4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опытная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 выпуска 1948 г. (СССР)

  • 1 Описание
  • 2 Основные характеристики
    • 2.1 Бронезащита и живучесть
    • 2.2 Подвижность
  • 3 Вооружение
    • 3.1 Основное орудие
  • 4 Применение в бою
    • 4.1 Достоинства и недостатки
  • 5 Историческая справка
  • 6 Медиа
  • 7 См. также
  • 8 Ссылки

АСУ-57 — советская легкая авиадесантная самоходная артиллерийская установка. Производили машину с 1950 до 1962 года, всего было выпущено порядка 500 машин. Состояла на вооружении в СССР, КНР, КНДР, Египте и в других странах до 1980-х годов. В боевых действиях участия не принимала, но широко использовалась в различных учениях и исследованиях по десантированию техники.

В игре расположена в самом начале III ранга, наряду с более ранними машинами периода ВМВ.

Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.

Рабочие чертежи новой машины были выполнены в крайне сжатые сроки, уже 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Ж.Я.Котин. ИС-7 значительно отличался от других машин, разработанных кировцами в годы войны.

В процессе конструирования нового танка было выполнено около 1500 рабочих чертежей, внедрено в проект более 25 решений, ранее не встречавшихся в танкостроении, к разработкам и консультациям привлекались более 20 институтов и научных учреждений.

Не имея необходимого двигателя, но стремясь выполнить в срок правительственное задание, Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома приступил к созданию танкового дизеля ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. В результате на двух первых образцах ИС-7 установили двигатели ТД-30, которые показали в процессе испытаний свою пригодность для работы в танке, но из-за плохой сборки требовали доводки.

Первый, изготовленный и испытанный ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Кроме двух опытных танков, собранных на Кировском заводе и проходивших ходовые испытания в конце 1946-начале 1947 годов, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни. Эти корпуса и башни испытывались обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм на НИБТПолигоне ГАБТУ в Кубинке. Результаты испытаний легли в основу окончательного варианта бронирования нового танка.

В течение 1947 года в КБ Кировского завода шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта танка ИС-7. Проект многое сохранил от своего предшественника, но вместе с тем в него было внесено немало существенных изменений. Корпус стал немного шире, а башня — более приплюснутой. ИС-7 получил гнутые борта корпуса, предложенные конструктором Г.Н.Москвиным. Было усилено вооружение — машина получила новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. Ее снаряд массой 33,4 кг покидал ствол с начальной скоростью 900 м/с. Новинкой для своего времени стала система управления огнем.

Проекции танки ИС-7.

Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела.

В качестве силовой установки на новом варианте ИС-7 использовался серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т.

Автоматическая система пожаротушения конструкции М.Г.Шелемина состояла из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.

Небезынтересно привести воспоминания об ИС-7 Главного испытателя Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А. Кульчицкого: «Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю«.

Тем не менее испытания танка не обошлись без ЧП. Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела.

Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военные выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков. Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые «зарубили» машину, требуя снизить массу до 50 т. Достоверно известно только одно — ни один из 50 заказанных танков не покинул цехов завода.

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.

Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.

К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.

В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.

Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.

Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.

Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.

Читать еще:  Пулемёт ПУ-21 (СССР)

На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.

57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

Производство и служба ЗСУ-57-2

Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.

Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

Информация

Другое

  • Подписчики 757
  • Обсуждения 3
  • Видео 1
  • Ещё.
  • Контакты 1
  • Действия

    • Уведомлять о записях
    • Сохранить в закладках
    • Поиск записей
    • Пожаловаться

    1 131 запись

    Опытная боевая машина пехоты «Объект 914» (СССР)

    Боевая машина пехоты «Объект 914» представляла собой бронированную плавающую гусеничную машину с передним расположением части боевого расчета и кормовым размещением МТО. Показать полностью. Она была создана в 1963 г. в инициативном порядке конструкторским бюро ВгТЗ под руководством главного конструктора И.B. Гавалова с использованием узлов и агрегатов серийного легкого танка ПТ-76 и гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Всего было изготовлено два опытных образца, которые в 1964 г. прошли полигонно-войсковые испытания в Уральском, Туркестанском, Ленинградском, Московском и Белорусском войсковых округах. Машина не была рекомендована для принятия на вооружение из-за невыполнения заданных БТХ но величине боевой массы, максимальной скорости и возможности авиатранспортирования caмoлeтaми Ан-12.

    Командно-штабная машина БТР-50ПУ (СССР)

    Командно-штабная машина БТР-50ПУ предназначалась для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях и представляла собой подвижный пункт управления, Показать полностью. оснащенный средствами связи и навигационной аппаратурой. При проектировании имела обозначение «Объект 750К». Она была создана в 1958 г. на базе плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-50П конструкторским бюро СТЗ и ЦНИИИС МО СССР. После успешно проведенных полигонно-войсковых испытаний двух опытных образцов, приказом министра обороны СССР от 11 апреля 1959 г. машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве с 1959 г. на Сталинградском тракторном заводе.

    Зенитная самоходная установка БТР-40А с ЗТПУ-2 (СССР)

    Зенитная самоходная установка БТР-40А с ЗТПУ-2 предназначалась для борьбы со средствами воздушного нападения противника. Состояла на вооружении зенитных подразделений, Показать полностью. организационно входивших в состав танковых или мотострелковых дивизий. Была создана на базе колесного бронетранспортера БТР-40 в 1950 г. конструкторским бюро ГАЗ под руководством В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины был М.Д. Баженов. Установка была принята на вооружение приказом военного министра СССР в 1951 г. и с 1952 г. серийно выпускалась на Горьковском автозаводе.

    Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») (СССР)

    Артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») предназначался для разведки и управления огнем артиллерии бронетанковых Показать полностью. и механизированных войск. Проведение ОКР по созданию АПБНП (тема «Буйвол») Постановлением СМ СССР от 12 марта 1955 г. было возложено на завод №174 (г. Омск). В III квартале 1955 г. технический проект АПБНП был утвержден и в IV квартале 1955 г. завод №174 приступил к изготовлению узлов и деталей двух опытных образцов. В июне 1956 г. были изготовлены два опытных образца артиллерийских подвижных бронированных наблюдательных пунктов. Оба образца, получившие обозначение «Объект 610», летом 1956 г. прошли заводские и сдаточные испытания, по результатам которых были доработаны. Во второй половине 1956 г. два опытных образца успешно прошли испытания на артиллерийском полигоне (п. Ржевка, Ленинградская обл.). Однако из-за неперспективности базовой машины и большой загруженности завода №174 по разработке опытных образцов ЗСУ и плавсредств для них, работы по теме «Буйвол» в 1957 г. были прекращены.

    Опытный бронетранспортёр ГТ-Л «Объект 12» (СССР)

    Бронетранспортер ГТ-Л представлял собой гусеничную плавающую машину, предназначавшуюся для транспортировки личного состава, эвакуации раненых (10 человек, из них 6 — на носилках), Показать полностью. перевозки тяжелого стрелково-минометного оружия и боеприпасов, армейских грузов массой до 2,5 т и буксирования артиллерийских систем массой до 6 т. БТР ГТ-Л был разработан КБ Алтайского тракторного завода на основании Постановления СМ СССР от 2 апреля 1954 г. и Распоряжения СМ СССР от 24 января 1959 г. В рамках проведения ОКР было изготовлено три опытных образца, которые имели обозначение «Объект 12». В период с января по март 1961 г. они прошли полигонно-войсковые испытания на НИИБТ полигоне, но результатам которых не были рекомендованы для принятия на вооружение и постановки па серийное производство.

    Опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П) (СССР)

    Самоходная установка К-73 (АСУ-57П) была разработана Особым конструкторским бюро при инженерном комитете под руководством А.Ф. Кравцева в 1949 г. и изготовлена в единственном экземпляре на бронетанковом ремонтном заводе №2. В апреле-июне 1950 г. машина прошла испытания на НИИБТ полигоне в Кубинке и из-за ряда конструктивных недостатков и низкой надежности не была рекомендована к принятию на вооружение.

    Полуавтоматический гранатомёт Alliant Techsystems XM25 ISAAS (США)

    Полуавтоматический гранатомёт XM25 ISAAS (Individual Semi-Automatic Airburst weapon System), полученный при разделении системы XM29 OICW на два модуля, Показать полностью. является индивидуальным оружием поддержки нового поколения. Всепогодная электронная система управления огнем с помощью лазерного дальномера определяет оптимальную точку подрыва снаряда и программирует его еще до покидания ствола. Гранатомет снаряжается 25-мм гранатами с дистанционным подрывом. От этого оружия нельзя укрыться за углом, в окопе, за оконным проемом — граната взрывается позади или сбоку от укрытия и надежно поражает цель осколками. «Умные» 25-мм гранаты оснащены уникальным взрывателем, который контролируется компьютером. Стрелок с гранатомётом XM25 может выбрать один из четырех различных режимов стрельбы с помощью специального переключателя.

    Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

    Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М являлась модернизированным вариантом самоходной установки ИСУ-152 с использованием узлов и агрегатов тяжелого танка ИС-3. Показать полностью. Мероприятия по модернизации машины на первом этапе производились в 1954-1955 гг. на заводах промышленности при проведении капительного ремонта. Основное внимание при модернизации было уделено повышению боевых свойств САУ и надежности ее узлов и агрегатов при эксплуатации. Так, на машине были установлены приборы ночного видения и средства маскировки (БДШ). На части машин устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Была улучшена конструкция крышек люков командира и наводчика. В силовой установке применялся быстроходный дизель B-54K-ИC. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях на машине была установлена новая система подогрева.

    Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40 (СССР)

    Бронетранспортер ГАЗ-40 являлся прототипом серийно выпускавшегося бронетранспортера БТР-40. От серийной машины опытные образцы отличались формой броневого корпуса и вооружением. Показать полностью. ОКР по созданию колесного бронетранспортера ГАЗ-40 была задана Горьковскому автозаводу им. Молотова Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости. При разработке учитывается опыт проектирования на заводе в 1947-1948 гг. легкого бронеавтомобиля на той же базе. При составлении ТТТ на проектирование машины в качестве образца использовались ТТХ БТР М3А1 «Скаут» производства США, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

    Опытная боевая машина пехоты «Объект 911» (СССР)

    Гусенично-колесная БМП «Объект 911» была разработана в Волгограде в 1963 г. конструкторским бюро ВгТЗ пол руководством И.В. Гавалова в инициативном порядке. Показать полностью. Эскизно-технический проект был рассмотрен в ГКОТ 9 августа 1963 г. При разработке машины основное внимание уделялось повышению подвижности частей и соединений, укомплектованных БМП. Ходовой макет машины был изготовлен в 1963 г. в единственном экземпляре и на полигонных испытаниях, проведенных в 1964 г., получил положительную оценку Машина на вооружение не принималась, так как предпочтение было отдано БМП «Объект 765».

    Летом 1945 года в Ленинграде началось проектирование объекта 260, получившего индекс ИС-7. Для его детальной проработки было создано несколько узкоспециализированных групп, руководителями которых назначили опытных инженеров, имевших большой опыт в создании тяжелых танков.

    Рабочие чертежи новой машины были выполнены в крайне сжатые сроки, уже 9 сентября 1945 года их подписал главный конструктор Ж.Я.Котин. ИС-7 значительно отличался от других машин, разработанных кировцами в годы войны.

    В процессе конструирования нового танка было выполнено около 1500 рабочих чертежей, внедрено в проект более 25 решений, ранее не встречавшихся в танкостроении, к разработкам и консультациям привлекались более 20 институтов и научных учреждений.

    Не имея необходимого двигателя, но стремясь выполнить в срок правительственное задание, Кировский завод совместно с заводом № 500 Минавиапрома приступил к созданию танкового дизеля ТД-30 на базе авиационного АЧ-300. В результате на двух первых образцах ИС-7 установили двигатели ТД-30, которые показали в процессе испытаний свою пригодность для работы в танке, но из-за плохой сборки требовали доводки.

    Первый, изготовленный и испытанный ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

    Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

    При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

    Кроме двух опытных танков, собранных на Кировском заводе и проходивших ходовые испытания в конце 1946-начале 1947 годов, на Ижорском заводе изготовили еще два броневых корпуса и две башни. Эти корпуса и башни испытывались обстрелом из орудий калибра 88, 122 и 128 мм на НИБТПолигоне ГАБТУ в Кубинке. Результаты испытаний легли в основу окончательного варианта бронирования нового танка.

    В течение 1947 года в КБ Кировского завода шла интенсивная работа по созданию проекта улучшенного варианта танка ИС-7. Проект многое сохранил от своего предшественника, но вместе с тем в него было внесено немало существенных изменений. Корпус стал немного шире, а башня — более приплюснутой. ИС-7 получил гнутые борта корпуса, предложенные конструктором Г.Н.Москвиным. Было усилено вооружение — машина получила новую 130-мм пушку С-70 с длиной ствола 54 калибра. Ее снаряд массой 33,4 кг покидал ствол с начальной скоростью 900 м/с. Новинкой для своего времени стала система управления огнем.

    Проекции танки ИС-7.

    Прибор управления огнем обеспечивал наведение стабилизированной призмы на цель независимо от пушки, автоматическое приведение пушки к стабилизированной линии прицеливания при выстреле и автоматическое производство выстрела.

    В качестве силовой установки на новом варианте ИС-7 использовался серийный морской 12-цилиндровый дизель М-50Т.

    Автоматическая система пожаротушения конструкции М.Г.Шелемина состояла из датчиков и огнетушителей, установленных в моторно-трансмиссионном отделении, и была рассчитана на трехразовое включение в случае загорания. Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия. Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.

    Небезынтересно привести воспоминания об ИС-7 Главного испытателя Министерства транспортного машиностроения СССР Е.А. Кульчицкого: «Мне была оказана большая честь, я получил предложение первым придать движение этому замечательному танку. Трудно передать словами свои ощущения. При скорости более 60 км/ч эта тяжелая машина легко откликается на самые незначительные усилия, прикладываемые к рычагам и педалям. Передачи переключаются маленьким рычажком, машина абсолютно покорна водителю«.

    Тем не менее испытания танка не обошлись без ЧП. Так, во время одного из обстрелов на полигоне снаряд, скользнув по гнутому борту, ударил в блок подвески, и тот, видимо, слабо приваренный, отскочил от днища вместе с катком. Во время пробега другой машины двигатель, выработавший уже гарантийный срок на испытаниях, загорелся. Система пожаротушения дала две вспышки для локализации пожара, но погасить возгорание не смогла. Экипаж покинул машину, и она полностью сгорела.

    Но, несмотря на ряд критических замечаний, в 1949 году военные выдали Кировскому заводу заказ на изготовление партии из 50 танков. Заказ этот по неясным причинам не был выполнен. Главное бронетанковое управление обвиняло завод, который, по его мнению, всячески задерживал изготовление оснастки и приспособлений, необходимых для серийного производства. Заводчане ссылались на военных, которые «зарубили» машину, требуя снизить массу до 50 т. Достоверно известно только одно — ни один из 50 заказанных танков не покинул цехов завода.

    Авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57 (объект 572)

    Создана в рамках программы оснащения воздушно-десантных войск боевой техникой. Разработана в 1948- 1950 годах в СКБ-40. Принята на вооружение Постановлением СМ СССР № 3541-1648 от 19 сентября 1951 года. Серийно производилась на ММЗ с 1951 по 1962 год.

    СЕРИЙНАЯ МОДИФИКАЦИЯ:
    корпус – из стальных и алюминиевых листов, сварной и частично клепаный, открытый сверху. Двигатель и трансмиссия размещены в передней части корпуса. В боевой рубке на специальной опоре установлена 57-мм пушка 4-51 с дульным тормозом щелевого типа. На машинах поздних выпусков устанавливалась пушка Ч-51М с двухкамерным дульным тормозом. Углы наведения: горизонтальный 16°, возвышения +12°, склонения – 5°. С 1961 года устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Установки АСУ-57 поступали на вооружение воздушно-десантных войск. В противотанковую роту каждого парашютно-десантного полка входило 9 установок. Для десантирования АСУ-57 первоначально использовались контейнеры П-90 (два таких контейнера подвешивались под крыльями бомбардировщика Ту-4) и планеры Як-14. После появления в военно-транспортной авиации самолетов Ан-8 и Ан-12 для десантирования АСУ-57 стали применять платформенные многокупольные парашютные системы. В 1954 году в опытном порядке на базе агрегатов АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная установка АСУ-57П.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ АСУ-57

    БОЕВАЯ МАССА, т: 3,35.
    ЭКИПАЖ, чел.: 3.
    ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм:
    длина с пушкой Ч-51М – 4995,
    ширина – 2086,
    высота (по тенту) – 1460,
    клиренс – 300.
    ВООРУЖЕНИЕ: 1 пушка Ч-51М калибра 57 мм.
    БОЕКОМПЛЕКТ: 30 выстрелов.
    ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: телескопический прицел ОП2-50.
    БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса – 6, борт – 4, корма – 5.
    ДВИГАТЕЛЬ: М-20Е, 4-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения; мощность 50 л.с.(36,8 кВт) при 3600 об/мин; рабочий объем 2120 см3.
    ТРАНСМИССИЯ: главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная механическая коробка передач, бортовые фрикционы, бортовые передачи.
    ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт (последний опорный каток выполняет роль направляющего колеса), два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения; подвеска индивидуальная торсионная; в каждой гусенице 80 траков шириной 204 мм, шаг трака 86 мм.
    СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 45.
    ЗАПАС ХОДА, км: 250.
    ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ:
    угол подъема, град. – 30;
    ширина рва, м – 1,4;
    высота стенки, м – 0,7;
    глубина брода, м – 0,5.
    СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция 10РТ-12, переговорное устройство ТПУ-47.

    Основные характеристики

    Бронезащита и живучесть

    АСУ-57 имеет броню, защищающую машину только от пулемётов винтовочного калибра. Крупнокалиберные пулеметы уже представляют для данной САУ серьезную опасность. Также открытая рубка не защищает экипаж от атак с воздуха. Стоит уповать только на незаметность машины и ее скромные размеры, что позволяет нивелировать полное отсутствие брони. Но не стоит забывать и про артиллерийские удары, они также крайне опасны для данной машины.

    Экипаж САУ состоит из трех человек: командира, водителя-механика и наводчика, что также не прибавляет живучести. Иногда в защите экипажа помогает МТО , расположенное в носовой части машины. В общем и целом бронезащита и живучесть АСУ-57 оставляют желать лучшего.

    Экипаж и агрегаты

    Подвижность

    Легкая и маленькая АСУ-57 приводилась в движение обычным двигателем М-20Е от автомобиля «Победа». Каких то удивительных ходовых качеств двигатель мощностью 50 л.с. самоходке не давал. Максимальная скорость в пределах 42-45 км/ч. Узкие гусеницы также не прибавляли проходимости по бездорожью, но из-за малого веса в целом подвижность можно считать удовлетворительной.

    57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

    Обобщение опыта Великой Отечественной войны показало, что средства войсковой ПВО в целом имеют довольно низкую эффективность. В основном это было вызвано двумя обстоятельствами: во-первых средств ПВО было мало (к примеру, в составе танковой бригады имелась лишь одна зенитно-пулеметная рота с 12,7-мм пулеметами ДШК), во-вторых они были укомплектованными буксируемыми 37-мм зенитными пушками 61-К или 25-мм 72-К, которые перед отражением налета ещё нужно было развернуть и изготовить к бою.

    Исправить ситуацию могло принятие на вооружение зенитной самоходной установки способной вести огонь сходу, не отставая от танков на марше, при этом иметь достаточный калибр для эффективного поражения тяжелых бомбардировщиков противника.

    Чертеж 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

    История создания зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

    9 апреля 1947 г. было издано постановление № 935-288сс о создании новой 57-мм зенитной самоходной установки (ЗСУ), предназначенной для прикрытия действий мотострелковых и танковых частей. Проектирование и создание опытных образцов артиллерийской части ЗСУ возлагалось на Центральный научно-исследовательский институт артиллерийского вооружения под руководством конструктора артиллерийского вооружения В.Г. Грабина.

    К ноябрю 1947 года был выполнен эскизный проект ЗСУ, однако из-за неготовности проекта артиллерийской части, дальнейшие работы по созданию установки в ОГК завода № 174 , были приостановлены. Тем временем, продолжались опытно-конструкторские работы по созданию артиллерийской части для новой ЗСУ. Было решено проектировать 57-мм спаренную зенитную артиллерийскую установку на основе узлов и механизмов 57-мм зенитной пушки С-60, созданной ЦННИАВ ещё в 1944 г.

    В 1948 г. был собран опытный образец пушки С-68 (спаренная версия С-60) с электроприводом ЭСП-76, которая успешно прошла испытания.

    Шасси установки ( «объект 500«) в целях унификации решили создавать на шасси уже освоенного промышленностью танка Т-54, однако укоротили её на 1 опорный каток (5 на Т-54 и 4 на ЗСУ-57-2). Объединить шасси и пушку оказалось задачей не из легких — только в 1950 г. был собран первый опытный экземпляр будущей ЗСУ-57, однако машина испытаний не прошла. Следующий этап испытаний отодвинулся аж на 1954 год, но ЗСУ вновь была забракована.

    Открытая башня 57-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

    Только в декабре 1954 г. вновь доработанный образец установки был рекомендован к серийному производству. Постановлением № 22-131сс от 14 февраля 1955 г. ЗСУ с заводским индексом «объект 500» была принята на вооружение под названием 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2.

    Конструкция зенитной самоходной установки ЗСУ-57-2

    Корпус ЗСУ-57-2 сварной, из броневых листов толщиной 8-13 мм. В отделении управления размещалось рабочее место механика-водителя. Вращающаяся башня сварного типа располагалась в центральной части корпуса на шариковой опоре. Задний броневой лист был съемный.

    В походном положении башня могла накрываться брезентовым тентом. В башне монтировалась 57-мм спаренная автоматическая пушка С-68 и располагались рабочие места членов экипажа: впереди слева — заряжающего левого орудия, за ним в центре башни — наводчика, справа от наводчика располагался установщик прицела, впереди справа — заряжающий правого орудия, сзади в центре башни — рабочее место командира ЗСУ. Кроме этого в башне монтировалась радиостанция. РЛС у ЗСУ-57 не было.

    На кормовом листе башни крепился гильзосборник. Работа автоматика пушки была основана на принципе использования энергии отката при коротком ходе ствола. В качестве боеприпасов применялись 57 мм унитарные выстрелы УОР-281У, ОР-281, БР-281, БР-281У, БР-281СП.

    57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2

    Производство и служба ЗСУ-57-2

    Серийное производство ЗСУ-57-2 развернули на заводе № 174 в сентябре 1956 г., однако продолжалось оно всего 4 год — до 1960 г., причем построено было всего 867 самоходок, при обычной советской гигантомании — просто мизер. Вызвано это было весьма не важными боевыми качествами машины — если в качестве машины огневой поддержки она была довольно эффективна, то в своей основной роли — средства ПВО, ЗСУ-57-2 значительно уступала обычной буксируемой версии пушки С-60. Вызвано это было невозможностью применения в машине штатного прибора управления артиллерийским зенитным огнем, а собственная РЛС, как упоминалось выше, в штатный комплект оборудования не входила.

    Машина поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, а также в Анголу, Египет, Ирак, Иран, на Кубу, КНДР, Сирию и Финляндию.

    Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет

    Информация

    Другое

    • Подписчики 757
    • Обсуждения 3
    • Видео 1
    • Ещё.
    • Контакты 1
    • Действия

      • Уведомлять о записях
      • Сохранить в закладках
      • Поиск записей
      • Пожаловаться

      1 131 запись

      Опытная боевая машина пехоты «Объект 914» (СССР)

      Боевая машина пехоты «Объект 914» представляла собой бронированную плавающую гусеничную машину с передним расположением части боевого расчета и кормовым размещением МТО. Показать полностью. Она была создана в 1963 г. в инициативном порядке конструкторским бюро ВгТЗ под руководством главного конструктора И.B. Гавалова с использованием узлов и агрегатов серийного легкого танка ПТ-76 и гусеничного бронетранспортера БТР-50П. Всего было изготовлено два опытных образца, которые в 1964 г. прошли полигонно-войсковые испытания в Уральском, Туркестанском, Ленинградском, Московском и Белорусском войсковых округах. Машина не была рекомендована для принятия на вооружение из-за невыполнения заданных БТХ но величине боевой массы, максимальной скорости и возможности авиатранспортирования caмoлeтaми Ан-12.

      Командно-штабная машина БТР-50ПУ (СССР)

      Командно-штабная машина БТР-50ПУ предназначалась для обеспечения управления в танковых и мотострелковых частях и соединениях и представляла собой подвижный пункт управления, Показать полностью. оснащенный средствами связи и навигационной аппаратурой. При проектировании имела обозначение «Объект 750К». Она была создана в 1958 г. на базе плавающего гусеничного бронетранспортера БТР-50П конструкторским бюро СТЗ и ЦНИИИС МО СССР. После успешно проведенных полигонно-войсковых испытаний двух опытных образцов, приказом министра обороны СССР от 11 апреля 1959 г. машина была принята на вооружение и находилась в серийном производстве с 1959 г. на Сталинградском тракторном заводе.

      Зенитная самоходная установка БТР-40А с ЗТПУ-2 (СССР)

      Зенитная самоходная установка БТР-40А с ЗТПУ-2 предназначалась для борьбы со средствами воздушного нападения противника. Состояла на вооружении зенитных подразделений, Показать полностью. организационно входивших в состав танковых или мотострелковых дивизий. Была создана на базе колесного бронетранспортера БТР-40 в 1950 г. конструкторским бюро ГАЗ под руководством В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины был М.Д. Баженов. Установка была принята на вооружение приказом военного министра СССР в 1951 г. и с 1952 г. серийно выпускалась на Горьковском автозаводе.

      Артиллерийский подвижный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») (СССР)

      Артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт АПБНП («Объект 610») предназначался для разведки и управления огнем артиллерии бронетанковых Показать полностью. и механизированных войск. Проведение ОКР по созданию АПБНП (тема «Буйвол») Постановлением СМ СССР от 12 марта 1955 г. было возложено на завод №174 (г. Омск). В III квартале 1955 г. технический проект АПБНП был утвержден и в IV квартале 1955 г. завод №174 приступил к изготовлению узлов и деталей двух опытных образцов. В июне 1956 г. были изготовлены два опытных образца артиллерийских подвижных бронированных наблюдательных пунктов. Оба образца, получившие обозначение «Объект 610», летом 1956 г. прошли заводские и сдаточные испытания, по результатам которых были доработаны. Во второй половине 1956 г. два опытных образца успешно прошли испытания на артиллерийском полигоне (п. Ржевка, Ленинградская обл.). Однако из-за неперспективности базовой машины и большой загруженности завода №174 по разработке опытных образцов ЗСУ и плавсредств для них, работы по теме «Буйвол» в 1957 г. были прекращены.

      Опытный бронетранспортёр ГТ-Л «Объект 12» (СССР)

      Бронетранспортер ГТ-Л представлял собой гусеничную плавающую машину, предназначавшуюся для транспортировки личного состава, эвакуации раненых (10 человек, из них 6 — на носилках), Показать полностью. перевозки тяжелого стрелково-минометного оружия и боеприпасов, армейских грузов массой до 2,5 т и буксирования артиллерийских систем массой до 6 т. БТР ГТ-Л был разработан КБ Алтайского тракторного завода на основании Постановления СМ СССР от 2 апреля 1954 г. и Распоряжения СМ СССР от 24 января 1959 г. В рамках проведения ОКР было изготовлено три опытных образца, которые имели обозначение «Объект 12». В период с января по март 1961 г. они прошли полигонно-войсковые испытания на НИИБТ полигоне, но результатам которых не были рекомендованы для принятия на вооружение и постановки па серийное производство.

      Опытная самоходная артиллерийская установка К-73 (АСУ-57П) (СССР)

      Самоходная установка К-73 (АСУ-57П) была разработана Особым конструкторским бюро при инженерном комитете под руководством А.Ф. Кравцева в 1949 г. и изготовлена в единственном экземпляре на бронетанковом ремонтном заводе №2. В апреле-июне 1950 г. машина прошла испытания на НИИБТ полигоне в Кубинке и из-за ряда конструктивных недостатков и низкой надежности не была рекомендована к принятию на вооружение.

      Полуавтоматический гранатомёт Alliant Techsystems XM25 ISAAS (США)

      Полуавтоматический гранатомёт XM25 ISAAS (Individual Semi-Automatic Airburst weapon System), полученный при разделении системы XM29 OICW на два модуля, Показать полностью. является индивидуальным оружием поддержки нового поколения. Всепогодная электронная система управления огнем с помощью лазерного дальномера определяет оптимальную точку подрыва снаряда и программирует его еще до покидания ствола. Гранатомет снаряжается 25-мм гранатами с дистанционным подрывом. От этого оружия нельзя укрыться за углом, в окопе, за оконным проемом — граната взрывается позади или сбоку от укрытия и надежно поражает цель осколками. «Умные» 25-мм гранаты оснащены уникальным взрывателем, который контролируется компьютером. Стрелок с гранатомётом XM25 может выбрать один из четырех различных режимов стрельбы с помощью специального переключателя.

      Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М (СССР)

      Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М являлась модернизированным вариантом самоходной установки ИСУ-152 с использованием узлов и агрегатов тяжелого танка ИС-3. Показать полностью. Мероприятия по модернизации машины на первом этапе производились в 1954-1955 гг. на заводах промышленности при проведении капительного ремонта. Основное внимание при модернизации было уделено повышению боевых свойств САУ и надежности ее узлов и агрегатов при эксплуатации. Так, на машине были установлены приборы ночного видения и средства маскировки (БДШ). На части машин устанавливался 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Была улучшена конструкция крышек люков командира и наводчика. В силовой установке применялся быстроходный дизель B-54K-ИC. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях на машине была установлена новая система подогрева.

      Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40 (СССР)

      Бронетранспортер ГАЗ-40 являлся прототипом серийно выпускавшегося бронетранспортера БТР-40. От серийной машины опытные образцы отличались формой броневого корпуса и вооружением. Показать полностью. ОКР по созданию колесного бронетранспортера ГАЗ-40 была задана Горьковскому автозаводу им. Молотова Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости. При разработке учитывается опыт проектирования на заводе в 1947-1948 гг. легкого бронеавтомобиля на той же базе. При составлении ТТТ на проектирование машины в качестве образца использовались ТТХ БТР М3А1 «Скаут» производства США, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.

      Опытная боевая машина пехоты «Объект 911» (СССР)

      Гусенично-колесная БМП «Объект 911» была разработана в Волгограде в 1963 г. конструкторским бюро ВгТЗ пол руководством И.В. Гавалова в инициативном порядке. Показать полностью. Эскизно-технический проект был рассмотрен в ГКОТ 9 августа 1963 г. При разработке машины основное внимание уделялось повышению подвижности частей и соединений, укомплектованных БМП. Ходовой макет машины был изготовлен в 1963 г. в единственном экземпляре и на полигонных испытаниях, проведенных в 1964 г., получил положительную оценку Машина на вооружение не принималась, так как предпочтение было отдано БМП «Объект 765».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: