Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
Содержание
- 1 Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
- 1.1 Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
- 1.2 История создания
- 1.3 Подвесные самолетные установки для пушки М61
- 1.4 F-104A в Пакистане
- 1.5 Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
- 1.6 Подвесные самолетные установки для пушки М61
- 1.7 Применение
- 1.8 Добавить комментарий Отменить ответ
- 1.9 F-104C
Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
В 1959 г. на вооружение ВВС США поступила новейшая автоматическая пушка M61 Vulcan. Вскоре появилась ее улучшенная версия M61A1, к настоящему времени ставшая основным образцом своего класса. Через несколько десятилетий состоялась еще одна модернизация, результатом которой стало изделие M61A2, вновь заметно отличающееся от предшественников.
Новые требования
Автоматическая пушка M61A1 устанавливалась на все американские истребители 4 поколения. Ее несут самолеты F-15, F-16 и F-18 разных модификаций. Однако перспективы такого оружия в контексте дальнейшего развития тактической авиации оказались туманными. Программа ATF, в ходе которой в девяностых разрабатывался будущий истребитель 5 поколения F-22A Raptor, предъявляла новые требования.
По своим боевым качествам M61A1 соответствовала требованиям программы ATF, однако другие ее особенность не вписывались в них. В первую очередь, возникли претензии к массе. Артиллерийская система «Вулкан» в сборе весила ок. 250 фунтов (112 кг), что превышало ограничения нового проекта. Также имелись некоторые другие претензии.
Было принято решение о разработке новой пушки под обозначением M61A2. Массу следовало сократить на 25% — до 200 фунтов (ок. 90 кг). Боевые качества требовалось сохранить на прежнем уровне. По своей конструкции M61A2 не должна была отличаться от M61A1, что позволяло обеспечить совместимость с существующими и перспективными самолетами.
Разработку изделия поручили компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems. В дальнейшем она получила несколько заказов на серийное производство. Опытно-конструкторские работы были выполнены в середине девяностых годов, и вскоре стартовало производство. В 2001 г. первые самолеты с пушками M61A2 достигли стадии начальной оперативной готовности.
Облегченная конструкция
Проект M61A2 предусматривал сохранение имеющейся архитектуры, принципов действия и других особенностей конструкции существующей пушки M61A1. Снижать массу предлагалось за счет переделки отдельных узлов и агрегатов, замены материалов и т.д. Такие изменения затронули как саму пушку, так и систему боепитания на основе барабана.
Массу самого орудия уменьшили за счет существенной переделки блока стволов. Штатные стволы заменили изделиями из другого сплава и с меньшей толщиной стенки. Длина стволов осталась прежней – 1827 мм, нарезка не изменилась. За счет новых материалов ресурс блока стволов вырос до 250 тыс. выстрелов. Также изменились другие характеристики.
Значительным изменениям подверглась система хранения и подачи снарядов. Массу металлических деталей заменили пластиковыми аналогами, исключение составили только элементы, испытывающие большие нагрузки. Часть этих деталей выполнили из более легких сплавов. Приводы и некоторые другие агрегаты не дорабатывались. Емкость барабана – от 412 снарядов 20х102 мм, в зависимости от типа самолета-носителя.
По результатам такой переработки масса артиллерийской системы в сборе сократилась до 202 фунтов – ок. 92 кг. На тело орудия приходится ок. 32 кг, на средства боепитания – менее 60 кг.
Снижение массы блока стволов позволило увеличить скорость вращения при стрельбе. Благодаря этому техническая скорострельность увеличилась до 6600 выстр./мин. Штатная система управления, как и в предыдущей модификации, позволяет устанавливать скорострельность от 4000 выстр./мин. до максимальных значений.
Первый носитель
Производство облегченных пушек M61A2 наладили в конце девяностых годов, и вскоре вооруженные силы США получили первые самолеты с таким вооружением. Первым носителем орудия должен был стать истребитель Lockheed Martin F-22A Raptor, разрабатываемый для ВВС. Позже было принято решение о ее интеграции в комплекс вооружений нового самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet для палубной авиации ВМС.
Именно F/A-18E/F стал первым самолетом с M61A2 на борту, начавшим службу. Этому поспособствовала сложность разработки истребителя 5 поколения, обусловившая затягивание работ. Перспективный Super Hornet завершил испытания уже в 2000 г., а в сентябре 2001-м первая эскадрилья на таких самолетах достигла начальной оперативной готовности. Вместе с самолетами на эту стадию вышла и модернизированная пушка.
К настоящему времени построено более 600 истребителей F/A-18E/F, получивших автоматические пушки M61A2. Серийные орудия производились компанией GD Ordnance and Tactical Systems в рамках нескольких последовательных заказов. ВМС единовременно заказывали от десятков до сотен новых изделий. Большая часть пушек и их носителей остались в США. Некоторое количество истребителей продали Австралии и Кувейту.
В настоящее время компания-подрядчик занимается производством пушек по контракту от августа 2019 г. Военное ведомство США заказало 66 изделий M61A2 общей стоимостью более 20 млн долларов. 34 пушки предназначаются для самолетов ВМС США. Остальные планируется передать Кувейту для установки на его F/A-18E/F. Работы и поставки продлятся до 2023 г. включительно.
Пушка для пятого поколения
В первой половине двухтысячных завершились испытания истребителя F-22A и стартовало серийное производство. Новые самолеты, как и планировалось изначально, оснащались пушками M61A2. Первая эскадрилья, укомплектованная такой техникой, достигла начальной оперативной готовности в декабре 2005 г.
Серийное производство F-22A продолжалось до 2011 г. Всего было построено 8 опытных и 187 боевых машин. Для оснащения такого флота требовалось менее 200 орудий M61A2, также был нужен некоторый запас пушек и отдельных агрегатов для них.
Пушечные перспективы
По своей сути, пушка M61A2 представляет собой доработанный вариант предыдущей M61A1, соответствующий особым требованиям некоторых проектов авиационной техники. При этом речь шла всего о двух перспективных самолетах, что сказалось на дальнейшем ходе работ и наблюдаемых результатах.
К настоящему времени, по разным данным, было изготовлено не более 1000-1200 пушек M61A2 – этого количества хватило для оснащения истребителей двух моделей и создания складского запаса. Производство продолжается, но заказы остаются небольшими, и новые партии включают лишь десятки орудий.
Будущее изделия M61A2 в контексте производства прямо связано со строительством палубных истребителей F/A-18E/F. Пока такие самолеты сходят с конвейера, компания GD Ordnance and Tactical Systems может рассчитывать на новые заказы. Производство истребителей F-22A давно свернуто, а следующий F-35 получил пушку другой модели.
Впрочем, в контексте эксплуатации все выглядит гораздо оптимистичнее. В США и других странах служит несколько тысяч самолетов с пушками семейства Vulcan. В основном это более старые «тяжелые» M61A1; количество активных «легких» M61A2 едва превышает 800 единиц. Тем не менее, техника эксплуатируется и будет оставаться на службе в течение длительного времени. Вряд ли в этот период командование задумает перевооружение и замену артиллерии.
Что будет в дальнейшем – неизвестно. В Пентагоне обсуждаются вопросы создания новых самолетов тактической авиации, и время от времени публикуются различные данные на этот свет. Проблема бортовых орудий пока остается нераскрытой. Однако нельзя исключать, что в будущем изделие M61A2 найдет себе новый носитель.
В целом 20-мм автоматическая пушка M61A2 представляет собой оригинальный вариант решения актуальной проблемы, связанной с развитием авиационной техники. В связи с появлением нового поколения истребителей требования к бортовым орудиям возросли, и промышленность ответила на это переработкой имеющейся конструкции. Однако необходимость массового внедрения такого оружия отсутствовала, что привело к наблюдаемым сейчас любопытным результатам.
История создания
Первые реактивные истребители ВВС США сохраняли комплекс вооружения, характерный для американских поршневых самолётов – батарею из шести пулемётов Браунинга калибра 12,7мм. Опыт войны, однако, показывал, что «пушечные» самолёты могут поражать врага с большей дальности. На тот момент единственной авиационной пушкой в США была лицензионная копия 20мм оружия HS.404, а её темп стрельбы был недостаточен для перспективных самолётов.
Одним из вариантов решения проблемы создания скорострельной автоматической пушки была револьверная схема. Другой вариант подразумевал возрождение, казалось бы, бесповоротно устаревшей системы Гатлинга. Хотя на перспективы развития своего детища указал ещё сам доктор Гатлинг, запатентовавший в 1893 году вариант пулемёта, у которого стволы вращались с помощью электромотора.
В то время найти источник электроэнергии, чтобы запитать оружие, можно было разве что на кораблях, но в середине 20 века проблемы это уже не представляло.
Работы по «проекту Вулкан» начались уже в 1946 году.
Калибр первоначально предполагалось увеличить незначительно – до 15мм. Считалось, что высокие начальная скорость и темп стрельбы обеспечат достаточную эффективность уже при таком калибре. Первые стрельбы с использованием 15мм прототипа «Вулкана» (под индексом Т45) прошли в 1949 году, причём был развит темп в 2500 выстрелов в минуту.
В 1950 году показатель вырос до 4000 выстрелов. Но тут изменилось задание – решили, что калибра 15мм будет уже недостаточно, и постановили его увеличить. К 1952-му подготовили Т171 и Т150 – пушки калибра 20 и 27мм соответственно. В итоге более сбалансированной признали 20мм пушку.
Первым самолётом, на котором появилась пушка Т171, позже переименованная в М61, стал F-104 «Старфайтер». И уже в ходе опытной эксплуатации выявилась ненадёжность питания. Звенья патронной ленты, выбрасываемые наружу, могли повредить самолёт, а подача выстрела в патронник сопровождалась отказами. Модернизированная пушка с беззвеньевой подачей выстрелов получила индекс М61А1 и нашла применение не только на истребителях.
Подвесные самолетные установки для пушки М61
В начале 1960 годов фирмой General Electric было принято решение создать специальные подвесные контейнеры (подвесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две вариации ППУ — SUU-16/A и SUU-23/А.
Конструкция подвесных пушечных установок обеих моделей имеет одинаковые габаритные размеры корпуса (длина — 5,05 м, диаметр — 0,56 м) и унифицированные 762-мм подвесные узлы, позволяющие устанавливать такой пулемет в ППУ на самые различные модели боевых самолетов. Характерным отличием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.
В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде составляет — 785 кг, вес без снаряжения — 484 кг.
Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электрический стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде — 780 кг, вес без снаряжения — 489 кг.
Пулемет в подвесном контейнере зафиксирован и закреплен неподвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня или визуальный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.
F-104A в Пакистане
Истребители F-104A, проданные в Пакистан, попали в 9 эскадрилью ВВС, размещенную на базе Сарготха, заменив там британские поршневые истребители Hawker Fury. К моменту начала войны с Индией, в 1965 году, у «Старфайтеров» была блестящая рекламная репутация одного из самых лучших в мире истребителей, и летчикам F-104A даже не приходилось вступать в бой. Противники, в буквальном смысле, разбегались кто куда. Известен случай, когда индийский летчик легкого истребителя Gnat фирмы Folland, завидев летящий «Старфайтер», сел на ближайшем пакистанском аэродроме и сдался в плен. Правда, по индийским данным, Gnat сел у противника по выработке топлива, однако и это не добавляет героизма индийскому пилоту.
Первую победу на свой счет летчики F-104А записали 6 сентября 1965 года. В этот день ракетой АIМ-9 был сбит индийский истребитель-бомбардировщик Mystere IVА. Индийцы эту потерю отрицают.
На следующий день в прицел «Старфайтера» попал еще один Mystere IVА, на этот раз неприятельский самолет буквально взорвался в воздухе от очереди бортовой пушки М61А1. Далее история опять «раздваивается». Пакистанцы утверждают, что пилот F-104А влетел в облако обломков и был вынужден покинуть поврежденный самолет, а индийская сторона говорит о героизме летчика горящего самолета, который преследовал улетающий F-104А и подбил его. Последняя сказка нашему сердцу нравится больше, но разум склоняется в пользу правоты пакистанской стороны. Ведь если по «Мистеру» дали очередь из 20-мм пушки, со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту, то догонять противника, в лучшем случае, он может только на своем катапультном кресле. Косвенным подтверждением этому может служить то, что герой сказки пропал без вести и был награжден посмертно, а вот летчик «Старфайтера» успешно катапультировался.
11 сентября два, по другим данным четыре, МиГ-21 попытались перехватить F-104А, но тот уклонился от неравного боя, оторвавшись от противника на малой высоте и большой скорости.
21 сентября в активе F-104А появился бомбардировщик ОапЬегга, сбитый во время ночного перехвата.
23 сентября Пакистан и Индия заключили перемирие. Официальные потери F-104 — два самолета: один поврежден в ходе воздушного боя, а второй разбился во время песчаной бури.
В декабре 1971 года конфликт между Пакистаном и Индией разгорелся вновь. На сей раз F-104А повезло меньше. К тому же США ввели эмбарго на поставку вооружений, и «Старфайтеры» сильно страдали от «технического каннибализма» — часть самолетов пришлось просто разобрать на запчасти. В 1970 году в составе истребительной авиации у Пакистана было только 7 исправных F-104, 24 Mirage III, полсотни китайских J-6 (МиГ-19) и 60 устаревших F-86 Sabre. Индия имела 220 МиГ-21, 120 истребителей Gnat, 112 истребителей Hunter и 30 — Mister IVA.
Численное преимущество было на стороне индийцев, и командование ВВС Пакистана решило беречь свои самолеты. Летчикам «Старфайтеров» дали команду: в маневренные воздушные бои не вступать, атаковать противника только в районе аэродромов и сосредоточиться на борьбе с ударной авиацией. Дело было бы совсем худо, но на помощь пришла Иордания, которая для борьбы с МиГ-21 отправила эскадрилью F-104A со своими пилотами.
Первым делом Пакистан решил уравнять силы и 3 декабря начал операцию «Чингиз-Хан» — внезапный удар по индийским аэродромам. На прикрытие штурмовиков вылетели «Сейбры», «Миражи» и четыре «Старфайтера». Эффективность ударов оказалась низкой, а индийские зенитчики заявили о сбитии двух F-104A. Пакистанцы это категорически отрицают.
4 декабря «Старфайтеры» сбили два самолета: Су-7 и Gnat.
7 декабря Индия объявила об очередной победе над F-104A. На сей раз его сбил истребитель Hunter.
На следующий день «Старфайтер» сбивает бомбардировщик Canberra, а 10 декабря — палубный противолодочный самолет Br.1050 Alize.
11-го числа пакистанские летчики F-104 записывают на свой счет штурмовик HF-24 Marut.
12 декабря 1971 года произошел первый воздушный бой между F-104A и МиГ-21. Пара «Старфайтеров» попыталась сбить взлетевшие МиГи в районе их собственного аэродрома. Внезапной атаки не получилось. Один «Старфайтер» был подбит из 23-мм двуствольной пушки, а второй — вышел из боя, разогнался до 1200 км/ч и на высоте 30 метров умчался восвояси.
17 декабря индийцы сбили еще три F-104A. Первый из них пытался перехватить взлетающие со своей базы штурмовики HF-24 Marut. Патрулирующего в воздухе МиГ-21 предупредили о приближении противника, и тот спокойно, зайдя противнику в хвост, выпустил две ракеты Р-3С. Одна прошла мимо, а вторая взорвалась у цели. Однако «Старфайтер» продолжал лететь. Тогда индийский летчик дал очередь из пушки. F-^А загорелся и упал. Штурмовики успешно взлетели и в сопровождении двух МиГ-21 отправились к объекту удара. У цели группу индийских самолетов опять атаковали, на этот раз уже пара иорданских F-104A. Пользуясь своим преимуществом в маневренности, МиГи сбили оба истребителя.
Данные по общим потерям F-104 в этом конфликте опять разнятся. Пакистан признал потерю одного самолета от зенитного огня и двух в воздушных боях, а Индия утверждает о шести уничтоженных «Старфайтерах»: 4 — в воздушных боях и 2 — от зенитного огня. В любом случае F-104А войну с МиГ-21 проиграл.
Авиационная пушка M61A2: облегчённый вариант «Вулкана»
В 1959 г. на вооружение ВВС США поступила новейшая автоматическая пушка M61 Vulcan. Вскоре появилась ее улучшенная версия M61A1, к настоящему времени ставшая основным образцом своего класса. Через несколько десятилетий состоялась еще одна модернизация, результатом которой стало изделие M61A2, вновь заметно отличающееся от предшественников.
Новые требования
Автоматическая пушка M61A1 устанавливалась на все американские истребители 4 поколения. Ее несут самолеты F-15, F-16 и F-18 разных модификаций. Однако перспективы такого оружия в контексте дальнейшего развития тактической авиации оказались туманными. Программа ATF, в ходе которой в девяностых разрабатывался будущий истребитель 5 поколения F-22A Raptor, предъявляла новые требования.
По своим боевым качествам M61A1 соответствовала требованиям программы ATF, однако другие ее особенность не вписывались в них. В первую очередь, возникли претензии к массе. Артиллерийская система «Вулкан» в сборе весила ок. 250 фунтов (112 кг), что превышало ограничения нового проекта. Также имелись некоторые другие претензии.
Было принято решение о разработке новой пушки под обозначением M61A2. Массу следовало сократить на 25% — до 200 фунтов (ок. 90 кг). Боевые качества требовалось сохранить на прежнем уровне. По своей конструкции M61A2 не должна была отличаться от M61A1, что позволяло обеспечить совместимость с существующими и перспективными самолетами.
Разработку изделия поручили компании General Dynamics Ordnance and Tactical Systems. В дальнейшем она получила несколько заказов на серийное производство. Опытно-конструкторские работы были выполнены в середине девяностых годов, и вскоре стартовало производство. В 2001 г. первые самолеты с пушками M61A2 достигли стадии начальной оперативной готовности.
Облегченная конструкция
Проект M61A2 предусматривал сохранение имеющейся архитектуры, принципов действия и других особенностей конструкции существующей пушки M61A1. Снижать массу предлагалось за счет переделки отдельных узлов и агрегатов, замены материалов и т.д. Такие изменения затронули как саму пушку, так и систему боепитания на основе барабана.
Массу самого орудия уменьшили за счет существенной переделки блока стволов. Штатные стволы заменили изделиями из другого сплава и с меньшей толщиной стенки. Длина стволов осталась прежней – 1827 мм, нарезка не изменилась. За счет новых материалов ресурс блока стволов вырос до 250 тыс. выстрелов. Также изменились другие характеристики.
Значительным изменениям подверглась система хранения и подачи снарядов. Массу металлических деталей заменили пластиковыми аналогами, исключение составили только элементы, испытывающие большие нагрузки. Часть этих деталей выполнили из более легких сплавов. Приводы и некоторые другие агрегаты не дорабатывались. Емкость барабана – от 412 снарядов 20х102 мм, в зависимости от типа самолета-носителя.
По результатам такой переработки масса артиллерийской системы в сборе сократилась до 202 фунтов – ок. 92 кг. На тело орудия приходится ок. 32 кг, на средства боепитания – менее 60 кг.
Снижение массы блока стволов позволило увеличить скорость вращения при стрельбе. Благодаря этому техническая скорострельность увеличилась до 6600 выстр./мин. Штатная система управления, как и в предыдущей модификации, позволяет устанавливать скорострельность от 4000 выстр./мин. до максимальных значений.
Первый носитель
Производство облегченных пушек M61A2 наладили в конце девяностых годов, и вскоре вооруженные силы США получили первые самолеты с таким вооружением. Первым носителем орудия должен был стать истребитель Lockheed Martin F-22A Raptor, разрабатываемый для ВВС. Позже было принято решение о ее интеграции в комплекс вооружений нового самолета Boeing F/A-18E/F Super Hornet для палубной авиации ВМС.
Именно F/A-18E/F стал первым самолетом с M61A2 на борту, начавшим службу. Этому поспособствовала сложность разработки истребителя 5 поколения, обусловившая затягивание работ. Перспективный Super Hornet завершил испытания уже в 2000 г., а в сентябре 2001-м первая эскадрилья на таких самолетах достигла начальной оперативной готовности. Вместе с самолетами на эту стадию вышла и модернизированная пушка.
К настоящему времени построено более 600 истребителей F/A-18E/F, получивших автоматические пушки M61A2. Серийные орудия производились компанией GD Ordnance and Tactical Systems в рамках нескольких последовательных заказов. ВМС единовременно заказывали от десятков до сотен новых изделий. Большая часть пушек и их носителей остались в США. Некоторое количество истребителей продали Австралии и Кувейту.
В настоящее время компания-подрядчик занимается производством пушек по контракту от августа 2019 г. Военное ведомство США заказало 66 изделий M61A2 общей стоимостью более 20 млн долларов. 34 пушки предназначаются для самолетов ВМС США. Остальные планируется передать Кувейту для установки на его F/A-18E/F. Работы и поставки продлятся до 2023 г. включительно.
Пушка для пятого поколения
В первой половине двухтысячных завершились испытания истребителя F-22A и стартовало серийное производство. Новые самолеты, как и планировалось изначально, оснащались пушками M61A2. Первая эскадрилья, укомплектованная такой техникой, достигла начальной оперативной готовности в декабре 2005 г.
Серийное производство F-22A продолжалось до 2011 г. Всего было построено 8 опытных и 187 боевых машин. Для оснащения такого флота требовалось менее 200 орудий M61A2, также был нужен некоторый запас пушек и отдельных агрегатов для них.
Пушечные перспективы
По своей сути, пушка M61A2 представляет собой доработанный вариант предыдущей M61A1, соответствующий особым требованиям некоторых проектов авиационной техники. При этом речь шла всего о двух перспективных самолетах, что сказалось на дальнейшем ходе работ и наблюдаемых результатах.
К настоящему времени, по разным данным, было изготовлено не более 1000-1200 пушек M61A2 – этого количества хватило для оснащения истребителей двух моделей и создания складского запаса. Производство продолжается, но заказы остаются небольшими, и новые партии включают лишь десятки орудий.
Будущее изделия M61A2 в контексте производства прямо связано со строительством палубных истребителей F/A-18E/F. Пока такие самолеты сходят с конвейера, компания GD Ordnance and Tactical Systems может рассчитывать на новые заказы. Производство истребителей F-22A давно свернуто, а следующий F-35 получил пушку другой модели.
Впрочем, в контексте эксплуатации все выглядит гораздо оптимистичнее. В США и других странах служит несколько тысяч самолетов с пушками семейства Vulcan. В основном это более старые «тяжелые» M61A1; количество активных «легких» M61A2 едва превышает 800 единиц. Тем не менее, техника эксплуатируется и будет оставаться на службе в течение длительного времени. Вряд ли в этот период командование задумает перевооружение и замену артиллерии.
Что будет в дальнейшем – неизвестно. В Пентагоне обсуждаются вопросы создания новых самолетов тактической авиации, и время от времени публикуются различные данные на этот свет. Проблема бортовых орудий пока остается нераскрытой. Однако нельзя исключать, что в будущем изделие M61A2 найдет себе новый носитель.
В целом 20-мм автоматическая пушка M61A2 представляет собой оригинальный вариант решения актуальной проблемы, связанной с развитием авиационной техники. В связи с появлением нового поколения истребителей требования к бортовым орудиям возросли, и промышленность ответила на это переработкой имеющейся конструкции. Однако необходимость массового внедрения такого оружия отсутствовала, что привело к наблюдаемым сейчас любопытным результатам.
Подвесные самолетные установки для пушки М61
В начале 1960 годов фирмой General Electric было принято решение создать специальные подвесные контейнеры (подвесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две вариации ППУ — SUU-16/A и SUU-23/А.
Конструкция подвесных пушечных установок обеих моделей имеет одинаковые габаритные размеры корпуса (длина — 5,05 м, диаметр — 0,56 м) и унифицированные 762-мм подвесные узлы, позволяющие устанавливать такой пулемет в ППУ на самые различные модели боевых самолетов. Характерным отличием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.
В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде составляет — 785 кг, вес без снаряжения — 484 кг.
Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электрический стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде — 780 кг, вес без снаряжения — 489 кг.
Пулемет в подвесном контейнере зафиксирован и закреплен неподвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня или визуальный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.
Применение
Первые самолёты, вооруженные пушкой М61 «Вулкан», встали в строй в конце 50-х годов. Ими были истребитель F-104, истребитель-бомбардировщик F-105, в качестве оборонительного вооружения пушка появилась на бомбардировщиках B-52 и B-58. А затем высшие чины ВВС сочли, что быстрое развитие управляемых ракет сделает пушки ненужными, и новые самолёты проектировались без встроенного вооружения.
Война во Вьетнаме показала ошибочность таких выводов. Вооружённые «Вулканом» F-105, даже выпустив все ракеты, могли успешно отбиваться от северовьетнамских МиГ-17.
А вот новейшие «Фантомы» в таких ситуациях оказывались беспомощными. В качестве временного решения этой проблемы для «Фантомов» разработали подвесной контейнер SUU-16/Ac пушкой М61 и 1200 снарядами. Ротор пушки в ней раскручивался набегающим потоком воздуха. Усовершенствованная модель с пушкой без внешнего питания получила обозначение SUU-23/A. Иногда на «Фантомы» подвешивали до 5 таких контейнеров.
Поздние модели «Фантомов» и истребители следующего поколения вновь получили встроенный «Вулкан».
В ходе войны во Вьетнаме с помощью пушек М61 было сбито 39 северовьетнамских истребителей.
В 1967 году на вооружение приняли зенитную установку М167, вооружённую «Вулканом», а в 1969 году – самоходную зенитку М163 на шасси БТР М113. Обе зенитки считались временной мерой, однако неудачи в разработках более совершенной системы привели к тому, что зенитные «Вулканы» задержались на службе до 90-х годов, а локально применяются до сих пор.
В 1980 году флот США получил зенитный комплекс «Фаланкс», вооружённый пушкой М61 и предназначенный для защиты кораблей, в основном, от противокорабельных ракет. В 2004 году появилась его наземная версия «Центурион», сбивающая пушечным огнём снаряды и миномётные мины.
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
«КАЛАШНИКОВ» №4-5/2020
О нас
Подписка
Контакты
О нас
Журнал «КАЛАШНИКОВ. Оружие, боеприпасы, снаряжение»
Учредитель ООО «Азимут».
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10 декабря 1999 г. выдано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Главный редактор
Михаил ДЕГТЯРЁВ
Заместитель главного редактора
Сергей МОРОЗОВ
Научный редактор
Юрий ПОНОМАРЁВ
Редактор отдела охоты и спорта
Римантас НОРЕЙКА
Редактор отдела пневматического оружия
Владимир ЛОПАТИН
Директор по рекламе
Вера ПАХОМОВА
Специальные корреспонденты
Руслан ЧУМАК, Евгений АЛЕКСАНДРОВ, Сергей МИШЕНЁВ
Администратор сайта
Алексей ДЕГТЯРЁВ
Дизайн, вёрстка
Людмила МАТВЕЕВА
Бухгалтер
Ольга ЯСКЕВИЧ
Распространение
ООО «Инфо Маркет Сервис»
Генеральный директор
Марат МУСИН
Директор по продажам
Татьяна КАЛИЧКИНА
Журнал «КАЛАШНИКОВ» издаётся с ноября 1999 г. и является официальным печатным изданием Федерации практической стрельбы России, Союза российских оружейников и Федерации стрелково-спортивного многоборья. С 1997 по 1999 гг. журнал выпускался под названием «Ружьё. Оружие и амуниция».
Помимо собственно оружия всех типов и времён, в сферу интересов «КАЛАШНИКОВА» входит его практическое использование в любых формах: охота, спорт, боевое применение, развлекательная стрельба, самооборона и т. п.
«КАЛАШНИКОВ» тесно сотрудничает с ведущим европейским специализированным изданием — немецким оружейным журналом Deutsches Waffen-Journal (DWJ). Русскоязычная версия журнала DWJ, состоящая из наиболее интересных для отечественного читателя статей, выходит ежемесячно как часть «КАЛАШНИКОВА» (в формате «журнал в журнале»).
Журнал «КАЛАШНИКОВ» является участником крупнейших оружейных выставок (SHOT Show, IWA, IDEX, Arms & Hunting и др.) и по приглашению ведущих мировых производителей оружия и оптики (Swarovski, Browning Winchester, Fabarm, Kahles, Sako, Blaser, Zoli, Zeiss, Merkel, Sheiring, Ceska Zbrojovka, Benelli) посещает производственные комплексы в самых разных странах мира.
Тесная связь редакции со всеми ведущими российскими импортёрами охотничьего оружия, отечественными и зарубежными оружейными заводами и испытательными полигонами обеспечивает достоверность и профессионализм публикуемых материалов об оружии, боеприпасах, снаряжении, истории, охоте, стрелковом спорте, боевом опыте.
Среди авторов журнала «КАЛАШНИКОВ» ведущие разработчики, испытатели, спортсмены, эксперты, чья высокая репутация известна не только в России, но и за рубежом.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № 77-1343 от 10.12.1999 г., выдано Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Журнал выходит ежемесячно, тиражом 30 000 экз.
Мы рады приветствовать читателей «КАЛАШНИКОВА» на обновлённом сайте и надеемся, что новый формат позволит с большим удобством пользоваться всем нашим информационным массивом и даже влиять на содержание журнала.
Главная новость — с 2016 года запускается электронная версия журнала (пока без DWJ) на сайте www.kalashnikov.ru. Статьи из журнала будут появляться на сайте по мере их перевёрстки в экранный формат, вместе с новостями из свежего номера. У зарегистрированных посетителей появится возможность комментировать статьи.
Содержание свежего номера доступно при клике на его обложку на главной странице, а отдельные статьи вы можете видеть справа от неё (доступны по ссылке «Читать далее»). Уже опубликованные в электронном виде статьи в содержании видны по активным ссылкам. Свежие номера и подписка на полный формат (с DWJ) в наших фирменных приложениях в App Store и Google Play остаются платными (см. раздел «Подписка»), но по мере устаревания (через месяц после выхода) доступ к номерам становится свободным.
Обратите внимание, что раздел «Подшивка», где можно найти все архивные номера «КАЛАШНИКОВА», будет наполняться постепенно и на протяжении этого времени мы сохраняем доступ к старой версии сайта.
F-104C
Когда американское командование тактической авиации отказалось от F-104а, Джонсон принялся за совершенствование своей машины с учетом всех критических замечаний, стараясь максимально удовлетворить требования военных.
Недостаточную дальность полета компенсировали установкой неподвижной штанги для дозаправки самолета в воздухе. Номенклатуру и общий вес подвесного вооружения увеличили за счет установки двух новых пилонов под крыло, на которые подвешивались не только топливные баки, но и обычные для тактических истребителей бомбы и контейнеры с НУР Были также сохранены: встроенная пушка, пусковые устройства для ракет AIM-9 на концах крыла и способность нести ядерную бомбу на центральном подфюзеляжном пилоне.
На самолете установили новую модификацию системы управления оружием AN/ASG-14T-2, которая несколько расширяла боевые возможности тактического истребителя, позволяя выполнять боевые задачи как днем, так и ночью.
Конструкцию новой модификации немного облегчили, а мощность силовой установки увеличили за счет нового двигателя J79-GE-7 (максимальная тяга 4540 кг, тяга на форсаже 7173,2 кг).
Контракт с фирмой Lockheed на приобретение первых 56 истребителей F-104C заключили весной 1958 года, а в декабре его увеличили еще на 21 машину. Заказывая F-104C, ВВС получали легкий универсальный тактический самолет, занимающий промежуточное положение между F-100C и F-105. Он мог выполнять перехват на больших высотах и скоростях, вести воздушный бой на малых дистанциях и наносить удары по наземным целям. Велись переговоры о постройке дополнительной серии из 363 истребителей, но эти планы так и не были реализованы.
Опытный F-104C, носивший обозначение YF-104C, поднялся в воздух 24 июля 1958 года. После успешного окончания испытаний серийные F-104C начали передаваться в части TAC по 7-8 машин в месяц.
Мощная силовая установка F-104C позволила ему установить очередной мировой рекорд высоты полета, вернув ВВС пальму первенства в их вечном соревновании с морской авиацией. 14 декабря 1959 года самолет, пилотируемый капитаном Джорданом, поднялся на рекордные 31515 м, превысив на 1475 м достижение палубного истребителя F4H фирмы McDonnell.
В октябре 1961 года, с «подачи» командования ВВС, которое хотело расширить возможности F-104C по завоеванию превосходства в воздухе, фирма Lockheed начала программу модернизации самолета под кодовым названием Project Grindstone. В ходе этой работы было разработано двухбалочное пусковое устройство, позволявшее нести две ракеты AIM-9 на центральном подфюзеляжном узле подвески. Однако это пусковое устройство не пользовалось популярностью в частях. Оно создавало большое лобовое сопротивление, а стекла на головках самонаведения ракет постоянно покрывались пылью или разбивались мелкими камнями, вылетавшими из-под носового колеса во время разбега и руления.
В ходе эксплуатации F-104C в частях ВВС летный и технический состав столкнулся с большим количеством дефектов в двигателе J79-GE-7. За пять лет произошло сорок отказов силовой установки, что привело к 24 катастрофам, в результате которых погибло 9 летчиков. Это заставило фирму Дженерал Электрик провести комплекс работ по устранению дефектов двигателя J79-GE-7, известный под названием Project Seven Up. Реализация проекта началась в мае 1963 года и продолжалась до июня 1964-го. За это время фирма внесла множество изменений в работу систем топливной автоматики и управления створками сопла, благодаря чему надежность двигателя повысилась и серьезных отказов больше не наблюдалось.
Первая возможность повоевать у самолетов F-104C появилась во время Кубинского кризиса в октябре 1962 года. «Старфайтеры» из 479 TFW развернули на базе Кэй Уэст во Флориде. В случае высадки американских войск на остров, экипажам F-104C ставилась задача нанесения ударов по потенциальным целям на Кубе, с использованием как обычного, так и ядерного оружия. К счастью, кризис был разрешен мирным путем и самолеты вернулись к месту своей постоянной дислокации.