8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная ракетная система Д-80 / Д-80С (СССР)

Самоходная гаубица СУ-152Г сконструирована с открытой установкой орудия. [2]

Броневой корпус и башня

В кормовой части находится боевое отделение установки. Корпус сделан из броневых катаных листов. Спереди находится трансмиссионное отделение. [2]

Вооружение

В качестве основного вооружения была использована 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1). Гаубица устанавливалась на тумбе и имела механизм облегчения заряжания. [2]

Ходовая часть

В качестве базы использовалась модификация специального шасси разработанного для САУ СУ-100П. [2]

Рожденный в СССР

Создание БЖРК действительно было очень сложной технической задачей — сродни первым космическим полетам.

— Никто и никогда ни в отечественной, ни в мировой практикене сталкивался еще с таким количеством проблем. Нам необходимо было разместить 150-тонную ракету в железнодорожном вагоне, причем ходить он должен по путям обещго пользования. Как обеспечить абсолютную безопасность ракеты с ядерной боеголовкой в пути, ведь нам была задана расчетная скорость 120 километров в час? Выдержат ли полотно и мосты? Как быстро поднять ракету в вертикальное положение? Устоит ли поезд во время старта? — вспоминал главный конструктор «Молодца» Василий Уткин. Создавали БЖРК два брата-академика. Василий Федорович занимался твердотопливной ракетой, Алексей — вагоном с пусковой установкой.

Летные испытания комплекса начались в 1985 году, было произведено 32 пуска ракет, несколько прототипов ракетных поездов прошли более 400 тысяч километров по железным дорогам. Новое оружие тестировали в различных климатических зонах: от заполярной тундры до пустынь Средней Азии. 20 октября1987 года первый ракетный полк (он же поезд) заступил на боевое дежурство под Костромой.

Читать еще:  Опытный истребитель F-20 Tigershark (США)

Боевая машина РСЗО «Град-ВД» создавалась с учётом опыта использования боевой машины 9П125 РСЗО «Град-В» [1] . За разработку шасси боевой машины и всего комплекса в целом отвечал Волгоградский тракторный завод Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР. Артиллерийская часть разрабатывалась на Пермском заводе имени Ленина Министерства оборонной промышленности СССР, а парашютная система на Московском агрегатном заводе «Универсал» Министерства авиационной промышленности СССР. Техническим заданием предусматривалось создание 2 опытных боевых машин и одной транспортно-заряжающей в сроки до 4 квартала 1967 года [2] . Машины были изготовлены и прошли испытания, однако на вооружение приняты не были [1] .

Боевая машина БМ-21ВД предназначалась для подвижных реактивных подразделений ВДВ. Пусковая установка размещалась на шасси, созданном на базе боевой машины десанта БМД-1. Корпус состоял из сварных броневых алюминиевых листов [1] .

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалась пусковая установка с 12 направляющими, в которых размещались 12 неуправляемых реактивных снаряда калибра 122,4-мм. Время полного залпа составляло 6 секунд, а дальность стрельбы — от 5 до 20,1 км. Время приведения машины в боевую готовность составляло от 1 до 2 минут. Приводы наведения пусковой установки были ручными. В номенклатуру боеприпасов входили следующие типы снарядов [3] :

  1. 3М16 — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 5 противопехотных минПОМ-2;
  2. 9М28К — реактивный снаряд с кассетной головной частью, в составе головной части находятся 3 противотанковые миныПТМ-3;
  3. 9М28С — реактивный снаряд с отделяемой зажигательной головной частью;
  4. 9М28Ф — реактивный снаряд с отделяемой фугасной головной частью;
  5. 9М42 — реактивный осветительный снаряд;
  6. 9М43 — реактивный снаряд с дымовой головной частью.

Масса основного снаряда составляет 57 кг, а полный цикл перезарядки — от 5 до 6 минут [3] .

  1. «Победа» конструктора Ефимова
  2. 12345А.В. Карпенко, ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск, стр. 31
  3. Самоходная артиллерийская установка СУ-100П в танковом музее города Кубинка
  • А.В.Карпенко ТанкоМастер и Военно-технический сборник «Бастион». Совместный выпуск. — Санкт-Петербург, 2002. — 44 с. — (1(9)).
  • М. В. Павлов, И. В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945—1965 гг. // Техника и вооружение: вчера, сегодня, завтра. — Москва: Техинформ, 2009. — № 8. — С. 56.
Читать еще:  Опытный тяжелый бомбардировщик Ту-95В (Ту-95-202) (СССР)

В депо

В 1991 году в составе РВСН было уже 12 «Молодцов», они колесили по огромной территории от Волги до Ангары. Расчеты конструкторов подтвердились: заметить БЖРК среди мешанины грузовых составов на станциях не могли даже опытные железнодорожники. ЦРУ предприняло попытку отследить ракетный поезд, отправив из Владивостока в Швецию по железной дороге контейнер со следящей аппаратурой, но его вскоре вычислили и нейтрализовали. Неуловимые «Скальпели», способные оказаться в любой точке страны (за сутки БЖРК проходил до 2000 километров), настолько обеспокоили НАТО, что в том же году британский премьер Маргарет Тэтчер уговорила Михаила Горбачева не выпускать БЖРК из депо. А через два года был подписан договор СНВ-2, по которому Россия сняла «Молодцов» с вооружения.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: