Пять поколений «Сухого»
Содержание
Пять поколений «Сухого»
29 июля 1939 года вышло постановление об образовании ОКБ-135, главным конструктором которого был назначен Павел Осипович Сухой . Именно этот день считается официальным днем рождения легендарного КБ Сухого. Здесь было разработано более 100 типов самолетов, практически каждый из которых являлся прорывом в мировом авиастроении. Многие модели стали родоначальниками авиационных поколений и базой для десятков типов машин. О лучших представителях каждого поколения – в нашем материале.
РИА Новости 20.06.2015
Вооружение
У Су-35 — от 12 до 14 узлов подвески вооружения, благодаря чему он обладает отличной боевой нагрузкой по сравнению с F-15C и F-22 (восемь узлов подвески), и тем более с F-35 (четыре ракеты внутри самолета).
На большой дальности Су-35 может применять ракеты РВВ-АЕ, или Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения (по классификации НАТО AA-12 Adder), которые имеют дальность пуска почти 200 километров.
На меньшей дальности самолет может использовать ракеты Р-74 с инфракрасной системой самонаведения (обозначение НАТО AA-11 Archer). Их можно наводить на цель со смещением линии визирования: просто глядя в оптический прицел на шлеме, летчик может наводить ракету на самолет противника под углом 60 градусов от линии движения своей машины. Дальность пуска у Р-74 более 40 километров, и в ней также используется технология управляемого вектора тяги.
Ракета средней дальности Р-27 и ракета большой дальности Р-37 (по кодификации НАТО AA-13 Arrow), предназначенные для борьбы с самолетами АВАКС, самолетами-заправщиками, а также для ведения РЭБ, дополняют вооружение класса «воздух-воздух».
Кроме того, Су-35 имеет на вооружении 30-миллиметровую пушку с боекомплектом 150 снарядов, чтобы вести воздушный бой или атаковать с бреющего полета.
Су-35 также может нести на борту вооружение класса «воздух-земля» весом до 7,7 тонн. Россия по сравнению с западными странами лишь в ограниченных количествах использует высокоточные боеприпасы. Но такая возможность у нее есть, и при наличии боеприпасов и соответствующей тактики действий она может их применять.
Приборы обнаружения и авионика
Самое важное усовершенствование Су-35 по сравнению с самолетами-предшественниками — его аппаратное обеспечение. Истребитель оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу. Это существенно снижает возможности по засечке и поражению Су-35.
Есть надежда, что радиолокационная станция Су-35 с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» будет иметь лучшие характеристики по борьбе с самолетами-невидимками. Утверждается, что эта РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей с ЭПР три метра на удалении до 400 километров, а цели с ЭПР 0,1 метра на расстоянии более 80 километров. Однако такие РЛС легче обнаружить и подавить, чем АФАР (антенна с активной фазированной решеткой), которые используются на западных истребителях. «Ирбис» может также сопровождать до четырех наземных целей, нанося по ним удары высокоточными боеприпасами.
В дополнение к РЛС на самолете есть оптико-локационная станция ОЛС-35, включающая в свой состав инфракрасную систему поиска и сопровождения с заявленной дальностью действия 80 километров, что может создать серьезную угрозу малозаметным истребителям.
Более прозаические, но вместе с тем такие жизненно важные системы, как многофункциональный дисплей пилота и электро-дистанционная система управления полетом, также были существенно модернизированы.
Действующие самолеты и будущие покупатели
В настоящее время на вооружении в российских ВВС имеется всего 48 Су-35. Еще 50 были заказаны в январе 2016 года, и строить их будут по 10 штук в год. В январе этого года четыре Су-35 были направлены в Сирию, когда F-16 турецких ВВС сбил российский Су-24. Вооруженные ракетами класса «воздух-воздух» российские Су-35 явно должны были подать сигнал о том, что русские могут создать серьезную воздушную угрозу в случае нападения на них.
Китай заказал 24 Су-35 за два миллиарда долларов, однако маловероятно, что он будет закупать дополнительные машины. Считается, что Пекин заинтересован в основном в том, чтобы скопировать двигатели Су-35 с управляемым вектором тяги для дальнейшего их применения на самолетах собственного производства. В китайских ВВС уже есть копия Су-27 — самолет Shenyang J-11.
Попытки продать Су-35 за рубежом, особенно Индии и Бразилии, не увенчались успехом. Недавно Индонезия выразила желание купить в текущем году восемь самолетов, однако подписание контракта постоянно откладывается. Согласно имеющейся информации, 10 Су-35 за 900 миллионов долларов хочет купить Алжир. Египет, Венесуэла и Вьетнам также являются потенциальными заказчиками.
Сметная цена Су-35 составляет от 40 до 65 миллионов долларов, однако цены по экспортным контрактам превышают 80 миллионов долларов за единицу.
Против пятого поколения
Су-35 не уступает лучшим западным истребителям четвертого поколения — если не превосходит их. Но вопрос в том, насколько успешно он сможет выступить против самолета-невидимки пятого поколения, такого как F-22 или F-35.
Маневренность делает Су-35 непревзойденной машиной для воздушного боя. Однако воздушные бои будущего с применением новейших ракет типа Р-77, «Метеор» и AIM-120 будут проходить на огромном удалении, и даже если бой будет на небольшом расстоянии, в нем будут применяться всеракурсные ракеты типа AIM-9X и Р-74, которым не нужно, чтобы самолет смотрел в сторону цели. Тем не менее, скорость Су-35 (которая увеличивает скорость ракеты) и большая боевая нагрузка позволят ему вести бой за пределами прямой видимости. А поворотливость и средства РЭБ Су-35 помогут ему уходить от ракет противника.
Но есть и более серьезный вопрос. Мы не знаем, насколько технологии малозаметности будут эффективны в борьбе с высокотехнологичным противником. Если истребитель-невидимка F-35 вступит в воздушную дуэль с Су-35 на малой дальности, он окажется в большой беде. Но каковы шансы более скоростного и маневренного Су-35 обнаружить этот F-35 и приблизиться к нему?
Как утверждают представители ВВС США, истребители-невидимки смогут выпустить тучу ракет на расстоянии 160 километров, и при этом противник не сможет открыть ответный огонь, пока не подлетит на короткую дистанцию, где сможет задействовать визуальные средства и инфракрасное сканирование. Защитники российского истребителя заявляют, что он сможет использовать РЛС наземного базирования нижнего диапазона, а также бортовые инфракрасные приборы поиска и сопровождения и РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой для обнаружения самолетов-невидимок. Но следует иметь в виду, что первые два прибора неточны, и их в большинстве случаев нельзя использовать для наведения оружия.
Видимо, у обеих сторон имеются огромные экономические и политические стимулы, чтобы отстаивать свою точку зрения. Безусловно, стоит детально изучить технические достоинства их позиций, но реально ответить на это вопрос можно будет только в условиях боя. Есть и другие факторы, играющие большую роль в воздушном бою и влияющие на его исход, как-то средства обеспечения, режим полета ракеты, подготовка летчика и расчеты.
Су-35 может быть лучшим самолетом воздушного боя за всю историю и отличным средством доставки ракет к цели — но хватит ли его характеристик для того, чтобы называться истребителем для завоевания превосходства в воздухе в эпоху технологий малозаметности? Этот вопрос — пока без ответа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Фронтовой бомбардировщик Су-34
Фронтовой бомбардировщик Су-34 стал закупаться ВВС РФ даже до начала реализации ГПВ-2020. Еще в декабре 2008 г. был заключен первый в истории постсоветской России большой контракт на серийное производство самолетов нового поколения. В рамках этого контракта ВВС закупили 32 бомбардировщика Су-32. Затем в 2012 году последовал еще более крупный заказ — сразу на 92 таких машины.
В 2017 и 2018 гг. Новосибирским авиационным заводом имени В. П. Чкалова (НАЗ) ПАО «Компания «Сухой» были сданы ВКС России соответственно 16 и 12 фронтовых бомбардировщиков Су-34. С поставкой в 2018 г. 12 новых Су-34 общее количество самолетов данного типа, переданных ВКС по контракту 2012 г., достигло 82 единиц, а общее количество Су-34, построенных по всем контрактам, включая семь опытных и предсерийных образцов, достигло 121 единицы. Бомбардировщик Су-34 особенно активно применяется в ходе сирийской кампании ВКС России, но пока не имеет известных экспортных заказов.
Третье поколение: всепогодный Су-24
Третье поколение представляет Су-24 – всепогодный фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Этот самолет до сих пор успешно эксплуатируется ВКС России спустя 26 лет с момента окончания его выпуска.
Конструкторы КБ Сухого создали мощный двухдвигательный сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец с крылом изменяемой стреловидности. На борту самолета стояла новейшая для того времени прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой входила бортовая цифровая вычислительная машина (БЦВМ). Отличительной особенностью машины являлась также широкая номенклатура средств поражения, которая включала как управляемое, так и неуправляемое вооружение. Су-24 стал первым в СССР ударным самолетом тактической авиации, который можно было использовать в любое время дня и ночи и при любых погодных условиях.
Самолет Су-24
В 1983 году был принят на вооружение модернизированный Су-24М. Кстати, на этой машине совершена почти половина боевых вылетов в ходе военной операции России в Сирии.
РИА Новости 20.06.2015
Вооружение
У Су-35 — от 12 до 14 узлов подвески вооружения, благодаря чему он обладает отличной боевой нагрузкой по сравнению с F-15C и F-22 (восемь узлов подвески), и тем более с F-35 (четыре ракеты внутри самолета).
На большой дальности Су-35 может применять ракеты РВВ-АЕ, или Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения (по классификации НАТО AA-12 Adder), которые имеют дальность пуска почти 200 километров.
На меньшей дальности самолет может использовать ракеты Р-74 с инфракрасной системой самонаведения (обозначение НАТО AA-11 Archer). Их можно наводить на цель со смещением линии визирования: просто глядя в оптический прицел на шлеме, летчик может наводить ракету на самолет противника под углом 60 градусов от линии движения своей машины. Дальность пуска у Р-74 более 40 километров, и в ней также используется технология управляемого вектора тяги.
Ракета средней дальности Р-27 и ракета большой дальности Р-37 (по кодификации НАТО AA-13 Arrow), предназначенные для борьбы с самолетами АВАКС, самолетами-заправщиками, а также для ведения РЭБ, дополняют вооружение класса «воздух-воздух».
Кроме того, Су-35 имеет на вооружении 30-миллиметровую пушку с боекомплектом 150 снарядов, чтобы вести воздушный бой или атаковать с бреющего полета.
Су-35 также может нести на борту вооружение класса «воздух-земля» весом до 7,7 тонн. Россия по сравнению с западными странами лишь в ограниченных количествах использует высокоточные боеприпасы. Но такая возможность у нее есть, и при наличии боеприпасов и соответствующей тактики действий она может их применять.
Приборы обнаружения и авионика
Самое важное усовершенствование Су-35 по сравнению с самолетами-предшественниками — его аппаратное обеспечение. Истребитель оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу. Это существенно снижает возможности по засечке и поражению Су-35.
Есть надежда, что радиолокационная станция Су-35 с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» будет иметь лучшие характеристики по борьбе с самолетами-невидимками. Утверждается, что эта РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей с ЭПР три метра на удалении до 400 километров, а цели с ЭПР 0,1 метра на расстоянии более 80 километров. Однако такие РЛС легче обнаружить и подавить, чем АФАР (антенна с активной фазированной решеткой), которые используются на западных истребителях. «Ирбис» может также сопровождать до четырех наземных целей, нанося по ним удары высокоточными боеприпасами.
В дополнение к РЛС на самолете есть оптико-локационная станция ОЛС-35, включающая в свой состав инфракрасную систему поиска и сопровождения с заявленной дальностью действия 80 километров, что может создать серьезную угрозу малозаметным истребителям.
Более прозаические, но вместе с тем такие жизненно важные системы, как многофункциональный дисплей пилота и электро-дистанционная система управления полетом, также были существенно модернизированы.
Действующие самолеты и будущие покупатели
В настоящее время на вооружении в российских ВВС имеется всего 48 Су-35. Еще 50 были заказаны в январе 2016 года, и строить их будут по 10 штук в год. В январе этого года четыре Су-35 были направлены в Сирию, когда F-16 турецких ВВС сбил российский Су-24. Вооруженные ракетами класса «воздух-воздух» российские Су-35 явно должны были подать сигнал о том, что русские могут создать серьезную воздушную угрозу в случае нападения на них.
Китай заказал 24 Су-35 за два миллиарда долларов, однако маловероятно, что он будет закупать дополнительные машины. Считается, что Пекин заинтересован в основном в том, чтобы скопировать двигатели Су-35 с управляемым вектором тяги для дальнейшего их применения на самолетах собственного производства. В китайских ВВС уже есть копия Су-27 — самолет Shenyang J-11.
Попытки продать Су-35 за рубежом, особенно Индии и Бразилии, не увенчались успехом. Недавно Индонезия выразила желание купить в текущем году восемь самолетов, однако подписание контракта постоянно откладывается. Согласно имеющейся информации, 10 Су-35 за 900 миллионов долларов хочет купить Алжир. Египет, Венесуэла и Вьетнам также являются потенциальными заказчиками.
Сметная цена Су-35 составляет от 40 до 65 миллионов долларов, однако цены по экспортным контрактам превышают 80 миллионов долларов за единицу.
Против пятого поколения
Су-35 не уступает лучшим западным истребителям четвертого поколения — если не превосходит их. Но вопрос в том, насколько успешно он сможет выступить против самолета-невидимки пятого поколения, такого как F-22 или F-35.
Маневренность делает Су-35 непревзойденной машиной для воздушного боя. Однако воздушные бои будущего с применением новейших ракет типа Р-77, «Метеор» и AIM-120 будут проходить на огромном удалении, и даже если бой будет на небольшом расстоянии, в нем будут применяться всеракурсные ракеты типа AIM-9X и Р-74, которым не нужно, чтобы самолет смотрел в сторону цели. Тем не менее, скорость Су-35 (которая увеличивает скорость ракеты) и большая боевая нагрузка позволят ему вести бой за пределами прямой видимости. А поворотливость и средства РЭБ Су-35 помогут ему уходить от ракет противника.
Но есть и более серьезный вопрос. Мы не знаем, насколько технологии малозаметности будут эффективны в борьбе с высокотехнологичным противником. Если истребитель-невидимка F-35 вступит в воздушную дуэль с Су-35 на малой дальности, он окажется в большой беде. Но каковы шансы более скоростного и маневренного Су-35 обнаружить этот F-35 и приблизиться к нему?
Как утверждают представители ВВС США, истребители-невидимки смогут выпустить тучу ракет на расстоянии 160 километров, и при этом противник не сможет открыть ответный огонь, пока не подлетит на короткую дистанцию, где сможет задействовать визуальные средства и инфракрасное сканирование. Защитники российского истребителя заявляют, что он сможет использовать РЛС наземного базирования нижнего диапазона, а также бортовые инфракрасные приборы поиска и сопровождения и РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой для обнаружения самолетов-невидимок. Но следует иметь в виду, что первые два прибора неточны, и их в большинстве случаев нельзя использовать для наведения оружия.
Видимо, у обеих сторон имеются огромные экономические и политические стимулы, чтобы отстаивать свою точку зрения. Безусловно, стоит детально изучить технические достоинства их позиций, но реально ответить на это вопрос можно будет только в условиях боя. Есть и другие факторы, играющие большую роль в воздушном бою и влияющие на его исход, как-то средства обеспечения, режим полета ракеты, подготовка летчика и расчеты.
Су-35 может быть лучшим самолетом воздушного боя за всю историю и отличным средством доставки ракет к цели — но хватит ли его характеристик для того, чтобы называться истребителем для завоевания превосходства в воздухе в эпоху технологий малозаметности? Этот вопрос — пока без ответа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Су-30СМ
Многофункциональный двухместный истребитель Су-30СМ создан на основе разработанных в интересах ВВС Индии истребителей Су-30МКИ. В настоящее время семейство Су-30МКИ/Су-30СМ стало самым массовым за всю постсоветскую историю — всего подписаны, построено и законтрактовано около 500 машин семейства. Заказчиками на сегодня являются шесть государств, в том числе Индия (272 ед.), Россия (116 ед.), Алжир (58 ед.), Малайзия (18 ед.), Казахстан (12 ед.) и Мьянма (6 ед.). С высокой степенью вероятности в их число войдут также Белоруссия, Армения и, возможно, Узбекистан.
В 2017 и 2018 гг. Иркутский авиационный завод (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» поставил Вооруженным Силам России соответственно 17 и 14 многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ. Всего с 2012 г. для российского военного ведомства было законтрактовано 116 самолетов Су-30СМ, в том числе 96 для ВКС и 20 — для Морской авиации ВМФ РФ.
Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57
Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.
Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.
Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).
Самолет Су-57
Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.
В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).
РИА Новости 20.06.2015
Вооружение
У Су-35 — от 12 до 14 узлов подвески вооружения, благодаря чему он обладает отличной боевой нагрузкой по сравнению с F-15C и F-22 (восемь узлов подвески), и тем более с F-35 (четыре ракеты внутри самолета).
На большой дальности Су-35 может применять ракеты РВВ-АЕ, или Р-77 с активной радиолокационной головкой самонаведения (по классификации НАТО AA-12 Adder), которые имеют дальность пуска почти 200 километров.
На меньшей дальности самолет может использовать ракеты Р-74 с инфракрасной системой самонаведения (обозначение НАТО AA-11 Archer). Их можно наводить на цель со смещением линии визирования: просто глядя в оптический прицел на шлеме, летчик может наводить ракету на самолет противника под углом 60 градусов от линии движения своей машины. Дальность пуска у Р-74 более 40 километров, и в ней также используется технология управляемого вектора тяги.
Ракета средней дальности Р-27 и ракета большой дальности Р-37 (по кодификации НАТО AA-13 Arrow), предназначенные для борьбы с самолетами АВАКС, самолетами-заправщиками, а также для ведения РЭБ, дополняют вооружение класса «воздух-воздух».
Кроме того, Су-35 имеет на вооружении 30-миллиметровую пушку с боекомплектом 150 снарядов, чтобы вести воздушный бой или атаковать с бреющего полета.
Су-35 также может нести на борту вооружение класса «воздух-земля» весом до 7,7 тонн. Россия по сравнению с западными странами лишь в ограниченных количествах использует высокоточные боеприпасы. Но такая возможность у нее есть, и при наличии боеприпасов и соответствующей тактики действий она может их применять.
Приборы обнаружения и авионика
Самое важное усовершенствование Су-35 по сравнению с самолетами-предшественниками — его аппаратное обеспечение. Истребитель оснащен комплексом радиоэлектронной борьбы Л175М «Хибины», который искажает волны РЛС противника и направляет его ракеты по ложному курсу. Это существенно снижает возможности по засечке и поражению Су-35.
Есть надежда, что радиолокационная станция Су-35 с пассивной фазированной антенной решеткой Н035 «Ирбис» будет иметь лучшие характеристики по борьбе с самолетами-невидимками. Утверждается, что эта РЛС может сопровождать до 30 воздушных целей с ЭПР три метра на удалении до 400 километров, а цели с ЭПР 0,1 метра на расстоянии более 80 километров. Однако такие РЛС легче обнаружить и подавить, чем АФАР (антенна с активной фазированной решеткой), которые используются на западных истребителях. «Ирбис» может также сопровождать до четырех наземных целей, нанося по ним удары высокоточными боеприпасами.
В дополнение к РЛС на самолете есть оптико-локационная станция ОЛС-35, включающая в свой состав инфракрасную систему поиска и сопровождения с заявленной дальностью действия 80 километров, что может создать серьезную угрозу малозаметным истребителям.
Более прозаические, но вместе с тем такие жизненно важные системы, как многофункциональный дисплей пилота и электро-дистанционная система управления полетом, также были существенно модернизированы.
Действующие самолеты и будущие покупатели
В настоящее время на вооружении в российских ВВС имеется всего 48 Су-35. Еще 50 были заказаны в январе 2016 года, и строить их будут по 10 штук в год. В январе этого года четыре Су-35 были направлены в Сирию, когда F-16 турецких ВВС сбил российский Су-24. Вооруженные ракетами класса «воздух-воздух» российские Су-35 явно должны были подать сигнал о том, что русские могут создать серьезную воздушную угрозу в случае нападения на них.
Китай заказал 24 Су-35 за два миллиарда долларов, однако маловероятно, что он будет закупать дополнительные машины. Считается, что Пекин заинтересован в основном в том, чтобы скопировать двигатели Су-35 с управляемым вектором тяги для дальнейшего их применения на самолетах собственного производства. В китайских ВВС уже есть копия Су-27 — самолет Shenyang J-11.
Попытки продать Су-35 за рубежом, особенно Индии и Бразилии, не увенчались успехом. Недавно Индонезия выразила желание купить в текущем году восемь самолетов, однако подписание контракта постоянно откладывается. Согласно имеющейся информации, 10 Су-35 за 900 миллионов долларов хочет купить Алжир. Египет, Венесуэла и Вьетнам также являются потенциальными заказчиками.
Сметная цена Су-35 составляет от 40 до 65 миллионов долларов, однако цены по экспортным контрактам превышают 80 миллионов долларов за единицу.
Против пятого поколения
Су-35 не уступает лучшим западным истребителям четвертого поколения — если не превосходит их. Но вопрос в том, насколько успешно он сможет выступить против самолета-невидимки пятого поколения, такого как F-22 или F-35.
Маневренность делает Су-35 непревзойденной машиной для воздушного боя. Однако воздушные бои будущего с применением новейших ракет типа Р-77, «Метеор» и AIM-120 будут проходить на огромном удалении, и даже если бой будет на небольшом расстоянии, в нем будут применяться всеракурсные ракеты типа AIM-9X и Р-74, которым не нужно, чтобы самолет смотрел в сторону цели. Тем не менее, скорость Су-35 (которая увеличивает скорость ракеты) и большая боевая нагрузка позволят ему вести бой за пределами прямой видимости. А поворотливость и средства РЭБ Су-35 помогут ему уходить от ракет противника.
Но есть и более серьезный вопрос. Мы не знаем, насколько технологии малозаметности будут эффективны в борьбе с высокотехнологичным противником. Если истребитель-невидимка F-35 вступит в воздушную дуэль с Су-35 на малой дальности, он окажется в большой беде. Но каковы шансы более скоростного и маневренного Су-35 обнаружить этот F-35 и приблизиться к нему?
Как утверждают представители ВВС США, истребители-невидимки смогут выпустить тучу ракет на расстоянии 160 километров, и при этом противник не сможет открыть ответный огонь, пока не подлетит на короткую дистанцию, где сможет задействовать визуальные средства и инфракрасное сканирование. Защитники российского истребителя заявляют, что он сможет использовать РЛС наземного базирования нижнего диапазона, а также бортовые инфракрасные приборы поиска и сопровождения и РЛС с пассивной фазированной антенной решеткой для обнаружения самолетов-невидимок. Но следует иметь в виду, что первые два прибора неточны, и их в большинстве случаев нельзя использовать для наведения оружия.
Видимо, у обеих сторон имеются огромные экономические и политические стимулы, чтобы отстаивать свою точку зрения. Безусловно, стоит детально изучить технические достоинства их позиций, но реально ответить на это вопрос можно будет только в условиях боя. Есть и другие факторы, играющие большую роль в воздушном бою и влияющие на его исход, как-то средства обеспечения, режим полета ракеты, подготовка летчика и расчеты.
Су-35 может быть лучшим самолетом воздушного боя за всю историю и отличным средством доставки ракет к цели — но хватит ли его характеристик для того, чтобы называться истребителем для завоевания превосходства в воздухе в эпоху технологий малозаметности? Этот вопрос — пока без ответа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Истребитель Су-35
Новейший истребитель Су-35С закуплен ВВС России в рамках двух контрактов в количестве 98 единиц, в том числе 48 единиц по контракту 2009 г. и 50 единиц по контракту 2015 г.
Контракт 2009 г. полностью исполнен, по второму контракту в 2017 и 2018 гг. Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ) ПАО «Компания «Сухой» передал ВКС по десять Су-35С ежегодно. Первые десять самолетов Су-35С по данному контракту 2015 г. были построены КнААЗ в 2016 г. С учетом первого контракта 2009 г. на 48 истребителей Су-35С, ВКС России получили таким образом с конца 2012 г. до конца 2018 г. 78 серийных самолетов Су-35С. С учетом 24 истребителей экспортной модификации Су-35, построенных в 2016-2018 г. и поставленных в КНР, это дает 102 построенных серийных истребителя Су-35. Кроме того, формально действует контракт на поставку 11 машин этого типа в Индонезию, однако из-за противодействия США и нерешенности вопроса о способах оплаты этот контракт пока не исполняется.
Таблица — Поставки боевых и учебно-тренировочных самолетов в ВКС РФ в 2016-2018 гг.