Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Содержание
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)
Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2
БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.
Основные характеристики
Бронезащита и живучесть
А вернее её отсутствие. Да, укладки снарядов в передней и задней частях кузова прикрыты 12-мм бронещитками, однако подрыв боеукладки — меньшее, что должно волновать водителя зенитной самоходки 29-К.
Любой поражающий элемент на поле боя, от винтовочной пули до мельчайшего осколка артиллерийского снаряда, является критической угрозой существованию 29-К. Попадая под пулемётный обстрел, эта самоходка чаще всего не способна продержаться под градом свинца и 10 секунд, а тратить на неё целый снаряд противник скорее всего не захочет, так что даже случайного союзника гибель 29-К никак не спасёт. Экипаж из 6 человек, разбросанный по всей длине самоходки, позволяет выдержать пару-тройку пулемётных очередей, но не более, после чего противник перенесёт огонь чуть в сторону от уже уничтоженных артиллеристов, на чём боевая история 29-К и будет безвременно завершена. Захват точек (если до них удаётся добраться) также является делом выдающейся храбрости, ведь случайного арт-снаряда упавшего в 5 метрах от 29-К будет достаточно, чтобы полностью или на половину сократить экипаж бравых зенитчиков. Если же водитель 29-К замешкается и задержит свою машину на открытой местности хотя бы на несколько минут, то враждебно настроенные военно-воздушные силы быстро продемонстрируют ему ошибочность такого решения, уничтожив беззащитную зенитку одним точным пулемётным проходом.
В общем и целом, живучесть у 29-К никакая, и единственный шанс уцелеть на поле боя — это как можно реже попадаться противнику на глаза прячась по кустам и оврагам, либо выводить из строя танки противника раньше, чем те успеют повернуть свою башню и дать прицельного пулемётного стрекача.
Подвижность
В мечтах о светлом коммунистическом будущем, труженик тыла, грузовичок ЯГ-10, способен развить скорость в 70 км/ч, но на гораздо менее прозаичных, реальных полях сражений, будучи перегружен тяжеленным дальнобойным зенитным орудием, этот красный чемпион способен выдать лишь 17-20 км/ч, да и то, если косогор под колесом не подвернётся. А вот если уж косогор подвернулся и, за каким-то непонятным бесом, ЯГ-10 вынужден ехать в горку, то тут радость принесут и 7-10 км/ч, ведь иначе он просто скатится обратно вниз, несмотря на потуги водителя занять позицию повыгоднее или уйти из под неотвратимого арт-удара. В жарких песках зарубежных пустынь или на родных заснеженных просторах западной Европы, ЯГ-10 и вовсе не выдаст более 16 км/ч, но и на том ему спасибо.
В качестве памятки водителю сего чуда инженерной мысли, указано, что лучшим вариантом добраться до места боя, является активное пользование сетью городских и грунтовых дорог, на которых скорость и манёвренность ЯГ-10 существенно возрастают, но вместе с тем возрастает и риск попасть под вражеский обстрел. Кстати, один раз попав под обстрел противника, команда 29-К, скорее всего, больше под него не попадёт не разу, потому что под первым же обстрелом вся по братски и поляжет. Занять позицию в кустах на дальнем холме 29-К, также не сможет, ведь максимальный преодолеваемый подъем составляет всего 13°, а это немного меньше, чем немного. Когда же над головами зенитчиков разверзнутся облака, и с неба посыплются вражеские арт-снаряды, команда 29-К сможет наблюдать за фейерверком из первых рядов, ведь сделать что-то ещё кроме этого она всё равно не успеет.
Подвижность перегруженного ЯГ-10, пожалуй, даже хуже чем его живучесть, а значит на фоне подвижности, живучесть 29-К можно назвать положительной стороной. Для всех тех, кто захочет попробовать себя в роли мастера скрытных противотанковых засад совет будет простой — крепитесь.
Модификации [ править ]
Объект 510 [ править ]
На основании приказа Министерства транспортного машиностроения № 0013 от 8 февраля 1956 года в КБ завода № 174 совместно с заводом № 342 была разработана модификация ЗСУ-57-2, оборудованная индивидуальными плавсредствами. Руководителем проекта был А. Е. Сулин. Машине был присвоен индекс «Объект 510» [7] .
В 1956 году было изготовлено два опытных образца, которые прошли государственные испытания. В 1961 году «Объект 510» был принят на вооружение. Всего было изготовлено 6 серийных машин [7] .
«Объект 510» отличался от базового варианта установкой приспособления для навешивания стальных понтонов. Понтоны предназначались для форсирования водных преград как своим ходом, так и на буксире [7] .
Масса машины с понтонами составила 37,8 тонн. Запас плавучести — 40 %. При движении на воде использовались два гребных винта. Движение по воде допускалось при волнении до 5 баллов. Ширина водной преграды, преодолеваемой самостоятельно, составляла 50—60 км . Максимальная скорость на плаву составляла 12 км/ч . Максимальная скорость при буксировке не более 15 км/ч [7] .
Кроме того, при волнении моря до 2 баллов обеспечивалась стрельба по зенитным целям. Также была возможность перевозки десанта на плавсредстве до 40 человек, однако стрельба при этом была запрещена [7] .
Объект 520 [ править ]
К концу 1950-х годов, в связи с развитием реактивной авиации, максимальные скорости возросли до 1000—1200 км/ч , возросла маневренность. Поэтому для эффективного противодействия таким целям понадобились автоматизированные приводы наводки в сочетании с радиолокационными комплексами [7] .
В соответствии с постановлением СМ СССР № 416—211 от 17 апреля 1957 года в КБ Завода № 174 была проведена модернизация ЗСУ-57-2. Модернизация заключалась в установке 57-мм пушек СВ-68 «Березина» и малогабаритных радиооптических приборных комплексов автономного управления огнём «Десна». Руководителем проекта был назначен Г. В. Мазепа, а проект получил индекс «Объект 520» [7] .
В 1959 году были изготовлены 6 машин, которые прошли ПСИ, однако ЗСУ «Объект 520» на вооружение принята не была [7] .
57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.
Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.
Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.
К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.
В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.
Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.
Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.
Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.
В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.
На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.
57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Производство и служба ЗСУ-57-2
Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.
Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)
Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2
БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.
Вооружение
Основное орудие
Зенитное орудие 3-К (76-мм), которое пробивает практически всех на своём ранге. Благодаря совокупности характеристик: превосходной баллистики, отличной перезарядки, хорошей точности и мощности снаряда это орудие является фактически самым лучшим на своём БРе. Точность и баллистика снаряда позволяют уничтожать противника на дистанции 1.5-2 км. При топовом экипаже и купленных асах скорострельность возрастает до 12-13 встр./мин (4.7-5 сек), тем самым не давая врагам расслабиться. Имея такое превосходное орудие, мы можем успешно, на равных бороться с врагами находясь и на 1.0 БРа выше своего. Наша основная и главная проблема это очень медленная скорость наведения. Не редко бывает когда мы просто не успеваем довернуть орудие, поэтому эффективность даже по танкам ограничена, не говоря уж о самолётах.
Боекомплект состоит всего из двух снарядов, это бронебойный каморный снаряд БР-361 и осколочно-фугасный О-361. Бронебойный снаряд обладает отличным бронепробитием в 139 мм с 10 м и 124 мм с 500 м. Фугасный снаряд содержит 621 гр. взрывчатки, отлично подходит для уничтожения ЗСУ и САУ со слабой бронёй и открытыми рубками, и конечно самолётов (т.к пушка всё таки зенитная). Самое интересное — часто каморный снаряд БР-361 со 150 гр. взрывчатки, при пробитии танка в боевое отделение гарантирует «ваншот» противника не смотря на размеры танка и кол-во его экипажа. Так же довольно чувствительный взрыватель и его короткая задержка, позволяет стрелять по зениткам и др. машинам со слабой бронёй не применяя фугасный снаряд. Так же боеукладку можно не выгружать из-за превосходной скорострельности и небольшого размера боеукладки.
Описание конструкции [ править ]
ЗСУ-57-2 имела компоновку с расположением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса, а вооружения — во вращающейся башне. Экипаж ЗСУ состоял из шести человек: механика-водителя, размещавшегося в лобовой части корпуса слева; наводчика, наводчика-установщика прицела, двоих заряжающих (правого и левого орудий) и командира установки, находившихся в башне.
Вооружение [ править ]
Вооружение САУ составляло спаренное 57-мм автоматическое орудие С-68, состоявшее из двух пушек С-60 с длиной ствола 76,6 калибров / 4365 мм, отличавшихся зеркальным расположением механизмов. Автоматика С-60 работала на использовании энергии отдачи при коротком ходе ствола. Орудие имело ствол-моноблок, поршневой скользящий затвор, гидравлический откатник, пружинный накатник и снабжалось дульным тормозом [2] .
Спаренная установка соединённых люльками в единый блок орудий размещалась на цапфах на полу башни. Вертикальная, в пределах −5…+85°, и горизонтальная наводка осуществлялись при помощи электрогидравлических приводов, работавших от электродвигателя постоянной скорости вращения через гидравлический регулятор скорости. Скорость горизонтального наведения составляла 30°, вертикального — 20° в секунду [3] . В случае отказа электропривода, сохранялась возможность ручной наводки: командир машины при этом отвечал за горизонтальное наведение, а наводчик — за вертикальное. Орудие имело обойменное питание из коробчатых магазинов на 4 выстрела, практическая скорострельность составляла 100—120 выстрелов в минуту на ствол, но предельная продолжительность непрерывной стрельбы составляла 40—50 выстрелов, после чего ствол было необходимо охладить [3] [4] . Боекомплект ЗСУ-57-2 составлял 300 унитарных выстрелов, из которых 176 в 44 магазинах размещались в укладках в башне, 72 в 18 магазинах находились в носовой части корпуса, а ещё 52 выстрела в не снаряжённом в обоймы виде размещались под поликом башни [5] .
Боеприпасы 57-мм пушки С-68 [6] | |||||
Тип снаряда | Марка | Масса выстрела, кг | Масса снаряда, кг | Масса ВВ, г | Дульная скорость, м/с |
осколочная трассирующая граната | ОР-281У | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
осколочная трассирующая граната | ОР-281 | 6,6 | 2,8 | 153 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281У | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный трассирующий | БР-281 | 6,6 | 2,8 | 13 | 1000 |
бронебойный сплошной трассирующий | БР-281СП | 6,6 | 2,8 | — | 1000 |
Таблица бронепробиваемости для C-68 [5] | ||||
Снаряд Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 30°) | 90 | 80 | 70 | 60 |
БР-281 / БР-281У (угол встречи 0°) | 110 | 100 | 85 | 70 |
Данные по советской методике измерения бронепробиваемости. Следует иметь в виду, что в разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других орудий часто оказывается невозможным либо некорректным. |
Зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (объект 500)
Первая крупносерийная отечественная ЗСУ. Предназначалась для ПВО танковых и мотострелковых частей. Разработана в 1947 – 1955 годах. Принята на вооружение постановлением СМ СССР № 216-131 от 14 февраля 1955 года. Серийно производилась Омским заводом им. Октябрьской революции в 1955 – 1960 годах.
СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
изготовлена на базе танка Т-54 с частичным сохранением узлов и агрегатов его ходовой части, силовой установки и трансмиссии. Корпус сварен из катаных броневых листов и состоит из трех отделений: управления, боевого и силового. Над боевым отделением расположена открытая сверху квадратная сварная башня. В башне на станке установлена 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68, состоящая из двух пушек С-60 с длиной стволов 76,6 калибра. Вертикальное и горизонтальное наведение пушки С-68 осуществлялось электрогидравлическим приводом. Углы наведения: горизонтальный 360°, вертикальный -5°…+в5°. Максимальная дальность стрельбы: вертикальная-8800 м, горизонтальная 12000 м. Темп стрельбы из двух автоматов: 200-240 выстр./мин.
Зенитных самоходных установок ЗСУ-57-2 было изготовлено сравнительно немного. Они поступили на вооружение ряда танковых полков, где было положено иметь одну батарею из 4 установок. Эти машины не пользовались большой популярностью в войсках по причине свойственных им недостатков: низкого темпа стрельбы, ручного обойменного заряжания, невозможности ведения огня на ходу. Эффективность огня батареи ЗСУ-57-2 была даже ниже, чем у батареи буксируемых 57-мм пушек С-60, управлявшихся от ПУАЗО-6 с СОН-9. С 60-х годов, по мере поступления в войска более современных ЗСУ “Шилка”, некоторое количество ЗСУ-57-2 было передано или продано за рубеж. Боевое крещение ЗСУ-57-2 приняли во вьетнамской войне, причем они сражались на территории как Северного, так и Южного Вьетнама. ЗСУ-57-2 принимали участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, а также в ирано-иракской войне. По-видимому, последний раз ЗСУ этого типа использовались в бою в марте 1999 года в ходе отражения авианалетов НАТО на территории Югославии. В КНР была создана и запущена в серийное производство зенитная самоходная установка, представлявшая собой артиллерийскую часть ЗСУ-57-2, установленную на шасси китайского танка Тур 59. По состоянию на 1995 год ЗСУ-57-2 еще находились на вооружении в Венгрии, Вьетнаме, Египте, Ираке, Иране, КНДР, Кубе, Сирии, Финляндии и Югославии.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗСУ-57-2
БОЕВАЯ МАССА, т: 28.
ЭКИПАЖ, чел.: 6.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 8480,
ширина – 3270,
высота (по тенту) – 2750,
клиренс – 425.
ВООРУЖЕНИЕ: 1 спаренная автоматическая пушка С-68 калибра 57 мм.
БОЕКОМПЛЕКТ: 300 выстрелов (из них в обоймах – 248).
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: автоматический зенитный прицел построительного типа.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: 8-13.
ДВИГАТЕЛЬ: В-54, 12-цилиндровый, четырехтактный, бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения; .мощность 520 л.с. (382,7 кВт) при 2000 об/мин; рабочий объем 38 880 см3.
ТРАНСМИССИЯ: гитара, многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростная механическая коробка передач, два планетарных механизма поворота, бортовые передачи.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре сдвоенных обрезиненных опорных катка на борт, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное); подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 90 траков шириной 580 мм, шаг трака 137 мм.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 50.
ЗАПАС ХОДА, км: 420.
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
угол подъема, град. – 30;
ширина рва, м – 2,7;
высота стенки, м – 0,8;
глубина брода, м – 1,4.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-26Э, переговорное устройство ТПУ-4-47.
57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.
Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.
Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.
К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.
В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.
Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.
Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.
Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2
Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.
В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.
На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.
57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2
Производство и служба ЗСУ-57-2
Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.
Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.
Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет