6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штурмовая винтовка HK G36

Штурмовая винтовка HK G36

Немецкая винтовка hk g36 – одна из лучших в мире штурмовых винтовок, она является любимицей специальных подразделений и наемников. Пожалуй, Heckler-Koch G36, довольно необычное оружие. Оно производит двойственное впечатление: с виду она легкая и хрупкая, видно, что большинство элементов сделано из пластика. При этом у винтовки интересный дизайн и четкие грани, приятный и мягкий на ощупь полимер приклада и коробки, все выглядит немного футуристично и очень гармонично.

Но если взять винтовку в руки, то сразу ощущается тяжесть (без патронов она весит 3,6 кг), что для винтовки из пластика очень много. А дело все кроется в ребрах жесткости, расположенных по всей длине приклада и ствольной коробки. Благодаря этому винтовка устойчива к деформациям и повреждениям. Зазоры минимальны, качка цевья и приклада отсутствует – винтовка выполнена на высоте.

«Оружейная экзотика». (Нереализованные проекты, опытная и малоизвестная серийная военная техника)

Штурмовая винтовка Heckler & Koch G11 (ФРГ. 1988 год)

Решил выложить материал по безгильзовому автомату Heckler & Koch G11. Штука, безусловно, широко известна, но уж больно интересна. И не только конструкцией, но и тем, что стала по сути жертвой не ошибок конструкторов или пользователей, а большой политики. Кроме того из разных источников известно,что серийно их было выпущено около 1000 штук, которые «поступили на вооружение некоего спецподразделения». Какого? Тайна сия великая есть .

В 1966-1967 годах в странах НАТО начались исследования в области безгильзовых боеприпасов к стрелковому оружию. Такой боеприпас позволил бы исключить из конструкции оружия механизм извлечения и выбрасывания стреляной гильзы, на который приходится большая часть отказов и задержек при стрельбе. Полностью закрытая ствольная коробка была бы защищена от попадания пыли и грязи. Безгильзовый патрон сулил к тому же значительное снижение стоимости, увеличение носимого боекомплекта и уменьшение размеров оружия. С целью создания нового оружия с боеприпасом в 1969 году Министерство обороны ФРГ заключило соответствующие контракты с компаниями «Индустри-Верке Карлсруэ-Аугсбург», «Диль» и «Хеклер и Кох». В 1970 году было официально объявлено о проекте малокалиберной штурмовой винтовки под безгильзовый патрон, которая имела бы вес не более 4,5 кг, длину до 765 мм, магазин на 50 патронов и обеспечивала поражение точечной цели с первого выстрела на дальности до 300 м. Фирма «Heckler & Koch» оказалась наиболее упорной и совместно с «Dynamit Nobel AG» с 1971 года развернула активные работы. За основу была взята идея патрона с полностью сгораемой гильзой .

По результатам изысканий было решено, что Бундесверу нужна легкая, малокалиберная винтовка с высокой точностью стрельбы. Для обеспечения надежного поражения противника было необходимо обеспечить попадание в цель нескольких пуль, поэтому было принято решение о создании винтовки под безгильзовый патрон калибра 4,3 мм (позже перешли к калибру 4,7 мм) с возможностью ведения огня одиночными, длинными очередями и с отсечкой очереди по 3 выстрела.

Разработка нового оружия велась под патрон с пулей, запрессованной в переднюю часть призматической пороховой шашки, покрытой сгораемым лаком. На первых образцах патрона возникали проблемы с самовозгоранием. Позднее к середине 1980-х годов был разработан телескопический патрон, в котором была успешно решена проблема самовоспламения патронов в патроннике при интенсивной стрельбе, от которой страдали ранние прототипы. Калибр нового патрона DM 11 составлял — 4,73 мм, длина патрона — 32 мм, сторона призмы — 8 мм, вес пули — 3,25 г.

Пуля полностью утоплена в метательном заряде (на основе октагона), покрытом лаком. В головной части заряда имеется пластмассовый наконечник, обеспечивающий полную утилизацию порохового заряда для метания пули. Позади пули расположен капсюль, так что донце пули служит наковаленкой. Пуля массой 3,25 грамма у дульного среза ствола разгонялась до скорости в 930-960 м/с. Шаг нарезов ствола в 155 мм обеспечивает пуле высокую устойчивость на траектории. На дальности 300 м превышение траектории составляет всего 0,17 м.

В 1974 году Heckler&Koch представила прототип, а в 1983 году — готовый образец 4,7-мм штурмовой винтовки, получившей обозначение G11.

Предполагалось, что с 1986 года может начаться замена ею на вооружении бундесвера штурмовых винтовок G3 и пистолетов-пулеметов MP2. Однако только в 1988 году HK G11 прошла технические, а в 1989 году — войсковые испытания.

Конструкция винтовки HK G11 построена по схеме «буллпап» и максимально использует преимущества безгильзового патрона.

Все механизмы винтовки собраны внутри пластикового корпуса лаконичной обтекаемой формы.

Органы управления выполнены почти заподлицо с корпусом.

Общая конструкция, компоновка и форма винтовки от одного опытного образца к другому менялись незначительно: так, первый представленный образец имел металлический корпус с ребрами жесткости и пластиковые цевье, приклад и накладку, затем появился цельный пластиковый корпус. Спусковая скоба — увеличенных размеров. Работа автоматики происходит за счет отвода пороховых газов через отверстие в дульной части ствола. Давление пороховых газов заставляет смещаться назад подвижную систему, включающую ствол с механизмами запирания, ударным и подачи патронов из магазина. В сочетании с «вывешенным» положением подвижной системы внутри корпуса и принципом «линейной отдачи» это обеспечивает небольшое смещение оружия под действием отдачи. Возвратная пружина помещена под стволом.

Система питания включает однорядный магазин на 50 патронов, расположенный горизонтально над стволом и оригинальные механизмы подачи и запирания с использованием «вращающегося патронника». Патроны размещаются вертикально носком пули вниз. Патронник выполнен отдельно от ствола в виде сквозного диаметрального канала в стальном цилиндре, вращающемся в вертикальной плоскости. Позади цилиндра находится неподвижный относительно ствола затвор с ударником. В нормальном положении патронник расположен соосно с каналом ствола. При откате после выстрела цилиндр поворачивается на 90 градусов так, что канал занимает вертикальное положение. Следующий патрон подается в патронник из магазина подающим рычагом, при этом из патронника через нижний вертикальный канал эжекции выталкиваются пороховые газы или патрон, давший осечку. После этого цилиндр поворачивается, патронник совмещается с осью канала ствола. Ударник накалывает капсюль, происходит выстрел. Для ручного управления системой перезаряжания служит складная поворотная рукоятка, расположенная слева позади пистолетной рукоятки. Кнопка защелки магазина помещена сверху приклада.

Ударно-спусковой механизм обеспечивает ведение одиночного и непрерывного огня, а также фиксированными очередями по три выстрела. Двухсторонний флажковый переводчик-предохранитель расположен над пистолетной рукояткой и имеет четыре положения: «S» — предохранитель, «1» — одиночный огонь», «3» — очередями по три выстрела, «50» — непрерывный огонь.

Оригинальной чертой автоматики G11 является принцип «накопления импульса» — при нажатия на спусковой крючок подвижная система приходит в крайнее заднее положение только после трех выстрелов подряд. Это позволяет повысить темп и выпустить короткую очередь без «сбития» наводки от сотрясения оружия. Этот режим используется только при установке флажка переводчика на «3» и обеспечивает темп стрельбы 2000 выстр/мин. При столь высоком темпе стрельбы очередь в три выстрела с режимом «накопления импульса» по сути превращается в один выстрел и обеспечивает высокую кучность стрельбы. Вместе с очень пологой траекторией и эффективным прицелом это обеспечивает высокую вероятность поражения цели на дальности прямого выстрела. В режиме непрерывного огня подвижная система возвращается вперед после каждого выстрела и темп стрельбы составляет 460-600 выстр/мин, что считается оптимальным для стрельбы длинными очередями из индивидуального оружия.

Основным для G11 является смонтированный в рукоятке для переноски (над центром тяжести оружия) оптический однократный прицел с прицельной маркой в виде кольца. Считается, что прицел без увеличения сохраняет стрелку обзор поля боя, а кольцевая метка обеспечивает быстрое и «естественное» прицеливание. Может устанавливаться прицел со сменной кратностью — 1х и 3,5х. Наглазник прицела и высокий приклад способствуют правильной постановке головы стрелка при тщательном прицеливании.

Магазины снаряжаются прямо из обоймы-упаковки на 25 (или на 15) патронов.

Вес G11 с боекомплектом 550 патронов (7,35 кг) равен весу G3 со 100 патронами или М16А2 с 240 патронами.

При разборке винтовки снимается магазин, отделяется передняя часть корпуса (цевье) и затылок приклада, после чего полностью извлекается подвижная система.

По результатам тестирования в 1989 году в конструкцию G11 был внесен ряд изменений, в частности: прицел был сделан съемным, с возможностью его замены на другие типы прицелов; емкость магазинов была уменьшена с 50 до 45 патронов, однако появилась возможность крепления на винтовке двух запасных магазинов по обе стороны ствола, при этом на корпусе магазина имеется видимый указатель наличия патронов; под стволом появилось крепление для штыка и сошки.Новый вариант винтовки под обозначением G11К2, был предоставлен немецким военным для тестирования в конце 1989 года.

В это же время G11 стала одним из четырех главных претендентов в американской программе ACR (Advanced Cobat Rifle), целью которой было тестирование новых концепций (безгильзовые боеприпасы, стреловидные подкалиберные пули и т.п.) для дальнейшего анализа и разработки требований к потенциальному преемнику для винтовки М16А2. В ходе этих тестов HK G11 показала себя как надежное и удобное в обращении оружие, обладающее очень хорошей точностью огня во всех режимах.В 1990 году по результатам тестирования «Heckler&Koch» объявила о готовности к серийному производству G11 с 1992 года.

Было принято первоначальное решение о постановке G11 на вооружение Бундесвера, однако поставки ограничились партией всего в 1000 штук, после чего решением германских властей из-за финансовых проблем в ходе реорганизации Бундесвера «объединенной Германии» программа была закрыта, и вопрос о конечном принятии на вооружение винтовки HK G11 так и не был решен.

Интерес к G11 проявили Дания, Норвегия, Тайвань и Южная Корея.

Калибр, мм 4.73×33 (DM 11)
Длина, мм 750
Длина ствола, мм 540
Весбез патронов, кг. 3.6
Магазин, кол. патронов 45
Начальная скорость пули, м/с 930 — 960
Эффективная дальность стрельбы, м 400
Скорострельность, выстр/мин 600 — 2000

Можно ли мешать антифризы G11 и G12?

Смешивать антифризы G11 и G12 можно в трёх случаях.

  1. Беспрепятственно можно заливать вместо рекомендуемого антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12++, а также смешивать две эти ОЖ в любых пропорциях. Антифриз G12++ является универсальным, и он если и изменяет режим работы системы охлаждения, то незначительно. При этом защитные свойства у охлаждающей жидкости этого класса высоки, и обогащённый пакет присадок надёжно защитит любую систему от коррозии.
  2. Можно вместо антифриза G11 залить G12+ по той же причине, описанной в первом пункте. Однако в этом случае может наблюдаться небольшое снижение ресурса отдельных элементов системы охлаждения двигателя.
  3. Можно без опасений доливать друг в друга в небольших количествах, до 10 %!, антифризы марок G11 и G12 (включая все их модификации). Дело в том, что присадки этих ОЖ при взаимодействии не разрушаются и не выпадают в осадок, но только при условии, что жидкости изначально качественные и изготовлены в соответствии со стандартами.

Допускается, но не рекомендуется, заливать вместо антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12. Отсутствие неорганических присадок может снизить защищённость резиновых и металлических компонентов и снизить срок службы отдельных элементов системы.

Нельзя вместе требуемого антифриза G12 заливать ОЖ класса G11. Это негативно скажется на интенсивности теплоотвода и даже может привести к закипанию мотора.

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90%!– этиленгликоль;
  • 5-7%!– присадки;
  • 3-5%!– вода.

Обратите внимание, что примерно на 90%!все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5%!дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7%!зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)
Читать еще:  Тактический ракетный комплекс «Резеда» (СССР)

Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?

Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:

  1. G11
  2. G12
  3. G13

Разберём все по порядку.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Рекомендуем: Как проверить датчик лямбда зонд

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

Можно ли мешать антифризы G11 и G12?

Смешивать антифризы G11 и G12 можно в трёх случаях.

  1. Беспрепятственно можно заливать вместо рекомендуемого антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12++, а также смешивать две эти ОЖ в любых пропорциях. Антифриз G12++ является универсальным, и он если и изменяет режим работы системы охлаждения, то незначительно. При этом защитные свойства у охлаждающей жидкости этого класса высоки, и обогащённый пакет присадок надёжно защитит любую систему от коррозии.
  2. Можно вместо антифриза G11 залить G12+ по той же причине, описанной в первом пункте. Однако в этом случае может наблюдаться небольшое снижение ресурса отдельных элементов системы охлаждения двигателя.
  3. Можно без опасений доливать друг в друга в небольших количествах, до 10 %!, антифризы марок G11 и G12 (включая все их модификации). Дело в том, что присадки этих ОЖ при взаимодействии не разрушаются и не выпадают в осадок, но только при условии, что жидкости изначально качественные и изготовлены в соответствии со стандартами.

Допускается, но не рекомендуется, заливать вместо антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12. Отсутствие неорганических присадок может снизить защищённость резиновых и металлических компонентов и снизить срок службы отдельных элементов системы.

Нельзя вместе требуемого антифриза G12 заливать ОЖ класса G11. Это негативно скажется на интенсивности теплоотвода и даже может привести к закипанию мотора.

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90%!– этиленгликоль;
  • 5-7%!– присадки;
  • 3-5%!– вода.

Обратите внимание, что примерно на 90%!все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5%!дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7%!зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)

Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?

Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:

  1. G11
  2. G12
  3. G13

Разберём все по порядку.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Рекомендуем: Что такое суммарный люфт в рулевом управлении

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

В конце 1960-х годов в ФРГ, а также других странах-участницах блока НАТО начались исследования в области безгильзовых боеприпасов.

В теории, применение подобного боеприпаса позволило бы упростить конструкцию оружия одновременно с повышением его надёжности, а также увеличить носимый боекомплект. К тому же предполагалось, что такие патроны стоили бы меньше классических гильзовых (проверить такие утверждения на практике сложно так как безгильзовые боеприпасы никогда не выпускались в масштабах, достаточных для установления себестоимости их производства в сравнении с гильзовыми, технология производства которых в огромных количествах была отлично отработана за полтора века их существования).

Контракты на соответствующие разработки были заключены немецким министерством обороны с компаниями «Индустри-Верке Карлсруэ-Аугсбург», «Диль» и Heckler & Koch в 1969 году, а в 1970 были объявлены требования для нового автомата, заключающиеся в следующем:

  • масса не более 4,5 кг,
  • длина до 765 мм,
  • магазин на 50 патронов,
  • поражение первым выстрелом точечных целей на дистанции до 300 м.

В следующем году Heckler & Koch совместно с Dynamit Nobel AG начала работу над автоматом под патрон с полностью сгораемой гильзой. Пуля нового патрона имела калибр 4,3 мм и была запрессована в переднюю часть призматической пороховой шашки, которая была покрыта сгораемым лаком. Этот боеприпас имел существенный недостаток — возможность самовозгорания, решенный в созданном в середине 1980-х годов телескопическом патроне DM 11 с пулей калибра 4,73 мм, метательным зарядом на основе октогена и пластиковым наконечником в головной части, обеспечивающим полную утилизацию порохового заряда для метания пули. Благодаря шагу нарезов в 155 мм обеспечивалась высокая устойчивость пули на траектории.

Штурмовая винтовка фирмы Diehl имела значительное сходство с винтовкой фирмы Heckler&Koch – в ней также предполагался отдельный от ствола патронник, расположенный во вращающемся вокруг поперечной оси цилиндре. Основными отличиями стала развернутая на 180 градусов схема питания – если в винтовке Heckler&Koch магазин располагался сверху над передней частью ствола, и патроны из него в патронник подавались вертикально вниз (пулями вверх), то в винтовке Diehl магазин располагался в прикладе ниже уровня ствола, и патроны из него подавались вверх. Для обеспечения стрельбы несколькими пулями с высокой кучностью предполагалось использовать как вариант с одним патронником и стволом и стрельбу очередью, так и вариант с тремя патронниками и тремя стволами, обеспечивающий залповую стрельбу тремя пулями. Автоматика винтовки фирмы Diehl действовала от отводимых из ствола пороховых газов.

Читать еще:  Высотный самолет-разведчик D-500 Egrett (Европа)

Аналогичную «залповую» схему имела и одна из разработок группы компаний Mauser Werke и Industriewerke Karlsruhe (IWEKA) [1] . В этой винтовке, разработанной в начале семидесятых годов, имелось три ствола, расположенных в шахматном порядке в вертикальной плоскости. Простота конструкции винтовки обеспечивалась тем, что в качестве магазина использовались сменные вращающиеся барабаны револьверного типа, снаряжаемые в заводских условиях. Такая система, помимо простоты схемы питания, обеспечивала и высокую устойчивость боеприпасов как к механическим воздействиям, так и к перегреву при стрельбе – фактически винтовка имела столько патронников, сколько имелось патронов в магазине. Платой за такое упрощение стала большая мертвая масса и габариты магазинов-барабанов, а также необходимость в трех стволах и невозможность ведения автоматического огня в «обычном» темпе – эта винтовка стреляла либо одиночными выстрелами, либо залпами в три пули. Альтернативной разработкой этой же группы компаний стала винтовка одноствольной конструкции, в прикладе которой размещался шнековый магазин большой ёмкости. В этой, относительно традиционной конструкции была довольно оригинально решена проблема экстракции невыстреленного патрона – патронник, неподвижный относительно ствола при стрельбе, тем не менее имел возможность откидываться вбок за пределы корпуса оружия подобно барабанам современных револьверов. В таком положении патрон мог быть вытолкнут из патронника при помощи обычного стержневого выбрасывателя, подобного тем, что использовались на револьверах Нагана обр.1895 или Кольта обр. 1873 года. Для привода механизмов в этой винтовке использовалась энергия пороховых газов, отводимых из ствола.

Прототип нового автомата был представлен в 1974 году, а готовый образец, получивший название G11, — в 1983 году. В 1986 году автомат должен был поступить на вооружение бундесвера для замены винтовок HK G3 и пистолетов-пулемётов MP2, однако технические испытания были пройдены только в 1988 году, а войсковые — в 1989. По результатам испытаний в конструкцию автомата были внесены некоторые изменения: оптический прицел стал съёмным, стали использоваться новые магазины на 45 патронов (первоначально использовались 50-зарядные магазины) и указателем количества оставшихся боеприпасов, появились крепления для запасных магазинов, штыка и сошки. Модифицированный вариант получил обозначение G11К2 и был отправлен на тестирование в конце 1989 года. Параллельно с этим G11 участвовал в американской программе ACR (Advanced Combat Rifle), в которой были представлены принципиально новые образцы вооружения (например, Steyr ACR с оперёнными стреловидными боеприпасами). В ходе испытаний G11 заслужила высокие оценки за точность, удобство в обращении и надёжность.

В 1990-м году Heckler & Koch объявила о готовности начать производство автомата с 1992 года. Однако после отправки ограниченной партии в 1000 G11 на вооружение бундесвера программа была закрыта из-за финансовых проблем, испытываемых властями объединённой Германии, и несоответствия новых патронов требованиям НАТО по унификации боеприпасов. В результате на смену винтовке HK G3 пришёл автомат HK G36.

Можно ли мешать антифризы G11 и G12?

Смешивать антифризы G11 и G12 можно в трёх случаях.

  1. Беспрепятственно можно заливать вместо рекомендуемого антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12++, а также смешивать две эти ОЖ в любых пропорциях. Антифриз G12++ является универсальным, и он если и изменяет режим работы системы охлаждения, то незначительно. При этом защитные свойства у охлаждающей жидкости этого класса высоки, и обогащённый пакет присадок надёжно защитит любую систему от коррозии.
  2. Можно вместо антифриза G11 залить G12+ по той же причине, описанной в первом пункте. Однако в этом случае может наблюдаться небольшое снижение ресурса отдельных элементов системы охлаждения двигателя.
  3. Можно без опасений доливать друг в друга в небольших количествах, до 10 %!, антифризы марок G11 и G12 (включая все их модификации). Дело в том, что присадки этих ОЖ при взаимодействии не разрушаются и не выпадают в осадок, но только при условии, что жидкости изначально качественные и изготовлены в соответствии со стандартами.

Допускается, но не рекомендуется, заливать вместо антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12. Отсутствие неорганических присадок может снизить защищённость резиновых и металлических компонентов и снизить срок службы отдельных элементов системы.

Нельзя вместе требуемого антифриза G12 заливать ОЖ класса G11. Это негативно скажется на интенсивности теплоотвода и даже может привести к закипанию мотора.

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90%!– этиленгликоль;
  • 5-7%!– присадки;
  • 3-5%!– вода.

Обратите внимание, что примерно на 90%!все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5%!дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7%!зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)

Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?

Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:

  1. G11
  2. G12
  3. G13

Разберём все по порядку.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Рекомендуем: Как проверить датчик лямбда зонд

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

Преимущества G36

  • G36 отличается высокой надежностью работы и прочностью конструкции.
  • Винтовка на дистанции до 450 метров демонстрирует хорошую кучность и точность стрельбы, а небольшой подброс и отдача ствола значительно увеличивают эффективность автоматического огня.
  • Значительными плюсами стали также небольшая масса и эргономичность оружия.
  • Все главные элементы управления продублированы с каждой из сторон винтовки.
  • Все части G36 соединяются при помощи штифтов, что обеспечивает модульность конструкции, а также упрощает чистку и обслуживание (разборка выполняется без специальных инструментов).
  • Конструкция магазинов дает возможность эффективно контролировать расход патронов, в том числе быстро и легко их объединять друг с другом.
  • На G36 можно установить гранатомёт AG36 либо штык-нож.

Можно ли мешать антифризы G11 и G12?

Смешивать антифризы G11 и G12 можно в трёх случаях.

  1. Беспрепятственно можно заливать вместо рекомендуемого антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12++, а также смешивать две эти ОЖ в любых пропорциях. Антифриз G12++ является универсальным, и он если и изменяет режим работы системы охлаждения, то незначительно. При этом защитные свойства у охлаждающей жидкости этого класса высоки, и обогащённый пакет присадок надёжно защитит любую систему от коррозии.
  2. Можно вместо антифриза G11 залить G12+ по той же причине, описанной в первом пункте. Однако в этом случае может наблюдаться небольшое снижение ресурса отдельных элементов системы охлаждения двигателя.
  3. Можно без опасений доливать друг в друга в небольших количествах, до 10 %!, антифризы марок G11 и G12 (включая все их модификации). Дело в том, что присадки этих ОЖ при взаимодействии не разрушаются и не выпадают в осадок, но только при условии, что жидкости изначально качественные и изготовлены в соответствии со стандартами.

Допускается, но не рекомендуется, заливать вместо антифриза G11 охлаждающую жидкость класса G12. Отсутствие неорганических присадок может снизить защищённость резиновых и металлических компонентов и снизить срок службы отдельных элементов системы.

Нельзя вместе требуемого антифриза G12 заливать ОЖ класса G11. Это негативно скажется на интенсивности теплоотвода и даже может привести к закипанию мотора.

В составе всех антифризов гликолевая основа: этиленгликоль или пропиленгликоль, плюс пакет улучшающих присадок.

Этиленгликоль – это двухатомный спирт. Чистый этиленгликоль представляет собой маслянистую жидкость, сладковатую на вкус, с температурой кипения около +200 °C и замерзания -12,3 °C. Этиленгликоль – сильный яд. Летальная доза для человека составляет всего 200-300 грамм (кстати, нейтрализуется он этиловым спиртом).

Состав концентрата антифриза примерно следующий:

  • 90%!– этиленгликоль;
  • 5-7%!– присадки;
  • 3-5%!– вода.

Обратите внимание, что примерно на 90%!все концентраты антифриза состоят из этиленгликоля и 3-5%!дистиллированной воды. То есть примерно процентов на 95, все антифризы одинаковые. Всё дело в присадках: от этих 5-7%!зависит, будет ли ваш двигатель работать безотказно, или вы будете любимым клиентом СТО.

Давайте разберемся, в чем разница, но сделать это будет непросто. Такой неразберихи, как применяемой в классификации антифризов, нет больше ни у каких жидкостей, применяемых в автомобиле. На сегодняшний день нет единого стандарта, которому соответствовали бы все антифризы.

Каждая страна производит охлаждающие жидкости, согласно своим национальным стандартам, зачастую, очень устаревшим. Ниже приведены наиболее распространенные их версии:

  • ГОСТ 28084-89 (Россия)
  • BS 6580: 1992 (Великобритания)
  • SAE J 1034 (США)
  • ASTM D 3306 (США)
  • ONORM V5123 (Австрия)
  • AFNOR NF R15-601 (Франция)
  • CUNA NC956 16 (Италия)
  • JIS K2234 (Япония)
  • G-11 (Швеция)
Читать еще:  Экспериментальные ударные ГЛА Falcon HCV (США)

Что же делать, спросите вы? Как разобраться во всем этом море охлаждающих жидкостей?

Выход нашли сами производители антифризов. Они приняли за основу классификацию, которую разработал концерн Фольксваген для самого себя. Фольксваген разделяет все антифризы на три класса:

  1. G11
  2. G12
  3. G13

Разберём все по порядку.

Антифриз G11

Под классом G11 производят антифризы, созданные по традиционной технологии. (её ещё называют силикатной). В качестве присадок, защищающих от коррозии, в таких антифризах используют неорганические вещества и их различные комбинации:

  • Силикаты;
  • Фосфаты;
  • Бораты;
  • Нитриты;
  • Амины;
  • Нитраты.

Силикатные присадки, содержащиеся в антифризах G11, покрывают всю внутреннюю поверхность системы охлаждения защитным слоем, примерно таким, как накипь на стенках чайника. Этот слой и защищает систему от разрушений. И это хорошо.

Но он значительно снижает процесс теплоотдачи. И это плохо. К тому же, этот слой от перепада температур и вибрации со временем начинает разрушаться и осыпаться вниз. И это тоже плохо. Именно по этой причине нужно не забывать менять такой антифриз не реже одного раза в два года. Но это тоже ещё не всё. Упавшие вниз кусочки защитного слоя, захватываются потоком охлаждающей жидкости и начинают работать, как абразив, разрушая всё на своём пути.

Какой делаем вывод? Не применять антифриз G11? Нет, применять! Но не забывать менять раз в два года.

Антифризы, выполненные по традиционной технологии (силикатные), обозначаются на банках следующими надписями:

  • G11
  • Traditional coolants
  • Conventional coolants
  • IAT (Inorganic Acid Technology)

Рекомендуем: Что такое суммарный люфт в рулевом управлении

Правда, иногда встречаются силикатные охлаждающие жидкости вообще без обозначения класса на упаковке.

Антифриз G12, G12+ и G12++

Антифриз класса G12 – это следующий этап развития охлаждающих жидкостей. Недостатки силикатной технологии производители решили устранить, освоив технологию органических кислот.

В качестве антикоррозионных присадок в антифризах G12 используются карбоновые кислоты. Отсюда второе название этих антифризов – карбоксилатные. Их отличительной особенностью является то, что карбоксилатные присадки не образуют защитного слоя по всей поверхности охлаждающей системы, а начинают работать лишь в местах возникновения коррозии, с образованием защитных слоёв толщиной не более одного микрона.

Все минусы силикатной технологии здесь стали плюсами:

  1. Очень высокая теплоотдача.
  2. Осыпаться и разрушаться в системе охлаждения нечему, поэтому и абразиву появиться просто не из чего.
  3. Срок эксплуатации антифриза увеличен до 3-5 лет. Причём, пять лет – если вы промыли, просушили систему и залили произведённый на заводе готовый антифриз, и три года – если что-то из этого списка нарушили и концентрат разбавляли самостоятельно.

Но антифризы G12 имеют и минусы – карбоксилатные присадки начинают работать только тогда, когда начались процессы коррозии. То есть начали «лечить» только тогда, когда «болезнь» уже проявилась, и ничего не сделали для её профилактики.

Карбоксилатные антифризы обозначаются следующим образом:

  • G12
  • Carboxilate coolants
  • OAT (Organic Acid Technology)

Для устранения основного недостатка, производители охлаждающих жидкостей сделали полшага назад и объединили силикатную технологию с карбоксилатной. В результате этого появился класс антифриза G12+ (гибридная технология).

Гибридные антифризы содержат кроме органических (карбоксилатных) присадок, также и неорганические. Европейцы, к примеру, применяют силикаты, американцы – нитриты, а японцы отдают предпочтение фосфатам.

Антифризы G12+ обозначаются такими терминами:

  • Hybrid coolants
  • HOAT (Hybrid Organic Acid Technology)

С 2008 года появились антифризы класса G12++. Это новый вид охлаждающих жидкостей, у которых органическая основа сочетается с небольшим количеством минеральных присадок.

Антифризы G12, G12+, G12++ являются разновидностями технологии органических кислот. После полушага назад (в сторону силикатных присадок) технологи потихоньку начали двигаться вперед, играя с комбинациями минеральных составляющих. Эта технология называется лобридной и обозначается она вот так:

  • Lobrid coolants
  • SOAT coolants

Ну и венец современных охлаждающих жидкостей – класс G13.

Антифриз G13

Антифризы класса G13 появились в 2012 году. Они принципиально отличаются от всех предыдущих, потому что вместо ядовитой этиленгликолевой основы, имеют безвредную и экологически чистую пропиленгликолевую основу.

На этом, собственно говоря, отличия и заканчиваются. С технологической точки зрения, антифриз G13 равноценен антифризу на этиленгликолевой основе G12++, и каких-либо преимуществ (кроме экологической чистоты) на сегодняшний день не имеет.

«Оружейная экзотика». (Нереализованные проекты, опытная и малоизвестная серийная военная техника)

Штурмовая винтовка Heckler & Koch G11 (ФРГ. 1988 год)

Решил выложить материал по безгильзовому автомату Heckler & Koch G11. Штука, безусловно, широко известна, но уж больно интересна. И не только конструкцией, но и тем, что стала по сути жертвой не ошибок конструкторов или пользователей, а большой политики. Кроме того из разных источников известно,что серийно их было выпущено около 1000 штук, которые «поступили на вооружение некоего спецподразделения». Какого? Тайна сия великая есть .

В 1966-1967 годах в странах НАТО начались исследования в области безгильзовых боеприпасов к стрелковому оружию. Такой боеприпас позволил бы исключить из конструкции оружия механизм извлечения и выбрасывания стреляной гильзы, на который приходится большая часть отказов и задержек при стрельбе. Полностью закрытая ствольная коробка была бы защищена от попадания пыли и грязи. Безгильзовый патрон сулил к тому же значительное снижение стоимости, увеличение носимого боекомплекта и уменьшение размеров оружия. С целью создания нового оружия с боеприпасом в 1969 году Министерство обороны ФРГ заключило соответствующие контракты с компаниями «Индустри-Верке Карлсруэ-Аугсбург», «Диль» и «Хеклер и Кох». В 1970 году было официально объявлено о проекте малокалиберной штурмовой винтовки под безгильзовый патрон, которая имела бы вес не более 4,5 кг, длину до 765 мм, магазин на 50 патронов и обеспечивала поражение точечной цели с первого выстрела на дальности до 300 м. Фирма «Heckler & Koch» оказалась наиболее упорной и совместно с «Dynamit Nobel AG» с 1971 года развернула активные работы. За основу была взята идея патрона с полностью сгораемой гильзой .

По результатам изысканий было решено, что Бундесверу нужна легкая, малокалиберная винтовка с высокой точностью стрельбы. Для обеспечения надежного поражения противника было необходимо обеспечить попадание в цель нескольких пуль, поэтому было принято решение о создании винтовки под безгильзовый патрон калибра 4,3 мм (позже перешли к калибру 4,7 мм) с возможностью ведения огня одиночными, длинными очередями и с отсечкой очереди по 3 выстрела.

Разработка нового оружия велась под патрон с пулей, запрессованной в переднюю часть призматической пороховой шашки, покрытой сгораемым лаком. На первых образцах патрона возникали проблемы с самовозгоранием. Позднее к середине 1980-х годов был разработан телескопический патрон, в котором была успешно решена проблема самовоспламения патронов в патроннике при интенсивной стрельбе, от которой страдали ранние прототипы. Калибр нового патрона DM 11 составлял — 4,73 мм, длина патрона — 32 мм, сторона призмы — 8 мм, вес пули — 3,25 г.

Пуля полностью утоплена в метательном заряде (на основе октагона), покрытом лаком. В головной части заряда имеется пластмассовый наконечник, обеспечивающий полную утилизацию порохового заряда для метания пули. Позади пули расположен капсюль, так что донце пули служит наковаленкой. Пуля массой 3,25 грамма у дульного среза ствола разгонялась до скорости в 930-960 м/с. Шаг нарезов ствола в 155 мм обеспечивает пуле высокую устойчивость на траектории. На дальности 300 м превышение траектории составляет всего 0,17 м.

В 1974 году Heckler&Koch представила прототип, а в 1983 году — готовый образец 4,7-мм штурмовой винтовки, получившей обозначение G11.

Предполагалось, что с 1986 года может начаться замена ею на вооружении бундесвера штурмовых винтовок G3 и пистолетов-пулеметов MP2. Однако только в 1988 году HK G11 прошла технические, а в 1989 году — войсковые испытания.

Конструкция винтовки HK G11 построена по схеме «буллпап» и максимально использует преимущества безгильзового патрона.

Все механизмы винтовки собраны внутри пластикового корпуса лаконичной обтекаемой формы.

Органы управления выполнены почти заподлицо с корпусом.

Общая конструкция, компоновка и форма винтовки от одного опытного образца к другому менялись незначительно: так, первый представленный образец имел металлический корпус с ребрами жесткости и пластиковые цевье, приклад и накладку, затем появился цельный пластиковый корпус. Спусковая скоба — увеличенных размеров. Работа автоматики происходит за счет отвода пороховых газов через отверстие в дульной части ствола. Давление пороховых газов заставляет смещаться назад подвижную систему, включающую ствол с механизмами запирания, ударным и подачи патронов из магазина. В сочетании с «вывешенным» положением подвижной системы внутри корпуса и принципом «линейной отдачи» это обеспечивает небольшое смещение оружия под действием отдачи. Возвратная пружина помещена под стволом.

Система питания включает однорядный магазин на 50 патронов, расположенный горизонтально над стволом и оригинальные механизмы подачи и запирания с использованием «вращающегося патронника». Патроны размещаются вертикально носком пули вниз. Патронник выполнен отдельно от ствола в виде сквозного диаметрального канала в стальном цилиндре, вращающемся в вертикальной плоскости. Позади цилиндра находится неподвижный относительно ствола затвор с ударником. В нормальном положении патронник расположен соосно с каналом ствола. При откате после выстрела цилиндр поворачивается на 90 градусов так, что канал занимает вертикальное положение. Следующий патрон подается в патронник из магазина подающим рычагом, при этом из патронника через нижний вертикальный канал эжекции выталкиваются пороховые газы или патрон, давший осечку. После этого цилиндр поворачивается, патронник совмещается с осью канала ствола. Ударник накалывает капсюль, происходит выстрел. Для ручного управления системой перезаряжания служит складная поворотная рукоятка, расположенная слева позади пистолетной рукоятки. Кнопка защелки магазина помещена сверху приклада.

Ударно-спусковой механизм обеспечивает ведение одиночного и непрерывного огня, а также фиксированными очередями по три выстрела. Двухсторонний флажковый переводчик-предохранитель расположен над пистолетной рукояткой и имеет четыре положения: «S» — предохранитель, «1» — одиночный огонь», «3» — очередями по три выстрела, «50» — непрерывный огонь.

Оригинальной чертой автоматики G11 является принцип «накопления импульса» — при нажатия на спусковой крючок подвижная система приходит в крайнее заднее положение только после трех выстрелов подряд. Это позволяет повысить темп и выпустить короткую очередь без «сбития» наводки от сотрясения оружия. Этот режим используется только при установке флажка переводчика на «3» и обеспечивает темп стрельбы 2000 выстр/мин. При столь высоком темпе стрельбы очередь в три выстрела с режимом «накопления импульса» по сути превращается в один выстрел и обеспечивает высокую кучность стрельбы. Вместе с очень пологой траекторией и эффективным прицелом это обеспечивает высокую вероятность поражения цели на дальности прямого выстрела. В режиме непрерывного огня подвижная система возвращается вперед после каждого выстрела и темп стрельбы составляет 460-600 выстр/мин, что считается оптимальным для стрельбы длинными очередями из индивидуального оружия.

Основным для G11 является смонтированный в рукоятке для переноски (над центром тяжести оружия) оптический однократный прицел с прицельной маркой в виде кольца. Считается, что прицел без увеличения сохраняет стрелку обзор поля боя, а кольцевая метка обеспечивает быстрое и «естественное» прицеливание. Может устанавливаться прицел со сменной кратностью — 1х и 3,5х. Наглазник прицела и высокий приклад способствуют правильной постановке головы стрелка при тщательном прицеливании.

Магазины снаряжаются прямо из обоймы-упаковки на 25 (или на 15) патронов.

Вес G11 с боекомплектом 550 патронов (7,35 кг) равен весу G3 со 100 патронами или М16А2 с 240 патронами.

При разборке винтовки снимается магазин, отделяется передняя часть корпуса (цевье) и затылок приклада, после чего полностью извлекается подвижная система.

По результатам тестирования в 1989 году в конструкцию G11 был внесен ряд изменений, в частности: прицел был сделан съемным, с возможностью его замены на другие типы прицелов; емкость магазинов была уменьшена с 50 до 45 патронов, однако появилась возможность крепления на винтовке двух запасных магазинов по обе стороны ствола, при этом на корпусе магазина имеется видимый указатель наличия патронов; под стволом появилось крепление для штыка и сошки.Новый вариант винтовки под обозначением G11К2, был предоставлен немецким военным для тестирования в конце 1989 года.

В это же время G11 стала одним из четырех главных претендентов в американской программе ACR (Advanced Cobat Rifle), целью которой было тестирование новых концепций (безгильзовые боеприпасы, стреловидные подкалиберные пули и т.п.) для дальнейшего анализа и разработки требований к потенциальному преемнику для винтовки М16А2. В ходе этих тестов HK G11 показала себя как надежное и удобное в обращении оружие, обладающее очень хорошей точностью огня во всех режимах.В 1990 году по результатам тестирования «Heckler&Koch» объявила о готовности к серийному производству G11 с 1992 года.

Было принято первоначальное решение о постановке G11 на вооружение Бундесвера, однако поставки ограничились партией всего в 1000 штук, после чего решением германских властей из-за финансовых проблем в ходе реорганизации Бундесвера «объединенной Германии» программа была закрыта, и вопрос о конечном принятии на вооружение винтовки HK G11 так и не был решен.

Интерес к G11 проявили Дания, Норвегия, Тайвань и Южная Корея.

Калибр, мм 4.73×33 (DM 11)
Длина, мм 750
Длина ствола, мм 540
Весбез патронов, кг. 3.6
Магазин, кол. патронов 45
Начальная скорость пули, м/с 930 — 960
Эффективная дальность стрельбы, м 400
Скорострельность, выстр/мин 600 — 2000

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector