётной. Так лобовая броня обеспечивала защиту от 105-мм немецкого бронебойного снаряда с начальной скоростью 1000 м/с при обстреле с любой дальности, с различными курсовыми углами обстрела. Борта корпуса и башни не поражались 88-мм немецкими бронебойными снарядами, так же на любой дальности, при курсовых углах обстрела ±60°.

Таким образом, оказалось, что броневая защита корпуса и башни обеспечили танку А-22 более высокую противоснарядную стойкость, чем броневая защита тяжелых танков ИС-4 и ИС-7 . После таких показателей на испытаниях обстрелом, было принято решение изготовить полноценный образец среднего танка Т-22, с двигателем, трансмиссией и ходовой для проведения всесторонних испытаний.

Однако сразу, полноценный образец танка Т-22 делать не начали, было принято решение изначально построить танк Объект 907 и на его примере отработать идеи, рождённые при проектировании А-22.

В 1955 году были проведены всесторонние испытания Объекта 907. Испытания показали, что бронирование машины полностью оправдывают теоретические выкладки, и соответствуют заявленным техническим характеристикам. Так же испытания показали, что по противоснарядной стойкости, Объекта 907, значительно превосходит броневую защиту серийного среднего танка Т-54.

Всё шло к постройке танка Т-22 и его сравнения с Объектом 907, после чего лучший из танков должен будет заменить Т-54 на конвейере. Однако наступил 1956 год, и выяснилось, что кумулятивные снаряды калибра 85 мм достаточно уверенно пробивали лобовую броню танка «Объект 907» вне зависимости от технологии изготовления. Башня танка, например, поражалась этими снарядами при любых курсовых углах обстрела. Более или менее держали удар лишь лобовые детали корпуса, но только в тех частях, которые имели максимальный угол наклона от вертикали.

Собственно на этом все работы по новым советским средним танкам были закончены. Какой смысл во всех этих бронеухищрениях, когда кумулятивные снаряды и ракеты их все сводят на нет.

В заключение предлагаю вам насладиться великолепной 3D моделью , сделанной программистами компании Wargaming для своей игры World of Tanks :

Т-14: непобедимая «Армата»

Перспективный танк Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» − новейшая разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на Параде Победы 2015 года. Это первый серийный танк, разработанный для применения в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Т-14 снабжен современными средствами обнаружения противника и может использоваться как машина разведки, целеуказания и корректировки огня.


Танк Т-14 «Армата»

Кроме того, в Т-14 впервые реализована схема необитаемой башни. Экипаж машины надежно защищен бронекапсулой. Танк малозаметен в различных диапазонах, а также оснащен активной защитой «Афганит», которая перехватывает снаряды противника. Комплекс защиты «Малахит» способен отражать ракеты РПГ и ПТРК. Снаряды Т-14 способны пробивать броню толщиной в 1 метр.

До конца 2021 года в российскую армию будут поставлены 132 единицы танков Т-14, а первые машины поступят уже в этом году. Уралвагонзавод ведет дальнейшую работу по развитию семейства «Армата», результаты которой на десятилетия зададут тон в мировом танкостроении.

События, связанные с этим

На всякий пожарный: технологии Ростеха против огненной стихии

Впервые при параде

Броня крепка: лучшие отечественные танки

Лучшему танку Великой Отечественной исполняется 75 лет

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector