1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Знаменитый оружейник 20 века Вячеслав Иванович Силин занимает ведущее место в плеяде тульских оружейных мастеров.


В.И. Силин

Вячеслав Иванович родился 22 февраля 1907 года в Туле. В 1919 году поступил на Тульский оружейный завод. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, где прослужил почти два года, демобилизовался и вновь вернулся на родной ТОЗ. За смекалистость и рвение был определён в ЦКБ-14, где работал на разных должностях. Знаний не хватало, тогда Вячеслав Иванович пошёл учиться а после окончании в 1938 году вечернего отделения Тульского механического техникума — стал работать на инженерно-конструкторских должностях. Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, было участие в создании авиационного пулемета ШКАС, впоследствии принятого на вооружение Красной Армии. Вся его трудовая жизнь была связана с оружейным производством — сначала в ЦКБ-14, а затем в ЦКИБ СОО. Занимал должности начальника и главного конструктора отдела.

При его непосредственном участии и под его руководством был создан ряд образцов военной техники, часть из которых была принята на вооружение, а часть, по различным причинам, так и осталась на уровне опытных образцов.

В 1935 году совместно с М. Е. Березиным и П. М. Морозенко В.И. Силиным был создан авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас» калибра 7,62 мм с револьверной схемой автоматики.


Авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас»

Пулемёт обладал уникальным темпом стрельбы — 6000 выстрелов (!) в минуту. Но человек предполагает… Проектные работы над этим изделием были вскоре прекращены (видимо, причина была в застарелой болезни отставания производства от конструкторской мысли — Б. Б.). Бывший заместитель наркома вооружения СССР В. Н. Новиков написал в своих мемуарах:

Пулемёт, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили. Принципом действия его воспользовались немцы, создавшие в середине войны модель автоматической револьверной пушки 20-мм калибра, а к концу войны — и опытные ее образцы. Этим же путём пошли после войны американские специалисты, получившие в середине 50-х годов один из видов скорострельного авиационного вооружения.

В 1937 году В. И. Силин создаёт двуствольный авиационный пулемёт ЦКВСВ под патрон 7,62 мм. Это спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.


Пулемёт ЦКВСВ в положении стрельбы по зенитным целям.

В 1939 году В. И. Силин представляет на конкурс станковый пулемёт ТКБ-67, прошедший испытания на полигоне и принятый под индексом 56-П-427. За работу по созданию пулемета В. И. Силин был награждён орденом Ленина.


Станковый пулемёт Силина ТКБ-67 в Тульском музее оружия

7,62-мм единый пулемёт Силина в станковом варианте (батальонный)

Во время Великой Отечественной войны В. И. Силин находился вместе с предприятием в городе Златоусте (Челябинская область) с 1941 по октябрь 1943 года, где принимал активное участие в создании и отработке авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20. Принимая участие в работе над созданием и отработкой авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20, Силин предложил оригинальное решение. В пушке Б-20 использовались патроны пушки ШВАК, которые при извлечении из ленты распатронировались, то есть выпадали из звена ленты. Вячеслав Иванович предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе. Идея была по достоинству оценена, и Силин был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Авиационная пушка ВЯ -23

Авиационная пушка Б-20

Эту же работу Вячеслав Иванович продолжил и в Туле по возвращению из эвакуации.

В конце 40-х годов П. И. Силин приступает к созданию танковых пулемётов ТКБ-440 и ТКБ-458М калибра 7,62 мм. Пулемёт ТКБ-440 успешно прошёл войсковые испытания на танке Т-54, после чего был рекомендован к принятию на вооружение. Производство не было организовано из-за недостаточных мощностей промышленности. За эту работу В. И. Силин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1956 году В. И. Силин создаёт ручной пулемёт ТКБ- 464


Экспериментальный пулемёт Силина —ТКБ-464.

В 1950-е годы — отработаны авиационные пушки ТКБ-505 калибра 23 мм и ТКБ-515 калибра 30 мм. Пушки были хороши, самолёт не пошёл в серию. Судьба.

Следующая работа Силина (1960 — 1963гг) послужила первым шагом в развитии отечественных противотанковых средств ближнего боя. В. И. Силиным вместе с группой конструкторов в составе А. Т. Алексеева, Е. С. Саможенкова, В. П. Рудакова и А. Н. Дубченко был разработан станковый гранатомёт СПГ-9 под активно-реактивные кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Эта работа коллектива была отмечена премией им. С. И. Мосина. Вячеслав Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.


Станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё».

Гранатомет имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • масса:
    • с прицелом — 49,5 кг,
    • в том числе треножного станка — 12 кг,
    • колёсного хода (для СПГ-9Д) — 14 кг;
  • длина ствола — 850 мм;
  • длина выстрела — 1115 мм (ПГ-9В) или 1062 мм (ОГ-9В);
  • длина гранатомёта — 2110 мм;
  • начальная скорость гранаты — 435 м/с (ПГ-9В) или 316 м/с (ОГ-9В);
  • максимальная скорость гранаты — 700 м/с;
  • бронепробиваемость — 300 мм (ПГ-9В) или 400 мм (ПГ-9ВС);
  • максимальная дальность стрельбы — 1300 м (противотанковая) или 4500 м (противопехотная);
  • дальность прямого выстрела — 800 м;
  • скорострельность — до 6 мин-1.

В 1961—1966 гг. — отдел, руководимый Вячеславом Ивановичем создаёт гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм (совместно с В. И. Зайцевым, Н. С. Пасенко и под общим руководством главного инженера ЦКИБ СОО В. И. Волкова), — основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Эта пушка стала чуть ли не универсальной в Советской Армии. Она находила применение в десятке образцов советской техники:

  • ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода
  • Объект 19 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с ВА БТВ
  • Объект 609 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Кургане в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода.
  • Объект 676 — советская боевая разведывательная машина БРМ-1К. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 765 — первая советская серийная боевая машина пехоты БМП-1. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 911 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 911Б — советский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов.
  • Объект 914 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 915 — первая советская серийная боевая машина десанта БМД-1. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 1200 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Брянске в конструкторском бюро Брянского Автомобильного Завода (БАЗ)
Читать еще:  Опытный карабин Калашникова 1952 г. №1 (СССР)

Родина высоко оценила огромный труд Вячеслава Ивановича. Его награды:

  • Орден Ленина (1939).
  • Два ордена «Трудового Красного Знамени».
  • Орден «Отечественной войны II степени».
  • Ленинская премия (1967).
  • Премия имени С. И. Мосина.
  • Знак «Лучший изобретатель» (1936).

Скончался Вячеслав Иванович Силин в возрасте 68 лет.

…Как часто бывает коротка конструкторская жизнь.

В. И. Силин — результативный, активный конструктор, крупный специалист в отрасли стрелкового, пушечного вооружения, авиации и машин пехоты, гранатомётного вооружения ближнего боя. За свою конструкторскую деятельность он принимал участие в разработке 30 образцов вооружения. Умер Вячеслав Иванович 20 ноября 1975 года. В Туле, на проспекте Ленина, на доме, где выдающийся конструктор проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Читать еще:  Проект штурмовика COIN фирмы Douglas D-855

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Похожие главы из других книг:

Боевые машины пехоты и десанта БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 609

Боевые машины пехоты и десанта БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 609 Состояние проект выполнен в начале 60-х ГодовРазработчик КБ Курганского МЗИзготовитель Курганский МЗБоевая масса, т 12-13Ширина, мм 2850Высота, мм 1950Клиренс, мм 400-550Ср. уд. давл. на грунт,кг/см #178; . 0,5-3,0Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 914

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 914 Состояние опытный образец выпущен в 1964 г.разработчик КБ ВТЗИзготовитель . ВТЗПроизводство серийно не выпускаласьБоевая масса, т 14,4Длина, мм 7140Ширина, мм 2880Высота, мм . 2660Преодолеваемые препятствия:– подъем,град . 30– крен, град 25– брод, м

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1 (объект 765)

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-1 (объект 765) Состояние принята на вооружение в 1966 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовитель КМЗПроизводство серия 1966-79 гг.Боевая масса, т 12,6Длина, мм 6460Ширина, мм 2940Высота, мм . 1881Клиренс, мм . 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,6Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 765

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 765 Состояние проектирование в конце 60-х годовразработчик КБ ЧТЗПроизводство ..сер. не производиласьбоевая масса, т 13,0Длина, мм . 6460Ширина, мм 2940Высота, мм 2000Клиренс, мм . 370Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,61Преодолеваемые препятствия:– подъем,

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 768

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 768 Состояние опытный образец выпущен в 1972 г.Разработчик КБ ЧТЗИзготовитель . ЧТЗПроизводство . серийно не выпускаласьБоевая масса, т 13,6Длина, мм 7295Ширина, мм 3140Высота, мм 2400Клиренс, мм 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,6 Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 769

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 769 Состояние опытный образец выпущен в 1972 г.разработчик КБ ЧТЗИзготовитель . ЧТЗПроизводство . серийно не выпускаласьБоевая масса, т 13,8Длина, мм 7295Ширина, мм 3150Высота, мм . 2450Клиренс, мм . 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; . 0,6Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 680

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 680 Состояние опытный образец выпущен в 1972 г.Разработчик КБКМЗИзготовитель КМЗПроизводство . серийно не выпускаласьБоевая масса, т 13,0Длина, мм . 6735Ширина, мм 2940Высота, мм 2450Клиренс, мм . 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,61Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 675

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 675 Состояние опытный образец выпущен в 1974 г.разработчик КБ КМЗИзготовитель КМЗПроизводство . серийно не выпускаласьБоевая масса, т 13,6Длина, мм 6735Ширина, мм 2850Высота, мм 2240Клиренс, мм 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,63Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 681

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 681 Состояние опытный образец выпущен в 1977 г.Разработчик КБ КМЗИзготовитель КМЗПроизводство . серийно не выпускаласьБоевая масса, т 13,6Длина, мм . 6735Ширина, мм 3140Высота,мм 2400Клиренс, мм . 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,63Преодолеваемые

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2 (объект 675)

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-2 (объект 675) Состояние на вооружении с 1980 г.Разработчик КБ КМЗИзготовитель КМЗПроизводство серияБоевая масса, т 13,8-14Длина, мм . 6735Ширина, мм 3150Высота, мм 2059Клиренс, мм 420Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; 0,63Преодолеваемые препятствия:– подъем, град

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3 ( объект 888)

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3 ( объект 888) Состояние на вооружении с 1987 г.Разработчик .КБ Курганского МЗИзготовитель Курганский МЗПроизводство . серияБоевая масса, т 18,7+2%Длина, мм 7200/7140Ширина, мм 3230Высота, мм . 2300-2450Клиренс, мм . 450Ср. уд. давление на грунт, кг/см #178; .

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 914

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 914 Разработана в 1964 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактике-техническая характеристикаМасса, т. 14,4Численность экипажа (десант), чел. 2 (8)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 680

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 680 Разработана в 1972 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикам асса, т .. .. 13Численность экипажа (десант), чел.. . 3 (7)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 768

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 768 Разработана в 1972 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т. 13,6Численность экипажа (десант), чел .. 3 (7)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 769

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 769 Разработана в 1972 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,8Численность экипажа (десант), чел. .. 3 (7)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 681

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ОБЪЕКТ 681 Разработана в 1977 году. Выпущен опытный образец. На вооружении не состояла. В боях не использовалась.Тактико-техническая характеристикаМасса, т.. 13,6Численность экипажа (десант), чел.. 3 (7)Габаритные размеры (длина х ширина х высота), мм .

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • БРДМ-ВПК
  • Объект 769

Смотреть что такое «Объект 768» в других словарях:

Объект 769 — Классификация Боевая машина пехоты Боевая масса, т 13,8 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 7 История Разработчик ГСКБ 2 … Википедия

Объект 187 — Классификация Основной боевой танк Боевая масса, т 46..50 Компоновочная схема Классическая Экипаж, чел. 3 История Разработчик … Википедия

Объект 277 — Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 55 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История … Википедия

Объект 770 — Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 55 Экипаж, чел. 4 История Разработчик ГСКБ 2 Производитель … Википедия

Объект 1200 — Классификация Боевая машина пехоты Боевая масса, т 13,67 Экипаж, чел. 3 Десант, чел. 7 История … Википедия

Объект 139 — Классификация Средний танк Боевая масса, т 36,6 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Разработчик … Википедия

Объект 140 — Классификация средний танк Боевая масса, т 36 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Разработчик … Википедия

Объект 167 — Классификация средний танк Боевая масса, т 36,5 Экипаж, чел. 4 История Разработчик Завод №183 … Википедия

Объект 19 — Классификация Боевая машина пехоты Боевая масса, т 13,1 Экипаж, чел. 2 Десант, чел. 8 История … Википедия

Объект 266 — Классификация Тяжёлый танк Боевая масса, т 50 История Разработчик ЛКЗ Производитель … Википедия

Идея создания боевой машины нового класса возникала с 1957 года, ещё тогда было замечено, что ЗСУ-57-2 эффективно может работать по наземным целям при «зачистке улиц». Позднее при ведении боевых действий в Афганистане, показала свою эффективность боевая машина пехоты БМП-2, а дополняла её зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, огонь которой эффективно подавлял открыто расположенную живую силу противника, а также лёгкие укрытия. Таким образом возникла идея создания машины, сочетавшей бы в себе бронирование танка, возможности перевозить личный состав как боевая машина пехоты, а также иметь эффективное вооружение для действий против живой силы, как у зенитной самоходной установки. В 1984 году Военной академией бронетанковых войск были представлены первые чертежи будущей боевой машины. В чертежах были представлены различные компоновочные варианты, однако все машины базировались на шасси танка Т-72. В то же время ЦНИИ «Точного машиностроения» создавал подобную машину на базе лёгкого танка «Объект 934», однако работы дальше опытного образца не продвинулись. После совещания, проведённого в 1985 году, по решению главнокомандующего сухопутными войсками СССР В. И. Петрова разработка БМПТ была включена в план НИОКР на 1986—1990 годы [1] .

Читать еще:  Проект самолета-амфибии с мотором М-12 (СССР)

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены [1] [2] .

В начале 1970-х годов остро встал вопрос о модернизации и совершенствовании конструкции БМП-1. Прежде всего проблема стояла в низкой эффективности вооружения БМП-1. Орудие 2А28 «Гром» было малоэффективно как против живой силы противника, так и против танков. Совершенствование БМП-1 было задано на конкурсной основе под шифром «Бокс». В конкурсе принимали участие конструкторские бюро двух заводов: Челябинского тракторного завода и Курганского машиностроительного завода [1] .

Результатом совершенствования конструкции БМП-1 стала машина с обозначением Объект 768. В 1972 году был изготовлен опытный образец, однако на вооружением машина принята не была [2] .

Историческая справка

В большинстве источников, которые мне попадались и повествовали о БМП-1, история создания этой машины звучала примерно одинаково: «БМП-1 была создана в начале 1960-х годов на ЧТЗ под руководством Павла Исакова». Это все так, но не совсем.

На заре моей лейтенантской юности среди военных ходила байка о том, что якобы БМП-1 была разработана женщиной. Вроде как она проектировала какой-то вездеход для нефтяников Сибири и геологов, проект этот стал известен военным и его (вместе с конструктором) забрали под БМП. В те далекие 1970-е мы немного знали о конструкторах самолетов и совсем ничего не знали о конструкторах современных (по тому времени) танков, ракет, кораблей и т. д. Поэтому версия о создательнице БМП звучала красиво, и хотелось в это верить. Тем более что формы новой боевой машины отличались изяществом и красотой, поэтому многим верилось, что такую красивую машину могла создать только женщина.

Нисколько не хочу умалить заслугу женщин-конструкторов, создавших немало образцов вооружений или систем для них, но официальная версия создания БМП-1 несколько иная. Впрочем, такое творение как боевая машина — это труд не конструктора-одиночки, а целого коллектива талантливых конструкторов, среди которых трудилось немало женщин, часто подсказывающих самые неожиданные решения выхода из тупиковых ситуаций.

В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину.

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:

  • проходимость и маневренность, не уступающюю перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;
  • вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
  • возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиться при необходимости;
  • бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600–800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;
  • радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
  • средства маскировки;
  • приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т. е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП — передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо, поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях, превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector