0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

10 марта; Жозефу Котину; 112 лет

Содержание

10 марта – Жозефу Котину – 112 лет!

Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.

Фото Ж.Я. Котин.Попов Н. «Конструктор боевых машин», Лениздат, 1988

После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. В то же время Котин учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. После рабфака он поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА. Из воспоминаний друга Ж.Я. Котина Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск В.Н. Кашубы:

«Котин не только на редкость одарённый работник, он замечательный человек и товарищ. Я познакомился с ним лет десять назад, тогда он был слушателем Военно-технической академии имени Дзержинского и в свои 22 года пользовался всеобщим уважением и любовью. Я много разговаривал с людьми, которые работали и учились вместе с ним.

– Настойчивый, – говорили о нём, – работоспособный, хорошо знает людей. Мысль у него быстрая и глубокая.

И всё это верно. Я, пожалуй, не встречал работника с такой целеустремлённостью».

После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.

Новое назначение

В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.

В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение — это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале-марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением — 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.

Фото Опытный образец тяжёлого танка КВ.
pinterest.com

До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.

Главный конструктор «Танкограда»

Сразу же после начала Великой Отечественной войны перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин. Для круглосуточного обеспечения танкового производства в июле 1941 года весь руководящий состав СКБ-2 перевели на казарменное положение. Несмотря на многочисленные трудности, задача была с честью выполнена: выпуск танков КВ по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжёлых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. 9 октября 1941 года приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.

В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.

Фото Тяжёлый танк: ИС-2

Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов. «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян . — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны — ИС-2, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж.Я. Котина».

Послевоенная деятельность

После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года — главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин — первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:

  • опытного тяжёлого танка ИС-7;
  • тяжёлых танков Т-10и Т-10М;
  • плавающего танка ПТ-76и бронетранспортёра БТР-50П на его базе;
  • опытного тяжёлого танка с гидромеханической трансмиссией («Объект 266»);
  • опытного тяжёлого танка с 130-мм нарезной пушкой («Объект 277»);
  • экспериментальный танк с управляемым оружием и размещением экипажа в корпусе («Объект 287»);
  • экспериментальная бронированная машина с двумя газотурбинными двигателями («Объект 288»);
  • опытная самоходная установка САУ-152 («Объект 268») на базе танка Т-10.

Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.

Фото десантирования Т-37

Десантирование плавающего танка Т-37.
Журнал «Вестник Бронетанковой техники»

Наряду с боевыми машинами конструкторский коллектив, которым руководил Котин, разработал и машины для народного хозяйства, такие как гусеничный трелёвочный трактор КТ-12, гусеничная машина «Пингвин» для арктических экспедиций и мощный колёсный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и промышленности.

Тяжёлый танк ИС-7.
pinterest.com

Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.

В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тяжёлый танк Т-10М.
pinterest.com

Вместо эпилога

Работа Котина по созданию новых образцов военной и гражданской техники на протяжении всей его трудовой деятельности получала признание и высочайшие оценки со стороны руководства страны. Жозеф Яковлевич стал Героем Социалистического Труда, лауреатом четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1948 годов) был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Из статьи, опубликованной в №2 научно-технического журнала Министерства оборонной промышленности СССР «Вестник бронетанковой техники» за 1980 год и посвящённой памяти Ж.Я. Котина:

«Созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве образцы военной техники сыграли важную роль в обеспечении победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в укреплении оборонного могущества нашей Родины в послевоенные годы, а образцы тракторной техники в значительной степени способствовали повышению производительности труда в народном хозяйстве. На всех постах Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый инженер-конструктор, ученый и организатор производства. Он успешно сочетал конструкторскую, производственную и организаторскую работу с большой государственной, общественной и научно-педагогической деятельностью. Он воспитал большой коллектив высококвалифицированных специалистов. Жозеф Яковлевич имел общительный, энергичный и жизнерадостный характер, отличался вниманием и чутким отношением к людям, пользовался большим авторитетом и уважением подчинённых».

К-700 «Кировец» — советский колёсный трактор общего назначения повышенной проходимости, тяговый класс 5.

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

Читать еще:  Авиационная неуправляемая ракета С-8 (Россия)

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2», код ГАБТУ – объект 704)

«В истории танкостроения нередки случаи, когда вполне удачный образец бронетанковой техники появлялся слишком поздно, чтобы стать серийным. Особенно часто такое происходило на заключительном этапе Второй мировой войны, когда часть военных программ урезали ввиду окончания боевых действий. Таким «неудачником» стала и советская самоходная установка Объект 704, которая разрабатывалась под заводским индексом «Кировец-2». Эта машина была существенным шагом вперёд по сравнению с ИСУ-152, но окончание войны и пересмотр военными требований к тяжёлым САУ не оставил Объекту 704 шансов на попадание в серию.»
Источник: Юрий Пашолок, «Опоздавший сменщик»

«Это самоходная артиллерийская установка была разработана на базе ИС-3, пойди она в серию, могла оказаться самой лучшей среди тяжелых САУ своего времени. В отличие от ИС-3, который первое время имел проблемы с перегревом системы охлаждения, конструкция Объекта 704 была улучшена, и на испытаниях температура была на уровне ИС-2. Да и сама по себе машина была очень неплоха. Вот только пока самоход испытывали, военные снова навернули универсальный губозататыватель, и самоходка стала «устаревшей».»
Источник: Не попавшая в амплитуду: yuripasholok — ЖЖ

Штурмовое орудие ИСУ-152 обр.1945г (152-мм гаубица-пушка МЛ-20СМ на базе ИС-2)

«Оценка боевого отделения «Кировца-2» оказалась такой же, как у испытателей НИБТ Полигона. Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.
Хуже была ситуация с заряжающими. Комиссия признала, что из 20 снарядов удобно заряжать 12, находящихся на левом борту. До остальных было добираться сложнее, впрочем, аналогичные проблемы имелись и у ИСУ-152. С точки зрения заряжающего наклонные борта рубки признали плохой идеей, поскольку уменьшался боекомплект. Комиссия предлагала от рациональных углов наклона отказаться. Наименее удобными оказались условия работы замкового (впрочем, стоит отметить, что у ИСУ-152 наблюдались похожие трудности).

Самоходную установку «Кировец-2» и орудие МЛ-20см признали выдержавшими испытания. В планах НИБТ Полигона появился пункт о проведении ходовых испытаний, но драгоценное время было потеряно. К концу 1945 года в ГБТУ КА и ГАУ изменились требования как к тяжёлым САУ, так и к орудиям, которые требовалось на них ставить: военные, что называется, спали и видели тяжёлую самоходку на базе Объекта 701. На ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём. Лишь проблемы с доводкой Объекта 701 привели к благоразумному решению запустить ИС-3 в серию. Весной-летом 1945 года, на фоне военной ситуации, «Кировец-2» ещё имел шансы пойти в серию, но к концу года ситуация изменилась.
Выпуск тяжёлых САУ сворачивался, советские танкостроители начали думать на перспективу. Этой перспективой являлось шасси Объекта 701, который в апреле 1946 года приняли на вооружение как ИС-4. В таких условиях «Кировец-2» потерял какие-либо шансы на запуск в серию. Позже стало понятно, что ИС-4 не получился, а мечты о САУ на его базе не пошли дальше проектов и масштабных макетов. В результате следующей тяжёлой САУ стал Объект 268, который отчасти повторил судьбу «Кировца-2»: проволочки привели к тому, что и у этой машины не оказалось ни единого шанса на серийный выпуск.
»
Источник: Юрий Пашолок, «Опоздавший сменщик»

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Опытная самоходная установка САУ-152 «Объект 268» (СССР)

МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКА Т-10

Самоходная артиллерийская установка «объект 268» с 152-мм орудием М-64 и 14,5-мм зенитным пулемётом

В 1956 г. на базе танка Т-10 была разработана САУ «объект 268» с 152-мм орудием М-64. Для его размещения на корпусе установки смонтировали просторную броневую рубку. Броневые листы её лобовой части имели толщину 187 мм.

Орудие М-64 – с раздельным заряжанием, начальная скорость его снаряда составляла 720 м/с. Процесс заряжания 50-кг снарядами был механизирован. На крыше рубки находился зенитный 14,5-мм пулемёт КПВТ, а на командирской башенке – дальномер ТКД-09.

В боекомплект входило 35 выстрелов для орудия и 500 патронов к пулемёту.

Машина имела боевую массу 50 т. Экипаж – четыре человека. «Объект 268» проходил испытания, но так и остался только в опытном экземпляре. На вооружение самоходка принята не была.

Похожие книги из библиотеки

Р-38 Lightning Фотоархив

Самолет Р-38 «Лайтнинг» стал первым в мире истребителем с трехопорным шасси с носовой опорой, первым цельнометаллическим истребителем, обшивка которого на 100 % крепилась клепкой в потай, первым истребителем с гидроусилителями в системе управления, наконец первым принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором. Для своего времени «Лайтнинг» являлся самым скоростным и дальним истребителем в мире. Все эти качества позволили «Лайтиингу» стать лучшим истребителем Тихоокеанского театра военных действий. Вместе с тем оборотной стороной технических инноваций стали эксплуатационные проблемы, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила в полной мере реализовать потенциал такого очень не тривиального аэроплана, как Р-38 «Лайтнинг».

Владимир Климов

Книга посвящена одному из основателей российской конструкторской школы авиационного двигателестроения генеральному конструктору поршневых (1935–1946) и реактивных (1947–1960) авиационных двигателей Владимиру Яковлевичу Климову и является одной из первых полных биографий выдающегося ученого.

В годы Великой Отечественной войны 90 % истребительной авиации СССР летало на массовом авиамоторе М-105, созданном В. Я. Климовым. А в начале 1950-х годов на его первых турбореактивных двигателях ВК-1 Россия достойно мерилась силами с авиацией противника в «холодном» противостоянии.

Книга основана на глубоком изучении отечественных архивов, ранее не опубликованных материалов, а также на воспоминаниях людей, хорошо знавших В. Я. Климова. Будет интересна специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся историей авиации и техники.

Линейные крейсера “Фон дер Танн”, “Мольтке”, “Гебен” и “Зейдлиц”. 1907-1918 гг.

Начало первым линейным крейсерам положила в 1906 г. Англия. За исключением Германии и Японии, остальные морские державы, которые до этого времени строили броненосные крейсера, не только не продолжили их постройку, но и вообще впредь отказались от строительства тяжелых крейсеров. По принятым в немецком военно-морском флоте понятиям, тяжелые крейсера включали в себя броненосные и линейные. Такой тяжелый крейсер мог быть в некоторой степени равноценен линейному кораблю не своим относительно слабым вооружением, не довольно слабой броневой защитой, а более высокой скоростью. Конечно, этого можно было достигнуть только за счет использования большего водоизмещения.

В результате появился новый тип прочных и грозных кораблей, в создании которых Германия всегда была более удачлива, чем Англия.

Сверхмалые субмарины и человекоторпеды. Часть 3

Продолжение выпуска № 22. Германские конструкции.

Тяжёлый танк Т-10, по сравнению со своим ровесником – средним танком Т-54, известным всему миру, долгое время был окутан тайной секретности. Всего лишь раз ему удалось выбраться за рубеж – в Чехословакию в 1968 г. в составе войск стран Организации Варшавского Договора. И с тех пор Т-10 привлекал самое пристальное внимание натовских генералов, полагавших, что за «железным занавесом» скрывается восьмитысячный кулак танков прорыва. Т-10 стал последним в ряду советских тяжёлых серийных танков. Его производство было прекращено в 1965 г. Интересно, что «десятка» едва не оказалась последней и в ряду машин марки ИС, названных так в честь И.В. Сталина. В ходе своей разработки, начавшейся в 1948 г., будущий танк именовался в документах ИС-8, затем ИС-9 и, наконец, ИС-10, но, в конце концов, был принят на вооружение под нейтральным обозначением Т-10.

Разделы Библиотеки

    Разное

    • Боевые искусства 7
    • Общевоенная подготовка 8
    • Исторические 34

    Страны

    • Германия 82
    • СССР 163
    • Россия 58

    Оружие

    • Разное 45
    • Ножи 8
    • Пистолеты 16
    • Автоматы 23

    Техника

    • Ракеты 18
    • Разное 56
    • Танки 178
    • Корабли 139
    • Авиация 171
О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Разделы Библиотеки
  • Техника
    • Авиация
    • Ракеты
    • Корабли
    • Танки
    • Разное
  • Оружие
    • Автоматы
    • Пистолеты
    • Ножи
    • Разное
  • Страны
    • Россия
    • СССР
    • Германия
  • Разное
    • Исторические
    • Боевые искусства
    • Общевоенная подготовка
Категории Публикаций
  • Оружие
  • Приспособления и Аксессуары
  • События и Факты
  • Боеприпасы
  • Мины
  • Пистолеты
  • Военные самолеты
  • Винтовки / Карабины
  • Профессионалы
  • Дробовики
  • Приспособления и Аксессуары
  • Пистолеты-пулемёты
Популярные теги
  • SNIPER.RU
  • ZBROYA.INFO
  • СМ СССР
  • НИМРО
  • ДАННЫЕ НА 2011
  • ВМФ СССР
  • ЦК КПСС
  • ЦКИБ СОО
  • WEAPONCAST.COM
  • KALASHNIKOV.RU
  • 1945-2000. М
  • ЦНИИТОЧМАШ
  • WARSPOT.RU
  • 62х51 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2012
  • 1891/30
  • ALL4SHOOTERS.COM
  • ДАННЫЕ НА 2014
  • ДАННЫЕ НА 2013
  • ДАННЫЕ НА 2016
  • ДАННЫЕ НА 2015
  • ВС СССР
  • ВВС СССР
  • МО СССР
  • ДАННЫЕ НА 2010
  • 56х45 НАТО
  • АК-74М
  • 2010-2011
  • 2009-2010
  • 150-200
  • АКС-74У

© Copyright 2014-2020, Все права на материалы, размещенные на этом сайте — принадлежат их правообладателям.

10 марта – Жозефу Котину – 112 лет!

Жозеф Яковлевич Котин родился 10 марта 1908 года в городе Павлограде Екатеринославской губернии в семье рабочего. В 1920 году семья Котиных переехала в Харьков, в то время бывший не только столицей Советской Украины, но и одним из крупнейших культурных и промышленных центров страны. Отец Котина Яков Антонович поступил на работу на один из харьковских заводов, а Жозеф пошёл учиться в городскую школу.

Фото Ж.Я. Котин.Попов Н. «Конструктор боевых машин», Лениздат, 1988

После окончания школы в 1923 году пятнадцатилетний Жозеф Котин начал свою трудовую деятельность: устроился на харьковский котельно-механический завод «Труд», где сначала работал учеником, а затем подручным слесаря. Во время работы на заводе «Труд» Жозеф Котин сделал своё первое изобретение — слесарные тиски, отличавшиеся оригинальным техническим решением. В то же время Котин учился на вечернем рабочем факультете, который закончил в 1927 году. После рабфака он поступил на автомобильный факультет Харьковского технологического института, откуда в августе 1929 года отличника учёбы студента 3-го курса Ж.Я. Котина по набору ЦК ВКП(б) откомандировали в Ленинград для продолжения обучения в Военно-технической академии им. Ф.Э. Дзержинского на факультете механизации и моторизации РККА. Из воспоминаний друга Ж.Я. Котина Героя Советского Союза генерал-майора танковых войск В.Н. Кашубы:

«Котин не только на редкость одарённый работник, он замечательный человек и товарищ. Я познакомился с ним лет десять назад, тогда он был слушателем Военно-технической академии имени Дзержинского и в свои 22 года пользовался всеобщим уважением и любовью. Я много разговаривал с людьми, которые работали и учились вместе с ним.

– Настойчивый, – говорили о нём, – работоспособный, хорошо знает людей. Мысль у него быстрая и глубокая.

И всё это верно. Я, пожалуй, не встречал работника с такой целеустремлённостью».

После окончания академии с 1932 по 1937 год военинженер 3-го ранга Ж.Я. Котин служил в Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) на различных должностях: инженером, начальником проектно-конструкторского сектора, начальником отделения в научно-исследовательском отделе. В 1935 году он лично участвовал в оригинальной разработке и практическом применении методики десантирования плавающих танков Т-37А и Т-38 с самолёта на бреющем полёте.

Новое назначение

В апреле 1937 года Ж.Я. Котин был назначен начальником танкового конструкторского бюро СКБ-2 на Кировском заводе (ЛКЗ) в Ленинграде. Необходимо отметить, что в то время небольшой коллектив СКБ-2 едва справлялся с конструкторским сопровождением серийного производства танка Т-28, над проектированием новых боевых машин почти не работал и собственной опытной базы не имел. Возглавив бюро, Котин занялся решением организационных вопросов: прежде всего, добился от руководства завода выделения и оборудования помещений для лабораторий и мастерских, предназначенных для опытных работ. Используя опыт, полученный в ВАММ, он занимался совершенствованием методов проектирования, привлечением квалифицированных кадров, создал в СКБ-2 группу перспективных разработок, много внимания уделял организации службы технической информации. Всё это в итоге принесло щедрые плоды.

В 1938 году обновлённый коллектив СКБ-2 приступил к работе по проектированию и созданию нового тяжёлого трёхбашенного танка с противоснарядным бронированием СМК, а затем и однобашенного тяжёлого танка КВ. Разработанный под руководством Котина танк КВ в декабре 1939 года Постановлением Комитета обороны при СНК СССР №443сс был принят на вооружение — это был первый отечественный серийный тяжёлый танк с противоснарядным бронированием. В феврале-марте 1940 года под руководством Котина был создан танк КВ-2 с более мощным вооружением — 152,4-мм гаубицей М-10, предназначавшийся прежде всего для уничтожения фортификационных сооружений.

Фото Опытный образец тяжёлого танка КВ.
pinterest.com

До начала Великой Отечественной Войны в СКБ-2, возглавляемом Ж.Я. Котиным, велись работы по усовершенствованию конструкции тяжёлых танков и улучшению их боевых свойств: были спроектированы и изготовлены опытные тяжёлые танки Т-150 и Т-220, велись работы над танком КВ-3. Кроме того, появились проекты лёгкого танка Т-50 и самоходной артиллерийской установки с 152,4-мм пушкой Бр-2.

Главный конструктор «Танкограда»

Сразу же после начала Великой Отечественной войны перед руководством Кировского завода была поставлена задача максимально увеличить выпуск танков КВ. Конструкторам СКБ-2 под руководством Котина пришлось проделать огромную работу по упрощению конструкции и технологии изготовления этих столь необходимых фронту боевых машин. Для круглосуточного обеспечения танкового производства в июле 1941 года весь руководящий состав СКБ-2 перевели на казарменное положение. Несмотря на многочисленные трудности, задача была с честью выполнена: выпуск танков КВ по сравнению с довоенным периодом вырос более чем вдвое. За выдающиеся заслуги в создании и освоении производства тяжёлых танков в трудных условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 сентября 1941 года Ж.Я. Котину было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

6 октября 1941 года приказом №51сс по Народному комиссариату танковой промышленности (НКТП) Котин назначается главным конструктором только что созданного Комбината по производству тяжёлых танков («Танкограда»), объединившего в себе Челябинский Кировский завод (бывший ЧТЗ), Уралмашзавод и Уралтурбозавод. При этом за Котиным осталась должность главного конструктора Кировского завода. 9 октября 1941 года приказом НКТП №20К Котин был назначен заместителем Народного комиссара танковой промышленности по техническим вопросам, новым конструкциям и опытным работам.

После эвакуации в Челябинск коллектив СКБ-2 занимался в основном работами по дальнейшему усовершенствованию тяжёлых танков. В Челябинске под руководством Котина были созданы тяжёлый танк КВ-1с, огнемётный танк КВ-8 и самоходная артиллерийская установка СУ-152, вооружённая 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20С.

В июне 1943 года Котин стал главным конструктором и директором Опытного завода №100 в Челябинске. Под его непосредственным руководством были разработаны и поставлены на серийное производство в ЧКЗ тяжёлые танки КВ-85, ИС-1 и ИС-2, а также самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и ИСУ-122. В 1944 году он принимал непосредственное участие в проектировании тяжёлого танка ИС-3.

Фото Тяжёлый танк: ИС-2

Несомненно, одним из наиболее значимых и ярких достижений Котина было создание тяжёлого танка ИС-2, достойно завершившего целую серию его конструкторских разработок, начинавшихся от танка КВ. ИС-2, по праву считающийся лучшим отечественным танком военного периода, получил высокую оценку у советских танкистов. «Гармоничное сочетание всех необходимых боевых качеств оказалось под силу лишь советскому танкостроению, — писал маршал бронетанковых войск А.X. Бабаджанян . — Вскоре после Курской битвы советские танкисты получили самый мощный танк второй мировой войны — ИС-2, созданный конструкторским бюро под руководством Героя Социалистического Труда Ж.Я. Котина».

Послевоенная деятельность

После окончания Великой Отечественной войны, в конце 1945 года, Котин вернулся в Ленинград и был назначен главным конструктором СКБ-2 на ЛКЗ, а в феврале 1946 года — главным конструктором и директором филиала опытного завода №100. С 19 марта 1949 года Котин — первый директор и главный конструктор Всесоюзного научно-исследовательского института №100 (ВНИИ-100) по конструированию новых танков (с сохранением должности главного конструктора ЛКЗ). Послевоенная деятельность Котина в качестве конструктора также оказалась чрезвычайно плодотворной. Он руководил проектированием и разработкой многих боевых машин:

  • опытного тяжёлого танка ИС-7;
  • тяжёлых танков Т-10и Т-10М;
  • плавающего танка ПТ-76и бронетранспортёра БТР-50П на его базе;
  • опытного тяжёлого танка с гидромеханической трансмиссией («Объект 266»);
  • опытного тяжёлого танка с 130-мм нарезной пушкой («Объект 277»);
  • экспериментальный танк с управляемым оружием и размещением экипажа в корпусе («Объект 287»);
  • экспериментальная бронированная машина с двумя газотурбинными двигателями («Объект 288»);
  • опытная самоходная установка САУ-152 («Объект 268») на базе танка Т-10.

Кроме того, под его руководством был разработан ряд гусеничных шасси для артиллерийских установок и ракетных установок оперативно-тактического назначения.

Фото десантирования Т-37

Десантирование плавающего танка Т-37.
Журнал «Вестник Бронетанковой техники»

Наряду с боевыми машинами конструкторский коллектив, которым руководил Котин, разработал и машины для народного хозяйства, такие как гусеничный трелёвочный трактор КТ-12, гусеничная машина «Пингвин» для арктических экспедиций и мощный колёсный трактор «Кировец», получивший широкое распространение в сельском хозяйстве и промышленности.

Тяжёлый танк ИС-7.
pinterest.com

Необходимо отметить, что кроме таланта конструктора Котин обладал редкими организаторскими способностями и умением правильно расставить своих подчинённых. Благодаря этому раскрылся творческий потенциал целой плеяды выдающихся советских конструкторов танков и самоходных артиллерийских установок, работавших под его началом: А.С. Ермолаева, Н.Л. Духова, Л.С. Троянова, Н.Ф. Шашмурина, Г.Н. Москвина и многих других.

В январе 1968 года Котин стал заместителем министра оборонной промышленности СССР, а с 1972 года и до последних дней жизни был членом Научно-технического совета Министерства оборонной промышленности СССР. Скончался Жозеф Яковлевич 21 октября 1979 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Тяжёлый танк Т-10М.
pinterest.com

Вместо эпилога

Работа Котина по созданию новых образцов военной и гражданской техники на протяжении всей его трудовой деятельности получала признание и высочайшие оценки со стороны руководства страны. Жозеф Яковлевич стал Героем Социалистического Труда, лауреатом четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946 и 1948 годов) был награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Октябрьской Революции, орденом Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степеней, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почёта», медалями.

Из статьи, опубликованной в №2 научно-технического журнала Министерства оборонной промышленности СССР «Вестник бронетанковой техники» за 1980 год и посвящённой памяти Ж.Я. Котина:

«Созданные под руководством Ж.Я. Котина и освоенные в производстве образцы военной техники сыграли важную роль в обеспечении победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и в укреплении оборонного могущества нашей Родины в послевоенные годы, а образцы тракторной техники в значительной степени способствовали повышению производительности труда в народном хозяйстве. На всех постах Ж.Я. Котин проявил себя как талантливый инженер-конструктор, ученый и организатор производства. Он успешно сочетал конструкторскую, производственную и организаторскую работу с большой государственной, общественной и научно-педагогической деятельностью. Он воспитал большой коллектив высококвалифицированных специалистов. Жозеф Яковлевич имел общительный, энергичный и жизнерадостный характер, отличался вниманием и чутким отношением к людям, пользовался большим авторитетом и уважением подчинённых».

К-700 «Кировец» — советский колёсный трактор общего назначения повышенной проходимости, тяговый класс 5.

Экспериментальная ИСУ-152 образца 1945 года («Кировец-2», код ГАБТУ – объект 704)

«В истории танкостроения нередки случаи, когда вполне удачный образец бронетанковой техники появлялся слишком поздно, чтобы стать серийным. Особенно часто такое происходило на заключительном этапе Второй мировой войны, когда часть военных программ урезали ввиду окончания боевых действий. Таким «неудачником» стала и советская самоходная установка Объект 704, которая разрабатывалась под заводским индексом «Кировец-2». Эта машина была существенным шагом вперёд по сравнению с ИСУ-152, но окончание войны и пересмотр военными требований к тяжёлым САУ не оставил Объекту 704 шансов на попадание в серию.»
Источник: Юрий Пашолок, «Опоздавший сменщик»

«Это самоходная артиллерийская установка была разработана на базе ИС-3, пойди она в серию, могла оказаться самой лучшей среди тяжелых САУ своего времени. В отличие от ИС-3, который первое время имел проблемы с перегревом системы охлаждения, конструкция Объекта 704 была улучшена, и на испытаниях температура была на уровне ИС-2. Да и сама по себе машина была очень неплоха. Вот только пока самоход испытывали, военные снова навернули универсальный губозататыватель, и самоходка стала «устаревшей».»
Источник: Не попавшая в амплитуду: yuripasholok — ЖЖ

Штурмовое орудие ИСУ-152 обр.1945г (152-мм гаубица-пушка МЛ-20СМ на базе ИС-2)

«Оценка боевого отделения «Кировца-2» оказалась такой же, как у испытателей НИБТ Полигона. Удобство работы механика-водителя признали более высоким, чем на СУ-152 и ИСУ-152, причём это касалось не только вождения, но и доступа. Ещё более высокой оценки удостоилось место командира. В отличие от СУ-152 и ИСУ-152, он сидел по ходу движения машины, а не боком. Существенно выше оказалась обзорность, похвалили и люк, вращавшийся вокруг своей оси. Наводчик также получил более удобное рабочее место.
Хуже была ситуация с заряжающими. Комиссия признала, что из 20 снарядов удобно заряжать 12, находящихся на левом борту. До остальных было добираться сложнее, впрочем, аналогичные проблемы имелись и у ИСУ-152. С точки зрения заряжающего наклонные борта рубки признали плохой идеей, поскольку уменьшался боекомплект. Комиссия предлагала от рациональных углов наклона отказаться. Наименее удобными оказались условия работы замкового (впрочем, стоит отметить, что у ИСУ-152 наблюдались похожие трудности).

Самоходную установку «Кировец-2» и орудие МЛ-20см признали выдержавшими испытания. В планах НИБТ Полигона появился пункт о проведении ходовых испытаний, но драгоценное время было потеряно. К концу 1945 года в ГБТУ КА и ГАУ изменились требования как к тяжёлым САУ, так и к орудиям, которые требовалось на них ставить: военные, что называется, спали и видели тяжёлую самоходку на базе Объекта 701. На ИС-3 в ГБТУ КА смотрели косо ещё весной 1945 года, считая этот танк вчерашним днём. Лишь проблемы с доводкой Объекта 701 привели к благоразумному решению запустить ИС-3 в серию. Весной-летом 1945 года, на фоне военной ситуации, «Кировец-2» ещё имел шансы пойти в серию, но к концу года ситуация изменилась.
Выпуск тяжёлых САУ сворачивался, советские танкостроители начали думать на перспективу. Этой перспективой являлось шасси Объекта 701, который в апреле 1946 года приняли на вооружение как ИС-4. В таких условиях «Кировец-2» потерял какие-либо шансы на запуск в серию. Позже стало понятно, что ИС-4 не получился, а мечты о САУ на его базе не пошли дальше проектов и масштабных макетов. В результате следующей тяжёлой САУ стал Объект 268, который отчасти повторил судьбу «Кировца-2»: проволочки привели к тому, что и у этой машины не оказалось ни единого шанса на серийный выпуск.
»
Источник: Юрий Пашолок, «Опоздавший сменщик»

Опытная самоходная установка САУ-152 «Объект 268» (СССР)

МАШИНЫ НА БАЗЕ ТАНКА Т-10

Самоходная артиллерийская установка «объект 268» с 152-мм орудием М-64 и 14,5-мм зенитным пулемётом

В 1956 г. на базе танка Т-10 была разработана САУ «объект 268» с 152-мм орудием М-64. Для его размещения на корпусе установки смонтировали просторную броневую рубку. Броневые листы её лобовой части имели толщину 187 мм.

Орудие М-64 – с раздельным заряжанием, начальная скорость его снаряда составляла 720 м/с. Процесс заряжания 50-кг снарядами был механизирован. На крыше рубки находился зенитный 14,5-мм пулемёт КПВТ, а на командирской башенке – дальномер ТКД-09.

В боекомплект входило 35 выстрелов для орудия и 500 патронов к пулемёту.

Машина имела боевую массу 50 т. Экипаж – четыре человека. «Объект 268» проходил испытания, но так и остался только в опытном экземпляре. На вооружение самоходка принята не была.

Похожие книги из библиотеки

Р-38 Lightning Фотоархив

Самолет Р-38 «Лайтнинг» стал первым в мире истребителем с трехопорным шасси с носовой опорой, первым цельнометаллическим истребителем, обшивка которого на 100 % крепилась клепкой в потай, первым истребителем с гидроусилителями в системе управления, наконец первым принятым на вооружение истребителем с турбокомпрессором. Для своего времени «Лайтнинг» являлся самым скоростным и дальним истребителем в мире. Все эти качества позволили «Лайтиингу» стать лучшим истребителем Тихоокеанского театра военных действий. Вместе с тем оборотной стороной технических инноваций стали эксплуатационные проблемы, а неудовлетворительная организация снабжения не позволила в полной мере реализовать потенциал такого очень не тривиального аэроплана, как Р-38 «Лайтнинг».

Владимир Климов

Книга посвящена одному из основателей российской конструкторской школы авиационного двигателестроения генеральному конструктору поршневых (1935–1946) и реактивных (1947–1960) авиационных двигателей Владимиру Яковлевичу Климову и является одной из первых полных биографий выдающегося ученого.

В годы Великой Отечественной войны 90 % истребительной авиации СССР летало на массовом авиамоторе М-105, созданном В. Я. Климовым. А в начале 1950-х годов на его первых турбореактивных двигателях ВК-1 Россия достойно мерилась силами с авиацией противника в «холодном» противостоянии.

Книга основана на глубоком изучении отечественных архивов, ранее не опубликованных материалов, а также на воспоминаниях людей, хорошо знавших В. Я. Климова. Будет интересна специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся историей авиации и техники.

Линейные крейсера “Фон дер Танн”, “Мольтке”, “Гебен” и “Зейдлиц”. 1907-1918 гг.

Начало первым линейным крейсерам положила в 1906 г. Англия. За исключением Германии и Японии, остальные морские державы, которые до этого времени строили броненосные крейсера, не только не продолжили их постройку, но и вообще впредь отказались от строительства тяжелых крейсеров. По принятым в немецком военно-морском флоте понятиям, тяжелые крейсера включали в себя броненосные и линейные. Такой тяжелый крейсер мог быть в некоторой степени равноценен линейному кораблю не своим относительно слабым вооружением, не довольно слабой броневой защитой, а более высокой скоростью. Конечно, этого можно было достигнуть только за счет использования большего водоизмещения.

В результате появился новый тип прочных и грозных кораблей, в создании которых Германия всегда была более удачлива, чем Англия.

Сверхмалые субмарины и человекоторпеды. Часть 3

Продолжение выпуска № 22. Германские конструкции.

Тяжёлый танк Т-10, по сравнению со своим ровесником – средним танком Т-54, известным всему миру, долгое время был окутан тайной секретности. Всего лишь раз ему удалось выбраться за рубеж – в Чехословакию в 1968 г. в составе войск стран Организации Варшавского Договора. И с тех пор Т-10 привлекал самое пристальное внимание натовских генералов, полагавших, что за «железным занавесом» скрывается восьмитысячный кулак танков прорыва. Т-10 стал последним в ряду советских тяжёлых серийных танков. Его производство было прекращено в 1965 г. Интересно, что «десятка» едва не оказалась последней и в ряду машин марки ИС, названных так в честь И.В. Сталина. В ходе своей разработки, начавшейся в 1948 г., будущий танк именовался в документах ИС-8, затем ИС-9 и, наконец, ИС-10, но, в конце концов, был принят на вооружение под нейтральным обозначением Т-10.

Разделы Библиотеки

    Разное

    • Боевые искусства 7
    • Общевоенная подготовка 8
    • Исторические 34

    Страны

    • Германия 82
    • СССР 163
    • Россия 58

    Оружие

    • Разное 45
    • Ножи 8
    • Пистолеты 16
    • Автоматы 23

    Техника

    • Ракеты 18
    • Разное 56
    • Танки 178
    • Корабли 139
    • Авиация 171
О проекте Арсенал-Инфо.рф

На портале собраны книги, публикции и справочные материалы посвященные современному вооружению, оружию и технике, исторические хроники боевых действий и войн.

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Модерация осуществляетвляется по официальным заявлениям правообладателей.

Разделы Библиотеки
  • Техника
    • Авиация
    • Ракеты
    • Корабли
    • Танки
    • Разное
  • Оружие
    • Автоматы
    • Пистолеты
    • Ножи
    • Разное
  • Страны
    • Россия
    • СССР
    • Германия
  • Разное
    • Исторические
    • Боевые искусства
    • Общевоенная подготовка
Категории Публикаций
  • Оружие
  • Приспособления и Аксессуары
  • События и Факты
  • Боеприпасы
  • Мины
  • Пистолеты
  • Военные самолеты
  • Винтовки / Карабины
  • Профессионалы
  • Дробовики
  • Приспособления и Аксессуары
  • Пистолеты-пулемёты
Популярные теги
  • SNIPER.RU
  • ZBROYA.INFO
  • СМ СССР
  • НИМРО
  • ДАННЫЕ НА 2011
  • ВМФ СССР
  • ЦК КПСС
  • ЦКИБ СОО
  • WEAPONCAST.COM
  • KALASHNIKOV.RU
  • 1945-2000. М
  • ЦНИИТОЧМАШ
  • WARSPOT.RU
  • 62х51 НАТО
  • ДАННЫЕ НА 2012
  • 1891/30
  • ALL4SHOOTERS.COM
  • ДАННЫЕ НА 2014
  • ДАННЫЕ НА 2013
  • ДАННЫЕ НА 2016
  • ДАННЫЕ НА 2015
  • ВС СССР
  • ВВС СССР
  • МО СССР
  • ДАННЫЕ НА 2010
  • 56х45 НАТО
  • АК-74М
  • 2010-2011
  • 2009-2010
  • 150-200
  • АКС-74У

© Copyright 2014-2020, Все права на материалы, размещенные на этом сайте — принадлежат их правообладателям.

Опытная самоходная установка СУ-152 “Объект 268”

Высокая эффективность применения в годы Великой Отечественной войны самоходных 152-миллиметровых пушек сделала этот вид техники одним из самых перспективных. В глазах некоторых специалистов и военных САУ с орудиями большого калибра и вовсе стали универсальным чудо-оружием. Поэтому по окончании войны работы в этом направлении были продолжены. Среди прочих производственных и конструкторских организаций тематикой крупнокалиберных орудий для САУ занимались в конструкторском бюро Завода №172 (г. Пермь).

В середине 1954 года конструкторы 172-го завода закончили инженерные работы по проекту пушки М-64. Это 152-миллиметровое орудие посылало в цель бронебойный снаряд со скоростью около 740 метров в секунду. При этом дальность прямого выстрела по цели высотой в два метра равнялась 900 м. Что касается максимальной дальности выстрела, то при оптимальном возвышении М-64 забрасывала снаряд на 13 километров. Проект такого орудия заинтересовал военных и в марте 55-го Завод №172 получил задание подготовить всю документацию по новой пушке, собрать опытный образец, а также собрать самоходку, вооруженную М-64.

В качестве срока для сборки опытного экземпляра самоходки «Объект 268» был назначен декабрь того же года. За основу для машины была взята ходовая часть танка Т-10. Соответственно, все агрегаты остались прежними. «Объект 268» оснащался дизельным двигателем В-12-5 с 12-ю цилиндрами, расположенными по V-образной схеме. Максимальная мощность дизеля составляла 700 лошадиных сил. Мощность двигателя передавалась на планетарную коробку передач с механизмом поворота системы «ЗК». Трансмиссия обеспечивала восемь передач переднего хода и две заднего. Мелкозвенчатая гусеница перешла к «Объекту 268» без изменений, равно как и семь опорных катков на каждый борт и по три поддерживающих. Бронирование корпуса колебалось в пределах от 50 мм (корма) до 120 мм (лоб).

Вместо родной башни танка Т-10 на шасси была установлена бронированная рубка. Сварная конструкция из ровных трапециевидных листов имела солидную по тем временам толщину. Так, лобовая плита рубки имела толщину в 187 миллиметров. Борт был почти в два раза тоньше – 100 миллиметров, а кормовой лист делался толщиной всего в 50 мм. Следует заметить, что сваркой соединялись только лоб, борта и крыша рубки. Поскольку «Объект 268» задумывался исключительно опытной самоходной артиллерийской установкой, было решено крепить среднюю часть кормовой плиты рубки болтами. Благодаря этому в случае необходимости можно было быстро демонтировать плиту и получить доступ к внутренностям рубки и к пушке в том числе. В первую очередь, это было необходимо для возможной замены опытного орудия.

Крупный калибр пушки М-64 заставил инженеров предусмотреть ряд конструкционных нюансов. Так, для снижения длины отката – весьма важного для самоходки параметра – пушку оборудовали двухкамерным дульным тормозом. Кроме того, были применены развитые гидравлические противооткатные устройства. Для удобства экипажа пушка имела механизм досылания лоткового типа. Также М-64 стала одной из первых советских пушек, которые оснащались эжектором. Благодаря этому «наросту» на стволе орудия удалось значительно уменьшить загазованность боевого отделения после стрельбы. В боевой укладке «Объекта 268» размещалось 35 выстрелов раздельного заряжания. С пушкой М-64 можно было использовать всю имеющуюся номенклатуру боеприпасов калибра 152 мм. Система крепления пушки позволяла производить наводку в пределах 6° от оси по горизонтали и от -5° до +15° в вертикальной плоскости. Для стрельбы прямой наводкой «Объект 268» имел прицел ТШ-2А. Поскольку конструкторы и военные изначально предполагали использование этой САУ и для стрельбы с закрытых позиций, в дополнение к ТШ-2А был смонтирован прицел ЗИС-3. Командир танка также имел в своем распоряжении дальномер-стереотрубу ТКД-09, размещенный на поворотной командирской башне непосредственно перед люком.

Дополнительное вооружение самоходки включало в себя один зенитный пулемет КПВ калибра 14,5 миллиметров. Он размещался на крыше рубки и имел боезапас в 500 патронов. В перспективе экипаж самоходки из четырех человек мог также получить оружие для самозащиты, например, автоматы Калашникова и гранаты. Кроме того, рассматривался вопрос об установке на «Объект 268» спаренного с пушкой пулемета, однако особенности боевого применения этого класса бронетехники не позволили сделать это.

Боевая машина с боевой массой в полсотни тонн и орудием калибра 152 миллиметра была готова в начале 1956 года и вскоре отправилась на полигон. Обновленное боевое отделение и новое вооружение почти не повлияли на ходовые качества шасси Т-10. Максимальная скорость, достигнутая на испытаниях, равнялась 48 километрам в час, а одной заправки дизельным топливом хватало на преодоление до 350 километров по шоссе. Нетрудно посчитать удельный расход топлива: самоходка имела пять баков. Три внутренних имели емкость по 185 литров (два задних) и 90 литров (один передний). Кроме того, на задней части крыльев конструкторы Завода №172 установили еще по баку на 150 литров каждый. Итого около 200-220 литров горючего на каждые сто километров пути. При передвижении по пересеченной местности скорость и запас хода, равно как и расход топлива, значительно менялись в худшую сторону.

При проведении опытных стрельб «Объект 268» полностью подтвердил расчетные характеристики пушки М-64. Дальность, кучность и точность стрельбы этого орудия были значительно лучше аналогичных показателей пушки-гаубицы МЛ-20, устанавливавшейся на самоходку времен Великой Отечественной ИСУ-152. Прежде всего, на характеристиках сказалась длина ствола. В то же время, новая пушка М-64 имела ряд «детских болезней», который только-только начинались устраняться.

К моменту окончания затянувшихся испытаний «Объекта 268» американские танкостроители создали танк M60. Вскоре был готов и английский Chieftain. Эти бронемашины имели очень хорошее вооружение для своего времени и не менее солидную защиту. По оценкам советских военных и ученых, «Объект 268», встретившись в бою с новыми зарубежными танками, уже не являлся гарантированным победителем. Более того, к моменту производства достаточного количества новых самоходок за рубежом могли появиться еще более совершенные танки, бороться с которыми «Объект 268» уже не смог бы. Поэтому в самом конце пятидесятых проект «268» был закрыт и все планы на серийное производство новых САУ были отменены. Единственный собранный экземпляр тогда же был отправлен в Танковый музей в Кубинке.

Тактико-технические характеристики:
Характеристики орудия:
• Начальная скорость полета снаряда составляла 740 мс.
• Прицельная дальность – 900 метров.
• Максимальная дальность полета снаряда – 13 км.
Бронирование корпуса:
• Лоб корпуса (верх), мм/град. — 120/61°
• Лоб корпуса (середина), мм/град. — 120/50°
• Борт корпуса, мм/град. — 60/изогнут
• Корма корпуса, мм/град. — 50/0°
• Днище, мм — 16
Бронирование Рубки:
• Лоб рубки, мм/град. — 187/27°
• Борт рубки, мм/град. — 100/20°
• Корма рубки, мм/град. — 50/15°
Размеры:
• Длина корпуса, мм — 6950
• Длина с пушкой вперёд, мм — 9350
• Ширина корпуса, мм — 3388
• Высота, мм — 2423
• Клиренс, мм — 458
Двигатель, подвеска, ходовые качетсва танка.:
• Двигатель — В-12-5
• Мощность двигателя, л. с. — 700
• Скорость по шоссе, км/ч — 48
• Запас хода по шоссе, км — 350
• Удельная мощность, л. с./т — 15
• Тип подвески: торсионная, с гидравлическими амортизаторами в балансирах 1-й, 2-й и 7-й подвесок
• Преодолеваемый подъём, град. — 32

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector