0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подводная лодка проекта 617

Подводная лодка проекта 617

Опытная подводная лодка «С-99» проекта 617 — единственная советская субмарина, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена парогазотурбинной установкой для подводного хода.

После того, как закончилась Великая Отечественная война, все немецкие наработки по созданию подводных лодок с парогазотурбинными установками (ПГТУ) были разделены между . Советский Союз получил большое количество материалов из конструкторского бюро «Глюкауф», которое разрабатывало подводные лодки.

В 1946 году в была выполнена проработка проекта 616, основанного на немецком проекте серии XXVI. Скорость хода (19 узлов) и запас плавучести (10%) были признаны недостаточными, однако в целом проект оценивался специалистами очень высоко. В 1947 году было принято решение о создании на территории Германии особого конструкторского бюро с целью восстановления проекта ПГТУ системы Гельмута Вальтера. Одновременно в (ныне ЦКБ «Рубин») началась разработка проекта 617 с ПГТУ, собранной из трофейных механизмов. Недостающие части планировалось создать силами советской промышленности. Для глубокой разработки проекта было создано специальное КБ (ныне ЦКБ «Малахит») под руководством . Экспериментальные исследования проходили в специально переоборудованных цехах завода № 196 «Судомех». В одном из приказов министра судостроительной промышленности в марте 1949 года говорилось: «Совет Министров СССР признал необходимым и считает важнейшей задачей Министерства судостроительной промышленности и Министерства Вооруженных Сил создание скоростных ПЛ на основе использования новых энергетических установок.»

В 1949 году коллективом были разработаны эскизный и технический проекты подлодки проекта 617, а в 1950 году — рабочие чертежи. Одновременно с проектированием ПЛ велись большие работы по созданию, монтажу, наладке стенда для отработки ЭУ на корабле. Особое внимание уделялось условиям и средствам, связанным с безопасностью использования и хранения окислителя топлива — маловодной перекиси водорода, условно названной «продуктом 030».

Читать еще:  Опытная ракета малой дальности К-7 (СССР)

По результатам проектирования сформировался двухкорпусный корабль водоизмещением около 1000 тонн. В межбортном пространстве были расположены восемь цистерн главного балласта, топливные цистерны и проницаемые выгородки с запасом перекиси водорода.

Винто-рулевая группа опытной ПЛ проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»

Энергетическое оборудование включало в себя установку по схеме, типичной для дизельных ПЛ, и ПГТУ, работающую на одну линию гребного вала. Впервые на отечественной ПЛ мощность установки подводной лодки достигала 7250 л. с. на один вал. ПГТУ предназначалась для обеспечения подводного хода с большими скоростями (10−20 узлов), а ДЭУ — для ходовых режимов.

По разработанной Бюро проектной документации началось строительство подводной лодки на заводе № 196 ( завод, ныне «Адмиралтейские верфи»). Закладка состоялась 5 февраля , спуск на воду — 5 февраля , с 16 июня 1951 года начались швартовные, а затем и ходовые испытания.

В соответствии с приказом МСП № 00133 от 18 февраля 1953 года, в связи с необходимостью организации работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки, все работы по проекту 617, а также научные исследования, связанные с этим проектом, вместе со стендом были переданы в . Занимавшиеся данным проектом специалисты были также переведены в , после чего все дальнейшие работы по обеспечению ходовых и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации ПЛ проекта 617 выполнялись там же.

После завершения ходовых испытаний 21 апреля 1955 года лодка была предъявлена к государственным испытаниям, которые закончились 20 марта 1956 года, и в этот же день она была передана в опытную эксплуатацию в составе ВМФ. В приемном акте Государственной комиссии отмечено: «По широкому диапазону больших подводных скоростей и дальностям хода с этими скоростями подводная лодка не имеет себе равных в составе отечественного флота, что значительно расширяет тактические возможности боевого использования подводных лодок такого типа».

Читать еще:  Экспериментальный беспилотный ГЛА HiFire (США)

Создание скоростной подводной лодки проекта 617 с паротурбинной установкой, работающей в подводном положении с использованием перекиси водорода, позволило взглянуть на проблемы длительного подводного плавания и оказало определенное влияние на все последующие работы в стране по созданию атомных подводных лодок.

Опытная подлодка проекта 617. Фото из книги «Адмиралтейские верфи подводному флоту России»

Конструкция:

Корпус лодки создавался максимально обтекаемым для улучшения ходовых качеств. Обводы кормовой части спроектированы аналогично немецкому проекту XXVI, количество выступающих частей было минимизировано. Лодка имела двухкорпусную конструкцию, запас плавучести составлял 28%. С учетом разделения прочного корпуса на 6 отсеков была обеспечена плавучесть лодки при затоплении любого отсека прочного корпуса. От немецкого проекта были позаимствованы: устройство шноркеля, система продувки цистерн главного балласта в позиционном положении выхлопными газами дизеля, развитая система гидравлического оборудования вместо пневматики, были установлены для пополнения запасов воздуха высокого давления.

Силовая установка:

Принцип работы парогазотурбинной установки был основан на цикле турбины Г. Вальтера: высококонцентрированный пероксид водорода разлагался на воду и кислород. Кислород поступал в камеру сгорания, затем туда впрыскивались специальное топливо и пресная вода. Образовавшаяся парогазовая смесь под высокими давлением и температурой вращала турбину. В завершение цикла продукты сгорания охлаждались, ненужную углекислоту удаляли за борт, а вода направлялась на очередной рабочий цикл.

Вооружение:

6 носовых торпедных аппаратов и 12 торпед 533 мм.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector