3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

120mm Gun Tank M103

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
    • 3.2 Пулемётное вооружение
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

M103 (англ. 120 mm Gun Tank M103) — тяжёлый танк США 1950-х годов, который стал дальнейшим развитием тяжёлого танка T43. М103 — наивысшая ступень развития тяжелого танкостроения США. В этом проекте американским конструкторам удалось преодолеть все «детские болезни», присущие послевоенным разработкам в данной области (экспериментальные Т29-Т34). На полях War Thunder танк М103 располагается на V ранге дерева развития техники США, где является опасной и эффективной машиной в умелых руках танкистов.

Тяжелый танк M103

Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений со своим бывшим союзником – СССР, заставило неспеша начать работы в этом направлении. В качестве образца перед глазами американских танкостроителей стоял советский тяжелый танк. ИС-3, произведший на них очень большое впечатление. От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на танк следовало поставить 120-мм облегченную пушку. Для сохранения уровня защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия, проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего. Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам. Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300 серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма “Крайслер” поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120-мм пушкой Т 122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла командирская башенка от танка М47, а на первых серийных – от танка М48 со 12,7-мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель “Континентэл” AV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше.

Вся серия из 300 танков была выпущена “Крайслером” в 1953-54 гг. Ее приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением танка -системы наведения орудия и управления огнем работали неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955 г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение – на вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.

Чтобы не пропадать “добру” армия решилась таки после незначительных доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого получили обозначение “120-мм боевой танк M103” (классификация американскихтанков после войны была принята по калибру орудия). На эти танки поставили новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Со 120-мм пушкой на М103 были спарены два 7,62-мм пулемета. Силовая установка из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы они не нагревали башню. Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7 мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов – он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и взяла “в займы” у морских пехотинцев 72 М103А1. В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения за-метности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml 03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

ДЛИНА, м – 11,23
ШИРИНА, м – 3,63
ВЫСОТА, м – 3,56
ВЕС, т – 58,1
ДВИГАТЕЛЬ: AVDS-1790
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, л.с. – 750
СКОРОСТЬ, км/ч – 37
ЗАПАС ХОДА, км – 480
ПРЕОДАЛЕВАЕМЫЙ РОВ, м – 2,6
БРОНЯ, мм:
ЛОБ (УГОЛ НАКЛОНА) – 127 (60)
БОРТ – 51
БАШНЯ (МАСКА ОРУДИЯ) – 127 (254)
КРЫША – 38
ДНИЩЕ – 25
ВООРУЖЕНИЕ:
ОРУДИЕ, мм – 1х120 М58
ПУЛЕМЕТЫ, мм – 1х12,7 НВ М2, 1х7,62 М37
ЭКИПАЖ, чел.: 5

Вооружение

Основное орудие

М103 оснащен длинноствольной пушкой М58 калибра 120 мм. Орудие имеет хорошую баллистику и и оптику, что позволяет уверенно поражать большинство целей с дальних дистанций. В номенклатуре М58 есть 4 типа снаряда — бронебойная болванка, невращающийся кумулятив, фугас и дымовой снаряд. Последние два — практически не нужны в реальном бою. Что касается бронебойной болванки М358, то однозначно следует брать 8-10 таких снарядов в каждый бой. Они имеют высокое (более 300 мм) пробитие, но склонны к частым рикошетам. Главный сценарий их применения — близкое столкновение с противником, при котором легко найти уязвимые зоны в его броне. Снаряды этого типа имеют большую поражающую силу, поэтому позволят быстрее справиться с приблизившимся противником.

Другое дело — кумулятивные снаряды М469 с пробитием 380 мм. Их убойная сила ниже, поэтому потребуется больше выстрелов для поражения врага. Потенциал данных боеприпасов по-настоящему раскрывается на больших картах, где необходимо поражать соперников на дальних дистанциях. Тут-то и пригодится М469, который на любом расстоянии пробивает всех «одноклассников» М103 и многие танки рангом выше.

Читать еще:  Боевая машина пехоты M2 Bradley (США)

Пулемётное вооружение

Пулеметное вооружение стандартное. Первый (калибром 7,62 мм) спарен с башней, второй — зенитный (12,7 мм), приварен к стойке над башней танка. Последний малоэффективен против скоростных послевоенных реактивных самолетов, однако может уберечь М103 от зашедшего на него штурмовика. Другой сценарий применения пулеметов — уничтожение слабобронированных зениток и расчистка траектории стрельбы от преград в виде заборов и кустов (чтобы избежать детонации кумулятивных снарядов).

Тяжелый танк M103

Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений со своим бывшим союзником – СССР, заставило неспеша начать работы в этом направлении. В качестве образца перед глазами американских танкостроителей стоял советский тяжелый танк. ИС-3, произведший на них очень большое впечатление. От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на танк следовало поставить 120-мм облегченную пушку. Для сохранения уровня защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия, проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего. Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам. Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300 серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма “Крайслер” поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120-мм пушкой Т 122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла командирская башенка от танка М47, а на первых серийных – от танка М48 со 12,7-мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель “Континентэл” AV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше.

Вся серия из 300 танков была выпущена “Крайслером” в 1953-54 гг. Ее приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением танка -системы наведения орудия и управления огнем работали неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955 г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение – на вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.

Чтобы не пропадать “добру” армия решилась таки после незначительных доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого получили обозначение “120-мм боевой танк M103” (классификация американскихтанков после войны была принята по калибру орудия). На эти танки поставили новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Со 120-мм пушкой на М103 были спарены два 7,62-мм пулемета. Силовая установка из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы они не нагревали башню. Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7 мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов – он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и взяла “в займы” у морских пехотинцев 72 М103А1. В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения за-метности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml 03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

ДЛИНА, м – 11,23
ШИРИНА, м – 3,63
ВЫСОТА, м – 3,56
ВЕС, т – 58,1
ДВИГАТЕЛЬ: AVDS-1790
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, л.с. – 750
СКОРОСТЬ, км/ч – 37
ЗАПАС ХОДА, км – 480
ПРЕОДАЛЕВАЕМЫЙ РОВ, м – 2,6
БРОНЯ, мм:
ЛОБ (УГОЛ НАКЛОНА) – 127 (60)
БОРТ – 51
БАШНЯ (МАСКА ОРУДИЯ) – 127 (254)
КРЫША – 38
ДНИЩЕ – 25
ВООРУЖЕНИЕ:
ОРУДИЕ, мм – 1х120 М58
ПУЛЕМЕТЫ, мм – 1х12,7 НВ М2, 1х7,62 М37
ЭКИПАЖ, чел.: 5

Историческая справка

Разработка М103 стала логическим продолжением серии экспериментальных послевоенных тяжелых танков США. После ряда неудач с танками Т29, Т32 и Т34, американская армия охладела к тяжелым машинам, переключившись на более мобильные и менее затратные по ресурсам проекты. Все изменилось в начале 1950-х годов в связи со стартом Корейской войны.

На корейском полуострове американцы поддерживали южан, коммунистам с севера помогал Советский Союз. Последнее означало возможность прямого столкновения с новейшей советской военной техникой, в том числе — тяжелыми танками ИС-3. Последние были неуязвимы для всех типов орудий, состоявших на тот момент на вооружении американской армии. После таких известий разработку прототипа нового тяжелого танка под индексом Т43 было решено форсировать.

Армия заказала постройку 300 новых машин, и уже через год был готов первый опытный экземпляр. Однако военные испытания показали — новинка имеет множество недоработок в конструкции и ряд спорных технологических решений. На доработку серии ушло еще 2 года, в течении которых война в Корее завершилась и интерес армии к тяжелому танку вновь начал угасать. После долгих дискуссий на вооружение были приняты лишь 74 машины, получившие армейский индекс М103.

Читать еще:  Бронеавтомобиль МЗКТ-233036-010 «Лис-ПМ» (Беларусь)

На помощь пришел Корпус морской пехоты США, который заказал у производителя (фирмы Chrysler) модернизацию М103 до версии А1, имеющей улучшенную систему управления огнем, отведения выхлопных и пороховых газов и новую оптику. В итоге к 1959 году все построенные машины были модернизированы и получили обозначение М103А1. В начале 1960-х М103 прошли вторую волну модернизации до версии А2 и обзавелись новым прицельным оборудованием и системой ночного видения (через инфракрасный прожектор).

Танки М103 прослужили в Корпусе морской пехоты до начала 1970-х годов, когда им на смену пришли более совершенные и мобильные М60. Данная машина стала последним американским «тяжем» и вместе с М60 послужила основой для дальнейшего создания основных боевых танков (ОБТ) США, сочетающих защиту экипажа, высокую огневую мощь и хорошую подвижность.

Тяжелый танк M103

Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений со своим бывшим союзником – СССР, заставило неспеша начать работы в этом направлении. В качестве образца перед глазами американских танкостроителей стоял советский тяжелый танк. ИС-3, произведший на них очень большое впечатление. От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на танк следовало поставить 120-мм облегченную пушку. Для сохранения уровня защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия, проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего. Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам. Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300 серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма “Крайслер” поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120-мм пушкой Т 122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла командирская башенка от танка М47, а на первых серийных – от танка М48 со 12,7-мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель “Континентэл” AV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше.

Вся серия из 300 танков была выпущена “Крайслером” в 1953-54 гг. Ее приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением танка -системы наведения орудия и управления огнем работали неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955 г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение – на вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.

Чтобы не пропадать “добру” армия решилась таки после незначительных доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого получили обозначение “120-мм боевой танк M103” (классификация американскихтанков после войны была принята по калибру орудия). На эти танки поставили новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Со 120-мм пушкой на М103 были спарены два 7,62-мм пулемета. Силовая установка из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы они не нагревали башню. Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7 мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов – он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и взяла “в займы” у морских пехотинцев 72 М103А1. В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения за-метности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml 03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

ДЛИНА, м – 11,23
ШИРИНА, м – 3,63
ВЫСОТА, м – 3,56
ВЕС, т – 58,1
ДВИГАТЕЛЬ: AVDS-1790
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, л.с. – 750
СКОРОСТЬ, км/ч – 37
ЗАПАС ХОДА, км – 480
ПРЕОДАЛЕВАЕМЫЙ РОВ, м – 2,6
БРОНЯ, мм:
ЛОБ (УГОЛ НАКЛОНА) – 127 (60)
БОРТ – 51
БАШНЯ (МАСКА ОРУДИЯ) – 127 (254)
КРЫША – 38
ДНИЩЕ – 25
ВООРУЖЕНИЕ:
ОРУДИЕ, мм – 1х120 М58
ПУЛЕМЕТЫ, мм – 1х12,7 НВ М2, 1х7,62 М37
ЭКИПАЖ, чел.: 5

Тяжелый танк M103

Сразу после окончания второй мировой войны разработка новых американских тяжелых танков застопорилась, и лишь охлаждение отношений со своим бывшим союзником – СССР, заставило неспеша начать работы в этом направлении. В качестве образца перед глазами американских танкостроителей стоял советский тяжелый танк. ИС-3, произведший на них очень большое впечатление. От американских тяжелых танков серии Т29-Т34 советский ИС-3 выгодно отличался меньшей массой при более высоком уровне бронезащиты и адекватной мощи вооружения. В результате в США специально созданная комиссия под руководством генерала Стилвелла рекомендовала создать новый тяжелый танк, получивший обозначение Т43, на базе Т34 путем уменьшения его веса с 70 до 58 тонн за счет более короткого корпуса и сокращения экипажа до четырех человек (вводился автомат заряжания). Кроме того, на танк следовало поставить 120-мм облегченную пушку. Для сохранения уровня защиты при меньшем весе брони планировалось широко использовать литые детали (вес танка при этом сократился до 55 тонн). Макетная комиссия, проведенная на Дейтройтском арсенале, в декабре 1949 г, рекомендовала исключить автомат заряжания и ввести в экипаж второго заряжающего. Работы по Т43 шли довольно вяло, пока в июне 1950 г. не началась Корейская война и не возникла угроза применения советских ИС против американских войск. Сразу стало ясно, что американские бронетанковые войска ничего не могут противопоставить советским тяжелым машинам. Работы по Т43 сразу ускорились и одновременно был выдан заказ на 300 серийных и несколько опытных танков. Уже в июне 1951 г. фирма “Крайслер” поставила для испытаний первый Т43. Танк был вооружен 120-мм пушкой Т 122 с начальной скоростью снаряда в 1007 м/с. На опытных танках стояла командирская башенка от танка М47, а на первых серийных – от танка М48 со 12,7-мм пулеметом. Танк унаследовал от тяжелых Т29-Т34 двигатель “Континентэл” AV-1790 мощностью 810 л.с. и трансмиссию CD-850. Ходовая часть при этом имела на два опорных катка по каждому борту меньше.

Читать еще:  Плавающий танк ПТ-76Б (СССР)

Вся серия из 300 танков была выпущена “Крайслером” в 1953-54 гг. Ее приемка осуществлялась по результатам испытаний шестого опытного и восьмого серийного танков. Однако сказалась спешка с изготовлением танка -системы наведения орудия и управления огнем работали неудовлетворительно (практически их следовало заменить на новые), ниша башни нагревалась от силового отделения, а в отделение управления попадали выхлопные газы. По результатам испытаний в танк следовало внести не менее 100 различных изменений и доработок. В результате в 1955 г. было принято решение отправить все 300 танков на хранение – на вооружение сухопутных войск Т43 принят не был.

Чтобы не пропадать “добру” армия решилась таки после незначительных доработок принять на вооружение 74 танка Т43, которые после этого получили обозначение “120-мм боевой танк M103” (классификация американскихтанков после войны была принята по калибру орудия). На эти танки поставили новую командирскую башенку с 12,7-мм пулеметом. Со 120-мм пушкой на М103 были спарены два 7,62-мм пулемета. Силовая установка из двигателя AV-1790-5B и трансмиссии CD-850-4В работала вполне удовлетворительно, только установили дефлектор выхлопных газов, чтобы они не нагревали башню. Доработку систем управления огнем решили провести на опытном танке Т43Е2. На нем вместо гидравлических поставили электрические приводы наведения орудия, а один из спаренных пулеметов заменили на телескопический прицел. Танк получил стереоскопический дальномер с автоматической передачей данный в баллистический вычислитель наводчика. Одновременно из командирской башенки убрали 12,7 мм пулемет. Много намучились со специальным дефлектором дульных газов – он же дульный тормоз. Основное назначение дефлектора заключалось в уменьшении облака пороховых газов, пыли и грязи, которое образовывалось при выстреле из такого мощного орудия и практически закрывало цель для наводчика. Толку от дефлектора оказалось мало и его вскоре сняли совсем.

Новый вариант, получивший обозначение М103А1 уже полностью удовлетворял требованиям армии, но та не планировала заказывать новых тяжелых танков. Положение спас Корпус морской пехоты, который заказал переделку в М103А1 219 танков Т43. Все заказанные М103А1 были поставлены корпусу до июля 1959 г. Армия, правда, то же не осталась в стороне и взяла “в займы” у морских пехотинцев 72 М103А1. В 1961 г. Корпус морской пехоты решил переоборудовать танки М103А1 под дизельный двигатель Континентэл AVDS-1790-2A. Запас хода при этом возрос со 130 до 480 км. Танк был также оборудован системой снижения за-метности в инфракрасном диапазоне. Почти полностью обновили прицельное оборудование, добавили инфракрасный прожектор. Новая версия танка была принята на вооружение под обозначением М103А2. После испытаний с этими доработками опытных танков М103А1Е1 в августе 1962 г., был выдан заказ на переоборудования 153 танков М103А1. В 1968 г. Так доработали еще 53 танка М103А1, доведя общее число М103А2 до 208 вместе с опытными.

В составе Корпуса морской пехоты танки Ml 03 находились на вооружение четвертых рот в трех танковых батальонах, а также в резервных частях. В строю они оставались вплоть до 1973 г., когда их сменили последние модели основного боевого танка М60.

ДЛИНА, м – 11,23
ШИРИНА, м – 3,63
ВЫСОТА, м – 3,56
ВЕС, т – 58,1
ДВИГАТЕЛЬ: AVDS-1790
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ, л.с. – 750
СКОРОСТЬ, км/ч – 37
ЗАПАС ХОДА, км – 480
ПРЕОДАЛЕВАЕМЫЙ РОВ, м – 2,6
БРОНЯ, мм:
ЛОБ (УГОЛ НАКЛОНА) – 127 (60)
БОРТ – 51
БАШНЯ (МАСКА ОРУДИЯ) – 127 (254)
КРЫША – 38
ДНИЩЕ – 25
ВООРУЖЕНИЕ:
ОРУДИЕ, мм – 1х120 М58
ПУЛЕМЕТЫ, мм – 1х12,7 НВ М2, 1х7,62 М37
ЭКИПАЖ, чел.: 5

Историческая справка

Разработка М103 стала логическим продолжением серии экспериментальных послевоенных тяжелых танков США. После ряда неудач с танками Т29, Т32 и Т34, американская армия охладела к тяжелым машинам, переключившись на более мобильные и менее затратные по ресурсам проекты. Все изменилось в начале 1950-х годов в связи со стартом Корейской войны.

На корейском полуострове американцы поддерживали южан, коммунистам с севера помогал Советский Союз. Последнее означало возможность прямого столкновения с новейшей советской военной техникой, в том числе — тяжелыми танками ИС-3. Последние были неуязвимы для всех типов орудий, состоявших на тот момент на вооружении американской армии. После таких известий разработку прототипа нового тяжелого танка под индексом Т43 было решено форсировать.

Армия заказала постройку 300 новых машин, и уже через год был готов первый опытный экземпляр. Однако военные испытания показали — новинка имеет множество недоработок в конструкции и ряд спорных технологических решений. На доработку серии ушло еще 2 года, в течении которых война в Корее завершилась и интерес армии к тяжелому танку вновь начал угасать. После долгих дискуссий на вооружение были приняты лишь 74 машины, получившие армейский индекс М103.

На помощь пришел Корпус морской пехоты США, который заказал у производителя (фирмы Chrysler) модернизацию М103 до версии А1, имеющей улучшенную систему управления огнем, отведения выхлопных и пороховых газов и новую оптику. В итоге к 1959 году все построенные машины были модернизированы и получили обозначение М103А1. В начале 1960-х М103 прошли вторую волну модернизации до версии А2 и обзавелись новым прицельным оборудованием и системой ночного видения (через инфракрасный прожектор).

Танки М103 прослужили в Корпусе морской пехоты до начала 1970-х годов, когда им на смену пришли более совершенные и мобильные М60. Данная машина стала последним американским «тяжем» и вместе с М60 послужила основой для дальнейшего создания основных боевых танков (ОБТ) США, сочетающих защиту экипажа, высокую огневую мощь и хорошую подвижность.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector