0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объект 781

Объект 781

Объект 781
Объект 781
КлассификацияБоевая машина поддержки танков
Экипаж, чел.5
Десант, чел.2
История
РазработчикГСКБ-2
Производитель
Годы разработкис 1986 по 1991
Годы производства1987
Количество выпущенных, шт.2
Бронирование
Тип бронипротивоснарядная
Вооружение
Калибр и марка пушки2 х 30-мм 2А72
Тип пушкиавтоматическая пушка
Длина ствола, калибров100,2
Боекомплект пушки1100
Углы ГН, град.360
Дальность стрельбы, кмдо 2,5
Пулемёты5 × 7,62-мм ПКТ
Другое вооружение2 × 40-мм АГ «Балкан»
6 × ПТУР

БМПТ разработана в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода на базе основного танка Т-72Б. Серийно не производилась.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Спереди машина практически полностью защищена от огня 12,7-мм пулемёта — остальная броня защищает только от 7,62-мм пулемёта. Бронезащита БМП-1 является одновременно её сильной и слабой стороной: максимальная толщина брони равна 33-мм и находится в казённой части орудия, что не даёт нам почти никакой защиты от танковых и зенитных орудий. Авиационные пушки и пулемёты 12,7-мм М2 и M3 Browning пробивают крышу корпуса БМП (толщиной 6-мм) с дистанции 1 км. С другой стороны низкая масса (13 тонн) вкупе с хорошей мощностью двигателя дают БМП-1 хорошую подвижность на любых грунтах, поэтому подвижность может спасать.

Живучесть у БМП низкая из-за слабой брони, механики разрушения корпуса и 3-х членов экипажа, двое из которых сидят друг за другом (командир сидит за механиком-водителем). Двигатель с трансмиссией слева от мехвода иногда могут защитить.

Подвижность

БМП-1 имеет хорошую подвижность и маневренность. Мощность двигателя: 300 л/с (в стоке 265 л/с). Масса машины: 13 тонн. Удельная мощность: 23 л/с на тонну веса (при двигателе мощностью 300 л/с). Максимальная скорость: 65 км/ч вперёд, 10 км/ч назад. БМП-1 может плавать со скоростью 7 км/ч. В Аркадных боях (АБ) БМП-1 развивает 72 км/ч, и имеет двигатель на 465 л/с.

  1. 12Боевая машина пехоты «Объект 1200» (рус.) . Архивировано из первоисточника 21 июня 2012.Проверено 18 февраля 2012.
  2. 123456А.В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995), стр. 118
  3. 12Боевая машина пехоты «Объект 911» (рус.) . Архивировано из первоисточника 21 июня 2012.Проверено 18 февраля 2012.
  4. Боевая машина пехоты «Объект 911» в музее г. Кубинка
  • А.В.Карпенко Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 480 с. — 10 000 экз.
  • Приложение 1 // Техническое описание и инструкция по эксплуатации 73-мм гладкоствольного орудия 2А28. — С. 135. — 147 с.

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Знаменитый оружейник 20 века Вячеслав Иванович Силин занимает ведущее место в плеяде тульских оружейных мастеров.


В.И. Силин

Вячеслав Иванович родился 22 февраля 1907 года в Туле. В 1919 году поступил на Тульский оружейный завод. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, где прослужил почти два года, демобилизовался и вновь вернулся на родной ТОЗ. За смекалистость и рвение был определён в ЦКБ-14, где работал на разных должностях. Знаний не хватало, тогда Вячеслав Иванович пошёл учиться а после окончании в 1938 году вечернего отделения Тульского механического техникума — стал работать на инженерно-конструкторских должностях. Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, было участие в создании авиационного пулемета ШКАС, впоследствии принятого на вооружение Красной Армии. Вся его трудовая жизнь была связана с оружейным производством — сначала в ЦКБ-14, а затем в ЦКИБ СОО. Занимал должности начальника и главного конструктора отдела.

При его непосредственном участии и под его руководством был создан ряд образцов военной техники, часть из которых была принята на вооружение, а часть, по различным причинам, так и осталась на уровне опытных образцов.

В 1935 году совместно с М. Е. Березиным и П. М. Морозенко В.И. Силиным был создан авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас» калибра 7,62 мм с револьверной схемой автоматики.


Авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас»

Пулемёт обладал уникальным темпом стрельбы — 6000 выстрелов (!) в минуту. Но человек предполагает… Проектные работы над этим изделием были вскоре прекращены (видимо, причина была в застарелой болезни отставания производства от конструкторской мысли — Б. Б.). Бывший заместитель наркома вооружения СССР В. Н. Новиков написал в своих мемуарах:

Пулемёт, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили. Принципом действия его воспользовались немцы, создавшие в середине войны модель автоматической револьверной пушки 20-мм калибра, а к концу войны — и опытные ее образцы. Этим же путём пошли после войны американские специалисты, получившие в середине 50-х годов один из видов скорострельного авиационного вооружения.

В 1937 году В. И. Силин создаёт двуствольный авиационный пулемёт ЦКВСВ под патрон 7,62 мм. Это спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.


Пулемёт ЦКВСВ в положении стрельбы по зенитным целям.

В 1939 году В. И. Силин представляет на конкурс станковый пулемёт ТКБ-67, прошедший испытания на полигоне и принятый под индексом 56-П-427. За работу по созданию пулемета В. И. Силин был награждён орденом Ленина.


Станковый пулемёт Силина ТКБ-67 в Тульском музее оружия

7,62-мм единый пулемёт Силина в станковом варианте (батальонный)

Во время Великой Отечественной войны В. И. Силин находился вместе с предприятием в городе Златоусте (Челябинская область) с 1941 по октябрь 1943 года, где принимал активное участие в создании и отработке авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20. Принимая участие в работе над созданием и отработкой авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20, Силин предложил оригинальное решение. В пушке Б-20 использовались патроны пушки ШВАК, которые при извлечении из ленты распатронировались, то есть выпадали из звена ленты. Вячеслав Иванович предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе. Идея была по достоинству оценена, и Силин был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Авиационная пушка ВЯ -23

Авиационная пушка Б-20

Эту же работу Вячеслав Иванович продолжил и в Туле по возвращению из эвакуации.

В конце 40-х годов П. И. Силин приступает к созданию танковых пулемётов ТКБ-440 и ТКБ-458М калибра 7,62 мм. Пулемёт ТКБ-440 успешно прошёл войсковые испытания на танке Т-54, после чего был рекомендован к принятию на вооружение. Производство не было организовано из-за недостаточных мощностей промышленности. За эту работу В. И. Силин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1956 году В. И. Силин создаёт ручной пулемёт ТКБ- 464


Экспериментальный пулемёт Силина —ТКБ-464.

В 1950-е годы — отработаны авиационные пушки ТКБ-505 калибра 23 мм и ТКБ-515 калибра 30 мм. Пушки были хороши, самолёт не пошёл в серию. Судьба.

Следующая работа Силина (1960 — 1963гг) послужила первым шагом в развитии отечественных противотанковых средств ближнего боя. В. И. Силиным вместе с группой конструкторов в составе А. Т. Алексеева, Е. С. Саможенкова, В. П. Рудакова и А. Н. Дубченко был разработан станковый гранатомёт СПГ-9 под активно-реактивные кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Эта работа коллектива была отмечена премией им. С. И. Мосина. Вячеслав Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.


Станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё».

Гранатомет имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • масса:
    • с прицелом — 49,5 кг,
    • в том числе треножного станка — 12 кг,
    • колёсного хода (для СПГ-9Д) — 14 кг;
  • длина ствола — 850 мм;
  • длина выстрела — 1115 мм (ПГ-9В) или 1062 мм (ОГ-9В);
  • длина гранатомёта — 2110 мм;
  • начальная скорость гранаты — 435 м/с (ПГ-9В) или 316 м/с (ОГ-9В);
  • максимальная скорость гранаты — 700 м/с;
  • бронепробиваемость — 300 мм (ПГ-9В) или 400 мм (ПГ-9ВС);
  • максимальная дальность стрельбы — 1300 м (противотанковая) или 4500 м (противопехотная);
  • дальность прямого выстрела — 800 м;
  • скорострельность — до 6 мин-1.
Читать еще:  Опытный истребитель CF-105 «Arrow» (Канада)

В 1961—1966 гг. — отдел, руководимый Вячеславом Ивановичем создаёт гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм (совместно с В. И. Зайцевым, Н. С. Пасенко и под общим руководством главного инженера ЦКИБ СОО В. И. Волкова), — основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Эта пушка стала чуть ли не универсальной в Советской Армии. Она находила применение в десятке образцов советской техники:

  • ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода
  • Объект 19 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с ВА БТВ
  • Объект 609 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Кургане в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода.
  • Объект 676 — советская боевая разведывательная машина БРМ-1К. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 765 — первая советская серийная боевая машина пехоты БМП-1. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 911 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 911Б — советский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов.
  • Объект 914 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 915 — первая советская серийная боевая машина десанта БМД-1. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 1200 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Брянске в конструкторском бюро Брянского Автомобильного Завода (БАЗ)

Родина высоко оценила огромный труд Вячеслава Ивановича. Его награды:

  • Орден Ленина (1939).
  • Два ордена «Трудового Красного Знамени».
  • Орден «Отечественной войны II степени».
  • Ленинская премия (1967).
  • Премия имени С. И. Мосина.
  • Знак «Лучший изобретатель» (1936).

Скончался Вячеслав Иванович Силин в возрасте 68 лет.

…Как часто бывает коротка конструкторская жизнь.

В. И. Силин — результативный, активный конструктор, крупный специалист в отрасли стрелкового, пушечного вооружения, авиации и машин пехоты, гранатомётного вооружения ближнего боя. За свою конструкторскую деятельность он принимал участие в разработке 30 образцов вооружения. Умер Вячеслав Иванович 20 ноября 1975 года. В Туле, на проспекте Ленина, на доме, где выдающийся конструктор проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Историческая справка

В большинстве источников, которые мне попадались и повествовали о БМП-1, история создания этой машины звучала примерно одинаково: «БМП-1 была создана в начале 1960-х годов на ЧТЗ под руководством Павла Исакова». Это все так, но не совсем.

На заре моей лейтенантской юности среди военных ходила байка о том, что якобы БМП-1 была разработана женщиной. Вроде как она проектировала какой-то вездеход для нефтяников Сибири и геологов, проект этот стал известен военным и его (вместе с конструктором) забрали под БМП. В те далекие 1970-е мы немного знали о конструкторах самолетов и совсем ничего не знали о конструкторах современных (по тому времени) танков, ракет, кораблей и т. д. Поэтому версия о создательнице БМП звучала красиво, и хотелось в это верить. Тем более что формы новой боевой машины отличались изяществом и красотой, поэтому многим верилось, что такую красивую машину могла создать только женщина.

Нисколько не хочу умалить заслугу женщин-конструкторов, создавших немало образцов вооружений или систем для них, но официальная версия создания БМП-1 несколько иная. Впрочем, такое творение как боевая машина — это труд не конструктора-одиночки, а целого коллектива талантливых конструкторов, среди которых трудилось немало женщин, часто подсказывающих самые неожиданные решения выхода из тупиковых ситуаций.

В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину.

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:

  • проходимость и маневренность, не уступающюю перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;
  • вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
  • возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиться при необходимости;
  • бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600–800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;
  • радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
  • средства маскировки;
  • приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т. е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП — передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо, поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях, превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.

Идея создания боевой машины нового класса возникала с 1957 года, ещё тогда было замечено, что ЗСУ-57-2 эффективно может работать по наземным целям при «зачистке улиц». Позднее при ведении боевых действий в Афганистане, показала свою эффективность боевая машина пехоты БМП-2, а дополняла её зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, огонь которой эффективно подавлял открыто расположенную живую силу противника, а также лёгкие укрытия. Таким образом возникла идея создания машины, сочетавшей бы в себе бронирование танка, возможности перевозить личный состав как боевая машина пехоты, а также иметь эффективное вооружение для действий против живой силы, как у зенитной самоходной установки. В 1984 году Военной академией бронетанковых войск были представлены первые чертежи будущей боевой машины. В чертежах были представлены различные компоновочные варианты, однако все машины базировались на шасси танка Т-72. В то же время ЦНИИ «Точного машиностроения» создавал подобную машину на базе лёгкого танка «Объект 934», однако работы дальше опытного образца не продвинулись. После совещания, проведённого в 1985 году, по решению главнокомандующего сухопутными войсками СССР В. И. Петрова разработка БМПТ была включена в план НИОКР на 1986—1990 годы [1] .

Читать еще:  Опытная зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 (СССР)

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены [1] [2] .

Описание конструкции

Машина была создана на специальной базе. Сзади было размещено моторно-трансмиссионное отделение [2] .

Броневой корпус и башня

Корпус и башня были сварены из стальных катаных броневых листов. В корпусе имелось 6 амбразур для стрельбы из личного оружия [2] .

Вооружение

Основным вооружением являлся гладкоствольный 73-мм гранатомёт 2А28 «Гром». Боекомплект составлял 40 выстрелов [2] .

С основным орудием был спарен танковый вариант 7,62-мм пулемёта Калашникова (ПКТ). Возимый боекомплект составлял 2000 патронов [2] .

Для борьбы с танками на машине была установлена пусковая установка противотанковой управляемой ракеты 9М14М «Малютка». Возимый боекомплект составлял 4 ракеты [2] .

Ходовая часть

В машине было предусмотрено два движителя: колёсный и гусеничный. Колёсный состоял из четырёх колёс, два задних из которых были ведущие. Гусеничный движитель состоял из пяти опорных и двух поддерживающих катков. Переход с колёсного на гусеничный ход и наоборот составлял от 1,5 до 2 минут [3] .

Для движения используются водомёты [3] .

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Знаменитый оружейник 20 века Вячеслав Иванович Силин занимает ведущее место в плеяде тульских оружейных мастеров.


В.И. Силин

Вячеслав Иванович родился 22 февраля 1907 года в Туле. В 1919 году поступил на Тульский оружейный завод. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, где прослужил почти два года, демобилизовался и вновь вернулся на родной ТОЗ. За смекалистость и рвение был определён в ЦКБ-14, где работал на разных должностях. Знаний не хватало, тогда Вячеслав Иванович пошёл учиться а после окончании в 1938 году вечернего отделения Тульского механического техникума — стал работать на инженерно-конструкторских должностях. Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, было участие в создании авиационного пулемета ШКАС, впоследствии принятого на вооружение Красной Армии. Вся его трудовая жизнь была связана с оружейным производством — сначала в ЦКБ-14, а затем в ЦКИБ СОО. Занимал должности начальника и главного конструктора отдела.

При его непосредственном участии и под его руководством был создан ряд образцов военной техники, часть из которых была принята на вооружение, а часть, по различным причинам, так и осталась на уровне опытных образцов.

В 1935 году совместно с М. Е. Березиным и П. М. Морозенко В.И. Силиным был создан авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас» калибра 7,62 мм с револьверной схемой автоматики.


Авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас»

Пулемёт обладал уникальным темпом стрельбы — 6000 выстрелов (!) в минуту. Но человек предполагает… Проектные работы над этим изделием были вскоре прекращены (видимо, причина была в застарелой болезни отставания производства от конструкторской мысли — Б. Б.). Бывший заместитель наркома вооружения СССР В. Н. Новиков написал в своих мемуарах:

Пулемёт, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили. Принципом действия его воспользовались немцы, создавшие в середине войны модель автоматической револьверной пушки 20-мм калибра, а к концу войны — и опытные ее образцы. Этим же путём пошли после войны американские специалисты, получившие в середине 50-х годов один из видов скорострельного авиационного вооружения.

В 1937 году В. И. Силин создаёт двуствольный авиационный пулемёт ЦКВСВ под патрон 7,62 мм. Это спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.


Пулемёт ЦКВСВ в положении стрельбы по зенитным целям.

В 1939 году В. И. Силин представляет на конкурс станковый пулемёт ТКБ-67, прошедший испытания на полигоне и принятый под индексом 56-П-427. За работу по созданию пулемета В. И. Силин был награждён орденом Ленина.


Станковый пулемёт Силина ТКБ-67 в Тульском музее оружия

7,62-мм единый пулемёт Силина в станковом варианте (батальонный)

Во время Великой Отечественной войны В. И. Силин находился вместе с предприятием в городе Златоусте (Челябинская область) с 1941 по октябрь 1943 года, где принимал активное участие в создании и отработке авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20. Принимая участие в работе над созданием и отработкой авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20, Силин предложил оригинальное решение. В пушке Б-20 использовались патроны пушки ШВАК, которые при извлечении из ленты распатронировались, то есть выпадали из звена ленты. Вячеслав Иванович предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе. Идея была по достоинству оценена, и Силин был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Авиационная пушка ВЯ -23

Авиационная пушка Б-20

Эту же работу Вячеслав Иванович продолжил и в Туле по возвращению из эвакуации.

В конце 40-х годов П. И. Силин приступает к созданию танковых пулемётов ТКБ-440 и ТКБ-458М калибра 7,62 мм. Пулемёт ТКБ-440 успешно прошёл войсковые испытания на танке Т-54, после чего был рекомендован к принятию на вооружение. Производство не было организовано из-за недостаточных мощностей промышленности. За эту работу В. И. Силин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1956 году В. И. Силин создаёт ручной пулемёт ТКБ- 464


Экспериментальный пулемёт Силина —ТКБ-464.

В 1950-е годы — отработаны авиационные пушки ТКБ-505 калибра 23 мм и ТКБ-515 калибра 30 мм. Пушки были хороши, самолёт не пошёл в серию. Судьба.

Следующая работа Силина (1960 — 1963гг) послужила первым шагом в развитии отечественных противотанковых средств ближнего боя. В. И. Силиным вместе с группой конструкторов в составе А. Т. Алексеева, Е. С. Саможенкова, В. П. Рудакова и А. Н. Дубченко был разработан станковый гранатомёт СПГ-9 под активно-реактивные кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Эта работа коллектива была отмечена премией им. С. И. Мосина. Вячеслав Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.


Станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё».

Гранатомет имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • масса:
    • с прицелом — 49,5 кг,
    • в том числе треножного станка — 12 кг,
    • колёсного хода (для СПГ-9Д) — 14 кг;
  • длина ствола — 850 мм;
  • длина выстрела — 1115 мм (ПГ-9В) или 1062 мм (ОГ-9В);
  • длина гранатомёта — 2110 мм;
  • начальная скорость гранаты — 435 м/с (ПГ-9В) или 316 м/с (ОГ-9В);
  • максимальная скорость гранаты — 700 м/с;
  • бронепробиваемость — 300 мм (ПГ-9В) или 400 мм (ПГ-9ВС);
  • максимальная дальность стрельбы — 1300 м (противотанковая) или 4500 м (противопехотная);
  • дальность прямого выстрела — 800 м;
  • скорострельность — до 6 мин-1.
Читать еще:  Опытный танк Т-54 с газотурбинным двигателем ГТД-3Т (СССР)

В 1961—1966 гг. — отдел, руководимый Вячеславом Ивановичем создаёт гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм (совместно с В. И. Зайцевым, Н. С. Пасенко и под общим руководством главного инженера ЦКИБ СОО В. И. Волкова), — основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Эта пушка стала чуть ли не универсальной в Советской Армии. Она находила применение в десятке образцов советской техники:

  • ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода
  • Объект 19 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с ВА БТВ
  • Объект 609 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Кургане в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода.
  • Объект 676 — советская боевая разведывательная машина БРМ-1К. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 765 — первая советская серийная боевая машина пехоты БМП-1. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 911 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 911Б — советский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов.
  • Объект 914 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 915 — первая советская серийная боевая машина десанта БМД-1. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 1200 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Брянске в конструкторском бюро Брянского Автомобильного Завода (БАЗ)

Родина высоко оценила огромный труд Вячеслава Ивановича. Его награды:

  • Орден Ленина (1939).
  • Два ордена «Трудового Красного Знамени».
  • Орден «Отечественной войны II степени».
  • Ленинская премия (1967).
  • Премия имени С. И. Мосина.
  • Знак «Лучший изобретатель» (1936).

Скончался Вячеслав Иванович Силин в возрасте 68 лет.

…Как часто бывает коротка конструкторская жизнь.

В. И. Силин — результативный, активный конструктор, крупный специалист в отрасли стрелкового, пушечного вооружения, авиации и машин пехоты, гранатомётного вооружения ближнего боя. За свою конструкторскую деятельность он принимал участие в разработке 30 образцов вооружения. Умер Вячеслав Иванович 20 ноября 1975 года. В Туле, на проспекте Ленина, на доме, где выдающийся конструктор проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Историческая справка

В большинстве источников, которые мне попадались и повествовали о БМП-1, история создания этой машины звучала примерно одинаково: «БМП-1 была создана в начале 1960-х годов на ЧТЗ под руководством Павла Исакова». Это все так, но не совсем.

На заре моей лейтенантской юности среди военных ходила байка о том, что якобы БМП-1 была разработана женщиной. Вроде как она проектировала какой-то вездеход для нефтяников Сибири и геологов, проект этот стал известен военным и его (вместе с конструктором) забрали под БМП. В те далекие 1970-е мы немного знали о конструкторах самолетов и совсем ничего не знали о конструкторах современных (по тому времени) танков, ракет, кораблей и т. д. Поэтому версия о создательнице БМП звучала красиво, и хотелось в это верить. Тем более что формы новой боевой машины отличались изяществом и красотой, поэтому многим верилось, что такую красивую машину могла создать только женщина.

Нисколько не хочу умалить заслугу женщин-конструкторов, создавших немало образцов вооружений или систем для них, но официальная версия создания БМП-1 несколько иная. Впрочем, такое творение как боевая машина — это труд не конструктора-одиночки, а целого коллектива талантливых конструкторов, среди которых трудилось немало женщин, часто подсказывающих самые неожиданные решения выхода из тупиковых ситуаций.

В середине 1950-х Главное бронетанковое управление (ГБТУ) разработало и довело до основных конструкторских бюро, занимавшихся разработкой танков требования к новому среднему танку. Параллельно пересматривались взгляды на использование пехоты, в результате чего был сделан вывод о том, что для пехоты нужна новая боевая машина, на которой мотострелковые подразделения смогут действовать в боевых условиях совместно с новыми танками. В соответствии с этой концепцией научно-техническим комитетом (НТК) ГБТУ совместно со специалистами из НИИ БТ (г. Кубинка) и Военной академии бронетанковых войск (ВА БТВ) в конце 1950-х годов было разработано техническое задание (ТЗ) на перспективную боевую машину.

Согласно этому ТЗ боевая машина для пехоты должна иметь:

  • проходимость и маневренность, не уступающюю перспективным средним танкам, с которыми взаимодействуют мотострелки;
  • вооружение, обеспечивающее огневую поддержку спешившемуся десанту и возможность борьбы с танками и бронемашинами противника;
  • возможность десанту вести огневой бой с машины, оставаясь под прикрытием брони, и быстро спешиться при необходимости;
  • бронезащиту, противостоящую стрелковому оружию, автоматическим пушкам на дальностях 600–800 м, осколкам мин и снарядов, а также защиту от ОМП;
  • радиосредства, обеспечивающие непрерывную связь как с командиром своего подразделения, так и с танками;
  • средства маскировки;
  • приборы наблюдения, аналогичные или подобные танковым.

Концепция использования новой машины предусматривала, что при встрече с подготовленной в противотанковом отношении обороной противника десант должен был спешиться на удалении около 600 м от переднего края обороны (т. е. на предельной дальности стрельбы РПГ), а БМП — передвигаться от укрытия к укрытию в готовности оказать поддержку огнем. Бой с машины предполагался только при встрече с неподготовленной обороной. БМП усиливали бы боевые порядки пехоты в обороне, а также могли бы совместно с танками действовать во встречном бою и при отражении контратак. Видимо, поэтому большое значение придавалось составу комплекса вооружения новой БМП и особенно его возможностям по поражению танков противника.

Разработку БМП было решено организовать на конкурсной основе несколькими конструкторскими бюро. В конкурсе участвовали КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова, КБ Челябинского тракторного завода под руководством П.П. Исакова, небольшие группы конструкторов заводов из Рубцовска, Брянска и Кургана. Кроме того, к работе было подключено большое количество НИИ. Был выполнен ряд научно-исследовательских работ и конструкторских проектов.

К моменту формирования тактико-технических требований (ТТТ) для будущей БМП стало ясно, что создаваемые всеми участниками конкурса машины будут иметь один и тот же комплекс вооружения в соответствии с требованиями армии. Этот комплекс вооружения был разработан КБ «Приборостроения» (КБП) в Туле. Он монтировался в одноместной компактной башне. В качестве основного оружия в комплексе использовалось новое гладкоствольное 73-мм орудие 2А28 «Гром» с автоматической системой заряжания. Орудие было создано на основе станкового противотанкового гранатомета СПГ-9. В те времена во многих странах мира предпринимались попытки установить на легкую бронетехнику различные типы гранатометов или безоткатных орудий, но не могли разместить их в башне из-за образования при выстреле реактивной струи, направленной в обратную сторону. Тульские оружейники нашли способ решения этой задачи и создали компактное орудие, стреляющее реактивными кумулятивными гранатами. С орудием «Гром» в новой башне спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. А для борьбы с танками на дистанциях, превышающих дальность стрельбы из орудия 2А28, имелся комплекс управляемого ракетного вооружения 9К14, использующий ПТУР 9М14М «Малютка». Заряжание этого комплекса, пуск ракеты и ее наведение в цель осуществлялось с места наводчика-оператора без выхода из башни. Такой состав комплекса вооружения обеспечивал по тем временам будущей БМП очень высокую огневую мощь для относительно легкой бронированной машины. К тому же броня башни в лобовых проекциях обеспечивала защиту от попадания 20-мм снарядов автоматических пушек стран НАТО.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector