Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)
Содержание
- 1 Многоцелевой истребитель Shenyang J-31 (Китай)
Shenyang J-31
Особо опасные военные самолеты, которыми гордится Китай
Chengdu J-10
Это Чэнду J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель и «рабочая лошадка» военно-воздушных сил Китая. Все 400 ныне действующих «Стремительных драконов» были произведены компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Китае при участии российских специалистов и с использованием узлов российского же производства. Этот J-10 пилотирует экипаж из двух человек, но есть и одноместный вариант под названием J-10A.
Китайский истребитель Чэнду J-10. Фото via cnet.com
На J-10 есть 11 фиксированных точек подвески: шесть под крыльями и пять под фюзеляжем. К ним могут крепиться ракеты класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» или наружные топливные баки для увеличения дальности полёта. Самолёты J-10 также вооружены управляемыми со спутника бомбами с лазерным наведением. Прообразом двухствольной 23-миллиметровой пушки, установленной на J-10, является ГШ-23, которая впервые была разработана в Советском Союзе в 1965 году Грязевым и Шипуновым.
Практический потолок J-10 составляет 18 тыс. метров, его максимальная скорость – 2,2 Маха (свыше 2700 км/ч), что ставит его в один ряд с самыми быстрыми истребителями, кроме самолётов ВВС США.
Юй Сюй – первая китайская женщина-пилот J-10
В июле 2012 года командир лётного эскадрона Юй Сюй прославилась на всю страну как первая женщина-пилот самолёта J-10. Ещё более знаменита она стала как член демонстрационной команды «1 августа» – «китайского ответа» авиационной группе высшего пилотажа «Голубые ангелы» ВВС США.
Юй Сюй – первая китаянка-пилот истребителя J-10. Фото via cnet.com
Гибель Юй Сюй стала национальной трагедией. Это случилось 12 ноября 2016 года в результате аварии на тренировке, когда пилотируемый ею J-10 столкнулся с другим самолётом. Местные СМИ провозгласили её китайской героиней.
Истребитель четвёртого поколения Shenyang J-11
Шэньян J-11B – это китайский истребитель четвёртого поколения, который был продемонстрирован на проходящем раз в два года авиашоу в Чанчуне. Он рассматривается как конкурент самолётов F-15 и F-16, которые находятся на вооружении ВВС США. Для военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) было построено 253 этих самолёта.
Несмотря на то, что США и Китай никогда не находились в состоянии войны, у американских военных лётчиков происходил ряд стычек с этими военными самолётами. Так, в августе 2014 года реактивные J-11 перехватили самолёт-разведчик P-8 ВМС США над Южно-Китайским морем. По данным военных докладов, летательные машины прошли очень близко друг от друга, и «китаец» показал своё днище. Американское министерство обороны интерпретировали манёвр как демонстрацию вооружения самолёта.
На этом снимке J-11 стреляет ракетой класса «земля-воздух» по условной наземной цели над Южно-Китайским морем во время учений в июле 2016 года. Фото via cnet.com
J-11 несёт грозный арсенал китайского и российского оружия. У него есть основная 30-миллиметровая пушка Грязева-Шипунова (ГШ-30-1) и 10 фиксированных точек для переноса ракет. Самолёт также может сбрасывать кассетные бомбы.
Первый палубный истребитель Китая
Это Шэньян J-15 – первая попытка Китая построить палубный истребитель. Самолёт совершил свой пробный вылет в мае 2010 года. Его длина составляет 22 метра, размах крыльев – 14,7 метров (7,4 метра в сложенном состоянии, как на фото ниже).
Китайские СМИ буквально лопаются от гордости за новые J-15, но международные военные аналитики не разделяют этого энтузиазма. Самолёт может взлететь с помощью трамплина, как, например, на первом в истории китайском авианосце «Ляонин» (CV-16).
Палубный истребитель Шэньян J-15. Фото via cnet.com
Ограничения по весу на взлёте сокращают количество и размер оружия, которое может нести машина, в сравнении с конкурирующими самолётами. А мощность двигателей, скопированных с российского прототипа, ниже, чем у американских F-35s.
Первый китайский авианосец
305-метровый боеспособный «Ляонин» берёт на борт 24 многоцелевых истребителя J-15 – менее половины того количества, которое переносят американские авианосцы. Отсутствие стартовой катапульты, как у американцев, вынуждает использовать палубный трамплин. При этом самолётам требуется больше топлива на взлёте, а их максимальный вес ограничен.
Кроме того, быстроходность «Ляонина» ниже, чем у американских авианосцев типа «Нимиц». По сообщениям Центра стратегических и международных исследований, максимальная скорость корабля – всего около 20 узлов (37 километров в час) из-за «плохой конструкции и технической оснащённости» его силовой установки советского производства.
Китайский авианосец «Ляонин» совершает тренировочный выход в море. Фото AP Photo / Xinhua, Li Tang
J-15: дешёвая подделка?
Китайский J-15 – на самом деле не очень качественная копия российского палубного истребителя Су-33. Военно-воздушные силы Китая вели переговоры о покупке в России самолётов Су-33, но планы сорвались в 2006 году, когда выяснилось, что китайский J-11 скопирован с машины Су-27, которую Россия продала стране ранее.
J-20: первый стелс-истребитель Китая
Чэнду J-20 – новейший китайский военный стелс-истребитель пятого поколения, возможно, один из самых впечатляющих в этой стране. Он был введён в эксплуатацию 12 декабря 2016 года, что вывело Китай на третье место в мире как страну, производящую собственные истребители стелс (первые две – Россия и США). Как написал главный редактор китайского журнала «Мировые военные вопросы», самолёт способен атаковать большие надводные корабли, например, авианосцы.
Фото с 11-й Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки в Чжухае демонстрирует днище нового истребителя J-20. Фото via cnet.com
Конструкция стелс значительно снижает вероятность обнаружения радарами. Передняя часть J-20 снабжена маленькими крыльями в форме утиных, что помогает пилоту сохранять контроль и улучшает сверхзвуковые характеристики. Максимальная скорость самолёта – 1,7 Маха (2100 км/час). Предполагаемая стоимость постройки каждой машины – 110 млн долларов США.
Есть множество предположений, что для создания собственного стелс-истребителя Китай использовал информацию, украденную у США.
J-31 – следующий стелс-истребитель Китая
J-20 не единственный стелс-истребитель производства КНР. Корпорация авиационной промышленности создаёт многоцелевой истребитель J-31, который рекламируется как прямой конкурент американского F-35 Lightning II.
Этот самолёт, который прозвали «Соколом», будет в основном продаваться в страны, которым запрещено приобретать F-35. При этом собственные военно-воздушные силы Китая ещё не решили, будут ли покупать эти машины. Это породило слухи о том, что качество истребителя хуже ожидаемого.
Китайский многоцелевой стелс-истребитель нового поколения J-31. Фото via cnet.com
Тем не менее, J-31 – возможно, самый передовой китайский самолёт. Первые полёты запланированы на 2019 год. Он будет оборудован нашлемными прицелами, голографическими экранами в кабинах и высокотехнологичным покрытием стелс. Самолёт способен развивать скорость 1,8 Маха или 2200 километров в час.
JH-7: «Летучая камбала»
Сиань JH-7, который в НАТО называют «Камбалой», – построенный в Китае двухместный истребитель-бомбардировщик. Пожалуй, один из самых испытанных военных самолётов в стране. Его максимальная скорость – 1,75 Маха (1806 километров в час) и боевой радиус около 1770 километров.
JH-7 был введён в эксплуатацию в середине 1990-х годов. JH-7A, переработанный вариант с более лёгкой и укреплённой авиационной конструкцией, вышел в 2004 году. Сейчас разработана версия JH-7B с новой системой авионики и более современным вооружением.
На этом фото одна из женщин-пилотов НОАК управляет бомбардировщиком JH-7 во время тренировочного полёта над Китаем. Фото via cnet.com
JH-7 снабжён 23-миллиметровой автопушкой с двойным стволом ГШ-23L, заряженной 300 патронами, и девятью фиксированными точками подвески. Они способны нести ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные и антирадиационные ракеты. И его статус истребителя-бомбардировщика подразумевает вооружение бомбами с лазерным наведением, управляемыми со спутника.
H-6K – зловещий новый бомбардировщик Китая
Никакой рассказ о новых китайских военных самолётах не был бы полным без упоминания бомбардировщиков Н-6К. Это сильно модифицированная версия старшей китайской машины H-6, которая в свою очередь является лицензированным вариантом советского Ту-16. Самолёт поступил на вооружение в октябре 2009 года, что сделало Китай четвертой страной со стратегическими бомбардировщиками собственного производства.
Этот скриншот 2015 года с китайского ТВ показывает президента Си Цзиньпина в кабине H-6K. У самолёта стеклянная кабина, по меньшей мере пять многофункциональных дисплеев и катапультируемые места для экипажа из четырёх человек. Фото via cnet.com
Этот самолёт несёт много бомб! H-6K загружается среди прочего и противокорабельными ракетами, но его главная задача – сбрасывание бомб. Каждый бомбардировщик способен нести свыше 9 тысяч килограммов оружия свободного падения. Кроме того, он способен нанести ядерный удар. Именно H-6 использовался для испытания ядерного оружия на территории Лобнор в Китае.
Секреты большинства новых самолётов Китай тщательно охраняет, показывая лишь небольшую часть во время авиашоу.
KJ-2000 – ключевой китайский радарный щит
Этот странный летательный аппарат – KJ-2000, авиационный комплекс радиообнаружения и наведения. Самолёт, которому НАТО дал кодовое имя Mainring, оснащён мощными 360-градусными радиолокационными системами, способными отслеживать корабли и другие самолёты на большом расстоянии (около 470 километров). KJ-2000 может «видеть» 100 целей одновременно.
KJ-2000 ночью. Фото via cnet.com
Комплексы KJ-2000 наряду с некоторыми другими самолётами ВВС НОАК недавно участвовали в плановых учениях «Красный меч 2016», цель которых – повышение боеспособности войск. Максимальная скорость самолёта – 850 км/ч, а дальность полёта – 5470 км. В настоящее время на вооружении китайских ВВС насчитывается пять машин.
Описание конструкции
Как и прототип наземного базирования (Су-27/J-11), палубный истребитель J-15 выполнен в интегральной компоновке — так, что крыло и фюзеляж плавно сопрягаются друг с другом и представляют собой единую несущую конструкцию. Для улучшения управляемости на больших углах атаки, что критически важно для палубного самолёта при посадке на авианосец и взлёте с трамплина, J-15 имеет переднее горизонтальное оперение (ПГО) площадью около 3 квадратных метров и стреловидностью 53,5 градуса по передней кромке. ПГО установлено на наплывах перед крылом. Кроме наличия ПГО, палубный истребитель отличается усиленными стойками шасси, а также укороченной хвостовой балкой, чтобы исключить её удар о палубу при посадке с большим углом атаки. Под хвостовой балкой расположен посадочный гак.
Плоскости и стабилизатор, а также штанга ПВД выполнены складными для уменьшения площади, занимаемой самолётом в ангаре и на палубе авианосца. Размах нескладывающихся частей крыла и оперения в точности соответствует таковому на советском Су-27К [2] . Утверждается, что в конструкции планера J-15 применена значительно большая, чем у Су-33, доля композитных материалов, что способствует снижению его веса.
Силовая установка
Для опытной серии истребителя Китай закупил двигатели АЛ-31Ф российского производства (такие же, какие стоят на Су-27 и Су-33) с форсажной тягой в 12500 килограммсил. В дальнейшем планируется перейти на его китайский аналог WS-10H, выпускающийся государственной корпорацией «Тайхань», а в перспективе — на более мощную версию этого двигателя, WS-10A, развивающего на форсаже до 13500 кгс. Однако до настоящего времени двигателестроение Китая существенно отстаёт от российского, так что доведение двигателей серии WS-10 до сравнимых с АЛ-31 надёжности и ресурса может занять ещё несколько лет. Как признал в интервью 2013 года Сунь Цун, главный конструктор самолёта J-15 — двигатели являются его слабым местом, поэтому ещё значительное время Китай в этом плане будет зависеть от поставок из России.
Вооружение и оборудование
По бортовому оборудованию и оснащению кабины J-15 должен заметно превосходить российский Су-33 хотя бы потому, что разрабатывался на двадцать пять лет позже. Как сообщается, китайский истребитель получил бортовой локатор с фазированной антенной решёткой, мощный вычислительный комплекс на современной элементной базе и вполне современную эргономику кабины с многофункциональными дисплеями. Согласно заявлениям китайских военных — по уровню бортового оборудования J-15 не уступает самым современным палубным самолётам, таким как американский Super Hornet или французский Rafale M.
Бортовое оборудование призвано обеспечить боевое применение широкого спектра управляемого и неуправляемого вооружения, размещаемого на пилонах под крылом и фюзеляжем самолёта. Номенклатура управляемого вооружения включает в себя ракеты «воздух-воздух» (как дальнобойные PL-12, так и для ближнего боя вроде PL-9 и PL-8) и противокорабельные YJ-83K (715-килограммовые дозуковые ракеты, доставляющие боеголовку весом в 165 кг на расстояние до 180 км).
Модификации
Помимо основной модификации, разрабатывается также двухместная версия истребителя, которая совершила свой первый полёт 4 ноября 2012 года.
Перегнать конкурентов
Как заявил китайскому изданию Huanqiu shibao на Airshow China 2018 главный конструктор J-20 Ян Вэйдуй, истребитель по своим характеристикам не уступает американским истребителям F-22 и F-35, а также российскому Су-57. «На авиасалоне J-20 выполнял полеты на малых высотах, а также фигуры пилотажа высокой сложности, его летные характеристики понятны с первого взгляда. Кроме того, есть еще и его боевые возможности, которые станут известны позже», — указал он.
Источник в китайской авиастроительной корпорации AVIC сообщил ТАСС, что J-20 в настоящее время проходит ряд существенных доработок, направленных на повышение его маневренных и боевых возможностей.
Истребители России
Истребители пятого поколения есть и в России. Правда, их пока тестируют. Компания «Сухой» сконструировала 10 прототипов, два из которых направили в Сирию на испытания. В конце 2019 года, 12 истребителей планируется поставить на вооружение ВВС России. В Москве на 100% уверены, что аналогов их воздушным монстрам нет нигде в мире.
На Западе больше ставку делают на дальний бой, чем на ближний. А мы делаем ставку и на то, и на другое, чтобы наш самолет был лучшим и в дальнем, и в ближнем бою,
– сообщил главный конструктор Sukhoi Михаил Стрелец.
Относительно характеристик, то Су-57 может развивать максимальную скорость в 2572 километра в час, а это уже вдвое больше, чем скорость звука. То же расстояние от Москвы до Киева, он теоретически преодолеет за 20 минут.
Российский истребитель Су-57
Если верить российским СМИ, то созданная специально для Су-57 система радиолокаторов «Гималаи» позволяет ему увидеть вражеский самолет с расстояния в 400 километров. Также он имеет автоматизированное управление ракетами и свойственную для пятого поколения систему stealth.
Относительно оружия, то здесь без конкретики. Но точно можно сказать, что в наличии 30-миллиметровая авиационная пушка, которая в принципе стоит на большинстве российских истребителей. Разработчики «Сухого» уверяют, что на оснащении будут ракеты малой, средней и большой дальности. В наличии есть и корректируемые бомбы.
В России Су-57 называют лучшим в мире, а вот на Западе так совсем не считают. Такие военные гиганты, как США и Китай, утверждают, что Су-57 так и останется сырым прототипом, даже не поступив на вооружение в ВВС России.
Фантастические снимки не могут отбросить факт, что в стране экономический спад. Как не могут подтвердить и того, что впоследствии появятся сотни stealth-истребителей. Су-57 может оставаться медиа-звездой, но на этом все. Он не сыграет важной роли в военной стратегии Москвы.
J-8 (F-8) «Finback»
многоцелевой истребитель
Наряду с освоением производства образцов советской боевой авиационной техники, в КНР с конца 1950-х годов развернулись работы по созданию истребителей собственной конструкции. ОКБ авиационного завода в г.Шеньян, укомплектованное молодыми специалистами, лишь недавно окончившими советские технические ВУЗы, в 1958 г. начало разработку сверхзвукового всепогодного истребителя-перехватчика «Ветер Востока» 107. Самолет должен был иметь два двигателя, максимальная скорость — соответствовать М=1,8, практический потолок — 20000 м. В мае 1959 г. приступили к постройке первого опытного самолета, однако в июне 1959 г. в проект были внесены существенные изменения, потребовавшие переделок. В ноябре 1959 г. в дальнейшем работы по программе истребителя «107» были прекращены, а основные усилия сконцентрированы на создании более современного самолета-перехватчика «Ветер Востока» 113, предложенного Харбинской военно-инженерной академией в 1958 г.
Концептуально эту машину можно было отнести к третьему поколению реактивных истребителей. Самолет был рассчитан на достижение максимальной скорости, соответствующей М=2,5 и практического потолка, равного 25000 м. В конструкции истребителя предполагалось применение наиболее современных материалов, оборудования и вооружения, существовавших к тому времени. В 1960 г. на Шеньянском заводе началась постройка опытного самолета «113». Однако несоответствие поставленных задач возможностям, которыми располагала в то время китайская авиационная промышленность, а также нерешенность ряда технических вопросов, в частности, — защиты конструкции от кинетического нагрева, привели к прекращению программы.
Обострение в середине 1960-х гг. отношений Китая с СССР и техническое отставание самолетного парка ВВС Китая от советской авиации, которая рассматривалась тогда как основной противник, побудило китайскую авиационную промышленность вновь приступить к работам над истребителями нового типа, превосходящими по своим основным характеристикам истребитель МиГ-21 — основную машину советских ВВС 1960-1970-х годов.
Работы по формированию облика этого самолета начались в 1964 г. в НИИ авиационной техники в г.Шеньяне. Рассматривался вариант однодвигательного истребителя, оснащенный перспективным ТРДФ увеличенной тяги, а также двухдвигательный самолет с модифицированными существующими ТРДФ. Предпочтение было отдано более реалистичному последнему варианту. 17 мая 1967 г. вышло правительственное постановление о начале полномасштабной разработки НИИ и заводом в Шеньяне нового истребителя-перехватчика J-8 (Jian-8), оснащенного двумя ТРДФ WP7A.
Программа создания этого самолета оценивалась военно-политическим руководством Китая как одна из наиболее приоритетных. Согласно ТТЗ, самолет J-8 должен был обладать скоростью, соответствующей М=2,2, практическим потолком, превышающим 20000 м, способностью длительное время вести воздушный бой на высоте до 19000 м, максимальной скороподъемностью 200 м/с, нормальной дальностью полета 1500 км, максимальной дальностью 2000 км, усовершенствованным пушечным и ракетным вооружением, а также БРЛС. Хорошие маневренные и разгонные характеристики должны были обеспечиваться высокой тяговооруженностью — 0,89. Работы по созданию самолета возглавлялись Е Женда, а после его смерти в марте 1966 г. — Вант Натшоу.
Стремясь создать самолет, превосходящий МиГ-21 по маневренности, китайцы пошли по пути увеличения тяговооруженности самолета при сохранении умеренной удельной нагрузки на крыло (порядка 320-350 кг/м 2 ). Это привело к созданию относительного крупного и гораздо более тяжелого, чем МиГ-21, двухдвигательного самолета, оснащенного относительно легким для своей весовой категории БРЭО и вооружением.
Сборка первых двух опытных самолетов (1- для статиспытаний) завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г. (летчик Юн Юхуан). При создании самолета был широко использован опыт, полученный в процессе изучения и освоения производства в Китае самолета МиГ-21 (J-7). Конструктивно самолет J-8 близок к советскому опытному истребителю-перехватчику Е-152А, созданному в 1959 г. Документация по Е-152А, не пошедшему в СССР в серию, была ранее передана Китаю (без двигателей, ракет и РЛС).
Начавшаяся в стране «Культурная революция» нанесла серьезный ущерб ходу работ по J-8: по политическим мотивам была расформирована бригада по проведению летных испытаний, отстранен от работы ряд ведущих специалистов, занятых в программе. В результате летные испытания истребителя удалось завершить лишь в 1979 г. Было выполнено, в общей сложности, 1025 полетов (налетано 663 ч.). При этом на скорости, соответствующей М=0.86 была выявлена вибрация, что потребовало некоторого изменения аэродинамики хвостовой части фюзеляжа. Возникли трудности и с обеспечением защиты от кинетического нагрева фюзеляжа при длительном полете со сверхзвуковой скоростью.
Самолет был принят на вооружение 2 марта 1980 г. Однако новая машина далеко не в полной мере удовлетворяла требованиям заказчика. На самолете, в отступление от первоначальных требований, отсутствовала БРЛС, что не позволяло истребителю действовать в сложных погодных условиях и ночью.
Разработка всепогодной модификации истребителя, получившей обозначение J-8-I и оснащенной РЛС SR-4 (на истребителе J-8 устанавливался лишь радиодальномер), началась в Шеньяне в феврале 1978 г. Сборка первого самолета завершилась в мае 1980 г. и начались наземные испытания, однако 25 июня 1980 г. во время пробежки в результате возгорания двигателя самолет был уничтожен (причиной пожара явился разрыв трубопровода и попадание масла на ТРДФ). В результате на последующих опытных самолетах была значительно модифицирована гидросистема. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение.
К 1992 г. ВВС НОАК располагали более чем 200 истребителями J-8 и J-8-I, используемых, в основном, в ПВО страны.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.
- Описание конструкции. ТТХ.Схема.
![]() |
J-8-II |
---|
Источники информации:
- «Истребители» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Авиация великого соседа / В.Ильин, «Вестник Авиации и космонавтики», №4 1999 /
- J-8 (F-8) ФИНБЭК-А / «Уголок неба«/
—>
Метки
Свежие записи
- Завод №445
- Катастрофа Ан-70 1995 года: настало время сказать правду
- ПВРД — задание на завтра
- История крылатых. Часть 2.
- История крылатых. Часть 1.
Свежие комментарии
- Владимир-81 к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
- Татьяна к записи Серпуховская авиашкола (Стрельбом)
- Владимир Бондарев к записи Книга памяти НИИ ВВС
- Джуненко Валерий к записи Истребитель МиГ-29. Эпизоды испытаний
- Иван к записи Завод №381
Copyright © 1998-2020 =SB=
© Все права на фотографии и информацию принадлежат их авторам.
© All rights on the images and information reserved to their authors.
Галерея J-31
Shenyang J-31 – китайский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый компанией Shenyang Aircraft Corporation.
История J-31
Информации по проекту создания истребителя крайне мало. Первые фотографии и видео самолета, названного на одном из авиасалонов F-60 появились в интернете в 2011 году, когда его, в полуразобранном состоянии перевозили между объектами ВВС НОАК. Первые фотографии собранного самолета появились в 2012 году. В том же году прототип совершил первый полет.
Конструкция J-31
Самолет значительно меньше и легче, чем J-20 и, внешне напоминает американские F-22 и F-35. Именно с «младшей» моделью Lockheed Martin, вероятно, придется конкурировать китайскому истребителю.
На прототипе, совершившем первый полет, веротяно, установлен двигатель РД-93 – модификация российского РД-33 от МиГ-29. В дальнейшем, для обеспечения независимости от российского импорта, на истребитель планируется устанавливать китайский двигатель WS-13.
Видео : демонстарационный полет истребителя на авиасалоне Airshow China 2014
Эксплуатация J-31
На данный момент, из-за засекреченности программ неясно, является ли самолет конкурентом другому прототипу J-20 или же они будут дополнять друг друга.
На авиасалоне в Чжухае корпорация AVIC позиционировала машину как истребитель для экспортных поставок. По словам представителей компании, самолет разрабатывался таким образом, чтобы при невысокой стоимости обладать высоким уровнем малозаметности, иметь большие полезную нагрузку и боевой радиус действия. Именно планом экспорта можно объяснить то, что о J-31 информации поступает намного больше, чем о J-20, создаваемый для ВВС НОАК.
Экспортные перспективы самолета весьма серьезны. Учитывая, что F-22 не экспортируется, F-35 из-за его стоимости могут себе позволить далеко не все, то достаточно эффективный и дешевый истребитель пятого поколения может заинтересовать многие страны. Это может сделать истребитель очень серьезным конкурентом как западным машинам, так и российским.
Кроме того, имеется информация о том, что важным внутренним заказчиком в Китае является флот. Очевидно, что тяжелые J-20 на авианосцах работать не могут, а ВМС НОАК в среднесрочной перспективе, после создания авианосного флота придется создать парк истребителей пятого поколения для него – J-31 тут весьма кстати.
Особо опасные военные самолеты, которыми гордится Китай
Chengdu J-10
Это Чэнду J-10 – всепогодный многоцелевой истребитель и «рабочая лошадка» военно-воздушных сил Китая. Все 400 ныне действующих «Стремительных драконов» были произведены компанией Chengdu Aircraft Industry Group (CAIG) в Китае при участии российских специалистов и с использованием узлов российского же производства. Этот J-10 пилотирует экипаж из двух человек, но есть и одноместный вариант под названием J-10A.
Китайский истребитель Чэнду J-10. Фото via cnet.com
На J-10 есть 11 фиксированных точек подвески: шесть под крыльями и пять под фюзеляжем. К ним могут крепиться ракеты класса «воздух-воздух» и «земля-воздух» или наружные топливные баки для увеличения дальности полёта. Самолёты J-10 также вооружены управляемыми со спутника бомбами с лазерным наведением. Прообразом двухствольной 23-миллиметровой пушки, установленной на J-10, является ГШ-23, которая впервые была разработана в Советском Союзе в 1965 году Грязевым и Шипуновым.
Практический потолок J-10 составляет 18 тыс. метров, его максимальная скорость – 2,2 Маха (свыше 2700 км/ч), что ставит его в один ряд с самыми быстрыми истребителями, кроме самолётов ВВС США.
Юй Сюй – первая китайская женщина-пилот J-10
В июле 2012 года командир лётного эскадрона Юй Сюй прославилась на всю страну как первая женщина-пилот самолёта J-10. Ещё более знаменита она стала как член демонстрационной команды «1 августа» – «китайского ответа» авиационной группе высшего пилотажа «Голубые ангелы» ВВС США.
Юй Сюй – первая китаянка-пилот истребителя J-10. Фото via cnet.com
Гибель Юй Сюй стала национальной трагедией. Это случилось 12 ноября 2016 года в результате аварии на тренировке, когда пилотируемый ею J-10 столкнулся с другим самолётом. Местные СМИ провозгласили её китайской героиней.
Истребитель четвёртого поколения Shenyang J-11
Шэньян J-11B – это китайский истребитель четвёртого поколения, который был продемонстрирован на проходящем раз в два года авиашоу в Чанчуне. Он рассматривается как конкурент самолётов F-15 и F-16, которые находятся на вооружении ВВС США. Для военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) было построено 253 этих самолёта.
Несмотря на то, что США и Китай никогда не находились в состоянии войны, у американских военных лётчиков происходил ряд стычек с этими военными самолётами. Так, в августе 2014 года реактивные J-11 перехватили самолёт-разведчик P-8 ВМС США над Южно-Китайским морем. По данным военных докладов, летательные машины прошли очень близко друг от друга, и «китаец» показал своё днище. Американское министерство обороны интерпретировали манёвр как демонстрацию вооружения самолёта.
На этом снимке J-11 стреляет ракетой класса «земля-воздух» по условной наземной цели над Южно-Китайским морем во время учений в июле 2016 года. Фото via cnet.com
J-11 несёт грозный арсенал китайского и российского оружия. У него есть основная 30-миллиметровая пушка Грязева-Шипунова (ГШ-30-1) и 10 фиксированных точек для переноса ракет. Самолёт также может сбрасывать кассетные бомбы.
Первый палубный истребитель Китая
Это Шэньян J-15 – первая попытка Китая построить палубный истребитель. Самолёт совершил свой пробный вылет в мае 2010 года. Его длина составляет 22 метра, размах крыльев – 14,7 метров (7,4 метра в сложенном состоянии, как на фото ниже).
Китайские СМИ буквально лопаются от гордости за новые J-15, но международные военные аналитики не разделяют этого энтузиазма. Самолёт может взлететь с помощью трамплина, как, например, на первом в истории китайском авианосце «Ляонин» (CV-16).
Палубный истребитель Шэньян J-15. Фото via cnet.com
Ограничения по весу на взлёте сокращают количество и размер оружия, которое может нести машина, в сравнении с конкурирующими самолётами. А мощность двигателей, скопированных с российского прототипа, ниже, чем у американских F-35s.
Первый китайский авианосец
305-метровый боеспособный «Ляонин» берёт на борт 24 многоцелевых истребителя J-15 – менее половины того количества, которое переносят американские авианосцы. Отсутствие стартовой катапульты, как у американцев, вынуждает использовать палубный трамплин. При этом самолётам требуется больше топлива на взлёте, а их максимальный вес ограничен.
Кроме того, быстроходность «Ляонина» ниже, чем у американских авианосцев типа «Нимиц». По сообщениям Центра стратегических и международных исследований, максимальная скорость корабля – всего около 20 узлов (37 километров в час) из-за «плохой конструкции и технической оснащённости» его силовой установки советского производства.
Китайский авианосец «Ляонин» совершает тренировочный выход в море. Фото AP Photo / Xinhua, Li Tang
J-15: дешёвая подделка?
Китайский J-15 – на самом деле не очень качественная копия российского палубного истребителя Су-33. Военно-воздушные силы Китая вели переговоры о покупке в России самолётов Су-33, но планы сорвались в 2006 году, когда выяснилось, что китайский J-11 скопирован с машины Су-27, которую Россия продала стране ранее.
J-20: первый стелс-истребитель Китая
Чэнду J-20 – новейший китайский военный стелс-истребитель пятого поколения, возможно, один из самых впечатляющих в этой стране. Он был введён в эксплуатацию 12 декабря 2016 года, что вывело Китай на третье место в мире как страну, производящую собственные истребители стелс (первые две – Россия и США). Как написал главный редактор китайского журнала «Мировые военные вопросы», самолёт способен атаковать большие надводные корабли, например, авианосцы.
Фото с 11-й Китайской международной авиационной и аэрокосмической выставки в Чжухае демонстрирует днище нового истребителя J-20. Фото via cnet.com
Конструкция стелс значительно снижает вероятность обнаружения радарами. Передняя часть J-20 снабжена маленькими крыльями в форме утиных, что помогает пилоту сохранять контроль и улучшает сверхзвуковые характеристики. Максимальная скорость самолёта – 1,7 Маха (2100 км/час). Предполагаемая стоимость постройки каждой машины – 110 млн долларов США.
Есть множество предположений, что для создания собственного стелс-истребителя Китай использовал информацию, украденную у США.
J-31 – следующий стелс-истребитель Китая
J-20 не единственный стелс-истребитель производства КНР. Корпорация авиационной промышленности создаёт многоцелевой истребитель J-31, который рекламируется как прямой конкурент американского F-35 Lightning II.
Этот самолёт, который прозвали «Соколом», будет в основном продаваться в страны, которым запрещено приобретать F-35. При этом собственные военно-воздушные силы Китая ещё не решили, будут ли покупать эти машины. Это породило слухи о том, что качество истребителя хуже ожидаемого.
Китайский многоцелевой стелс-истребитель нового поколения J-31. Фото via cnet.com
Тем не менее, J-31 – возможно, самый передовой китайский самолёт. Первые полёты запланированы на 2019 год. Он будет оборудован нашлемными прицелами, голографическими экранами в кабинах и высокотехнологичным покрытием стелс. Самолёт способен развивать скорость 1,8 Маха или 2200 километров в час.
JH-7: «Летучая камбала»
Сиань JH-7, который в НАТО называют «Камбалой», – построенный в Китае двухместный истребитель-бомбардировщик. Пожалуй, один из самых испытанных военных самолётов в стране. Его максимальная скорость – 1,75 Маха (1806 километров в час) и боевой радиус около 1770 километров.
JH-7 был введён в эксплуатацию в середине 1990-х годов. JH-7A, переработанный вариант с более лёгкой и укреплённой авиационной конструкцией, вышел в 2004 году. Сейчас разработана версия JH-7B с новой системой авионики и более современным вооружением.
На этом фото одна из женщин-пилотов НОАК управляет бомбардировщиком JH-7 во время тренировочного полёта над Китаем. Фото via cnet.com
JH-7 снабжён 23-миллиметровой автопушкой с двойным стволом ГШ-23L, заряженной 300 патронами, и девятью фиксированными точками подвески. Они способны нести ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля», противокорабельные и антирадиационные ракеты. И его статус истребителя-бомбардировщика подразумевает вооружение бомбами с лазерным наведением, управляемыми со спутника.
H-6K – зловещий новый бомбардировщик Китая
Никакой рассказ о новых китайских военных самолётах не был бы полным без упоминания бомбардировщиков Н-6К. Это сильно модифицированная версия старшей китайской машины H-6, которая в свою очередь является лицензированным вариантом советского Ту-16. Самолёт поступил на вооружение в октябре 2009 года, что сделало Китай четвертой страной со стратегическими бомбардировщиками собственного производства.
Этот скриншот 2015 года с китайского ТВ показывает президента Си Цзиньпина в кабине H-6K. У самолёта стеклянная кабина, по меньшей мере пять многофункциональных дисплеев и катапультируемые места для экипажа из четырёх человек. Фото via cnet.com
Этот самолёт несёт много бомб! H-6K загружается среди прочего и противокорабельными ракетами, но его главная задача – сбрасывание бомб. Каждый бомбардировщик способен нести свыше 9 тысяч килограммов оружия свободного падения. Кроме того, он способен нанести ядерный удар. Именно H-6 использовался для испытания ядерного оружия на территории Лобнор в Китае.
Секреты большинства новых самолётов Китай тщательно охраняет, показывая лишь небольшую часть во время авиашоу.
KJ-2000 – ключевой китайский радарный щит
Этот странный летательный аппарат – KJ-2000, авиационный комплекс радиообнаружения и наведения. Самолёт, которому НАТО дал кодовое имя Mainring, оснащён мощными 360-градусными радиолокационными системами, способными отслеживать корабли и другие самолёты на большом расстоянии (около 470 километров). KJ-2000 может «видеть» 100 целей одновременно.
KJ-2000 ночью. Фото via cnet.com
Комплексы KJ-2000 наряду с некоторыми другими самолётами ВВС НОАК недавно участвовали в плановых учениях «Красный меч 2016», цель которых – повышение боеспособности войск. Максимальная скорость самолёта – 850 км/ч, а дальность полёта – 5470 км. В настоящее время на вооружении китайских ВВС насчитывается пять машин.
Истребители Украины
У нас на вооружении есть истребители четвертого поколения. Как и большинство, это советский, но модернизированный Су-27. В отличие от своего российского предшественника, украинская модель имеет улучшенные радиолокационные системы, на 30% улучшенную систему обнаружения противника, оснащение камерами. И это не весь список обновлений, в общем их около 33. По состоянию на 2017 год в Украине таких истребителей насчитывалось 35.
Наши штурмовики, истребители и бомбардировщики находятся в полной координации с центром управления. Выполняют боевые задачи вместе с F-15, F-16 стран-членов НАТО и получили самые высокие показатели, самые высокие оценки со стороны наших партнеров,
– отчитался президент Петр Порошенко.
Если верить данным ВВС, истребитель Су-27 может разгоняться почти до 2500 километров в час, а это значит, что расстояние от Киева до Москвы он пролетит всего за 21 минуту. Кроме того, максимальная высота на которую он может подняться составляет 18 километров, а боевая нагрузка 8 тонн.
Тактический радиус действия, то есть расстояние, которое может преодолеть истребитель для решения боевой задачи и вернуться обратно – почти два километра. Многоцелевой Су-27 может бить на поражение воздушную и наземную технику. Да еще и страховать украинские наземные войска.
Истребитель Су-27
Эра пятого поколения истребителей рано или поздно закончится, им на замену придут новые. Над шестым уже работают Штаты, Япония, Британия, Франция и Канада. Согласно заявлениям, совершенные стальные птицы появятся на свет в период 30-х – 50-х годов. Конечно же, они будут быстрее и умнее, а роль пилота будет минимальной.