0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИС-2 (ИС-122), Тяжелый танк

Полные характеристики

Боевая масса, т:46
Скорость хода, км/ч:37
Вооружение:1хД-25Т обр. 1943 г. калибра 122 мм; 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм: 1 пулемет ДШК калибра 12,7 мм (не на всех танках)
Запас хода, км:240
Экипаж, чел.:4

Оборудование на ИС-2М

Чтобы не чувствовать себя ущемлённым на полях рандома, многие пробелы ТТХ можно заштриховать посредством дополнительных модулей. Разумеется, мы не знаем вашей тактики игры, поэтому рекомендуем устанавливать на ИС-2М оборудование, характерное для большинства тяжей:

  • Досылатель – сокращает скорость перезарядки и поможет набивать больше урона.
  • Стабилизатор – сокращает разброс ствола, поэтому можно более эффективно расстреливать противника на средних и дальних расстояниях.
  • Вентиляция – позволит улучшить основные характеристики танка.

Отметим, что это наши пожелания, которые вы можете видоизменять по своему усмотрению, например, поставив стереотрубу или улучшенную вентиляцию.

Наперерез «Тиграм»

Особенно остро нужда Красной Армии в тяжелых танках стала ощущаться после того, как поздней осенью 1942 года на вооружении вермахта появились тяжелые танки T-VI «Тигр». До этого самой тяжелой немецкой бронированной машиной можно было считать T-IV, который по своим характеристикам и возможностям соответствовал Т-34. И «тридцатьчетверки» успешно противостояли «четверкам», но «Тигры» с их дальнобойной 88-миллиметровой пушкой и броней толще, чем у КВ, оказались им не по зубам. Да и многие противотанковые орудия, стоявшие на вооружении РККА, тоже далеко не всегда могли с ними справиться.

Особенно заметно превосходство «Тигров» и появившихся летом 1943 года средних (советские специалисты относили их к тяжелым) танков T-V «Пантера» стало во время Курской битвы. В прямых столкновениях советских КВ-1с и Т-34 с этими машинами первенство в большинстве случаев оставалось за немецкими танками. Да, были случаи, когда уничтожать их удавалось даже отечественным легким танкам Т-70, вооруженным 45-миллиметровой пушкой, но это были исключения, лишь подтверждавшие, что собственного тяжелого танка с пушкой, способной уничтожать «Тигры» и «Пантеры» с дальних дистанций, Красной Армии категорически не хватает.

Эшелон с тяжелыми танками ИС-2 отправляется на фронт, весна 1945 года

Впрочем, к этому времени конструкторы и инженеры, прежде всего на Челябинском тракторном заводе, куда из Ленинграда эвакуировалось танковое КБ Жозефа Котина — создателя КВ, уже вовсю трудились над созданием такой машины. Задачу создать новый подвижный тяжелый танк Главное автобронетанковое управление РККА поставило перед ними еще весной 1942 года, а уже в сентябре первые экспериментальные танки, призванные заменить «кавэшки», вышли на испытания. Но их вооружением были по-прежнему 76-миллиметровые пушки, и когда в конце того же года в руки советских солдат попали первые два «Тигра», техзадание пришлось срочно переделывать: новым советским тяжелым танкам требовалось орудие большего калибра.

Первым решением стала установка на новые машины, во многом наследовавшие КВ, орудия калибра 85 мм. Поскольку вариантов таких пушек было два, то под них были созданы два танка — и оба приняли на вооружение. 8 августа 1943 года в серию пошел КВ-85, а 4 сентября — тяжелый танк «Иосиф Сталин» ИС-85. Их даже успели выпустить серийной партией в 130 машин, когда 31 октября 1943 года на вооружение был принят доработанный ИС с гораздо более мощным 122-миллиметровым орудием, получивший индекс ИС-2. Именно ему и предстояло стать самым лучшим советским тяжелым танком Великой Отечественной.

Подбитый немецкий танк Pz.Kpfw VI Ausf E «Тигр» из состава 3-го батальона дивизии «Великая Германия», Восточная Пруссия, апрель 1945 года

КВ-9 — танк не состоявшегося прорыва

Уже в конце 1941 года военные потребовали от конструкторов создать тяжелый танк с мощной пушкой. В Челябинске начались работы над «Объектом 229», который так и не стал серийным КВ-9.

Основным вооружением была выбрана созданная в декабре 1941 года инженерами В.Сидоренко и Н.Усенко 122-мм танковая гаубица У-11 раздельно-гильзового заряжания.

За основу нового танка были приняты оригинальные конструкции КВ-1 и КВ-2. От второго варианта «КВ» взяли ходовую часть с 600-сильным дизельным двигателем, торсионной подвеской и достаточными для тяжелого танка характеристиками хода. На нее была установлена немного доработанная башня танка КВ-1. Изменения прежде всего касались габаритов окна для установки пушки. Усилилась бронезащита. Толщину лобовой плиты корпуса увеличили до огромных по тем временам 135 миллиметров. Еще большую толщину приобрел лоб башни — 210 миллиметрам. Такой брони тогда не имел ни один танк в мире.

Читать еще:  Основной боевой танк «74» (Япония)

В мае 1941 года «Объект 229» с установленной в его башне 122-мм гаубицей приступил к полигонным заводским испытаниям.

Испытания сразу подтвердили, что мощное вооружение позволяло новому танку эффективно бороться со всеми имевшимися у немцев видами бронетехники, кроме того гаубица У-11 была очень эффективна при уничтожении долговременных огневых точек, блиндажей и других укреплений.

Результаты испытаний «Объекта 229» были признаны успешными, машину рекомендовали к серийному выпуску и принятию на вооружение под названием «тяжелый танк КВ-9». К сожалению, удалось собрать лишь один предсерийный танк. В силу ряда объективно-субъективных причин КВ-9 в войсках не появился, в боях не участвовал.

Тяжелый танк ИС-2 (СССР)

К 1943 году, с появлением новых немецких тяжелых танков Pz VI «Тигр» появилась необходимость и в обновлении советского парка аналогичных машин. Машине, которая должна была стать стальным воплощением силы советского народа было присвоено имя ИС — Иосиф Сталин, по аналогии с более ранними тяжелыми танками КВ (Клим Ворошилов).

Создание и испытания танка ИС-2

4 сентября 1943 года постановлением ГКО № 4043сс Опытный завод № 100 обязывали спроектировать, изготовить и испытать совместно с Техуправлением ГБТУ танк ИС, причем сделать это требовалось за месяц — до 15 октября 1943 года. Вооружение машины должно было состоять из пушки калибра 122 мм. Чтобы конструкторам не пришлось долго скучать без дела, этим же постановлением им предписывалось на основе ещё не созданного тяжелого танка, создать и САУ. На это дело срок был отведен всего 2 недели — успеть надо было к 1 ноября 43-го.

Танки ИС-2 74-го тяжелого танк-самоходного полка

Калибр 122-мм выбран не случайно — главный конструктор завода № 100 Ж. Я. Котин, изучая итоги Курской битвы обратил внимание на то, что из всех артиллерийских систем наиболее успешно боролась с «Tiger» 122-мм корпусная пушка А-19. Сделать это было непросто — мощное и габаритное орудие втиснуть в весьма ограниченное по размерам пространство, задача сложная. Однако конструкторы справились с задачей — ствол А-19 установили в танк с применением круглой люльки, противооткатных устройств и подъемного механизма от опытной танковой 122-мм гаубицы У-11, однако для уменьшения отдачи на орудие пришлось установить дульный тормоз.

Получив с завода № 100 необходимую документацию, в КБ завода № 9 быстро выполнили эскизный проект компоновки А-19 в башне танка ИС-85 (ИС-1), и сам Сталин нашел его вполне удачным. Постановлением ГКО № 4479сс от 31 октября 1943 года танк ИС с 122-мм пушкой (объект 240) был принят на вооружение Красной Армии. При этом заводу № 9 предписывалось изготовить к 11 ноября 1943 года танковый вариант орудия А-19 с поршневым затвором и предъявить его на испытания к 27 ноября.

Танк прошел испытания без проблем, показав отличные результаты по всем параметрам. В ходе проверки артсистемы, снаряд выпущенный с расстояния 1500 метров по трофейному немецкому Pz V «Пантера» пробил башню с одной стороны и прошив на вылет, целиком выбил броневой лист с противоположной стороны по линии сварки. В серию этот тяжелый танк пошел под индексом ИС-2.

Боевое применение тяжелого танка ИС-2

Первые ИС-2 стали поступать в части в ходе финального этапа освобождения правобережной Украины. Полк тяжелых танков в составе 1 ГвТА вел боевые действия в районе г. Обертин, уничтожив за 20 дней 41 танк «Тигр» и САУ «Фердинанд», 3 БТР с боеприпасами и 10 противотанковых орудий, безвозвратно потеряв при этом 8 танков ИС-2.

В декабре 1944 года было начато формирование отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, на базе бригад вооруженных танками Т-34. Основной задачей гвардейцев был прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей на острие главного удара, и борьба с танковыми группировками противника.

тяжелый танк ИС-2 и САУ ИСУ-152 выполненная на его базе

Первая встреча ИС-2 с «Королевскими Тиграми» (Tiger II) произошла 13 августа 1944 года. Тогда взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка с заранее подготовленных позиций вступил в бой с немецкими танками, подбил один Королевский Тигр и еще один сжег. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с 7-ю Королевскими Тиграми, и также сжег один и еще один подбил. Уцелевшие пять машин стали отступать. Танк Удалова, совершив маневр навстречу противнику, сжег еще один Королевский Тигр.

Всего до конца войны было произведено 3854 тяжелых танков ИС-2.

источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

Литература

ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК ИС-122 (ИС-2, Иосиф Сталин, объект 240)

Первый вариант тяжелого танка ИС («Иосиф Сталин») с 85-мм пушкой Д-5Т (объект 237) был разработан летом 1943 года на Челябинском Кировском заводе под руководством ведущего конструктора Н.Ф.Шашмурина. 7 августа постановлением ГКО танк приняли на вооружение. Серийное производство ИС-1 (или ИС-85) началось в конце октября.

Читать еще:  Основной танк Т-80У (СССР)

При массе в 44 т, незначительно превосходившей массу танка КВ-1с, новая боевая машина имела более толстую броню. Башня, лобовая деталь и подбашенная часть корпуса выполнялись литыми. Установка малогабаритных планетарных механизмов поворота (ПМП) конструкции А.И.Благонравова позволила уменьшить ширину корпуса ИС-1 на 18 см посравнению с КВ-1с.

Почти одновременно с ИС-1 началось производство более мощно вооруженной модели – ИС-2 (объект 240). Только что созданная 122-мм танковая пушка Д-25Т (первоначально имевшая поршневой затвор) с начальной скоростью снаряда 781 м/с позволяла поражать все основные типы немецких танков на всех дистанциях боя. В опытном порядке на танке ИС устанавливались 85-мм пушка большой мощности с начальной скоростью снаряда 1050 м/с и 100-мм пушка С-34.

В начале 1944 года производство танка ИС-1 прекратили (выпущено 107 машин). С этого момента в производстве состоял только ИС-2. Вскоре на нем изменили прицельные приспособления (в частности был изъят перископический прицел ПТК-5) и расширили броневую маску пушки. С середины 1944-го ИС-2 начали выпускаться с наклонной лобовой частью корпуса без смотрового люка механика-водителя (так называемой «пробки»), но со щелью, закрытой стеклоблоком. Кроме того, был введен крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК который, впрочем, устанавливался не на всех танках. В таком виде ИС-2 принял. участие в заключительных сражения второй мировой войны. После выпуска 3483 танков в середине 1945 года производство его прекратили.

Танки ИС-2 поступали на вооружение отдельных тяжелых танковых полков, которым уже при формировании присваивалось наименование «гвардейский». В начале 1945 года были сформированы несколько отдельных гвардейских тяжелых танковых бригад, включавших по три тяжелых танковых полка каждая.

На базе танков ИС серийно строились САУ ИСУ-152, ИСУ-122 и ИСУ-122С, а также создан ряд опытных образцов САУ с орудиями калибров 122, 130 и 152 мм (объекты 243, 247, 251 и др.).

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА ИС-2

БОЕВАЯ МАССА, т: 46.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 9830,
ширина – 3070,
высота – 2730,
клиренс – 420.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Д-25Т обр. 1943 г. калибра 122 мм; 3 пулемета ДТ калибра 7,62 мм: 1 пулемет ДШК калибра 12,7 мм (не на всех танках).
БОЕКОМПЛЕКТ: 122-мм выстрелов – 28; 12,7-мм патронов – 300; 7,62-мм патронов – 2331.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел 10-Т-17, перископический прицел ПТ-3-17 (на танках первых выпусков).
БРОНИРОВАНИЕ, мм:
лоб – 120,
борт – 90,
корма – 60, крыша,
днище – 20-30,
башня – 160-90.
ДВИГАТЕЛЬ: В-2-ИС, 12-цилиндровый V-образный дизель жидкостного охлаждения; рабочий объем 38 880 куб.см; мощность максимальная 520 л.с. (382,5 кВт) при 2000 об/мин.
ТРАНСМИССИЯ: многодисковый главный фрикцион сухого трения, восьмискоростная коробка передач с демультипликатором, планетарные механизмы поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть опорных катков с внутренней амортизацией на борт, три поддерживающих катка, ведущие колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска опорных катков – индивидуальная торсионная: в каждой гусенице 86 траков шириной 650 мм, шаг трака 162 мм.
СКОРОСТЬ, макс., км/ч: 37.
ЗАПАС ХОДА, км: 240.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 36;
ширина рва, м-2,5, высота стенки, м-1, глубина брода, м – 1,3.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10Р или 10 РК, танковое переговорное устройство ТПУ-4-бисФ.

Перки для экипажа на ИС-2М

Выбрав для ИС-2 снаряжение, стоит задуматься о правильном обучении членов экипажа. В частности, мы советуем прокачивать экипаж с общих перков, которые смогут повысить выживаемость машины в боях. Сюда относятся:

  • Ремонт;
  • Пожаротушение;
  • Боевое братство.

Учитывая, что играть предстоит на тяже, навыками маскировки можно пренебречь. Гораздо эффективнее будет прокачка профильных перков: «лампочка», король бездорожья, бесконтактная боеукладка и пр.

Помимо этого, перед каждым сражением имеет смысл пополнять боевое отделение машины различными расходниками. Выбор в игре небольшой: аптечка, ремка и огнетушитель. Однако будет обидно потерять половину прочности из-за удачного попадания фугаса и пожара двигателя или постоянно мазать в цель, потому что наводчик был контужен. Поэтому расходники лучше поставить на автопополнение.

КВ-9 — танк не состоявшегося прорыва

Уже в конце 1941 года военные потребовали от конструкторов создать тяжелый танк с мощной пушкой. В Челябинске начались работы над «Объектом 229», который так и не стал серийным КВ-9.

Основным вооружением была выбрана созданная в декабре 1941 года инженерами В.Сидоренко и Н.Усенко 122-мм танковая гаубица У-11 раздельно-гильзового заряжания.

За основу нового танка были приняты оригинальные конструкции КВ-1 и КВ-2. От второго варианта «КВ» взяли ходовую часть с 600-сильным дизельным двигателем, торсионной подвеской и достаточными для тяжелого танка характеристиками хода. На нее была установлена немного доработанная башня танка КВ-1. Изменения прежде всего касались габаритов окна для установки пушки. Усилилась бронезащита. Толщину лобовой плиты корпуса увеличили до огромных по тем временам 135 миллиметров. Еще большую толщину приобрел лоб башни — 210 миллиметрам. Такой брони тогда не имел ни один танк в мире.

Читать еще:  Боевая разведывательная машина M3 Bradley (США)

В мае 1941 года «Объект 229» с установленной в его башне 122-мм гаубицей приступил к полигонным заводским испытаниям.

Испытания сразу подтвердили, что мощное вооружение позволяло новому танку эффективно бороться со всеми имевшимися у немцев видами бронетехники, кроме того гаубица У-11 была очень эффективна при уничтожении долговременных огневых точек, блиндажей и других укреплений.

Результаты испытаний «Объекта 229» были признаны успешными, машину рекомендовали к серийному выпуску и принятию на вооружение под названием «тяжелый танк КВ-9». К сожалению, удалось собрать лишь один предсерийный танк. В силу ряда объективно-субъективных причин КВ-9 в войсках не появился, в боях не участвовал.

Кого боятся «большие кошки»

В этом успехе ИС-2 нет ничего удивительного. У его конструкторов и инженеров была возможность досконально изучить самую современную вражескую технику и сразу оценить ее преимущества и слабые стороны. В их распоряжении были результаты анализа реальных боев, которые тоже учитывались при проектировании новой машины. Наконец, к осени 1943 года маховик советской военной промышленности достаточно раскрутился, чтобы она была в состоянии быстро осваивать производство самого сложного оружия и оборудования.

То, что новый тяжелый танк полностью соответствует требованиям и танкистов, и пехоты, стало понятно, как только стали поступать отзывы из боевых подразделений, получивших ИС-2. Фронтовики оценили и толстую броню новой машины, и мощное орудие, дававшее им преимущества в не таких уж и редких дуэлях с немецкими «Тиграми» и «Пантерами», и хорошую подвижность танка при достаточно высокой надежности трансмиссии и ходовой части. Нередкими стали ситуации, когда танковые подразделения Красной Армии, вступавшие в бой с германскими танкистами на тяжелых машинах, в итоге одерживали победу с небольшими потерями или вообще без таковых. Дело дошло до того, что немцы начали попросту уклоняться от боя, если видели, что их противником выступают ИС-2: слишком опасной была встреча с ними даже для новейших «Королевских тигров».

Танк ИС-2 Героя Советского Союза гвардии капитана Федора Липаткина поддерживает штурмовую группу пехоты в бою на берлинской улице

Как всякая новая машина, ИС-2 поначалу продемонстрировал и несколько своих слабых мест, доставшихся ему от предшественников. Например, летом 1944 года танкостроители начали выпускать машины с так называемым «спрямленным носом»: с этой детали корпуса исчезла характерная еще для КВ-1 ступенька, образованная смотровым лючком механика-водителя, поскольку он легко пробивался даже тогда, когда в него ударял отрикошетивший от лобовой брони снаряд, что как минимум выводило танк из строя. Но даже с учетом этой и других «детских болезней» ИС-2 оказался превосходной машиной, полностью выполнявшей свою задачу по прорыву укрепленной обороны противника и поддержке средних танков.

Ему не мешала даже невысокая скорость — всего 10-15 км/ч по пересеченной местности и вдвое быстрее по шоссе. К тому времени советская тактика применения танков уже сложилась: шедшие в боевых порядках пехоты ИС-2 издалека поддерживали Т-34 и другие средние танки огнем, а после взлома немецкой обороны более подвижные «тридцатьчетверки» шли вглубь прорыва, а «исы» оставались вместе с пехотой перемалывать противника. А на последнем этапе войны хорошая подвижность и мощное бронирование и вооружение сделали ИС-2 незаменимым оружием при штурмах городов. Там, где пушки средних танков пасовали против устроенных в зданиях огневых точек, прекрасно справлялись крупнокалиберные орудия «исов». При этом сами они оставались неуязвимы для многих типов противотанковой артиллерии вермахта, а чтобы бороться с опасными «фаустниками», на ИС-2 начали ставить крупнокалиберные пулеметы ДШК, размещая их на турели на башне.

Танки ИС-2 в Москве на улице Горького (ныне Тверская) перед вступлением на Красную Площадь во время Парада Победы 24 июня 1945 года

До конца войны советская промышленность выпустила 3385 штук ИС-2, что сделало эту машину самым массовым тяжелым танком прорыва Второй мировой войны. Для сравнения: «Тигров» Германия успела построить всего 1347 штук, а «Королевских тигров» и того меньше – 489 единиц. Британский «Черчилль» был выпущен в большем количестве – более 5500 экземпляров, но он был пехотным танком, несопоставимым по своим возможностям с «исами». На вооружении армии СССР, а потом и России модернизированные ИС-2 стояли до 1995 года. И пусть в последние годы они выполняли роль долговременных пушечных или подвижных огневых точек, но сам факт такой долгой службы танка говорит о многом, очень о многом. И прежде всего о том, что осенью 1943 года советским танкостроителям удалось создать машину, отвечавшую требованиям не только Второй мировой, но и будущих войн.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector