0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Объект 781 ->

Идея создания боевой машины нового класса возникала с 1957 года, ещё тогда было замечено, что ЗСУ-57-2 эффективно может работать по наземным целям при «зачистке улиц». Позднее при ведении боевых действий в Афганистане, показала свою эффективность боевая машина пехоты БМП-2, а дополняла её зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4, огонь которой эффективно подавлял открыто расположенную живую силу противника, а также лёгкие укрытия. Таким образом возникла идея создания машины, сочетавшей бы в себе бронирование танка, возможности перевозить личный состав как боевая машина пехоты, а также иметь эффективное вооружение для действий против живой силы, как у зенитной самоходной установки. В 1984 году Военной академией бронетанковых войск были представлены первые чертежи будущей боевой машины. В чертежах были представлены различные компоновочные варианты, однако все машины базировались на шасси танка Т-72. В то же время ЦНИИ «Точного машиностроения» создавал подобную машину на базе лёгкого танка «Объект 934», однако работы дальше опытного образца не продвинулись. После совещания, проведённого в 1985 году, по решению главнокомандующего сухопутными войсками СССР В. И. Петрова разработка БМПТ была включена в план НИОКР на 1986—1990 годы [1] .

Разработка нового типа машины была поручена конструкторскому бюро Челябинского тракторного завода. Работами руководил главный конструктор В. Л. Вершинский. Вооружение боевой машины разрабатывало Тульское Конструкторское бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова. Общую компоновку и испытание опытных образцов выполнял 38 НИИИ БТ. Одним из разработанных вариантов была боевая машина поддержки танков «Объект 781» (иногда именуется как «Объект 781 вариант А», «Объект 781 сборки 6»). Параллельно с ней разрабатывался и другой вариант: «Объект 782». В 1987 году были изготовлены два опытных образца машины. Совместно с «Объектом 782» машина проходила испытания в Чебаркульском учебном центре. По результатам испытаний для дальнейшей работы был выбран вариант «Объект 781», однако наступил 1991 год и с развалом Советского Союза все работы по «Объекту 781» были прекращены [1] [2] .

Машина создана на базе десантируемой самоходной противотанковой пушки АСУ-76. Основным отличием является установка безоткатного орудия Б-11 вместо нарезной пушки ЛБ-76С [1] .

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалось 107-мм безоткатное орудие Б-11. Орудие было разработано под руководством Б.И. Шавырина в СКБ ГА. В номенклатуру боеприпасов орудия входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды, среди которых были БК-388, О-833 и РГ-107. Масса реактивных гранат составляла 7,52 или 8,51 кг. Орудие обеспечивало дальность прямого выстрела равную 1000 метров. Прицельная дальность составляла 4500 метров, а максимальная — 6650 метров [1] [2] .

Габаритные размеры орудия в длину составляли 3650 мм, а в ширину — 1450 мм. Масса орудия — 305 кг. В боевом положении высота орудия была равна 750 мм, по походному — 1200 мм. Орудие обеспечивало боевую скорострельность в 5 выстрелов в минуту. Начальная скорость осколочно-фугасного выстрела составляла 379 м/с, а кумулятивного — 400 м/с [2] .

Дополнительно на БСУ-11-57Ф имелся 7,62-мм пулемёт СГМТ [2] .

На основании постановления № 426-211 Совета министров СССР от 17 апреля 1957 конструкторское бюро Завода № 174 приступило к созданию второй своей ЗСУ. Машина должна была оснащаться спаренными 57-мм автоматическими пушками «Ока-1», обладающими повышенной скорострельностью и оснащёнными радиолокационным комплексом «Кама». Разработку комплекса «Кама» вёл НИИ-20. Однако, впоследствии вместо «Камы» было решено использовать радиолокационный-приборный комплекс автономного управления «Волга», обладающий меньшими габаритами. Также специально для «Объекта 530» по указанию НИИ-20 был разработан газотурбинный агрегат питания, конструированием которого занимались НИИ-627 и НАМИ [1] .

Читать еще:  Экспериментальный истребитель Gloster E.1/44 (Великобритания)

В 1958 году под руководством ведущего инженера Г. В. Мазепы был выполнен технический проект машины, а затем изготовлен макет. На этом работы по «Объекту 530» были закончены. Причиной стало создание более совершенных ЗСУ, использовавших 30-мм и 37-мм малокалиберные автоматические пушки [1] .

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Читать еще:  Опытная МБР MGM-134 (LGM-116) Midgetman (США)

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Читать еще:  Пистолет "Балтиец" (СССР)

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Машина создана на базе десантируемой самоходной противотанковой пушки АСУ-76. Основным отличием является установка безоткатного орудия Б-11 вместо нарезной пушки ЛБ-76С [1] .

Вооружение

В качестве основного вооружения использовалось 107-мм безоткатное орудие Б-11. Орудие было разработано под руководством Б.И. Шавырина в СКБ ГА. В номенклатуру боеприпасов орудия входили осколочно-фугасные и кумулятивные снаряды, среди которых были БК-388, О-833 и РГ-107. Масса реактивных гранат составляла 7,52 или 8,51 кг. Орудие обеспечивало дальность прямого выстрела равную 1000 метров. Прицельная дальность составляла 4500 метров, а максимальная — 6650 метров [1] [2] .

Габаритные размеры орудия в длину составляли 3650 мм, а в ширину — 1450 мм. Масса орудия — 305 кг. В боевом положении высота орудия была равна 750 мм, по походному — 1200 мм. Орудие обеспечивало боевую скорострельность в 5 выстрелов в минуту. Начальная скорость осколочно-фугасного выстрела составляла 379 м/с, а кумулятивного — 400 м/с [2] .

Дополнительно на БСУ-11-57Ф имелся 7,62-мм пулемёт СГМТ [2] .

На основании постановления № 426-211 Совета министров СССР от 17 апреля 1957 конструкторское бюро Завода № 174 приступило к созданию второй своей ЗСУ. Машина должна была оснащаться спаренными 57-мм автоматическими пушками «Ока-1», обладающими повышенной скорострельностью и оснащёнными радиолокационным комплексом «Кама». Разработку комплекса «Кама» вёл НИИ-20. Однако, впоследствии вместо «Камы» было решено использовать радиолокационный-приборный комплекс автономного управления «Волга», обладающий меньшими габаритами. Также специально для «Объекта 530» по указанию НИИ-20 был разработан газотурбинный агрегат питания, конструированием которого занимались НИИ-627 и НАМИ [1] .

В 1958 году под руководством ведущего инженера Г. В. Мазепы был выполнен технический проект машины, а затем изготовлен макет. На этом работы по «Объекту 530» были закончены. Причиной стало создание более совершенных ЗСУ, использовавших 30-мм и 37-мм малокалиберные автоматические пушки [1] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector