2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Американская зенитная самоходка M42 Duster

Американская зенитная самоходка M42 Duster

Для многих из нас Duster ассоциируется сегодня с компактным кроссовером компании «Рено», который представлен на российском рынке и достаточно популярен у автовладельцев. Между тем задолго до появления данного автомобиля это же прозвище получила американская зенитная самоходная установка, созданная после завершения Второй мировой войны на базе легкого танка M41 «Уокер Бульдог».

Построенная достаточно крупной серией ЗСУ практически не использовалась для борьбы с низколетящими воздушными целями, но отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме, где наводила ужас на вьетконговцев.

ru_artillery

В середине 40-х годов американская армия получила целый ряд боевых машин, использовавших шасси лёгкого танка М24 «Чаффи», среди них была и зенитная самоходная установка М19 . Однако война в Корее продемонстрировала низкую надёжность их ходовой части, что привело к разработке нового семейства техники на шасси танка М41 «Уокер Бульдог», принятого на вооружение в 1951 году. Одним из ярких представителей этого семейства стала зенитная самоходная установка М42.

В конце августа 1951 года Минобороны США выделило средства для постройки трёх прототипов: зенитной самоходной установки (ЗСУ) Т141 с оптическим прицелом; модификации Т141Е1, способной взаимодействовать с машиной целеуказания; Т53 — машины целеуказания с РЛС. Поначалу более перспективной считалась связка Т141Е1 и Т53, но, как показал последующий опыт, элементная база начала 50-х годов не позволяла создать малогабаритный радар, сохраняющий работоспособность при движении на гусеничном шасси по пересечённой местности. В итоге считавшаяся резервной ЗСУ Т141 превратилась в основной вариант.

В компоновочном отношении Т141 представляла собой гибрид шасси танка М41 и башни ЗСУ М19 со спаркой 40-мм автоматов «Бофорс». Правда, корпус танка пришлось немного «доработать напильником» — диаметр погона башни М19 был больше, чем у М41. Если у М19 боевое отделение находилось в корме, то у новой зенитки — в центре корпуса. Расширенные размеры боевого отделения позволили на треть увеличить боекомплект (с 352 до 480 снарядов).

  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок

Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t), запущенная в производство в конце 1943 года, рассматривалась лишь как промежуточный вариант перед принятием на вооружение более эффективного средства ПВО для танковых соединений. В процессе разработки новой ЗСУ немецкие конструкторы проанализировали несколько возможных вариантов и остановились на одном из них. Производство новой машины было развёрнуто довольно оперативно, и в марте 1944 года войска получили первые образцы самоходки 3,7 cm Flak 43 auf Pz.Kpfw. IV (Sf), более известной под названием Flakpanzer IV (3,7 cm Flak 43). На фронте эти машины и их усовершенствованные «потомки» были остро востребованы ввиду господства авиации противника.

В процессе разработки новой ЗСУ первоочередной проблемой стал выбор шасси. Лёгкие танки Pz.Kpfw. I и Pz.Kpfw. II были сразу же отвергнуты по причине прекращения их производства. Шасси Pz.Kpfw. 38(t) тоже забраковали: хотя оно производилось серийно, но не допускало установки ничего более тяжёлого, чем 20-мм одностволка. Более подходящим представлялось шасси Pz.Kpfw. III, но все они использовались для штурмовых орудий StuG III и StuH 42, в которых остро нуждался вермахт. В конце концов выбор остановили на среднем танке Pz.Kpfw. IV. Для производства ЗСУ использовали не новые шасси, а взятые у повреждённых танков, отправленных в ремонт.

  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок

Судьбу сражений Второй мировой войны нередко решали танковые клинья, взламывавшие оборону, как консервный нож жестянку. Борьба с танками становилась приоритетной задачей, и для неё выделялись все доступные средства, в том числе авиация. В свою очередь, это требовало создания эффективных зенитных средств, способных сопровождать танковые соединения. Оптимальным решением представлялась установка зениток на танковые шасси — это сразу же снимало проблему обеспечения подвижности, равной танкам. Одними из первых созданием высокомобильных зенитных самоходных установок (ЗСУ) озаботились немцы. Разработка таких машин началась в 1940 году, а в 1943 на свет появилась ЗСУ, получившая обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшаяся Flakpanzer 38(t).

Пару лет вермахт обходился самоходными зенитками на полугусеничных шасси. Новую попытку создать ЗСУ на танковой базе немцы предприняли лишь два года спустя, причём решение принималось при непосредственном участии Гитлера. В мае 1943 года на совещании по вопросам проектирования сверхтяжёлого танка «Маус» он предложил включить в состав вооружения супертанка 37-мм спаренную зенитку флотского образца. Военные встретили эту идею прохладно, но проигнорировать её не могли — как-никак, предложил сам фюрер.

  • 1 отстрелялся
  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок
Читать еще:  Основной боевой танк Т-64 (СССР)

Во время Второй мировой войны в американской армии широко применялись ЗСУ на шасси полугусеничных бронетранспортёров: М13 и М14 со спаренными 12,7-мм пулемётами, М16 и М17 со счетверёнными установками таких же пулемётов, а также М15 и М15А1 с комбинированным вооружением (37-мм пушка и два 12,7-мм пулемёта). Однако военным требовалась полностью гусеничная ЗСУ, по проходимости не уступающая танкам.

Машина с «Бофорсами»

Ещё в мае 1942 года командование армии США одобрило инициативу Бюро зенитной артиллерии о разработке ЗСУ, вооружённой спаренной установкой 40-мм автоматов «Бофорс». Поначалу предполагалось использовать базу 76,2-мм противотанковой САУ М5 (построенной на шасси быстроходного тягача «Клетрак»), но эта самоходка, хоть и была стандартизирована, серийно не производилась. Поэтому военные переключили своё внимание на шасси лёгкого танка М5, а точнее, его глубоко модифицированный вариант, использовавшийся для 114-мм самоходной пушки Т16 и 155-мм самоходной гаубицы Т64. Его длина увеличилась на 305 мм по сравнению с базовым танком, что потребовало добавления ещё пары опорных катков с каждой стороны. Силовую установку перенесли из кормового отсека в среднюю часть машины, разместив сразу за отделением управления.

  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок

Накануне Второй мировой войны в Германии была разработана целая линейка полугусеничных тягачей — от крошечного «мотоцикла» Sd.Kfz. 2 до громадного 18-тонного Sd.Kfz. 9. Все они (кроме самого маленького) использовались как шасси для самоходных установок, а наиболее массовой среди них стала Sd.Kfz. 10/4 20-мм зенитка на базе 1-тонного тягача Sd.Kfz. 10.

Идея водрузить 20-мм зенитную пушку на платформу тягача, что называется, витала в воздухе с самого раннего этапа разработки Sd.Kfz. 10. Такое решение позволяло существенно сократить время перевода зенитки из походного положения в боевое и тем самым решить проблему прикрытия моторизованных колонн на марше.

В 1938 году был создан опытный образец ЗСУ с использованием шасси D II 3 — одного из прототипов Sd.Kfz. 10. На его грузовой платформе установили 20-мм зенитку Flak 30 на штатном лафете. Решётчатые металлические борта платформы при переводе в боевое положение откидывались и фиксировались горизонтально, делая работу расчёта более удобной. Полигонные испытания самоходки прошли вполне удачно, и в том же 1938 году начался серийный выпуск ЗСУ Sd.Kfz. 10/4 на серийном шасси D7.

  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок

Давно уже волновал вопрос,что же это на ГАЗ-ААА стоит?Или не стоит?На ДШК вроде не похоже.

  • 17 отстрелялись
  • Один снаряд зарядить
  • Поделиться
  • Флажок

Любой вид воорружения и техники создавался не абы как, а имея четкое понятие по его дальнейшему использованию.
Так наши БТР-60 и БТР-80, БМП-1 и БМП-2 создавались для ведения общевойскового боя на Европейском театре военных действий. Ключевой момент — именно общевойсковые боевые действия на равнниной местности и обусловили комплекс их вооружения.
Справедливости ради необходимо заметить, что основной задачей, которая ставилась перед проектировщиками БТР, было создание в первую очередь транспортного средства, быстрого, манёвренного, надёжного. Изначально БТР не рассчитывался на защиту личного состава от огня артиллерии и кумулятивных гранат, чему не могут противостоять даже большинство современных танков. Броня БТР рассчитана на защиту лишь от стрелкового оружия. В условиях боевого применения при столкновении с активной противотанковой обороной противника БТР должны были быть выведены из под огня до момента подавления опасных огневых средств. Участие БТР в непосредственном боестолкновении с противником, имеющим средства поражения бронированных целей, не является его основной задачей. Его задача — перевозка личного состава. В исключительном случае, в целях защиты от внезапного нападения, экипаж (наводчик-оператор) БТР мог оборонять себя и личный состав огнем КПВТ и ПКТ у советских машин или Браунинг М2 на американских.
Задачей же БМП явлалясь поддержка атакующей пехоты в одном боевом порядке с танками. Следовательно и вооружение подбиралось для этой концепции — противник предполагался определенно спереди, но никак не сверху, сбоку или сзади.
Так же главное условие советской и американской легкой бронетехники — авиатранспортабельность и плавучесть, что в свою очередь заставляло подбирать компромис между броневой защищенностью и массой.

Но война имеет свою логику. И там где должен быть противник с линией окопов, танками и артилерией, его не оказывается. Противник теперь прячеться в кустах и зеленке на фоне гор, а боевые действия превращаются в противопартизанские. А вот к ним наши БТРы и БМП оказались неготовы. Впрочем, не только наши.

Чтобы как-то исправить ситуацию, солдаты и офицеры «усиливают боевую мощь» сами.
Сразу оговорюсь, в обзор у меня попадёт исключительно бронетехника. Кустарное вооружение грузовиков, пикапов, багии и другой небоевой техники я оставляю за скобками, как ввиду огромного количества их видов, так и ввиду того, что всё оно аналогично указанному в этих обзорных статьях. Всяческие шушпанцеры так же идут мимо.

Читать еще:  Боевая машина огневой поддержки QN-506 (Китай)

Структура изложения проста. Если есть штатные серийные аналоги, ставшие основой для «модернизации» — вначале пойдет речь о них. Потом краткое изложение «тюнинга», с попыткой группирования по технике и конфликту, если будет конечно такая возможность. В конце каждого способа будет упомянуто, как конкретно он повлиял на бронетехнику в отдельно взятом регионе в общем.

И так, пройдемся для начала по Пулемётно-Пушечно-Гранатомётным модификациям.

1. Первый, один из самых простых способов усиления огневой мощи — установка на технику обычных станковых или крупнокалиберных пулемётов, в зависимости от наличия образцов.

Метод приминения был так же незатейлив — противника либо накрывали из далека, вне зоны поражения его оружия, либо огненным смерчем заставляли вжаться в каменистую землю.

Немецкий танк Тигр с двумя советскими пулеметами ДС-39 в задней полусфере проезжает мимо советских военнопленных, Беларусь. 1944.

Поднимающий пыль. M42 Duster

Для многих из нас Duster ассоциируется сегодня с компактным кроссовером компании «Рено», который представлен на российском рынке и достаточно популярен у автовладельцев. Между тем задолго до появления данного автомобиля это же прозвище получила американская зенитная самоходная установка, созданная после завершения Второй мировой войны на базе легкого танка M41 «Уокер Бульдог». Построенная достаточно крупной серией ЗСУ практически не использовалась для борьбы с низколетящими воздушными целями, но отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме, где наводила ужас на вьетконговцев.

M42 Duster от идеи до реализации

Новый легкий танк, который изначально проектировался для замены в войсках «Чаффи», был создан в период с 1946 по 1949 год. Серийное производство танка М41 продолжалось в США до конца 1950-х годов. На шасси легкого танка «Уокер Бульдог» американские конструкторы создали ряд разных по своему назначению боевых машин – от 155-мм самоходной гаубицы M44, которая знакома сегодня многочисленным поклонникам игры World of Tanks, до гусеничного бронетранспортера M75, который оказался не самой удачной машиной, но был выпущен внушительной серией в 1780 экземпляров. Еще одной разработкой американского военно-промышленного комплекса стала построенная на базе танка «Уокер Бульдог» зенитная самоходная установка M42 Duster, вооруженная спаренной 40-мм артиллерийской установкой.

Сначала американцы прорабатывали вариант создания новой ЗСУ, которая смогла бы взаимодействовать на поле боя с машиной целеуказания, оснащенной компактной РЛС. Однако техническая база 1950-х годов не позволила воплотить в жизнь эту задумку. Промышленность и технологическая база еще не были готовы к тому, чтобы создать небольшой по размерам радар, который сохранял бы свою работоспособность при монтаже на гусеничном шасси и передвижении по пересеченной местности. Как результат, приоритет был отдан созданию традиционной зенитной системы с оптической системой наведения на цель, которая мало чем отличалась от боевых машин периода Второй мировой войны.

Прототип будущей ЗСУ получил обозначение Т141, его испытания и процесс сертификации продолжались в США до конца 1952 года, а уже в конце 1953 года новая зенитная самоходная установка была официально принята на вооружение американской армии под индексом M42. За годы серийного производства, которое завершилось в 1959 году, американская промышленность передала военным около 3700 таких боевых машины, которые оставались на вооружении армии до 1969 года, после чего продолжили службу уже в частях Национальной гвардии, где технику активно использовали вплоть до начала 1990-х годов. В армии же к началу 1970-х годов установку заменили на более совершенную ЗСУ M163, основным вооружением которой была 20-мм шестиствольная пушка M61 «Вулкан».

Особенности конструкции ЗСУ M42 Duster

Новая американская ЗСУ сохранила шасси от танка М41 с торсионной подвеской и пятью опорными катками на каждый борт, но корпус боевой машины претерпел существенную переделку. Внешне новая зенитная установка представляла собой гибрид легкого танка «Уокер Бульдог», на который установили башню с 40-мм орудиями с установки М19. Корпус танка был серьезно перекроен конструкторами. Если задняя часть осталась практически неизмененной, то переднюю и среднюю существенно видоизменили, это пространство фактически было спроектировано заново. Отдельно можно отметить, что в отличие от М19, на новой установке боевое отделение разместили не в корме, а в центральной части корпуса.

В передней части корпуса зенитной самоходной установки, получившей впоследствии прозвище Duster, конструкторы поместили отделение управления, которое выросло в объемах по сравнению с легким танком. В ЗСУ здесь находились места двух членов экипажа – мехвода и командира установки, первый сидел слева, второй справа относительно оси боевой машины. Конструкторы изменили наклон лобового листа корпуса (уменьшили его), а также расположили в крыше отделения управления два люка для доступа членов экипажа к своим рабочим местам. При этом в лобовой части корпуса прямо по центру наклонного бронелиста появился внушительных размеров люк прямоугольной формы, который стал одной из отличительных черт боевой машины. Основным предназначением нового люка была загрузка в боевую машину боеприпасов.

Читать еще:  Бронетранспортёр БТР-60П (ГАЗ-49) (СССР)

В центральной части корпуса конструкторы расположили открытую сверху башню кругового вращения, позаимствованную с предыдущей ЗСУ М19. Для этого пришлось серьезно изменить корпус, так как погоны танковой башни и башни от ЗСУ М19 не совпадали по своим размерам. В открытой башне находились места четырех членов экипажа – командира расчета, наводчика и двух заряжающих. В подавляющем большинстве случаев экипаж состоял из пяти, а не из шести человек, так как обязанности командира расчета брал на себя командир установки, но на машинах командиров взводов членов экипажа по-прежнему было шесть.

Основным вооружением ЗСУ была спаренная установка 40-мм автоматических пушек М2А1, которые представляли собой лицензированный вариант знаменитой шведской зенитной пушки Bofors L60, которая разошлась по всему миру и до сих пор состоит на вооружении многих стран. Скорострельность орудий составляла 240 выстрелов в минуту, при этом после 100 выстрелов на ствол предписывалось делать остановку в стрельбе, так как охлаждение стволов было воздушным. На концах ствола устанавливались массивные пламегасители, которые демонтировались на многих установках, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме. Боекомплект установки состоял из 480 выстрелов. Досягаемость орудий по высоте составляла 5000 метров, при стрельбе по наземным целям – до 9500 метров. Углы наведения орудий от -5 до +85 градусов. Поворот башни можно было осуществлять как в ручном режиме, так и с помощью электрогидравлического привода, при этом выигрыш в скорости был незначительным (10,5 секунд в ручном режиме против 9 секунд на поворот башни на 360 градусов электроприводом).

В движение установку приводил бензиновый шестицилиндровый двигатель Continental модели AOS-895-3, такая же силовая установка воздушного охлаждения использовалась и на легком танке М41 «Уокер Бульдог». Мощности двигателя в 500 л.с. было достаточно, чтобы разогнать зенитную самоходную установку M42 массой 22,6 тонны до 72 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 160 километров. Причиной не самых выдающихся показателей является недостаточный запас топлива, ограниченный всего 140 галлонами.

Боевое применение установок M42 Duster

Согласно штатам в состав каждой механизированной и танковой дивизии американской армии включили по дивизиону ЗСУ M42, всего 64 установки. Позднее дивизионы данных самоходных зениток ввели и в состав американских воздушно-десантных дивизий. При этом десантирование установок парашютным способом не допускалось, расчет был на доставку тяжелой транспортной авиацией на захваченные аэродромы. Как и у любых других зенитных самоходных установок, основной задачей M42 Duster была борьба с воздушными целями, но при отсутствии таковых они были достаточно эффективны и против наземных целей. 40-мм автоматические пушки позволяли уверенно бороться с пехотой, а также военной техникой противника, в том числе легкобронированными целями.

Как нетрудно догадаться, во Вьетнаме установки не использовались по прямому назначению, так как воздушный противник у американцев отсутствовал. Правда, эффективно бороться с современными реактивными самолетами противника установки не смогли бы при всем желании. Уже к концу 1950-х годов это были устаревшие машины, состав вооружения, прицельные приспособления и система управления огнем которых остались на уровне техники Второй мировой войны. Зато «Дастеры», обладавшие высокой плотностью огня 40-мм пушек, оказались как нельзя кстати при обороне стационарных объектов от наземных атак: они использовались для охраны авиабаз, опорных пунктов артиллерии, сопровождения военных колонн.

Именно во Вьетнаме установки и получили свое название Duster (поднимающий пыль). Действительно, при стрельбе по наземным целям, когда орудия ЗСУ были расположены горизонтально, установку достаточно быстро заволакивало облаком поднимаемой с земли пыли. Отчасти именно по этой причине со многих ЗСУ во Вьетнаме были демонтированы пламегасители. Помимо того, что такой апгрейд снижал пылеобразование при стрельбе, он повышал и психологический эффект воздействия на солдат противника, которые окрестили зенитные самоходки «Огненным драконом». Действительно, всего несколько «Дастеров» могли создать на пути наступающей пехоты противника стену огня, превращая наступающие пехотные подразделения в кровавое месиво. При этом 40-мм снаряды были эффективны и против бронированных целей противника. Бронебойные снаряды установок без каких-либо проблем пробивали поставленные Северному Вьетнаму советские плавающие танки ПТ-76, а также их китайские аналоги «Тип 63».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector