0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Машины будущей войны: почему колесная бронетехника все еще актуальна

Машины будущей войны: почему колесная бронетехника все еще актуальна

На данный момент большинство современных армий находятся в процессе перехода на новую колесную боевую технику. Благодаря анализу опыта различных вооруженных конфликтов за последние 30 лет, а также экспертным прогнозам относительно будущих войн сложился определенный набор требований и критериев, которым эта техника должна отвечать. Подробности — в материале «Известий».

Особенности конструкции «Скарабея»

Гибридная силовая установка бронированного автомобиля включает дизельный двигатель с турбо наддувом объемом 3 литра и мощностью 220 кВт (около 300 л.с.), а также электромотор мощностью 75 кВт (102 л.с.). Дизель и электродвигатель расположены в задней части машины и соединены между собой через распределительную коробку.

Привод с колесной формулой 4х4 может работать в четырех режимах:

  • дизельный двигатель для движения автомобиля и привода генератора;
  • поддержка дизеля электродвигателем на ходу (режим наддува, или Boost);
  • движение только с помощью электродвигателя (скрытное перемещение, или «стелс»),
  • дизельный двигатель только как привод генератора.

По замыслу производителя, режим скрытного перемещения («стелс«) позволит безопасно (без теплового излучения и малошумно) приближаться к объектам разведки и вести длительное наблюдение. Система управления обеспечивает выбор режима для наиболее экономичного движения, для максимальной дальности действий, для развития наибольшей скорости и для езды по бездорожью.

С дизельным двигателем дальность хода достигает 1000 км. При использовании одного электромотора заряда аккумуляторов хватает только на 10 км. Из соображений оптимизации веса бронемашина оснащена только двумя батареями, которые не позволяют запасать много энергии. Однако, подзарядка аккумуляторов «Скарабея» возможна в любой момент после подключения дизеля.

По данным производителя пустая разведывательная машина имеет вес шесть тонн (по другим данным до 6,6 т). При этом, она способна перевозить до 1815 кг полезной нагрузки. В режиме наддува (Boost) автомобиль развивает удельную мощность около 37 кВт/т (50,3 л.с./т). На набор скорости (приемистость) позитивно влияет высокий крутящий момент электродвигателя. На дороге «Скарабей» разгоняется до 120 км/ч.

Шасси, корпус, экипаж

Шасси «Скарабея» имеет регулируемый дорожный просвет, который изменяется от 40 до 50 см, как следствие меняется и высота транспортного средства от 1,9 до 2,0 м. Колеса на обеих осях управляемы, что придает машине повышенную маневренность. В частности, радиус разворота транспортного средства с колесной базой около четырех метров составляет менее пяти метров.

При установке всех колес параллельно «Скарабей» способен перемещаться так называемым «крабовым ходом» (Krebsgang), держа корпус по диагонали к направлению движения. Предполагается, что эта способность позволит ему выбираться из узких проходов.

Входные двери выполнены сдвижными, с дистанционным управлением, что обеспечивает доступ и размещение в автомобиле даже в стесненных условиях. Движение возможно и с открытыми дверями.

Водитель находится спереди, посередине, и имеет угол обзора в 270 градусов. За ним, справа или слева, размещаются командир и еще один член экипажа. Четвертое место позволяет перевозить в кабине дополнительного пассажира.

Читать еще:  Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Сосна» (Россия)

По оценкам специалистов, установленные 7-тонные оси оставляют разведывательной машине достаточный потенциал для последующих модернизаций.

Хорошо забытое старое

Строго говоря, идея создания универсального механизированного соединения давно витала в воздухе. Англичане пытались реализовать ее еще в первой половине XX века, создав в 1927 году экспериментальную бронетанковую бригаду (Experimental Armoured Force). Помимо, собственно, танковых подразделений, в состав EAF входили разведывательные части на бронемашинах, полевая, гаубичная и зенитная артиллерии, мотопехота, инженеры, обеспечение и связь. Кроме того, бригаде придавалась разведывательная, истребительная и бомбардировочная авиация.

Идея на десятилетия опередила свое время, но тогда ее реализация не удалась в силу недостаточно развитых технологий, дороговизны и высоких требований к обучению солдат и офицеров.

Танкетка Мартеля возглавляет бригаду из средних танков Mk.II

В конце 1990-х к этой идее вернулись в США, где началась разработка амбициозной программы FCS (Future Combat Systems). К середине 2000-х министерство обороны США предложило Германии, Великобритании и Франции, а также странам — партнерам НАТО принять участие в проекте «Скорпион» — многонациональной программе по модернизации вооруженных сил. Отчасти именно по этой причине ряд европейских программ «армий будущего» включает узнаваемые элементы, изначально разработанные в США.

На данный момент концепция многосредных войн поддерживается как внутри НАТО, так и за пределами Североатлантического альянса. Можно сказать, что сформировался новый глобальный тренд.

Примечательно, что в большинстве программ модернизации в качестве основного тактического механизированного соединения рассматривается бригада. И, как 92 года назад в Великобритании, в распоряжении современных бригад имеется широчайший спектр возможностей и инструментов.

В список тактических задач бригад входят: контроль над определенной территорией; решительные действия на сложной местности; наступательные прикрывающие действия (рейд, огневой рейд, глубокая атака, силовая разведка); оборонительные прикрывающие действия (сдерживание или оборона на широком фронте) и обеспечение входа союзных сил на театр военных действий.

Кроме того, предполагается, что подобные бригады смогут разрушать пресловутые «пузыри» A2/AD — зоны действия ПВО, ПКО, ствольной и ракетной артиллерии и других средств, мешающих доступу и маневру союзных сил. Цель этих действий — обеспечивать свободу маневра на дивизионном уровне.

Разведывательная машина – боевые возможности

Транспортное средство снабжено встроенной баллистической и противоминной защитой (более подробная информация отсутствует). Предусмотрена адаптация уровня защиты к требованиям эксплуатации, но за счет допустимой полезной нагрузки.

Сообщается, что производитель обратил отдельное внимание на безопасность батарей, разместив их особым образом внутри корпуса. Однако, касается ли это защиты от внешней угрозы, или речь идет об известной пожароопасности литий-ионных аккумуляторов – не сказано.

По утверждению изготовителя, машина легко адаптируется под многочисленные системы вооружения: дистанционно управляемые оружейные станции (RCWS), многокалиберные пушки, пусковые установки ПТУР (например, MILAN), беспилотные системы, радиолокационное оборудование.

«Скарабей» пригоден для перебросок по воздуху вертолетом СH-47 «Чинук», самолетами C-130 «Геркулес» и A400M, а также может быть десантирована с помощью грузовой платформе LTCO12. Раздвижные двери позволяют готовить автомобиль к сбросу непосредственно на борту самолета. Приведение бронеавтомобиля в боевое положение после приземления занимает 15 минут.

Сетевые возможности

Являясь элементом программы «Скорпион» разведывательная машина «Скарабей» разработана для ведения боевых действиях в едином информационном пространстве. Она имеет богатую электронную начинку новой архитектуры.

В ее составе многочисленные датчики контроля систем автомобиля (Vetronik), средства связи, разведывательное оборудование и системы управления оружием. Установленная система боевого управления (Battlemanagementsystem, BMS) осуществляет управление огнем, обеспечивает связь между членами экипажа и передачу информации корреспондентам вне транспортного средства.

Читать еще:  Проект штурмовика COIN фирмы Goodyear GA-39

Цифровое электронное оборудование «Скарабея» предусматривает возможность образования единой сети из нескольких подобных разведывательных машин и их беспилотных прицепов. Общее руководство такой сетью осуществляется из командирского бронеавтомобиля.

Способны ли в этом боевом порядке и некоторые «Скарабеи» действовать, как беспилотные дроны, пока не сообщается. По мнению экспертов, вероятность, что подобные работы ведутся – весьма высока.

Сумма компонентов

Можно с уверенностью сказать, что подавляющее большинство современной колесной техники, появившейся в армиях с начала 2000-х, соответствует набору перечисленных параметров или стремится к этому.

Колесная бронетехника явно перестает быть просто инструментом доставки стрелков на поле боя. Современные колесные боевые платформы — это универсальный набор инструментов на уровне бригады-дивизии и одновременно «дом, крепость, узел связи, глаза и уши» для пехотинца.

Литовский вариант БМП Boxer — Vilkas. Машина оснащена необитаемой башней Samson Mk II с 30-мм пушкой Bushmaster II Mk44

На первый план вышли защищенность, эргономика и ситуационная осведомленность, тогда как масса и габариты явно теряют свои приоритетные позиции. 20 см высоты корпуса не имеют значения для современных противотанковых средств, зато очень сильно ощущаются солдатами, вынужденными проводить несколько суток в боевом отделении.

Да, подобная техника получается дорогой и сложной. Впрочем, и стоимость вооружения, и ценность каждого отдельного солдата, и требования к ним несоизмеримо выше, чем это было 40 лет назад. Но это нормальный и в целом не вчера начавшийся процесс.

Современная война — дело дорогое, а войны и армии будущего будут еще дороже. По объективным причинам, времена наскоро обученных массовых армий прошли, это и к лучшему.

Потребность в модернизации

Обозначенный еще в 2011 году главкомом Сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым переход на унифицированные бригады трех типов — тяжелые, средние и легкие — реализуется не быстро.

Очевиден тот факт, что сейчас основная колесная боевая машина Сухопутных войск РФ — это БТР-82А со всеми «врожденными» недостатками советской техники времен холодной войны. Массово новая техника поступит в войска нескоро, и к этому времени потенциальные противники уже не только насытят свои армии новыми образцами вооружений, но и успеют набить руку в их применении. Остаться к 2030 году без новой концепции применения и с машиной из 1970-х против подготовленных «средних» бригад НАТО — идея сомнительная.

БТР-82А Вооруженных сил Российской Федерации

Что касается рынков, то их емкость все же конечна, плюс на них уже сейчас активно работают конкуренты с готовыми продуктами. К тому же время не стоит на месте, и к моменту, когда внешним покупателям будут предложены первые серийные боевые машины, к примеру, на платформе «Бумеранг», конкурирующие производители боевой техники уже «выкатят» второе поколение или глубокую модернизацию своей продукции.

Ситуация для российских производителей неприятна еще и тем, что на рынке колесной боевой техники появились новые игроки и активизировались старые. На перспективных и платежеспособных рынках становится тесновато, а недофинансированные армии просто не смогут себе позволить дорогое вооружение.

Прицеп как отдельная опция

Специально разработанный для этой разведывательной машины прицеп позволяет перевозить еще четыре тонны груза. Прицеп снабжен собственным электрическим приводом и своей аккумуляторной батареей. Благодаря такому решению, он может использоваться в качестве многофункционального наземного беспилотного транспортного средства (Multifunctional Utility/Logistics and Equipment, MULE).

Читать еще:  Опытный автомат залпового огня ТКБ-059 (Прибор-3Б) (СССР)

Интегрированный функционал программирования маршрута дает прицепу возможность транспортировать разнородные грузы независимо от «Скарабея». В качестве адресатов могут, например, выступать экипажи других бронеавтомобилей «Скарабей», которые принимают контроль над беспилотным прицепом в непосредственной близости от своих позиций.

Разведывательная машина – боевые возможности

Транспортное средство снабжено встроенной баллистической и противоминной защитой (более подробная информация отсутствует). Предусмотрена адаптация уровня защиты к требованиям эксплуатации, но за счет допустимой полезной нагрузки.

Сообщается, что производитель обратил отдельное внимание на безопасность батарей, разместив их особым образом внутри корпуса. Однако, касается ли это защиты от внешней угрозы, или речь идет об известной пожароопасности литий-ионных аккумуляторов – не сказано.

По утверждению изготовителя, машина легко адаптируется под многочисленные системы вооружения: дистанционно управляемые оружейные станции (RCWS), многокалиберные пушки, пусковые установки ПТУР (например, MILAN), беспилотные системы, радиолокационное оборудование.

«Скарабей» пригоден для перебросок по воздуху вертолетом СH-47 «Чинук», самолетами C-130 «Геркулес» и A400M, а также может быть десантирована с помощью грузовой платформе LTCO12. Раздвижные двери позволяют готовить автомобиль к сбросу непосредственно на борту самолета. Приведение бронеавтомобиля в боевое положение после приземления занимает 15 минут.

Сетевые возможности

Являясь элементом программы «Скорпион» разведывательная машина «Скарабей» разработана для ведения боевых действиях в едином информационном пространстве. Она имеет богатую электронную начинку новой архитектуры.

В ее составе многочисленные датчики контроля систем автомобиля (Vetronik), средства связи, разведывательное оборудование и системы управления оружием. Установленная система боевого управления (Battlemanagementsystem, BMS) осуществляет управление огнем, обеспечивает связь между членами экипажа и передачу информации корреспондентам вне транспортного средства.

Цифровое электронное оборудование «Скарабея» предусматривает возможность образования единой сети из нескольких подобных разведывательных машин и их беспилотных прицепов. Общее руководство такой сетью осуществляется из командирского бронеавтомобиля.

Способны ли в этом боевом порядке и некоторые «Скарабеи» действовать, как беспилотные дроны, пока не сообщается. По мнению экспертов, вероятность, что подобные работы ведутся – весьма высока.

Потребность в модернизации

Обозначенный еще в 2011 году главкомом Сухопутных войск генерал-полковником Александром Постниковым переход на унифицированные бригады трех типов — тяжелые, средние и легкие — реализуется не быстро.

Очевиден тот факт, что сейчас основная колесная боевая машина Сухопутных войск РФ — это БТР-82А со всеми «врожденными» недостатками советской техники времен холодной войны. Массово новая техника поступит в войска нескоро, и к этому времени потенциальные противники уже не только насытят свои армии новыми образцами вооружений, но и успеют набить руку в их применении. Остаться к 2030 году без новой концепции применения и с машиной из 1970-х против подготовленных «средних» бригад НАТО — идея сомнительная.

БТР-82А Вооруженных сил Российской Федерации

Что касается рынков, то их емкость все же конечна, плюс на них уже сейчас активно работают конкуренты с готовыми продуктами. К тому же время не стоит на месте, и к моменту, когда внешним покупателям будут предложены первые серийные боевые машины, к примеру, на платформе «Бумеранг», конкурирующие производители боевой техники уже «выкатят» второе поколение или глубокую модернизацию своей продукции.

Ситуация для российских производителей неприятна еще и тем, что на рынке колесной боевой техники появились новые игроки и активизировались старые. На перспективных и платежеспособных рынках становится тесновато, а недофинансированные армии просто не смогут себе позволить дорогое вооружение.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector