0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поднимающий пыль

Поднимающий пыль. M42 Duster

Для многих из нас Duster ассоциируется сегодня с компактным кроссовером компании «Рено», который представлен на российском рынке и достаточно популярен у автовладельцев. Между тем задолго до появления данного автомобиля это же прозвище получила американская зенитная самоходная установка, созданная после завершения Второй мировой войны на базе легкого танка M41 «Уокер Бульдог». Построенная достаточно крупной серией ЗСУ практически не использовалась для борьбы с низколетящими воздушными целями, но отлично зарекомендовала себя во Вьетнаме, где наводила ужас на вьетконговцев.

M42 Duster от идеи до реализации

В конце 1940-х годов на вооружении американской армии имелось большое количество боевых машин, созданных на базе легкого танка M24 «Чаффи», боевой дебют которого пришелся на Вторую мировую войну. Среди них имелась и зенитная самоходная установка M19, основным вооружением которой была спаренная 40-мм установка из орудий «Бофорс». Данная установка была выпущена небольшой серий, не больше 300 ЗСУ. В боевых действиях Второй мировой войны участие она не принимала, но использовалась американскими войсками во время войны в Корее. Боевые действия на корейском полуострове показали, что ходовая часть танка М24 не отличается большой надежностью, поэтому военные решили запустить процесс разработки нового семейства боевой техники уже на базе более совершенного легкого танка М41 «Уокер Бульдог».

Новый легкий танк, который изначально проектировался для замены в войсках «Чаффи», был создан в период с 1946 по 1949 год. Серийное производство танка М41 продолжалось в США до конца 1950-х годов. На шасси легкого танка «Уокер Бульдог» американские конструкторы создали ряд разных по своему назначению боевых машин – от 155-мм самоходной гаубицы M44, которая знакома сегодня многочисленным поклонникам игры World of Tanks, до гусеничного бронетранспортера M75, который оказался не самой удачной машиной, но был выпущен внушительной серией в 1780 экземпляров. Еще одной разработкой американского военно-промышленного комплекса стала построенная на базе танка «Уокер Бульдог» зенитная самоходная установка M42 Duster, вооруженная спаренной 40-мм артиллерийской установкой.

Сначала американцы прорабатывали вариант создания новой ЗСУ, которая смогла бы взаимодействовать на поле боя с машиной целеуказания, оснащенной компактной РЛС. Однако техническая база 1950-х годов не позволила воплотить в жизнь эту задумку. Промышленность и технологическая база еще не были готовы к тому, чтобы создать небольшой по размерам радар, который сохранял бы свою работоспособность при монтаже на гусеничном шасси и передвижении по пересеченной местности. Как результат, приоритет был отдан созданию традиционной зенитной системы с оптической системой наведения на цель, которая мало чем отличалась от боевых машин периода Второй мировой войны.

Прототип будущей ЗСУ получил обозначение Т141, его испытания и процесс сертификации продолжались в США до конца 1952 года, а уже в конце 1953 года новая зенитная самоходная установка была официально принята на вооружение американской армии под индексом M42. За годы серийного производства, которое завершилось в 1959 году, американская промышленность передала военным около 3700 таких боевых машины, которые оставались на вооружении армии до 1969 года, после чего продолжили службу уже в частях Национальной гвардии, где технику активно использовали вплоть до начала 1990-х годов. В армии же к началу 1970-х годов установку заменили на более совершенную ЗСУ M163, основным вооружением которой была 20-мм шестиствольная пушка M61 «Вулкан».

Особенности конструкции ЗСУ M42 Duster

Новая американская ЗСУ сохранила шасси от танка М41 с торсионной подвеской и пятью опорными катками на каждый борт, но корпус боевой машины претерпел существенную переделку. Внешне новая зенитная установка представляла собой гибрид легкого танка «Уокер Бульдог», на который установили башню с 40-мм орудиями с установки М19. Корпус танка был серьезно перекроен конструкторами. Если задняя часть осталась практически неизмененной, то переднюю и среднюю существенно видоизменили, это пространство фактически было спроектировано заново. Отдельно можно отметить, что в отличие от М19, на новой установке боевое отделение разместили не в корме, а в центральной части корпуса.

В передней части корпуса зенитной самоходной установки, получившей впоследствии прозвище Duster, конструкторы поместили отделение управления, которое выросло в объемах по сравнению с легким танком. В ЗСУ здесь находились места двух членов экипажа – мехвода и командира установки, первый сидел слева, второй справа относительно оси боевой машины. Конструкторы изменили наклон лобового листа корпуса (уменьшили его), а также расположили в крыше отделения управления два люка для доступа членов экипажа к своим рабочим местам. При этом в лобовой части корпуса прямо по центру наклонного бронелиста появился внушительных размеров люк прямоугольной формы, который стал одной из отличительных черт боевой машины. Основным предназначением нового люка была загрузка в боевую машину боеприпасов.

В центральной части корпуса конструкторы расположили открытую сверху башню кругового вращения, позаимствованную с предыдущей ЗСУ М19. Для этого пришлось серьезно изменить корпус, так как погоны танковой башни и башни от ЗСУ М19 не совпадали по своим размерам. В открытой башне находились места четырех членов экипажа – командира расчета, наводчика и двух заряжающих. В подавляющем большинстве случаев экипаж состоял из пяти, а не из шести человек, так как обязанности командира расчета брал на себя командир установки, но на машинах командиров взводов членов экипажа по-прежнему было шесть.

Основным вооружением ЗСУ была спаренная установка 40-мм автоматических пушек М2А1, которые представляли собой лицензированный вариант знаменитой шведской зенитной пушки Bofors L60, которая разошлась по всему миру и до сих пор состоит на вооружении многих стран. Скорострельность орудий составляла 240 выстрелов в минуту, при этом после 100 выстрелов на ствол предписывалось делать остановку в стрельбе, так как охлаждение стволов было воздушным. На концах ствола устанавливались массивные пламегасители, которые демонтировались на многих установках, принимавших участие в боевых действиях во Вьетнаме. Боекомплект установки состоял из 480 выстрелов. Досягаемость орудий по высоте составляла 5000 метров, при стрельбе по наземным целям – до 9500 метров. Углы наведения орудий от -5 до +85 градусов. Поворот башни можно было осуществлять как в ручном режиме, так и с помощью электрогидравлического привода, при этом выигрыш в скорости был незначительным (10,5 секунд в ручном режиме против 9 секунд на поворот башни на 360 градусов электроприводом).

В движение установку приводил бензиновый шестицилиндровый двигатель Continental модели AOS-895-3, такая же силовая установка воздушного охлаждения использовалась и на легком танке М41 «Уокер Бульдог». Мощности двигателя в 500 л.с. было достаточно, чтобы разогнать зенитную самоходную установку M42 массой 22,6 тонны до 72 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 160 километров. Причиной не самых выдающихся показателей является недостаточный запас топлива, ограниченный всего 140 галлонами.

Боевое применение установок M42 Duster

Хотя первые ЗСУ M42 Duster начали поступать в войска уже в 1953 году, новая боевая машина не успела на войну в Корее. При этом в американских дивизиях новые зенитные самоходные установки быстро заменили не только машины-предшественницы, но и буксируемые варианты 40-мм «Бофорсов». Полноценный боевой дебют американской самоходной зенитки пришелся на войну во Вьетнаме, где практически не использовались легкие танки М41 «Уокер Бульдог», но нашлась работа для машин, построенных на их базе.

Согласно штатам в состав каждой механизированной и танковой дивизии американской армии включили по дивизиону ЗСУ M42, всего 64 установки. Позднее дивизионы данных самоходных зениток ввели и в состав американских воздушно-десантных дивизий. При этом десантирование установок парашютным способом не допускалось, расчет был на доставку тяжелой транспортной авиацией на захваченные аэродромы. Как и у любых других зенитных самоходных установок, основной задачей M42 Duster была борьба с воздушными целями, но при отсутствии таковых они были достаточно эффективны и против наземных целей. 40-мм автоматические пушки позволяли уверенно бороться с пехотой, а также военной техникой противника, в том числе легкобронированными целями.

Как нетрудно догадаться, во Вьетнаме установки не использовались по прямому назначению, так как воздушный противник у американцев отсутствовал. Правда, эффективно бороться с современными реактивными самолетами противника установки не смогли бы при всем желании. Уже к концу 1950-х годов это были устаревшие машины, состав вооружения, прицельные приспособления и система управления огнем которых остались на уровне техники Второй мировой войны. Зато «Дастеры», обладавшие высокой плотностью огня 40-мм пушек, оказались как нельзя кстати при обороне стационарных объектов от наземных атак: они использовались для охраны авиабаз, опорных пунктов артиллерии, сопровождения военных колонн.

Именно во Вьетнаме установки и получили свое название Duster (поднимающий пыль). Действительно, при стрельбе по наземным целям, когда орудия ЗСУ были расположены горизонтально, установку достаточно быстро заволакивало облаком поднимаемой с земли пыли. Отчасти именно по этой причине со многих ЗСУ во Вьетнаме были демонтированы пламегасители. Помимо того, что такой апгрейд снижал пылеобразование при стрельбе, он повышал и психологический эффект воздействия на солдат противника, которые окрестили зенитные самоходки «Огненным драконом». Действительно, всего несколько «Дастеров» могли создать на пути наступающей пехоты противника стену огня, превращая наступающие пехотные подразделения в кровавое месиво. При этом 40-мм снаряды были эффективны и против бронированных целей противника. Бронебойные снаряды установок без каких-либо проблем пробивали поставленные Северному Вьетнаму советские плавающие танки ПТ-76, а также их китайские аналоги «Тип 63».

Читать еще:  Боевая машина десанта БМД-3 (СССР)

Зенитная самоходная установка M42 Duster (США)

Паблику на развитие Админам на развитие группы

Другое

  • Статьи 417
  • Подписчики 47 560
  • Фотографии 28 597
  • Ещё.
  • Товары 3
  • Обсуждения 99
  • Аудиозаписи 131
  • Видео 845
  • Файлы 6
  • Ссылки 17
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    22 433 записи

    Немецкий солдат и захваченный в ходе наступления французский танк «Сен-Шамон», июнь 1918-го года.

    Советский легкий артиллерийский тягач «Пионер».

    Тягач был спроектирован по образцу английского армейского тягача «Виккерс-Карден-Ллойд» с автомобильным двигателем Форд V-8. Его разработкой занималась группа Показать полностью. конструкторов Научного автотракторного института (НАТИ) под руководством А. С. Щеглова, ведущим инженером был назначен Брусянцев. Компоновкой и тягово-динамическим расчётом новой машины занимался С. Н. Осипов.

    Ряд узлов — силовой агрегат, трансмиссия с дифференциалом, пружинно-балансирные тележки и гусеницы — был заимствован от серийного малого плавающего танка Т-37А. Ведущие колёса — передние; задние направляющие колёса гусениц также выполняли роль опорных катков и имели упругую подвеску (несущий ленивец).

    Водитель располагался впереди на продольной оси машины, над коробкой передач, прикрытой защитным кожухом. По обе стороны от него располагались шесть сидений — по три вдоль каждого борта, спинками вовнутрь — для бойцов орудийного расчёта.

    Работа над проектом была завершена в 1935 году. Серийное производство было развёрнуто на заводе № 37 имени Орджоникидзе в Москве; в 1936 году была выпущена первая партия в 50 (по другим данным — 25) машин; 7 ноября тягачи приняли участие в военном параде на Красной площади.

    Эксплуатация тягачей в войсках выявила их неустойчивость при езде, в особенности на поворотах; военных не устраивали низкие тяговые свойства и малая вместимость машин. Предназначенные для работы на передовой тягачи оказались крайне уязвимы для огня стрелкового оружия, поскольку не имели броневой защиты водителя, двигателя, радиатора и бензобака. В 1937 году их производство было прекращено.

    В соответствии с пожеланиями военных были оперативно разработаны бронированные модификации тягача — «Пионер Б1» и «Пионер Б2», отличавшихся посадкой расчёта. Однако по результатам испытаний они также не удовлетворяли заказчика, и конструкция была признана бесперспективной.

    Литература

    40-мм зенитная самоходная установка M42 “Дастер”

    После войны на вооружении американской армии состояли только две зенитные самоходные установки – М16 и М19. Но когда в 1950 году разразилась война в Корее, промышленность почти незамедлительно приступила к разработке новой ЗСУ, получившей обозначение Т141. Машина создавалась на базе легкого танка М41 и в 1952 году была стандартизирована и пошла в серийное производство под обозначением М42. В 1953 году первые образцы ЗСУ М42 поступили на вооружение армии США. ЗСУ М42, известная также под названием “Дастер”, предназначалась для борьбы с низколетящими самолетами, но могла использоваться и для стрельбы по наземным целям – бронетранспортерам, скоплениям пехоты и т. д. По вооружению М42 почти не отличалась от своей предшественницы ЗСУ М19.

    В сравнении с танком М41 компоновка машины претерпела незначительные изменения. Вместо танковой башни на роликовой опоре была установлена открытая сверху башня кругового вращения с двумя 40-мм зенитными автоматическими пушками “Бофорс”. Толщина брони башни составляла 25,4 мм. В носовой части корпуса справа размещался командир машины. Между командиром и механиком располагалась часть боекомплекта, для лучшего доступа к которому в носовой части корпуса был предусмотрен люк.

    Спаренная система пушек, оборудованных противооткатными устройствами пружинно-гидравлического типа, с помощью цапф устанавливалась на специальном станке, смонтированном на днище башни. Качающаяся часть пушек уравновешивалась пружинным механизмом. Механизмы наведения оснащались электрогидравлическими приводами с преобразователями ротационно-плунжерного типа. Угол вертикального наведения пушек составлял от -3° до +85°. В ручном режиме наводки угол склонения можно было увеличить еще на 2°. Скорострельность каждого ствола установки составляла 120 выстрелов в минуту, при этом в состав боекомплекта входили 480 фугасных и бронебойных трассирующих выстрелов. Вертикальная дальность стрельбы достигала 4800 м. Для автоматической работы пушек с клиновыми затворами использовался откат стволов. Специальное копирное устройство открывало затвор, выбрасывало гильзу, подавало выстрел из обоймы в патронник и закрывало затвор. Заряжание осуществлялось вручную обоймами по 4 выстрела. В связи с трудностью первого заряжания последний патрон предыдущей обоймы не выстреливался до подачи следующей. Стреляные гильзы по дугообразным “гильзопроводам” отводились в пространство между башней и корпусом, а затем через люки падали на землю. Для стрельбы использовался простой зенитный прицел построительного типа с оптическими элементами коллиматорного типа.

    В боевом отделении располагались четыре человека: два заряжающих, наводчик и его помощник. При отказе силовых приводов наведение пушек можно было осуществлять вручную. В этом случае перемещение по вертикали выполнял наводчик, а по горизонтали – его помощник, который пользовался второй рукояткой ручного привода и вторым коллиматором прицела.

    Боекомплект располагался в бронированных ящиках на надкрылках корпуса, внутри башни по ее периметру и в носовой части корпуса. Первоначально зенитные установки М42 поступали в войска с 7,62-мм стандартным пулеметом М1919А4, смонтированным в кормовой части башни, но позднее на ЗСУ стали устанавливать стандартный 7,62-мм пулемет М60. Из пулемета можно было вести огонь как по воздушным, так и по наземным целям. Для зенитной самоходной установки М42 была разработана автоматическая радиолокационная система управления огнем Т50, состоявшая из радиолокатора, счетно-решающего устройства и усилителя, связанного с электрогидравлическими приводами механизмов наведения. Радиолокационная антенна была смонтирована в специальной установке, обеспечивавшей поиск цели и непрерывное слежение за ней в горизонтальной и вертикальной плоскостях. После фиксирования цели в “поле зрения” автоматическая система, воздействуя на механизмы наведения, обеспечивала точное сопровождение цели до пределов досягаемости пушек или вмешательства наводчика.

    В качестве силовой установки ЗСУ М42 оснащалась шестицилиндровым карбюраторным двигателем воздушного охлаждения AOS-895-3 фирмы “Континентал” или “Лайкоминг”, который развивал мощность 368 кВт при 2800 об/мин и обеспечивал движение по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 72,4 км/ч. Двигатель взаимодействовал с гидромеханической трансмиссией “Кросс-Драйв” фирмы “Аллисон”, включавшую в себя комплексную гидропередачу, трехступенчатую планетарную коробку передач и многоградусный планетарный механизм поворота дифференциального типа. Основные элементы трансмиссии были объединены с двигателем в один блок.

    В 1956 году ЗСУ М42 были модернизированы путем установки двигателя “Континентал” AOSI-895-5 с системой непосредственного впрыска топлива. Эта модификация зенитной самоходной установки получила обозначение М42А1. В состав ходовой части М42 входили, применительно к одному борту, пять обрезиненных опорных катков среднего диаметра, три поддерживающих ролика, ведущее колесо заднего и направляющее колесо переднего расположения. В ходовой части использовались гусеницы с резинометаллическими шарнирами и резиновым покрытием внутренней поверхности траков. Подвеска независимая торсионная с буферными пружинами и гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Передние катки и направляющие колеса связаны компенсирующими устройствами.

    В ходе боевых действий во Вьетнаме американцы использовали ЗСУ М42 в довольно больших количествах, но не столько для борьбы с авиацией противника, сколько для обороны военно-воздушных баз и других важных военных объектов. Благодаря высокой скорострельности машина хорошо справлялась со своей задачей, однако специалисты очень быстро увидели все ее недостатки. Как следствие этого, был разработан ряд программ по улучшению базовой машины, но они не дали никакого результата. Все закончилось тем, что в американской армии почти все М42 были заменены зенитными самоходными установками М163 “Вулкан”, которые представляли собой стандартные бронетранспортеры М113А1, оснащенные новой башней с установленной в ней шестиствольной пушкой “Вулкан”. Пушка имела электрический привод и обладала скорострельностью 3000 выстрелов в минуту. В последующие годы американцы разработали ряд эффективных зенитно-ракетных комплексов, таких как “Хок”, “Чапарэл”, “Найк-Геркулес” и “Ред Ай”, но, тем не менее, продолжали проявлять интерес и к артиллерийским системам ПВО, хорошо помня, что в небе Северного Вьетнама от огня зенитной артиллерии потеряли больше самолетов, чем от действий ракетных комплексов. Аналогичная ситуация повторилась и в ходе арабо-израильской войны 1973 года, когда израильская авиация понесла тяжелые потери от огня сирийских и египетских ЗСУ-23-4 советского производства.

    Производство ЗСУ М42 завершилось в июне 1956 года. Всего было выпущено более 3700 машин этого типа. В настоящее время М42 еще состоят на вооружении армий Венесуэлы, Греции, Гватемалы, Иордании, Ливана, Тайваня, Таиланда, Туниса и Турции.

    Тактико-технические характеристики 40-мм ЗСУ М42 “Дастер”

    Боевая масса, т 22,45
    Экипаж, чел.: 6
    Габаритные размеры, мм:
    длина с пушками вперед 6356
    ширина 3225
    высота 2847
    клиренс 438
    Бронирование, мм:
    лоб корпуса 25,4
    борт корпуса 12,7
    лоб башни 16
    борт башни 12,7
    Вооружение: 2х40-мм спаренные пушки “Бофорс”; 7,62-мм пулемет М1919А4 или М60
    Боекомплект: 480 выстрелов, 1750 патронов
    Дальность стрельбы, м 4800
    Двигатель: “Континентал” AOS-895-3 или “Лайкоминг”, 6-цилиндровый, карбюраторный, воздушного охлаждения, мощность 368 кВт при 2800 об/мин
    Удельная мощность двигателя, кВт/т 16,4
    Удельное давление на грунт, Мпа 0,063
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч 72,4
    Запас хода по шоссе, км 161
    Запас топлива, л 530
    Преодолеваемые препятствия:
    подъем, град. 30
    высота стенки, м 0,71
    ширина рва, м 1,83
    глубина брода, м 1,016

    В ходе Корейской войны армия США решила постепенно отказаться от всех машин на базе шасси M24 Chaffee , таких как 40-мм зенитный ракетный комплекс M19 Multiple Gun Motor Carriage , в пользу конструкций, в которых использовалось шасси M41. Поскольку 40-мм пушки по-прежнему рассматривались как эффективное зенитное оружие, модифицированная версия артиллерийской установки, использовавшаяся в M19, была установлена ​​в модернизированной башне для размещения большего кольца башни M41 и обозначена как M42.

    Первоначально 40-мм пушки были нацелены с помощью радиолокационной системы управления огнем, размещенной на вспомогательной машине аналогичной конструкции, но от этой идеи отказались по мере увеличения затрат на разработку.

    «Пыльник», он же «Огненный дракон»

    В середине 40-х годов американская армия получила целый ряд боевых машин, использовавших шасси лёгкого танка М24 «Чаффи», среди них была и зенитная самоходная установка М19 . Однако война в Корее продемонстрировала низкую надёжность их ходовой части, что привело к разработке нового семейства техники на шасси танка М41 «Уокер Бульдог», принятого на вооружение в 1951 году. Одним из ярких представителей этого семейства стала зенитная самоходная установка М42.

    В конце августа 1951 года Минобороны США выделило средства для постройки трёх прототипов: зенитной самоходной установки (ЗСУ) Т141 с оптическим прицелом; модификации Т141Е1, способной взаимодействовать с машиной целеуказания; Т53 — машины целеуказания с РЛС. Поначалу более перспективной считалась связка Т141Е1 и Т53, но, как показал последующий опыт, элементная база начала 50-х годов не позволяла создать малогабаритный радар, сохраняющий работоспособность при движении на гусеничном шасси по пересечённой местности. В итоге считавшаяся резервной ЗСУ Т141 превратилась в основной вариант.

    В компоновочном отношении Т141 представляла собой гибрид шасси танка М41 и башни ЗСУ М19 со спаркой 40-мм автоматов «Бофорс». Правда, корпус танка пришлось немного «доработать напильником» — диаметр погона башни М19 был больше, чем у М41. Если у М19 боевое отделение находилось в корме, то у новой зенитки — в центре корпуса. Расширенные размеры боевого отделения позволили на треть увеличить боекомплект (с 352 до 480 снарядов).

    Создание ЗСУ заняло не много времени — испытания первой партии Т141 завершились в начале сентября 1952 года, а 22 октября самоходку официально приняли на вооружение под обозначением «Gun, Twin 40 mm, Self-Propelled, М42» («Самоходное спаренное 40-мм орудие М42»). Основным её производителем стал завод «Кадиллак» в Кливленде, строивший М42 до конца 1959 года, а в апреле-декабре 1953 года ЗСУ выпускалась и предприятием «ACF Индастриз» в Бервике (штат Пенсильвания). Общий объём производства М42 составил около 3700 единиц.

    Особенности конструкции

    М42 имеет сварной корпус классической компоновки: в передней части находится отделение управления, в центре — боевое, в корме — моторно-трансмиссионное. Применительно к одному борту ходовая часть состоит из пяти опорных катков с торсионной подвеской (на 1-м, 2-м и 5-м катках дополнительно установлены гидравлические амортизаторы), трёх поддерживающих роликов, а также ведущего колеса заднего расположения и натяжного переднего. Гусеница состоит из 74 стальных траков с резиновыми накладками.

    Первоначально машина комплектовалась 6-цилиндровым рядным бензиновым мотором воздушного охлаждения «Континентал» AOS-895-3 мощностью 500 л.с. С февраля 1956 года устанавливался двигатель AOSI-895-5 с непосредственным впрыском топлива — той же мощности, но более экономичный. В ходе ремонтов новым двигателем оснастили большинство М42 ранних выпусков (такой вариант машины обозначался М42А1).

    Экипаж состоял из шести человек: механик-водитель и командир машины (он же радист) располагались в отделении управления, а командир расчёта, наводчик и два заряжающих — в башне. В частях экипаж ЗСУ нередко сокращали до пяти человек, совмещая должности командира машины и командира расчёта (полные экипажи оставались только в машинах командиров секций и взводов).

    Отделение управления М42 существенно переделали по сравнению с базовым танком М41. Лобовой бронелист установили под меньшим углом наклона к вертикали, проделав в нём большой прямоугольный люк для загрузки боекомплекта. В крыше отделения управления имеются два овальных люка для механика-водителя и командира.

    Помимо обычной коротковолновой радиостанции AN/VRC-7, −8, −9 или −10 и танкового переговорного устройства AN/VIC-1, машина оборудовалась приёмником AN/GRR-5, предназначенным для прослушивания радиообмена в воздухе.

    Главным вооружением ЗСУ являлись две 40-мм автоматические пушки М2А1 (длина ствола — 60 калибров), установленные в люльках М4Е1 в бронированной, открытой сверху вращающейся башне. Электрогидравлический привод вращения башни обеспечивал поворот на 360° за 9 сек, а резервный ручной привод — за 10,5 сек. Угол вертикальной наводки — от −5° до +85°.

    Поначалу пушки М2А1 комплектовались классическими конусообразными пламегасителями, позже начали применять «трёхпалые». Скорострельность орудия составляла 120 выстрелов в минуту, но ввиду воздушного охлаждения стволов предписывалось после 100 выстрелов делать перерыв в ведении огня. На надгусеничных полках машина перевозила запасные стволы (замена занимала около трёх минут). Горизонтальная дальность стрельбы составляла 9500 м, досягаемость по высоте — 5000 м.

    Прицельное оборудование установки М42 включало в себя коллиматорный прицел М24С и прибор управления огнём М38, в который командир расчёта посредством верньеров вводил примерную скорость цели, а также её угол пикирования либо кабрирования (после чего М38 автоматически вычислял поправку). Огонь вёл наводчик посредством электроспуска с педалью.

    Боекомплект пушек состоял из следующих типов снарядов:

    • М81 и М81А1 АР-Т — бронебойные трассирующие, применяемые для поражения легкобронированных объектов, полевых укрытий, а также воздушных целей (масса снаряда — 2,08 кг, начальная скорость — 872 м/с);
    • М91 ТР-Т — учебный трассирующий, с баллистикой, приближённой к М81;
    • М25 — холостой;
    • Mk 2 HET-SD и Mk 2 HEIT-SD — осколочно-фугасный и осколочно-фугасно-зажигательный снаряды с трассером и устройством самоликвидации, срабатывающим после выгорания трассирующего заряда (через 7-12 с). Применялись для стрельбы по воздушным целям, а также живой силе и не бронированным машинам. Масса снарядов обоих типов составляла 2,15 кг, начальная скорость — 880 м/с.

    Боепитание осуществлялось из четырёхснарядных обойм.

    Вспомогательное вооружение было представлено 7,62-мм пулемётом М1919А4 (позже иногда заменялся на М60), устанавливавшимся на вертлюге на боковой либо задней стенке башни. Боекомплект пулемёта — 1750 патронов.

    Служба

    Новые зенитки начали поступать в войска в 1953 году и на Корейскую войну не успели. В дивизионном звене М42 быстро заменили не только ЗСУ М16 и М19, но и буксируемые «Бофорсы». В состав каждой танковой или механизированной дивизии включался зенитный дивизион, состоявший из управления, штабной батареи и четырёх огневых батарей. Огневая батарея состояла из двух огневых взводов по четыре секции (в каждой — две ЗСУ). Таким образом, взвод насчитывал 8 ЗСУ, батарея — 16, дивизион — 64. Хотя М42 не предназначалась для десантирования парашютным способом, дивизион таких зениток вошёл и в штат воздушно-десантной дивизии. Предполагалась доставка ЗСУ тяжёлыми транспортными самолётами на аэродром, захваченный первым броском десанта.

    Приоритетной задачей для частей, вооружённых М42, являлась противовоздушная оборона, но в случае отсутствия угрозы с воздуха уставы допускали их применение для поражения наземных целей. Ввиду слабого бронирования и большой высоты М42 должны были действовать, укрываясь за складками местности. В амфибийных операциях, а также при форсировании водных преград батареи М42 должны были находиться в первом эшелоне, обеспечивая ПВО плацдарма после высадки или переправы.

    Уже в конце 50-х годов стало очевидным, что М42 не может эффективно бороться с современными реактивными самолётами, ведь её вооружение и система управления огнём оставались на уровне Второй мировой войны. Но ни ЗСУ «Виджилент» с 37-мм шестиствольной револьверной пушкой, ни ЗРК «Маулер», создававшиеся для замены М42, на вооружение так и не приняли. В итоге на смену М42 пришёл «дуэт» из довольно простых средств — 20-мм шестиствольной ЗСУ М163 «Вулкан» и ЗРК «Чапарэл». Поставки этих средств в войска начались в 1968 году, но последние М42 были сняты с вооружения регулярной армии уже в 1963 году. Задачи войсковой ПВО временно возложили на ЗРК средней дальности «Хок». Единственное исключение составили две батареи, дислоцировавшиеся в зоне Панамского канала — в них М42 служили до 1970 года, поскольку правительство Панамы не дало согласия на развёртывание в этом районе ЗРК «Хок».

    Вьетнам

    Ввиду начала войны во Вьетнаме уже в 1966 году ЗСУ М42А1 вновь вернули в регулярную армию. Американское командование сочло, что самоходные зенитки лучше подойдут для этого театра военных действий: противник не располагал мощной авиацией, а 40-мм скорострельные автоматы ЗСУ вполне годились для обстрела наземных целей. Во Вьетнаме М42А1 окрестили «Дастером». Это слово, в буквальном переводе означающее «пыльник, тряпка для уборки пыли», применительно к зенитке скорее следует переводить как «поднимающий пыль». В самом деле, при стрельбе по наземным целям, когда стволы пушек были почти параллельны земле, машину окутывало облако пыли.

    Во Вьетнам направили три дивизиона «Дастеров» — 192 машины (если предположить, что дивизионы отправлялись на войну полностью укомплектованными — точных сведений на этот счёт нет). Каждому дивизиону придавалась батарея 12,7-мм буксируемых счетверённых пулемётных установок М55 и прожекторная батарея.

    1-й дивизион 44-го артполка прибыл во Вьетнам 7 ноября 1966 года. Первоначально он усилил 3-ю дивизию морской пехоты, действовавшую в 1-м (северном) корпусном районе. В 1968 году дивизион вошёл в состав артиллерии 1-х полевых сил (I Field Force Vietnam Artillery) и постоянно дислоцировался в Донг Ха. В 1970 году дивизион передислоцировали в Дананг, включив в состав 24-го армейского корпуса. Вывели его из Вьетнама 30 декабря 1971 года.

    Практически одновременно с 1-м дивизионом 44-го полка во Вьетнам прибыл 5-й дивизион 2-го артполка. Он вошёл в состав артиллерии 2-х полевых сил, действуя главным образом в районах баз Куи Нон и Лонг Бинь (севернее Сайгона). Вьетнамская командировка этой части завершилась 22 июня 1971 года.

    11 марта 1967 года во Вьетнам прибыл 4-й дивизион 60-го артполка, который вошёл в состав 41-й артиллерийской группы 3-го корпуса. Первоначально часть находилась в Куи Нон, в июне 1968 года была передислоцирована в Ан Кхе, а в конце 1970 года — в Туй Хоа. Дивизион вывели из Вьетнама 21 декабря 1971 года.

    Пострелять по воздушным целям во Вьетнаме «Дастерам» довелось лишь несколько раз в самом начале своей службы, да и то целями были американские или южновьетнамские машины, ошибочно принятые за вражеские (северовьетнамская авиация южнее демаркационной линии не летала). ЗСУ пытались привлекать и к сопровождению конвоев, однако на маршах в джунглях ходовая часть и подвеска М42А1 часто повреждались, а бензиновый двигатель перегревался. Поэтому основной сферой применения «Дастеров» стало охранение баз и районов дислокации (чаще всего на стационарных позициях, в окопах). Нередко самоходки месяцами оставались на одних и тех же позициях, а их экипажи после полугодичной боевой командировки возвращались на родину, сменяясь новыми. На стационарной позиции механик-водитель был не особо занят, поэтому на него возложили функции одного из заряжающих, сократив экипаж «Дастера» до четырёх человек.

    М42А1 показала высокую эффективность огня по вражеской живой силе и небронированной технике. Очередь пары 40-мм автоматов превращала пехотное подразделение в кровавое месиво. Время от времени «Дастерам» противостояли и более серьёзные цели — бронебойные снаряды «Бофорсов» без труда пробивали броню советских лёгких танков ПТ-76 и их китайских клонов «Тип 63».

    Вьетконговцы предпочитали действовать ночью. Поскольку прожекторов на «Дастерах» не было, дивизионам ЗСУ придавались прожекторные батареи. Они использовали прожектора двух типов: 23-дюймовые (58-сантиметровые) AN/MSS-3 и более современные 30-дюймовые (76-сантиметровые) AN/TVS-3. Оба типа прожекторов могли работать как в видимом, так и в инфракрасном диапазонах. В дежурном режиме ночью прожекторы работали на инфракрасное излучение, благодаря чему наблюдатели с приборами ночного видения могли обнаруживать приближающихся партизан. Затем противник освещался обычным светом, и «Дастеры» открывали огонь. Многие расчёты прожекторов столь мастерски владели своим оборудованием, что могли применять освещение поля боя светом, отражённым от низких туч.

    Скорострельный «Дастер» мог создать на пути врага настоящую стену огня. В большинстве случаев экипажи ЗСУ демонтировали пламегасители: с одной стороны, это снижало пылеобразование при стрельбе на малых углах возвышения, с другой — существенно увеличивало психологический эффект. Недаром вьетнамцы прозвали М42А1 «Огненным драконом». Дивизионы применялись децентрализовано — взводы и даже отдельные секции ЗСУ придавались пехотным подразделениям, прикрывая их опорные пункты.

    «Дастерам» пришлось повоевать не только на суше, но и на воде. Несколько М42А1, приданных Мобильным речным силам (Mobile Riverine Force) 9-й пехотной дивизии, были установлены на десантные плашкоуты и применялись в качестве своеобразных «бронекатеров» в дельте реки Меконг.

    Успешное применение ЗСУ М42А1 при поддержке частей морской пехоты вызвало вполне понятное стремление морпехов и самим обзавестись чем-то подобным. Результатом стал прототип ЗСУ LVTAA-X1 SPAAG, представлявший собой башню «Дастера», установленную на плавающем бронетранспортёре LVTP-5. В серию эта громоздкая машина не пошла.

    В 1971 году в соответствии с политикой «вьетнамизации» войны все дивизионы «Дастеров» были выведены в США. Их технику передали армии Южного Вьетнама, впоследствии несколько М42А1 стали трофеями вьетнамцев-северян.

    Выведенные из Вьетнама дивизионы к середине 1972 года расформировали, но в Национальной гвардии последние М42А1 сняли с вооружения только в 1988 году. Один из «Дастеров» Нацгвардии штата Техас оставил свой след в массовой культуре, снявшись в фильме «Конвой» Сэма Пэкипеха — зенитка пыталась задержать грузовик, за рулём которой сидел главный герой.

    • 42 — чётное двузначное число.
    • 42 — пятое число Каталана.
    • Четвёртое меандровое число и седьмое открытое меандровое число [1][2] .
    • 42 — максимальное число кусков, на которые можно разрезать куб 6-ю плоскостями (то есть шестое число торта).
    • 42 — сфеническое число.
    • 42 — одиозное число.
    • 42 — составное число.
    • 42 — избыточное число.
    • 42 — атомный номер молибдена.
    • (42) Изида — астероид.
    • Туманность Ориона (M42) — объект в каталоге туманностей Мессье.
    • M42 «Дастер» — зенитная самоходная установка США 1950-х годов.
    • «2001 DA42» — астероид.
    1. The Military Balance 2007. — P. 90.
    2. The Military Balance 2010. — P. 258.
    3. The Military Balance 2007. — P. 233.
    4. The Military Balance 2007. — P. 375.
    5. The Military Balance 2007. — P. 373.
    6. The Military Balance 2007. — P. 245.
    7. The Military Balance 2007. — P. 145.
    • Fred W. Crismon. U.S. Military Tracked Vehicles. Osceola, WI: Motorbooks International, 1992.
    • R.P. Hunnicutt. Sheridan. A history of the American Light Tank Volume 2. — Presidio, 1995. ISBN 0-89141-570-X
    • Танки и самоходные установки (энциклопедия военной техники) / пер. с англ., ред. С. Ангелов. М., ООО «Издательство АСТ», 2001. стр.245
    • Twin 40mm Self-propelled Gun M42 (AFV Database)
    Бронетехника США после 1945 года
    Лёгкие танкиM41 «Уокер Бульдог» · T92 · M551 «Шеридан» · M8 AGS · «Стингрей» *
    Средние танки M46 «Паттон» · T42 · M47 «Паттон II» · T69 · M48 «Паттон III» · T54 · T77
    Тяжёлые танкиM103 · TV-1 ** · R32 ** · «Хантер»
    Основные боевые танкиT95 · T96 · M60 · MBT-70 · XM803 · M1 «Абрамс»
    БМПXM701 · AIFV * · XM723 · M2/M3 «Брэдли» · LAV-25 · GCV
    БронетранспортёрыM44 · M75 · M59 · M113 · V-100 «Коммандо» · M1117 · «Кугуар» · M1126 «Страйкер» · International MaxxPro · «Чита» · «Кайман» · «Булл» · «Гризли»
    Десантные бронетранспортёрыLVTP5 · AAV7 · EFV
    БРМ и КШМM114 · «Линкс» * · XM800T · XM800W · XM808 «Твистер» · «Коммандо Скаут» * · M-ATV
    Самоходные гаубицыM44 · M52 · M53/M55 · T162 · M107 · M108 · M109 · M110 · XM62 · XM104 · XM138 · XM2001 «Крусейдер»
    Самоходные миномётыM84 · M106 · M125 · M1064 · M1129
    ЗСУT100 · M42 · T249 · M163 · XM166 · M247 «Сержант Йорк»
    Противотанковые САУM56 · M50 «Онтос»
    БМРАM270 MLRS · HIMARS
    Самодвижущиеся орудияXM124E2 · M2A2 Terra-Star
    Огнемётные танки
    и механизированные огнемёты
    M67 · M132
    Инженерные машиныM728 · Buffalo MPV
    БРЭМM74 · M51 · M578 · M88
    Дистанционно управляемые БМTUGV «Гладиэйтор» · «Блэк Кнайт» · XM1219
    Самоходные
    лазерные комплексы
    Laser Avenger
    * — производились только на экспорт; ** — проекты танков с ядерной силовой установкой; курсивом выделены опытные и не пошедшие в серийное производство образцы

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Фарман, Анри
    • Первопоходник

    Смотреть что такое «M42 (САУ)» в других словарях:

    M109 (САУ) — … Википедия

    M108 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. M108 … Википедия

    M107 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. M107 … Википедия

    M110 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. M110. 8 i … Википедия

    M52 (САУ) — У этого термина существуют и другие значения, см. M52 … Википедия

    M56 (САУ) — 90mm Self propelled Gun M56 Классификация … Википедия

    M44 (САУ) — 155mm Self Propelled Howitzer M44 Классификация … Википедия

    М50 (САУ) — 106mm Multiple Self propelled Rifles M50 Боевая масса, т 8,63 Экипаж, чел. 3 История Год(ы) производства … Википедия

    М42 (значения) — М42: Туманность Ориона газопылевой комплекс в созвездии Ориона Резьбовое соединение M42×1 посадка для фотообъективов M42 (САУ) cпаренная 40 мм самоходная пушка M42 45 мм противотанковая пушка образца 1942 года (М 42) … Википедия

    Список гусеничных машин вооружённых сил Германии — Логотип вооружённых сил Германии Список гусеничных машин вооружённых сил Германии[1] … Википедия

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector