196 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитный танк Гепард — Flakpanzer Gepard

Зенитный танк Гепард — Flakpanzer Gepard

Flugabwehrkanonenpanzer Гепард ( «зенитные пушки танк Гепард», более известный как Flakpanzer Гепард ) является всепогодной, способной немецкая самоходная зенитка (SPAAG). Он был разработан в 1960-х и применен в 1970-х, и был несколько раз модернизирован с использованием новейшей электроники. Она представляет собой краеугольный камень ПВО в немецкой армии (бундесвера) и ряд других натовских стран. В Германии Gepard был снят с производства в конце 2010 года и заменен системой Wiesel 2 Ozelot Leichtes Flugabwehrsystem (LeFlaSys) с четырьмя ракетными пусковыми установками FIM-92 Stinger или LFK NG . Также рассматривался вариант с артиллерийским комплексом MANTIS и ракетами LFK NG на базе GTK Boxer .

35-мм ЗСУ “GEPARD”

Начиная с 1950 г. американская ЗСУ М42 со спаренными пушками калибра 40 мм являлась штатным мобильным средством ПВО бундесвера. Однако она могла использоваться только в светлое время суток и постепенно перестала отвечать современным требованиям. В начале 60-х годов бундесвер заявил о готовности рассмотреть предложения по новой ЗСУ, способной бороться с авиацией противника в любое время суток. Разработка подобной боевой машины началась еще в 1955 г. и с перерывами продолжалась на протяжении десяти лет. Был построен ряд прототипов, но ни один из них не отвечал требованиям военных. В конечном итоге на модифицированном шасси основного боевого танка “Леопард-1” были построены и испытаны два различных прототипа. Модель фирмы “Рейнметалл”, получившая обозначение ZLA, было вооружена спаренными 30-мм пушками, а модель 5PZF-A фирмы “Контравес” – спаренными 35-миллиметровыми. Обе машины были оборудованы РЛС. которая позволяла вести стрельбу по воздушным целям в любое время суток. После тщательных испытаний представители бундесвера приняли решение продолжить разработку модели 5PZF-A, в результате чего были построены следующие шесть прототипов под обозначением 5PZF-B. Спустя некоторое время новой ЗСУ заинтересовалась армия Нидерландов и заказала для испытаний модель, названную 5PZF-C и оснащенную РЛС обнаружения и слежения производства голландской фирмы “Signaalapparaten”. Бундесвер заказал 420 ЗСУ модели 5PZF-B, бельгийская армия 55 единиц, а вооруженные силы Нидерландов – 100 машин 5PZF-C. Испытали новую ЗСУ и американцы, которые в тот момент также нуждались в мобильной системе армейской ПВО. По данным зарубежной печати стоимость одного полностью экипированного “Гепарда” составляет более 1,5 миллионов долларов.

Корпус ЗСУ “Гепард” похож на корпус стандартного основного боевого танка “Леопард-1”. Основное различие заключается в установке вспомогательного двигателя мощностью 71 кВт, предназначенного для обеспечения энергией электрооборудования машины. Артиллерийская часть ЗСУ “Гепард” включает две 35-мм пушки KDA “Эрликон” и механизм двойного ленточного питания, позволяющий вести стрельбу снарядами различных типов. Пушки установлены в башне кругового вращения и наводятся в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод пушек полностью электрический, но на случай его выхода из строя имеются механизмы ручной наводки. Общий темп стрельбы составляет 1100 выстрелов в минуту и обеспечивает поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 350-400 м/с на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км. Каждая пушка оборудована датчиком, который измеряет начальную скорость полета снаряда и передает эти данные бортовому компьютеру системы управления огнем. Боекомплект ЗСУ составляют 680 выстрелов, 40 из которых являются бронебойными. Для того, чтобы сменить тип боеприпаса, наводчику требуется всего несколько секунд. Скорострельность каждой пушки составляет 550 выстрелов в минуту, стреляные гильзы удаляются автоматически. Наводчик может устанавливать необходимый режим стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, очередями по 5 или 15 выстрелов либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы составляет 4000 м. Модель ЗСУ, принятая на вооружение бундесвера, оснащена также двумя блоками по четыре дымовых гранатомета в каждом, смонтированными на бортах башни. В голландской модели таких гранатометов с каждой стороны на два больше. “Гепард” оснащен радиолокационной станцией обнаружения MPDR-12 и РЛС сопровождения целей “Альбис”, работающими в диапазонах частот соответственно 1500-5200 МГц и 15350- 17250 МГц. Дальность действия обеих станций 15 км. Во второй половине 70-х годов была создана новая РЛС целеуказания MPDR-18S с дальностью обнаружения до 18 км. Диапазон ее работы 1,7-2см. РЛС обнаружения имеет коэффициент подавления отражений от местных предметов 23 дБ. Импульсная и средняя мощности станции составляют соответственно 4 и 0,1 кВт, длительность импульса 3,3 мкс. Антенна, расположенная в задней части башни, вращается со скоростью 60 об/мин и формирует в пространстве диаграмму направленности косекансквадратной формы, ширина которой в горизонтальной плоскости составляет 6,3°. Антенна РЛС сопровождения целей, находящаяся под радиопрозрачным обтекателем, установлена на лобовой части башни и может поворачиваться по азимуту в секторе 200°. Это необходимо для обеспечения независимости вращения башни в горизонтальной плоскости (при наведении орудий в точку прицеливания) и сопровождения цели по азимуту. Обе станции работают независимо друг от друга, что позволяет одновременно с сопровождением выбранной для обстрела цели производить обзор воздушного пространства и вести поиск новых объектов. Для ведения огня в условиях широкого применения средств радиоэлектронной борьбы у командира и наводчика есть оптические прицелы с 1,5 и 6-кратным увеличением и полем зрения соответственно 50° и 12,5° Для решения задачи встречи и определения углов упреждения в горизонтальной и вертикальной плоскостях на основе информации о параметрах движения цели в системе управления огнем имеются два полупроводниковых аналоговых вычислительных устройства, одно из которых является резервным. Расчет данных для стрельбы производится с учетом углов наклона корпуса ЗСУ и начальной скорости снарядов, которая измеряется специальными датчиками, установленными на дульной части стволов.

ЗСУ “Гепард” (в голландской армии – СА 1) разработан для защиты механизированных частей, выполняющих марш на открытой местности с разнообразным по сложности рельефом. Выполнению этой задачи как нельзя лучше способствует испытанное шасси танка “Леопард”, положенное в основу ЗСУ. Благодаря ему “Гепард” спокойно маневрирует в зоне действия танков. РЛС обнаружения, располагается позади башни и при необходимости убирается внутрь. Антенна РЛС совершает один оборот в секунду и способна обнаружить самолет противника на удалении до 15 км. После появления на экране радара, цель идентифицируется. Если это самолет противника, то слежение за ним начинает осуществлять РЛС слежения, расположенная спереди на башне (при необходимости эту РЛС можно перевернуть на 180°, укрыв, таким образом, антенну от осколков). Затем компьютер наводит пушки на цель и неотрывно ведет их следом за ней. Когда цель входит в зону поражения, экипаж получает соответствующий сигнал и лишь тогда открывает огонь, что позволяет сократить расход боеприпасов. На перезарядку магазинов пушек требуется от 20 до 30 минут. “Гепард” оборудован также оптическими прицелами, позволяющими наводить пушки и вести огонь при движении по сильно пересеченной местности, хотя обычно для стрельбы машина останавливается. ЗСУ “Гепард” оборудована навигационной аппаратурой, средствами связи, системой противоатомной и противохимической защиты, механизмами автоматического перевода из походного положения в боевое. Машина может преодолевать брод глубиной до 2,25 м. Каждая дивизия бундесвера, кроме воздушно-десантной, имеет зенитный полк, состоящий из шести батарей. В каждой батарее – по два взвода, а в каждом взводе – по три “Гепарда”. Итого в полку насчитывается 36 ЗСУ “Гепард”. Кроме Германии, эти установки состоят на вооружении армий Нидерландов и Бельгии, причем голландские ЗСУ оснащены РЛС обнаружения цели собственной разработки, работающей в диапазоне частот 8-10 ГГц.

Читать еще:  Радиосвязь и Выживание: Связь VHF/UHF на местном уровне

Тактико-технические характеристики 35-мм ЗСУ “Гепард”

Боевая масса, т – 45
Экипаж, чел. – 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушками вперед – 7700
длина с пушками назад – 7270
ширина – 3250
высота (при убранной РЛС) – 3070
Бронирование, мм: 10-70
Вооружение: 2х35-мм пушки KDA “Эрликон”, 8 дымовых гранатометов
Боекомплект: 680 выстрелов
Дальность стрельбы, м – 4000
Двигатель: MTU MB 838 Са М500, 10-цилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения, мощность 619 кВт при 2200 об/мин
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,093
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 65
Запас хода по шоссе, км – 600
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,15
ширина рва, м – 3,0
глубина брода, м – 2,25

Вооружение

Основное орудие

  • 2 х 35-мм пушка Oerlikon KDA (Боекомплект: 680 снарядов)

С каждого борта башни снаружи установлены пушки калибром 35-мм Oerlikon KDA, скорострельностью 550 выстр./мин. каждая. Боекомплект каждой пушки — 340 унитарных патронов. Для стрельбы по воздушным целям применяются патроны с ОФЗ, БР и FAPDS снарядами. По наземным — БЗ и БПТ. Кроме двух радаров «Gepard» имеет высокопроизводительную СУО, бортовую навигационную систему, прицелы для стрельбы по воздушным и наземным целям и систему защиты от РБХ-факторов. Некоторые машины снабжены лазерным дальномером Siemens. ЗСУ «Gepard» оснащена двумя РЛС — целеуказания MPDR-12, расположенной в задней части башни, и орудийной наводки «Альбис», расположенной спереди. РЛС целеуказания обеспечивает дальность обнаружения воздушных целей на расстоянии до 15 км. Во второй половине 80-х годов была создана новая РЛС целеуказания MPDR-18S с дальностью обнаружения до 18 км. Диапазон её работы 1,7 — 2 км.

  • В качестве дополнительного вооружения для прикрытия используются два четырёхствольных дымовых гранатомета. Они установлены на боковых частях башни и должны отстреливать гранаты в переднюю полусферу, тем самым закрывая боевую машину дымовой завесой.
  • ЗСУ Gepard оснащена РЛС кругового обзора с сопровождением цели.

Доступные боеприпасы

Gepard оснащен следующими лентами:

  • БЗ-ФЗТ (стандартная универсальная) — лента, состоящая из бронебойных каморных и фугасно-зажигательных снарядов, которая неплохо сбивает вражеские самолеты. Лента подходит для уничтожения различных ЗСУ, легких танков, а также средних (если заходить к ним в борт). Пробитие на дистанции 100 метров составляет 63 мм под 90°.
  • ФЗТ-ФЗТ-ФЗТ-БЗ (для поражения воздушных целей ) — фугасная лента, больше подходящая для уничтожения вражеских воздушных целей.
  • БЗ-БЗ-БЗ-ФЗТ (для поражения наземных целей) — бронебойная лента. Данная лента эффективна для уничтожения различных ЗСУ, легких танков, а также средних (если заходить к ним в борт).
  • БПТ (для поражения тяжёлобронированных целей) — лента состоящая полностью из бронебойных подкалиберных снарядов. Соответственно бронепробитие возросло и на дистанции 100 метров составило 110 мм, 84 мм, 31 мм при углах встречи 90, 60 и 30 градусов соответственно. С этой лентой можно пытаться уничтожать любые танки противника в борт, а также большинство в лоб. Однако боезапас ленты очень ограничен и составляет всего 40 снарядов.

Первой ЗСУ стал построенный в 1906 году в Германии фирмой «Эрхард» бронеавтомобиль с большим углом возвышения орудия. По ходу Первой мировой войны ЗСУ на базе коммерческих грузовиков десятками использовались на всех фронтах театров войны.

Эта конструктивная концепция ЗСУ получила дальнейшее развитие в межвоенный период, — для придания мобильности скорострельным автоматическим или тяжёлым зенитным орудиям их часто монтировали на платформе грузовика или артиллерийского тягача.

Вторая мировая война

Однако ЗСУ на базе небронированных машин были слишком уязвимыми даже для огня лёгкого стрелкового оружия, поэтому уже по ходу Второй мировой войны в этом качестве стали использоваться специально построенные ЗСУ на бронетанковой базе. Одни из наиболее известных машин такого класса — германские ЗСУ «Ostwind» и «Wirbelwind».

  • M13
  • M15
  • M16
  • M19
  • ЗСУ-37
  • Flakpanzer 38(t)
  • Kugelblitz

Послевоенные

Послевоенное развитие ЗСУ характеризовалось увеличением числа и скорострельности ствольного вооружения, появлением зенитных ракет и, следовательно ракетных ЗСУ. Бурным развитием следящей за целями и управляющей огнём электроники. Современный тренд: комбинированное вооружение ЗСУ (комбинация ракетного и пушечного вооружения). Представители ЗСУ с комбинированным вооружением: российские ЗСУ «Тунгуска» и «Панцирь-С». Однако в мире по прежнему создают ЗСУ с только пушечным вооружением типа «Гепард».

Конструкция ЗСУ «Гепард»

Как отмечено выше, базой для ЗСУ «Гепард» послужил танк «Леопард I», где танковая башня была заменена на новую башню кругового вращения с двумя автоматическими 35-мм пушками Эрликон по бокам, а также двумя радиолокационными станциями. Радар поиска размещен в кормовой части башни, а радар слежения и лазерный дальномер — в лобовой части башни между пушками. Дальность обнаружения цели радаром составляет 15 км.

Скорострельность каждой автоматической пушки составляет 550 выстрелов в минуту, а комбинированный темп стрельбы составляет 1100 выстрелов в минуту. Длина ствола пушки равняется 90 калибрам. Начальная скорость снаряда — 1440 м/сек. Эффективная дальность стрельбы — 5500 м.

Кроме 35-мм пушек, с обеих сторон башни установлены блоки дымовых гранатометов.

ЗСУ «Гепард», сзади

Привод поворота башни электрический, его питание осуществляется от генератора мощностью 40 кВт, приводящегося в действие от 4-цилиндрового многотопливного дизельного двигателя «Mercedes-Benz» OM 314 мощностью 90 л.с. Этот же двигатель используется для работы системы вентиляции, системы управления огнем и радиолокаторами, даже при неработающем основном двигателе.

Несмотря на конструктивное сходство с «Леопардом I», корпус машины имеет далеко не танковую броню и сделан из листов катаной стали, спасающей разве что от осколков. Ходовая часть идентична танку «Леопард I» и состоит из 7 опорных катков, заднего ведущего и переднего ведомого колес по каждому борту. Подвеска торсионная, коробка передач аналогична танковой, выхлопная система снабжена элементом притока свежего воздуха для снижения термозаметности боевой машины.

Читать еще:  Основной боевой танк Merkava Mk.3 (Израиль)

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

Машина основана на корпусе танка Leopard 1 с большой полностью вращающейся башней, на которой установлено вооружение — пара 35-мм автоматических пушек Oerlikon KDA и две радиолокационные тарелки — общий поисковый радар в задней части башни и радар слежения. , и лазерный дальномер спереди между пушками. Каждое орудие имеет скорострельность 550 выстр / мин.

Орудия имеют длину 90 калибров (3,15 м (10 футов 4 дюйма)) с начальной скоростью 1440 м / с (4700 футов / с) ( FAPDS — Frangible Armor Piercing Discarding Sabot ), что дает эффективную дальность стрельбы 5 500 м. . Автопушка KDA может принимать два разных типа боеприпасов; обычное снаряжение — это 320 зенитных и 20 бронебойных снарядов на орудие. Комбинированная скорострельность — 1100 выстр / мин.

Башня с электрическим приводом приводится в движение генератором мощностью 40 кВт, который приводится в действие 4-цилиндровым многотопливным двигателем Mercedes-Benz OM 314 объемом 3,8 литра .

С восьмидесятых годов команды Stinger сопровождают подразделения Gepard, чтобы воспользоваться их возможностями сканирования на большие расстояния. Чтобы объединить эти возможности в одном устройстве, была разработана модернизированная ракетная система, в которой ракета класса « земля-воздух» НАТО ManPad Stinger (в сдвоенных блоках) устанавливается на автопушку . Система была протестирована немецким бундесвером, но не куплена из-за бюджетных ограничений и использования зенитной системы Ozelot Light Flak System (LeFlaSys) .

Гепард разрабатывался с 1963 года. В 1969 году началось строительство четырех опытных образцов А для испытаний как 30-мм, так и 35-мм орудий. 25 июня 1970 г. было решено использовать тип 35 мм. В 1971 году было заказано двенадцать прототипов второй фазы B ; в том же году голландская армия заказала CA preseries пяти транспортных средств на основе параллельного развития, которые использовали немецкий 0- й серии Leopard 1 автомобиль доступен немецкого правительством в марте 1970 года в качестве C -prototype. Немцы сделали небольшие предварительные серии как B1, так и B2R . 5 февраля 1973 года было принято политическое решение о производстве этого типа; В сентябре 1973 года был подписан контракт с Krauss-Maffei на поставку 432 башен B2 и 420 корпусов общей стоимостью 1 200 000 000 немецких марок . Таким образом, каждая машина будет примерно в три раза дороже обычного Leopard 1. Первая была поставлена ​​в декабре 1976 года. Бельгия заказала 55 машин, которые были идентичны немецкой версии. Голландцы заказали 95 машин, разделенных на три партии ( CA1 , CA2 и CA3 ), которые были оснащены радиолокационными системами Philips .

35-мм ЗСУ “GEPARD”

Начиная с 1950 г. американская ЗСУ М42 со спаренными пушками калибра 40 мм являлась штатным мобильным средством ПВО бундесвера. Однако она могла использоваться только в светлое время суток и постепенно перестала отвечать современным требованиям. В начале 60-х годов бундесвер заявил о готовности рассмотреть предложения по новой ЗСУ, способной бороться с авиацией противника в любое время суток. Разработка подобной боевой машины началась еще в 1955 г. и с перерывами продолжалась на протяжении десяти лет. Был построен ряд прототипов, но ни один из них не отвечал требованиям военных. В конечном итоге на модифицированном шасси основного боевого танка “Леопард-1” были построены и испытаны два различных прототипа. Модель фирмы “Рейнметалл”, получившая обозначение ZLA, было вооружена спаренными 30-мм пушками, а модель 5PZF-A фирмы “Контравес” – спаренными 35-миллиметровыми. Обе машины были оборудованы РЛС. которая позволяла вести стрельбу по воздушным целям в любое время суток. После тщательных испытаний представители бундесвера приняли решение продолжить разработку модели 5PZF-A, в результате чего были построены следующие шесть прототипов под обозначением 5PZF-B. Спустя некоторое время новой ЗСУ заинтересовалась армия Нидерландов и заказала для испытаний модель, названную 5PZF-C и оснащенную РЛС обнаружения и слежения производства голландской фирмы “Signaalapparaten”. Бундесвер заказал 420 ЗСУ модели 5PZF-B, бельгийская армия 55 единиц, а вооруженные силы Нидерландов – 100 машин 5PZF-C. Испытали новую ЗСУ и американцы, которые в тот момент также нуждались в мобильной системе армейской ПВО. По данным зарубежной печати стоимость одного полностью экипированного “Гепарда” составляет более 1,5 миллионов долларов.

Корпус ЗСУ “Гепард” похож на корпус стандартного основного боевого танка “Леопард-1”. Основное различие заключается в установке вспомогательного двигателя мощностью 71 кВт, предназначенного для обеспечения энергией электрооборудования машины. Артиллерийская часть ЗСУ “Гепард” включает две 35-мм пушки KDA “Эрликон” и механизм двойного ленточного питания, позволяющий вести стрельбу снарядами различных типов. Пушки установлены в башне кругового вращения и наводятся в вертикальной плоскости в секторе от -5° до +85°. Привод пушек полностью электрический, но на случай его выхода из строя имеются механизмы ручной наводки. Общий темп стрельбы составляет 1100 выстрелов в минуту и обеспечивает поражение воздушных целей, летящих со скоростью до 350-400 м/с на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км. Каждая пушка оборудована датчиком, который измеряет начальную скорость полета снаряда и передает эти данные бортовому компьютеру системы управления огнем. Боекомплект ЗСУ составляют 680 выстрелов, 40 из которых являются бронебойными. Для того, чтобы сменить тип боеприпаса, наводчику требуется всего несколько секунд. Скорострельность каждой пушки составляет 550 выстрелов в минуту, стреляные гильзы удаляются автоматически. Наводчик может устанавливать необходимый режим стрельбы и вести огонь одиночными выстрелами, очередями по 5 или 15 выстрелов либо непрерывной очередью. При стрельбе по воздушным целям дальность стрельбы составляет 4000 м. Модель ЗСУ, принятая на вооружение бундесвера, оснащена также двумя блоками по четыре дымовых гранатомета в каждом, смонтированными на бортах башни. В голландской модели таких гранатометов с каждой стороны на два больше. “Гепард” оснащен радиолокационной станцией обнаружения MPDR-12 и РЛС сопровождения целей “Альбис”, работающими в диапазонах частот соответственно 1500-5200 МГц и 15350- 17250 МГц. Дальность действия обеих станций 15 км. Во второй половине 70-х годов была создана новая РЛС целеуказания MPDR-18S с дальностью обнаружения до 18 км. Диапазон ее работы 1,7-2см. РЛС обнаружения имеет коэффициент подавления отражений от местных предметов 23 дБ. Импульсная и средняя мощности станции составляют соответственно 4 и 0,1 кВт, длительность импульса 3,3 мкс. Антенна, расположенная в задней части башни, вращается со скоростью 60 об/мин и формирует в пространстве диаграмму направленности косекансквадратной формы, ширина которой в горизонтальной плоскости составляет 6,3°. Антенна РЛС сопровождения целей, находящаяся под радиопрозрачным обтекателем, установлена на лобовой части башни и может поворачиваться по азимуту в секторе 200°. Это необходимо для обеспечения независимости вращения башни в горизонтальной плоскости (при наведении орудий в точку прицеливания) и сопровождения цели по азимуту. Обе станции работают независимо друг от друга, что позволяет одновременно с сопровождением выбранной для обстрела цели производить обзор воздушного пространства и вести поиск новых объектов. Для ведения огня в условиях широкого применения средств радиоэлектронной борьбы у командира и наводчика есть оптические прицелы с 1,5 и 6-кратным увеличением и полем зрения соответственно 50° и 12,5° Для решения задачи встречи и определения углов упреждения в горизонтальной и вертикальной плоскостях на основе информации о параметрах движения цели в системе управления огнем имеются два полупроводниковых аналоговых вычислительных устройства, одно из которых является резервным. Расчет данных для стрельбы производится с учетом углов наклона корпуса ЗСУ и начальной скорости снарядов, которая измеряется специальными датчиками, установленными на дульной части стволов.

Читать еще:  Как сделать горелку из карбюратора?

ЗСУ “Гепард” (в голландской армии – СА 1) разработан для защиты механизированных частей, выполняющих марш на открытой местности с разнообразным по сложности рельефом. Выполнению этой задачи как нельзя лучше способствует испытанное шасси танка “Леопард”, положенное в основу ЗСУ. Благодаря ему “Гепард” спокойно маневрирует в зоне действия танков. РЛС обнаружения, располагается позади башни и при необходимости убирается внутрь. Антенна РЛС совершает один оборот в секунду и способна обнаружить самолет противника на удалении до 15 км. После появления на экране радара, цель идентифицируется. Если это самолет противника, то слежение за ним начинает осуществлять РЛС слежения, расположенная спереди на башне (при необходимости эту РЛС можно перевернуть на 180°, укрыв, таким образом, антенну от осколков). Затем компьютер наводит пушки на цель и неотрывно ведет их следом за ней. Когда цель входит в зону поражения, экипаж получает соответствующий сигнал и лишь тогда открывает огонь, что позволяет сократить расход боеприпасов. На перезарядку магазинов пушек требуется от 20 до 30 минут. “Гепард” оборудован также оптическими прицелами, позволяющими наводить пушки и вести огонь при движении по сильно пересеченной местности, хотя обычно для стрельбы машина останавливается. ЗСУ “Гепард” оборудована навигационной аппаратурой, средствами связи, системой противоатомной и противохимической защиты, механизмами автоматического перевода из походного положения в боевое. Машина может преодолевать брод глубиной до 2,25 м. Каждая дивизия бундесвера, кроме воздушно-десантной, имеет зенитный полк, состоящий из шести батарей. В каждой батарее – по два взвода, а в каждом взводе – по три “Гепарда”. Итого в полку насчитывается 36 ЗСУ “Гепард”. Кроме Германии, эти установки состоят на вооружении армий Нидерландов и Бельгии, причем голландские ЗСУ оснащены РЛС обнаружения цели собственной разработки, работающей в диапазоне частот 8-10 ГГц.

Тактико-технические характеристики 35-мм ЗСУ “Гепард”

Боевая масса, т – 45
Экипаж, чел. – 3
Габаритные размеры, мм:
длина с пушками вперед – 7700
длина с пушками назад – 7270
ширина – 3250
высота (при убранной РЛС) – 3070
Бронирование, мм: 10-70
Вооружение: 2х35-мм пушки KDA “Эрликон”, 8 дымовых гранатометов
Боекомплект: 680 выстрелов
Дальность стрельбы, м – 4000
Двигатель: MTU MB 838 Са М500, 10-цилиндровый многотопливный дизель жидкостного охлаждения, мощность 619 кВт при 2200 об/мин
Удельное давление на грунт, Мпа – 0,093
Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 65
Запас хода по шоссе, км – 600
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м – 1,15
ширина рва, м – 3,0
глубина брода, м – 2,25

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

ЗСУ Gepard разрабатывался на базе танка Leopard 1, но как ни странно, бронезащиту Леопарда, зсу не переняло. Бронирование корпуса состоит из листов, толщиной 30, 25 и 20 мм (лоббортакорма), башни,толщиной 25, 20 и 20 мм соответственно. Как и все ЗСУ, бронированием мы не блещем, поэтому, нам могут нанести повреждения даже пулеметы калибром 14,5 мм, не говоря уже о более мощных танковых орудиях. Также, стоит опасаться и крупнокалиберных авиационных пушек с бронебойными снарядами. Они могут быстро вывести зенитку из строя, да еще и этому способствуют всего три члена экипажа. Не стоит забывать о том, что у Гепарда есть разрушение корпуса.

Подвижность

Зенитная самоходная установка (ЗСУ) Гепард имела слегка изменённое шасси основного боевого танка Леопард 1 с 10-цилиндровым многотопливным дизельным двигателем MB 838 CaM500 мощностью 830 л.с. (610 кВт) при 2200 оборотах в минуту коленчатого вала и трансмиссией MTU. Соответствено, проходимость сопоставима с «Леопардом». Расход топлива зависит от мастерства механика-водителя, дорожных условий и составляет порядка 150 л на 100 км. Ёмкость топливных баков составляет 985 л.

ЗСУ использует коробку передач (КПП) типа 4HP-250 и выхлопную систему с примесью свежего воздуха для снижения термозаметности.

Вспомогательная силовая установка предназначена для работы системы вентиляции, управления огнем и радиолокаторами при неработающем основном двигателе.

Ходовая часть идентична танку Леопард 1 и состоит из 7 опорных катков, заднего ведущего и переднего ведомого колес по каждому борту. Подвеска торсионная.

Максимальная скорость движения вперед составляет 65 кмч, назад 25 кмч. ЗСУ имеет довольно таки неплохую подвижность и маневренность по пересеченной местности.

Первой ЗСУ стал построенный в 1906 году в Германии фирмой «Эрхард» бронеавтомобиль с большим углом возвышения орудия. По ходу Первой мировой войны ЗСУ на базе коммерческих грузовиков десятками использовались на всех фронтах театров войны.

Эта конструктивная концепция ЗСУ получила дальнейшее развитие в межвоенный период, — для придания мобильности скорострельным автоматическим или тяжёлым зенитным орудиям их часто монтировали на платформе грузовика или артиллерийского тягача.

Вторая мировая война

Однако ЗСУ на базе небронированных машин были слишком уязвимыми даже для огня лёгкого стрелкового оружия, поэтому уже по ходу Второй мировой войны в этом качестве стали использоваться специально построенные ЗСУ на бронетанковой базе. Одни из наиболее известных машин такого класса — германские ЗСУ «Ostwind» и «Wirbelwind».

  • M13
  • M15
  • M16
  • M19
  • ЗСУ-37
  • Flakpanzer 38(t)
  • Kugelblitz

Послевоенные

Послевоенное развитие ЗСУ характеризовалось увеличением числа и скорострельности ствольного вооружения, появлением зенитных ракет и, следовательно ракетных ЗСУ. Бурным развитием следящей за целями и управляющей огнём электроники. Современный тренд: комбинированное вооружение ЗСУ (комбинация ракетного и пушечного вооружения). Представители ЗСУ с комбинированным вооружением: российские ЗСУ «Тунгуска» и «Панцирь-С». Однако в мире по прежнему создают ЗСУ с только пушечным вооружением типа «Гепард».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: