50 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Знаменитый оружейник 20 века Вячеслав Иванович Силин занимает ведущее место в плеяде тульских оружейных мастеров.


В.И. Силин

Вячеслав Иванович родился 22 февраля 1907 года в Туле. В 1919 году поступил на Тульский оружейный завод. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, где прослужил почти два года, демобилизовался и вновь вернулся на родной ТОЗ. За смекалистость и рвение был определён в ЦКБ-14, где работал на разных должностях. Знаний не хватало, тогда Вячеслав Иванович пошёл учиться а после окончании в 1938 году вечернего отделения Тульского механического техникума — стал работать на инженерно-конструкторских должностях. Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, было участие в создании авиационного пулемета ШКАС, впоследствии принятого на вооружение Красной Армии. Вся его трудовая жизнь была связана с оружейным производством — сначала в ЦКБ-14, а затем в ЦКИБ СОО. Занимал должности начальника и главного конструктора отдела.

При его непосредственном участии и под его руководством был создан ряд образцов военной техники, часть из которых была принята на вооружение, а часть, по различным причинам, так и осталась на уровне опытных образцов.

В 1935 году совместно с М. Е. Березиным и П. М. Морозенко В.И. Силиным был создан авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас» калибра 7,62 мм с револьверной схемой автоматики.


Авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас»

Пулемёт обладал уникальным темпом стрельбы — 6000 выстрелов (!) в минуту. Но человек предполагает… Проектные работы над этим изделием были вскоре прекращены (видимо, причина была в застарелой болезни отставания производства от конструкторской мысли — Б. Б.). Бывший заместитель наркома вооружения СССР В. Н. Новиков написал в своих мемуарах:

Пулемёт, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили. Принципом действия его воспользовались немцы, создавшие в середине войны модель автоматической револьверной пушки 20-мм калибра, а к концу войны — и опытные ее образцы. Этим же путём пошли после войны американские специалисты, получившие в середине 50-х годов один из видов скорострельного авиационного вооружения.

В 1937 году В. И. Силин создаёт двуствольный авиационный пулемёт ЦКВСВ под патрон 7,62 мм. Это спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.


Пулемёт ЦКВСВ в положении стрельбы по зенитным целям.

В 1939 году В. И. Силин представляет на конкурс станковый пулемёт ТКБ-67, прошедший испытания на полигоне и принятый под индексом 56-П-427. За работу по созданию пулемета В. И. Силин был награждён орденом Ленина.


Станковый пулемёт Силина ТКБ-67 в Тульском музее оружия

7,62-мм единый пулемёт Силина в станковом варианте (батальонный)

Во время Великой Отечественной войны В. И. Силин находился вместе с предприятием в городе Златоусте (Челябинская область) с 1941 по октябрь 1943 года, где принимал активное участие в создании и отработке авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20. Принимая участие в работе над созданием и отработкой авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20, Силин предложил оригинальное решение. В пушке Б-20 использовались патроны пушки ШВАК, которые при извлечении из ленты распатронировались, то есть выпадали из звена ленты. Вячеслав Иванович предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе. Идея была по достоинству оценена, и Силин был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Авиационная пушка ВЯ -23

Авиационная пушка Б-20

Эту же работу Вячеслав Иванович продолжил и в Туле по возвращению из эвакуации.

В конце 40-х годов П. И. Силин приступает к созданию танковых пулемётов ТКБ-440 и ТКБ-458М калибра 7,62 мм. Пулемёт ТКБ-440 успешно прошёл войсковые испытания на танке Т-54, после чего был рекомендован к принятию на вооружение. Производство не было организовано из-за недостаточных мощностей промышленности. За эту работу В. И. Силин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1956 году В. И. Силин создаёт ручной пулемёт ТКБ- 464


Экспериментальный пулемёт Силина —ТКБ-464.

В 1950-е годы — отработаны авиационные пушки ТКБ-505 калибра 23 мм и ТКБ-515 калибра 30 мм. Пушки были хороши, самолёт не пошёл в серию. Судьба.

Следующая работа Силина (1960 — 1963гг) послужила первым шагом в развитии отечественных противотанковых средств ближнего боя. В. И. Силиным вместе с группой конструкторов в составе А. Т. Алексеева, Е. С. Саможенкова, В. П. Рудакова и А. Н. Дубченко был разработан станковый гранатомёт СПГ-9 под активно-реактивные кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Эта работа коллектива была отмечена премией им. С. И. Мосина. Вячеслав Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.


Станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё».

Гранатомет имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • масса:
    • с прицелом — 49,5 кг,
    • в том числе треножного станка — 12 кг,
    • колёсного хода (для СПГ-9Д) — 14 кг;
  • длина ствола — 850 мм;
  • длина выстрела — 1115 мм (ПГ-9В) или 1062 мм (ОГ-9В);
  • длина гранатомёта — 2110 мм;
  • начальная скорость гранаты — 435 м/с (ПГ-9В) или 316 м/с (ОГ-9В);
  • максимальная скорость гранаты — 700 м/с;
  • бронепробиваемость — 300 мм (ПГ-9В) или 400 мм (ПГ-9ВС);
  • максимальная дальность стрельбы — 1300 м (противотанковая) или 4500 м (противопехотная);
  • дальность прямого выстрела — 800 м;
  • скорострельность — до 6 мин-1.

В 1961—1966 гг. — отдел, руководимый Вячеславом Ивановичем создаёт гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм (совместно с В. И. Зайцевым, Н. С. Пасенко и под общим руководством главного инженера ЦКИБ СОО В. И. Волкова), — основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Читать еще:  Экспериментальные ударные ГЛА Falcon HCV (США)

Гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Эта пушка стала чуть ли не универсальной в Советской Армии. Она находила применение в десятке образцов советской техники:

  • ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода
  • Объект 19 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с ВА БТВ
  • Объект 609 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Кургане в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода.
  • Объект 676 — советская боевая разведывательная машина БРМ-1К. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 765 — первая советская серийная боевая машина пехоты БМП-1. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 911 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 911Б — советский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов.
  • Объект 914 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 915 — первая советская серийная боевая машина десанта БМД-1. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 1200 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Брянске в конструкторском бюро Брянского Автомобильного Завода (БАЗ)

Родина высоко оценила огромный труд Вячеслава Ивановича. Его награды:

  • Орден Ленина (1939).
  • Два ордена «Трудового Красного Знамени».
  • Орден «Отечественной войны II степени».
  • Ленинская премия (1967).
  • Премия имени С. И. Мосина.
  • Знак «Лучший изобретатель» (1936).

Скончался Вячеслав Иванович Силин в возрасте 68 лет.

…Как часто бывает коротка конструкторская жизнь.

В. И. Силин — результативный, активный конструктор, крупный специалист в отрасли стрелкового, пушечного вооружения, авиации и машин пехоты, гранатомётного вооружения ближнего боя. За свою конструкторскую деятельность он принимал участие в разработке 30 образцов вооружения. Умер Вячеслав Иванович 20 ноября 1975 года. В Туле, на проспекте Ленина, на доме, где выдающийся конструктор проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Идея создания боевой машины нового класса возникала с 1957 года, ещё тогда было замечено, что ЗСУ-57-2 эффективно может работать по наземным целям при «зачистке улиц». Позднее при ведении боевых действий в Афганистане, показала свою эффективность боевая машина пехоты БМП-2, а дополняла её зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, огонь которой эффективно подавлял открыто расположенную живую силу противника, а также лёгкие укрытия. Таким образом возникла идея создания машины, сочетавшей бы в себе бронирование танка, возможности перевозить личный состав как боевая машина пехоты, а также иметь эффективное вооружение для действий против живой силы, как у зенитной самоходной установки. В 1984 году Военной академией бронетанковых войск были представлены первые чертежи будущей боевой машины. В чертежах были представлены различные компоновочные варианты, однако все машины базировались на шасси танка Т-72. В то же время ЦНИИ «Точного машиностроения» создавал подобную машину на базе лёгкого танка «Объект 934», однако работы дальше опытного образца не продвинулись. После совещания, проведённого в 1985 году, по решению главнокомандующего сухопутными войсками СССР В. И. Петрова разработка БМПТ была включена в план НИОКР на 1986—1990 годы [1] .

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены [1] [2] .

  1. 1234alternatehistory.org.ua Боевая машина пехоты «Объект 1200» (рус.) . Проверено 18 февраля 2012.
  2. 123456А. В. Карпенко, Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995), стр. 117
  3. 123Боевая машина пехоты «Объект 1200» (рус.) . Архивировано из первоисточника 21 июня 2012.Проверено 18 февраля 2012.
  4. Боевая машина пехоты «Объект 1200» в музее г. Кубинка
  • А.В.Карпенко Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995). — Санкт-Петербург: «Невский Бастион», 1996. — 480 с. — 10 000 экз.
  • Приложение 1 // Техническое описание и инструкция по эксплуатации 73-мм гладкоствольного орудия 2А28. — С. 135. — 147 с.

Танк был создан в качестве проекта создания боевой машины с т.н. «лафетной» компоновкой. Экипаж танка должен был находится ниже погона башни, компоновка танка чем-то похожа на поздние модификации танка Т-80, а конкретно на Т-80УМ2 «Чёрный орёл», единственное серьёзное отличие в расположении и типе применяемого автомата заряжания.

Танк должен был оснащаться 152-мм пушкой, 2А73, позднее ЛП-83 , а ещё позже М3 с реверсивным автоматом заряжания и скорострельностью в 14 выстрелов в минуту. Прицеливание осуществлялось системой «Аргус» с низкоуровневой телевизионной системой и тепловизионным каналом. Также танк имел спаренный пулемёт калибра 7,62 мм и зенитный пулемёт калибра 12,7 мм [4] .

На танке должна была быть установлена многослойная комбинированная броня с использованием встроенной динамической защиты и комплекс оптоэлектронного подавления «Штора».

Описание конструкции

Машина была создана на базе плавающего танка ПТ-76 с активным размещением десанта [2] . Экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и наводчика-оператора [3] .

Броневой корпус и башня

Корпус и башня были сварены из стальных катаных броневых листов. В корпусе имелось 6 амбразур для стрельбы из личного оружия. Двигатель размещался в корме слева [2] .

Читать еще:  Проект истребителя FMA SAIA 90 (Аргентина)

Вооружение

Основным вооружением являлся гладкоствольный 73-мм гранатомёт 2А28 «Гром». Боекомплект составлял 40 выстрелов [2] .

С основным орудием был спарен танковый вариант 7,62-мм пулемёта Калашникова (ПКТ). Слева и справа от механика-водителя находилось ещё два 7,62-мм пулемёта ПКТ, управление которыми осуществляли два пулемётчика из состава десантной группы. Общий возимый боекомплект пулемётов составлял 4000 патронов [2] .

Для борьбы с танками на машине была установлена пусковая установка противотанковой управляемой ракеты 9М14М «Малютка». Возимый боекомплект составлял 4 ракеты [2] .

Тульский оружейник Вячеслав Иванович Силин

Знаменитый оружейник 20 века Вячеслав Иванович Силин занимает ведущее место в плеяде тульских оружейных мастеров.


В.И. Силин

Вячеслав Иванович родился 22 февраля 1907 года в Туле. В 1919 году поступил на Тульский оружейный завод. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии, где прослужил почти два года, демобилизовался и вновь вернулся на родной ТОЗ. За смекалистость и рвение был определён в ЦКБ-14, где работал на разных должностях. Знаний не хватало, тогда Вячеслав Иванович пошёл учиться а после окончании в 1938 году вечернего отделения Тульского механического техникума — стал работать на инженерно-конструкторских должностях. Одним из первых изделий, над которым серьёзно трудился Вячеслав Иванович, было участие в создании авиационного пулемета ШКАС, впоследствии принятого на вооружение Красной Армии. Вся его трудовая жизнь была связана с оружейным производством — сначала в ЦКБ-14, а затем в ЦКИБ СОО. Занимал должности начальника и главного конструктора отдела.

При его непосредственном участии и под его руководством был создан ряд образцов военной техники, часть из которых была принята на вооружение, а часть, по различным причинам, так и осталась на уровне опытных образцов.

В 1935 году совместно с М. Е. Березиным и П. М. Морозенко В.И. Силиным был создан авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас» калибра 7,62 мм с револьверной схемой автоматики.


Авиационный скорострельный пулемёт «Сибемас»

Пулемёт обладал уникальным темпом стрельбы — 6000 выстрелов (!) в минуту. Но человек предполагает… Проектные работы над этим изделием были вскоре прекращены (видимо, причина была в застарелой болезни отставания производства от конструкторской мысли — Б. Б.). Бывший заместитель наркома вооружения СССР В. Н. Новиков написал в своих мемуарах:

Пулемёт, сконструированный В. И. Силиным, М. Е. Березиным и П. К. Морозенко, имел… невероятную скорострельность — 6000 выстрелов в минуту. К сожалению, этот авиационный пулемет недооценили и работу над ним прекратили. Принципом действия его воспользовались немцы, создавшие в середине войны модель автоматической револьверной пушки 20-мм калибра, а к концу войны — и опытные ее образцы. Этим же путём пошли после войны американские специалисты, получившие в середине 50-х годов один из видов скорострельного авиационного вооружения.

В 1937 году В. И. Силин создаёт двуствольный авиационный пулемёт ЦКВСВ под патрон 7,62 мм. Это спаренный пулемет с взаимозависимой работой механизмов запирания стволов, действующий на принципе отвода пороховых газов, отличающийся тем, что в целях сообщения штоку возвратно-поступательного движения без участия возвратной пружины газовая камера сделана общей для обоих стволов. Имеет два поршня, сидящих на общем штоке, управляющем работой механизмов пулемета, причем обеспечено попеременное действие пороховых газов, поочередно при выстрелах отводимых из стволов, сообщающее штоку движение и назад, и вперед.


Пулемёт ЦКВСВ в положении стрельбы по зенитным целям.

В 1939 году В. И. Силин представляет на конкурс станковый пулемёт ТКБ-67, прошедший испытания на полигоне и принятый под индексом 56-П-427. За работу по созданию пулемета В. И. Силин был награждён орденом Ленина.


Станковый пулемёт Силина ТКБ-67 в Тульском музее оружия

7,62-мм единый пулемёт Силина в станковом варианте (батальонный)

Во время Великой Отечественной войны В. И. Силин находился вместе с предприятием в городе Златоусте (Челябинская область) с 1941 по октябрь 1943 года, где принимал активное участие в создании и отработке авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20. Принимая участие в работе над созданием и отработкой авиационных пушек ВЯ-23 и Б-20, Силин предложил оригинальное решение. В пушке Б-20 использовались патроны пушки ШВАК, которые при извлечении из ленты распатронировались, то есть выпадали из звена ленты. Вячеслав Иванович предложил зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе. Идея была по достоинству оценена, и Силин был награжден орденом Отечественной войны 2 степени.


Авиационная пушка ВЯ -23

Авиационная пушка Б-20

Эту же работу Вячеслав Иванович продолжил и в Туле по возвращению из эвакуации.

В конце 40-х годов П. И. Силин приступает к созданию танковых пулемётов ТКБ-440 и ТКБ-458М калибра 7,62 мм. Пулемёт ТКБ-440 успешно прошёл войсковые испытания на танке Т-54, после чего был рекомендован к принятию на вооружение. Производство не было организовано из-за недостаточных мощностей промышленности. За эту работу В. И. Силин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1956 году В. И. Силин создаёт ручной пулемёт ТКБ- 464


Экспериментальный пулемёт Силина —ТКБ-464.

В 1950-е годы — отработаны авиационные пушки ТКБ-505 калибра 23 мм и ТКБ-515 калибра 30 мм. Пушки были хороши, самолёт не пошёл в серию. Судьба.

Следующая работа Силина (1960 — 1963гг) послужила первым шагом в развитии отечественных противотанковых средств ближнего боя. В. И. Силиным вместе с группой конструкторов в составе А. Т. Алексеева, Е. С. Саможенкова, В. П. Рудакова и А. Н. Дубченко был разработан станковый гранатомёт СПГ-9 под активно-реактивные кумулятивные и осколочно-фугасные выстрелы. Эта работа коллектива была отмечена премией им. С. И. Мосина. Вячеслав Иванович был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени.


Станковый противотанковый гранатомёт СПГ-9 «Копьё».

Гранатомет имеет следующие тактико-технические характеристики:

  • масса:
    • с прицелом — 49,5 кг,
    • в том числе треножного станка — 12 кг,
    • колёсного хода (для СПГ-9Д) — 14 кг;
  • длина ствола — 850 мм;
  • длина выстрела — 1115 мм (ПГ-9В) или 1062 мм (ОГ-9В);
  • длина гранатомёта — 2110 мм;
  • начальная скорость гранаты — 435 м/с (ПГ-9В) или 316 м/с (ОГ-9В);
  • максимальная скорость гранаты — 700 м/с;
  • бронепробиваемость — 300 мм (ПГ-9В) или 400 мм (ПГ-9ВС);
  • максимальная дальность стрельбы — 1300 м (противотанковая) или 4500 м (противопехотная);
  • дальность прямого выстрела — 800 м;
  • скорострельность — до 6 мин-1.
Читать еще:  Автоматическая винтовка Gilboa Snake (Израиль)

В 1961—1966 гг. — отдел, руководимый Вячеславом Ивановичем создаёт гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм (совместно с В. И. Зайцевым, Н. С. Пасенко и под общим руководством главного инженера ЦКИБ СОО В. И. Волкова), — основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром» калибра 73 мм основное оружие для БМП-1 и БМД-1.

Эта пушка стала чуть ли не универсальной в Советской Армии. Она находила применение в десятке образцов советской техники:

  • ГАЗ-50 — советская опытная колёсная боевая машина пехоты. Разработана в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро Горьковского Автомобильного Завода
  • Объект 19 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Рубцовске в конструкторском бюро Алтайского тракторного завода (АТЗ) совместно с ВА БТВ
  • Объект 609 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Кургане в конструкторском бюро Курганского машиностроительного завода.
  • Объект 676 — советская боевая разведывательная машина БРМ-1К. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 765 — первая советская серийная боевая машина пехоты БМП-1. Разработана в ГСКБ-2 (главном специальном конструкторском бюро-2) на Челябинском тракторном заводе
  • Объект 911 — советская опытная колёсно-гусеничная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 911Б — советский опытный плавающий лёгкий танк 1960-х годов.
  • Объект 914 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 915 — первая советская серийная боевая машина десанта БМД-1. Разработана в г. Волгограде в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ)
  • Объект 1200 — советская опытная боевая машина пехоты. Разработана в г. Брянске в конструкторском бюро Брянского Автомобильного Завода (БАЗ)

Родина высоко оценила огромный труд Вячеслава Ивановича. Его награды:

  • Орден Ленина (1939).
  • Два ордена «Трудового Красного Знамени».
  • Орден «Отечественной войны II степени».
  • Ленинская премия (1967).
  • Премия имени С. И. Мосина.
  • Знак «Лучший изобретатель» (1936).

Скончался Вячеслав Иванович Силин в возрасте 68 лет.

…Как часто бывает коротка конструкторская жизнь.

В. И. Силин — результативный, активный конструктор, крупный специалист в отрасли стрелкового, пушечного вооружения, авиации и машин пехоты, гранатомётного вооружения ближнего боя. За свою конструкторскую деятельность он принимал участие в разработке 30 образцов вооружения. Умер Вячеслав Иванович 20 ноября 1975 года. В Туле, на проспекте Ленина, на доме, где выдающийся конструктор проживал долгие годы, установлена мемориальная доска.

Описание конструкции

Броневой корпус и башня

Экипаж машины составлял 7 человек. В передней части корпуса размещались места для механика-водителя и двух гранатомётчиков. В средней части находилось боевое отделение с местами для наводчика и командира машины. Для прикрытия машины с флангов по бортам корпуса устанавливались места для двух пулемётчиков. Теоретически два гранатомётчика имели возможность спешивания с машины, однако на практике эта функция была сложно реализуемой. Для реализации всех поставленных задач, корпус машины был существенно изменён. На ходовой частью были сконструированы герметичные отсеки, для размещения в них гранатомётов [1] .

Вооружение

На крыше корпуса устанавливались два независимых боевых модуля. В каждом модуле размещалась 30-мм малокалиберная автоматическая пушка 2А72, способная бороться с укрытыми целями, и спаренный с ней 7,62-мм пулемёт ПКТ. Возимый боекомплект составлял 1 100 выстрелов калибра 30-мм, 2 000 патронов к каждому пулемёту и по 300 выстрелов для каждого 40-мм автоматического гранатомёта. На правом боевом модуле дополнительно устанавливались 6 пусковых установок с ПТУР «Конкурс-М» или «Корнет». В дополнение к модулям, на корпусе боевой машины устанавливались две курсовые автономные установки с 7,62-мм пулемётами ПКТ и 40-мм автоматическими гранатомётами «Балкан», позволявшими уничтожать живую силу противника, представляющую опасность для танковых подразделений. Кроме того устанавливалась одна независимая установка в 7,62-мм пулемтом ПКТ. Машина обеспечивала ведение огня одновременно по шести целям [1] [3] [2] .

Дальнейшая судьба

В конце 2016 года появилась первая информация о том, что «Объект 781» Вариант А — будет восстановлен и представлен в выставочном комплексе в Нижнем Тагиле (Свердловская область) [4] . Данная информация подтвердилась в мае 2017 года, когда реконструированный БМПТ был доставлен в место экспозиции [5] .

«Объект 781» никогда не изготавливался серийно. На протяжении многих лет на нем, как на опытном изделии, проводились различные испытания, поэтому в Нижний Тагил он был доставлен со значительными повреждениями и частично разукомплектованным. От момента поступления машины на Уралвагонзавод и до ее экспонирования в музее прошло три года. Сотрудниками КБ механизации и автоматизации производства были восстановлены чертежи. В экспериментальном цехе созданы эксклюзивные запчасти. Их установили, полностью восстановив внешний вид машины, в сборочном цехе Уралвагонзавода. Завершающим штрихом стала покраска уникального экспоната в малярно-сдаточном цехе предприятия и его транспортировка в выставочный ангар.

«Свое место в музее бронетанковой техники занял „объект 781“ или как его уже окрестили дедушка „Терминатора“. Это первая советская опытная боевая машина поддержки танков (БМПТ), разработанная в середине 80-годов XX века в КБ Челябинского тракторного завода. На протяжении многих лет на БМПТ, как на опытном изделии, проводились различные испытания, поэтому в Нижний Тагил он был доставлен со значительными повреждениями и частично разукомплектованным. От момента поступления машины в Нижний Тагил и до ее экспонирования в музее прошло три года, все это время шла реконструкция»

— сообщили в пресс-службе корпорации.

«Внешний облик раритетной машины восстановили по архивным чертежам. В нашей экспозиции есть еще экспериментальные машины, которые в мире существуют также в одном экземпляре — это „объект 140“, „объект 167Т“ и огнеметный танк Т-34-76 мм, оснащенный литой башней с нестандартной толщиной брони в лобовой проекции. „Объект 781“ займет достойное место среди них, станет одной из изюминок нашей коллекции»

— заявила директор выставочного комплекса УВЗ Алла Пислегина [6] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: