2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Военный портал

Военный портал

  • На главную

Блоги

Популярное

Вторая мировая война

Военные картинки

Мобильный характер бронетанковой войны во Второй мировой войне продемонстрировал недостатки медленных тяжелых танков. В последнем рывке к Берлину механизированные дивизии сильно разделились, поскольку тяжелые танки отставали от мобильных Т-34 . Советы продолжали производить тяжелые танки в течение нескольких лет в рамках гонки вооружений времен холодной войны (сравните более тяжелые американские M103 и British Conqueror ), но более гибкие средние танки Т-54 и Т-62 уже имели броню и вооружение, сопоставимые с Т-10.

В 1960-х годах Советский Союз принял концепцию основного боевого танка (ОБТ), заменив тяжелые танки мобильными средними танками. В конце 1960-х годов отдельные танковые батальоны с тяжелыми танками были перевооружены на более высокотехнологичные Т-64 , а затем и на очень быстрые Т-80 , в то время как регулярные танковые и механизированные части выставили на вооружение более простые Т-55 и Т. -72с . Производство Т-10 было остановлено в 1966 году, а проекты тяжелых танков, такие как 130-мм Obiekt 770 с самозарядным вооружением, были отменены .

В этот период стали широко применяться противотанковые управляемые ракеты (ПТРК), которые станут эффективной заменой огневой мощи тяжелых танков на дальние расстояния. Советы использовали их сначала на боевых машинах пехоты БМП-1 , а затем на Т-64 и других ОБТ. В конце концов, легкая современная реактивная броня была использована, чтобы дать ОБТ дополнительное преимущество в защите, не замедляя их.

Изменение имени

Т-10 претерпел ряд изменений в обозначении в процессе проектирования, начиная с 1944 года и заканчивая принятием на вооружение как Т-10.

ДатаОбозначениеНоты
2 апреля 1946 г.Объект 705АЧКЗ приказал работать над Объектом 705А, вариантом Объекта 705
11 апреля 1949 г.ИС-5 или Объект 730Переименован в ИС-5 или Объект 730.
29 февраля 1953 г.ИС-8 или Объект 730Изменен дизайн из-за большого количества улучшений прототипа.
ИС-9
ИС-10
28 ноября 1953 г.Т-10Принят на вооружение, Т-10 был переименован в процесс десталинизации .

КВ-8 стал огнеметным

Параллельно с работами над КВ-7 шла доводка огнеметного танка КВ-8, работы над которым начались еще до начала войны — с весны 1941 года. В качестве огнемета планировалось установить систему «АТО-41». Дальность огнеметания стандартной смесью из мазута и керосина составляла 60-70 метров, а вязкой смесью — до 110 метров. Оружие могло стрелять как одиночными выстрелами, так и очередями по 4-5 залпов каждые 3 секунды, разовый расход смеси составлял примерно 10 литров.

Однако система «АТО-41» не влезала в башню КВ-1 — мешали габариты 76-мм пушки Ф-32. Решено было заменить ее на более компактную 45-мм пушку. Чтобы скрыть от противника слабость нового орудия на пушку надевался декоративный кожух-труба, что создавало видимость пушки калибра 76-мм.

В результате на КВ-8 удалось разместить огнемет «АТО-41», в боекомплект которого входили 107 запальных патронов и 5 резервуаров с горючей смесью — 2 в башне, 1 в боевом отделении и 2 в отсеке трансмиссии. Общий объем баков составлял 960 литров. Обслуживать машину должен был экипаж из четырех человек.

В 1942 году появилась значительно усовершенствованная модель огнемета — «АТО-42». Ее стали устанавливать также на более совершенную и более скоростную модификацию — КВ-1С. Огнеметные танки поступили на вооружение.

Всего за годы войны было выпущено 102 танка КВ-8 и 25 танков КВ-8С. Эти машины неплохо показали себя в различных боях. В том числе, в битве за Сталинград. Огнеметные танки не стали массовыми, но свой вклад в общую Победу внесли. К тому же, подобных боевых машин, созданных на базе тяжелых танков, на тот момент не имела ни одна армия.

World Of Man Dreams

Мужской журнал

  • Бронетехника

В конце 40-х годов с тяжелыми танками в Советской Армии сложилась достаточно странная ситуация. На вооружении состояли три типа — ИС-2, ИС-3 и ИС-4, каждый из которых не мог рассматриваться в качестве основной тяжелой машины на перспективу.Рассказывает wofmd.com В связи с этим в конце 1948 года ГБТУ выдало техническое задание на новую машину. Основным требованием являлось ограничение боевой массы — не более 50 т. Разработчиком было определено КБ Челябинского завода Министерства транспортного машиностроения СССР. Главным конструктором, ответственным за объект 730 (такое обозначение получил проект нового танка), назначили Ж. Я. Котина. Официально машина получила название ИС-8. В апреле 1949 года был разработан техпроект. Сейчас уже неизвестно, от кого исходила эта идея, но объект 730 стал прямым развитием линии танка ИС-3. Форма корпуса, особенно характерный «щучий нос», литая башня обтекаемой-формы вызывали прямые ассоциации с ИС-3.

В мае для отработки основных функциональных решений построили деревянный макет в натуральную величину, а затем в опытном цехе началось изготовление первого прототипа ИС-8. После проведения заводских испытаний выяснилось, что в целом машина удовлетворила техзадания, и было принято решение о выпуске установочной партии из 10 танков. Они прошли еще два этапа заводских испытаний в 1949 году, после чего в апреле — мае 1950 года на НИБТ полигоне в Подмосковной Кубинке состоялись госиспытания.

По их результатам Государственная комиссия рекомендовала начать серийное производство ИС-8, но с доработками. В частности, недостаточным признали ресурс двигателя. Поэтому летом 1950 года в районе города Мары в Туркмении были проведены испытания на гарантийный ресурс двигателя, а осенью — войсковые испытания. Однако, не все было хорошо с новой машиной: пришлось производить много доработок, вследствие чего танк прошел большой цикл повторных и контрольных полигонных и заводских испытаний, которые закончились только к декабрю 1952 года. При этом проект менялся несколько раз, в результате чего машина получила сначала индекс ИС-9, а затем и ИС-10.

В марте 1953 года умер И. В. Сталин, после чего аббревиатура «ИС» канула в лету. В конце года танк был принят на вооружение Советской Армии уже под обозначением Т-10. Сварной корпус его имел сложную коробчатую форму с лобовой частью в форме «щучьего носа». Борта составные, из верхней наклонной и нижней гнутой частей. Верхний кормовой лист корпуса был выполнен откидным для обеспечения доступа к агрегатам трансмиссии. Днище корпуса штампованное, корытообразной формы. В задней части (под силовой передачей) днище плоское. Жесткость днища усиливалась также вваренными в него кронштейнами балансиров. Для обслуживания агрегатов и механизмов в днище имелись люки и отверстия, закрытые броневыми крышками или пробками на резьбе. Место механика-водителя находилось впереди по оси машины. Для посадки имелся люк треугольной формы, закрываемый сдвижной крышкой. Наблюдение за местностью механик-водитель вел через три прибора: один из них ТПВ-51 устанавливался в крышке люка, два других ТИП — в окнах верхней части лобовых листов корпуса.

Башня литая, обтекаемой формы с переменными углами наклона стенок и переменной толщиной от 250-мм в носовой части до 40-мм на литой части крыши. Башня устанавливалась на шариковой опоре над вырезом подбашенного листа крыши корпуса танка. Передняя часть крыши башни отливалась заодно с корпусом башни, а задняя изготавливалась из броневого листа и вваривалась в крышу. В этом листе справа располагался люк заряжающего, над которым монтировалась установка зенитного пулемета. Слева располагался люк, над которым размещалась командирская башенка. В передней части люка командира танка находился прибор наблюдения ТПКУ, а по окружности верхнего погона башенки — семь приборов наблюдения . Кроме того, в башне имелись еще три прибора ТПБ-51: один для наводчика и два для заряжающего. Механизм поворота башни планетарный, с самотормозящей червячной парой, с ручным и электрическим приводами.

122-мм танковая пушка Д-25ТА с длинной ствола 48 калибров и спаренный с ней 12,7-мм пулемет ДШКМ были установлены в литой маске. Пушка имела двухкамерный дульный тормоз и горизонтальный автоматический клиновой затвор. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 795 м/с. Прицельная дальность стрельбы с помощью телескопического прицела ТШ2-27 составляла 5000 м, а с помощью бокового уровня 15000 м. Заряжание облегчалось за счет применения механизма досылания. Скорострельность при этом составляла 3-4 выстрела в минуту, а при заряжании вручную 2-3 выстрела в минуту.

На турели люка заряжающего устанавливался зенитный 12,7-мм пулемет ДШКМ, снабженный коллиматорным прицелом К10-Т. Боекомплект пушки состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, размещенных в хомутиковых и лотковых укладках. Боекомплект пулеметов насчитывал 1000 патронов, 300 из них к спаренному пулемету были уложены в шести штатных патронных коробках, а 150 к зенитному пулемету — в трех специальных патронных коробках, 550 патронов боекомплекта находились в цинковых коробках. 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизельный двигатель В-12-5 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 880 см 3 и максимальной мощностью (без воздухоочистителя и противодавления на выпуске) 700 л. с. при 2100 об/мин устанавливался на постаменте, состоявшем из четырех кронштейнов, приваренных к бортам и связанных между собой продольными угольниками.

Двигатель В-12-5 относился к дизелям типа В-2. Его основные особенности: установка центробежного нагнетателя воздуха АМ-42, что позволило увеличить его мощность; установка на верхнем картере двигателя двух суфлеров; оборудование двигателя комбинированным масляным фильтром Кимаф-3; наличие двойного подвода масла к коленчатому валу; установка маслозакачивающего насоса с электромотором для обеспечения двигателя смазкой при запуске; наличие привода для электротахометра; отсутствие выпускных коллекторов. В топливную систему танка входили три внутренних бака — два задних емкостью по 185 л и один передний на 90 л. Все три бака соединялись между собой трубопроводами, а передний соединялся также с топливораспределительным краном. На крыльях в корме танка было установлено по одному наружному топливному баку емкостью по 150 л каждый. Наружные баки подключались к топливной системе танка. Таким образом, общая емкость всех баков составляла 760 л.

Начиная с июня 1955 года устанавливались внутренние задние топливные баки емкостью 270 л каждый. Вследствие этого общая емкость баков возросла до 930 л. На танке имелись комбинированные воздухоочистители инерционного типа. Система охлаждения жидкостная, закрытая, эжекционная. Запуск двигателя осуществлялся электростартером СТ-700 или сжатым воздухом.Ведущие колеса заднего расположения имели съемные венцы с 14 зубьями. На каждом борту было 7 литых сдвоенных опорных катков с металлическим ободом и три поддерживающих катка. Подвеска независимая, с пучковым торсионом и упругим упором. Пучковые торсионы имели 7 стержней с шестигранными головками. Гусеница мелкозвенчатая, цевочного зацепления. Каждая гусеница состоит из 88 траков шириной по 720-мм с шагом 160-мм.

Читать еще:  Самоходная гаубица Slammer (Израиль)

На танке устанавливали радиостанцию 10РТ-26Э и внутреннее переговорное устройство ТПУ-47-2 на четыре абонента. В 1955 году были созданы две опытные машины — объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2-27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали.

Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29-14. В остальном танк был подобен Т-10А. Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29-14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками).

Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1-29-14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т. Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллиматорным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1. Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12-6 по сравнению с В-12-5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин. Машина оснащалась радиостанцией Р-113 и переговорным устройством Р-120. Танк выпускался почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272. В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк. В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами. Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков.

В 50-х и 60-х годах по мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. «Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения. В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

Башня танка Т-10М

  1. отверстие для пальца крепления рамки пушки
  2. окно для пулемета КПВТ
  3. рым
  4. дождевой щиток
  5. отверстие для тяги крепления рамки пушки
  6. вварной лист крыши
  7. отверстие для установки прибора наблюдения заряжающего ТНП
  8. крышка люка заряжающего
  9. рукоятка механизма поворота верхнего погона люка заряжающего
  10. броневое ограждение прицела ТПН-1
  11. крышка люка командира
  12. крышка кормового ящика для ЗИП
  13. кормовой ящик для ЗИП (имелся не на всех танках)
  14. стакан антенного ввода
  15. отверстие для прибора наблюдения ТПБ-51
  16. поручень
  17. колпак бронировки прицела Т2С-29
  18. выемка для обеспечении открывания откидного листа над радиаторами

Танк Т-10 послужил базой для создания многих опытных и серийных машин.

  • В 1957 году был создан танк (объект 266), на котором опробовали гидромеханическую трансмиссию. В остальном это был обычный Т-10 с пушкой Д-25ТА, оснащенной, правда, стабилизатором.
  • С 1953 по 1956 год испытывался опытный объект 269, предназначенный для отработки прицела-дальномера.
  • В 1956 году на испытания вышла единственная САУ, созданная на базе Т-10. Машина имела обозначение «объект 268» и была вооружена 152-мм пушкой М-64 с начальной скоростью снаряда 720 м/с. Орудие было установлено в просторной сварной рубке с толщиной лобовой брони 187-мм. На крыше рубки устанавливались 14,5-мм пулемет КПВТ и дальномер ТКД-09. Пушка была оснащена механизмом досылания лоткового типа. В входило 35 выстрелов для пушки и 500 патронов к пулемету. Боевая масса машины равнялась 50 т, экипаж состоял из 4 человек. На вооружение эта самоходка так и не была принята.

Тактико-технические характеристики

Тяжелый танк Т-10

Тяжелый танк Т-10А. Являлся модернизированным вариантом танка Т-10 и имел обозначение «Объект 731». Он был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 11.06.1956 г. Его серийное производство было организовано в 1957 г. в Челябинске. Модернизированный танк отличался установкой пушки Д-25ТС с измененным затвором и эжекционной продувкой канала ствола, а также применением стабилизатора вертикального наведения пушки ПУОТ («Ураган»), гирополукомпаса ГПК-48 и ИК-прибора механика-водителя ТВН-1. Вместо прицела ТШ-2-27 устанавливался перископический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП.

Тяжелый танк Т-10Б. Представлял собой модернизированный танк Т-10А и отличался от него установкой двухплоскостного стабилизатора вооружения и нового прицела наводчика Т2С-29. На вооружение был принят приказом Министра обороны СССР в 1957 г. В этом же году был создан командирский танк Т-10БК, который отличался от линейного танка наличием дополнительной радиостанции и зарядного агрегата.

Производство танков в СССР

Олег Грановский

Модератор

Меня заинтересовала статистика производства Т-72.

В «Джейнз» даётся цифра «около 20,000», возможно только в СССР. Но его делали также и в Чехословакии, Польше, Югославии, Ираке (немного, война 1991 г. началась когда производство только налаживалось; неясно, успели ли вообще что-то серийно сделать), Иране (сейчас, Т-72С), Индии.

Википедия даёт цифру «более 25,000»:

В Словакии (после выхода в 1993 г. из Чехословакии) и Хорватии (после распада Югославии) — его делают или только модернизируют?

В СССР — его выпускали только в Нижнем Тагиле, или ещё где?

В общем хорошо бы увидеть типа таблицу:

Страна — завод — временной период — количество выпущенных.

И есть ли данные, где и в каких количествах он состоял на вооружении на начало 1991 г.?

Кое-что конечно есть в Википедии, но хотелось бы увидеть и в других источниках.

simplex

Олег Грановский

Модератор

Нашёл вот такой источник:

Тут для каждой модели указаны годы серийного производства и заводы-изготовители.

Т-64 — только ХЗТМ (Харьковский завод тяжелого машиностроения им. В.А. Малышева) — 1964 — 1987 гг.

Т-72 — только Уралвагонзавод (Уральский вагоностроительный завод, Нижний Тагил), с 1974 г.

Наиболее интересно производство Т-80:

Т-80 — Ленинградский Кировский завод, серия 1976 — 1978 гг.
Т-80Б — Ленинградский Кировский завод, Омский завод транспортного машиностроения, с 1978 г.
Т-80БВ + Т-80БВК — Ленинградский Кировский завод, с 1985 г. (+ модернизация Т-80Б на танкоремонтных заводах МО).
Т-80У — Ленинградский Кировский завод, Омский завод транспортного машиностроения, с 1985 г.
Т-80УК — Омский завод транспортного машиностроения, возможно с 1992 г. (разве его не делали параллельно Т-80У?)

Тут не сказано, нопосле завершения в 1987 г. производства Т-64, ХЗТМ делал Т-80УД (варинат Т-80У с дизельным двигателем вместо ГТД), потом на его базе на Украине сделали Т-84.

Насчёт производства Т-72 в других странах:

По Чехословакии сказано:

И о поставках ГДР:

Статистика по Т-72 отделена от таковой для Т-72М и Т-72М1.

Делали ли за границей Т-72, или только экспортные T-72M и T-72M1?

Тем более что Т-72М — экспортный вариант Т-72А, который появился в 1979 г., а производство в Чехословакии началось в 1981 г.

О том сколько было построено в Польше не сказано.

А вот про РТ-91 данные есть — 98 для себя (+ 135 T-72M1Z — T-72M1 модернизированный до уровня РТ-91) + 48 (и 14 вспомогательных машин) для Малазии.

Румынский TR-125 — успели сделать 3-5 прототипов.

. first locally-built T-72 came off the production line in early 1989, after a license agreement was achieved with a Polish contractor to provide essential parts for assembly. The United Nations imposed an arms embargo following the Iraqi invasion of Kuwait in August 1990, which soon limited the complex activity to the production of spare parts for the Lions and other tanks in the Iraqi arsenal.

In most aspects, the Lion of Babylon is physically identical to the basic T-72M. However, the two differ considerably, both in the quality of construction and durability of materials used. The Iraqi tank was upgraded to T-72M1A features with the addition of armor at the front and rear as protection against missile attacks (see Russian link in the Armor section).

Югославния: планировалось построить 1000, реально сделали 450 (по др. источникам «более 500») для себя и 200 (включая БРЭМ) для Кувейта.

Хорватия — модернизация М-84 в M-84D Degman и новые M-95 Degman.

Ajeya MK1 — Indian version of the T-72M. In parallel with buying various T-72 versions from the Soviet Union, India also launched production at a domestic heavy engineering plant in Avadi where 900 vehicles were made and designated as Ajeya, in 1993 they were improved to T-72M1 versions.

Читать еще:  Самоходный ПТРК Raketenjagdpanzer Jaguar-2 (Германия)

Ajeya MK2 — Indian version of the T-72M1. For a rather long time the Indian Army did not intend to modernize it’s T-72 tanks since it was relying on their own tank project the Arjun. However, the Arjun program had been undergoing difficulties. As a result they adopted the Operation Rhino plan aimed at re-equipping 1,500 T-72M1 tanks. The upgrade program provides for installation of an SKO-1T DRAWA-T fire control systems/thermal imagers supplied by the Polish PCO/Cenzin, DRDO explosive reactive armour, a navigation system from Israel ‘s Tamam, German Litef or South African RDI, a locally developed laser illumination warning system, new radios manufactured by Tadiran or GES Marconi and an improved NBC protection system will be fitted. The tank is planned to be powered by a 1,000 hp (750 kW) S-1000 engine made by the Polish firm Vola. It is also upgraded with new fire detection and suppression systems and laser warning systems on either side of the turret. Also known as Combat Improved Ajeya. Indian sources often say that 1800-2,000 T-72M1 tanks will be upgraded top to bottom while the rest will undergo only partial improvement.

Tank EX — Indian integration of the Arjun turret onto the T-72 hull, Prototype only.

sasha(israel)

В 1991 году ГДР имела 549, Венгрия 138, Болгария 334, Румыния 30. Чехи и поляки произвели свыше 1700 машин (Сами они имели 897 и 757 соответственно), включая много на экспорт. Югославия к 1991 году произвела 504 М-84 и М-84А. Финляндия купила 80 Т72 в 1984 году. Индия — 900 включая местные. Алжир 340, Ливия 350, Эфиопия 90, Ирак свыше 1000. Да что там, даже Кувейт успел закупить М-84.

Все это, и многое другое, вы найдете в монографии о Т-72 под авторством Залоги, джершела и Севела. Это серия Нью Венгард.

Олег Грановский

Модератор

В Индии Т-90 окрестили «Бхишма» в честь легендарного героя древнеиндийского эпоса.

В настоящее время в составе вооруженных сил Индии насчитывается свыше трехсот танков Т-90, из которых 186 поставлены из России, а 140 собраны в Индии по лицензии. Кроме того, по договору, заключенному в 2001 году, Индия произведет еще 1000 танков этого типа.

. В декабре 2007 с Индией был подписан контракт стоимостью $1,237 млрд на поставку еще 347 танков Т-90С.

11 марта 2006 средства массовой информации сообщили о продаже 180 танков Т-90СА Алжиру. В том же году заключен контракт с Ливией (объем закупок неизвестен), с Марокко и дополнительный заказ на 330 машин из Индии. Поступают сведения о подписании контрактов с Ираном и Сирией. .

-=Одессит=-

Нет, еще и на ЧТЗ.

Постановление ЦК и СМ № 959-334 от 15.12.74 «Об организации серийного производства Т-72 на ЧТЗ». В соответствии с ним, МОП издало свой приказ №26 от 17.01.75

Олег Грановский

Модератор

-=Одессит=-

Олег Грановский

Модератор

Нет, еще и на ЧТЗ.

Постановление ЦК и СМ № 959-334 от 15.12.74 «Об организации серийного производства Т-72 на ЧТЗ». В соответствии с ним, МОП издало свой приказ №26 от 17.01.75

А известно, когда из стен завода вышел первый серийный танк и до какого года продолжалось производство?

Ещё вопрос. Есть такая брошюра:

Серия Osprey Military, New Vanguard «T-72 Main Battle Tank 1974-1993», Steve Zaloga, Peter Sarson, 1993 г.

Там на странице 10 подтверждается, что танк выпускался в Челябенске (ну и Нижнем Тагиле), но сказано также о его производстве в Ленинграде на Кировском заводе. Причём Челябинск и Ленинград приступили к производству Т-72 после завершения производства Т-55 и Т-62 на экспорт.

Так ли это (сомнительно, раз завод выпускал Т-80)? Если да — в какие годы Т-72 выпускался в Ленинграде?

semen_izdali

Есть такая книжка «Без тайн и секретов» (Очерк 60 летней истории танкового КБ на Кировском заводе в СПб). 351 стр.

Там нет Т-72, только Т-80.

Но это КБ, хотя и без него не обошлись бы.

В Приложении 3. Боевые и специальные машины, разработанные в КБ в 1932-1995 годах (11,5 листов) — за Т-10 следует Т-80

Олег Грановский

Модератор

simplex

Есть такая брошюра:

Серия Osprey Military, New Vanguard «T-72 Main Battle Tank 1974-1993», Steve Zaloga, Peter Sarson, 1993 г.

Там на странице 10 подтверждается, что танк выпускался в Челябенске (ну и Нижнем Тагиле), но сказано также о его производстве в Ленинграде на Кировском заводе. Причём Челябинск и Ленинград приступили к производству Т-72 после завершения производства Т-55 и Т-62 на экспорт

Что-то Стив Залога здесь путает.

Т-62 делали на УВЗ, ну и еще в ЧССР. Последним заводом выпускающим Т-55 был омский, причем до 1977/78 г, после чего сразу перешедший на Т-80.

semen_izdali

Конечно, объемов производства нет. И не завод, а КБ (Сейчас отдельное от Кировского завода предприятие, но на его территории.)

Выбрал из таблицы серийные образцы с 1950 года и не только танки, исключил опытные и по 2-4 экз. (типа ракетного танка на базе Т-10 1964г — 2 автоматические 8-мизарядные пушки и 80мм турбореактивная оперенная ракета, 2 пулем.)

Тяжелый танк Т-10(объект 730), 1950 г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122 мм, 2 пулемета 12,7 мм ДШК, броня 200 мм Серийный, спроектирован в Челябинске

Плавающий танк ПТ-76 (объект 740), 1951 г. 14 т. Экипаж 3 чел., пушка 76 мм, пулемет, броня 15 мм Серийный

Плавающий бронетранспортер ВТР-50П(объект 750), 1952 г. 14,3 т. Экипаж 2 чел., вооружения нет, броня 13 мм Серийный

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (объект К-241), 1954 г. 47,2 т. Экипаж 5 чел., гаубица 152-мм МЛ-20, пулемет 12,7 мм ДШК, бро¬ня. 90 мм, Серийная

Тяжелый танк Т-10 (объект 264), 1955 Г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм М-62, гидромеханическая трансмиссия, Серийный

Тяжелый танк Т-10 (объект 266), 1955 г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм М-62, отличался гидротрансформатором и гидромеханической трансмиссией, Серийный

Тяжелый танк Т-10 (объект 266), 1955 г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм М-62, отличался гидротрансформатором и гидромеханической трансмиссией, Серийный

Тяжелый танк Т-10А (объект 267 сп. 1), 1955 г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм Д-25ТА, прицел, стабилизирован¬ный в вертикальной плоскости, броня 200 мм, Серийный

Тяжелый танк Т-10 А (объект 267 сп. 2), 1955 г. 50 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм Д-25ТА, прицел стабилизированный в двух плоскостях типа «Гром», Серийный

Тяжелый танк ИС-2М, 1954 г48.5 т. Экипаж 4 чел., пушка 122 мм, пулемет 12,7 мм, модернизирован, 2 пулемета 7,62 мм, броня 120 мм
Серийный

Тяжелый танк Т-10К, командир¬ский вариант (объект 272), 1957 г. 51,5 т. Экипаж 4чел., пушка 122-мм М-62-Т2, с двухплоскостной стабилизацией типа «Ливень», с дополнительной KB радиостанцией, броня 200 мм, Серийный с 1959 г.

Тяжелый танк Т-10М (объект 272), 1955—1957 гг. 51,5 т. Экипаж 4 чел., пушка 122-мм М-62-Т 2, с двухплоскостной ста¬билизацией типа «Ливень», броня 200 мм, Серийный

Самоходная артиллерийская установка«Пион» (объект 216), 1976 г. 45 т. Расчет 7 чел., орудие 203,2-мм2С7, дальность стрельбы 37 км Серийная

Танк Т-80 (объект219), 1976 г. 46 т. Экипаж 3 чел., пушка 125 мм, броня комбинированная, двигатель гтд, Серийный

Самоходная артиллерийская установка«Малка» (объект216М), 1983 г. 46,5 т. Расчет 7 чел., орудие203,2 мм, дальность стрельбы37,5 км, Серийная

Танк Т-80У, 1990-1993 г. 46 т. Экипаж 3 чел., пушка 125 мм, ракета, наводящаяся по лазерному лучу и встроенная реактивная броня.броня комбинированная, двигатель гтд, Серийный

Тяжелый танк Т-10

Последний советский серийный тяжелый танк. Предназначался для замены в войсках тяжелых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4, которые в соответствии с тактико-техническим заданием должен был превосходить по надежности и маневренности. Разработан в КБ ЧКЗ в 1949- 1952 годах. На разных стадиях проектирования и отработки опытных образцов имел обозначения ИС-8, ИС-9 и ИС-10. Принят на вооружение Постановлением СМ СССР № 2860-1215 от 28 ноября и приказом МО № 244 от 15 декабря 1953 года под индексом Т-10. С 1953 по 1966 год серийно производился на ЧТЗ (модификации Т-10, Т-10А.Т-10Б и Т-10М) и ЛКЗ(Т-10М).

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
Т-10 (объект 730) – сварной корпус сложной коробчатой формы с лобовой частью в виде . Башня – литая, обтекаемая, с переменной толщиной стенок. Боевая масса-50 т. Габариты: 9725х3518х2460 мм. Вооружение: пушка Д-25ТА калибра 122 мм, спаренный и зенитный пулеметы ДШКМ калибра 12,7мм. Телескопический прицел ТШ-2-27. Боекомплект: 30 выстрелов и 1000 патронов. Двигатель В-12-5 мощностью 700 л.с. с центробежным нагнетателем. Серийное производство с 1954 по 1965 год.

Т-10А (объект 730А) – пушка Д-25ТС с эжекционным устройством для продувки канала ствола. Механизм досылания снаряда и заряда. Стабилизатор в вертикальный плоскости ПУОТ-1 “Ураган”. Перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1, телескопический прицел ТУП. ИК-прибор механика-водителя ТВН-1. Серийное производство в 1956 и 1957 годах.

Т-10Б (объект 730Б) – двухплоскостной стабилизатор вооружения ПУОТ-2 “Гром” и прицел Т2С-29-14. Серийное производство в 1957 и 1958 годах.

Т-10М (объекты 272 и 734) – пушка М-62-Т2 с двухплоскостным стабилизатором, два пулемета КПВТ (с 1959 г. зенитным пулеметом комплектовался каждый пятый танк). Приборы ночного видения командира (ТКН-1Т), наводчика и механика-водителя (ТВН-2Т). С 1963 г. танк оснащался ОПВТ. С 1969 г. в боекомплект введены бронебойно-подкалиберные и кумулятивные снаряды. В 60-х годах 8-скоростную КП заменили на 6-скоростную. Серийное производство с 1958 по 1966 год.

Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танко-самоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковых и механизированных дивизий. По мере поступления в войска все большего количества Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий, имевших по два полка тяжелых и один полк средних танков. В 50-х и 60-х годах в составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения – 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии. “Десятки” на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров, единственной крупной операцией, в которой им пришлось участвовать, стал ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году-операция “Дунай”. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Снят с вооружения в 1993 году.

На базе танка Т-10 серийно выпускался командирский танк Т-10К.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКА Т-10М

БОЕВАЯ МАССА, т: 50.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 10 560,
Ширина – 3518,
высота – 2585,
клиренс – 460.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка М-62-Т2 (2А17) калибра 122 мм, 2 пулемета КПВТ калибра 14,5 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов, 744 патрона.
СТАБИЛИЗАТОР ВООРУЖЕНИЯ: двухплоскостной 2Э12 “Ливень”.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел Т2С-19-14, ночной прицел ТПН-1-29-14.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 120, борт – 80, корма – 50…60, крыша и днище – 16…20, башня – 50…250.
ДВИГАТЕЛЬ: В-12-6, 12-цилиндровыи, четырехтактный, дизельный, V-образный, с наддувом, жидкостного охлаждения; мощность 750 л.с. (552 кВт) при 2100 об/мин, рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: планетарная коробка передач в блоке с механизмом поворота и гидравлическими механизмами управления (8+2), бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; в каждой гусенице 88 траков шириной 720 мм, шаг трака 160 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 350.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 32;
ширина рва, м – 3;
высота стенки, м – 0,9;
глубина брода. м – 1,5.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-113, переговорное устройство Р-120.

Читать еще:  Бронетранспортер M113 (США)

История производства

Т-10 служил Советскому Союзу, но, как известно, не поставлялся странам Варшавского договора , хотя советские тяжелые танковые полки, дислоцированные в этих странах, могли быть оснащены ими. До 1962 года Т-10М производились одновременно на двух заводах (Кировский как Объект 272 и Челябинский как Объект 734), детали которых были несовместимы с деталями другого завода; Версия Кирова была стандартизирована в 1962 году.

Т-10 никогда не экспортировался за пределы Советского Союза.

Некоторые более старые западные источники утверждали, что Т-10 экспортировался в Сирию и / или Египет , однако никаких фотографических свидетельств того, что он находился на вооружении или в бою, не обнаружено. К 1967 году тяжелые танки были выведены из состава советских войск на передовой, а к 1996 году полностью сняты с вооружения.

По оценкам, после окончания Второй мировой войны было построено около 6000 советских тяжелых танков, из которых 1439 — Т-10.

Варианты

  • Т-10 (1952 г.)
  • Т-10А (1956 г.): Т-10 с добавленным одноплоскостным стабилизатором пушки .
  • Т-10Б (1957 г.): Т-10 с добавленным двухплоскостным стабилизатором орудия.
  • Т-10М (1957 г.): модернизированная версия с более длинной пушкой М-62-Т2 L / 46 с пятистворчатым дульным тормозом , двухплоскостным стабилизатором орудия, пулеметы заменены на 14,5-мм КПВТ (лучший баллистический вариант для нового основного орудия. ), инфракрасное оборудование ночного видения, защита от ядерного оружия. Общая длина 10,29 м.
    • 1963 г. — на Т-10М установлен глубоководный шноркель ОПВТ .
    • 1967 г. — Т-10М снабжен бронебойными и кумулятивными боеприпасами.
  • Объект 268 (1956 г.): Предлагаемая САУ на корпусе Т-10М. Был изготовлен один прототип, но в производство так и не поступил.

ТЯЖЁЛЫЙ ТАНК Т10М

(Голосов: 5)

В 1955 году были созданы две опытные машины — объект 267 сп.1 со стабилизатором наведения в вертикальной плоскости и объект 267 сп.2 с двухплоскостным стабилизатором. Годом позже эти новшества были внедрены на новой модификации Т-10А (объект 730А). Пушка со стабилизатором в вертикальной плоскости ПУОТ-1 «Ураган» получила обозначение Д-25ТС. На Т-10А вместо прицела ТШ-2–27 установили перископический оптико-гироскопический прицел ТПС-1 и дублирующий телескопический прицел ТУП. Механик-водитель получил активный прибор ночного видения ТВН-1 и для ориентации гирополукомпас ГПК-48. В результате установки пушки с измененными приводами, а также для улучшения бронезащиты башню и маску орудия модернизировали. Для уменьшения загазованности боевого отделения на стволе пушки был установлен эжектор. Дополнительно ввели механизм досылания снаряда и заряда, новый подъемный механизм со сдающим звеном и гальваноударное устройство в затворе. В 1957 году была принята на вооружение новая модификация танка Т-10Б (объект 730Б). Основное ее отличие — применение уже двухплоскостного стабилизатора ПУОТ-2 «Гром» и прицела Т2С-29–14. В остальном танк был подобен Т-10А.

Вскоре последовала более серьезная модернизация. В КБ Пермского завода № 172 создали новое 122-мм орудие М-62-Т2 (2А17) с улучшенными баллистическими характеристиками.Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 950 м/с. Пушку оборудовали двухплоскостным стабилизатором 2Э12 «Ливень» и прицелом Т2С-29–14. (В 1955 году прототип этой пушки установили на опытном объекте 264, а чуть позже на объекте 265 испытали орудие с улучшенными точностными характеристиками.) Вместо пулеметов ДШК, как на предыдущих моделях, были установлены 14,5-мм КПВТ — спаренный с орудием и зенитный. Новый танк — объект 272 — также оснастили полным комплектом ночных приборов: командирским ТКН-1Т, наводчика ТПН-1–29–14 («Луна II») и механика-водителя ТВН-2Т.

Наведение спаренного пулемета осуществлялось с помощью прицела Т2С-29, имевшего для этого специальную шкалу. Зенитный пулемет оснащался коллима-торным прицелом ВК-4, а для стрельбы по наземным целям — оптическим прицелом ПУ-1.

Боекомплект состоял из 30 выстрелов с осколочно-фугасной гранатой и бронебойно-трассирующим снарядом и 744 патронов к пулеметам КПВТ.

В двигатель В-12–6 по сравнению с В-12–5 были внесены изменения в конструкцию картера, коленчатого вала, поршней, цилиндров и т. д.. Мощность двигателя составляла 750 л. с. при 2100 об/мин.

Танк оснащался радиостанцией Р-113 и танковым переговорным устройством Р-120.

Под обозначением Т-10М он был принят на вооружение Советской Армией и запущен в серийное производство в Ленинграде в 1957 году, одновременно в Челябинске предусматривался выпуск объекта 743, который отличался в основном конструктивными изменениями в приводах управления трансмиссией, бортовых редукторах и топливной системе. Такое положение не соответствовало требованиям стандартизации и унификации вооружения и военной техники, однако танки с этими конструктивными отличиями находились в серийном производстве почти 5 лет, и только в 1962 году на обоих заводах был организован выпуск танка Т-10М на основе объекта 272.

В конструкцию Т-10М неоднократно вносились изменения. С 1959 года зенитными пулеметами, например, комплектовался только каждый пятый танк. В 60-х годах 8-ступенчатую коробку передач заменили на более простую 6-ступенчатую. С 1963 года Т-10М оборудовали системой ОПВТ, что позволяло преодолевать по дну преграды глубиной до 5 м. С 1967 года в боекомплект начали включать выстрелы с бронебойно-подкалиберными и кумулятивными снарядами.

Танки Т-10 первоначально поступали на вооружение тяжелых танкосамоходных полков. С 1947 года один такой полк входил в штат танковой и механизированной дивизии. По мере поступления в войска все большего количества танков Т-10, а затем и Т-10А, Т-10Б и Т-10М началось формирование тяжелых танковых дивизий. Каждая такая дивизия имела два полка тяжелых и один полк средних танков. В 50-х и 60-х годах в составе Группы советских войск в Германии имелось два таких соединения — 13-я и 25-я гвардейские тяжелые танковые дивизии.

«Десятки» на экспорт не поставлялись и в боевых действиях не применялись. За исключением маневров единственная крупная операция, в которой пришлось участвовать танкам Т-10М, это операция «Дунай» — ввод войск Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году.

В 1966 году производство Т-10М прекратили. По западным данным, было выпущено около 8000 танков Т-10 всех модификаций. Если это соответствует истине, то его можно считать самым массовым тяжелым танком в истории танкостроения.

В последующие годы, по мере поступления в войска современных боевых машин, танки Т-10, Т-10А, Т-10Б и Т-10М передавались в парки на долговременное хранение, а частично отправлялись на разделку. Формально же они были сняты с вооружения Российской Армии в 1993 году, то есть спустя 40 лет после принятия на вооружение.

ТТХ Т-10М
Боевая масса, т 50
Экипаж, чел. 4
Длина (с пушкой вперед) 10,56
Ширина 3,38
Высота 2,58
Броня (максимальная) 200
Скорость максимальная, км/ч: 50
Запас хода, км 350

КВ-13 — машина, опередившая время лет на сто

Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.

Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите — тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны — в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.

В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над «Объектом 253». Базой служил танк КВ-13.

Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.

Основой силовой установки «Объекта 253» стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.

Для передвижения «Объекта 253» использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.

Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса «Объекта 253» дошла до 54 тонн.

Было ясно, что «электрический танк» до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка «Объекта 253» началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что «электрическому танку» дали имя ИС-6.

К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.

А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 — настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов — Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector