1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ЗСУ-37-2 Енисей

ЗСУ-37-2 Енисей

ЗСУ-37-2 Енисей разрабатывалась на конкурсной основе параллельно с разработкой ЗСУ-23-4 Шилка для обеспечения противовоздушной обороны танковых полков и дивизий до высот 3000 м.

Согласно Постановлению СМ СССР (Совет Министров СССР) №426-211 от 17 апреля 1957 года конструкторами ОКБ-3 «Уралмашзавода» под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова и ведущего конструктора Ю.В. Томашова начались работы по созданию 37-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-37-2 Енисей.

Тактико-технические требования (ТТТ) были выданы ГРАУ (Государственное ракетно-артиллерийское управление) с согласованием с ГБТУ (Государственное бронетанковое управление) головному исполнителю ОКБ-3 «Уралмашзавода». ТТТ на создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки «Ангара» выдано ОКБ-43. ТТТ на создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса «Байкал» выдано НИИ-20 ГКРЭ.

Эскизный проект ЗСУ-37-2 Енисей был представлен 21 апреля 1958 года и, с вердиктом о снижении масси машины до 25,5 тонн, был утвержден.

Первый образец ЗСУ-37-2 Енисей был изготовлен в марте 1959 года и с января 1960 года по август 1961 года проходил заводские мспытания. Приемо-сдаточные испытания опытного образца ЗСУ-37-2 Енисей проходили на Донгузском полигоне в Оренбургской области с декабря 1960 года по 10 августа 1961 года. Государственные испытания проводились с 10 августа по 20 октября 1961 года. С 20 по 30 октября 1961 года был проведен второй сравнительный этап испытаний на полигоне в Кубинке совместно с ЗСУ-23-4 Шилка. Во время испытаний ЗСУ-37-2 Енисей прошла 1185 км, при этом радиолокационный прицел проработал 375 часов и было сделано 6266 выстрелов, во время которых случилось 2 задержки и 4 поломки. В процессе испытаний было предложено применять ЗСУ-37-2 Енисей для покрытия мёртвой зоны ЗРК Круг и ЗРК Куб. По итогам комиссии было рекомендовано принят ЗСУ-37-2 Енисей на вооружение. Но принята была только ЗСУ Шилка, а 20 сентября 1962 года был издан приказ о прекращении работ над ЗСУ-37-2 Енисей и сворачивании производства 37-мм боеприпасов к ней.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей выполнена на шасси опытной СУ-100ПМ (изделие 105М), которое имело 6 опорных катков диаметром 630 мм 3 поддерживающих ролика диаметром 250 мм, ведущее переднее и направляющее заднее колеса по каждому борту. Подвеска ЗСУ индивидуальная торсионная.

Экипаж ЗСУ-37-2 Енисей состоял из 4 человек. Место механика водителя находилось в отделении управления, в передней части корпуса слева. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с дизельным двигателем В-54-105 мощностью 400 л.с. (294 кВт) и агрегатами трансмиссии находилось спереди справа. В корме ЗСУ располагалось боевое отделение с поворотной башней и местами остальных членов экипажа и командира машины. Обзорность экипажу обеспечивали перископические приборы, а механик-водитель и командир снабжались ночными приборами ТВН-2 и ТКН-1.

Основным вооружением ЗСУ-37-2 Енисей является спаренная пушечная установка 2А12 «Ангара» с 37-мм автоматичекими пушками 500П (2А11) Ижевского завода, имеющими ленточное питание. Установка имела жидкостное охлаждение стволов. Углы вертикального наведения пушек составляли от -1° до +85°. Боеприпасы пушки 500П оригинальны и не совместимы с другими 37-мм пушками.

Для ведения прицельного огня и поиска целей применялся радиолокационный прицельный комплекс 1А11 «Байкал» с РЛС 1РЛ34 и телевизионно-оптический визир разработки НИИ-20 ГКРЭ. Дальность обнаружения цели типа реактивного самолета истребителя в секторе 30° — 18 км, дальность его сопровождения — 20 км, вертикальная скорость сопровождения цели — до 40°/сек. В боевую готовность ЗСУ-37-2 Енисей переводится из режима предварительной готовности за 10-15 секунд, а время непрерывной работы составляет 8 часов. РЛС (радиолокационная станция) способна работать на отказ 25 часов, РЛПК (радиолокационный приборный комплеск) работает на отказ 15 часов.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей способна вести огонь по наземным целям в движении при использовании телевизионно-оптического визира, а с места — при использовании прицел-дублера и гидроприводов. ЗСУ снабжена аппаратурой госопознавания «Кремний-2М».

ЗСУ-37-2 Енисей имела газотурбинный электрогенератор разработки НАМИ, с помощью которого обеспечивалась быстрая готовность установки к работе при низких температурах. ЗСУ не имела системы защиты от оружия массового пораженния.

В 1960 году ЗСУ-37-2 Енисей была доработана с изменением шасси на семикатковое и применением новой гусеницы с РМШ (резино-металлические шарниры).

Внимание! Цель в воздухе

(Моделист-конструктор. — 1976. — № 5)

Материал предоставлен: Олег Тульнов

«. В снегу две широкие ямы. Посредине их деревянные срубы для установки орудий дулами вверх. Срубы легко вращаются и позволяют бить по летящему аэроплану», — вспоминает в «Записках с войны» писатель Валентин Катаев.

1914 год поставил перед военными специалистами задачу защиты от воздушного противника. С этой целью стали создавать так называемые «противоаэропланные позиции». Что же могла противопоставить воздушному противнику артиллерия? Обратимся опять к запискам очевидца.

«Аэроплан приближается. Отчетливо чеканится команда: — К бою! Уровень тридцать один — пятьдесят! Трубка сто двадцать пять! Наводчики, не отрываясь от панорамы, ведут дуло вслед за аэропланом, который приближается с методичным журчаньем. Приблизился, стал отчетливым. — Огонь! Первое, второе. Два облака снега взрываются перед орудиями и блестят на солнце всеми цветами радуги. Все напряженно смотрят. Аэроплан спокойно движется вперед по прямой линии над лесом. — Очередь! Раз, два, три. Опять два выстрела. Аэроплан уходит. Разрыв. другой. Теперь немного впереди. Облачка тают и рассеиваются, Аэроплан удаляется. Теперь до него уже пять верст. «

Принятые на вооружение в годы первой мировой войны, дирижабли и самолеты очень скоро стали грозным боевым средством. Наземным войскам требовалось оружие для уничтожения летательных аппаратов или, по крайней мере, оружие, которое бы затрудняло ведение наблюдений, разведку, бомбометание и штурмовку. Защита от неприятельских самолетов возлагалась «а свою авиацию, но она не могла непрерывно находиться в воздухе. Кроме того, из-за отсутствия надежной связи авиация не всегда оперативно реагировала на запросы пехоты, кавалерии и тыловых частей. Было очевидным, что артиллерия наиболее надежное средство защиты от воздушного противника. К этому времени и относится создание описанных выше позиций, где применялась «универсальная», как тогда считали, полевая русская «трехдюймовка» — 76,2-мм орудие (рис.1).

Но столь ли «универсальной» была пушка? Как известно, условия стрельбы по воздушным целям совсем иные, чем по наземным. Для этого необходимо орудие с высокой начальной скоростью снаряда, большим углом вертикального обстрела и хорошей скорострельностью. Пушки для наземной стрельбы, в частности и знаменитая «трехдюймовка», такими качествами не обладали. Был и еще один недостаток; расположенные на заранее оборудованных позициях, эти орудия могли защищать? Только стационарный район обороны. Войска, находившиеся на марше, лишались прикрытия. Подготовка срубов, изготовление вертлюгов, установка орудий требовали много времени, и поэтому быстро открыть огонь по внезапно появившемуся самолету или дирижаблю было нельзя.

Было признано, что наиболее успешно с задачами сопровождения войск на марше справится артиллерия на подвижном самоходном шасси. В пользу этого вывода говорил и тот факт, что зенитных пушек не хватало, и быстротой маневра собирались компенсировать их численный недостаток.

В 1914 году в России была принята на вооружение 76,2-мм зенитная пушка конструкции Ф. Ф. Лендера (рис.2) с полуавтоматическим затвором на шасси грузового автомобиля Русско-Балтийского завода. Эта самоходная установка, или, как их тогда называли, «автопушка», намного превосходила даже более поздние зарубежные образцы. Русскому орудию уступали и американская самоходная зенитная, и французская 75-мм пушки образца 1917 года. Всего за 1,5 — 2 мин орудие приводилось в боевое положение. Начальная скорость снаряда составляла 588 м/с. Вся установка весила 6,8 т. Скорострельность достигала 20 — 25 выстрелов в минуту.

«Автопушками» был вооружен в 1918 году Стальной Путиловокий противосамолетный дивизион. В его подвижную батарею входили четыре орудия Лендера, установленные на грузовиках с частично бронированными кабинами, четыре грузовых автомобиля с запасом снарядов, три грузовых автомобиля для команды и четыре мотоцикла для связи. Дополнительное вооружение состояло из четырех пулеметов «максим».

Первое донесение с Северного фронта, куда дивизион прибыл для охраны участка железной дороги, поступило 19 августа 1918 года. В нем говорилось, что «после двух удачных очередей летательный аппарат лег на крыло и резко снизился в своем расположении». В ходе боев росло мастерство зенитчиков, и вскоре «автопушки» стали грозой для вражеской авиации.

Совершенствовались и сами установки, конструкторы повысили проходимость автомобиля, сделав его трехосным. Так были приняты на вооружение 76,2-мм зенитные установки на базе автомобиля ЯГ-10 (рис.3) отечественного производства. На вооружении сухопутных войск в годы Великой Отечественной войны находились 25-мм автоматическая пушка образца 1940 года, 37-мм автоматическая, 76,2-мм и 85-мм зенитные пушки (все образцы 1939 года). Последняя поражала самолеты на высоте до Т 0 500 м и могла буксироваться за автомобилем со скоростью до 50 км/ч.

В 1942 году сделали попытку создать зенитное орудие на гусеничном ходу. По постановлению Артиллерийского комитета промышленность изготовила опытную зенитную самоходную артиллерийскую установку на база легких танков Т-60 и Т-70 с 37-мм автоматической пушкой (рис.5). Установка имела хорошую маневренность, но была признана несовершенной из-за неудачного расположения прицела, неудобной компоновки боевого отделения и некоторых других недостатков. В дальнейшем под орудия использовали четырехколесные платформы.

Итоги второй мировой войны позволили сделать вывод, что зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по ниэколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов 76 и 85-мм орудий на малой высоте над своими же войсками весьма опасны. С возрастанием живучести самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек калибром 25 и 37 мм. Расход снарядов малокалиберной зенитной артиллерии на один сбитый самолет из-за увеличения скоростей воздушных целей повысился в 1,5 — 2 раза.

Напрашивалось решение: создать для низколетящих целей автоматическую пушку высокой скорострельности, позволяющую вести огонь сильными шквалами в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, которая движется с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая большей, чем одноствольное орудие, скорострельностью.

Современные малокалиберные зенитные пушки отличаются от образцов зенитной артиллерии второй мировой войны повышенной скорострельностью, точностью стрельбы и увеличенными скоростями наведения. Если к концу войны скорострельность 20 и 40-мм пушек достигала 80 — 250 и только иногда 480 выстрелов в минуту, то в настоящее время показатели тех же калибров значительно повысились. Создаются системы многоствольных установок: спаренных, строенных, счетверенных и сшестеренных. Они устанавливаются на самоходных шасси высокой проходимости и, как правило, бронируются,

В послевоенные годы в Советской Армии была принята на вооружение спаренная 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (рис.6), предназначена для защиты танков от воздушного противника. Базой для нее послужили узлы и механизмы среднего танка Т-54. Эта машина имела полностью бронированный корпус, подвижную рубку и такую же высокую проходимость, как и танки. Все операции перезаряжания и производства выстрела (открывание затвора, подача очередного патрона на линию досылки, выбрасывание гильзы из экстракторов поршня Затвора, досылка патрона в камеру, закрывание затвора и спуск ударника) совершаются автоматически за счет энергии отката и пороховых газов.

Следующим шагом в создании малокалиберных самоходных зенитных орудий стала счетверенная зенитная установка ЗСУ-23-4 (рис.4). Она способна вести эффективный огонь по воздушным целям, двигаясь в боевых порядках войск. В ее задачи входит защита объектов, боевых порядков и колонн на марше от самолетов и вертолетов противника, летящих на высотах до 1500 м.

Основу установки составляет 23-мм автоматическая зенитная пушка. Ее четыре ствола во вращающейся башне обеспечивают высокий темп стрельбы. Все системы ЗСУ смонтированы на гусеничной бронированной машине, обеспечивающей высокую подвижность и проходимость по местности. Самоходная установка оснащена аппаратурой, позволяющей командиру и механику-водителю ориентироваться на местности и прокладывать курс по карте.

В качестве силовой установки использован четырехтактный дизельный двигатель. Агрегаты электропитания и генераторы — постоянного и переменного тока.

Установку ЗСУ-23-4 отличает высокая точность стрельбы при любой погоде и а любое время суток. Это позволяет эффективно бороться с воздушным противником и надежно прикрывать войска во всех видах боевых действий.

37-мм ЗСУ-37-2 “Енисей”

17 апреля 1957 года, почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2, Совет Министров СССР принял постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ “Шилка” и “Енисей” с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1. Формально “Шилка” и “Енисей” не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй – для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. В зенитной самоходной установке ЗСУ-37-2 “Енисей” был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”. Специально для “Енисея” ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ – по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ “Сигнал”) – по стабилизации линии визирования и линии выстрела. Наведение “Ангары” производилось с помощью помехозащищенного РПК “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн – около 3 см. Но на испытаниях выяснилось, что ни РПК “Тобол” на “Шилке”, ни “Байкал” на “Енисее” не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ. “Обь” включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести – восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены – это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса “Круг”. Шасси для “Енисея” было спроектировано в КБ “Уралмаша” под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

Читать еще:  Боевая машина пехоты Piranha AFV-90 (Швейцария)

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м. Для электропитания бортовой сети “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха. Испытания ЗСУ “Шилка” и “Енисей” проходили параллельно, хотя и по разным программам. “Енисей” имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и, согласно заключению Государственной комиссии, обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м. Нормальный режим стрельбы (танковый) – непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта. В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ “Енисей” превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2. На испытаниях ЗСУ “Енисей” обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20-25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Точность стрельбы пушки “Ангара” в 2-2,5 раза выше, чем пушки С-68. За время государственных испытаний из пушки “Ангара” сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по ТТТ. По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять “Енисей” для защиты армейских зенитных ракетных комплексов “Круг” и “Куб”, поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. После окончания испытаний “Шилки” и “Енисея” государственная комиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:
1. “Шилка” и “Енисей” оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде;
2. вес “Енисея” 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;
3. при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м “Шилка” эффективней “Енисея” в 2 и 1,5 раза соответственно;
4. “Енисей” предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: – танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. “Енисей” обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего “Шилка” не может обеспечить; – имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. “Енисей” может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск;
5. унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: – по “Шилке” – 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном, производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; – по “Енисею” – РПК унифицирован по модулям с системой “Круг”, по гусеничной базе – с СУ-100П, к производству которой готовятся 2-3 завода.

Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета “Шилки” по сравнению с “Енисеем”. Даже стоимость их была сопоставима. Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только “Шилку”, а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над “Енисеем”. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по “Енисею” появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

Характеристики:
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушками вперед 6460
длина корпуса 6460
ширина 3100
Бронирование противопульное
Вооружение 2х37-мм пушки 500П (артсистема “Ангара”)
Боекомплект 2900 выстрелов
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 4500
Двигатель В-54-105, мощность 294 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м 1,0

37-мм ЗСУ-37-2 “Енисей”

17 апреля 1957 года, почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2, Совет Министров СССР принял постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ “Шилка” и “Енисей” с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1. Формально “Шилка” и “Енисей” не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй – для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. В зенитной самоходной установке ЗСУ-37-2 “Енисей” был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”. Специально для “Енисея” ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ – по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ “Сигнал”) – по стабилизации линии визирования и линии выстрела. Наведение “Ангары” производилось с помощью помехозащищенного РПК “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн – около 3 см. Но на испытаниях выяснилось, что ни РПК “Тобол” на “Шилке”, ни “Байкал” на “Енисее” не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ. “Обь” включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести – восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены – это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса “Круг”. Шасси для “Енисея” было спроектировано в КБ “Уралмаша” под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м. Для электропитания бортовой сети “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха. Испытания ЗСУ “Шилка” и “Енисей” проходили параллельно, хотя и по разным программам. “Енисей” имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и, согласно заключению Государственной комиссии, обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м. Нормальный режим стрельбы (танковый) – непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта. В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ “Енисей” превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2. На испытаниях ЗСУ “Енисей” обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20-25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Точность стрельбы пушки “Ангара” в 2-2,5 раза выше, чем пушки С-68. За время государственных испытаний из пушки “Ангара” сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по ТТТ. По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять “Енисей” для защиты армейских зенитных ракетных комплексов “Круг” и “Куб”, поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. После окончания испытаний “Шилки” и “Енисея” государственная комиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:
1. “Шилка” и “Енисей” оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде;
2. вес “Енисея” 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;
3. при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м “Шилка” эффективней “Енисея” в 2 и 1,5 раза соответственно;
4. “Енисей” предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: – танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. “Енисей” обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего “Шилка” не может обеспечить; – имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. “Енисей” может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск;
5. унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: – по “Шилке” – 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном, производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; – по “Енисею” – РПК унифицирован по модулям с системой “Круг”, по гусеничной базе – с СУ-100П, к производству которой готовятся 2-3 завода.

Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета “Шилки” по сравнению с “Енисеем”. Даже стоимость их была сопоставима. Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только “Шилку”, а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над “Енисеем”. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по “Енисею” появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

Характеристики:
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушками вперед 6460
длина корпуса 6460
ширина 3100
Бронирование противопульное
Вооружение 2х37-мм пушки 500П (артсистема “Ангара”)
Боекомплект 2900 выстрелов
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 4500
Двигатель В-54-105, мощность 294 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м 1,0

Внимание! Цель в воздухе

(Моделист-конструктор. — 1976. — № 5)

Материал предоставлен: Олег Тульнов

«. В снегу две широкие ямы. Посредине их деревянные срубы для установки орудий дулами вверх. Срубы легко вращаются и позволяют бить по летящему аэроплану», — вспоминает в «Записках с войны» писатель Валентин Катаев.

1914 год поставил перед военными специалистами задачу защиты от воздушного противника. С этой целью стали создавать так называемые «противоаэропланные позиции». Что же могла противопоставить воздушному противнику артиллерия? Обратимся опять к запискам очевидца.

«Аэроплан приближается. Отчетливо чеканится команда: — К бою! Уровень тридцать один — пятьдесят! Трубка сто двадцать пять! Наводчики, не отрываясь от панорамы, ведут дуло вслед за аэропланом, который приближается с методичным журчаньем. Приблизился, стал отчетливым. — Огонь! Первое, второе. Два облака снега взрываются перед орудиями и блестят на солнце всеми цветами радуги. Все напряженно смотрят. Аэроплан спокойно движется вперед по прямой линии над лесом. — Очередь! Раз, два, три. Опять два выстрела. Аэроплан уходит. Разрыв. другой. Теперь немного впереди. Облачка тают и рассеиваются, Аэроплан удаляется. Теперь до него уже пять верст. «

Принятые на вооружение в годы первой мировой войны, дирижабли и самолеты очень скоро стали грозным боевым средством. Наземным войскам требовалось оружие для уничтожения летательных аппаратов или, по крайней мере, оружие, которое бы затрудняло ведение наблюдений, разведку, бомбометание и штурмовку. Защита от неприятельских самолетов возлагалась «а свою авиацию, но она не могла непрерывно находиться в воздухе. Кроме того, из-за отсутствия надежной связи авиация не всегда оперативно реагировала на запросы пехоты, кавалерии и тыловых частей. Было очевидным, что артиллерия наиболее надежное средство защиты от воздушного противника. К этому времени и относится создание описанных выше позиций, где применялась «универсальная», как тогда считали, полевая русская «трехдюймовка» — 76,2-мм орудие (рис.1).

Но столь ли «универсальной» была пушка? Как известно, условия стрельбы по воздушным целям совсем иные, чем по наземным. Для этого необходимо орудие с высокой начальной скоростью снаряда, большим углом вертикального обстрела и хорошей скорострельностью. Пушки для наземной стрельбы, в частности и знаменитая «трехдюймовка», такими качествами не обладали. Был и еще один недостаток; расположенные на заранее оборудованных позициях, эти орудия могли защищать? Только стационарный район обороны. Войска, находившиеся на марше, лишались прикрытия. Подготовка срубов, изготовление вертлюгов, установка орудий требовали много времени, и поэтому быстро открыть огонь по внезапно появившемуся самолету или дирижаблю было нельзя.

Читать еще:  Автомат ТКБ-09 (СССР)

Было признано, что наиболее успешно с задачами сопровождения войск на марше справится артиллерия на подвижном самоходном шасси. В пользу этого вывода говорил и тот факт, что зенитных пушек не хватало, и быстротой маневра собирались компенсировать их численный недостаток.

В 1914 году в России была принята на вооружение 76,2-мм зенитная пушка конструкции Ф. Ф. Лендера (рис.2) с полуавтоматическим затвором на шасси грузового автомобиля Русско-Балтийского завода. Эта самоходная установка, или, как их тогда называли, «автопушка», намного превосходила даже более поздние зарубежные образцы. Русскому орудию уступали и американская самоходная зенитная, и французская 75-мм пушки образца 1917 года. Всего за 1,5 — 2 мин орудие приводилось в боевое положение. Начальная скорость снаряда составляла 588 м/с. Вся установка весила 6,8 т. Скорострельность достигала 20 — 25 выстрелов в минуту.

«Автопушками» был вооружен в 1918 году Стальной Путиловокий противосамолетный дивизион. В его подвижную батарею входили четыре орудия Лендера, установленные на грузовиках с частично бронированными кабинами, четыре грузовых автомобиля с запасом снарядов, три грузовых автомобиля для команды и четыре мотоцикла для связи. Дополнительное вооружение состояло из четырех пулеметов «максим».

Первое донесение с Северного фронта, куда дивизион прибыл для охраны участка железной дороги, поступило 19 августа 1918 года. В нем говорилось, что «после двух удачных очередей летательный аппарат лег на крыло и резко снизился в своем расположении». В ходе боев росло мастерство зенитчиков, и вскоре «автопушки» стали грозой для вражеской авиации.

Совершенствовались и сами установки, конструкторы повысили проходимость автомобиля, сделав его трехосным. Так были приняты на вооружение 76,2-мм зенитные установки на базе автомобиля ЯГ-10 (рис.3) отечественного производства. На вооружении сухопутных войск в годы Великой Отечественной войны находились 25-мм автоматическая пушка образца 1940 года, 37-мм автоматическая, 76,2-мм и 85-мм зенитные пушки (все образцы 1939 года). Последняя поражала самолеты на высоте до Т 0 500 м и могла буксироваться за автомобилем со скоростью до 50 км/ч.

В 1942 году сделали попытку создать зенитное орудие на гусеничном ходу. По постановлению Артиллерийского комитета промышленность изготовила опытную зенитную самоходную артиллерийскую установку на база легких танков Т-60 и Т-70 с 37-мм автоматической пушкой (рис.5). Установка имела хорошую маневренность, но была признана несовершенной из-за неудачного расположения прицела, неудобной компоновки боевого отделения и некоторых других недостатков. В дальнейшем под орудия использовали четырехколесные платформы.

Итоги второй мировой войны позволили сделать вывод, что зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по ниэколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов 76 и 85-мм орудий на малой высоте над своими же войсками весьма опасны. С возрастанием живучести самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек калибром 25 и 37 мм. Расход снарядов малокалиберной зенитной артиллерии на один сбитый самолет из-за увеличения скоростей воздушных целей повысился в 1,5 — 2 раза.

Напрашивалось решение: создать для низколетящих целей автоматическую пушку высокой скорострельности, позволяющую вести огонь сильными шквалами в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, которая движется с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая большей, чем одноствольное орудие, скорострельностью.

Современные малокалиберные зенитные пушки отличаются от образцов зенитной артиллерии второй мировой войны повышенной скорострельностью, точностью стрельбы и увеличенными скоростями наведения. Если к концу войны скорострельность 20 и 40-мм пушек достигала 80 — 250 и только иногда 480 выстрелов в минуту, то в настоящее время показатели тех же калибров значительно повысились. Создаются системы многоствольных установок: спаренных, строенных, счетверенных и сшестеренных. Они устанавливаются на самоходных шасси высокой проходимости и, как правило, бронируются,

В послевоенные годы в Советской Армии была принята на вооружение спаренная 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (рис.6), предназначена для защиты танков от воздушного противника. Базой для нее послужили узлы и механизмы среднего танка Т-54. Эта машина имела полностью бронированный корпус, подвижную рубку и такую же высокую проходимость, как и танки. Все операции перезаряжания и производства выстрела (открывание затвора, подача очередного патрона на линию досылки, выбрасывание гильзы из экстракторов поршня Затвора, досылка патрона в камеру, закрывание затвора и спуск ударника) совершаются автоматически за счет энергии отката и пороховых газов.

Следующим шагом в создании малокалиберных самоходных зенитных орудий стала счетверенная зенитная установка ЗСУ-23-4 (рис.4). Она способна вести эффективный огонь по воздушным целям, двигаясь в боевых порядках войск. В ее задачи входит защита объектов, боевых порядков и колонн на марше от самолетов и вертолетов противника, летящих на высотах до 1500 м.

Основу установки составляет 23-мм автоматическая зенитная пушка. Ее четыре ствола во вращающейся башне обеспечивают высокий темп стрельбы. Все системы ЗСУ смонтированы на гусеничной бронированной машине, обеспечивающей высокую подвижность и проходимость по местности. Самоходная установка оснащена аппаратурой, позволяющей командиру и механику-водителю ориентироваться на местности и прокладывать курс по карте.

В качестве силовой установки использован четырехтактный дизельный двигатель. Агрегаты электропитания и генераторы — постоянного и переменного тока.

Установку ЗСУ-23-4 отличает высокая точность стрельбы при любой погоде и а любое время суток. Это позволяет эффективно бороться с воздушным противником и надежно прикрывать войска во всех видах боевых действий.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

А вернее её отсутствие. Да, укладки снарядов в передней и задней частях кузова прикрыты 12-мм бронещитками, однако подрыв боеукладки — меньшее, что должно волновать водителя зенитной самоходки 29-К.

Любой поражающий элемент на поле боя, от винтовочной пули до мельчайшего осколка артиллерийского снаряда, является критической угрозой существованию 29-К. Попадая под пулемётный обстрел, эта самоходка чаще всего не способна продержаться под градом свинца и 10 секунд, а тратить на неё целый снаряд противник скорее всего не захочет, так что даже случайного союзника гибель 29-К никак не спасёт. Экипаж из 6 человек, разбросанный по всей длине самоходки, позволяет выдержать пару-тройку пулемётных очередей, но не более, после чего противник перенесёт огонь чуть в сторону от уже уничтоженных артиллеристов, на чём боевая история 29-К и будет безвременно завершена. Захват точек (если до них удаётся добраться) также является делом выдающейся храбрости, ведь случайного арт-снаряда упавшего в 5 метрах от 29-К будет достаточно, чтобы полностью или на половину сократить экипаж бравых зенитчиков. Если же водитель 29-К замешкается и задержит свою машину на открытой местности хотя бы на несколько минут, то враждебно настроенные военно-воздушные силы быстро продемонстрируют ему ошибочность такого решения, уничтожив беззащитную зенитку одним точным пулемётным проходом.

В общем и целом, живучесть у 29-К никакая, и единственный шанс уцелеть на поле боя — это как можно реже попадаться противнику на глаза прячась по кустам и оврагам, либо выводить из строя танки противника раньше, чем те успеют повернуть свою башню и дать прицельного пулемётного стрекача.

Подвижность

В мечтах о светлом коммунистическом будущем, труженик тыла, грузовичок ЯГ-10, способен развить скорость в 70 км/ч, но на гораздо менее прозаичных, реальных полях сражений, будучи перегружен тяжеленным дальнобойным зенитным орудием, этот красный чемпион способен выдать лишь 17-20 км/ч, да и то, если косогор под колесом не подвернётся. А вот если уж косогор подвернулся и, за каким-то непонятным бесом, ЯГ-10 вынужден ехать в горку, то тут радость принесут и 7-10 км/ч, ведь иначе он просто скатится обратно вниз, несмотря на потуги водителя занять позицию повыгоднее или уйти из под неотвратимого арт-удара. В жарких песках зарубежных пустынь или на родных заснеженных просторах западной Европы, ЯГ-10 и вовсе не выдаст более 16 км/ч, но и на том ему спасибо.

В качестве памятки водителю сего чуда инженерной мысли, указано, что лучшим вариантом добраться до места боя, является активное пользование сетью городских и грунтовых дорог, на которых скорость и манёвренность ЯГ-10 существенно возрастают, но вместе с тем возрастает и риск попасть под вражеский обстрел. Кстати, один раз попав под обстрел противника, команда 29-К, скорее всего, больше под него не попадёт не разу, потому что под первым же обстрелом вся по братски и поляжет. Занять позицию в кустах на дальнем холме 29-К, также не сможет, ведь максимальный преодолеваемый подъем составляет всего 13°, а это немного меньше, чем немного. Когда же над головами зенитчиков разверзнутся облака, и с неба посыплются вражеские арт-снаряды, команда 29-К сможет наблюдать за фейерверком из первых рядов, ведь сделать что-то ещё кроме этого она всё равно не успеет.

Подвижность перегруженного ЯГ-10, пожалуй, даже хуже чем его живучесть, а значит на фоне подвижности, живучесть 29-К можно назвать положительной стороной. Для всех тех, кто захочет попробовать себя в роли мастера скрытных противотанковых засад совет будет простой — крепитесь.

ЗСУ-37-2 Енисей

ЗСУ-37-2 Енисей разрабатывалась на конкурсной основе параллельно с разработкой ЗСУ-23-4 Шилка для обеспечения противовоздушной обороны танковых полков и дивизий до высот 3000 м.

Согласно Постановлению СМ СССР (Совет Министров СССР) №426-211 от 17 апреля 1957 года конструкторами ОКБ-3 «Уралмашзавода» под руководством главного конструктора Г.С. Ефимова и ведущего конструктора Ю.В. Томашова начались работы по созданию 37-мм зенитной самоходной установки ЗСУ-37-2 Енисей.

Тактико-технические требования (ТТТ) были выданы ГРАУ (Государственное ракетно-артиллерийское управление) с согласованием с ГБТУ (Государственное бронетанковое управление) головному исполнителю ОКБ-3 «Уралмашзавода». ТТТ на создание 37-мм спаренной автоматической зенитной пушки «Ангара» выдано ОКБ-43. ТТТ на создание малогабаритного радиолокационного приборного комплекса «Байкал» выдано НИИ-20 ГКРЭ.

Эскизный проект ЗСУ-37-2 Енисей был представлен 21 апреля 1958 года и, с вердиктом о снижении масси машины до 25,5 тонн, был утвержден.

Первый образец ЗСУ-37-2 Енисей был изготовлен в марте 1959 года и с января 1960 года по август 1961 года проходил заводские мспытания. Приемо-сдаточные испытания опытного образца ЗСУ-37-2 Енисей проходили на Донгузском полигоне в Оренбургской области с декабря 1960 года по 10 августа 1961 года. Государственные испытания проводились с 10 августа по 20 октября 1961 года. С 20 по 30 октября 1961 года был проведен второй сравнительный этап испытаний на полигоне в Кубинке совместно с ЗСУ-23-4 Шилка. Во время испытаний ЗСУ-37-2 Енисей прошла 1185 км, при этом радиолокационный прицел проработал 375 часов и было сделано 6266 выстрелов, во время которых случилось 2 задержки и 4 поломки. В процессе испытаний было предложено применять ЗСУ-37-2 Енисей для покрытия мёртвой зоны ЗРК Круг и ЗРК Куб. По итогам комиссии было рекомендовано принят ЗСУ-37-2 Енисей на вооружение. Но принята была только ЗСУ Шилка, а 20 сентября 1962 года был издан приказ о прекращении работ над ЗСУ-37-2 Енисей и сворачивании производства 37-мм боеприпасов к ней.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей выполнена на шасси опытной СУ-100ПМ (изделие 105М), которое имело 6 опорных катков диаметром 630 мм 3 поддерживающих ролика диаметром 250 мм, ведущее переднее и направляющее заднее колеса по каждому борту. Подвеска ЗСУ индивидуальная торсионная.

Экипаж ЗСУ-37-2 Енисей состоял из 4 человек. Место механика водителя находилось в отделении управления, в передней части корпуса слева. Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с дизельным двигателем В-54-105 мощностью 400 л.с. (294 кВт) и агрегатами трансмиссии находилось спереди справа. В корме ЗСУ располагалось боевое отделение с поворотной башней и местами остальных членов экипажа и командира машины. Обзорность экипажу обеспечивали перископические приборы, а механик-водитель и командир снабжались ночными приборами ТВН-2 и ТКН-1.

Основным вооружением ЗСУ-37-2 Енисей является спаренная пушечная установка 2А12 «Ангара» с 37-мм автоматичекими пушками 500П (2А11) Ижевского завода, имеющими ленточное питание. Установка имела жидкостное охлаждение стволов. Углы вертикального наведения пушек составляли от -1° до +85°. Боеприпасы пушки 500П оригинальны и не совместимы с другими 37-мм пушками.

Для ведения прицельного огня и поиска целей применялся радиолокационный прицельный комплекс 1А11 «Байкал» с РЛС 1РЛ34 и телевизионно-оптический визир разработки НИИ-20 ГКРЭ. Дальность обнаружения цели типа реактивного самолета истребителя в секторе 30° — 18 км, дальность его сопровождения — 20 км, вертикальная скорость сопровождения цели — до 40°/сек. В боевую готовность ЗСУ-37-2 Енисей переводится из режима предварительной готовности за 10-15 секунд, а время непрерывной работы составляет 8 часов. РЛС (радиолокационная станция) способна работать на отказ 25 часов, РЛПК (радиолокационный приборный комплеск) работает на отказ 15 часов.

Зенитная самоходная установка ЗСУ-37-2 Енисей способна вести огонь по наземным целям в движении при использовании телевизионно-оптического визира, а с места — при использовании прицел-дублера и гидроприводов. ЗСУ снабжена аппаратурой госопознавания «Кремний-2М».

ЗСУ-37-2 Енисей имела газотурбинный электрогенератор разработки НАМИ, с помощью которого обеспечивалась быстрая готовность установки к работе при низких температурах. ЗСУ не имела системы защиты от оружия массового пораженния.

В 1960 году ЗСУ-37-2 Енисей была доработана с изменением шасси на семикатковое и применением новой гусеницы с РМШ (резино-металлические шарниры).

37-мм ЗСУ-37-2 “Енисей”

17 апреля 1957 года, почти одновременно с началом серийного производства ЗСУ-57-2, Совет Министров СССР принял постановление № 426-211 о разработке новых скорострельных ЗСУ “Шилка” и “Енисей” с радиолокационными системами наведения. Это был своего рода ответ на принятие на вооружение в США ЗСУ М42А1. Формально “Шилка” и “Енисей” не являлись конкурентами, так как первая разрабатывалась для обеспечения ПВО мотострелковых полков для поражения целей на высотах до 1500 м, а второй – для ПВО танковых полков и дивизий и действовал на высотах до 3000 м. В зенитной самоходной установке ЗСУ-37-2 “Енисей” был использован 37-мм автомат 500П, разработанный в ОКБ-16 (главный конструктор А.Э. Нудельман). 500П не имел аналогов по баллистике, и его патроны не были взаимозаменяемы с другими 37-мм автоматическими пушками армии и флота за исключением малосерийной зенитной установки “Шквал”. Специально для “Енисея” ОКБ-43 спроектировало спаренную пушку “Ангара”, оснащенную двумя автоматами 500П с ленточным питанием. “Ангара” имела систему жидкостного охлаждения стволов и следящие электрогидравлические приводы, которые в дальнейшем планировалось заменить чисто электрическими. Системы приводов наведения разрабатывались московским ЦНИИ-173 ГКОТ – по силовым следящим приводам наведения и Ковровским филиалом ЦНИИ-173 (ныне ВНИИ “Сигнал”) – по стабилизации линии визирования и линии выстрела. Наведение “Ангары” производилось с помощью помехозащищенного РПК “Байкал”, созданного в НИИ-20 ГКРЭ и работавшего в сантиметровом диапазоне волн – около 3 см. Но на испытаниях выяснилось, что ни РПК “Тобол” на “Шилке”, ни “Байкал” на “Енисее” не могли самостоятельно с достаточной эффективностью осуществлять поиск воздушной цели, поэтому еще в постановлении СМ № 426-211 от 17.04.1957 г. предусматривалось создание и передача на государственные испытания во II квартале 1960 года подвижной РЛС “Обь” для управления ЗСУ. “Обь” включала в себя командирскую машину “Нева” с РЛС целеуказания “Иртыш” и РПК “Байкал”, размещенный в ЗСУ “Енисей”. Комплекс “Обь” должен был одновременно управлять огнем шести – восьми ЗСУ. Впрочем, в середине 1959 года работы по “Оби” были прекращены – это давало возможность ускорить доводку зенитного ракетного комплекса “Круг”. Шасси для “Енисея” было спроектировано в КБ “Уралмаша” под руководством Г.С. Ефимова на основе шасси опытной самоходной установки СУ-100П. Производство его предполагалось развернуть на Липецком тракторном заводе.

Читать еще:  Опытный истребитель Consolidated Vultee XP-81 (США)

ЗСУ-37-2 имела противопульное бронирование, которое в местах размещения боекомплекта обеспечивало защиту от 7,62-мм винтовочной бронебойной пули Б-32 с дистанции 400 м. Для электропитания бортовой сети “Енисей” снабжался специальным газотурбинным двигателем, разработанным в НАМИ, использование которого позволяло обеспечивать быструю готовность к бою при низких температурах воздуха. Испытания ЗСУ “Шилка” и “Енисей” проходили параллельно, хотя и по разным программам. “Енисей” имел зону поражения по дальности и потолку, близкую к ЗСУ-57-2, и, согласно заключению Государственной комиссии, обеспечивал прикрытие танковых войск во всех видах боя, так как средства воздушного нападения по танковым войскам преимущественно действуют на высотах до 3000 м. Нормальный режим стрельбы (танковый) – непрерывная очередь до 150 выстрелов на ствол, затем перерыв 30 с (воздушное охлаждение) и повторение цикла до израсходования боекомплекта. В ходе испытаний было установлено, что одна ЗСУ “Енисей” превосходит по своей эффективности шестиорудийную батарею 57-мм пушек С-60 и батарею из четырех ЗСУ-57-2. На испытаниях ЗСУ “Енисей” обеспечивала стрельбу в движении по целине со скоростью 20-25 км/ч. При движении по танковой трассе на полигоне со скоростью 8-10 км/ч точность стрельбы была на 25% ниже, чем с места. Точность стрельбы пушки “Ангара” в 2-2,5 раза выше, чем пушки С-68. За время государственных испытаний из пушки “Ангара” сделали 6266 выстрелов. При этом были отмечены всего две задержки и четыре поломки, что составило 0,08% задержек и 0,06% поломок от числа произведенных выстрелов, что меньше допустимых по ТТТ. По данным, полученным в ходе испытаний, было предложено применять “Енисей” для защиты армейских зенитных ракетных комплексов “Круг” и “Куб”, поскольку зона его эффективной стрельбы перекрывала мертвую зону этих ЗРК. После окончания испытаний “Шилки” и “Енисея” государственная комиссия рассмотрела сравнительные характеристики обеих ЗСУ и выдала по ним заключение:
1. “Шилка” и “Енисей” оснащены радиолокационным комплексом и обеспечивают стрельбу днем и ночью при любой погоде;
2. вес “Енисея” 28 т, что недопустимо для вооружения мотострелковых подразделений и ВДВ;
3. при стрельбе по самолетам МиГ-17 и Ил-28 на высоте 200 и 500 м “Шилка” эффективней “Енисея” в 2 и 1,5 раза соответственно;
4. “Енисей” предназначен для ПВО танковых полков и танковых дивизий по следующим соображениям: – танковые подразделения и соединения действуют в основном в отрыве от основной группы войск. “Енисей” обеспечивает сопровождение танков на всех этапах боя, обеспечивает эффективный огонь на высотах до 3000 м и дальностях до 4500 м. Использование этой установки практически исключает точное бомбометание по танкам, чего “Шилка” не может обеспечить; – имеются достаточно мощные осколочно-фугасный и бронебойный снаряды. “Енисей” может вести более эффективную стрельбу на самооборону по наземным целям при следовании в боевых порядках танковых войск;
5. унификация новых ЗСУ с изделиями, состоящими в серийном производстве: – по “Шилке” – 23-мм автомат и выстрелы к нему состоят в серийном, производстве. Гусеничная база СУ-85 изготавливается на ММЗ; – по “Енисею” – РПК унифицирован по модулям с системой “Круг”, по гусеничной базе – с СУ-100П, к производству которой готовятся 2-3 завода.

Как в приведенных выдержках из заключения комиссии, так и в остальных документах нет четкого обоснования приоритета “Шилки” по сравнению с “Енисеем”. Даже стоимость их была сопоставима. Комиссия рекомендовала принять на вооружение обе ЗСУ. Но постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года № 925-401 на вооружение приняли только “Шилку”, а 20 сентября того же года последовал приказ ГКОТ о прекращении работ над “Енисеем”. Косвенным доказательством щекотливости ситуации было то, что через два дня после закрытия работ по “Енисею” появился приказ ГКОТ об одинаковом премировании организаций, работавших над обеими машинами.

Характеристики:
Боевая масса, т 27,5
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм:
длина с пушками вперед 6460
длина корпуса 6460
ширина 3100
Бронирование противопульное
Вооружение 2х37-мм пушки 500П (артсистема “Ангара”)
Боекомплект 2900 выстрелов
Дальность стрельбы по воздушным целям, м 4500
Двигатель В-54-105, мощность 294 кВт
Удельное давление на грунт, Мпа 0,061
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия: глубина брода, м 1,0

Внимание! Цель в воздухе

(Моделист-конструктор. — 1976. — № 5)

Материал предоставлен: Олег Тульнов

«. В снегу две широкие ямы. Посредине их деревянные срубы для установки орудий дулами вверх. Срубы легко вращаются и позволяют бить по летящему аэроплану», — вспоминает в «Записках с войны» писатель Валентин Катаев.

1914 год поставил перед военными специалистами задачу защиты от воздушного противника. С этой целью стали создавать так называемые «противоаэропланные позиции». Что же могла противопоставить воздушному противнику артиллерия? Обратимся опять к запискам очевидца.

«Аэроплан приближается. Отчетливо чеканится команда: — К бою! Уровень тридцать один — пятьдесят! Трубка сто двадцать пять! Наводчики, не отрываясь от панорамы, ведут дуло вслед за аэропланом, который приближается с методичным журчаньем. Приблизился, стал отчетливым. — Огонь! Первое, второе. Два облака снега взрываются перед орудиями и блестят на солнце всеми цветами радуги. Все напряженно смотрят. Аэроплан спокойно движется вперед по прямой линии над лесом. — Очередь! Раз, два, три. Опять два выстрела. Аэроплан уходит. Разрыв. другой. Теперь немного впереди. Облачка тают и рассеиваются, Аэроплан удаляется. Теперь до него уже пять верст. «

Принятые на вооружение в годы первой мировой войны, дирижабли и самолеты очень скоро стали грозным боевым средством. Наземным войскам требовалось оружие для уничтожения летательных аппаратов или, по крайней мере, оружие, которое бы затрудняло ведение наблюдений, разведку, бомбометание и штурмовку. Защита от неприятельских самолетов возлагалась «а свою авиацию, но она не могла непрерывно находиться в воздухе. Кроме того, из-за отсутствия надежной связи авиация не всегда оперативно реагировала на запросы пехоты, кавалерии и тыловых частей. Было очевидным, что артиллерия наиболее надежное средство защиты от воздушного противника. К этому времени и относится создание описанных выше позиций, где применялась «универсальная», как тогда считали, полевая русская «трехдюймовка» — 76,2-мм орудие (рис.1).

Но столь ли «универсальной» была пушка? Как известно, условия стрельбы по воздушным целям совсем иные, чем по наземным. Для этого необходимо орудие с высокой начальной скоростью снаряда, большим углом вертикального обстрела и хорошей скорострельностью. Пушки для наземной стрельбы, в частности и знаменитая «трехдюймовка», такими качествами не обладали. Был и еще один недостаток; расположенные на заранее оборудованных позициях, эти орудия могли защищать? Только стационарный район обороны. Войска, находившиеся на марше, лишались прикрытия. Подготовка срубов, изготовление вертлюгов, установка орудий требовали много времени, и поэтому быстро открыть огонь по внезапно появившемуся самолету или дирижаблю было нельзя.

Было признано, что наиболее успешно с задачами сопровождения войск на марше справится артиллерия на подвижном самоходном шасси. В пользу этого вывода говорил и тот факт, что зенитных пушек не хватало, и быстротой маневра собирались компенсировать их численный недостаток.

В 1914 году в России была принята на вооружение 76,2-мм зенитная пушка конструкции Ф. Ф. Лендера (рис.2) с полуавтоматическим затвором на шасси грузового автомобиля Русско-Балтийского завода. Эта самоходная установка, или, как их тогда называли, «автопушка», намного превосходила даже более поздние зарубежные образцы. Русскому орудию уступали и американская самоходная зенитная, и французская 75-мм пушки образца 1917 года. Всего за 1,5 — 2 мин орудие приводилось в боевое положение. Начальная скорость снаряда составляла 588 м/с. Вся установка весила 6,8 т. Скорострельность достигала 20 — 25 выстрелов в минуту.

«Автопушками» был вооружен в 1918 году Стальной Путиловокий противосамолетный дивизион. В его подвижную батарею входили четыре орудия Лендера, установленные на грузовиках с частично бронированными кабинами, четыре грузовых автомобиля с запасом снарядов, три грузовых автомобиля для команды и четыре мотоцикла для связи. Дополнительное вооружение состояло из четырех пулеметов «максим».

Первое донесение с Северного фронта, куда дивизион прибыл для охраны участка железной дороги, поступило 19 августа 1918 года. В нем говорилось, что «после двух удачных очередей летательный аппарат лег на крыло и резко снизился в своем расположении». В ходе боев росло мастерство зенитчиков, и вскоре «автопушки» стали грозой для вражеской авиации.

Совершенствовались и сами установки, конструкторы повысили проходимость автомобиля, сделав его трехосным. Так были приняты на вооружение 76,2-мм зенитные установки на базе автомобиля ЯГ-10 (рис.3) отечественного производства. На вооружении сухопутных войск в годы Великой Отечественной войны находились 25-мм автоматическая пушка образца 1940 года, 37-мм автоматическая, 76,2-мм и 85-мм зенитные пушки (все образцы 1939 года). Последняя поражала самолеты на высоте до Т 0 500 м и могла буксироваться за автомобилем со скоростью до 50 км/ч.

В 1942 году сделали попытку создать зенитное орудие на гусеничном ходу. По постановлению Артиллерийского комитета промышленность изготовила опытную зенитную самоходную артиллерийскую установку на база легких танков Т-60 и Т-70 с 37-мм автоматической пушкой (рис.5). Установка имела хорошую маневренность, но была признана несовершенной из-за неудачного расположения прицела, неудобной компоновки боевого отделения и некоторых других недостатков. В дальнейшем под орудия использовали четырехколесные платформы.

Итоги второй мировой войны позволили сделать вывод, что зенитные орудия достаточно эффективны в борьбе с самолетами на средних и больших высотах, но непригодны для стрельбы по ниэколетящим целям, обладающим большой скоростью, так как в этом случае самолет мгновенно выходит за пределы сферы обстрела. Кроме того, разрывы снарядов 76 и 85-мм орудий на малой высоте над своими же войсками весьма опасны. С возрастанием живучести самолетов снизилась и эффективность автоматических зенитных пушек калибром 25 и 37 мм. Расход снарядов малокалиберной зенитной артиллерии на один сбитый самолет из-за увеличения скоростей воздушных целей повысился в 1,5 — 2 раза.

Напрашивалось решение: создать для низколетящих целей автоматическую пушку высокой скорострельности, позволяющую вести огонь сильными шквалами в течение тех очень коротких промежутков времени, когда самолет находится в зоне поражения. Установка должна быстро изменять наводку, чтобы следить за целью, которая движется с большими угловыми скоростями. Больше всего для этого подходила многоствольная установка, обладающая большей, чем одноствольное орудие, скорострельностью.

Современные малокалиберные зенитные пушки отличаются от образцов зенитной артиллерии второй мировой войны повышенной скорострельностью, точностью стрельбы и увеличенными скоростями наведения. Если к концу войны скорострельность 20 и 40-мм пушек достигала 80 — 250 и только иногда 480 выстрелов в минуту, то в настоящее время показатели тех же калибров значительно повысились. Создаются системы многоствольных установок: спаренных, строенных, счетверенных и сшестеренных. Они устанавливаются на самоходных шасси высокой проходимости и, как правило, бронируются,

В послевоенные годы в Советской Армии была принята на вооружение спаренная 57-мм зенитная самоходная установка ЗСУ-57-2 (рис.6), предназначена для защиты танков от воздушного противника. Базой для нее послужили узлы и механизмы среднего танка Т-54. Эта машина имела полностью бронированный корпус, подвижную рубку и такую же высокую проходимость, как и танки. Все операции перезаряжания и производства выстрела (открывание затвора, подача очередного патрона на линию досылки, выбрасывание гильзы из экстракторов поршня Затвора, досылка патрона в камеру, закрывание затвора и спуск ударника) совершаются автоматически за счет энергии отката и пороховых газов.

Следующим шагом в создании малокалиберных самоходных зенитных орудий стала счетверенная зенитная установка ЗСУ-23-4 (рис.4). Она способна вести эффективный огонь по воздушным целям, двигаясь в боевых порядках войск. В ее задачи входит защита объектов, боевых порядков и колонн на марше от самолетов и вертолетов противника, летящих на высотах до 1500 м.

Основу установки составляет 23-мм автоматическая зенитная пушка. Ее четыре ствола во вращающейся башне обеспечивают высокий темп стрельбы. Все системы ЗСУ смонтированы на гусеничной бронированной машине, обеспечивающей высокую подвижность и проходимость по местности. Самоходная установка оснащена аппаратурой, позволяющей командиру и механику-водителю ориентироваться на местности и прокладывать курс по карте.

В качестве силовой установки использован четырехтактный дизельный двигатель. Агрегаты электропитания и генераторы — постоянного и переменного тока.

Установку ЗСУ-23-4 отличает высокая точность стрельбы при любой погоде и а любое время суток. Это позволяет эффективно бороться с воздушным противником и надежно прикрывать войска во всех видах боевых действий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector