1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зенитная самоходная установка 2С6 Тунгуска

Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 “Тунгуска”

Создавалась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 427-151 от 8 июня 1970 года. Проектирование в целом велось в КБП МОП, отвечавшем, кроме того, и за ракетно-артиллерийскую боевую часть. В разработке участвовали УМЗ МРП (радиоприборный комплекс), МТЗ МСХМ (гусеничное шасси с системой электропитания), ВНИИ “Сигнал” МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и др. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийно производится на УМЗ.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
2С6 – на базе гусеничной машины ГМ-352. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое- в средней, МТО – в кормовой. Над боевым отделением размещена массивная вращающаяся башня, по бортам которой установлены два двухствольных зенитных автомата 2А38М, закрытых бронированным кожухом. Автоматы имеют один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Для охлаждения стволов используется жидкостная испарительная система. Темп стрельбы до 5000 выстр./мин. Углы наведения: горизонтальный – 360°, вертикальный -9°…+55°. Транспортно-пусковые контейнеры с ракетами 9М311 расположены также по бортам башни и защищены бронированным ограждением. Система управления ракетой – полуавтоматическая, с радиокомандной линией связи. В кормовой части башни размещена антенна РЛС обнаружения, в передней – РЛС сопровождения. Дальность обнаружения цели -18 км, дальность сопровождения цели -13 км. Зона поражения для ракетного вооружения: высота – 15…3500 м, дальность – 2500…8000 м. Зона поражения для пушечного вооружения: высота – до 3000 м, дальность – 200…4000 м. Экипаж 4 человека: командир, оператор, наводчик и механик-водитель. Машина оснащена системами противоатомной, противохимической и противобиологической защиты.

2С6М (1990 г.) – боевая машина модернизированного комплекса “Тунгуска-М” (2К22М). Новые радиостанции и приемник для связи с батарейным командирским пунктом “Ранжир” (ПУ-12М) и командным пунктом ППРУ-1М (ППРУ-1). Новый газотурбинный двигатель агрегата электропитания. 2С6М-1-боевая машина комплекса “Тунгуска-М1”. Автоматизированы процессы наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете 9М311-М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным. Вместо трассера установлена импульсная лампа. Дальность полета ЗУР доведена до 10 км.

Боевая машина 2С6 входит в состав зенитного ракетно-пушечного комплекса 2К22, объединяющего до шести таких установок и предназначенного для противовоздушной обороны танковых и мотострелковых полков. Организационно четыре боевых машины комплекса “Тунгуска” сводятся в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК “Стрела-10СВ” и взвода комплексов “Тунгуска” и входившей в состав мотострелкового или танкового полка. Функционирование боевых машин комплекса “Тунгуска” обеспечивалось применением ТЗМ 2Ф77 (на шасси автомобиля КамАЗ-43101, с 8 ЗУР и 32 коробами с патронами для зенитных автоматов), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на “Урал-43203” с прицепом) и 1Р10-1М (на “Урал-43203”, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на “Урал-43203 – по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131). Ни Советской, ни Российской Армиями “Тунгуска” против реальных боевых воздушных целей не применялась. Единственная же известная попытка использования этих машин в качестве штурмового средства закончилась неудачей. В штурме Грозного в 1994 году в составе майкопской 131-й бригады Российской Армии участвовало шесть “тунгусок”, которые были уничтожены в первые же минуты боя. После распада СССР проводились работы по замене выпускавшихся в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО “Метровагонмаш” ГМ-5975. По западным данным, 12 ЗСУ “Тунгуска” в середине 90-х годов поставлено Индии. Сведений о приобретении их другими странами нет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2С6
БОЕВАЯ МАССА, т: 34,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7930,
ширина – 3236,
высота – 3356,
клиренс – 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 двухствольных автоматических пушки 2А38 калибра 30 мм, 8 ПУЗУР9М311.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1936 выстрелов, 8 ЗУР.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: радиолокационная система, состоящая из РАС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика; цифровой счетно-решающий прибор 1А26; прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-84МЗО, 12-цилиндро-вый, четырехтактный, V-образный, дизель жидкостного охлаждения; мощность 700 л.с. (515 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая с гидрообъемным механизмом поворота.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска гидропневматическая; гусеницы с РМШ, механизм натяжения гусениц – гидравлический.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-173, переговорное устройство Р-174.

К началу 70-х годов, стало видно, что ЗПРК «Шилка» недостаточно хорош в качестве противовоздушной обороны ближнего радиуса действия. Также у него в силу неудовлетворительной мощности снарядов и малой эффективности дальности огня была недостаточная эффективность против самолетов-штурмовиков, обезопасенных броней, воздушных высокоскоростных целей и вертолетов, оснащенных управляемыми противотанковыми ракетами, способными уничтожать наземные цели с расстояния в несколько тысяч метров. Кроме этого радиолокатору комплекса было не под силу самостоятельно искать воздушные цели.

Сначала, в 1970 году, было получено задание о проектировке нового зенитного пушечного комплекса. Но после того, как в 1973 году была проведена научно-исследовательская работа «Запруда», в процессе которой рассматривались вопросы безопасности войск от ударных самолетов, стало понятно, что новую установку необходимо оборудовать еще и зенитными ракетами, в целях, чтобы она была более эффективна в отношении вертолетов.

Читать еще:  Тяжелая гусеничная БМП Т-15 (Россия)

К концу десятилетия работы по разработке были окончены. В 1980-81 годах по итогам испытаний, произошла доработка, и осенью 1982 года комплекс был взят на вооружение. К четырем ракетам, которыми он обладал сначала, впоследствии еще столько же прибавилось.

После 1995 года завершилась разработка модификации под обозначением «Тунгуска-М1». Она была принята на вооружение в 2003 году. Поставляется в зарубежные государства.

В целях обеспечения систем противовоздушной обороны ближнего радиуса боевых крупных кораблей и малых кораблей, с использованием некоторых узлов и вооружения, состоялась разработка комплекса «Кортик».

Устройство

Основными узлами комплекса являются:

  • самоходное гусеничное легкобронированное шасси
  • два двухствольных 30-мм автомата 2А38
  • 8 пусковых установок с боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет 9МЗ11
  • радиолокационной системы, состоящей из РЛС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой ступени работает на твёрдом топливе, обечайка изготовлена из стеклопластика. Вторая ступень спроектирована без двигателя, полёт проходит по инерции, в хвостовой части размещён газогенератор, обеспечивающий лучшие аэродинамические условия обтекания. Взрыватель бесконтактный, боевая часть со стержневыми поражающими элементами.

Состав [ править ]

В состав комплекса 2К22 входят [4] :

  1. Боевые средства в виде батареи из 6 ЗСУ2С6, вооружённых зенитными автоматами 2А38 и ЗУР 9М311;
  2. 1Р10 — машина ремонта и технического обслуживания для проведения ТО-1;
  3. 2В110 — машина технического обслуживания для проведения ТО-2;
  4. 2Ф55 — машина технического обслуживания с комплектом группового и частично одиночного ЗИП;
  5. 2Ф77 — транспортно-заряжающая машина, перевозящая 1,5 боекомплекта патронов и 1 боекомплект ЗУР (по одной машине на каждую ЗСУ 2С6);
  6. ЭСД2-12 — дизельная электростанция для обеспечения внешнего питания ЗСУ 2С6;
  7. 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство для обучения операторов и командиров ЗСУ 2С6;
  8. 9Ф810 — тренажёр для обучения наводчиков ЗСУ 2С6;
  9. 9М311УД — учебные ракеты с бортовой аппаратурой для обучения наводчиков ЗСУ 2С6;
  10. 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет для отработки навыков обращения и сдачи нормативов экипажей ЗСУ 2С6;
  11. 9М311УР — учебный разрезной макет ракет для изучения конструкции ЗУР 9М311.

Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «ТУНГУСКА»

(Голосов: 3)

Предназначен для противовоздушной обороны мотострелковых и танковых частей и подразделений на марше и во всех видах боя, обеспечивает поражение низколетящих воздушных целей, в том числе «зависших» вертолетов. Принят на вооружение в середине восьмидесятых годов. Боевая машина имеет башенную установку с двумя двухствольными 30-мм автоматическими пушками и восемью пусковыми установками с зенитными управляемыми ракетами. По оценкам зарубежных специалистов комплекс «Тунгуска» не имеет аналогов в мире и является на сегодняшний день наиболее мощной зенитной системой такого класса.

Боевая работа

Функционирование боевой машины 2С6 осуществлялось в основном автономно, но не исключалась и работа в системе управления средствами ПВО СВ.

При автономной работе обеспечивались:

поиск цели (круговой – с применением станции обнаружения, секторный – с помощью станции сопровождения или оптического прицела);
опознание государственной принадлежности обнаруженных самолетов и вертолетов с помощью встроенного запросчика;
сопровождение цели по угловым координатам (автоматическое с помощью станции сопровождения, полуавтоматическое – с использованием оптического прицела, инерционное – по данным цифровой вычислительной системы);
сопровождение цели по дальности (автоматическое или ручное – с применением станции сопровождения, автоматическое – с помощью станции обнаружения, инерционное – с использованием цифровой вычислительной системы, по установленной скорости, которая определялась командиром визуально по типу выбранной для обстрела цели).
Сочетание различных способов сопровождения цели по угловым координатам и по дальности обеспечивало следующие режимы работы боевой машины:

— по трем координатам цели, полученным от радиолокационной системы;
— по дальности до цели, полученной от радиолокационной системы, и по ее угловым координатам, полученным от оптического прицела;
— инерционное сопровождение цели по трем координатам, полученным от вычислительной системы;
— по угловым координатам, полученным от оптического прицела и установленной командиром скорости цели.

При стрельбе по наземным движущимся целям применялся режим полуавтоматического или ручного наведения вооружения в упрежденную точку по дистанционной сетке прицела. После поиска, обнаружения и опознавания цели станция сопровождения переходила на ее автосопровождение по всем координатам.

При стрельбе зенитными пушками цифровая вычислительная система решала задачу встречи снаряда с целью и определяла зону поражения по данным, поступающим с выходных валов антенны станции сопровождения, из блока выделения сигналов ошибок по угловым координатам и с дальномера, а также из системы измерения углов качек и курса боевой машины. В случае постановки противником интенсивных помех станции сопровождения по каналу измерения дальности (автодальномера) осуществлялся переход на ручное сопровождение цели по дальности, а при невозможности даже ручного сопровождения – на сопровождение цели по дальности от станции обнаружения или на ее инерционное сопровождении. При постановке интенсивных помех станции сопровождения по угловым координатам сопровождение цели по азимуту и углу места осуществлялось оптическим прицелом, а при отсутствии видимости – инерционно (от цифровой вычислительной системы).

При стрельбе ракетами применялось сопровождение цели по угловым координатам с помощью оптического прицела. После пуска ЗУР попадала в поле зрения оптического пеленгатора аппаратуры выделения координат ракеты. По световому сигналу от трассера ракеты в аппаратуре вырабатывались угловые координаты ЗУР относительно линии визирования цели, которые поступали в вычислительную систему. Она вырабатывала команды управления ЗУР, поступающие в шифратор, где они кодировались в импульсные посылки и через передатчик станции сопровождения передавались на ракету. Движение ракеты практически на всей траектории происходило с отклонением от линии визирования цели на 1,5 д. у. для снижения вероятности попадания отстреливаемой целью оптической (тепловой) помехи-ловушки в поле зрения пеленгатора. Ввод ракеты на линию визирования цели начинался за 2-3 с до встречи с целью и заканчивался вблизи от нее. При приближении ЗУР к цели на расстояние 1000 м на ракету передавалась радиокоманда на взведение неконтактного датчика. По истечении времени, соответствующего пролету ракетой 1000 м от цели, боевая машина автоматически переводилась в готовность к пуску следующей ЗУР по цели.

Читать еще:  Боевая машина пехоты БМП-3 «Деривация» (Россия)

При отсутствии в вычислительной системе информации о дальности до цели от станций сопровождения или обнаружения использовался дополнительный режим наведения ЗУР, при котором ракета сразу выводилась на линию визирования цели, неконтактный датчик взводился через 3,2 с после старта ЗУР, а приведение боевой машины в готовность к пуску следующей ракеты осуществлялось по истечении времени полета ракеты на максимальную дальность.

Организационно 4 боевых машины комплекса «Тунгуска» сводились в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК «Стрела-10СВ» и взвода комплексов «Тунгуска». Батарея входит в состав зенитного дивизиона мотострелкового (танкового) полка. В качестве батарейного командирского пункта используется пункт управления ПУ-12М, который был связан с командным пунктом командира зенитного дивизиона – начальника ПВО полка. В качестве последнего использовался пункт управления подразделениями ПВО полка «Овод-М-СВ» (подвижной пункт разведки и управления ППРУ-1) или его модернизированный вариант – «Сборка» (ППРУ-1М). В дальнейшем боевые машины комплекса «Тунгуска» должны были сопрягаться с унифицированным батарейным командирским пунктом 9С737 «Ранжир». При сопряжении с комплекса «Тунгуска» с ПУ-12М команды управления и ЦУ с последнего на боевые машины должны были передаваться голосом с помощью штатных радиостанций, а при сопряжении с командирским пунктом 9С737 – с помощью кодограмм, формируемых аппаратурой передачи данных, которой должны были быть оборудованы эти средства. В случае управления комплексами «Тунгуска» от батарейного командирского пункта анализ воздушной обстановки и выбор целей для обстрела каждым комплексом должны были производится на этом пункте. В этом случае на боевые машины должны были передаваться распоряжения и целеуказания, а с комплексов на батарейным пункт – данные о состоянии и результатах боевой работы комплекса.

Предполагалось в дальнейшем обеспечить прямое сопряжение зенитного пушечно-ракетного комплекса и с КП начальника ПВО полка с помощью телекодовой линии передачи данных.

Огонь из 30-мм пушек 2А38 может вестись с ходу или с места, а пуск ЗУР только с остановки. Система управления огнем – радиолокационно-оптическая. Обзорная РЛС с дальностью обнаружения целей 18 км расположена в задней части башни. Перед башней находится РЛС сопровождения целей с дальностью действия 13 км. Кроме РЛС в состав системы управления огнем входят цифровая ЭВМ, стабилизированный оптический прицел и углоизмерительные приборы. Время реакции комплекса 6-8 сек. Боевая машина имеет систему навигации, топопривязки и ориентирования для определения координат. Перезаряжание установки производится из специальной транспортно-заряжающей машины на шасси автомобиля КамАЗ-43101 контейнерным способом. Время перезаряжания ЗСУ ракетами и снарядами – 16 мин. Корпус и башня машины изготовлены из цельносварной брони и обеспечивают защиту экипажа от пуль и осколков. Механик- водитель размещается в передней части корпуса машины. Оператор РЛС, командир и стрелок располагаются в башне.

ЗСУ 2С6 смонтирована на шасси многоцелевого гусеничного тяжелого транспортера МТ-Т. Гидромеханическая трансмиссия и гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом обеспечивают высокую проходимость и плавность хода по пересеченной местности.

Функционирование боевых машин комплекса «Тунгуска» обеспечивалось с применением транспортно-заряжающих машин 2Ф77М (на КамАЗ-43101, с 2 боекомплектами патронов и 8 ЗУР), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на Урал-43203 с прицепом) и 1Р10-1М (на Урал-43203, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на Урал-43203, по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131).

Боевая машина 2С6 зенитного пушечно-ракетного комплекса 2К22 “Тунгуска”

Создавалась в соответствии с Постановлением СМ СССР № 427-151 от 8 июня 1970 года. Проектирование в целом велось в КБП МОП, отвечавшем, кроме того, и за ракетно-артиллерийскую боевую часть. В разработке участвовали УМЗ МРП (радиоприборный комплекс), МТЗ МСХМ (гусеничное шасси с системой электропитания), ВНИИ “Сигнал” МОП (по системам наведения, стабилизации линии выстрела и оптического прицела, аппаратуре навигации), ЛОМО МОП (по прицельно-оптическому оборудованию) и др. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 8 сентября 1982 года. Серийно производится на УМЗ.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:
2С6 – на базе гусеничной машины ГМ-352. Отделение управления расположено в передней части корпуса, боевое- в средней, МТО – в кормовой. Над боевым отделением размещена массивная вращающаяся башня, по бортам которой установлены два двухствольных зенитных автомата 2А38М, закрытых бронированным кожухом. Автоматы имеют один стреляющий механизм ударного действия, обслуживающий поочередно левый и правый стволы. Для охлаждения стволов используется жидкостная испарительная система. Темп стрельбы до 5000 выстр./мин. Углы наведения: горизонтальный – 360°, вертикальный -9°…+55°. Транспортно-пусковые контейнеры с ракетами 9М311 расположены также по бортам башни и защищены бронированным ограждением. Система управления ракетой – полуавтоматическая, с радиокомандной линией связи. В кормовой части башни размещена антенна РЛС обнаружения, в передней – РЛС сопровождения. Дальность обнаружения цели -18 км, дальность сопровождения цели -13 км. Зона поражения для ракетного вооружения: высота – 15…3500 м, дальность – 2500…8000 м. Зона поражения для пушечного вооружения: высота – до 3000 м, дальность – 200…4000 м. Экипаж 4 человека: командир, оператор, наводчик и механик-водитель. Машина оснащена системами противоатомной, противохимической и противобиологической защиты.

Читать еще:  Бронеавтомобиль ВПК-3924 СПМ-3 «Медведь» (Россия)

2С6М (1990 г.) – боевая машина модернизированного комплекса “Тунгуска-М” (2К22М). Новые радиостанции и приемник для связи с батарейным командирским пунктом “Ранжир” (ПУ-12М) и командным пунктом ППРУ-1М (ППРУ-1). Новый газотурбинный двигатель агрегата электропитания. 2С6М-1-боевая машина комплекса “Тунгуска-М1”. Автоматизированы процессы наведения ЗУР и обмена информацией с батарейным командирским пунктом. В ракете 9М311-М лазерный неконтактный датчик цели заменен радиолокационным. Вместо трассера установлена импульсная лампа. Дальность полета ЗУР доведена до 10 км.

Боевая машина 2С6 входит в состав зенитного ракетно-пушечного комплекса 2К22, объединяющего до шести таких установок и предназначенного для противовоздушной обороны танковых и мотострелковых полков. Организационно четыре боевых машины комплекса “Тунгуска” сводятся в зенитный ракетно-артиллерийский взвод зенитной ракетно-артиллерийской батареи, состоящей из взвода ЗРК “Стрела-10СВ” и взвода комплексов “Тунгуска” и входившей в состав мотострелкового или танкового полка. Функционирование боевых машин комплекса “Тунгуска” обеспечивалось применением ТЗМ 2Ф77 (на шасси автомобиля КамАЗ-43101, с 8 ЗУР и 32 коробами с патронами для зенитных автоматов), машин ремонта и техобслуживания 2Ф55-1 (на “Урал-43203” с прицепом) и 1Р10-1М (на “Урал-43203”, по радиоэлектронной аппаратуре), машин техобслуживания 2В110-1 (на “Урал-43203 – по артиллерийской части), автоматизированных контрольно-испытательных подвижных станций 9В921 (на ГАЗ-66), мастерских техобслуживания МТО-АТГ-М1 (на ЗиЛ-131). Ни Советской, ни Российской Армиями “Тунгуска” против реальных боевых воздушных целей не применялась. Единственная же известная попытка использования этих машин в качестве штурмового средства закончилась неудачей. В штурме Грозного в 1994 году в составе майкопской 131-й бригады Российской Армии участвовало шесть “тунгусок”, которые были уничтожены в первые же минуты боя. После распада СССР проводились работы по замене выпускавшихся в Белоруссии шасси ГМ-352 на разработанное мытищинским ПО “Метровагонмаш” ГМ-5975. По западным данным, 12 ЗСУ “Тунгуска” в середине 90-х годов поставлено Индии. Сведений о приобретении их другими странами нет.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БОЕВОЙ МАШИНЫ 2С6
БОЕВАЯ МАССА, т: 34,8.
ЭКИПАЖ, чел.: 4.
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
длина – 7930,
ширина – 3236,
высота – 3356,
клиренс – 450.
ВООРУЖЕНИЕ: 2 двухствольных автоматических пушки 2А38 калибра 30 мм, 8 ПУЗУР9М311.
БОЕКОМПЛЕКТ: 1936 выстрелов, 8 ЗУР.
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: радиолокационная система, состоящая из РАС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика; цифровой счетно-решающий прибор 1А26; прицельно-оптическое оборудование с системой наведения и стабилизации.
БРОНИРОВАНИЕ, мм: противопульное.
ДВИГАТЕЛЬ: В-84МЗО, 12-цилиндро-вый, четырехтактный, V-образный, дизель жидкостного охлаждения; мощность 700 л.с. (515 кВт).
ТРАНСМИССИЯ: гидромеханическая с гидрообъемным механизмом поворота.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков на борт, три поддерживающих катка, ведущее колесо заднего расположения со съемными зубчатыми венцами (зацепление цевочное), направляющее колесо; подвеска гидропневматическая; гусеницы с РМШ, механизм натяжения гусениц – гидравлический.
СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 65.
ЗАПАС ХОДА, км: 600.
СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-173, переговорное устройство Р-174.

На вооружении

  • Индия — по различным данным от 20 до 92 единиц 2С6, по состоянию на 2010 год[8][9][10] . От 24 до 50 единиц 2С6М и 400 единиц 9М311 поставлены из России в период с 1997 по 1998 годы[10] . 14 единиц 2С6М и 225 единиц 9М311 поставлены из России в 2002 году[10] . 28 единиц 2С6М и 450 единиц 9М311 поставлены из России в период с 2008 по 2009 годы[10] .
  • Йемен — некоторое количество 2С6М1, по состоянию на 2005 год[11] . По данным Стокгольмского института исследования проблем мира ни поставки, ни лицензионное производство 2С6М1 в Йемене не осуществлялись [10] .
  • Марокко — 12 единиц 2С6М, по состоянию на 2010 год[12]
  • Россия — 256 единиц 2С6 [13]
  • Украина — 70 единиц 2С6, по состоянию на 2010 год [14]

4. Состав

В состав «Тунгуски» входят:

  • Батарея, состоящая из шести зенитных самоходных установок 2С6, оснащенных зенитными автоматами ЗУР 9М311 и 2А38
  • 1Р10 — машина техобслуживания и ремонта, предназначенная для проведения ТО-1
  • 2В110 — машина техобслуживания, предназначенная для проведения ТО-2
  • 2Ф55 — машина техобслуживания, оснащенная частично одиночным и групповым ЗИП
  • 2Ф77 – ТЗМ, для перевозки 1 боекомплекта зенитно-управляемых ракет (по одной машине на одну установку) и 1,5 боекомплекта патронов
  • ЭСД2-12 — электростанция на дизельной основе, предназначенная для внешнего питания установок
  • 1РЛ912 — учебно-тренировочное средство, предназначенное для обучения командиров и операторов установок
  • 9Ф810 – тренажёр, предназначенный для обучения наводчиков установок;
  • 9М311УД — учебные ракеты, оснащенные бортовой аппаратурой, используемые в обучении наводчиков установок
  • 9М311ГМВ — учебные габаритно-массовые макеты ракет, используемые при отработке сдачи нормативов и навыков обращения экипажей установок
  • 9М311УР — учебный макет ракет в разрезе, используемый при изучении конструкции установок.

Устройство [ править ]

Основными узлами комплекса являются:

  • самоходное гусеничное легкобронированное шасси ГМ-5970.05[5]
  • два 30-мм зенитных автомата 2А38
  • 8 пусковых установок с боекомплектом из 8 зенитных управляемых ракет 9МЗ11
  • радиолокационная система, состоящая из РЛС обнаружения цели, РЛС сопровождения цели и наземного радиозапросчика

Ракета 9М311 состоит из двух ступеней. Двигатель первой ступени работает на твёрдом топливе, обечайка изготовлена из стеклопластика. Вторая ступень спроектирована без двигателя, полёт проходит по инерции, в хвостовой части размещён газогенератор, обеспечивающий лучшие аэродинамические условия обтекания. Взрыватель бесконтактный, боевая часть со стержневыми поражающими элементами.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector