СРЕДНИЙ ТАНК TAM
Содержание
Средний танк TAM (Аргентина)
СРЕДНИЙ ТАНК TAM
До начала 1970-х гг. прошлого века аргентинские бронетанковые силы состояли из американских танков M4 Sherman и M41 Walker Bulldog, а также французских лёгких танков AMX-13. Однако руководство страны посчитало, что дальнейшее поддержание этих машин в боевом состоянии весьма затруднительно и решило оснастить армию новой бронетехникой. Ограниченные финансовые возможности и малая грузоподъёмность большинства автомобильных мостов привели к тому, что армия должна была получить недорогой, небольшой по размеру и достаточно лёгкий танк.
В 1974 г. Аргентина заключила контракт с западногерманской фирмой «Thyssen-Henschel». На основе БМП Marder, которую производила эта компания, она в рамках договора разработала танк ТАМ (исп. Tanque Argentino Mediano — аргентинский средний танк). Серийное производство новой машины по лицензии организовали в 1979 г. на государственном заводе в пригороде Буэнос-Айреса. Здесь изготавливалось шасси и производилась окончательная сборка танков. Башни и вооружение выпускали на заводе в Рио-Теркеро. До 1985 г. было изготовлено 230 танков.
Конструкция танка ТАМ аналогична конструкции БМП Marder. Водитель размещён спереди слева. Справа от него находится немецкий дизельный двигатель MTU мощностью 720 л.с. и автоматическая трансмиссия. В средней части ближе к корме установлена трёхместная башня. Места наводчика и командира находятся справа, а заряжающего слева от пушки. Отсек боеукладки размещён в кормовой нише башни.
Корпус и башня сварены из катанных броневых листов. Лобовая броня имеет большой угол наклона. Она защищает от бронебойных снарядов калибра 40 мм, бортовая броня только от пуль. Подвеска состоит из шести сдвоенных обрезиненных опорных катков и трёх сдвоенных обрезиненных поддерживающих катков с каждой стороны танка. Ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами. Подвеска индивидуальная, торсионная. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и съёмными резиновыми башмаками шириной 450 мм. По бортам корпуса и ходовой части возможна установка стальных противокумулятивных экранов. В кормовой части расположен люк для выхода экипажа и загрузки боеприпасов.
Тактико-технические характеристики танка ТАМ
Боевая масса — 30,5 т
Экипаж — 4 чел.
Габаритные размеры:
длина — 8230 мм,
ширина — 3120 мм,
высота — 2420 мм,
клиренс — 440 мм
пушка L7A3 калибра 105 мм (боекомплект — 50 выстрелов)
спаренный пулемёт MAG FN-60-40 калибра 7,62 мм (боекомплект — 6000 патронов)
восемь установок для пуска дымовых гранат
Двигатель — MTU MB822 Ка-500, 6-цилиндровый, V-образный, четырёхтактный, многотопливный дизель жидкостного охлаждения мощностью 720 л.с.
Скорость максимальная — 75 км/ч
Запас хода — 550 км
Аргентинский средний танк ТАМ выпуска 1979 г.
Первые танки вооружались стабилизированной в двух плоскостях 105-мм нарезной пушкой фирмы Rheinmetal с эжектором для удаления пороховых газов после выстрела, с оптическим дальномером, с нестабилизированным панорамным прицелом командира. В дальнейшем, в ходе модернизации, танки стали оборудовать пушками аргентинского производства с термозащитным чехлом и усовершенствованными стабилизированными прицелами наводчика и командира, лазерными дальномерами и низкоуровневыми тепловизионными ночными приборами.
Для стрельбы из орудия могут использоваться боеприпасы НАТО калибра 105 мм. Боекомплект состоит из 50 выстрелов. С пушкой спарен 7,62-мм бельгийский пулемёт MAG, выпускаемый по лицензии в Аргентине. Второй пулемёт установлен на люке командира и используется как зенитный. Танк оборудован системой защиты от оружия массового поражения, обогревателем для зимнего пуска двигателя, обогревателем обитаемого отделения и противопожарной системой.
Модернизированный аргентинский танк ТАМ-4. 1978 г.
Из-за того, что на разработку танка аргентинским правительством были отпущены очень скромные средства, он получился неважным. В первую очередь совершенно недостаточным оказался уровень бронезащиты, который не соответствует даже требованиям 60-х гг. прошлого века. Поэтому в 1978 г. фирма Thyssen-Henschel предложила модернизированный проект танка ТАМ-4 (TH-301) с улучшенным бронированием, компьютеризированной системой управления огнём и более мощным двигателем. Был изготовлен опытный образец, чем дело и ограничилось.
Танк ТАМ
История этой машины началась в далёких 70-х годах, точнее в самом их начале. Эту машину для Аргентины разрабатывала знаменитая германская танкостроительная компания Thyssen-Henschel. В задании было указано, что масса машины не должна превышать 30 тонн и она должна быть вооружена 105-мм нарезной пушкой, устанавливаемой в то время на западных ОБТ. К середине 70-х разработка была закончена, и в 1976 году началось её серийное производство. Первоначально планировалось изготовить для армии Аргентины всего 350 машин.
В конструкции этой машины легко заметны немецкие черты, правда не танков, а черты немецкого БМП Мардер 1. Хочу отметить очень передовую конструкцию машины: двигатель у неё расположен впереди, что усиливает защиту экипажа. Кроме того, лобовая броня машины уверенно защищает её от огня мелкокалиберных пушек калибром до 40 мм. С других сторон танк имеет только противопульную броню.
Как я уже писал выше, на танке установлена 105-мм немецкая нарезная пушка L7A2 с боекомплектом в 50 выстрелов, 20 из них располагаются в башне, а остальные внутри корпуса. Дополнительное вооружение состоит из двух 7,62-мм пулемётов. Один из них спарен с пушкой, а другой находится сверху башни и может выполнять функцию зенитного вооружения.
Двигатель у этого танка также немецкий – дизель МТУ MB-883 Ka500 мощностью 720 л.с. С этим мотором танк может развить максимальную скорость в 75 км/час. Экипаж у танка 4 человека.
Когда я писал, что машина предвосхитила современную концепцию танков, то я имел в виду то, что по современным взглядам на базе каждого танка должно быть сделано целое семейство боевых машин различного назначения. Эти требования были полностью реализованы на танке ТАМ, и на его базе было создано несколько разных машин.
Аргентинский средний танк ТАМ
Танк ТАМ (сокращение от исп. «танк аргентинский, средний») сохранил компоновку БМП – силовая установка впереди. Двигатель – многотопливный дизель, транссмиссия – гидромеханическая, подвеска – торсионная с гидравлическими амортизаторами. Танк оснащен современной системой управления огнем, тепловизионными приборами, у командира и наводчика телекамеры для наблюдения за обстановкой.
Одновременно на той же базе выпускали БМП VCTP с 20-мм автоматической пушкой. Первые два прототипа танка фирма изготовила в 1976 – 1977 годах, затем производство начали в Аргентине и завершили в 1986 году выпуском 150 танков и 200 БМП. Танком заинтересовались в Перу и Панаме,но их заказы выполнены не были.
ТАМ обладает высокими маневренными характеристиками: скоростью, запасом хода до 890 км с дополнительрными топливными баками. Его созданием «убили двух зайцев», получив танк и БМП. Но броня танка могла защитить лишь от снарядов калибра 30 – 40 мм. Впрочем, этот недостаток компенсирует навесная активная броня.
А предложила на той же базе танк сопровождения с 57-мм автоматической пушкой шведской , имеющей угол возвышения 45°. В корпусе есть отделение для трех десантников. Предполагалось, что этот танк, сопровождая в бою основные танки, будет уничтожать воздушные цели (вертолеты) и легкобронированные машины. На вооружение он не принят, но лишь пока…
История танка насчитывает 75 лет. За этот короткий срок из неуклюжей, неповоротливой машины, мощности которой едва хватало на то, чтобы двигать саму себя со скоростью пешехода, танк превратился в могучую маневренную стальную крепость, вооруженную артиллерией и пулеметами, ракетами и системами дымопуска, надежно защищенную крепкой броней, способную «выжить» даже в условиях применения оружия массового поражения. В итоге, пройдя через отдельные периоды сомнений и неуверенности в их возможностях, бронетанковые войска полностью утвердились в качестве основной ударной силы сухопутных войск.
Аргентинский танк ТАМ
СОВЕТСКИЕ ТАНКИ ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ.
ПТ-76 | Т-54А | Т-55 | Т-62 | Т-64А | Т-72А | Т-80Б | ИС-4 | Т-10 | |
Год выпуска | 1951 | 1951 | 1955 | 1961 | 1969 | 1979 | 1978 | 1647 | 1950 |
Боевая масса, т | 14,0 | 36,4 | 36 | 37 | 38,5 | 41 | 437 | 60 | 50 |
Экипаж, чел. | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 |
Длина по корпусу, см | 691 | 604 | 620 | 663 | 654 | 686 | 698 | 660 | 725 |
Длина с пушкой вперед, см | 762 | 900 | 900 | 933 | 922 | 953 | 965 | 975 | 971 |
Ширина, см | 314 | 327 | 327 | 330 | 327 | 337 | 358 | 326 | 352 |
Высота, см | 219 | 240 | 235 | 239 | 217 | 219 | 222 | 248 | 246 |
Бронирование, мм | |||||||||
Лоб корпуса | 13 | 100 | 100 | 100 | 160 | 120 | |||
Борт корпуса | 13 | 80 | 80 | 80 | противоснарядное | 160 | 80 | ||
Лоб башни | 15 | 200 | 200 | 200 | комбинированное | 250 | 200 | ||
Крыша и днище корпуса | 13 и 6 | 30 и 20 | 15 и 20 | 15 и 20 | 45 и 30 | 30 и 16 | |||
Вооружение: | |||||||||
Марка пушки | Д-56Т | Д-10ТГ | Д-10Т2С | 2А20 | 2А46-1 | 2А46 | 2А46М | Д-25 | Д-25ТА |
Калибр в мм / длина ствола в калибрах | 76,2/43 | 100/56 | 100/56 | 115 | 125 | 125 | 125 | 122/48 | 122/48 |
Боекомплект, выстрелов | 40 | 34 | 43 | 40 | 37 | 44 | 38 | 30 | 30 |
Число и калибр /в мм/ пулеметов | 1-7,62 | 2-7,62 | 2-7,62 | 1-7,62 | 1-7,62 | 1-7,62 | 1-7,62 | 1-12,7 | 1-12,7 |
Зенитный пулемет | — | 1-12,7 | — | — | 1-12,7 | 1-12,7 | 1-12,7 | 1-12,7 | 1-12,7 |
Боекомплект пулеметов, патронов | 1000 | 3500+ 200 | 3500 | 2500 | 2000+ 300 | 2000+ 300 | 1000 | 1000 | |
Двигатель, тип, марка | В-6 | В-54 | В-55 | В-55 | 5ТДФ | В-46-6 | ГТД-1000Т В-12 | В-12-5 | |
Мощность двигателя, л.с. | 240 | 520 | 580 | 580 | 700 | 780 | 1100 | 750 | 700 |
Максимальная скорость, км/ч | 44 | 50 | 50 | 50 | 60,5 | 60 | 70 | 43 | 42 |
Запас топлива, л | 250 | 530 | 680 | 675 | 730 | 700 | 1100 | 410 | 460 |
Дальность хода по шоссе, км | 260 | 440 | 500 | 450 | 500-600 | 700 | 500 | 320 | 200 |
Среднее давление на грунт, кг/см | 0,50 скорость на плаву 10,2 км/ч | 0,81 | 0,81 | 0,75 | 0,84 | 0,83 | 865 | 0,90 | 0,77 |
Запас топлива всюду дается для внутренних баков
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ТАНКИ.