0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пять поколений «Сухого»

Пять поколений «Сухого»

29 июля 1939 года вышло постановление об образовании ОКБ-135, главным конструктором которого был назначен Павел Осипович Сухой . Именно этот день считается официальным днем рождения легендарного КБ Сухого. Здесь было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в мировом авиастроении. Многие модели стали родоначальниками авиационных поколений и базой для десятков типов машин. О лучших представителях каждого поколения – в нашем материале.

Дерзкий замысел Сухого

Основой для первого отечественного самолета с изменяемой стреловидностью крыла стал истребитель Су-7. Это был очень удачный самолет классической компоновки с большим заделом для модернизации. В 1954 году фронтовой истребитель был доработан до истребителя-бомбардировщика Су-7Б. Бомбовая нагрузка увеличилась в четыре раза, но при этом снизился уровень взлетно-посадочных характеристик.

В 1965 году перед авиаконструкторами была поставлена задача повысить летные данные уже стоящего на вооружении и хорошо зарекомендовавшего себя самолета Су-7Б. Требовалось не только увеличить дальность полета и уменьшить взлетно-посадочную скорость, но и найти универсальное решение для полетов в разных режимах.


Истребитель-бомбардировщик Су-7Б

Павел Осипович Сухой предложил гениальный вариант – сделать часть крыла поворотной. Самолет с таким крылом стал бы многофункциональной машиной с широким диапазоном применения. Там, где нужны большие скорости, стреловидность крыла можно было бы увеличивать, а для дальних полетов, взлета и посадки − наоборот, уменьшать.

Опыта работы с поворотным крылом в СССР еще не было, поэтому практически все приходилось делать с нуля. Разработку было решено вести на базе самолета Су-7Б с минимальными изменениями базовой модели. Руководителем проекта назначается опытный коллега Сухого − Николай Григорьевич Зырин.

Второе поколение: начало эры реактивных истребителей

В 1949 году конструкторское бюро Сухого было расформировано, но в мае 1953 года – снова восстановлено. Возрождение КБ по времени совпало с появлением сверхзвуковой реактивной авиации и разработкой истребителя второго поколения.

Правительство поручило ОКБ Сухого создание двух видов истребителей: фронтового и перехватчика. Коллектив ОКБ начинает работу сразу над двумя вариантами, присвоив изделиям шифры: Т – треугольное крыло, С – стреловидное. Так основными направлениями в работе КБ на ближайшие десять лет стали сверхзвуковые истребители С-1 и Т-3.

Первый полет фронтового истребителя С-1 состоялся в сентябре 1955 года. Через три года он был запущен в серию под обозначением Су-7. Этот реактивный истребитель стал первым успешным самолетом возрожденного КБ Сухого.


Самолет Су-7

Для самолета нового поколения, способного в два раза превысить скорость звука, Павел Сухой выбрал еще только проектируемый двигатель АЛ-7Ф конструкции Архипа Люльки . На протяжении десятилетий эти два легендарных конструктора будут работать сообща.

Читать еще:  Проект разведывательно-ударного СВВП Canadair CL-73 (Канада)

Одновременно с созданием С-1 (в серии − Су-7) со стреловидным крылом ОКБ Сухого вело работы по самолету с треугольным крылом – Т-3 (в серии − Су-9). Этот перехватчик был способен уничтожать воздушные цели противника благодаря установленной на борту одной из первых отечественных радиолокационных станций – РП-9 (ЦД-30).

Самолеты Су-7 стали долгожителями боевой авиации. Они 40 лет стояли на вооружении девяти стран мира, помимо СССР. На базе Су-7 разработано более 10 модификаций, включая экспериментальные самолеты и летающие лаборатории. Один из них − самолет С-22И, ставший родоначальником нового семейства машин типа Су-17. Разработанный в середине 1960-х годов, он стал первым отечественным самолетом с крылом изменяемой стреловидности. Перехватчик Су-9 был в строю около 20 лет и стал основой для семейства самолетов: Су-11, Су-15, Су-17.


Самолет Су-9

Су-15 был оснащен радиолокационной станцией с антенной большого диаметра в носовой части фюзеляжа, которая обеспечивала существенное повышение боевых характеристик. Самолет был способен осуществлять перехват на встречных курсах и перехват маловысотных целей.

Интересная и нужная машина

Вылет первого в СССР самолета с изменяемой геометрией крыла был назначен на 2 августа 1966 года. Заслуженный летчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин, сын выдающегося авиаконструктора, отозвался о первом полете на С-22И так: «Машина устойчива и хорошо управляется по всем трем осям, во всем диапазоне стреловидностей крыла».


Схема Су-20

Дальше были летные испытания самолета, которые прошли на удивление ровно. Многие пилоты хотели попробовать новую машину в деле, в том числе летчик-космонавт СССР Герман Степанович Титов, назвавший ее «удивительно интересной и нужной». 9 июля 1967 года С-22И в числе прочих новинок отечественной авиатехники пролетел над зрителями воздушного парада в Домодедово.

В апреле 1967 года по результатам совместных испытаний был составлен акт, в котором сообщалось, что применение крыла изменяемой геометрии на Су-7БМ существенно улучшает его летно-технические характеристики на дозвуке. Также значительно улучшаются взлетно-посадочные характеристики, уменьшаются километровые расходы топлива, уменьшается минимальная скорость полета, что повышает безопасность полета и позволяет снизить минимум погоды при полетах в сложных метеоусловиях. В ноябре того же года вышло постановление правительства о создании на базе Су-7Б модифицированного истребителя-бомбардировщика Су-17 с крылом изменяемой стреловидности.

Четвертое поколение: мастер высшего пилотажа Су-27

Высокоманевренный истребитель Су-27 , впервые взлетевший в 1977 году, по праву признан одним из лучших отечественных боевых самолетов. Этот истребитель четвертого поколения стал визитной карточкой отечественных ВВС.

Официально на вооружение Су-27 принят 23 августа 1990 года. К тому моменту «двадцать седьмой» уже успел установить ряд мировых рекордов по скороподъемности. В том числе в 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.

Читать еще:  Опытный бронетранспортёр ГАЗ-49 «Объект 49» (СССР)

Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивил весь мир. В июне 1989 года на авиасалоне в Ле-Бурже он устроил самую зрелищную иностранную премьеру Су-27, продемонстрировав новую фигуру пилотажа, которую прозвали в его честь – «Коброй Пугачева». Фигуры высшего пилотажа, выполненные на Су-27, продолжают поражать зрителей престижных авиасалонов мира. С 1991 года на истребителях Су-27 выступали летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские витязи».


Самолет Су-27

Высокая маневренность Су-27 стала возможной благодаря в том числе новой электродистанционной системе управления (ЭДСУ). Ее наличие, кстати, считается одним из основных отличий машин четвертого поколения.

Высокие летные характеристики «двадцать седьмого» во многом обусловлены применением двигателей нового поколения АЛ-31Ф конструкции ОКБ им. Люльки. Этот двигатель до сих пор считается одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, истребители Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34.

Ветеран Афгана

«Семнадцатого» ждала интересная судьба. Он пережил более 15 модификаций, выпускался до 1990-х годов и до сих пор находится на вооружении некоторых стран. Его возможности оценили не только советские военные и страны – участницы социалистического блока, но и представители Минобороны других государств. Из 2867 выпущенных Су-17 и его модификаций 1165 машин пошло на экспорт.


Су-17М4 на авиабазе Баграм, Афганистан

Самолет получил боевое крещение в ходе арабо-израильской войны 1973 года. Затем Су-17 сражался по всему свету – от Ливана, Анголы и Перу до Ирака, Йемена и Чада. Последние конфликты в Сирии также не обошлись без участия «семнадцатого». Но самое известное его боевое применение – в Афганском конфликте 1979-1989 гг. Су-17 можно считать полноправным ветераном Афгана, прошедшим всю войну от и до. Последние Су-17М4 были выведены из состава ВВС РФ в 1998 году.

Семейство Су-17 стало большой удачей ОКБ Сухого и лично Павла Осиповича. Для своего времени Су-17 являлся одним из наиболее эффективных боевых самолетов ВВС СССР и остается одной из самых ярких машин в наследии великого авиаконструктора.

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).


Самолет Су-57

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

Читать еще:  Опытный командирский танк Р-50-1 (СССР)

В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Дальность – больше, взлет и посадка − короче

Работы над моделью под кодом «С-22И» начались в ОКБ в 1963 году. Павел Осипович лично контролировал процесс, он же предложил рационализаторское решение − поворотную часть крыла вдвигать внутрь стационарной. Изначально планировалось, что крыло будет фиксироваться только в двух крайних положениях – расправленном и собранном. Но в итоге был спроектирован гидромеханический привод, который можно было останавливать при любом градусе стреловидности.


С-22И

Стреловидность поворотной части консоли могла изменяться от 63 до 30 градусов. Критическим моментом была стабильная подвижность шарниров в любых условиях, ведь невыход подвижной части одного из крыльев мог привести к катастрофе. Для улучшения подвижности шарниров применяли специальную, только что разработанную авиационную смазку «Свинцоль».

За нововведения в новом самолете пришлось заплатить уменьшением объема топлива, которое у Су-7Б хранилось в крыльях, и увеличением массы крыла на 400 кг. Но испытания показали, что при этом основные летно-технические характеристики самолета только улучшились. Изменяемость геометрии крыла привела к снижению расхода топлива и увеличению дальности полета. При меньшей стреловидности у самолета становилась короче длина разбега и посадки. А значит, он мог садиться на большее количество аэродромов. Это была очередная победа Павла Осиповича Сухого и его коллектива.

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).


Самолет Су-57

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector